© Плотникова Т.В., Харин В.В., 2019
DOI 10.20310/2587-9340-2019-3-10-243-250 УДК 343.976
НАРКОТИЗМ КАК ОДНА ИЗ АКТУАЛЬНЫХ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Т.В. Плотникова, В.В. Харин
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6436-1209, e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2841-709X, e-mail: [email protected]
Аннотация. Проблема наркотиков преследовала человечество на протяжении всех этапов его развития. Однако в условиях XXI века угроза наркотизма стала весьма актуальна. Исследуя мировой опыт по реализации мер борьбы с наркотизмом, можно выделить несколько основных механизмов противодействия. В исследовании данные механизмы представлены и подробно разобраны. Относительно России можно сказать, что у нас реализуется репрессивная модель социального контроля, однако, есть зачатки и предрасположенности к рестриктивной модели. В целом, проблема наркотиков преследует нашу страну на протяжении всей истории. Показано отношение и способы борьбы с наркотическими веществами в условиях разных исторических этапов. Однако в условиях XXI века наркомания достигла небывалых размахов и в настоящий момент представляет собой весьма опасную угрозу для нашего государства. На вовлечение большого количества людей в столь пагубное общественное явление оказали влияние ряд определенных факторов, характерных для России. На весьма опасную угрозу со стороны наркотизма для национальной безопасности России показывает и активная деятельность государства по противодействию данному явлению. В данном исследовании показаны основные механизмы реализации борьбы с нарко-тизмом.
Ключевые слова: наркотизм; социальное явление; национальная безопасность
Наркотизм является довольно актуальной угрозой XXI века. На современном этапе данная проблема приобрела мировой масштаб. В связи с увеличением степени опасности возросла и актуальность методов и средств по решению данной проблемы.
Исследуя мировой опыт по реализации мер борьбы с наркотизмом, можно выделить три основные политики решения данной проблемы. Данные стратегические механизмы представляют собой модели соци-
ального контроля по реализации мер борьбы. Итак, можно выделить следующие модели:
1) репрессивная;
2) либеральная;
3) рестриктивная (ограничительная).
Первая модель социального контроля - репрессивная. По своей сущности данный способ можно представить в виде «войны с наркотиками». Наркоман, он же наркопотребитель (а, как правило, в данной модели два этих понятия не различаются) является представителем асоциального (то есть противопоставляющего нормам поведения в обществе) типа общественного поведения. Ответственность за такой тип поведения, то есть за употребление наркотиков и вытекающие из этого занятия последствия, ложится полностью на самого человека. Государство снимает с себя ответственность за распространение наркотизма, так как люди - здравомыслящие представители общества и должны сами продумывать и реализовывать свою стратегию поведения. И как результат - сами несут ответственность за свои действия.
Основной метод при реализации данной модели общественного контроля - запрет и изоляция.
Либеральная модель рассматривает заболевание наркоманией как выбор субъекта общественных отношений. Человек, употребляющий наркотические средства, рассматривается как «больной», который вследствие определенных причин (зависящих от его внутренних причин, например, предрасположенность, или внешних факторов, например, склонение со стороны друзей) делал неправильный выбор.
Данная модель является весьма интересной. Государство рассматривает данную социальную проблему как естественную и неустранимую. При этом темп и масштабность развития наркотизма полностью находится в руках государства и зависит от его политики. Государство не пытается искоренить наркотизм посредством назначения наказаний и репрессий. В основе государственной политики лежат лечение и профилактические работы. Они помогают «больным людям» путем обеспечения психологической и медицинской помощи. Либеральный след наблюдается и в регулировании свободного рынка: создание ограниченной легализации наркопотребления, а не полный запрет рынка наркотических веществ.
Промежуточной моделью между двумя вышеперечисленными выступает рестриктивная политика. Данная политика вобрала в себя все «наиболее лучшее» из двух моделей. Ее можно рассматривать как со-
вокупность мер репрессивного (наказание, изоляция) и либерального (психологическое и медицинское лечение) характера.
