Научная статья на тему 'Социальный портрет современного благополучателя в Татарстане (по материалам социологического исследования)'

Социальный портрет современного благополучателя в Татарстане (по материалам социологического исследования) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
301
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОПОЛУЧАТЕЛЬ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬ / МАТЕРИАЛЬНАЯ И НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / РЕСПОНДЕНТ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / BENEFICIARY / BENEFACTOR / MATERIAL AND NON-MATERIAL WELFARE / RESPONDENT / SOCIAL STUDY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ларионова Татьяна Петровна

Характеристика современных благополучателей и их оценка вклада получаемой ими благотворительной помощи в поддержание социально приемлемого качества жизни представляет определенный научный и практический интерес. Дается анализ итогов социологического исследования, проведенного в Республике Татарстан в январе 2009 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL PORTRAIT OF TODAYS BENEFICIARY IN TATARSTAN (BASED ON RESULTS OF A SOCIAL STUDY)

Description of todays beneficiaries and their assessment of the contribution of the welfare aid they receive to maintaining socially acceptable quality of life is an area of research and practical interest. The article presents an analysis of the results of the social study conducted in the Republic of Tatarstan, Russia in January 2009.

Текст научной работы на тему «Социальный портрет современного благополучателя в Татарстане (по материалам социологического исследования)»

Социология и социальная работа Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2009), № 3 (15), с. 39-46 39

УДК 316.334: 364.4

СОЦИАЛЬНЫЙ портрет современного благополучателя

В ТАТАРСТАНЕ (по материалам социологического исследования)

© 2009 г. Т.П. Ларионова

Казанский государственный технологический университет [email protected]

Поступила в редакцию 17.06.2009

Характеристика современных благополучателей и их оценка вклада получаемой ими благотворительной помощи в поддержание социально приемлемого качества жизни представляет определенный научный и практический интерес. Дается анализ итогов социологического исследования, проведенного в Республике Татарстан в январе 2009 года.

Ключевые слова: благополучатель, благотворитель, материальная и нематериальная благотворительная помощь, респондент, социологическое исследование.

Вопросы поддержания социально приемлемых уровня и качества жизни населения являются значимыми направлениями в социальной политике государства. В целях поддержки малообеспеченного населения используются различные источники финансирования, одним из которых является благотворительность. В этой связи представляет научный и практический интерес характеристика благополучателей и их оценка влияния на качество жизни получаемой ими благотворительной помощи, так как, по сути, такого рода анализ, основанный на данных эмпирического социологического исследования, представляет собою «обратную связь», актуальную для всех участников благотворительной деятельности.

В Республике Татарстан с целью исследования социального эффекта проведения республиканских благотворительных акций последних лет, а также степени влияния благотворительности на качество жизни населения было проведено социологическое исследование «Благотворительная деятельность в Татарстане: восприятие, мотивация, ожидания, стандарты» в период с 12.01.2009 г. по 25.01.2009 г. [1]. В задачи исследования входило определение степени и возможности влияния благотворительности на качество жизни населения. В исследовании использовался метод массового опроса населения Республики Татарстан по месту жительства. Методика предполагала проведение личного интервью по формализованной анкете. Отбор респондентов для опроса осуществлялся по маршрутной многоступенчатой схеме. Квоты (по параметрам - пол, возраст и образование) формировались на основании данных Госком-

стата РТ. Общий объем выборки составил 1588 человек.

Отвечая на вопрос о среднем доходе на одного человека в семье, более пятой части респондентов (22,4%) оценили среднедушевой ежемесячный доход в 1500-3000 руб. 18,7% опрошенных заявили о том, что среднедушевой доход членов их семьи составляет от 3000 до 4500 руб., а 17,3% - от 4500 до 6000 руб. При этом почти 40% участников исследования полагают, что их доходов хватает только на продукты и на одежду, тогда как покупка вещей длительного пользования является для них проблемой. У каждого четвертого респондента (27,3%) доходов хватает только на продукты питания.

