СИСТЕМНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА
часть 2. анализ взаимодействий и отношений
Проблемы социальной и инновационной ориентации социально-экономического развития приобрели в современной России особую остроту и актуальность. Состояние ключевых отраслей социально-трудовой сферы и сферы услуг, основные характеристики и показатели, оценивающие развитие человеческого и трудового потенциалов, вызывают особую тревогу и неудовлетворенность. Существенное снижение качества образования, ухудшение основных демографических показателей и здоровья населения, качества медицинских услуг (особенно профилактических, первичных, диагностических и высокотехнологичных), многолетние трудно решаемые жилищно-коммунальные проблемы, неудовлетворительный уровень развития и низкое качество социальных услуг обусловили значительное снижение российского социального и человеческого потенциала, что признают руководители страны, ученые, эксперты и политики.
Объективные причины сложившейся ситуации хорошо известны - они кроются не в отсутствии экономических ресурсов, а в основных областях социально-трудовой сферы: недостаточное и запаздывающее бюджетное финансирование, отсутствие современного социального прогнозирования и планирования. Ситуацию усугубляют неэффективное использование бюджетных средств, коррупция, низкий уровень социальных, особенно медицинских и образовательных технологий.
Дефицит высококвалифицированных специалистов, подготовленных для работы в современной рыночной экономике, особенно в ее социальных отраслях, порождает вторую группу проблем - отсутствие системного анализа социально-экономического развития, научного обоснования крупных национальных проектов, программ, игнорирование возможностей программно-целевого планирования и ряд других порождают низкую эффективность управления отраслями социально-трудовой сферы. В настоящее время лишь отдельные крупные и эффективно функциони-
А. Б. ДОКТОРОВИЧ
рующие предприятия, организации и учреждения располагают в своем штате специалистами, обладающими высокой профессиональной квалификацией, способными к инновационной деятельности в рыночной экономике. Такая ситуация не способствует внедрению результатов теоретического знания, развитию социального и человеческого потенциалов.
У нас по-прежнему вся архитектура социально-экономической системы строится из человека, а не для человека. В такой социальной архитектуре и экономике человек рассматривается в качестве объекта и необходимого рабочего ресурса.
В новом тысячелетии особенно актуальна и остра главная проблема - проблема целей развития. Сегодня мы должны, наконец, признать, что устойчивое развитие экономики - лишь необходимое, но не достаточное условие развития человека, общества и социальной инфраструктуры.
Главной целью социально-экономического развития всей системы «человек — общество — государство» является всестороннее, сбалансированное развитие человека, расширяющееся воспроизводство социального и человеческого потенциалов. В социально ориентированной инновационной экономике человек — главная цель и наивысший приоритет социально-экономического развития.
Поэтому вполне закономерно, что выступая на Пятом Красноярском экономическом форуме 15 февраля 2008 года, Д. Медведев сформулировал следующую стратегическую цель социального развития России: «Современной экономике должна соответствовать современная политика социального развития. Главным ее объектом должны стать не конкретные отрасли социальной сферы (мы это уже проходили), а каждый гражданин, каждая отдельная семья. И вокруг них и должны гармонично выстраиваться системы здравоохранения, образования и социальной поддержки, должны создаваться широкие возможности для самореализации людей» [1].
Настоящая работа продолжает цикл публикаций, посвященный системному исследованию социального потенциала - фундаментальной категории, характеризующей совокупные возможности и способности общества, социальных групп и индивидов к жизнедеятельности и труду. В публикациях этого цикла автор стремится теоретически обосновать, что целенаправленное всестороннее, сбалансированное развитие человека и семьи, расширяющееся воспроизводство социального и человеческого потенциалов - главная цель и наивысший приоритет социально-экономического развития современной России. Социально ориентированное развитие экономики и общества должно быть направлено на достижение указанной цели.
Социальное пространство
В работе автора «Социальный потенциал: системное исследование и анализ развития»
[2] была исследована структура социального потенциала и показано, что он формируется и воспроизводится в социальном пространстве. Под социальным пространством понимается «абстрактное пространство, конституированное ансамблем подпространств или полей (экономическое поле, интеллектуальное поле и др.)»
[3], т. е. такое пространство, которое, не будучи физическим, «стремится реализоваться в нем более или менее полно и точно» [4], включая в себя все поля социальных взаимодействий: экономики, культуры, права, науки, информации, религии и другие. Структура социального пространства порождается и изменяется в результате взаимодействий его полей.
