Научная статья на тему 'Информационные технологии как инструмент повышения эффективности управления городом'

Информационные технологии как инструмент повышения эффективности управления городом Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
2222
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ГОРОД / МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ / МУЛЬТИСЕРВИСНАЯ СЕТЬ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА / ПУБЛИЧНЫЙ ПОРТАЛ / СРЕДСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ / INFORMATION TECHNOLOGIES / INFORMATION CITY / THE MONITORING OF PUBLIC OPINION / MULTISERVICE NETWORK OF HOUSING / PUBLIC PORTAL / A MEANS OF SOCIAL CONTROL

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Зотов Владимир Борисович

Описывается опыт внедрения в Москве информационных технологий как системы управления городом и взаимодействия органов власти с населением. Информационно-коммуникационные технологии способствуют повышению качества жизни горожан, развитию демократических институтов, улучшению работы городского хозяйства, помогают оперативно реагировать на чрезвычайные и аварийные ситуации, усиливают безопасность граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGIES AS A TOOLTO IMPROVE CITY MANAGEMENT

The article describes the experience of implementing information technologies in Moscow as a system of city management and interaction of authorities and the population. Information and communication technologies contribute to improving the quality of life for citizens, development of democratic institutions, improvement of the urban economy, help to respond quickly to emergencies and accidents, increase safety of citizens.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии как инструмент повышения эффективности управления городом»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

В. Б. Зотов

Информационные технологии как инструмент повышения эффективности управления городом

Описывается опыт внедрения в Москве информационных технологий как системы управления городом и взаимодействия органов власти с населением. Информационно-коммуникационные технологии способствуют повышению качества жизни горожан, развитию демократических институтов, улучшению работы городского хозяйства, помогают оперативно реагировать на чрезвычайные и аварийные ситуации, усиливают безопасность граждан.

Ключевые слова: информационные технологии, информационный город, мониторинг общественного мнения, мультисервисная сеть жилищного фонда, публичный портал, средство общественного контроля.

Государственной программой Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»1 определены следующие основные направления движения к информационному обществу:

- повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса в информационном обществе;

- построение электронного правительства и повышение эффективности государственного управления;

- развитие российского рынка информационных технологий, обеспечение перехода к экономике, осуществляемой с помощью информационных технологий;

- преодоление высокого уровня различия в использовании информационных технологий регионами, различными слоями общества и создание базовой инфраструктуры информационного общества;

- обеспечение безопасности в информационном обществе;

- развитие цифрового контента и сохранение культурного наследия.

Использование современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в системе управления крупного города способствует росту уровня и качества жизни горожан, развитию демократических институтов, повышению эффективности и открытости городского управления, улучшению работы городского хозяйства, обеспечению оперативного реагирования на чрезвычайные и аварийные ситуации, усилению безопасности граждан.

Москва — информационный город

В столице проделана огромная работа по внедрению информационных технологий как в системы управления городом, так и в сферу взаимодействия органов власти с населением. В этом отношении Москва — лидер среди российских регионов. Здесь реализован ряд

1 Программа утверждена распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. №1815-р

Владимир Борисович Зотов — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Государственного университета управления, префект Юго-Восточного административного округа города Москвы. E-mail: Zotov-Vladimir@yandex.ru

целевых программ, в том числе «Электронная Москва», «Электронный округ», пилотный проект «Цифровой район».

Информационные технологии способствуют повышению качества жизни в мегаполисе. На сегодняшний день в этом отношении статистика такова:

- 3 % государственных услуг в городе оказываются в электронном виде;

- 7 % горожан могут записаться на прием к врачу через Интернет;

- 10 % учебного времени основано на использовании информационных технологий;

- 30 рабочих часов нужно на сбор документов для получения субсидий/дотаций;

- 8,6 персональных компьютеров приходится на 100 школьников;

- 20 компьютеров приходятся на 100 работников медицинских госучреждений;

- 5 % интернет-ресурсов города адаптированы для лиц с ограниченными возможностями.

Информационно-коммуникационные технологии активно используются и в системе городского хозяйства2:

- 15 % объектов городского хозяйства включены в систему мониторинга состояния с применением ИКТ;

- 16 % домохозяйств оснащено технологическими датчиками;

- 40 % объектов городского хозяйства охвачены видеонаблюдением;

- 4 % правонарушений фиксируются с помощью камер видеонаблюдения в местах массового скопления людей.

