ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
УДК 314.74
Н. И. Лапшина
МИГРАЦИЯ И МАРГИНАЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Двадцатый век стал периодом радикальных преобразований в обществе. Интенсивные процессы миграции, глобализации за сравнительно небольшой в исторических масштабах промежуток времени оказались способны коренным образом изменить социальную картину мира, положение и самоидентификацию социальных групп, слоев и отдельных индивидов, в них вовлеченных. В свою очередь, двадцать первое столетие, по выражению польского социолога З. Баумана, обещает стать еще более «текучим» и «пластичным» [1]. В результате произошедших в начале 90-х годов изменений наша страна столкнулась с масштабными миграциями. Мигранты стали неотъемлемой частью российского общества и, как следствие, объектом множества исследований. В данной статье предпринимается попытка осмысления маргинальности мигрантов, которую отечественные ученые в основном рассматривали вне миграционного контекста. Изучение маргинальности мигрантов поможет дать ответы на вопросы о месте мигрантов в структуре современного российского общества, проблемах их самоидентификации, роли в жизни социума, а результаты его могут поспособствовать выработке эффективной миграционной политики.
В широком смысле миграция населения (лат. migratio)—переселение, перемещение [2]. Существует множество дисциплинарных подходов, по-разному характеризующих миграцию с точки зрения ее особенностей и результатов: исторический, философский, демографический, социологический, экономический, юридический, политологический, типологический, генетический, биологический. Социологические подходы к изучению миграции исследователи условно делят на структурные, рассматривающие организационно-функциональные, системные стороны социальной жизни, общество и его элементы (позитивистский подход, теория экологии человека, ассимиляционная теория, концепция «pull-push»); интерпретативные, изучающие и интерпретирующие поведение, мотивацию деятельности личности (этносоциологический подход, теория социального действия); объединительные (диалектические) парадигмы, где социальная реальность анализируется посредством объединения объективного и субъективного, структурного и динамического, общественного и личностно-индивидуального (теории «миграционной цепи» и социального капитала, социальных изменений, жизненных сил) [3; 4].
Маргинальность (англ. marginal — краевой, пограничный)—характеристика явле-
© Н. И. Лапшина, 2010
ний, возникающих в процессе взаимодействия различных культур, социальных общностей, структур, в результате чего часть социальных субъектов оказывается за их пределами [5]. Следует вести речь о трех основных подходах к пониманию маргинальности:
1) культурном, в основе которого лежат взаимоотношения систем ценностей двух культур, в которых участвует индивид, и результатом такого культурного взаимодействия становится двусмысленность, неопределенность статуса и роли; 2) структурном (социальном ), акцентирующем внимание на изучении в социальной структуре окраинных, социально изолированных (маргинальных) групп с четко определенным составом; 3) социально-ролевом, рассматривающем нахождение в роли, которая лежит между двумя рядом расположенными ролями [6]. Маргинальность также рассматривают в динамическом (как процесс перемещения группы или индивида из одного состояния в другое, процессы маргинализации «извне» и «изнутри») и статическом (как состояние) ракурсах.
Появление в 1920-х годах в социологии категории «маргинальность», впервые обозначенной Р. Парком в труде «Человеческая миграция и маргинальный человек», было закономерно и напрямую обусловлено именно миграционными процессами, благодаря которым исторически формировался «плавильный котел» (melting pot) американского общества [7]. Однако в научной литературе наблюдается недостаток сведений о взаимосвязи рассматриваемых понятий. Попытаемся восполнить указанный пробел, предложив новый подход к социологическому изучению миграции и маргинальности, основанный на методологии Пьера Бурдье. Его конструктивистский структурализм (структуралистский конструктивизм) представляет собой одну из диалектических парадигм, где социальная реальность анализируется сквозь призму единства объективного и субъективного, структурного и динамического [8, 9]. Приведем основные определения и положения его социологии социального пространства.
Социальное пространство — абстрактное пространство, состоящее из подпространств (полей), обязанных своей структурой неравному распределению отдельных видов капитала [9, с. 53-54]. Бурдье выделяет различные поля: поле экономики, политики, социальное поле, поле науки, литературы и т. д. Поле — структурированное пространство позиций, определяющих его свойства, оно имеет собственную логику, правила и закономерности, его функция — изменение состояния социального пространства. Спонтанно ориентироваться в социальном пространстве и реагировать на события агенту позволяет габитус — система схем производства, восприятия и оценивания практик, подразумевающая sense of one’s place (чувство своего места) и sense of others’ place (чувство мест других) [9, с. 75]. Капитал — власть над полем в определенный момент времени. Социальная позиция агента или группы в социальном пространстве определяется объемом и структурой принадлежащего им капитала, который выступает в различных формах: экономической, культурной, социальной и символической. Обладание определенным количеством капитала позволяет агенту быть вхожим в соответствующие пространства. В форме символического капитала часто аккумулируются другие виды капитала, которые он выражает и легитимизирует. В дальнейшем под символическим капиталом мы будем подразумевать совокупность остальных его видов [9, с. 61-62].