Поскольку социальный потенциал формируется и воспроизводится в социальном пространстве и порождающих его полях социальных взаимодействий, целесообразно и полезно исследование их структуры. Полный анализ структуры социального пространства, совокупности порождающих его полей и их сложных межполевых социальных взаимодействий, к сожалению, выводит за пределы данной работы [5]. В настоящей работе мы ограничиваемся исследованием социальных взаимодействий в полях экономики, культуры, науки и информации, глобальных и локальных полей, а также соответствующих отношений, возникающих в результате социальных взаимодействий.
Поле социальных взаимодействий (социальное поле) рассматривается нами как подпространство социального пространства, определяемое ансамблем различий активных
свойств, обусловливающих его специфику и отличие от любого другого подпространства. По существу, социальное поле есть специфическая структурированная система отношений между различными позициями индивидуальных или групповых агентов. Позиции агентов в нем обусловлены как структурой социального пространства в целом, так и структурой данного поля, и по существу мало зависят от физического существования занимающих эти позиции агентов. Каждой позиции агента в структуре социального поля и социального пространства соответствуют: во-первых, общий объем его капитала, во-вторых, структура капитала, т. е. относительный вес различных видов капитала в их совокупности, и, в-третьих, особенности расходования капитала, определяющие типы социальных взаимодействий [6]. Позиция агента в структуре социального поля и социального пространства определяет его статус в данном поле и в социальном пространстве.
Таким образом, при синхронном рассмотрении социального пространства каждое поле предстает как структурированное подпространство позиций его агентов. Итак, социальное поле — это область социального пространства (социальное подпространство), в которой проявляют себя достоверно зарегистрированные, доступные объективному измерению или достоверной экспертной оценке позиции взаимодействующих агентов.
Социальное поле - это социальное подпространство, в котором реализуется один тип или малое число типов социальных взаимодействий и отношений [7].
В настоящей работе исследуются поля экономики, культуры, науки, а также поле информационных взаимодействий и информатики, структура которых представлена на рисунке 1. Указанные поля были определены и подробно охарактеризованы в работе автора [2]. Поэтому, не задаваясь целью их подробного описания, мы концентрируем внимание на исследовании структуры социального пространства, основных свойств, характера и особенностей социальных взаимодействий и отношений, формирующих и воспроизводящих социальный потенциал.
Поле экономики - это поле действий и взаимодействий, которые осуществляются в процессах производства, обмена, распределения и потребления благ в условиях ограниченности имеющихся ресурсов и формируют воспроизводящиеся экономические отношения [8].
Э - поле экономики; К - поле культуры; Н - поле науки;
ЭН - поле экономической науки; И - поле информационных взаимодействий и информатики; П - символ пересечения полей; Э П И - поле взаимодействий экономики и информатики;
Н П И - поле взаимодействий науки и информатики; К П И - поле взаимодействий культуры и информатики; Э П Н П И - поле взаимодействий экономики, науки и информатики; К П Э П И - поле взаимодействий культуры, экономики и информатики
Рис. 1. Структура взаимодействующих социальных полей
Поле культуры. По определению П. Сорокина, «в самом широком смысле слова культура обозначает совокупность всего, что создано или модифицировано сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг с друга» [9]. Следуя Т Парсонсу, под взаимодействиями в поле культуры мы понимаем межличностные взаимодействия акторов-субъектов [10], разделяющих общие ценности, нормы, убеждения и правила, их взаимодействия с социальными системами, а так-
же с символами и системами символов как объектами [11]. Взаимодействия в поле культуры обеспечивают производство, актуализацию, изменения и синтез, распределение, обмен и потребление культурных образцов и их элементов. Существенным условием таких взаимодействий является то, что акторы, признающие и принимающие некие ценности, нормы, убеждения и правила, сталкиваясь с другими акторами, которые не разделяют их, тем не менее сохраняют некоторые взаимоприемлемые нормы и правила взаимодействий. В результате культурных взаимодействий могут
производиться, воспроизводиться, актуализироваться, корректироваться и синтезироваться культурные образцы, нормы и их элементы, а также формироваться новая субкультура, поглощающая и трансформирующая образцы, нормы и элементы культуры в качественно новую сущность.
Поле науки — это поле действий и взаимодействий, нацеленных на выработку и обоснование, систематизацию, актуализацию и практическое использование объективных знаний о мире и абстрактных моделей, а также признаваемых научным сообществом методов познания, которые формируют систему воспроизводящихся научных действий, взаимодействий и отношений.
