Научная статья на тему 'Проблемы готовности населения России к использованию информационно-коммуникационных технологий'

Проблемы готовности населения России к использованию информационно-коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
513
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГОТОВНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / THE WILLINGNESS OF THE POPULATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гуржий Б. И.

В статье рассматриваются проблемы готовности населения России к использованию информационно-коммуникационных технологий как средству взаимодействия с органами власти. На примере Республики Татарстан и города Нижнекамска было изучено, что органы власти делают для улучшения информационно-коммуникационного взаимодействия и как к этом относится население.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of readiness of the Russian population to the use of information and communication technologies as a means of interaction with the authorities. On the Republic of Tatarstan and the city of Nizhnekamsk was learned that the authorities are doing to improve the information and communication and interaction as it relates to the population.

Текст научной работы на тему «Проблемы готовности населения России к использованию информационно-коммуникационных технологий»

УДК 316

Б. И. Гуржий

ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, готовность населения.

В статье рассматриваются проблемы готовности населения России к использованию информационно-коммуникационных технологий как средству взаимодействия с органами власти. На примере Республики Татарстан и города Нижнекамска было изучено, что органы власти делают для улучшения информационно-коммуникационного взаимодействия и как к этом относится население.

Keywords: information and communication technologies, the willingness of the population.

The problems of readiness of the Russian population to the use of information and communication technologies as a means of interaction with the authorities. On the Republic of Tatarstan and the city of Nizhnekamsk was learned that the authorities are doing to improve the information and communication and interaction as it relates to the population.

Одной из важнейших тенденций развития современного общества является глобальная информатизация общества. Приоритетное развитие и широкое практическое использование современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах жизнедеятельности общества является сегодня необходимым условием не только для развития экономики, но также и для обеспечения конкурентоспособности и национальной безопасности страны, повышения уровня и качества жизни ее населения.

Современные ИКТ обеспечивают экономию социального времени, создание новых рабочих мест, повышают эффективность использования национальных и мировых информационных ресурсов, содействуют повышению общего уровня образованности общества и развитию его интеллектуального потенциала. Кроме того, они существенным образом повышают эффективность других видов технологий (технических, энергетических и социальных) и поэтому служат катализаторами многих процессов развития современного общества. Все эти важные свойства ИКТ дают основание считать их развитие и практическое использование одним из приоритетных направлений научно-технического прогресса в 21-м веке и квалифицировать их в качестве критических технологий.

Как же обстоят дела с информационно-коммуникационными технологиями в России?

Всемирным экономическим форумом проводится оценка развития данной сферы в мире. Индекс сетевой готовности (Networked Readiness Index) — комплексный показатель, характеризующий уровень развития

информационно-коммуникационных технологий в странах мира.

Индекс измеряет уровень развития ИКТ по 53 параметрам, объединенным в три основные группы:

1) Наличие условий для развития ИКТ — общее состояние деловой и нормативно-правовой среды с точки зрения ИКТ, наличие здоровой конкуренции, инновационного потенциала, необходимой инфраструктуры, возможности финансирования новых проектов, регуляторные аспекты и так далее.

2) Готовность граждан, деловых кругов и государственных органов к использованию ИКТ — государственная позиция относительно развития информационных технологий, государственные затраты на развитие сферы, доступность информационных технологий для бизнеса, уровень проникновения и доступность сети Интернет, стоимость мобильной связи и так далее.

3) Уровень использования ИКТ в общественном, коммерческом и государственном секторах — количество персональных компьютеров, интернет-пользователей, абонентов мобильной связи, наличие действующих интернет-ресурсов государственных организаций, а также общее производство и потребление информационных технологий в стране.

Согласно данному индексу Россия по итогам 2013 года занимает 54 место из 142 стран [1].

Индекс готовности к электронному правительству ООН (United Nations e-Government Readiness Index) публикуется раз в два года. Индекс включает три подындекса, характеризующих состояние человеческого капитала, ИКТ-инфраструктуры и веб-присутствия органов государственной власти.

Первые два основываются на официальных статистических данных, а последний строится на основе результатов обследования веб-сайтов правительства и пяти министерств - финансов, здравоохранения, образования, труда, социального обеспечения. В феврале 2012 годы был опубликован доклад, согласно которому Россия занимает 27 место [2].

Помимо представленных рейтингов существует и другие международные и отечественные рейтинги, например индекс готовности России к информационному обществу разработанный Институтом развития

информационного общества (г. Москва) [3].