Исходя из мысли Бурдье о том, что борьба за символический капитал на индивидуальном уровне выражается в форме пространственной мобильности, а на коллективном ее целью является социальная сегрегация, конкретизируем социологическое определение миграции [9, с. 56-58].
Миграция — процесс пространственного перераспределения агентов или их групп, за счет этого стремящихся к увеличению объема принадлежащего им символического
капитала или изменению его структуры. Можно предположить, что в зависимости от вида миграции возрастает роль той или иной составляющей символического капитала. Так, во временной трудовой миграции основной целью мигранта становится рост объема экономического капитала в результате его занятости на чужой территории.
Необходимо также указать специфику социальной позиции мигранта. В случае миграции речь идет о социальных подпространствах отдающих и принимающих территорий, в каждом из которых социальная позиция одного и того же агента может быть совершенно разной. Это означает, что один и тот же символический капитал, принадлежащий мигранту, имеет различную ценность в зависимости от его местоположения. Стало быть, нужно разделять понятия абсолютного и относительного символического капитала мигранта.
Абсолютный (номинальный) символический капитал — суммарная совокупность капиталов, принадлежащих агенту, в абсолютном выражении, вне зависимости от социального пространства.
Относительный (реальный) символический капитал —действительные объем и структура символического капитала агента, скорректированные в контексте конкретного социального подпространства.
Задача определения единиц измерения абсолютного и относительного символического капитала, а также методология их расчета требуют дополнительной проработки, так как далеко не все составляющие капитала могут поддаваться количественному измерению. Ограничимся следующими уточнениями и выводами. Очевидно, что по аналогии, например, с расчетом номинальной и реальной заработной платы, где используется индекс потребительских цен, для определения реального символического капитала мигранта на территории региона требуется исходить из необходимости пересчета абсолютного капитала в относительный с использованием некого индекса перевода, который зависит от нормативных либо средневзвешенных значений капитала агента на конкретной территории. Назовем такой индекс территориальным индексом символического капитала. Помимо проблемы сравнения и перевода капитала мигранта в зависимости от территории существует еще одна сложная задача — сравнение капиталов на глобальном уровне.
Итак, объем и структура символического капитала мигранта имеют различную ценность для принимающего социального подпространства в сравнении с отдающим. При этом очевидно, что наиболее конвертируемой и измеримой становится экономическая составляющая и менее «конкурентоспособными» в результате миграции оказываются культурная и социальная компоненты символического капитала.
При массовой (групповой) миграции агентов со схожими характеристиками следует вести речь о групповом символическом капитале, величина которого больше суммы индивидуальных капиталов членов группы в результате синергетического эффекта.
Рассматривая отдельного мигранта, выделим его исходный и приобретенный в результате миграции символический капитал в силу того, что социальной позиции мигранта в социальном пространстве присущи несколько состояний: 1) исходная социальная позиция в социальном пространстве региона-донора; 2) приобретенная социальная позиция в социальном пространстве региона-реципиента; 3) итоговая социальная позиция мигранта в социальном пространстве региона-донора по возвращении (о ней можно говорить, если миграция носит временный характер, в случае маятниковой миграции каждая последующая итоговая социальная позиция может быть определена как сумма предыдущих при условии постепенных изменений в объеме и структуре принадлежащего мигранту символического капитала).
Совокупность этих позиций характеризует макропозицию мигранта в социальном пространстве обоих регионов — экспортера и импортера. Любая социальная позиция, по выражению Бурдье, предполагает приспосабливание к ней агента. Именно поэтому мигранту, который в результате миграции меняет свое место как в физическом пространстве, так и в социальном, необходимо выработать такие стратегии поведения, которые будут способствовать достижению им целей миграции, иными словами, возникает необходимость вновь почувствовать свое место и место других на новом месте. Следовательно, с этого момента можно вести речь о маргинальности мигранта как процессе и состоянии: маргинальности как процессе перехода из одной социальной позиции в другую и маргинальности как состоянии своеобразного «зависания» между социальными группами.
