сту специалистов закупок. Можно включить в программу прохождение стажировки по размещению заказов для государственных и муниципальных нужд [1]. Стажировка может являться как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и частью профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Основная цель стажировки - это изучение передового опыта, приобретение профессиональных навыков, формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки, для выполнения обязанностей по
занимаемой должности или решения новых профессиональных задач. Поэтому при проведении обучения нужно учитывать специфику деятельности каждой организации в отдельности, разграничивать и проводить обучение с учетом их пожеланий. Важно и правильно расставить акценты при обучении, выделить наиболее важные области знания, где имеются наибольшие проблемы и трудности для каждого слушателя (сферы деятельности учреждения) индивидуально. Итак, чтобы нормально работать в современном мире, нужны знания, а чтобы их получить - нужно учиться.
Статья поступила 25.12.2013 г.
Библиографический список
1. Требования к минимуму содержания данной дополни- обращения 28.11.2013).
тельной профессиональной образовательной программы согласованы с Минэкономразвития России и утверждены Минобрнауки России в 2006 г. [Электронный ресурс]. URL: http://igz.hse.ru/web/IGZ/IGZ_CMS.nsf/All/trebovaniiak (дата
2. Данные Минэкономразвития России [Электронный ре-сурс]^и http://terra.ucoz.net/_ld/2/259_of66.pdf (дата обращения 28.11.2013).
УДК 316.4.06
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ НОВЫХ МАРГИНАЛЬНЫХ ГРУПП
© К.В. Конышева1, Н.М. Струк2
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Приведены результаты теоретического исследования маргинальности и маргинальных групп, особенности их стратегий поведения. Рассмотрены основные теории маргинальности в классическом варианте этнокультурных взаимоотношений, а также новые теоретические разработки. Выявлен эвристический потенциал изучения новых маргинальных групп. Библиогр. 6 назв.
Ключевые слова: маргинальность; маргинальные группы; стратегии поведения; социальные процессы; социальные изменения.
THEORETICAL APPROACHES TO NEW MARGINAL GROUPS ANALYSIS K.V. Konysheva, N.M. Struk
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article dwells on the results of theoretical studies of marginality and marginal groups, on the features of their behavioral strategies in particular. It treats the basic theories of marginality as a classic version of ethno-cultural relations as well as new theoretical developments. Heuristic research potential of new marginal groups is revealed. 6 sources.
Key words: marginality; marginal groups; behavioral strategies; social processes; social changes.
Качественную характеристику общества как социального организма определяет социальная структура, которая представляет собой устойчивые элементы, направленные на воспроизводство социальной системы. Состояние современной социальной структуры российского общества все больше определяется появлением новых социальных групп, а в теории определяется сформировавшейся концепцией маргиналь-ности.
Изменения в социальной структуре и возрастающая социальная дифференциация, а также кризис основных социальных институтов приводят к появлению новых социальных групп, которые начинают все больше влиять на социальные процессы. В основном это группы, характеризующиеся маргинальным поведением и соответствующей жизненной стратегией. Целью данной статьи и является анализ основных особенностей новых маргинальных групп и стратегий их поведения.
1Конышева Ксения Вячеславовна, соискатель, тел.: 89643575003, e-mail: [email protected] Konysheva Ksenia, Competitor for a scientific degree, tel.: 89643575003, e-mail: [email protected]
2Струк Наталия Максимовна, кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и социальной работы, тел.: 89025143862, e-mail: [email protected]
Struk Natalya, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Sociology and Social Work, tel.: 89025143862, e-mail: [email protected]
Понятие «маргинальность», «маргинальные группы», «маргинальный индивид» претерпели значительные изменения и переосмысливались исходя из разных социальных условий и воззрений того или иного социолога.
Процессы маргинализации анализировались в разные годы в трудах Г. Зиммеля, К. Маркса, Э. Дюрк-гейма, М. Вебера. Так, Г. Зиммель, анализируя взаимодействия двух культур, описал социальный тип чужака. Э. Дюркгейм отмечал неустойчивость и противоречивость ценностно-нормативных установок индивида. Маргинальность не фиксировалась еще как отдельная социологическая категория, но этими учеными были сформулированы причины в социальных процессах, которые привели к возникновению состояния маргинальности в обществе и социальных группах. Проблема маргинальности исследуется, прежде всего, с позиций структурного подхода и тех изменений, которые происходят в социальной структуре общества. М. Вебер трактует маргинальность через возникновение новых сообществ (профессиональных, статусных, религиозных и др.), отличающихся по поведению и выбранному стилю жизни от формально признанных социальных групп. Между новыми и имеющимися группами существует определенная социальная связь, посредством которой возможен процесс выравнивания социальной структуры.
