Научная статья на тему 'Миграция и маргинальность в контексте социологии социального пространства'

Миграция и маргинальность в контексте социологии социального пространства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1397
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРГИНАЛЬНОСТЬ / МИГРАНТЫ / МИГРАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ПЬЕР БУРДЬЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПОЛЕ / СИМВОЛИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / MARGINALITY / MIGRANTS / MIGRATION / SOCIAL MOBILITY / PIERRE BOURDIEU / SOCIAL ENVIRONMENT / FIELD / SYMBOLIC CAPITAL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лапшина Наталья Игоревна

В статье освещены теоретические вопросы исследования маргинальности мигрантов. Даны определения миграции и маргинальности, их основные характеристики, методологические подходы к исследованию. Предложен новый подход к социологическому изучению миграции и маргинальности, основанный на методологии структуралистского конструктивизма П.Бурдье и раскрывающий взаимосвязь понятий в социальном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Migration and marginality in the sociological context of social space

Some theoretical aspects in studying the marginality of migrants are discussed. The concepts of migration and migrants and their main features are defined. A new approach to sociological study of migration and marginality is suggested based on Pierre Bourdieus method of structural constructivism. Interrelations between the two concepts in a social environment are examined.

Текст научной работы на тему «Миграция и маргинальность в контексте социологии социального пространства»

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

УДК 314.74

Н. И. Лапшина

МИГРАЦИЯ И МАРГИНАЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Двадцатый век стал периодом радикальных преобразований в обществе. Интенсивные процессы миграции, глобализации за сравнительно небольшой в исторических масштабах промежуток времени оказались способны коренным образом изменить социальную картину мира, положение и самоидентификацию социальных групп, слоев и отдельных индивидов, в них вовлеченных. В свою очередь, двадцать первое столетие, по выражению польского социолога З. Баумана, обещает стать еще более «текучим» и «пластичным» [1]. В результате произошедших в начале 90-х годов изменений наша страна столкнулась с масштабными миграциями. Мигранты стали неотъемлемой частью российского общества и, как следствие, объектом множества исследований. В данной статье предпринимается попытка осмысления маргинальности мигрантов, которую отечественные ученые в основном рассматривали вне миграционного контекста. Изучение маргинальности мигрантов поможет дать ответы на вопросы о месте мигрантов в структуре современного российского общества, проблемах их самоидентификации, роли в жизни социума, а результаты его могут поспособствовать выработке эффективной миграционной политики.

В широком смысле миграция населения (лат. migratio)—переселение, перемещение [2]. Существует множество дисциплинарных подходов, по-разному характеризующих миграцию с точки зрения ее особенностей и результатов: исторический, философский, демографический, социологический, экономический, юридический, политологический, типологический, генетический, биологический. Социологические подходы к изучению миграции исследователи условно делят на структурные, рассматривающие организационно-функциональные, системные стороны социальной жизни, общество и его элементы (позитивистский подход, теория экологии человека, ассимиляционная теория, концепция «pull-push»); интерпретативные, изучающие и интерпретирующие поведение, мотивацию деятельности личности (этносоциологический подход, теория социального действия); объединительные (диалектические) парадигмы, где социальная реальность анализируется посредством объединения объективного и субъективного, структурного и динамического, общественного и личностно-индивидуального (теории «миграционной цепи» и социального капитала, социальных изменений, жизненных сил) [3; 4].

Маргинальность (англ. marginal — краевой, пограничный)—характеристика явле-

© Н. И. Лапшина, 2010

ний, возникающих в процессе взаимодействия различных культур, социальных общностей, структур, в результате чего часть социальных субъектов оказывается за их пределами [5]. Следует вести речь о трех основных подходах к пониманию маргинальности:

1) культурном, в основе которого лежат взаимоотношения систем ценностей двух культур, в которых участвует индивид, и результатом такого культурного взаимодействия становится двусмысленность, неопределенность статуса и роли; 2) структурном (социальном ), акцентирующем внимание на изучении в социальной структуре окраинных, социально изолированных (маргинальных) групп с четко определенным составом; 3) социально-ролевом, рассматривающем нахождение в роли, которая лежит между двумя рядом расположенными ролями [6]. Маргинальность также рассматривают в динамическом (как процесс перемещения группы или индивида из одного состояния в другое, процессы маргинализации «извне» и «изнутри») и статическом (как состояние) ракурсах.