Исследование показало, что в большинстве случаев благотворительная помощь ассоциируется у татарстанцев с материальной помощью нуждающимся незнакомым людям (90,6% опрошенных полагают, что эти действия относятся к благотворительности). Несколько меньшая доля опрошенных отметила такой вид благотворительности как меценатство - материальную помощь социальным учреждениям, учреждениям образования, здравоохранения, культуры, искусства, науки и спорта (86,5%), нематериальную помощь нуждающимся незнакомым людям (74,8%), нематериальную помощь социальным учреждениям (70,8%), поддержку талантливой молодежи (65,1%), друзьям и коллегам по работе (61%).

Ко второй группе действий, соответствие которых категории «благотворительность» является не вполне очевидным, респонденты отнесли материальную помощь нуждающимся родственникам (64%), добровольную безвоз-

0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% Дети-сироты

00% 70,00% 80,00% 90,00%

Дети-инвалиды Тяжелобольные дети Пожилые люди Многодетные семьи Взрослые инвалиды Малообеспеченные Тяжелобольные взрослые Бездомные Талантливые дети Беженцы, вынужденные переселенцы Неполные семьи Другие

Не должна оказываться / Не оказывается Затрудняюсь ответить

получают помощь; должна быть направлена помощь Рис. 1. Какие категориЛаселения в последние-^два-три года чаще остальных получают благотворительную помощь в Республике Татарстан? / На какие категории населения должна быть направлена благотворительная помощь в первую очередь? (% от общего числа опрошенных - 1588 чел.)

мездную деятельность в религиозных (36,1% опрошенных не считают это благотворительной деятельностью) и экологических / правозащитных организациях (37,3%). Наконец, наибольшие сомнения у опрошенных татарстанцев вызвали различные виды нематериальной помощи нуждающимся родственникам (43,5%), а также друзьям и коллегам по работе (43,8%). Исследование показывает, что наиболее широко трактовать благотворительную деятельность склонны респонденты среднего возраста с высшим образованием.

В задачи исследования входило выявление мнения населения о том, кого в настоящий момент можно назвать основными адресатами благотворительной помощи в Республике Татарстан. По мнению опрошенных жителей республики, сегодняшние благотворители ориентированы преимущественно на помощь детям: так, 40,4% опрошенных полагают, что помощь чаще оказывается детям-сиротам, а 37% - что адресатами благотворительной помощи в большинстве случаев становятся дети-инвалиды. Значительно меньшая доля опрошенных полагают, что помощь чаще всего оказывается тяжелобольным детям (21,7%) или пожилым людям (21,5%). К третьей по значимости категории благополучателей участники опроса отнесли

многодетные семьи (17,1%), взрослых инвалидов (15,6%) и малообеспеченных граждан (14,7%). Такие категории нуждающихся, как тяжелобольные взрослые, бездомные, талантливые дети, беженцы, неполные семьи, по мнению участников опроса, крайне редко становятся получателями благотворительной помощи. Кроме того, пятая часть опрошенных (22,2%) не смогли дать ответа на вопрос о том, кто чаще всего становится адресатом благотворительной помощи в Татарстане.

Исследование было нацелено и на выявление расхождений между реальной ситуацией с оказанием благотворительной помощи в республике и идеализированными представлениями населения о том, кому эта помощь должна оказываться. Как становится ясным из рисунка 1, в целом реальная и идеализированная ситуации совпадают, и благотворительная помощь оказывается тем, кто, по мнению населения, действительно в ней нуждается. Вместе с тем в несколько большей поддержке - по сравнению с текущей ситуацией - со стороны благотворителей нуждаются, по мнению опрошенных, дети-инвалиды (83% опрошенных полагают, что именно эта категория нуждающихся должна получать благотворительную помощь в первую очередь), а также неполные семьи (13,5%). В то

же время несколько «переоцененной» жители Татарстана считают категорию многодетных семей (всего 26,6% опрошенных считают, что им требуется помощь). Кроме того, достаточно велик разрыв между желаемым и действительным для категорий «тяжелобольные дети», «пожилые люди», «взрослые инвалиды».