Понятия «маргинальности» и маргинальной личности разработал представитель Чикагской школы Р. Парк, анализируя проблему маргинальности с позиции культурного подхода. В своей работе «Человеческая миграция и маргинальный человек» Р. Парк определил маргинальность как положение индивидов, находящихся на границе двух различных, конфликтующих между собой культур. Объектом его изучения стали в первую очередь мигранты, а также негритянское население Чикаго. Изучая трудности адаптации мигрантов к новой культурной среде и сложности, с которыми они сталкиваются, Р. Парк пришёл к выводу, что маргинальность - это положение в социальной структуре, которое характеризуется конфликтом, вызванным нахождением индивида или социальной группы в пограничной ситуации, вызванной нахождением между двумя и более культурными образцами. Нахождение в пограничной ситуации Р. Парк называет маргинальной ситуацией, а индивида, находящегося на границе между двух культур, - маргинальным индивидом.
Р. Парк не только дал определение маргинально-сти, но и выявил психологические особенности маргинального индивида. Маргинальный индивид испытывает психологический кризис, ему свойственны такие психологические реакции, как одиночество, мечтательность, беспокойство о будущем, боязнь агрессии со стороны окружающих. Разумеется, и не маргинальный индивид может испытывать те же чувства, однако особенность кризиса маргинальной личности заключается в длительности и интенсивности подобных реакций.
В дальнейшем идею маргинальности как промежуточного положения между двумя культурами и особенностями поведения маргинального индивида про-
должил ряд российских и зарубежных социологов, а саму маргинальность, вызванную культурным конфликтом, определили как «культурную маргиналь-ность». Исходя из специфического положения маргинального индивида в ситуации «культурной маргинальности», проявляются специфические особенности стратегий поведения, направленные на адаптацию в новых условиях. Так, Н.Г. Маркова в статье «Проблемные ситуации современной маргинальной личности и пути снятия напряжения адаптации» [2] рассматривает мигрантов и стратегии поведения, которые применяются маргинальными индивидами. Выделяется четыре типа индивидуального реагирования в условиях межкультурного контакта: «переход», шовинизм, маргинальность и «посредничество». Стратегия перехода основана на том, что маргинальный индивид воспринимает новую культуру как лучшую по отношению к его домашней культуре, он начинает ассоциировать себя с новыми культурными условиями. В пример приводятся студенты, проходящие практику за рубежом и желающие остаться на постоянное место жительства в принимающей стране. Шовинистическая стратегия основана на осознании того, что «чуждая» культура является неприемлемой, неправильной и в полной мере «чуждой», при этом «домашняя» культура воспринимается как эталонная. Маргинальная стратегия поведения характеризуется так называемым «маргинальным синдромом», который выражается в том, что личность не ассоциирует себя ни с «домашней», ни с «чужой» культурой. «Маргинальный синдром» может перетекать в стратегию «посредничества», которая основывается на том, что маргинальный индивид самостоятельно отбирает те или иные особенности «принимающей» культуры, синтезирует и комбинирует её черты, при этом не отказывается от собственной «домашней» культуры. Применяя стратегию «посредничества», маргинальный индивид приобретает опыт правильных способов реагирования и адаптации к новой культурной среде, между тем как остальные формы основаны на конфликте. Стратегии поведения маргинальной личности, таким образом, базируются на желании прекращения конфликта или придания конфликту другой смысловой нагрузки (как с шовинистической стратегией поведения), при этом целью является нахождение новой идентичности в новых условиях. Причины принятия той или иной стратегии поведения в маргинальной ситуации могут быть различны и зависят от качественных характеристик. Стратегии поведения маргинальных групп имеют активный, динамичный характер, который вызван необходимостью быстрой адаптации к условиям новой культурной среды. Главными характеристиками маргинальной ситуации и особенностями маргинального индивида и социальной группы, таким образом, выступают несколько основных понятий, таких как:
- неукоренённость в социальной структуре индивида или социальной группы;
- специфический характер взаимодействий с социальной средой, выражающийся в социальной дистанции между основными социальными институтами
и маргинальными группами и индивидами;
- кризис идентичности, связанный с деформацией прежних установок самоидентификации и необходимостью в краткий период приобретения новой идентичности, которая позволила бы наиболее успешно адаптироваться к новым условиям;
- нахождение «вне системы» основных форм перераспределения различных ресурсов и борьба за приобретение основных форм капитала, которая требует от маргинального индивида или социальной группы быстрого реагирования на любые социальные изменения;
- особенности выбора стратегий поведения, продиктованные как специфическим положением в социальной структуре, так и личностными особенностями, характерными для маргинальной ситуации. Стратегии поведения носят активный, иногда агрессивный характер.