Появление в 1920-х годах в социологии категории «маргинальность», впервые обозначенной Р. Парком в труде «Человеческая миграция и маргинальный человек», было закономерно и напрямую обусловлено именно миграционными процессами, благодаря которым исторически формировался «плавильный котел» (melting pot) американского общества [7]. Однако в научной литературе наблюдается недостаток сведений о взаимосвязи рассматриваемых понятий. Попытаемся восполнить указанный пробел, предложив новый подход к социологическому изучению миграции и маргинальности, основанный на методологии Пьера Бурдье. Его конструктивистский структурализм (структуралистский конструктивизм) представляет собой одну из диалектических парадигм, где социальная реальность анализируется сквозь призму единства объективного и субъективного, структурного и динамического [8, 9]. Приведем основные определения и положения его социологии социального пространства.

Социальное пространство — абстрактное пространство, состоящее из подпространств (полей), обязанных своей структурой неравному распределению отдельных видов капитала [9, с. 53-54]. Бурдье выделяет различные поля: поле экономики, политики, социальное поле, поле науки, литературы и т. д. Поле — структурированное пространство позиций, определяющих его свойства, оно имеет собственную логику, правила и закономерности, его функция — изменение состояния социального пространства. Спонтанно ориентироваться в социальном пространстве и реагировать на события агенту позволяет габитус — система схем производства, восприятия и оценивания практик, подразумевающая sense of one’s place (чувство своего места) и sense of others’ place (чувство мест других) [9, с. 75]. Капитал — власть над полем в определенный момент времени. Социальная позиция агента или группы в социальном пространстве определяется объемом и структурой принадлежащего им капитала, который выступает в различных формах: экономической, культурной, социальной и символической. Обладание определенным количеством капитала позволяет агенту быть вхожим в соответствующие пространства. В форме символического капитала часто аккумулируются другие виды капитала, которые он выражает и легитимизирует. В дальнейшем под символическим капиталом мы будем подразумевать совокупность остальных его видов [9, с. 61-62].

Исходя из мысли Бурдье о том, что борьба за символический капитал на индивидуальном уровне выражается в форме пространственной мобильности, а на коллективном ее целью является социальная сегрегация, конкретизируем социологическое определение миграции [9, с. 56-58].

Миграция — процесс пространственного перераспределения агентов или их групп, за счет этого стремящихся к увеличению объема принадлежащего им символического

капитала или изменению его структуры. Можно предположить, что в зависимости от вида миграции возрастает роль той или иной составляющей символического капитала. Так, во временной трудовой миграции основной целью мигранта становится рост объема экономического капитала в результате его занятости на чужой территории.

Необходимо также указать специфику социальной позиции мигранта. В случае миграции речь идет о социальных подпространствах отдающих и принимающих территорий, в каждом из которых социальная позиция одного и того же агента может быть совершенно разной. Это означает, что один и тот же символический капитал, принадлежащий мигранту, имеет различную ценность в зависимости от его местоположения. Стало быть, нужно разделять понятия абсолютного и относительного символического капитала мигранта.

Абсолютный (номинальный) символический капитал — суммарная совокупность капиталов, принадлежащих агенту, в абсолютном выражении, вне зависимости от социального пространства.

Относительный (реальный) символический капитал —действительные объем и структура символического капитала агента, скорректированные в контексте конкретного социального подпространства.