Многочисленные социологические

исследования подтверждают официальные данные статистики высоких темпов роста проникновения ИКТ в экономику и социальную сферу Российской Федерации. Так, за семь лет (период зима 2003-2004 гг. - зима 2010-2011 гг.) аудитория интернета выросла с 14,1 млн чел. (12% населения РФ) до 50,3 млн чел. (43% населения РФ старше 18 лет). Из них рост числа постоянных пользователей (суточная аудитория, то есть те, которые пользовались интернетом хотя бы раз в сутки) - от 3,8 млн чел. (3% населения) до 36,3 млн чел. (31% населения старше 18 лет) [4].

На примере Республики Татарстан мы можем рассмотреть какая работа ведется на региональном и местном уровне по внедрению современных информационно-коммуникационных технологий во взаимодействие власти и населения.

В Татарстане на сегодняшний день действует долгосрочная целевая программа «Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан «Электронный Татарстан» (2011 - 2013 годы)», задачи, которой представлены в следующем виде:

1. Оптимизация порядка оказания и повышение качества государственных, муниципальных услуг на основе применения современных информационных технологий, в приоритетном порядке ориентированных на социально значимые сферы, в том числе образование, здравоохранение и культуру;

2. Повышение эффективности государственного и муниципального управления посредством внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной и муниципальной власти;

3. Создание единого геоинформационного пространства Республики Татарстан, обеспечение доступа населения, эксплуатирующих организаций и оперативных служб к пространственным данным Республики Татарстан с целью повышения эффективности принятия управленческих решений и контроля их исполнения;

4. Создание технической инфраструктуры для обеспечения безопасности, эффективности управления и расходования бюджетных средств при подготовке и проведении Универсиады 2013 года в г. Казани;

5. Увеличение доли инновационной продукции в ВРП Республики Татарстан за счет вклада ИТ-компаний путем создания условий для создания новых рабочих мест массовой подготовки ИКТ-специалистов и развития предпринимательства в данной сфере.

В Республике Татарстан с 1 декабря 2010 года единым интернет-ресурсом взаимодействия

населения и хозяйствующих субъектов с органами государственной власти и местного самоуправления Республики Татарстан в части предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде является "Портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан" (uslugi.tatarstan.ru).

На Портале реализован и апробирован следующий ключевой функционал для возможности оказания электронных услуг:

- возможность подачи заявления на оказание услуги в электронном виде;

- возможность оплаты услуг в режиме реального времени (оплата государственных пошлин, административных взысканий (штрафов), налоговой задолженности, услуг жилищно-коммунального хозяйства, операторов связи: телефония, Интернет, телевидение и т.д.);

- возможность записи в электронные очереди (на прием к специалистам государственных и муниципальных учреждений).

Сегодня инфоматы позволяют любому гражданину получать электронные услуги в режиме самообслуживания: с их помощью можно получить информацию об услуге, заполнить и распечатать бланки, получить видеоконсультацию, направить запрос, записаться на прием, оплатить государственные пошлины, штрафы.

Республике Татарстан была принята Стратегия развития образования в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы «Килэчэк» -«Будущее», утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 № 1174.

Основные направления Стратегии - это реализация проектов «Компьютер - учителю» и «Компьютер - школе». Для обеспечения доступа педагогов к сети Интернет с рабочих мест было принято решение по обеспечению

школ беспроводными сетями и подключению школ с количеством учащихся более 300 человек к сети Интернет по ВОЛС.

В школы было поставлено 25800 ноутбуков для педагогов, 11000 стационарных компьютеров, в 703 школах установлено 4450 точек беспроводного доступа к сети Интернет. 97 крупных школ республики переподключены на ВОЛС. Для работы педагогов в новых условиях была создана информационная система «Электронное образование в Республике Татарстан», которой пользуются 350 тысяч школьников и 240 тысяч родителей.

Это говорит о том внимании, которое государство уделяет проблеме развития информационных технологий. Однако у этой деятельности имеется существенный недостаток. А именно подход с точки зрения техники, т. е. во главу угла ставятся технологии, а не общества. Безусловно технологии сегодня занимают важнейшее место в жизни людей и государств. Однако, на наш взгляд, не технологии меняют мир, а наоборот технологии подстраиваются под меняющиеся потребности общества.