Данные характеристики маргинальной ситуации легли в основу современных теорий маргинальности, которые не относят к маргинальным группам и маргинальным индивидам исключительно мигрантов, или «культурных гибридов» (например, метисов). Анализ маргинальности и маргинальных групп, не включающий межкультурный аспект, стал возможен благодаря масштабным социальным изменениям, которые вызвали появление новых теоретических концепций, основанных не на межкультурном взаимодействии, а на распределении символического, экономического и политического капитала в социальной структуре и борьбе за этот капитал между социальными группами, в которой принимают участие и маргинальные группы. Маргинальность в этом подходе - это не некое состояние «промежуточности», а скорее характеристика социальной позиции, выражающейся во внесистемном и внеинституциональном положении социальной группы. При подобном подходе к маргинальности и маргинальной ситуации основным аспектом становится де-привация, обычно рассматривающая явления маргинальности среди людей без определенных занятий и места жительства, однако методологически такой подход не совсем верен, поскольку те же бездомные обладают определённым местом в социальной структуре, у них может быть чёткая самоидентификация как себя, так и своей социальной роли и статуса, более того, эта группа устойчива и обычно неизменчива в отличие от маргинальной группы с её динамичными стратегиями поведения и кризисом идентичности.
Теоретической основой, подтолкнувшей к изучению новых маргинальных групп, являются теоретические концепции таких современных социологов, как П. Бергер, Т. Лукман, П. Бурдье, З. Бауман, которые в своих работах, посвящённых современности и социальным изменениям, анализируют причины появления новых маргинальных групп. П. Бергер и Т. Лукман в совместной работе «Социальное конструирование реальности» приводят пример маргинальности не только как позицию, занимаемую национальными меньшинствами, но и как позицию, в основе которой лежат личные мировоззренческие представления, приводя в пример интеллектуалов: «....Его мы можем
определить как эксперта, экспертиза которого не является желательной для общества в целом. Это предполагает переопределение знания vis a vis к "официальному" учению, то есть это нечто большее, чем просто отклонение в интерпретации последнего. Поэтому интеллектуал, по определению, оказывается маргинальным типом. Был ли он сначала маргиналом, чтобы затем сделаться интеллектуалом (как это было в случае со многими еврейскими интеллектуалами на современном Западе), либо его маргинальность была прямым следствием интеллектуальных аберраций (как в случае подвергнутого остракизму еретика) - нас сейчас не интересует. В любом случае его социальная маргинальность выражает отсутствующую теоретическую интеграцию в универсум его общества. Он оказывается контр-экспертом в деле определения реальности» [5, с.325]. Таким образом, мировоззренческая позиция маргинального индивида оказывается вне институализированных норм и находится в своеобразном вакууме. Маргинальный индивид в данном случае, как указывают авторы, может создавать собственный мир, входить в группу подобных ему интеллектуалов, но для общества в целом он будет являться девиантом и «чужаком». Подобные маргинальные группы замыкаются в себе, для них девиантные идеи, не принимаемые обществом, становятся объективной реальностью, а весь внешний мир начинает восприниматься враждебно. Стратегия поведения индивидов и подобных маргинальных групп будет основана на защите от угроз внешней среды, а внешняя среда, то есть общество, будет видеть угрозу в подобных маргинальных группах. Возможным выходом из подобной маргинальной ситуации может являться, например, революция, которая несёт в себе возможность воплотить идеи маргинальной группы в жизнь, а значит, получить то влияние на общественную жизнь, которое при нахождении в маргинальной ситуации невозможно. Легитимизация идей или образа жизни, а значит, получение символической власти в обществе представляет собой выход из маргинальной ситуации, который желает каждая маргинальная группа и маргинальный индивид. Маргинальная группа, таким образом, не просто хочет интегрироватся в общественную жизнь, но и влиять на эту жизнь.
