А.Б.Докторович
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ПРЕДМЕТ СИСТЕМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Докторович Анатолий Борисович - доктор экономических наук, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ.
В XXI в. стратегической перспективой и основной тенденцией устойчивого и динамичного социально-экономического прогресса государств становится развитие, ориентированное на расширяющееся воспроизводство социального и человеческого потенциала. Одним из главных генераторов такого развития являются социальные инновации в социально-ориентированном государстве на гармоничное, сбалансированное развитие человека, общества и экономики.
В современной России на фоне экономического роста проблемы социальной и инновационной ориентации развития приобрели особую остроту и актуальность. Существенное снижение качества образования, уровня здоровья населения, объемов и качества медицинских услуг (особенно профилактических, первичных, диагностических и высокотехнологичных), многолетние трудно решаемые жилищно-коммунальные проблемы обусловили снижение российского социального и человеческого потенциала, что признают многие ученые, эксперты и политики.
Объективные причины данной ситуации хорошо известны: недостаточное бюджетное финансирование, отсутствие современного научного, лабораторного, социального оборудования и ряд других. Ситуацию усугубляют нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств, устойчивая неактуальность и антиновационность тематики деятельности многих научно-производственных коллективов, низкий уровень социальных, особенно медицинских, технологий. В сфере образования многие вузы при выборе направлений и специальностей обучения исходят из краткосрочной коммерческой целесообразности, не стремясь к максимальному удовлетворению потребностей рынка труда, повышению качества образования, внедрению современных информационных и
179
информационно-аналитических технологий, формированию социальной перспективы.
Дефицит высококвалифицированных специалистов, необходимых для работы в современной рыночной экономике, особенно в ее социальных отраслях, порождает вторую группу проблем - отсутствие системного социально-экономического анализа развития, низкую эффективность управления отраслями социально-трудовой сферы. В настоящее время лишь отдельные крупные и эффективно функционирующие предприятия, организации и учебные заведения располагают в своем штате специалистами, обладающими высокой профессиональной квалификацией в области рыночной экономики, финансов и современного менеджмента, способными к инновационной деятельности.
По прошествии 15 лет после распада СССР и перехода России к рыночной экономике наметился долгожданный экономический рост. Но и сегодня, в условиях роста экономики, мы с глубоким огорчением констатируем, что мужественному поколению победителей в Великой Отечественной войне и молодым россиянам приходится жить в «нефтегазовой» экономике, а не в социальной, нацеленной на развитие человека, человеческого и социального потенциала. У нас по-прежнему вся социально-экономическая конструкция строится из человека, а не для человека. В такой экономике человек используется в качестве объекта и необходимого рабочего ресурса, а не как главный субъект и бенефициант социально-экономического развития.
Именно поэтому сегодня так актуальна главная проблема - проблема целей развития. В новом тысячелетии мы должны, наконец, признать, что устойчивое развитие экономики - лишь необходимое, но не достаточное условие развития человека и общества. Главной целью социально-экономического развития всей системы «человек - общество - государство» является всестороннее , сбалансированное, динамичное развитие человека и расширяющееся воспроизводство социального потенциала.
Социальный потенциал
Термин «социальный потенциал» начал использоваться в социальных и социально-экономических исследованиях со второй половины 7 0-х годов. Это понятие существенно обогатило и обобщило традиционно использовавшуюся категорию «трудовые ресурсы», наполнило ее качественно новым - социальным -содержанием и получило заслуженное признание.
В концептуальном аспекте переход от анализа трудовых ресурсов как запаса имеющейся рабочей силы, оцениваемого численностью трудоспособного
населения1, к углубленному исследованию социального потенциала в социально-экономическом и социокультурном пространствах по существу ознаменовал принципиально новый подход и переход на более высокий уровень исследований потенциала труда и социального развития.
Необходима новая программа исследования социального, человеческого и трудового потенциалов, процессов социального развития, основанная на системном подходе и системологических методах. В данной статье предлагается изучение социокультурных и социоэкономических взаимодействий в социальном пространстве2, которые обеспечивают воспроизводство социального, человеческого и трудового потенциалов.