В рамках данной модели существует разделение двух понятий: наркоман и наркопотребитель. Наркоман - больной человек, который нуждается в психологической и медицинской помощи. А наркопотребитель выступает в качестве первичной цели по реализации государственной программ борьбы с наркоторговлей.
Относительно России можно сказать, что у нас реализуется репрессивная модель социального контроля, однако, есть зачатки и предрасположенности к рестриктивной модели.
Россия, как государство с богатой историей, столкнулось с зарождением наркотизма еще в древности. При этом активное сопротивление незаконному обороту наркотиков со стороны государства началось у нас в стране только после прихода к власти большевиков.
После развала СССР и в сложной экономической ситуации проблема наркотизма стала развиваться с новой силой. Огромное количество населения было вовлечено в это опасное явление, масштабы оборота наркотиков и незаконного наркобизнеса росли с каждым годом.
И вот в современных условиях угроза со стороны наркотиков также остается весьма актуальной. Наркотизм обрел некоторые новые «формы», в частности, большое вовлечение несовершеннолетних, девушек, вовлечение России в мировой наркобизнес, расширение видов наркотиков и т. д. Данные особенности обострили и без того сложную обстановку, делая более опасной угрозу наркотизма.
В условиях XXI века наркомания представляет собой весьма опасную угрозу для нашего государства. В Российской Федерации за последние несколько лет зафиксирована тенденция нарастания темпов и объемов незаконного оборота наркотических веществ. Данная динамика подтверждает, что наркотизм является одной из основных угроз для национальной безопасности.
В результате социальных опросов и изучении современного общество были выявлены две основные причины расширения наркотизма в нашей стране.
1. Приобщение большого количества людей к употреблению наркотиков [1]. В последние годы количество наркозависимых выросло в результате определенных причин. Незаконный рынок наркотиков начал функционировать с большей мощностью, что было вызвано повышением спроса на «товар».
2. Вовлечение России в мировой наркобизнес. Россия с ее положительной тенденцией рынка оборота наркотиков стала лакомым кусочком для мировых представителей наркобизнеса. Наркотики иностранного производства (или на иностранном сырье) хлынули на наш рынок, что также способствует спросу на наркотики. Более того, Россия имеет очень выгодное географическое положение - находится в двух регионах: Азии и Европе. Это позволяет использовать территорию Российской Федерации как транзитную зону, перевалочный пункт для дальнейшего движения наркотических средств в Европу.
Помимо этого мы можем отметить ряд характерных для современного состояния России обстоятельств. Бурное развитие оборотов наркотиков и популяризация наркотизма внесли свой отпечаток на современное состояние [2].
Во-первых, бурное развитие подростковой, а в некоторых случаях и детской наркомании. В результате большого объема предложения и доступности наркотических веществ к данным веществам начали приобщаться несовершеннолетние. Отсутствие должного контроля со стороны институтов общества (семья, школа и т. д.), а также влияние фактора «улицы» привели к росту наркотизма среди данных представителей общества.
Развитие феминизма также отразилось на наркотизме. Сильные и независимые молодые девушки, разделяющие идеи равноправия, также довольно быстро приобщаются к потреблению наркотических веществ. Это привело к повышению доли женского пола среди наркозависимых.
Во-вторых, значительная доступность и постоянное «обновление ассортимента». Доступность вызвана довольно большим объемом рынка, а вот «расширение ассортимента» - это появление новых видов наркотиков. В качестве примера можно привести появление в 2009 г. такого нового вещества, как «спайс» (курительная смесь). Стоит отметить, что законодателем данное вещество не сразу было включено в список наркотических. Какое-то время люди свободно приобретали и использовали данные вещества, нанося вред своему здоровью и формируя у себя зависимость.
Следует также отметить, что большая доступность и «пополнение ассортимента» привели к наличию довольно большого количества наркотических веществ, что в свою очередь спровоцировало такое явление, как полинаркомания - употребление разных наркотических веществ в большом количестве. Раньше, как правило, наркоманы специа-
лизировались на принятии определенного вещества, сейчас же наркозависимые могут экспериментировать с наркотиками.