Задача определения единиц измерения абсолютного и относительного символического капитала, а также методология их расчета требуют дополнительной проработки, так как далеко не все составляющие капитала могут поддаваться количественному измерению. Ограничимся следующими уточнениями и выводами. Очевидно, что по аналогии, например, с расчетом номинальной и реальной заработной платы, где используется индекс потребительских цен, для определения реального символического капитала мигранта на территории региона требуется исходить из необходимости пересчета абсолютного капитала в относительный с использованием некого индекса перевода, который зависит от нормативных либо средневзвешенных значений капитала агента на конкретной территории. Назовем такой индекс территориальным индексом символического капитала. Помимо проблемы сравнения и перевода капитала мигранта в зависимости от территории существует еще одна сложная задача — сравнение капиталов на глобальном уровне.

Итак, объем и структура символического капитала мигранта имеют различную ценность для принимающего социального подпространства в сравнении с отдающим. При этом очевидно, что наиболее конвертируемой и измеримой становится экономическая составляющая и менее «конкурентоспособными» в результате миграции оказываются культурная и социальная компоненты символического капитала.

При массовой (групповой) миграции агентов со схожими характеристиками следует вести речь о групповом символическом капитале, величина которого больше суммы индивидуальных капиталов членов группы в результате синергетического эффекта.

Рассматривая отдельного мигранта, выделим его исходный и приобретенный в результате миграции символический капитал в силу того, что социальной позиции мигранта в социальном пространстве присущи несколько состояний: 1) исходная социальная позиция в социальном пространстве региона-донора; 2) приобретенная социальная позиция в социальном пространстве региона-реципиента; 3) итоговая социальная позиция мигранта в социальном пространстве региона-донора по возвращении (о ней можно говорить, если миграция носит временный характер, в случае маятниковой миграции каждая последующая итоговая социальная позиция может быть определена как сумма предыдущих при условии постепенных изменений в объеме и структуре принадлежащего мигранту символического капитала).

Совокупность этих позиций характеризует макропозицию мигранта в социальном пространстве обоих регионов — экспортера и импортера. Любая социальная позиция, по выражению Бурдье, предполагает приспосабливание к ней агента. Именно поэтому мигранту, который в результате миграции меняет свое место как в физическом пространстве, так и в социальном, необходимо выработать такие стратегии поведения, которые будут способствовать достижению им целей миграции, иными словами, возникает необходимость вновь почувствовать свое место и место других на новом месте. Следовательно, с этого момента можно вести речь о маргинальности мигранта как процессе и состоянии: маргинальности как процессе перехода из одной социальной позиции в другую и маргинальности как состоянии своеобразного «зависания» между социальными группами.

Чтобы выявить взаимосвязь и соотношение понятий маргинальности и миграции, обратимся к утверждению о том, что миграция представляет собой существенный фактор социальной мобильности: она ведет к изменениям в социальной структуре общества и статусных характеристиках индивидов. В свою очередь, маргинальность нельзя рассматривать вне взаимосвязи с понятием социальной мобильности, это раскрывают положения: 1) маргинальность — следствие процессов социальной мобильности; 2) мар-гинальность имеет временный характер, так как перемещение между социальными статусами требует времени для адаптации к новому ролевому комплексу, наработки новых социальных связей; 3) любое перемещение в социальной структуре сопровождается временной маргинальностью, т. е. связь мобильности и маргинальности универсальна; 4) причины маргинализации связаны с усилением процессов восходящей и нисходящей мобильности.

Отсюда вытекают утверждения о взаимосвязи маргинальности и миграции: 1) мар-гинальность является следствием миграции; 2) маргинальность мигрантов носит временный характер; 3) любая миграция сопровождается маргинальностью; 4) причины маргинализации напрямую зависят от интенсивности миграций.

Каков маргинал, рассмотренный сквозь призму теории Бурдье? Позиция маргинала в социальном пространстве определяется особенностью его символического капитала, которая состоит в непостоянстве (или «текучести», в соответствии с терминологией З. Баумана) его объема и структуры [1].