С позиций системного подхода представление о социальном потенциале и его качественное описание формируются и развиваются на базе следующих основополагающих концептуальных положений:
1) социальный потенциал - это потенциал сложной самоорганизующейся динамической системы;
2) социальный потенциал формируется и воспроизводится в результате социокультурных и социоэкономических действий, взаимодействий, отношений и деятельности, которые осуществляются во взаимодействующих полях социального пространства;
3) ядром социального потенциала является человеческий потенциал.
В качестве определения социального потенциала принимается следующее. Социальный потенциал (СП) представляет собой системную совокупность возможностей и способностей индивидов, социальных групп и общества в целом, которые формируются их действиями, взаимодействиями и отношениями, обеспечивая общественное воспроизводство. В определенных условиях и при наличии необходимых ресурсов социальный потенциал реализуется в труде, непреложна и обратная связь: социальный потенциал обеспечивает действия, взаимодействия, отношения и социальную деятельность его носителей.
При таком толковании соответствующим термином характеризуются: во-первых, совокупные способности индивида, социальных групп и общества -человеческий потенциал; во-вторых, социальные взаимодействия и отношения, формирующие социальное пространство в качестве «социально сконструирован-
1. Трудовые ресурсы - это трудоспособная часть населения страны - см.: Костин Л.А. Проблемы экономики труда. Избранное: В 2 т. Т. 1. - М.: АТиСО, 2005. - С. 12.
2. Как и П. Бурдье, под «социальным пространством» мы понимаем «абстрактное пространство, конституированное ансамблем подпространств или полей
(экономическое поле, интеллектуальное поле и др.)» - см.: Бурдье П. Социология социального пространства / Пер. с франц. - М.; СПб., 2005. - С. 53.
ных полей действия»3; в-третьих, возможности, которыми располагают индивиды, социальные группы и общество в целом (носители СП).
Важно отметить, что социальный потенциал формируется (конституируется по П. Бурдье4) и воспроизводится в ансамбле полей социальных взаимодействий (культуры, экономики, науки и др.). В то же время социальные взаимодействия и деятельность обусловлены конкретными проявлениями возможностей действующих агентов, их способностями к активности и деятельности (включая труд), а также совокупностью имеющихся в их распоряжении ресурсов.
Для социального потенциала существенны следующие взаимозависимости.
Первая. Структура и характеристики социального потенциала обусловлены структурой полей социального пространства и взаимодействиями акторов в его полях. При этом изменения социального потенциала, со своей стороны, порождают изменения структуры социального пространства и характера взаимодействий в его полях.
Вторая. Структура и сущностные свойства полей социального пространства обусловлены реализуемыми в них функциями, характером и особенностями социальных взаимодействий.
Третья. Структура и сущностные характеристики социального потенциала обусловливаются и изменяются в зависимости от количественных и качественных показателей человеческого потенциала. Человеческий и трудовой потенциалы определяют способности к воспроизводству социального потенциала.
Структура социального потенциала
Поскольку социальный потенциал - системное понятие, анализ его структуры целесообразно проводить с позиций системного подхода, выделяя в ней основные системные компоненты:
• человеческий потенциал, включающий трудовой потенциал;
• совокупность взаимодействующих динамических полей, формирующих социальное пространство.
С определенными упрощениями структура социального потенциала представлена на рис. 1.
Социальное пространство - не физическое пространство, хотя и «стремится реализоваться в нем более или менее полно и точно»5, включая в себя все возможные поля: культуры, религии, права, экономики, науки, информа-
3. Бурдье П. Социальное пространство: Поля и практики / Пер. с франц. -М.; СПб., 2005. - С. 146. Здесь уместно отметить, что категория «социальное пространство» появилась в понятийном аппарате социологии и ряда других наук в начале 70-х годов.
4. Бурдье П. Социология социального пространства. - С. 53.
5. Там же. - С. 53.