Социальные взаимодействия и отношения
Социальное действие - простейшая единица социальной деятельности. Под социальным действием понимается форма или способ решения социальных задач, проблем и разрешения противоречий, в основе которых лежит столкновение интересов и потребностей основных социальных групп данного общества [1 2]. Рассматриваемое понятие введено в социологию М. Вебером для обозначения действия индивида, сознательно ориентированного на решение жизненных задач и проблем, разрешение противоречий, которое учитывает и анализирует прошлое, настоящее и/или будущее поведение других людей. Вебером определены основные (сущностные) признаки социальности действия: а) рациональная осмысленность действия (теагнпд^пеББ), т. е. субъективное осмысление индивидом или социальной группой состояния объектов внешнего мира, наличия средств и ресурсов, необходимых для достижения цели; б) сознательная ориентация субъекта социального действия на ответную реакцию - возможные варианты поведения других людей, вступающих с ним во взаимодействие и последствий собственного поведения.
Вебер определял социологию как науку, которая стремится интерпретировать смысл действия.
Веберовская концепция социального действия получила дальнейшее развитие в теоретических трудах американского социолога и социального психолога Дж. П Мида и крупного американского социолога Т. Парсонса.
Дж. П Мид определял действие с использованием таких его составляющих, как импульс, определение ситуации и совершение (действия).
Американский социолог Толкотт Пар-
сонс (T. Parsons) обобщил и развил веберов-скую концепцию социального действия и идеи Дюркгейма, разработал теории социального действия и социальных систем, которые оказали огромное влияние не только на американских исследователей, но и на представителей многих общественных наук, включая европейских ученых [13]. Ученый утверждал, что действие как основная единица социологического анализа включает: 1) агента или деятеля (actor); 2) определенную цель или будущее положение дел, на достижение которых оно направлено; 3) ситуацию, состоящую из условий и средств действия; 4) совокупность норм, направляющих действие и определяющих выбор средств.
Исходный элемент теории Парсонса - социальное действие - расширяющийся конструкт, последовательно вбирающий в себя все многообразие социологических понятий и концептуальных схем, а вслед за ними - понятий и схем культурологических и социально-психологических. Разработанную им теорию ученый назвал «теорией социального действия».
Понятие социального действия играет основополагающую роль и в социологической концепции французского социолога А. Турена, трактующего его как действие, совершаемое в процессе коллективного труда при создании материальных и нематериальных ценностей. Турен видит в социальном действии не только реакцию на определенную ситуацию, он подчеркивает смыслообразующий и новаторский характер социального действия, благодаря которому создаются новые социальные связи, институты и т. п. В трудах американского социолога, представителя социально- психологической школы интеракционистов Р. Г. Тернера получили развитие идеи, выработанные Дж. Г Мидом. Тернер разделял убеждение интеракционистов в том, что складывающиеся в обществе отношения являются продуктами коммуникации. Так, он установил, что индивид, как правило, стремится сохранить свой социальный статус только в том случае, если ему удается сохранить статус личный. Дальнейшее развитие понятие «социальное действие» получило в социологических концепциях польского философа и социолога, представителя гуманистического направления в социологии Ф. Знанецкого, американских социологов P. Макайвера и Г Беккера, немецкого философа и социолога Ю. Хабер-маса - видного представителя неомарксизма и Франкфуртской школы «второго» поколения теоретиков.
Развитию теории социального пространства, формирующих и воспроизводящих его полей социальных взаимодействий (социальных полей) посвящены работы одного из крупных французских социологов-теоретиков Пьера Бурдье. Им были выработаны основные представления о социальном пространстве, полях социальных взаимодействий (экономики, культуры, религии, науки) и практиках [14], позволяющие выделять и исследовать различные формы социального потенциала: экономическую, культурную, религиозную, научную и другие, каждая из которых формируется и воспроизводится в соответствующих полях социальных взаимодействий и практиках.
Переходя к рассмотрению известной концепции П. Бурдье социального пространства [15], отметим следующее существенное обстоятельство. Попытка придать развитие указанной концепции социального пространства, предполагая, что структура каждого социального поля сформирована, застыла и неизменна, приводит к теме статических полей и статического социального пространства. Такая конструкция, по-видимому, не обладает большой перспективой развития. Тем не менее, намереваясь развивать рассматриваемую концепцию социального пространства, мы не призываем отказаться от такого принципиально важного компонента социального пространства, как глобальное поле (экономики, культуры, информации, науки, религии и др.). Проблема в другом: необходимо понять, в результате чего и как трансформируется структура социальных полей и всего социального пространства? Мы полагаем, что введение в теорию таких новых объектов, как «сильное социальное поле» и «слабое социальное поле», «глобальное социальное поле» и «локальное социальное поле», а также некоторых новых теоретических конструктов позволит адекватно описывать динамику и трансформацию глобальных полей и всего социального пространства.