Необходимо учитывать, что постоянство и непостоянство символического капитала — это достаточно условные понятия. Символический капитал агента является константой только в том случае, если социальное пространство находится в «замороженном» состоянии, т. е. не подвержено каким-либо изменениям. В противоположном случае, в «текучем» (маргинальном) социальном пространстве, где совокупность всех происходящих изменений стремится к бесконечности, символический капитал неустойчив, «текуч».

Соответственно, переменность символического капитала — это совокупность всех качественно-количественных изменений, происходящих в единицу времени. Итак, символическому капиталу маргинала присуще свойство текучести — постоянного изменения.

В любом социальном пространстве присутствует определенная медианная позволительная степень переменности символического капитала, которая может варьироваться в определенных пределах, выход за рамки которых означает либо полное консервирование пространства, либо полную его реорганизацию, радикальную перестройку.

Применительно к отдельному агенту выход за определенные рамки совокупности всех количественных и качественных изменений капитала приводит к потере им ос-

новной социальной позиции, «зависанию» между различными социальными позициями и группами, т. е. состоянию маргинальности. Процесс этого перехода — маргинализация агента.

Как мы уже выяснили, любая миграция сопровождается маргинальностью. Мар-гинальность как состояние и как процесс представляет собой часть третьего этапа миграции (адаптация на новом месте), выделенного в соответствии с теорией Л. Ры-баковского [10]. Именно маргинальный период является определяющим и сказывается в дальнейшем на достижении мигрантом целей миграции — маргинализация может быть положительной или отрицательной. При этом миграции не единственная причиной маргинальности. Кроме того, в зависимости от подхода к исследованию миграции и мигрантов исследователь фактически оценивает обладание соответствующим видом капитала, а значит, в совокупности это приводит к определению конкретного места мигрантов в социальном пространстве. Изучение маргинальности также предполагает определение трех ее видов. Таким образом, основываясь на теории социальных полей, предложенной Бурдье в рамках рассмотрения социального пространства, среди существующих подходов к исследованию миграций и маргинальности можно выявить следующие соответствия (табл. 1).

Таблица 1. Взаимосвязь исследовательских подходов к миграции и маргинальности

в контексте теории П. Бурдье

Социальное поле/ вид капитала Подходы к исследованию миграций Виды маргинальности

Поле экономики/ экономический Экономико- демографический Социально-структурная *

Социальное поле/ социальный Социологический Социальной роли

Поле культуры/ культурный Культурологический Культурная

По аналогии с понятием символического капитала, аккумулирующего экономическую, социальную и культурную компоненты, целесообразно ввести понятие символической маргинальности, выражающей совокупность соответствующих видов марги-нальности.

В итоге как миграцию, так и маргинальность ученые рассматривают сквозь призму трех основных измерений, полей — экономического, культурного и социального. Конечно же, эти явления не исчерпываются исключительно данными аспектами. Бурдье выделяет в многомерном социальном пространстве в качестве полей различные сферы человеческой жизни, однако это лишь один из подходов к разделению пространства.

В действительности, так как основополагающая функция поля — изменение социального пространства, мы можем сделать выводы о возможности выделения полей различных социальных процессов — полей более высокого уровня, включающих в себя указанные Бурдье измерения. Итак, предположим наличие полей миграции и марги-нальности, ведь в случае и миграции, и маргинальности существуют определенные характеристики, соответствующие признакам поля социального пространства, описанным французским социологом (табл. 2).

Рассмотрение миграции и маргинальности в контексте социологии социального пространства П. Бурдье позволяет сделать следующие выводы:

* Отнесение социально-структурной маргинальности к экономическому полю условно, так как она является продуктом не только экономического, но и политического, и социального неравенства, однако многие исследователи, описывая социальную структуру общества, в основу закладывают именно его имущественную дифференциацию.