Взгляды П. Бергера и Т. Лукмана в большей степени сочетаются с теорией власти и различных видов социального капитала П. Бурдье, хотя он и не упоминал сам термин маргинальность и маргинальная группа. Его идеи относительно распределения различных видов капиталов в социальной структуре дают нам возможность более глубоко осмыслить стратегии поведения маргинальных групп в социальном поле. В своей работе, посвящённой политическому полю, П. Бурдье определяет его как «пространство, в котором происходят борьба и взаимодействие агентов, групп и классов, обладающих различными габитусами и капиталами. В поле политики борьба ведется за ресурсы, включая ресурс, позволяющий выделять и номинировать своих и чужих, друзей и врагов» [6, с.228]. Маргинальные группы, таким образом, также борются за политический, символический и другие виды капита-
лов, но их отличие от немаргинальных групп заключается в том, что маргинальные группы не являются системными игроками в борьбе за капитал и вынуждены применять специфические стратегии для того, чтобы прочно укорениться в социальном поле, при этом, данные стратегии отличаются своей новизной.
Существует довольно много примеров, показывающих стратегии маргинальных групп, часть из этих примеров лежит в политическом поле, так как оно особенно ярко представляет собой пример борьбы за власть. Маргинальные группы, находящиеся на внесистемных позициях относительно, например, парламентских партий, стремятся завоевать место внутри системной политики. Для этого они, привлекая электорат, могут постоянно менять политические взгляды исходя из актуальности тех или иных политических течений и их популярности. Подобные политические маргинальные группы отличаются от просто внесистемных партий, и это отличие кроется в природе маргинальности, оно выявляется на институциональном и символическом уровне. Обычные внесистемные политические движения(например, внепарламентские партии или политические движения) могут иметь устойчивую идеологию и стратегии поведения в политическом поле, маргинальные же группы постоянно меняют стратегии поведения и могут быстро сменить свою идеологическую платформу.
З. Бауман в своей работе «Индивидуализированное общество» [4] рассматривает маргинальные группы и маргинальность в рамках современности и концепции «индивидуализированного общества». Его теория объясняет неустойчивость идентичности маргинальных групп и характер их стратегий поведения, которые отличаются от традиционных маргинальных групп. По мнению З. Баумана, современность характеризуется индивидуальным социальным неравенством и разрушением базовых классовых признаков, которые ранее служили для консолидации классов. Уход от коллективных действий в пользу индивидуальных интересов влечёт за собой отсутствие социальных границ в стратегиях поведения и автономиза-цию социальной структуры, где каждый становится «чужаком». З. Бауман, считал, что маргинализация -это процесс распада структурных связей, появление «текучих» социальных позиций, которые характеризуются своей изменчивостью и неопределённостью. Маргинальные группы - это не устойчивые социальные группы, а некий ситуативный слой, который возникает стихийно, при наличии каких-либо кризисных ситуаций и служит временной основой для консолидации индивидов.
Анализируя теории таких социологов, как З. Бауман, П. Бергер, Т. Лукман, П. Бурдье, можно дать определение маргинальных групп, основанное на их особенностях, сформированных данными авторами. Маргинальные группы - это группы, характеризующиеся отсутствием чётких социальных позиций, продиктованных их специфическим положением в социальной структуре, находящиеся во внеинституциональ-ном и внесистемном поле, при этом, включенные в борьбу за власть и различные виды капиталов. Харак-
теризуются маргинальные группы ситуативным и временным характером, структурной неопределенностью, в то же время консолидируясь в отстаивании пусть временных, но своих позиций и интересов. Отличительной особенностью маргинальных групп являются их специфические стратегии поведения, которые основываются именно на неопределённости и неукоренённости в социальной структуре. Стратегии поведения находятся в постоянной динамике, они постоянно меняются в зависимости от той или иной ситуации, могут носить абсолютно разный характер, но действия в рамках подобных стратегий всегда динамичны и интенсивны. По мнению З. Баумана, маргинальные группы имеют особое распространение в индивидуализированном обществе, где долговременные и слаженные коллективные действия невозможны из-за возрастающего индивидуализма, а маргинальные группы являются теми группами, где консолидация возможна, но лишь временная и на ситуативной основе. З. Бауман считал, что маргинальные группы предназначены для попытки решения каких-либо проблем, они могут выражаться стихийно и служат скорее неким импульсивным коллективным действием.