Чтобы выявить взаимосвязь и соотношение понятий маргинальности и миграции, обратимся к утверждению о том, что миграция представляет собой существенный фактор социальной мобильности: она ведет к изменениям в социальной структуре общества и статусных характеристиках индивидов. В свою очередь, маргинальность нельзя рассматривать вне взаимосвязи с понятием социальной мобильности, это раскрывают положения: 1) маргинальность — следствие процессов социальной мобильности; 2) мар-гинальность имеет временный характер, так как перемещение между социальными статусами требует времени для адаптации к новому ролевому комплексу, наработки новых социальных связей; 3) любое перемещение в социальной структуре сопровождается временной маргинальностью, т. е. связь мобильности и маргинальности универсальна; 4) причины маргинализации связаны с усилением процессов восходящей и нисходящей мобильности.
Отсюда вытекают утверждения о взаимосвязи маргинальности и миграции: 1) мар-гинальность является следствием миграции; 2) маргинальность мигрантов носит временный характер; 3) любая миграция сопровождается маргинальностью; 4) причины маргинализации напрямую зависят от интенсивности миграций.
Каков маргинал, рассмотренный сквозь призму теории Бурдье? Позиция маргинала в социальном пространстве определяется особенностью его символического капитала, которая состоит в непостоянстве (или «текучести», в соответствии с терминологией З. Баумана) его объема и структуры [1].
Необходимо учитывать, что постоянство и непостоянство символического капитала — это достаточно условные понятия. Символический капитал агента является константой только в том случае, если социальное пространство находится в «замороженном» состоянии, т. е. не подвержено каким-либо изменениям. В противоположном случае, в «текучем» (маргинальном) социальном пространстве, где совокупность всех происходящих изменений стремится к бесконечности, символический капитал неустойчив, «текуч».
Соответственно, переменность символического капитала — это совокупность всех качественно-количественных изменений, происходящих в единицу времени. Итак, символическому капиталу маргинала присуще свойство текучести — постоянного изменения.
В любом социальном пространстве присутствует определенная медианная позволительная степень переменности символического капитала, которая может варьироваться в определенных пределах, выход за рамки которых означает либо полное консервирование пространства, либо полную его реорганизацию, радикальную перестройку.
Применительно к отдельному агенту выход за определенные рамки совокупности всех количественных и качественных изменений капитала приводит к потере им ос-
новной социальной позиции, «зависанию» между различными социальными позициями и группами, т. е. состоянию маргинальности. Процесс этого перехода — маргинализация агента.
Как мы уже выяснили, любая миграция сопровождается маргинальностью. Мар-гинальность как состояние и как процесс представляет собой часть третьего этапа миграции (адаптация на новом месте), выделенного в соответствии с теорией Л. Ры-баковского [10]. Именно маргинальный период является определяющим и сказывается в дальнейшем на достижении мигрантом целей миграции — маргинализация может быть положительной или отрицательной. При этом миграции не единственная причиной маргинальности. Кроме того, в зависимости от подхода к исследованию миграции и мигрантов исследователь фактически оценивает обладание соответствующим видом капитала, а значит, в совокупности это приводит к определению конкретного места мигрантов в социальном пространстве. Изучение маргинальности также предполагает определение трех ее видов. Таким образом, основываясь на теории социальных полей, предложенной Бурдье в рамках рассмотрения социального пространства, среди существующих подходов к исследованию миграций и маргинальности можно выявить следующие соответствия (табл. 1).
Таблица 1. Взаимосвязь исследовательских подходов к миграции и маргинальности
в контексте теории П. Бурдье
Социальное поле/ вид капитала Подходы к исследованию миграций Виды маргинальности
Поле экономики/ экономический Экономико- демографический Социально-структурная *
Социальное поле/ социальный Социологический Социальной роли
Поле культуры/ культурный Культурологический Культурная
По аналогии с понятием символического капитала, аккумулирующего экономическую, социальную и культурную компоненты, целесообразно ввести понятие символической маргинальности, выражающей совокупность соответствующих видов марги-нальности.
В итоге как миграцию, так и маргинальность ученые рассматривают сквозь призму трех основных измерений, полей — экономического, культурного и социального. Конечно же, эти явления не исчерпываются исключительно данными аспектами. Бурдье выделяет в многомерном социальном пространстве в качестве полей различные сферы человеческой жизни, однако это лишь один из подходов к разделению пространства.