Исследование показывает, что возрастные различия респондентов накладывают определенный отпечаток на представление о том, какие категории населения должны получать благотворительную помощь в первую очередь: так, респонденты старше 55 лет склонны акцентировать внимание на проблемах пожилых людей, инвалидов, тогда как бездомные, дети-сироты и инвалиды, многодетные семьи вызывают большую озабоченность у молодых респондентов и респондентов среднего возраста. Интересно, что проблема оказания помощи пожилым людям видится более актуальной респондентам-татарам. Проблемы многодетных семей и талантливых детей, не имеющих возможности раскрыть свои способности, не вполне очевидные для большинства населения, полнее осознаются респондентами с высшим образованием (рис. 1).

Таким образом, жители Республики Татарстан склонны ассоциировать благотворительную помощь с материальной поддержкой незнакомых людей и социальных учреждений. Добровольческая работа в общественных организациях, а также нематериальная помощь родственникам и друзьям, напротив, не воспринимается населением как вид благотворительности. Основными получателями благотворительной помощи в Татарстане в настоящий момент, по мнению опрошенных, являются дети-сироты и дети-инвалиды. Судя по всему, данное представление является следствием восприятия массмедийной информации, проблемати-зирующей ситуацию с тяжелобольными детьми. Если сравнивать реальную ситуацию с желаемой, становится очевидным, что, по мнению населения РТ, необходимо привлечь внимание благотворителей к проблемам инвалидов, тяжелобольных детей и пожилых людей.

Наиболее частыми адресатами материальной благотворительной помощи в Республике Татарстан за последние три года становились, судя по результатам опроса, пожилые и малообеспеченные граждане. Первых в последние три года материально поддерживал каждый пятый респондент (20,6 процента от всей выборки), вторых - несколько меньшее количество опрошенных (16,2%). Остальные категории нуждающихся получали материальную помощь от

граждан заметно реже: в более выигрышном положении в данном случае оказывались дети-сироты (7,9%) и бездомные (6%). Исследование показывает, что в половине случаев индивидуальная благотворительная материальная помощь оказывалась незнакомым людям (55,2% от общего числа опрошенных благотворителей). При разработке анкеты учитывался также и тот факт, что материальная благотворительная помощь может быть оказана не только живыми деньгами, но и вещами. В таком случае респонденту было предложено указать их стоимость в денежном эквиваленте. Максимальная стоимость вещи, переданной респондентом в качестве благотворительной помощи, в среднем по выборке составила 1289 рублей. При этом в 50% случаев эта стоимость находилась в пределах от 400 до 1500 рублей, а в четверти случаев не превышала 400 рублей.

Как показывает исследование, размер единовременной благотворительной материальной помощи, оказываемой жителями Республики Татарстан нуждающимся, в очень редких случаях (6,2% от числа респондентов, оказывавших материальную помощь) превышает размер половины их среднемесячного дохода. В относительном большинстве случаев (40,7%) максимальный размер помощи находится в пределах 1-10% от дохода. Наиболее частыми адресатами материальной помощи становились пожилые и малообеспеченные граждане. Основной формой материальной помощи является передача денежных средств, а также одежды и обуви.

Нематериальная благотворительная помощь в подавляющем большинстве случаев была адресована пожилым людям. В целом, судя по результатам исследования, 16,5% жителей республики за последние три года хотя бы один раз оказывали нематериальную помощь пожилым нуждающимся людям (среди респондентов, хотя бы раз оказывавших нематериальную помощь, доля лиц, адресовавших помощь именно этой категории, возрастает до 73,2%). Особенно часто помощь этой категории граждан оказывали молодые респонденты (от 18 до 24 лет). С заметным отставанием в списке адресатов нематериальной помощи следуют тяжелобольные взрослые (15,1% среди респондентов-благотворителей), малообеспеченные граждане (14,2%), а также взрослые инвалиды (12,8%). Остальные категории нуждающихся получали нематериальную помощь от жителей РТ крайне редко (рис. 2).