В настоящей работе мы стремимся преодолеть статичность социального пространства П. Бурдье и создать новую теоретическую конструкцию, которая позволит построить теорию динамического социального пространства (ДСП). С этой целью автором разработана концепция динамического социального пространства, в которой определены новые ключевые объекты, относящиеся к полям социальных взаимодействий, и новые типы социальных взаимодействий. Развивая разработан-
ную концепцию динамического социального пространства, автор надеется на реальность создания новой теории динамического социального пространства.
Изложение авторской концепции динамического социального пространства начнем с определения ее понятийного аппарата, включающего следующие новые понятия:
•• «социальная интерференция»
и «социальная дифференция» - понятия, которые будут использоваться в изучении социальных полей;
•• сильные и слабые взаимодействия -вводимые в теорию новые типы социальных взаимодействий, обеспечивающие возможность определения и исследования новых объектов - сильных и слабых социальных полей;
•• сильные и слабые социальные поля, сущностными характеристиками которых являются соответственно сильные и слабые взаимодействия;
•• локальные поля социального пространства;
• наконец, не менее важным конструктом разрабатываемой теории служат такие ее объекты, как слабые и сильные локальные поля.
Все вышеназванные теоретические элементы и объекты будут использованы в разработке намеченной нами теории динамического социального пространства.
1. Социальные дифференция и интерференция
Для более полной и точной характеристики социального пространства, углубленного анализа его полей и межполевых взаимодействий необходимо различать характер социальных взаимодействий. Поэтому в последующем исследовании социальных полей и взаимодействий между ними будут рассматриваться два типа межполевых взаимодействий: социальная дифференция и социальная интерференция.
Социальной дифференцией [лат. differentia] назовем такие социальные взаимодействия между полями, при которых каждое из взаимодействующих полей сохраняет относительную обособленность в социальном пространстве и не стремится к интеграции.
Примером социальной дифференции в поле экономики может служить такая конкуренция между производителями товаров или услуг, при которой каждый из них, сохраняя свои позиции в поле экономики, стремится сохранить свой сегмент рынка, своих потребителей и не стремится к интеграции с конкурентом. В качестве примера социальной
дифференции (в области социологии города) можно рассмотреть такие социокультурные взаимодействия между малыми городами, при которых рыночный обмен товарами ограничен, очень мала миграция (включая трудовую), практически отсутствуют культурные связи и т. п. В рассматриваемом примере все поля социальных взаимодействий таких городов (экономическое, информационное, научное, культуры и др.) почти не взаимодействуют, каждое из них сохраняет свою относительную обособленность в социальном пространстве и не стремится к интеграции. К сожалению, в настоящее время в России таких городов немало.
Социальной интерференцией [от лат. inter — взаимно и ferio - ударяю] назовем социальные взаимодействия между полями, при которых каждое из взаимодействующих полей, сохраняя частичную обособленность в социальном пространстве, стремится к усилению взаимодействий и интеграции.
Конкуренция между производителями товаров или услуг, при которой одна из конкурирующих организаций укрепляет и расширяет свои позиции и свое локальное поле в глобальном поле экономики путем добровольного соглашения или принуждения одного или нескольких конкурентов к слиянию (объединению), в результате которого объединенная организация не только сохраняет, но расширяет свой сегмент рынка, численность потребителей своих товаров или услуг представляет собой социальную интерференцию.
Примерами социальной интерференции в поле образования могут служить созданные в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 1518-р Сибирский федеральный университет (СФУ) и во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2006 г. № 1616-р Южный федеральный университет (ЮФУ).
Сибирский федеральный университет (СФУ) объединил четыре крупных вуза -Красноярский государственный университет, Красноярский государственный технический университет, Государственный университет цветных металлов и золота, Красноярскую государственную архитектурно-строительную академию. Южный федеральный университет создан на базе Ростовского государственного университета, путем присоединения к нему Ростовского государственного педагогического университета, Таганрогского государственного радиотехнического университета и академии архитектуры и искусств.
В результате создания Южного и Си-
бирского федеральных университетов, были существенно расширены локальные поля, порожденные деятельностью каждого из них в глобальном поле образования. Более того, сформированные новые поля образования имеют тенденцию к последующему укрупнению сформированного образовательного кластера.