Чтобы ускорить информатизацию городской жизни, была принята государственная программа Москвы «Информационный город», рассчитанная на 2012-2016 гг. За ее выполнение отвечает Департамент информационных технологий города Москвы.

Программа включает четыре подпрограммы (см. рисунки на стр. 6-7)3:

• «Развитие ИКТ для повышения качества жизни жителей города и создания благоприятных условий для ведения бизнеса»;

• «Создание интеллектуальной системы управления городом»;

• «Формирование общедоступной информационно-коммуникационной среды»;

• «Развитие средств массовой информации и рекламы».

В результате реализации программы в сфере создания и использования информационно-коммуникационных технологий планируется достичь следующего:

- вклад отрасли ИКТ в валовой региональный продукт (ВРП) в 2016 г. должен составить 7,5 %;

- доля государственных услуг, оказываемых в электронном виде, в общем количестве государственных услуг, которые могут быть предоставлены в электронном виде, в 2015 г. достигнет 100 %;

- охват населения и всех сфер жизнедеятельности города проводным широкополосным доступом к сети Интернет (со скоростью 10 Мбит/с и выше) в 2016 г. составит 65 %.

Центр мониторинга общественного мнения

В ноябре 2011 г. осуществлен пилотный запуск Центра мониторинга общественного мнения, способный принять порядка 10 тыс. обращений в сутки. Основные цели этого проекта состоят в следующем:

- выявление основных проблем городской жизни, волнующих москвичей;

- прием предложений москвичей по усовершенствованию работы городских структур и оптимизации городской жизни;

- получение обратной реакции по инициативам города;

- оценка деятельности жителями конкретных чиновников и структур правительства Москвы и муниципальных органов власти;

- изучение общественного мнения москвичей.

Предусмотрено несколько способов получения информации:

- телефонные звонки по номеру (499) 78777-77,

- SMS сообщения (на номер 7877),

- электронные сообщения (по адресу mom@post.mos.ru),

- проведение опросов.

2 Данные по состоянию на конец 2011 года.

3 Иллюстрации предоставлены Департаментом информационных технологий города Москвы.

S

Электронный портал «Наш город»

Особое внимание правительство Москвы уделяет развитию электронных сервисов обратной связи с жителями. Так, 17 октября 2011 г. был запущен электронный портал «Наш город», с помощью которого можно оценивать качество обслуживания населения, а также контролировать работу служб жилищно-коммунального хозяйства и тем самым способствовать повышению качества предоставления государственных услуг населению.

Зарегистрировавшись на портале, любой житель города может оставить обращение (позитивного либо негативного характера), которое проходит два этапа модерации: цензуру и оценку содержания. При положительном результате модерации обращение размещается на Портале в рубрике «Народный контроль»4.

С момента запуска портала «Наш город» по состоянию на 21 марта 2012 г. в адрес ЮВАО от жителей поступило 611 обращений. Все опубликованные на портале обращения жителей анализирует редакция мэрии, выделяя обращения требующие ответа, и отправляет их в личный кабинет управы района или префектуры. С этого момента начинается отчет времени, предоставленного на рассмотрение и подготовку ответа (два дня). После подготовки ответа к публикации он приходит в личный кабинет префектуры, где его рассматривают и либо визируют и передают на опубликование, либо направляют обратно в район на доработку. Рассмотренный и утвержденный в префектуре ответ также проходит модерацию в редакции мэрии на соответствие критериям, по которым оценивается, насколько он отвечает на вопрос, содержащийся в обращении. С критериями нужно предварительно ознакомиться в рубрике «Критерии оценки ответов»5.

У жителей появилась возможность не только дать в обращении оценку («+» или «-») той или иной ситуации, но и оценить ответ, полученный от органа исполнительной власти. При этом ответы, опровергающие

предоставленную жителем информацию, должны быть подтверждены фотографиями, по которым можно четко определить статус работ, а также сканированными копиями актов сдачи-приемки, паспортов и пр. (правда, в пилотном состоянии портала функция «загрузка изображения» пока не реализована). Кроме того, ответы, содержащие сроки устранения недостатков, указанных в обращении, берутся на контроль. По истечении указанного в ответе срока будет проведена проверка.