ции и др. Структура социального пространства - это структура распределения формирующих его и взаимодействующих в нем полей. «Социальное пространство, таким образом, вписано одновременно в объективные пространственные структуры и в субъективные пространственные структуры, которые являются отчасти продуктом инкорпорации объективизированных структур»6.
ФП — физический потенциал
Рис. 1. Структура социального потенциала.
6. Бурдье П. Социология социального пространства. - С. 52.
В такой трактовке предполагается, что социальное пространство, понимаемое как полиструктура полей и позиций, формирующаяся в «пространстве-времени», обеспечивает всеобщую (а не только мыслимую социологом) действительную взаимосвязь предметов познания социально-экономической реальности и является той минимально необходимой системой структурированных отношений, без которой познание невозможно7.
Следуя П. Бурдье, мы определяем социальное поле «как такое многомерное пространство позиций, в котором любая существующая позиция может быть определена, исходя из многомерной системы координат, значения которых коррелируют с соответствующими различными переменными»8.
Подобно тому, как физические поля (гравитационное, электрическое, электромагнитное, тепловое и др.) формируются расположением соответствующих физических тел в физическом пространстве, социальные поля формируются позициями наделенных соответствующими капиталами агентов, взаимодействующих в социальном пространстве.
Мы рассматриваем поле как подпространство социального пространства, определяемое ансамблем различий активных свойств, обусловливающих его специфику и отличие от любого другого подпространства. Поле есть специфическая система отношений между различными позициями индивидуальных или групповых агентов. Позиции агентов обусловлены как структурой социального пространства в целом, так и структурой данного поля, и по существу мало зависят от физического существования занимающих эти позиции индивидов. Иными словами, при синхронном рассмотрении поле предстает как структурированное пространство позиций. К основным свойствам полей относятся свойства составляющих их позиций, которые могут быть исследованы независимо от характеристик занимающих их индивидов. Индивидуальные или групповые агенты определяются в поле реляционно - их позициями, отличающимися друг от друга властью и влиянием, получаемой материальной и символической прибылью, ценой, которую необходимо заплатить, чтобы их занять, и т. д. Итак, поле - это область социального пространства, в которой проявляют себя
7. В современных исследованиях наметилась актуализация темы социального пространства, о чем свидетельствует все возрастающее число работ, в которых изучается широкий спектр разнообразных тем, относящихся к рассматриваемой проблематике. См.: Социальное пространство: Междисциплинарные исследования: Реферативный сборник: / РАН ИНИОН; Отв. ред. Гирко Л .В. - М.: ИНИОН, 2003, а также: Филиппов А.Ф. Теоретические основания социологии пространства. - М., 2003.
8. Бурдье П. Социология социального пространства. - С. 16.
достоверно зарегистрированные и доступные измерению или экспертной оценке
9
взаимодействия агентов, занимающих определенные позиции .
Социальный потенциал конкретной социальной системы характеризует ее максимальные (предельные) возможности, которые могут быть реализованы в существующем реальном поле социальных взаимодействий при наиболее благоприятных (оптимальных) условиях и наличии всех необходимых ресурсов. Образно выражаясь, социальный потенциал конкретной социальной системы - это объем запасенной ею «социальной энергии», которая «заложена», сформирована и развита в данной социальной системе.
Исследуя социальное пространство, П. Бурдье подробно изучает различные социальные поля и взаимодействия в них индивидуальных и групповых агентов. Такой подход представляется весьма плодотворным в исследовании социального потенциала.
В исследованиях социального пространства целесообразно и полезно изучение структуры его полей и характера взаимодействий в них. Мы полагаем, что хотя социокультурные и социально-экономические поля различаются существенно, невозможно полностью отделить социокультурные взаимодействия от социоэкономических. С одной стороны, социокультурным взаимодействиям присущи те или иные особенности хозяйствования и традиции труда. А с другой стороны, во всякой экономике и во всех социоэкономических взаимодействиях имманентно присутствуют элементы культуры.
Поле культуры. В последние десятилетия ХХ в. и в новом XXI в. заметно усилилось внимание и возрос интерес к культурным аспектам социальной жизни. Во многих научных работах глубоко исследуются культурологические аспекты социальных процессов, интенсивно развиваются и получают признание социология культуры, социология средств массовой информации, социология искусства, социология нравственности, а также собственно культурология, имеющая особый теоретический статус.
Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях,
9. Такую трактовку анализируемого понятия разделяет Н.А. Шматко. См.: Шматко Н.А. «Социальное пространство» Пьера Бурдье // Послесловие к кн.: Бурдье П. Социальное пространство: Поля и практики / Пер. с франц. -М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005. - С. 569.
совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе10. Культура реализует функцию трансляции социального опыта11.
Выдающийся британский социальный антрополог А. Р. Рэдклифф-Браун определял культуру «как процесс приобретения человеком знаний, навыков, идей, убеждений, вкусов и чувств посредством контакта с другими людьми или из книг и произведений искусства»12.
Культура общества охватывает «все аспекты, как нематериальные - верования, идеи и ценности, являющиеся содержанием культуры, так и вполне осязаемые - объекты, символы и технологии, которые воплощают это содержание»13. Обратимся ли мы к «простой и примитивной культуре или к культуре крайне сложной и развитой, в любом случае мы обнаружим обширный аппарат, частью материальный, частью человеческий и частью духовный, при помощи которого человек способен справиться с встающими перед ним специфическими проблемами»14.
Следуя Т. Парсонсу, под взаимодействиями «в поле культуры» мы понимаем межличностные взаимодействия акторов-субъектов, разделяющих общие ценности, нормы, убеждения и правила, их взаимодействия с социальными системами, а также с символами и системами символов как объектами15. Существенным является предположение о том, что акторы, признающие и принимающие некие ценности, нормы, убеждения и правила, сталкиваясь с другими акторами, которые не разделяют их, сохраняют некоторые взаимоприемлемые нормы и правила взаимодействий.
Поле экономики. Представляется приемлемым в качестве основы определения поля экономики использовать следующие дефиниции. Великий английский
10. См.: Энциклопедический социологический словарь РАН / Общ. ред. академика РАН Г.В. Осипова. - М.: ИСПИ РАН, 1995. - С. 343.
11. Подробная систематизация философских определений понятия «культура» приводится в книге: Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 1996. Отметим также работы: Ионин Л.Г. Социология культуры. - М., 1996; Келле В.Ж. Культура и социальность // Постижение культуры. Ежегодник. Вып. 7. - М., 1997; Уайт Л. Понятие культуры // Антология исследований культур. Т. I. Интерпретация культуры. - СПб., 1997; Кафанья А.К. Формальный анализ определения понятия «культура» // Антология исследований культур. Т. I. Интерпретация культуры. - СПб., 1997; Пилипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. - М. , 1998; Малиновский Б. Научная теория культуры. - М.: ОГИ, 2000.
12. Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе / Пер. с англ. - М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2001. - С. 12.
13. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Едиториал УРСС, 2 0 05. - С. 33-34.
14. Малиновский Б. Научная теория культуры. - М.: ОГИ, 2000. - С. 44.
15. Парсонс Т. О структуре социального действия. - Изд. 2-е. - М.: Академический Проект, 2002. - С. 550-551.
экономист Альфред Маршалл, по инициативе которого с 1908 г. был введен новый курс, получивший название Economics, определял экономику как «учение о нормальной жизнедеятельности»16. Современные российские авторы под экономикой в общем смысле понимают «совокупность условий, средств, объектов, процессов, которые люди используют для удовлетворения своих потребностей и обеспечения жизни при ограниченности имеющихся в каждый данный момент ресурсов»17.
Исходя из существующих определений и трактовок анализируемого базового понятия, учитывая совокупность отношений, складывающихся в экономических взаимодействиях агентов, поле экономики можно охарактеризовать как поле, в котором реализуется вся система экономических действий, взаимодействий и отношений, воспроизводимых в процессах производства, обмена, распределения и потребления благ.
Таким образом, поле экономики - это поле действий и взаимодействий, которые осуществляются в процессах производства, обмена, распределения и потребления благ в условиях ограниченности имеющихся ресурсов и формируют воспроизводящиеся экономические отношения.