В-третьих, качество профилактических мероприятий. Одним из аспектов реализации государственной политики по пресечению нарко-тизма в нашей стране является проведение профилактических мероприятий. Как правило, данные мероприятия носят культурно-массовую форму. Мероприятия вовлекают довольно небольшое количество населения. И по своей сущности они являются малоинтересными для современных людей [3].
Немаловажное значение играет и относительно невысокий уровень сознания самих граждан. Были случаи, когда данные мероприятия спровоцировали обратный эффект: ради собственного интереса и проверки информации «на своей шкуре» люди употребляли наркотические вещества.
В-четвертых, это медицинское лечение. В современных условиях для лечения наркозависимых в основном используют только медикаментозное лечение, что недостаточно для полного выздоровления, так как наркотики формируют физическую и психологическую зависимость. Во время реализации психологического лечения наркотизма больной воспринимается как простой психический больной либо бывший криминальный элемент (это характерно для исправительных медицинских учреждений), что также является ошибочным, так как наркотики формируют специфическое психическое восприятие опасных веществ.
В условиях обстановки, обрисованной вышеизложенными обстоятельствами, противодействие незаконному обороту наркотиков становится актуальной и перспективной задачей для нашего государства. В рамках реализации политики по противодействию государственные органы сформировали и приняли ряд нормативно-правовых документов.
Одно из ключевых мест занимает Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах». Законопроект данного нормативно-правового акта был представлен еще в 1996 г., однако, приняли его только в 1998 г. Данный закон установил основные задачи, принципы, механизмы, средства и полномочия государственных органов в сфере реализации политики противодействия незаконному обороту наркотиков. Можно сказать, что он занимает центральное место в нормативной системе противодействия.
Существует законодательное закрепление уголовной ответственности за незаконные действия с наркотическими веществами. Перечень
преступлений, связанных с наркотиками, закреплен в главе 25 Уголовного кодекса Российской Федерации (статьи 228-233). Таким образом, государственные власти реализуют репрессивную модель социального контроля.
Говоря о конкретных органах власти и их вкладе в реализацию политики противодействия, стоит отметить Указ Президента РФ «Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года», который был подписан в 2010 г., и государственные целевые программы Правительства РФ о «Комплексных мерах противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту», которые периодически разрабатываются и принимаются [4].
На федеральном уровне активное участие в борьбе с наркотическими веществами принимают федеральные органы исполнительной власти РФ. В их число входит Министерство внутренних дел, Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство иностранных дел, Министерство обороны, Федеральная служба безопасности, Федеральная таможенная служба и др. Посредствам деятельности данных органов реализуется фактическое, реальное противодействие незаконному обороту наркотиков.
Также значительный вклад вносят государственные органы субъектов РФ и органы местного самоуправления. Они формирую законодательную базу на своем уровне, а также координируют деятельность по фактическому противодействию незаконному обороту наркотиков.
Таким образом, в условиях современного состояния наркотизм является весьма опасной угрозой, которая обладает рядом относительно новых обстоятельств и признаков. Государство пытается создать действующий механизм противодействия незаконному обороту наркотических средств путем принятия и реализации антинаркотической политики. Данный факт еще раз подчеркивает важность угрозы со стороны наркотиков (а в частности, со стороны наркотизма) на национальную безопасность государства.
Список литературы
1. Битти М. Алкоголик в семье, или преодоление созависимости. М.: Просвещение, 1997. 255 с.
2. Сергеев А.Н. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ / под ред. А.Н. Сергеева. М.: Учеб.-конс. центр «ЮрИнфоР», 2000. 286 с.
3. Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного поведения. СПб., 1993. 64 с.
4. Сергеева А.А. Пробелы правового регулирования борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ // Российский следователь. 2006. № 10. С. 42-44.
Поступила в редакцию 21.01.2019 г. Поступила после рецензирования 18.02.2019 г. Принята к публикации 25.04.2019 г.