Учитывая «публичность» каждого ответа, он должен быть по существу, ясно излагать жителям факты, не содержать непонятных аббревиатур и обозначений. Следует также избегать терминологии или цитирования до-куменов, содержание которых не отвечает напрямую на вопрос пользователя. Аббревиатуры, необщепринятые термины подлежат расшифровке.

Публичный портал по уборке улиц в зимний период

В декабре 2011 г. начал работать портал по уборке улиц в зимний период6.

Цели портала:

- информирование жителей о содержании объектов дорожного хозяйства (ОДХ);

- развитие инструмента «общественного контроля» качества выполнения работ по содержанию улично-дорожной сети города.

Портал имеет две части — «закрытая» («внутренняя») и «открытая» («внешняя»), которая позволяет всем, кто имеет доступ в Интернет, интерактивно участвовать в оценке качества уборки города и работы подрядных организаций.

На основной странице «внешней» части портала размещены:

- интерактивная карта Москвы с возможностью поиска информации по объектам дорожного хозяйства;

- сводная информация по городу (объем выпавшего и вывезенного снега, качество дорог и пр.);

- новости, предупреждения, например,

4 См. раздел портала http://www.gorod.mos.ru/index.php?show=control.

5 См. раздел портала http://www.gorod.mos.ru/cp/7.

6 См. раздел портала http://doroga.mos.ru/main?1.

об изменении погодных условий (о резком изменении температуры, гололеде, снегопаде, тумане и т. п.).

Для всех посетителей портала имеется возможность поиска на карте Москвы конкретного объекта дорожного хозяйства. При выборе улицы отображается краткая справочная информация о подрядной организации, общей площади объекта, о выполненных и планируемых работах по уборке и ямочному ремонту на данном объекте.

Пользовать имеет возможность оценить состояние объекта по 5-балльной шкале и добавить свой комментарий с имеющимися у него замечаниями (претензиями) или предложениями.

Программа автоматически формирует список 20 худших объектов (с учетом оценок жителей).

На остальных вкладках отображается основная статистическая информация по городу в целом или конкретному округу (при выборе его на интерактивной карте) по следующим позициям:

- данные по вывозу снега: процент и объем вывоза снега, регламентные сроки окончания работ по вывозу снега, загрузка снегосплавных пунктов;

- данные по качеству дорог: показатель качества дорожного покрытия и информация о выполненных работах по устранению локальных разрушений асфальтового покрытия;

- рейтинги: указываются худшие подрядные организации по каждому из заказчиков за месяц.

Все замечания, поступившие от жителей, вместе с оценками проходят обработку, и по ним Объединение административнотехнических инспекций города (ОАНТИ) проводит контрольные мероприятия.

По результатам жалоб жителей проводится анализ проблемных мест, а также качества работы подрядных организаций.

Все результаты доступны внутренним пользователям (департаменту жилищнокоммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, префектурам, ОАТИ) для принятия мер.

Опыт использования ИКТ в Юго-Восточном административном округе Москвы

Префектура ЮВАО Москвы активно содействует реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о деятельности окружных и районных органов исполнительной власти. Использование современных информационных технологий позволяет повысить эффективность этой работы и улучшить качество отношений органов власти с жителями и организациями. А развитие мобильных технологий создает беспрецедентную возможность предоставить всем гражданам и государственным служащим доступ к информации в любое время, в любом месте и с помощью различных устройств.

Новые возможности информирования населения открывает окружная программа «Электронный округ», реализуемая в ЮВАО в рамках городской целевой программы «Электронная Москва».

Сочетание традиционной схемы информирования населения и современных технологий позволяет власти оперативно взаимодействовать с населением. Появились и дополнительные средства коммуникаций, действующие на основе:

- интернет-технологий (электронная почта, портал префектуры, сайты управ, служб городского хозяйства, социальных структур, общественных организаций, доски почета, интернет-услуги, интернет-радио, видео-интернет- конференции, электронные платежи и т. д.);

- компьютерных технологий с использованием приемов автоматизации («горячая линия», справочно-информационная служба префектуры, электронные СМИ);

- беспроводных технологий (мобильные и спутниковые средства связи и доступа в Интернет, системы позиционирования и навигации).

В ЮВАО активно развивается сеть центров общественного доступа в Интернет: интеллект-центры (25 центров), интернет-кафе (25), интернет-клубы (17), технопарки, интернет-медиа-студии (4), информаты (4). Организованы также места доступа практически во всех почтовых отделениях, и все 52

библиотеки округа подключены к Московской волоконно-оптической сети.