Поле науки. Это поле действий и взаимодействий, нацеленных на выработку, обоснование, систематизацию, актуализацию и практическое использование объективных знаний о мире и абстрактных моделей, а также признаваемых научным сообществом методов познания, которые формируют систему воспроизводящихся научных действий, взаимодействий и отношений.
Существенными факторами научных отношений являются:
• совокупность факторов, обеспечивающих функционирование научных институтов и ученых;
• факторы производства знаний;
• признание научных результатов и достижений как в научной среде, так и в обществе;
• факторы, влияющие на социальные взаимодействия;
• факторы, обеспечивающие реализацию культурных функций науки;
• совокупность факторов, обеспечивающих развитие производительных сил, реализацию социальных, экономических и политических функций науки в различных сферах и областях практической деятельности.
Анализ развития человеческого потенциала в современной России
16. Цит. по: Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Пер. с англ. 2-го изд. - М.: Дело, 20 02. - С. 1.
17. Популярная экономическая энциклопедия / Гл. ред. А. Д. Некипелов. -М.: «Большая Российская энциклопедия», 2001. - С. 306.
В настоящей работе представлены результаты анализа развития человеческого потенциала в России за период 1990-2004 гг. на основе изучения динамики индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП). ИРЧП в Российской Федерации рассчитывался по методике, разработанной экспертами ПРО-ОН18.
Динамика ИРЧП в Российской Федерации за период 1990-2004 гг. представлена в табл. 1.
Таблица 1
ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В РФ, 1990+2004 гг.
ИРЧП Индекс ожидаемой продолжительности жизни Индекс образования Индекс ВВП
1990 0,809
1995 0,750 0 660 0 892 0 698
1996 0,761 0 682 0 893 0 708
1997 0,759 0 693 0 893 0 691
1998 0,766 0 700 0 901 0 697
1999 0,771 0 683 0 910 0 720
2000 0,763 0 671 0 913 0 703
2001 0,761 0 672 0 893 0 719
2002 0,766 0 664 0 905 0 730
2003 0,795 0 ,672 0 958 0 756
2004 0,797 0 670 0 954 0 7 97
Системный анализ динамики ИРЧП в Российской Федерации за анализируемый период позволил выявить следующие тенденции.
В периоды с 1990 по 1995 г. и с 1996 по 1997 г. ИРЧП в Российской Федерации монотонно снижался: 1990 г. - 0, 809, 1995 г. - 0, 750, 1996 г. -0,761, 1997 г. - 0,759.
В период с 1996 по 2000 г. имели место вариации значения ИРЧП в пределах от 0,761 до значения 0,771 (1999).
С 2001 г. наблюдается рост ИРЧП от величины 0,761 до значения 0,979, достигнутого в 2004 г. В этот период возрастал индекс образования, дос-
18. См.: United Nations Development Programme (UNDP). Human Development Report 1999. New York: Oxford University Press; Доклад о развитии человека за 1999. Глобализация с человеческим лицом / По заказу ПРООН. - Изд-во «Oxford University Press», Нью-Йорк, 1999. - С. 159-160.
тигнув к 2003 г. значения 0,958, которое соответствует группе стран с высоким уровнем человеческого развития. В то же время монотонно возрастал индекс ВВП: 2000 г. - 0,703, 2004 г. - 0,797. Тем не менее на фоне роста указанных индексов сохранялась негативная динамика индекса ожидаемой продолжительности жизни.
Результаты проведенного системного анализа динамики индексов, характеризующих развитие человеческого потенциала в Российской Федерации за указанный период, свидетельствуют о тенденции несбалансированнного развития человеческого потенциала, при которой за последние пять лет анализируемого периода на фоне роста индекса образования, индекса ВВП и ИРЧП снижается индекс ожидаемой продолжительности жизни и другие показатели здоровья населения России. В то же время сравнение значения индекса образования для России с соответствующими показателями этого индекса для высокоразвитых европейских стран позволяют утверждать, что и в этой сфере социального развития предстоит решать серьезные задачи.