Исследование показывает, что основными видами нематериальной помощи, которую жители республики оказывают нуждающимся, яв-

Пожилые люди Тяжелобольные взрослые Малообеспеченные Взрослые инвалиды Тяжелобольные дети Многодетные семьи Дети-сироты Неполные семьи Дети-инвалиды

Бездомные

Беженцы, вынужденные переселенцы

Талантливые дети Другие

0,60% 2,80%

] 0,6 10,6

Ьа4 ^

0,21 ] 0,8

0,1 ( ] 0,6

"I 1,40% I (

50% 2,20%

40% 70%

40% 70%

0,10% | 0,60%

□ От всех респондентов

□ От числа респондентов, оказывавших материальную благотворительную помощь

Рис. 2. Случалось ли Вам лично оказывать индивидуальную нематериальную помощь нуждающимся -в том числе родственникам - за последние три года? К какой категории нуждающихся Вы бы их отнесли? (% от общего числа опрошенных - 1588 чел. / от числа респондентов, оказывавших индивидуальную

нематериальную помощь - 358 чел.)

0,00%

6,50%

ляются уборка по дому и мелкий ремонт (59,8% от числа респондентов, оказывавших нематериальную помощь), покупки по просьбе благопо-лучателя, посещение почты и других учреждений (47,2%). Судя по результатам исследования, в большинстве случаев (70,1% от числа респондентов, оказывавших нематериальную помощь) нуждающиеся в получении нематериальной помощи связываются с респондентами - потенциальными благотворителями самостоятельно. Двумя наиболее типичными участниками оказания нематериальной помощи нуждающимся являются: молодая девушка, ухаживающая за пожилым человеком, а также пожилой человек, помогающий в хозяйстве своему другу (подруге), ровеснику.

Материальную благотворительную помощь социальным учреждениям и общественным организациям оказывали, судя по результатам исследования, чуть более 15% опрошенных жителей республики.

В большинстве случаев адресатами материальной благотворительной помощи выступали либо детские дома/интернаты (38,9% от числа респондентов, оказывавших материальную по-

мощь учреждениям), либо религиозные учреждения - мечети или церкви (34,4%). Помощь религиозным учреждениям чаще склонны оказывать пожилые респонденты, а также респонденты-татары, в то время как среди молодежи чаще встречаются случаи материальной помощи детским домам/интернатам. Так же, как и в случае с материальной помощью частным лицам, помощь социальным учреждениям сводится в большинстве случаев к передаче денежных средств (54,1% респондентов, помогавших социальным учреждениям, выбирали этот вариант материальной помощи), а также одежды и обуви (47,5%). Иные способы материальной помощи социальным учреждениям не получили большого распространения среди жителей республики. Как и в случае с индивидуальной материальной помощью, передача одежды и обуви в качестве благотворительной помощи более характерна для респондентов-женщин, представителей русского этноса, а также для респондентов, имеющих высшее образование. Как показывает исследование, размер единовременной материальной помощи, оказываемой жителями Республики Татарстан социальным учреждени-

ям, в относительном большинстве случаев (41,8%) находится в пределах от 1 до 10% от среднемесячного дохода респондента-благотворителя. Средний размер материальной помощи социальным учреждениям несколько выше среднего размера помощи частным лицам, но, тем не менее, в большинстве случаев не превышает 5 тысяч рублей. В подавляющем большинстве респонденты-благотворители устанавливали контакт с социальными учреждениями самостоятельно, не прибегая к помощи посредников.

Как уже отмечалось, случаи нематериальной благотворительной помощи социальным учреждениям выявлялись в ходе исследования крайне редко: всего 1,6% опрошенных заявили, что за последние три годы оказывали подобный вид благотворительной помощи, причем во всех случаях без исключения он оказывался однократно. Несмотря на то что случаев нематериальной помощи социальным учреждениям в ходе исследования было выявлено совсем немного, адресатами данного вида помощи становились самые разные учреждения - церкви и мечети (28% респондентов-благотворителей), детские дома и приюты (32%), школы (12%) и другие учреждения соответствующего профиля (32%). Нематериальную помощь религиозным учреждениям чаще оказывали респонденты-татары. Средняя частота оказания нематериальной помощи социальным учреждениям составляет один раз в полгода (29% опрошенных, оказывавших нематериальную помощь социальным учреждениям) или в год (29,5%). Таким образом, случаи оказания нематериальной помощи социальным учреждениям встречались крайне редко, большую популярность данный вид благотворительности имеет среди респондентов-татар, в большинстве случаев респонденты-благотворители устанавливали контакт с нуждающимися организациями самостоятельно.