Характеристики поля Примеры

Поле миграции Поле маргинальности

Функция — изменение социального пространства Изменения социальной структуры и статусных характеристик различных слоев и групп населения страны, региона под влиянием перемещений населения, его части за пределы государственной или административной границы на относительно длительный срок — Создание исходного материала для формирования новых социальных общностей («размытие» социального пространства) — Обеспечение устойчивости/гибкости социальной группы

Носитель поля — источник силы, социальный агент Мигрант, группа мигрантов Маргинал (маргинальная личность, маргинальный человек), маргинальная группа, слой

Капитал — власть над полем Капитал мигранта Капитал маргинала

Социальная позиция агента Миграционные отношения между мигрантом (группой) и населением региона, страны (выбытия/прибытия). Характер отношений, структура поля, барьеры на входе в значительной степени определяются спецификой миграционных политик соответствующих территорий Отношения маргинала и маргинальных групп со смежными, граничащими группами, их членами. Характер отношений, структура поля, барьеры на входе в каждом случае специфичны и зависят от конкретных механизмов инициации и отлучения (эффекты гетто и клуба)

1. В многомерном социальном пространстве можно выделить поле миграции и поле маргинальности. В каждом поле существуют экономическое, социальное и культурное измерения.

2. Специфика поля миграции и поля маргинальности определяет особенности капиталов их носителей.

3. Миграция и маргинальность тесно связаны между собой: с одной стороны, миграция является одной из причин маргинальности; с другой стороны, маргинальность (как процесс и состояние) — это важная часть миграционного процесса, от исхода и характера протекания которой зависит достижение мигрантом целей миграции.

В настоящее время существует обширная область для исследований мигрантов в российском обществе через призму маргинальности, к которой необходимо отнести ряд следующих аспектов:

1) степень маргинальности и особенности структурной, культурной и социальноролевой маргинальности у различных видов мигрантов;

2) временный либо постоянный характер маргинальности мигрантов;

3) основные факторы и последствия маргинализации мигрантов;

4) ресурсы и барьеры преодоления маргинальности.

Исследование этих аспектов маргинальности позволит дать ответы на вопросы о действительном положении и роли мигрантов в структуре российского общества в целом и в различных ее срезах в частности. Учитывая особенности миграционной ситуации в постсоветской России, характеризующейся высокими темпами роста потоков внешней трудовой миграции на фоне снижения объемов других видов миграции, важно указать особую актуальность изучения маргинальности трудовых мигрантов (включая трудовых иммигрантов, трудовых эмигрантов и реэмигрантов), наиболее многочисленной категории мигрантов в российском обществе, оказывающих, несмотря на временный характер своего пребывания в этой роли, заметное влияние на его жизнь.

1. Бауман З. Текучая современность / Пер. с англ.; под ред. Ю. В. Асочакова. СПб., 2008.

2. Красинец Е. С. Нелегальная миграция в Россию. М., 2000.

3. Методология и методы изучения миграционных процессов / Под ред. Ж. Зайончковской, И. Молодиковой, В. Мукомеля. М., 2007.

4. Юдина Т. Н. Социология миграции: к формированию нового научного направления. М., 2004.

5. Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Т. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. Минск, 2003.

6. Балабанова Е. С., Бурлуцкая М. Г., Демин А. Н. и др. Маргинальность в современной России. М., 2000.

7. Park R. E. Human migration and the marginal man // American Journal of Sociology. Chicago, 1928. Vol. 33, N6. P. 881-893.

8. Бурдье П. Социология политики / Пер. с фр.; сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко. М., 1993.

9. Бурдье П. Социология социального пространства / Пер. с франц.; отв. ред. перевода Н. А. Шматко. М.; СПб., 2007.

10. Рыбаковский Л. Л. Миграция населения. Вып. 5: Стадии миграционного процесса. М., 2001.

Статья поступила в редакцию 17 сентября 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.