Появление маргинальных групп вызвано дисфункциональными, кризисными процессами в основных социальных институтах, когда институциональная власть ослабевает, а сами социальные институты не способны решать свои основные задачи из-за ослабления их влияния на социальную жизнь общества и дисфункции механизма реализации основных целей. Следует отметить, что маргинальная группа - это не всегда исключительно импульсивное коллективное действие. По нашему мнению, маргинальная группа -это группа, находящаяся во внесистемном и внеинсти-туциональном положении относительно основных социальных институтов, но при этом активно стремящаяся институализироваться, выступая за присвоение всех видов социального капитала. Такие маргинальные группы характеризуются следующими признаками:
- внеинституциональным и внесистемным положением в социальной структуре;
- ситуативностью и динамичностью стратегий поведения. Стратегии поведения маргинальных групп направлены на приобретение всех видов капитала, но на стратегии, с помощью которых маргинальная группа борется за власть, влияют любые социальные изменения, которые заставляют маргинальную группу быстро изменять основную тактику для достижения целей;
- агрессивностью и динамичностью в борьбе за основные виды капиталов;
- отсутствием или быстрой изменчивостью оснований своих действий;
- быстрой реакцией на социальные изменения.
В настоящее время можно говорить о присутствии в социальном поле как традиционных маргинальных групп (например, мигранты), так и новых вынужденных маргинальных групп, процесс формирования и динамика изменений которых требуют более тщательного осмысления. Представляя собой социальный фено-
мен в российской реальности, маргинальность проявляется неопределенностью социальной структуры и характерна для всех социальных групп общества, что в свою очередь увеличивает социальную энтропий-ность. Возникновение в российском обществе новых социальных вынужденных маргинальных групп связано с изменениями в социальной структуре, в производственном секторе экономики и как следствие с ухудшением материального состояния большинства населения, перемещающегося в поисках работы. Стали меняться традиционные нормы и ценности, статусное положение социальных групп, члены которых все больше определялись маргинальностью позиции в общественном процессе. В первую очередь это коснулось социально-профессиональных групп, столкнувшихся с изменением своего статуса, чаще всего с его понижением, что привело в большинстве случаев к распаду этих групп и переходу их в состояние марги-нальности. И таких групп в российском обществе сегодня достаточное количество - мигранты, вынужден-
ные переселенцы, безработные, выпускники профессионального образования, представители малого бизнеса, интеллигенции и группы элит, не определившихся в своих ценностях и отношениях к стране. Новые маргинальные группы играют все более заметную роль в общественном развитии, институциализируя свои потребности и интересы, осваивая новое для них социальное пространство. И это освоение не всегда совпадает с ожиданием общества и с ожиданием самих маргинальных групп. При прочих позитивных условиях развития общества большинство этих групп (исключая криминальные) могли бы стать ресурсом качественного и рационального обновления социальной структуры в новой социально-экономической модели общественного развития и преодолеть свое маргинальное состояние. Это возможно при целенаправленном управленческом воздействии на факторы, детерминирующие маргинальность как социальное явление, и трансформации маргинальных групп в легитимные социальные группы.
Статья поступила 05.02.2014 г.
Библиографический список
1. Стоунквист Э.В. Маргинальный человек. Исследование личности и культурного конфликта // Современная зарубежная этнография: реферативный сб. М., 1979. С.90-112.
2. Маркова Н.Г. Проблемные ситуации современной маргинальной личности и пути снятия напряжения адаптации // Мир психологии. 2008. №4. С139-148.
3. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д: Феникс, 1998. 544 с.
4. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2005. 390 с.
5. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.
6. Бурдье П. Социология социального пространства. М.: Институт экспериментальной социологии. СПб.: Алетейя, 2007. 288 с.
УДК 33 ББК 65.291
ИРКУТСК КАК ОПОРНЫЙ ПУНКТ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО КОРИДОРА «ЗАПАД-ВОСТОК»
© А.В. Рябченкова1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
В соответствии со стратегией развития транспортно-логистического комплекса Российской Федерации город Иркутск в силу своего географического расположения должен стать одним из основных опорных пунктов транспорт-но-логистического коридора «запад-восток», так как имеет статус города - регионального центра. Ил. 3. Табл. 5. Библиогр.3 назв.
Ключевые слова: опорный пункт; стратегия развития; интеграция; инновационные технологии.
IRKUTSK AS A FOOTHOLD OF INTERNATIONAL TRANSPORT AND LOGISTICS CORRIDOR "WEST-EAST" A.V. Ryabchenkova
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
Due to its geographical location and in accordance with the development strategy of the transport and logistics complex of the Russian Federation the city of Irkutsk is to become one of the main footholds of the transport and logistics corridor "East-West " since it has the status of the city and a regional center. 3 figures. 5 tables. 3 sources.
Key words: foothold; development strategy; integration; innovative technologies.
1Рябченкова Антонина Васильевна, доцент кафедры градостроения, тел.: 89834048159, e-mail: [email protected] Ryabchenkova Antonina, Associate Professor of the Department of Urban Planning, tel.: 89834048159, е-mail: [email protected]