Используя для обращения любое из современных средств коммуникации, гражданин (организация) посылает запрос, который поступает в информационную систему Единого документооборота и обрабатывается исполнителем. Прохождение документа по инстанциям реализуется в рамках «одного окна». В итоге житель получает оперативный ответ, который фиксируется в электронном архиве единого документооборота префектуры. Такая технология позволяет принимать управленческие решения на основе статистики и анализа, строить прогнозы на основе баз данных.

В 2002 году был создан официальный электронный портал ЮВАО. С момента регистрации в 2005 г. домена uvao.ru ресурсы портала посетило более 12 млн человек, на его страницах опубликованы сотни тысяч новостных материалов, предметных статей и документов, сотни интервью, видео- и фотоматериалов, а также тысячи ответов на вопросы, пользовательские комментарии и публикации интернет-форума.

Начиная с 2008 г. среднестатистический размер аудитории интернет-портала префектуры ЮВАО устойчиво находится на уровне 2 млн посетителей в год. Ежедневно ресурсами и услугами портала пользуется от 7-12 тыс. человек, при среднесуточном объеме обращений порядка 30 тыс. просмотренных страниц.

Обобщая статистические показатели работы портала только за 2011 г., можно отметить следующее:

- было размещено более 30 тыс. различных информационных объектов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в рубрику «вопрос-ответ» поступило 8030 вопросов;

- проведено 15 социологических опросов;

- для порядка 4 тыс. городских адресов опубликованы сведения о выполнении работ по программам комплексного развития.

Таким образом, официальный интернет-ресурс округа стал одним из основных средств информирования жителей о реализуемых на

его территории программах развития, а также средством общественного контроля над проводимыми в округе работами и мероприятиями.

В соответствии с государственной программой «Информационный город» предполагается широкомасштабное внедрение ИКТ практически во все сферы жизни москвичей: здравоохранение, образование, социальную защиту, жилищную сферу, городское хозяйство и т. п. С этой целью был существенно обновлен официальный городской ресурс — сайт mos.ru, а также созданы новые системы, например портал комплексного развития «город-мос-ру».

Работа окружного портала способствует решению основной задачи — повышению качества жизни горожан путем повсеместного внедрения высокоэффективных электронных средств информирования населения, предоставления интерактивных услуг, обеспечения обратной связи, а в перспективе — предоставления в электронном виде практически всех государственных услуг. Чтобы интернет-портал ЮВАО отвечал новым задачам и требованиям государственной программы, в 2011 г. выполнена его модернизация:

- обновлен внешний вид портала;

- организована услуга «народный контроль» с возможностью привязки жалобы к адресу на карте и фотофиксации жалобы;

- создан специализированный раздел по программам комплексного развития округа;

- создан сервис «Мой дом», в рамках которого по каждому адресу приводится комплекс социально-значимой информации по конкретному дому;

- создан массив из более 200 блоков информационных услуг;

- разработана мобильная версия портала;

- обновлены серверы и базы данных системы.

Таким образом, развитие качества и количества оказываемых услуг и соответствующих механизмов анализа статистических данных расширяет возможность префектуры принимать взвешенные управленческие решения.

7 Первый «цифровой район» столицы создан в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 7 декабря 2004 г № 851-ПП «О повышении эффективности работы с населением в Юго-Восточном административном округе города Москвы с использованием современных информационных технологий».

Первый «цифровой район» Москвы

В ЮВАО впервые в столице предложен качественно новый уровень взаимодействия с жителями с использованием ИКТ7. Им стал район Жулебино, имеющий численность постоянного населения 65 тыс. человек и развитую инфраструктуру. Была построена мультисервисная сеть жилищного фонда — автоматизированная система оперативно-технического управления процессом передачи цифровых данных. Общая протяженность оптико-волоконного кабеля в сети составляет 19 277 м, полоса пропускания каналов связи от каждого дома — 1 Гб/с, что позволяет организовывать и развивать высокоскоростные цифровые коммерческие и социальные услуги населению.

Цель данного проекта — широко используя возможности информационных технологий, сделать жизнь людей интереснее и комфортнее.