В действительности, так как основополагающая функция поля — изменение социального пространства, мы можем сделать выводы о возможности выделения полей различных социальных процессов — полей более высокого уровня, включающих в себя указанные Бурдье измерения. Итак, предположим наличие полей миграции и марги-нальности, ведь в случае и миграции, и маргинальности существуют определенные характеристики, соответствующие признакам поля социального пространства, описанным французским социологом (табл. 2).
Рассмотрение миграции и маргинальности в контексте социологии социального пространства П. Бурдье позволяет сделать следующие выводы:
* Отнесение социально-структурной маргинальности к экономическому полю условно, так как она является продуктом не только экономического, но и политического, и социального неравенства, однако многие исследователи, описывая социальную структуру общества, в основу закладывают именно его имущественную дифференциацию.
Характеристики поля Примеры
Поле миграции Поле маргинальности
Функция — изменение социального пространства Изменения социальной структуры и статусных характеристик различных слоев и групп населения страны, региона под влиянием перемещений населения, его части за пределы государственной или административной границы на относительно длительный срок — Создание исходного материала для формирования новых социальных общностей («размытие» социального пространства) — Обеспечение устойчивости/гибкости социальной группы
Носитель поля — источник силы, социальный агент Мигрант, группа мигрантов Маргинал (маргинальная личность, маргинальный человек), маргинальная группа, слой
Капитал — власть над полем Капитал мигранта Капитал маргинала
Социальная позиция агента Миграционные отношения между мигрантом (группой) и населением региона, страны (выбытия/прибытия). Характер отношений, структура поля, барьеры на входе в значительной степени определяются спецификой миграционных политик соответствующих территорий Отношения маргинала и маргинальных групп со смежными, граничащими группами, их членами. Характер отношений, структура поля, барьеры на входе в каждом случае специфичны и зависят от конкретных механизмов инициации и отлучения (эффекты гетто и клуба)
1. В многомерном социальном пространстве можно выделить поле миграции и поле маргинальности. В каждом поле существуют экономическое, социальное и культурное измерения.
2. Специфика поля миграции и поля маргинальности определяет особенности капиталов их носителей.
3. Миграция и маргинальность тесно связаны между собой: с одной стороны, миграция является одной из причин маргинальности; с другой стороны, маргинальность (как процесс и состояние) — это важная часть миграционного процесса, от исхода и характера протекания которой зависит достижение мигрантом целей миграции.
В настоящее время существует обширная область для исследований мигрантов в российском обществе через призму маргинальности, к которой необходимо отнести ряд следующих аспектов:
1) степень маргинальности и особенности структурной, культурной и социальноролевой маргинальности у различных видов мигрантов;
2) временный либо постоянный характер маргинальности мигрантов;
3) основные факторы и последствия маргинализации мигрантов;
4) ресурсы и барьеры преодоления маргинальности.
Исследование этих аспектов маргинальности позволит дать ответы на вопросы о действительном положении и роли мигрантов в структуре российского общества в целом и в различных ее срезах в частности. Учитывая особенности миграционной ситуации в постсоветской России, характеризующейся высокими темпами роста потоков внешней трудовой миграции на фоне снижения объемов других видов миграции, важно указать особую актуальность изучения маргинальности трудовых мигрантов (включая трудовых иммигрантов, трудовых эмигрантов и реэмигрантов), наиболее многочисленной категории мигрантов в российском обществе, оказывающих, несмотря на временный характер своего пребывания в этой роли, заметное влияние на его жизнь.
1. Бауман З. Текучая современность / Пер. с англ.; под ред. Ю. В. Асочакова. СПб., 2008.
2. Красинец Е. С. Нелегальная миграция в Россию. М., 2000.
3. Методология и методы изучения миграционных процессов / Под ред. Ж. Зайончковской, И. Молодиковой, В. Мукомеля. М., 2007.
4. Юдина Т. Н. Социология миграции: к формированию нового научного направления. М., 2004.
5. Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Т. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. Минск, 2003.
6. Балабанова Е. С., Бурлуцкая М. Г., Демин А. Н. и др. Маргинальность в современной России. М., 2000.
7. Park R. E. Human migration and the marginal man // American Journal of Sociology. Chicago, 1928. Vol. 33, N6. P. 881-893.
8. Бурдье П. Социология политики / Пер. с фр.; сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко. М., 1993.
9. Бурдье П. Социология социального пространства / Пер. с франц.; отв. ред. перевода Н. А. Шматко. М.; СПб., 2007.
10. Рыбаковский Л. Л. Миграция населения. Вып. 5: Стадии миграционного процесса. М., 2001.
Статья поступила в редакцию 17 сентября 2009 г.