Для изучения проблемы взаимодействия общества и информационно-коммуникационных технологий мы обратимся к работе П. Бурдье и его концепции социального поля. Это позволит учесть в социальной практике агента сознательное и спонтанное, вычленить два принципиально различных механизма порождения действий. С одной стороны, правила поля предполагают хотя бы минимальную рациональность (постановка целей, выбор средств и достижений и т.д.), а с другой -спонтанную ориентацию (весьма показательны в этом плане спонтанные оценки и действия юных коммерсантов в рамках нарождающихся рыночных отношений).

Представление социальной жизни через призму социального поля оказывается эффективным инструментом при анализе реального взаимодействия людей с окружающим социальным пространством. Поле предстает как пространство борьбы, компромисса, союза самых различных сил, которые выражаются в конкретных социальных практиках. В немалой степени отношение борьбы и союзов, их характер зависит от различий собственных характеристик агентов [5].

Данная концепция, на наш взгляд, позволяет ответить почему в представленных выше рейтингах с одной стороны готовность россиян к информационным технологиям оценивается достаточно высоко, а с другой стороны ведение высокотехнологичного бизнеса в России находится на уровне африканских стран.

Социальное поле дает возможность взглянуть на процесс распространения информационно-коммуникационных технологий в обществе не только с позиций экономических и технических показателей, но с позиции менталитета общества, его желаний и предпочтений.

Пьер Бурдье рассматривал деятельность индивидов в социальном пространстве. Под социальным пространством понимается

«абстрактное пространство, конституированное ансамблем подпространств или полей (экономическое поле, интеллектуальное поле и др.)», т. е. такое пространство, которое, не будучи физическим, «стремится реализоваться в нем более или менее полно и точно», включая в себя все поля социальных взаимодействий: экономики, культуры, права, науки, информации, религии и другие [6]. Структура социального пространства порождается и изменяется в результате взаимодействий его полей.

Поле социальных взаимодействий (социальное поле) рассматривается как подпространство социального пространства, определяемое набором различий активных свойств, обусловливающих его специфику и отличие от любого другого подпространства. По существу, социальное поле есть специфическая структурированная система отношений между различными позициями индивидуальных или групповых агентов. Позиции агентов в нем обусловлены как структурой социального пространства в целом, так и структурой данного поля, и по существу мало зависят от физического

существования занимающих эти позиции агентов. Каждой позиции агента в структуре социального поля и социального пространства соответствуют: во-первых, общий объем его капитала, во-вторых, структура капитала, т. е. относительный вес различных видов капитала в их совокупности, и, в-третьих, особенности расходования капитала, определяющие типы социальных взаимодействий [7]. Позиция агента в структуре социального поля и социального пространства определяет его статус в данном поле и в социальном пространстве.

Таким образом, при синхронном рассмотрении социального пространства каждое поле предстает как структурированное подпространство позиций его агентов. Итак, социальное поле — это область социального пространства (социальное подпространство), в которой проявляют себя достоверно зарегистрированные, доступные объективному измерению или достоверной экспертной оценке позиции взаимодействующих агентов.

Бурдье, в своих работах описывал несколько видов полей, таких как поле экономики, культуры, науки и религии [8]. Рассматриваемые П. Бурдье социальные поля в его социологии социального пространства носят характер всеохватности или глобальности.

В данных полях реализуются в основном сильные взаимодействия — взаимодействия, породившие и воспроизводящие достаточно устойчивые отношения, благодаря которым существует само социальное поле с относительно устойчивой системой отношений между различными позициями индивидуальных или групповых агентов. Глобальное социальное поле — это поле, которое при синхронном рассмотрении социального пространства предстает как многомерное, структурированное подпространство с относительно устойчивой системой позиций и отношений между его агентами. Глобальное социальное поле существенно влияет на другие поля, формирует и сохраняет структуру всего социального пространства [9].

Мы постараемся рассмотреть

взаимодействие населения и органов власти с помощью информационно-коммуникационных технологий на примере г. Нижнекамска через призму социального поля

В Нижнекамском муниципальном районе, так же как и в Республике Татарстан предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде организовано через инфоматы и Портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан (uslugi.tatarstan.ru), включая его мобильную версию (rn.tatar.ru).

В Нижнекамском муниципальном районе активно идёт работа по реализации принятых правительством Российской Федерации и Республики Татарстан нормативных актов в сфере здравоохранения. На территории успешно реализуется программы: «Модернизация здравоохранения Российской Федерации»,

«Доступная среда», «Совершенствование первичной медико - санитарной помощи населению Республики Татарстан» и другие.