Характеристика благополучателя в современном Татарстане может быть основана не только на ответах тех респондентов, которые оказывали благотворительную помощь, но и тех, кто эту помощь получал. Исследование показывает, что большинство опрошенных (88,4%) не получали материальной помощи от физических лиц, тогда как остальные респонденты в основной своей массе получали ее один раз (11,0%). Среди получателей материальной помощи от физических лиц преобладают те опрошенные, которые имеют среднедушевой доход на члена семьи в пределах 1500-3000 руб. Подобную помощь, судя по ответам опрошенных, чаще получали малообеспеченные граждане (4,1% от общего числа опрошенных и 35,3%

от числа получателей материальной помощи от физических лиц), а также пожилые люди (3,7% и 31,5%, соответственно). Более 2% опрошенных (2,2% и 19,0% соответственно) получали материальную помощь в качестве временно нуждающихся при возникновении определенных жизненных ситуаций. То есть среди опрошенных по этой косвенной оценке около 9% могут быть отнесены к малообеспеченным, нуждающимся в благотворительной поддержке (эта цифра более чем вдвое ниже той, что назвали респонденты при самооценке ежемесячного среднедушевого дохода в 1500-3000 рублей -22,4%, но вполне коррелирует с данными официальной статистики - около 7%) [2]. В структуре материальной помощи, которая оказывалась респондентам, превалирует помощь денежными средствами: их получал каждый десятый участник исследования (10,0% от всех участников исследования, 86,4% от числа получателей материальной помощи от физических лиц). 2,0% опрошенных получали помощь в виде одежды/обуви (17,4% от числа получателей материальной помощи от физических лиц), 1,6% - лекарственных средств (13,6% от числа получателей материальной помощи от физических лиц). Получение денег и лекарств в виде материальной помощи прямо соотносится с возрастом респондентов, тогда как помощь в виде одежды/обуви получали респонденты в разных возрастных категориях. Денежная помощь чаще всего оказывалась респондентам со среднедушевыми доходами от 3000 до 6000 руб. в месяц. Как денежную, так и лекарственную помощь чаще остальных получали опрошенные из малых и средних городов Татарстана. В большинстве случаев получения помощи (5,5% от общего числа участников исследования, 47,3% от числа получателей материальной помощи от физических лиц) респонденты сами обращались с просьбой помочь. С другой стороны, 3,9% опрошенных (33,7% от числа получателей материальной помощи от физических лиц) сообщили, что они ни к кому не обращались, а наоборот, благотворители сами предложили им помощь.

По мнению участников исследования, получение материальной помощи в целом положительно сказалось на качестве их жизни. 6% респондентов (51,6% от числа получателей материальной помощи от физических лиц) заявили о том, что качество их жизни значительно улучшилось, а 3,8% (32,6% от числа получателей материальной помощи от физических лиц) - что оно улучшилось незначительно. Более значимое улучшение качества своей жизни отметили рес-

понденты-пенсионеры, а также опрошенные с доходами от 1,5 до 3 тыс. руб. в месяц.

Максимальный размер полученной от физических лиц денежной помощи составил в среднем 15 321 руб., при этом в половине случаев полученная сумма не превысила 3000 руб. Средняя стоимость материальной помощи в неденежной (вещевой) форме составила в денежном эквиваленте 11 085 руб. В то же время каждый второй получатель подобной помощи получил вещь не дороже 1500 руб. В каждом четвертом случае получения материальной помощи (26,1%) ее максимальный размер составил от 1% до 10% среднемесячного дохода получателя помощи, а в каждом пятом случае (21,7%) - от 10% до 50%. Еще 12% получателей материальной помощи получили максимальную помощь в размере более 100% от своего среднемесячного дохода. У опрошенных со среднемесячными доходами ниже 3000 руб. максимальный размер единовременной материальной помощи, как правило, не превышал 50% их доходов, т.е. составил не более 1500 руб. Таким образом, каждый девятый участник исследования получал за последние три года материальную помощь от физических лиц, причем в большинстве случаев один раз. Получали ее в основном пожилые и малоимущие респонденты. Материальная помощь физическими лицами оказывается в основном не систематически, а скорее «в привязке» к каким-либо событиям. Соответственно, в большинстве случаев она была выражена в денежной форме. Несмотря на то что в большинстве случаев максимальный единовременный объем помощи не превышает 6 тысяч рублей, большинство опрошенных констатируют определенный рост качества своей жизни в результате получения помощи. Менее распространенными среди респондентов, судя по результатам исследования, были случаи получения индивидуальной нематериальной помощи: 3,8% опрошенных получали ее единожды, по 0,1% - два и три раза соответственно. Основными реципиентами нематериальной помощи оказались пожилые люди (2,1% от общего числа опрошенных, 54,8% от получателей нематериальной помощи от физических лиц), тогда как остальные категории нуждающихся (инвалиды, малообеспеченные и пр.) получали подобную помощь в единичных случаях. Так же, как и в случае с материальной помощью, чаще остальных ее получали респонденты с доходами от 1,5 до 3 тыс. руб., а также жители малых и средних городов республики.