2. Сильные и слабые социальные взаимодействия
Следующим пунктом намеченного плана является определение и исследование новых типов социальных взаимодействий - сильных и слабых взаимодействий, которые обеспечивают возможность введения в теорию новых объектов - сильных и слабых социальных полей.
Сильные социальные взаимодействия -это взаимодействия, при которых осуществляются как социальная дифференция, так и социальная интерференция, доминирует последняя, в результате чего объем занимаемого полем социального пространства возрастает и само социальное поле расширяется в нем.
Слабые социальные взаимодействия -это взаимодействия, при которых осуществляются как социальная интерференция, так и социальная дифференция, доминирует последняя, в результате чего объем занимаемого полем социального пространства уменьшается, а само социальное поле сжимается и стремится локализоваться в нем.
3. Глобальные и локальные поля социальных взаимодействий
Переходя к следующему этапу нашей теоретической модели, рассмотрим глобальные и локальные поля социальных взаимодействий.
Все поля социального пространства, рассматриваемые П.Бурдье в его социологии социального пространства [16], - это глобальные поля.
Глобальным социальным полем мы называем такое социальное подпространство, в котором позиции агентов обусловлены как структурой социального пространства в целом, так и структурой данного поля, и по существу мало зависят от физического существования занимающих эти позиции индивидов. В таком поле реализуются в основном сильные взаимодействия — взаимодействия, породившие и воспроизводящие достаточно устойчивые отношения, благодаря которым существует само социальное поле с относительно устойчивой системой отношений между различными позициями индивидуальных или групповых
агентов. Глобальное социальное поле - это поле, которое при синхронном рассмотрении социального пространства предстает как многомерное, структурированное подпространство с относительно устойчивой системой позиций и отношений между его агентами. Глобальное социальное поле существенно влияет на другие поля, формирует и сохраняет структуру всего социального пространства.
4. Локальные поля социального пространства
Углубленный анализ структуры социального пространства и его полей позволяет выявить и другие - локальные поля.
Локальное поле — это поле социальных взаимодействий, порожденное и существующее в результате взаимодействий между членами малой социальной группы.
5. Слабые и сильные локальные поля социального пространства
Продолжая рассмотрение локальных полей социальных взаимодействий, рассмотрим поля двух типов: слабые и сильные локальные поля.
Слабым локальным полем назовем поле социальных взаимодействий, порожденное и воспроизводящееся в результате таких взаимодействий между членами малой социальной группы, которые существенно не влияют на другие поля социального пространства. Слабое локальное поле - это поле слабых социальных сил, которые не оказывают существенного влияния на структуру других социальных полей.
Слабыми локальными полями являются поля социальных взаимодействий любой малой социальной группы (например, семьи), которые не нарушают установленных в обществе законов, норм, правил, традиций и не вызывают существенных возмущений в других социальных группах и полях. Слабые локальные поля существуют в глобальном социальном поле, не оказывая существенного воздействия на его структуру и не меняя ее.
Такие локальные поля слабо взаимодействуют как между собой, так и с глобальными полями, заполняя их «без сгущений» (рис. 2.1), и не вызывают существенных изменений ни в структуре глобальных полей, ни в структуре социального пространства.
Сильное локальное поле - это поле социальных взаимодействий, порождающих относительно устойчиво воспроизводящиеся отношения между членами малой социальной группы, которые существенно влияют на отношения в одном или нескольких других по-
лях социального пространства. Социальные взаимодействия сильного локального поля порождаются такими социальными силами, которые существенно влияют, по крайней мере, на одно или более одного поля социального пространства и способны изменить его структуру (рис. 2.2).
Примеры позитивных сильных локальных полей: взаимодействия в научных, инженерно-технических, литературных, театральных и музыкальных школах. Крупные научные открытия и разработки, достижения в искусстве оказывают существенное влияние на развитие общества и многих других социальных групп. Выдающиеся представители научных, инженерно-технических, литературных, театральных, музыкальных и др. школ оказывают существенное влияние на развитие других областей (локальных полей) культуры, способны изменить вкусы, культурные нормы и критерии оценки произведений науки, техники и искусства.
Негативные примеры сильных локальных полей: поля взаимодействий между членами преступных группировок (наркотики, торговля оружием, контрабандисты), которые оказывают существенное влияние на многие другие поля социального пространства и социальные группы (молодежь, органы охраны правопорядка, медицинские, социальные организации, службы и др.).