1 декабря 2010 года запущена автоматизированная система «Электронная очередь» и Контактный центр информационного обслуживания граждан. Контактный центр принимает звонки от населения по многоканальному телефону 40-00-03 для записи на прием к врачам поликлиник и предоставления справочной информации. Ежедневно в контактный центр поступает в среднем 3 тысячи звонков.

В результате реализации проекта по внедрению системы записи на прием к врачу с использованием удаленных средств «Электронная очередь» в масштабах Нижнекамского муниципального района. Были оснащены компьютерами рабочие места 600 врачей поликлинической службы, в том числе в селах, организован контакт-центр Нижнекамского района по приему звонков для записи к врачу. Сейчас пациенты могут записаться на прием к терапевту самостоятельно с помощью терминала, портала государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан, а так же по телефону, вызов пациента к врачу осуществляется с помощью информационного табло, которое расположено над дверью в кабинет. Запись терапевтом на повторный прием или к узкому специалисту осуществляется исключительно в электронном виде. Благодаря проведенным работам удалось значительно (примерно в три раза) снизить нагрузку на врачей в пиковые часы.

Автоматизированная система «Электронная очередь» в здравоохранении, начала работать с 1 декабря 2010 года. До этого попасть на приём к врачу можно было только одним путём - прийти с утра в поликлинику, занять очередь и через 3-4 часа получить медицинскую помощь.

С началом работы автоматизированной системы появилась возможность предварительной записи на приём в удобное для пациента время:

- через контактный центр по телефону;

- с помощью терминалов электронной

очереди;

- запись на городском сайте или сайте государственных услуг;

- запись через контактный центр.

В феврале месяце запись пациентов в электронную очередь осуществлялась через терминал (25579), телефон (6412), интернет (24862) [10].

Так же была рассмотрена статистика записи в период с 01.12.2012 00:00 по 30.03.2013 00:00. Количество всех записей в поликлиники Нижнекамского муниципального района составило 371327, из них через контакт-центр 30860, через портал 108127, через терминалы 99734, через другие средства 132606 [11].

На сайте Портала доступно множество функций в "Электронном каталоге услуг" для жителей республики Татарстан, которые пользователь может получать не выходя из дома.

Например, узнать о готовности загранпаспорта в УФМС, проверить нет ли задолженности в УФНС и оплатить. Так же отдельно предоставлены услуги для предпринимателей.

Данный электронный ресурс предлагает поставить на очередь в садик своего ребенка, записаться на прием к врачу или в ГИБДД, написать электронное заявление, оплатить штраф или госпошлину. Помимо этого картой любого банка оплатить коммунальные услуги, услуги связи, телевидения и интернета. Деньги поступают на лицевой счет в течении 3-х рабочих дней.

Для удобства Портал разбит на разделы: "По темам", "По жизненным ситуациям", "По ведомствам", "По категориям получателей". Например: пенсионерам, юридическим лицам, детям-сиротам, инвалидам, иностранным гражданам, лицам без гражданства и т.д. Есть разделы: "Новости", "Часто задаваемые вопросы", "Социальная защита", "Образование", "Семья", "Лицензирование", "Труд и занятость", "Страхование", "Спорт", "Здравоохранение" и другие.

С помощью телекоммуникационных связей оказывается помощь больным. В Нижнекамске установлено оборудование и осуществляется телекоммуникационная связь с головным сосудистым центром по оказанию медицинской помощи больным с ОНМК.

В рамках национального проекта «Здоровье» продолжается обучение (повышение квалификации) и профессиональная переподготовка врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей (семейной) практики [12].

Что же касается сферы образования то, в Нижнекамском муниципальном районе создана сеть образовательных учреждений, обеспечивающих потребности обучающихся в интеллектуальном, физическом и духовном развитии [11].

Распространение современных

телекоммуникационных технологий в системе общего среднего образования, активно развивающееся в последнее время, с одной стороны способствует повышению эффективности подготовки школьников и, с другой стороны порождают много проблем. Одной из основных проблем является неготовность учителей школ к осуществлению свой профессиональной деятельности с использованием информационных образовательных ресурсов, опубликованных в сети Интернет [13].

В рамках реализации Стратегии развития образования Республики Татарстан на 2010-2015 годы «Килечек» работа управления образования была направлена на подготовку к введению новых государственных образовательных стандартов общего образования в начальной школе, внедрение инновационных образовательных технологий, обеспечение соответствия ресурсной базы образования новым требованиям, повышение качества образования в условиях его оценки с помощью технологий количественных измерений.