В отличие от материальной помощи, оказание нематериальной помощи нуждающимся

носит более систематический характер: 2,1% опрошенных (53,2% от получателей нематериальной помощи от физических лиц) заявили о получении такой помощи раз в месяц и чаще, причем среди них преобладают респонденты-пенсионеры. Относительно велика и доля тех, кто получает нематериальную помощь раз в два-три месяца (0,9% и 24,2% соответственно).

Основными услугами, которые были оказаны респондентам в рамках нематериальной благотворительной помощи, оказались уборка/мелкий ремонт (3,0% от всех участников исследования, 77,4% от получателей нематериальной помощи от физических лиц) и походы в магазин/на почту и т.д. (1,3% и 32,3% соответственно). Практически все получатели нематериальных услуг (3,0% от всех респондентов, 77,4% от получателей нематериальной помощи от физических лиц) сами обратились с просьбой оказать им подобные услуги и лишь 0,4 процента от всех опрошенных (9,7% от получателей нематериальной помощи от физических лиц) сообщили о своей потребности в подобных услугах через родственников/знакомых. В результате оказания им нематериальной помощи большинство реципиентов ощутили значительное или некоторое улучшение качества своей жизни (2,3 и 0,9% от всех респондентов; 59,7 и 22,6% от получателей нематериальной помощи от физических лиц соответственно).

Наряду с благотворительной помощью, которую оказывают физические лица, население республики получает подобную помощь и со стороны различных юридических лиц, например коммерческих и некоммерческих организаций, общественных объединений. Чуть более 52% получателей материальной помощи от юридических лиц получали ее от предприятий/учреждений, где они работают (или работали). В каждом четвертом случае получения материальной помощи от юридических лиц (28,6% от получателей материальной помощи от юридических лиц) ее размер составил от 1 до 10% среднемесячного дохода получателя помощи, а в каждом пятом (23,8% от получателей материальной помощи от юридических лиц) -от 10 до 50%. Таким образом, каждый двадцатый участник исследования имеет опыт получения материальной помощи от юридических лиц за последние три года. Преимущественная форма материальной помощи от юридических лиц -денежная, а частота - обычно раз в год или реже. Практически во всех случаях ее размер не превысил 3000 рублей в денежном эквиваленте, хотя встречаются и отдельные случаи получения гораздо большей помощи. Практически ка-

ждый из получателей материальной помощи от юридических лиц отметил рост качества своей жизни в результате ее получения.

О получении нематериальной благотворительной помощи от юридических лиц заявили лишь 0,4% всех участников исследования. Частота оказания подобной помощи участникам исследования варьируется от одного раза в месяц и чаще (0,1% от всех опрошенных, 33,3% от получателей нематериальной помощи от юридических лиц) до одного раза в год и реже (по 0,1% и 33,3% соответственно). Таким образом, опыт получения нематериальной помощи от юридических лиц имеют лишь единицы из числа опрошенных. Большинство получателей подобной помощи констатируют незначительный рост качества своей жизни в результате получения вышеназванных услуг.