Информация об авторах
Плотникова Татьяна Владиславовна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры специальной подготовки и обеспечения национальной безопасности, зам. директора института права и национальной безопасности по инновационно-производственной работе. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация.
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6436-120, e-mail: [email protected] Харин Вадим Витальевич - контролер Управления безопасности. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2841-709X, e-mail: [email protected]
Для цитирования
Плотникова Т.В., Харин В.В. Наркотизм как одна из актуальных угроз национальной безопасности России // Актуальные проблемы государства и права. 2019. Т. 3. № 10. С. 243-250. DOI 10.20310/2587-9340-2019-3-10-243-250
DOI 10.20310/2587-9340-2019-3-10-243-250 NARCOTISM AS ONE OF THE URGENT THREATS TO THE NATIONAL SECURITY OF RUSSIA
T.V. Plotnikova, V.V. Kharin
Derzhavin Tambov State University
33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6436-120, e-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2841-709X, e-mail: [email protected]
Abstract. The narcotics problem has plagued humanity throughout all stages of its development. However, in conditions of 21th century, the threat of narcotism has become very urgent. Studying the world experience in the narcotism control measures implementation, we can identify several main mechanisms of counteraction. In this study, we present and analyze these mechanisms in detail. As for Russia, we can say that we are implementing a repressive social control model, but there are rudiments and predispositions to a restrictive model. In general, the narcotics problem has plagued our country throughout history. We show the relation and ways of fight against narcotics
in the conditions of different historical stages. However, in the 21th century, narcotic addiction has reached unprecedented proportions and now represents a very dangerous threat to our state. The involvement of a large number of people in such a harmful social phenomenon was influenced by a number of certain factors characteristic of Russia. The very dangerous threat of narcotism to the Russia national security is also shown by the state counteraction dynamism against this phenomenon. This study shows the main mechanisms of narcotism implementation.
Keywords: narcotism; social phenomenon; national security
References
1. Bitti M. Alkogolik v sem'ye, ili preodoleniye sazavisimosti [Alcoholic in the Family, or Overcoming Codependence]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1997, 255 p. (In Russian).
2. Sergeyev A.N. Protivodeystviye nezakonnomu oborotu narkoticheskikh sredstv i psik-hotropnykh veshchestv [Countering Illicit Traffic in Narcotic Drugs and Psychotropic Substances]. Moscow, Study Support Centre "YurlnfoR", 2000, 286 p. (In Russian).
3. Gilinskiy Y.I., Afanasyev V.S. Sotsiologiya deviantnogo povedeniya [Deviant Behavior Sociology]. St. Petersburg, 1993, 64 p. (In Russian).
4. Sergeyeva A.A. Probely pravovogo regulirovaniya bor'by s nezakonnym oborotom narkoticheskikh sredstv i psikhotropnykh veshchestv [Gaps in legal regulation of the fight against illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances]. Ros-siyskiy sledovatel' - Russian Investigator, 2006, no. 10, pp. 42-44. (In Russian).
Received 21 January 2019 Reviewed 18 February 2019 Accepted for press 25 April 2019
Information about the authors
Plotnikova Tatyana Vladislavovna - Candidate of Jurisprudence, Associate Professor, Associate Professor of Special Training and National Security Department, Deputy Director of Law and National Security Institute for Innovation and Production Work. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation.
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6436-120, e-mail: [email protected] Kharin Vadim Vitalyevich - Controller of Security Control. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2841-709X, e-mail: [email protected] For citation
Plotnikova T.V., Kharin V.V. Narkotizm kak odna iz aktual'nykh ugroz natsional'noy bezopasnosti Rossii [Narcotism as one of the urgent threats to the national security of Russia]. Aktual'nye problemy gosudarstva i prava - Current Issues of the State and Law, 2019, vol. 3, no. 10, pp. 243-250. DOI 10.20310/2587-9340-2019-3-10-243-250 (In Russian, Abstr. in Engl.)