В учреждениях образования

функционируют 83 компьютерных кабинета с 2284 компьютерами. Обеспеченность компьютерной техникой общеобразовательных учреждений, соответствующей современным техническим требованиям - 76,2%.

На один компьютер приходится 11 учащихся (в 2011 году - 13, РТ - 14).

Педагогами используется 263 комплекта мультимедийной техники, 210 интерактивных досок.

Каждый учитель получил ноутбук для использования в своей профессиональной деятельности. Информационная система «Электронное образование в РТ» предоставляет такие сервисы как «Электронный журнал» и «Электронный дневник», и с января 2011 года родители учащихся всех школ могут получать информацию об успеваемости детей, как в электронном дневнике, так и с помощью бшб рассылки [14].

Электронный дневник ребенка можно проверить так же на портале www.uslugi.tatar.ru или же через официальный сайт Нижнекамского муниципального района www.e-nizhnekamsk.ru.

Целью программы «Электронное образование» является - повышение качества образования через развитие информационной культуры и повышение ИКТ-компетентности педагогов, обеспечение эффективности

образовательного процесса и создание условий самореализации и повышения ИКТ-компетентности обучающихся.

Работу с обращениями граждан в органах местного самоуправления Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан осуществляет Отдел делопроизводства и работы с обращениями граждан, в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Личный прием граждан проводится еженедельно (1 раз в неделю). Для удобства жителей города и района ведется ежедневная запись на прием с 8.00 до 12.00 часов (кроме выходных и праздничных дней).

Специалисты отдела делопроизводства и работы с обращениями граждан оказывают гражданам информационно-консультативную

помощь, и вправе направить заявителя в соответствующее структурное подразделение, в зависимости от тематики вопроса.

Устные обращения граждан на личном приеме берутся на контроль. Результатом рассмотрения обращения гражданина является разъяснение по существу вопроса, с которым он обратился, либо принятие решения по разрешению поставленного заявителем вопроса.

В текущем году продолжил работу с населением прямой телефон «ГЛАВный телефон» (473-473), созданный с целью создания прямой и быстрой обратной связи населения с Главой района. По данному телефону установлен автоответчик, по

которому может любой гражданин оставить свое обращение независимо от времени суток. Преимущество обращения граждан по данному номеру в том, что вопросы, в зависимости от сложности, достаточно оперативно находят ответы, часть из которых носили позитивный, рекомендательный характер по улучшению работы местной власти. На ГЛАВный телефон за 2010 год поступило - 424, за 2011 год - 374, за 2012 год - 336 обращений.

В 2012 году продолжила свою работу интернет-приемная. В 2010 году количество обращений составило - 278, в 2011 году - 378, а в 2012 году - 369. Граждане в любое время суток направляют свои обращения на электронный адрес сайта: www.e-nkama .Ш. Все поступившие обращения в соответствии с законодательством рассматриваются руководителями, ставятся на контроль и по результатам рассмотрения направляется ответ. Помимо интернет-приемной обращения поступают через Интернет (с сайта государственных услуг), и на электронную почте [15].

Анализируя количество обращений поступающих тем или иным образом можно проследить тенденцию востребованности у населения разновидности ИКТ

Поскольку на сегодняшний день обращения могут поступать через ГЛАВный телефон, с помощью сети Интернет (интернет-приемная, электронная почта, портал государственных услуг), а так же в форме письменных обращений для более детального анализа необходимо проанализировать в процентом соотношении обращения поступающие различными методами. Количество письменных обращений за 2010 год составило - 1773, за 2011 год - 2051, за 2012 год - 1651.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: интерес населения к телефону, как методу обращения снижается, на его место, в связи с развитием и повышением навыков пользования, выходит сеть Интернет. Но по-прежнему, неизменно предпочтение населения отдается письменным обращением.

Для изучения готовности населения Нижнекамского муниципального района к использованию ИКТ было проведено социологическое исследования. В ходе него было опрошено 100 человек.

Отвечая на вопрос как часто Вы пользуетесь Интернетом активных пользователей набралось лишь 63% (27% пользуется постоянно и 36% - раз в день). Еще 19% опрошенных пользуется Интернетом раз в неделю.

Анализируя ответы на вопрос в каких целях Вы используете Интернет можно выделить три основных цели - электронная почта (43%), поиск информации (21%) и общение (18%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отвечая на вопрос знаете ли Вы о проекте Электронное правительство 67% респондентов ответили утвердительно, при этом отвечая на аналогичный вопрос касающийся официального

сайта органов местного самоуправления г.Нижнекамска утвердительно ответили уже 82%.