О существовании каких-либо негосударственных благотворительных организаций, фондов в Республике Татарстан или в своем городе/районе не знают 59,7% опрошенных. Каждый третий участник исследования (34,0%) что-то слышал об их существовании, а 6,3% знают о том, что подобные организации/фонды есть. Напомним в этой связи приведенные нами ранее данные официальной региональной статистики о том, что около 7% населения республики имеют ежемесячный душевой доход от 1,5 до 3,5 тысячи рублей. Скорее всего, о благотворительных фондах информированы те, кто испытывает потребность в благотворительной поддержке. В большей степени осведомлены о существовании подобных организаций женщины, молодежь в возрасте от 18 до 24 лет и жители сельской местности. Большинство участников исследования (83,4%) скорее приветствуют создание благотворительных фондов и организаций, тогда как доля скорее не приветствующих подобное составляет 6,2%. В восприятии большинства опрошенных (73,8%) благотворительные организации и фонды преследуют в первую очередь такую цель, как оказание помощи малоимущим и наименее защищенным людям. Каждый шестой участник исследования (18,0%) уверен в том, что цель подобных организаций - оказывать помощь нестандартно мыслящим людям, непризнанным талантам. Чуть меньшая доля опрошенных (15,3%) считают, что благотворительные организации и фонды создаются для того, чтобы получать прибыль. Примечательно, что в меркантильности благотворительных организаций и фондов чаще остальных уверены респонденты в возрасте от 25 до 45 лет, а также опрошенные с доходами от 3 до

4,5 тыс. руб. Таким образом, почти две трети участников исследования не знают о существовании каких-либо благотворительных организаций/фондов в Республике Татарстан. Общее отношение опрошенных к подобным организациям - положительное; большинство верит в то, что целью их создания и функционирования является оказание помощи нуждающимся, но никак не получение личной выгоды.

Таким образом, исследование показало, что население по-прежнему рассчитывает на государство или родственные и дружеские связи. Роль бизнесменов и общественных организаций в деле оказания помощи нуждающимся представляется татарстанцам минимальной. На практике прерогативой материально обеспеченных татарстанцев является помощь социальным учреждениям. Наиболее частыми адресатами благотворительной помощи с их стороны становятся детские дома и интернаты, а также религиозные учреждения - мечети и церкви. Случаи оказания нематериальной помощи встречались крайне редко.

Практически для всех опрошенных, которые получали как материальную, так и нематериальную помощь, характерна констатация улучшения качества жизни в результате получения помощи. Ценность материальной помощи в виде различных вещей (продуктов, бытовой химии, медикаментов и пр.) оценивается респондентами, как правило, гораздо ниже, чем помощь деньгами.

Большинство участников исследования приветствуют создание в Татарстане благотворительных организаций и фондов. По мнению респондентов, подобные организации и фонды создаются в первую очередь для помощи различным категориям нуждающихся. Мнение о том, что они могут иметь какие-либо меркантильные или криминальные интересы, практически не распространено.

Таким образом, в соответствии со сложившимся в Татарстане общественным мнением, благополучателями в современных условиях должны быть лица с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды, пожилые) и те, кто оказался в трудной жизненной ситуации по обстоятельствам, от них не зависящим (дети-сироты). Информация респондентов о реальном получении ими благотворительной помощи в последние 3 года (2006-2008 гг.) свидетельствует, что ее адресатами были главным образом пожилые люди (мы трактуем это как признание финансового неблагополучия пожилых) и малообеспеченные граждане.

Список литературы

1. Благотворительная деятельность в Татарстане: восприятие, мотивация, ожидания, стандарты (по результатам массового опроса населения). Исследовательский отчет / Текущий архив Республиканского совета по вопросам благотворительной деятельности. Казань, 2009. 82 с.

2. Ежемесячный комплексный доклад Комитета Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу «Социально-экономическое положение Республики Татарстан. 2009 г., январь» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.tatstat.ru (дата обращения 10.04.2009).

THE SOCIAL PORTRAIT OF TODAY'S BENEFICIARY IN TATARSTAN (BASED ON RESULTS OF A SOCIAL STUDY)

T.P. Larionova

Description of today's beneficiaries and their assessment of the contribution of the welfare aid they receive to maintaining socially acceptable quality of life is an area of research and practical interest. The article presents an analysis of the results of the social study conducted in the Republic of Tatarstan, Russia in January 2009.

Keywords: beneficiary, benefactor, material and non-material welfare, respondent, social study.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.