Создание «цифрового района» касается тех сфер, где применение информационных технологий может быть наиболее целесообразно:

1) жилищно-коммунальное хозяйство;

2) социальная сфера, включая образование;

3) потребительский рынок и бытовое обслуживание;

4) строительство и реконструкция;

5) организационные и культурно-массовые мероприятия;

6) электронная демократия;

7) информационная поддержка программы.

Жилищно-коммунальное хозяйство.

Основа цифрового района — «интеллектуальный дом», предполагающий наличие в здании следующих систем:

• безопасности (видеонаблюдение, контроль доступа);

• удаленного мониторинга параметров инженерного оборудования;

• учета и управления параметрами тепло-и водоснабжения;

• управления освещением;

• структурированной кабельной сети.

Практически все задачи в Жулебино решают созданные и обновленные системы безопасности, диспетчеризации и контроля ресурсов. Так, система энергосбережения, основанная на использовании информационных технологий (в «интеллектуальном доме» есть индиви-

дуальный тепловой пункт), позволяет беречь и рационально использовать энергию.

Социальная сфера охвачена путем подключения учреждений социальной сферы к волоконно-оптической сети с выходом в Интернет и внедрения в них информационных технологий. Одно из направлений — внедрение в учебный процесс апробированных электронных учебников. В Технопарке инноваций создан коммуникационный узел, который позволил объединить интернет-порталы всех школ, организовать внутренний образовательный сервер и проводить дистанционные курсы. Для детей, которые не могут посещать школу, закуплено специальное оборудование и организовано дистанционное обучение. На базе Центра образования №1439 действует «цифровая» школа»: здесь внедрена «карточка учащегося», действующая как пропуск в школу и обеспечивающая денежное обращение в школе, контроль посещаемости, безналичную оплату питания. Здание Центра оборудовано системой регулирования подачи тепла «Теплокомфорт». Учитель ведет электронный журнал. Родители могут в режиме реального времени получать информацию. Школьники участвуют в подготовке «электронных уроков», в разработке школьной веб-страницы, делают презентации.

Префектурой ЮВАО совместно с управлением образования, учебным центром С^со в 35-ти школах округа организовано факультативное обучение основам информационных технологий (ежегодно обучаются 400-600 человек).

В двух городских поликлиниках (№№23, 224) района работает «удаленная регистратура». На базе библиотеки Жулебино создан многофункциональный интеллект-центр.

Потребительский рынок и бытовое обслуживание. В этой сфере устанавливаются ин-фоматы, которые выдают сведения о наличии товара, ценах и т. д., работают дисконтные карты, социальная карта москвича и др. Видеотерминалы предприятий потребительского рынка и услуг используются для информирования населения о деятельности органов власти. Действует система заказа товаров через интернет.

Строительство и реконструкция. Ведется разработка и размещение на сайте районной управы виртуальных трехмерных моделей

строящихся объектов. Создаются схематические, текстовые и видео-материалы по программе «Молодой семье — доступное жилье». Действует электронная модель градостроительного плана района.

Организационные и культурно-массовые мероприятия. Проводятся различные конкурсы — на лучшую цифровую фотографию, цифровой рисунок, лучшую презентацию школы и своего двора, а также соревнования по киберспорту («Кибельметаль», «Кибервесна» и т. п.), Всероссийская олимпиада по сетевым информационным технологиям среди школьников и компьютерные состязания среди лиц старшего поколения.

Электронная демократия. Цель данного проекта — вовлечь жителей в процесс принятия решений управой района и муниципалитетом. Для этого обеспечивается доступность для всех Интернета и возможность «обратной связи» с помощью регулярно обновляемого официального сайта управы района.

В районе действует система бесплатного

обучения компьютерной грамотности, которой ежегодно пользуются 200 пенсионеров. Организуются интернет-видео-конференции по актуальным вопросам, а также трансляция на портале префектуры встреч префекта с населением, регулярно организуемых в каждом районе. Проводятся интерактивные опросы жителей.

Для информационной поддержки населением проекта было выпущено 15 тыс. информационных листовок, созданы окружная интернет-радиостанция «Юго-Восток», 14 центров общественного доступа в Интернет (на базе библиотек, интернет-кафе, информационно-справочных киосков, компьютерных клубов Жулебино), используются системы спутниковой навигации, цифровое табло и электронная карта района.

Опыт Жулебино показал, что все эти мероприятия, направленные на популяризацию ИКТ, вызывают большой общественный интерес и способствуют повышению эффективности системы управления городом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.