В ходе исследования выяснилось, что лишь 57% респондентов посещали официальный сайт г.Нижнекамска. При этом 37% людей считает информацию, предоставляемую на сайте полезной.

На вопрос как Вы относитесь к электронным услугам 51% ответили положительно, 27% отрицательно, 22% затруднялись ответить.

Причинами отрицательного ответа были выделены следующие: нет доступа к Интернет, привычка к прошлой системе оказания услуг, сложность в освоении нового.

Таким образом, после проведенного исследования можно сделать вывод, что населения Нижнекамского муниципального района имеет необходимые материальные ресурсы для активного использования информационно-коммуникационных технологий, но при этом население не использует предоставленные возможности в полной мере. На сегодняшний день самой популярной формой взаимодействии с органами власти остается письменное обращение, среди факторов влияющих на использование ИКТ являются возраст, желание использовать ИКТ (в частности это привычка к прошлой системе обращений, и недоверие к новой, что было выявлено в ходе опроса). Среди условий влияющих на использование ИКТ выделяются объем услуг оказываемых по средствам ИКТ и их качество. Среди опрошенных 37% опрошенных считают информацию полезной, остальные же затрудняются с ответом. Но поскольку лишь 57% опрошенных посещали официальный сайт, можно сделать выводы о том, что больше половины довольны услугами. А это в свою очередь подтверждает гипотезу, что существенное влияние оказывают на взаимодействие населения с органами власти социально-экономические факторы.

Рассматривая вышесказанное через призму социального поля мы увидим, что в г. Нижнекамске существуют все необходимые составляющие для положительного взаимодействия, однако по прежнему около 40% населения с недоверием относится к активному взаимодействию по средствам технологий. А это в свою очередь может привести или приводит к снижению темпов данного взаимодействия.

Литература

1. Индекс сетевой готовности — информация об исследовании http://gtmarket.ru/ratings/networked-readiness-

index/networked-readiness-index-info Борисов В.А. Демография / В.А. Борисов. - М.: Издательский дои NOTABENE, 2001. 272 с.

2. United Nations E-Government Survey 2012 E-Government for the People [Электронный ресурс] URL http://www.un.org/en/development/desa/publications/connecti ng-governments-to-citizens.html

3. Бурганова Л.А., Губина Н.В. Особенности стратегического планирования в городах с доминирующим нефтеперерабатывающим производством: социологический анализ // Вестник Казанского технологического университета : Т. 15. № 4: М-во образ. и науки России. Казан. Нац. Исслед. Технол. ун-т. - Казань: КНИТУ.2012. - С.182-187.

4. Баранов С.В., Скуфьина Т.П. О перспективных направлениях регулирования развития информационно-коммуникационных технологий в России и ее регионах [Электронный ресурс] URL http://www.science-education.ru/105-7176

5. Губина Н.В., Гуржий Б.И. Качественные методы исследования готовности населения к использованию информационно-коммуникационных технологий // Вестн. Казан. Технол ун-та. - 2012 - №15 С. - 267-271.

6. Бурдье П. Социология социального пространства / Пер. франц. — М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005. С.53

7. Рэдклифф-Браун А. Р. Структура и функция в примитивном обществе / Пер. с англ. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2001. С. 17

8. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики / Пер. с франц. М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005

9. А.Б. Докторович Системное исследование социального потенциала Электронный ресурс] URL http://kvazar1.ru/publ/17-1-0-183

10. Официальный сайт Нижнекамского муниципального района [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-nizhnekamsk.ru/infrastruktura/social/heath Reforma/index.php

11. Портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан [Электронный ресурс]. URL: https://uslugi.tatar.ru/mis/nijnekamsk/statistics

12. Здравоохранение. Официальный сайт Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-nizhnekamsk.ru/infrastruktura/social/heath

13. Тухватуллина М.А., Тухватуллин А.И. Информационная база оценки социальной безопасности государства: экономико-социологический аспект // Вестн. Казан. Технол ун-та. - 2012 - №17 С. - 273-280.

14. Информационно-методический центр Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан [Электронный ресурс]. URL: http://imcnk.ucoz.ru/index/obrazovatelnye_resursy_seti _internet/0-55

15. Отчет о деятельности Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района за 2012 год.

© Б. И. Гуржий - ассистент кафедры государственного и муниципального управления, социологии, менеджмента НХТИ ФГБОУ ВПО «КНИТУ», [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.