В заключение работы обратим внимание на актуальность и приоритетность развития социального потенциала и социальных отношений, которые мы рассматриваем в их воспроизводственном аспекте. Полагая в качестве генеральной цели и наивысшего приоритета социально-экономического развития всей системы «человек - общество - государство» утверждение Президента России Д. А. Медведева о том, что «в современной экономике главным объектом должен стать каждый гражданин и каждая отдельная семья... а инвестиции в человека - это наш долгосрочный национальный приоритет» [17], следует признать главными и приоритетными целями всестороннее, сбалансированное развитие человека и семьи, расширяющееся воспроизводство социального и человеческого потенциалов.
При такой парадигме расширяющееся воспроизводство социального потенциала выступает в качестве одного из ключевых факторов социально-экономического развития современной России.
Рис. 2.1. Слабые социальные поля, локализованные в пространстве
^ШР - пересечение сильных локальных социальных полей - социальный кластер
Рис. 2.2. Сильные социальные поля и кластеры
1. Медведев Д. А. Россия 2020. Главные задачи развития страны//Выступление на Пятом Красноярском экономическом форуме 15 февраля 2008 года. Красноярск//Россия 2020. Главные задачи развития страны. М.: Изд-во «Европа», 2008. С.50.
2. Докторович А. Б. Системное исследование социального потенциала. Часть1. Анализ структуры//Социум и власть. 2007, № 3 (15). С.72-83.
3. Бурдье П. Социология социального пространства/Пер. с франц. — М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005. С.53.
4. Там же. С. 53.
5. Более полный анализ социального пространства и его полей представлен в трудах П. Бурдье: Социальное пространство: поля и практики/Пер. с франц. М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005; Социология социального пространства/Пер. с франц. М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005; Bourdieu P. Le champ scientifique/Actes de la recherche en sciences sociales. 1976. № 2-3. P. 88-104; Bourdieu P. Le champ èconomique//Actes de la recherche en sciences sociales. 1997. № 119. P. 48-66; а также в фундаментальной работе Coleman J. S. Foundations of Social Theory. The Belknap Press of Harvard University Press Cambridge, Massachusetts, and London, England, 1990.
6. Так же понятие «позиция» определял и А. Р. Рэдклифф-Браун: «Личность — это человеческое существо, рассматриваемое не как организм, а с точки зрения позиции, занимаемой в социальной структуре» [См.: Рэдклифф-Бра-ун А. Р. Структура и функция в примитивном обществе/Пер. с англ. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2001. С. 17].
7. В представленной характеристике социального поля предполагается, что если число типов социальных взаимодействий и отношений, реализуемых в данном поле, превосходит единицу, оно все же мало — существенно меньше общего числа типов взаимодействий и отношений, осуществляемых во всем социальном пространстве.
8. Экономические отношения мы понимаем в широком смысле, включая в их совокупность социально-трудовые отношения. Поэтому в последующем изложении социально-трудовые отношения будут выделяться лишь в случаях их отдельного рассмотрения.
9. Цит. по: Волков Ю. Г, Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. Социология: учебник/Под ред. проф. Ю. Г Волкова. 3-е изд. М.: Гардарики, 2006. С. 92.
10. Как отдельных личностей, так и социальных объектов и систем.
11. Парсонс Т. О структуре социального действия. Изд. 2-е. М.: Академический Проект, 2002. С. 550-551.
12. См.: Социологический энциклопедический словарь/Редактор-координатор — академик РАН Г В. Осипов. М.: Изд-во НОРМА, 2000. С. 65; Энциклопедический социологический словарь/Общ. ред. академик РАН Г. В. Осипов. М.: Изд-во ИСПИ РАН, 1995. С. 164.
13. Parsons Т. The Social System. New York: Free Press, 1951. (Pyc. пер.: Парсонс Т О социальных системах. М.: Академический проект, 2002.); Parsons Т Sociological Theory and Modern Society. New York: Free Press, 1967.
14. См.: Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики/Пер. с франц. М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005.
15. См.: П. Бурдье. Социальное пространство: поля и практики/Пер. с франц. М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005; Социология социального пространства/Пер. с франц. М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005.
16. См. те же библиографические источники.
17. Медведев Д. А. Россия 2020. Главные задачи развития страны//Выступление на Пятом Красноярском экономическом форуме 15 февраля 2008 года. Красноярск//Россия 2020. Главные задачи развития страны. М.: Изд-во «Европа», 2008. С. 48, 50.