______________ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА_______________________
№ 318 Январь 2009
ЭКОНОМИКА
УДК 364.662-54
Ш.З. Валиев, Э.В. Габидуллина
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ
Благотворительность как процесс перераспределения материальных благ между экономическими субъектами является негосударственной формой социально-экономической поддержки нуждающегося населения. В России благотворительность развивалась еще с древности, но ее масштабы резко сократились в советские времена. В современной России при снижении уровня жизни населения и увеличении числа нуждающихся возникает острая необходимость развития благотворительности. Ключевые слова: благотворительность, благотворители, благополучатели, алгоритм, факторы.
Российское общество с древнейших времен является носителем высокоразвитой культуры милосердия, благотворения и филантропии, имеет богатый опыт взаимодействия государства, церкви, общественных организаций и частных лиц в области решения социальных проблем.
Практические навыки благотворительной деятельности воспитывались еще в старину. Свое выражение она получила в раздаче милостыни. Идея милостыни лежала в основании практического нравоучения, потребность в этом воспитывалась всеми тогдашними средствами духовно-нравственной педагогики.
Первые попытки благотворительности по отношению к бедным предпринимались еще в Х1У-ХУ вв., нуждающихся поддерживали прежде всего церкви и монастыри.
Особенностью российской действительности до середины XIX в. было то, что вся благотворительная деятельность и социальная помощь были сосредоточены преимущественно в руках государства и церкви.
Созданная в России к концу XIX в. система государственно-общественной филантропии опиралась на российское законодательство, отражавшее политику самодержавия в этом вопросе, практику взаимоотношения властей с благотворительными организациями.
Цель благотворительной деятельности, вне зависимости от ее вида, состоит в обеспечении возможности достижения социально приемлемого уровня жизни для тех групп населения, которые под воздействием социальных рисков не могут самостоятельно этого добиться. Недостаточное развитие благотворительности в современном российском обществе подчеркивает актуальность и необходимость исследования данного вопроса.
Процессы, происходящие в современной России (расслоение общества, обнищание значительной массы населения), заставляют обратить внимание на необходимость повышения благосостояния народа и на изучение опыта, связанного с организацией текущей практической социальной помощи, благотворительности, как проявления заботы государства и общества о нравственном здоровье и интеллектуальном потенциале любого социума.
Сложившаяся ситуация вызывает необходимость формирования социального партнерства - равноправного сотрудничества институтов государства и местного самоуправления, бизнеса и некоммерческих организаций по решению социальных проблем для обеспечения наилучших условий жизни и всестороннего развития человека.
Благотворительность как важная часть социальной политики государства участвует в формировании ценностно-нормативной системы благосостояния, образования и воспитания России. На государстве лежит также двойная роль регулятора благотворительных отношений. С одной стороны, необходимо стимулировать, поощрять благотворительную деятельность, стремиться к увеличению ее масштабов, с другой - создавать нормативно-правовую базу, препятствующую реализации корыстных целей.
Благотворительность трактуется как добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной и безвозмездной передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Благотворительная деятельность как экономическая категория представляет собой процесс перераспределения материальных ресурсов (в натуральной, денежной и других формах) от экономического субъекта в пользу объектов, находящихся в критической ситуации, не соответствующей элементарным жизненным стандартам, либо в пользу объектов, поддержка которых будет способствовать созданию более высоких стандартов или качества личной и общественной жизни, осуществляемый посредством оказания благотворительной услуги.
Благотворительная услуга - совокупность социально-экономических отношений, возникающих в процессе перераспределения материальных ресурсов между экономическими субъектами на безвозмездной и безвозвратной основе в целях поддержания нуждающихся.
На формирование благотворительной деятельности оказывают влияние следующие группы факторов (рис. 1):
1. Политические (общественный строй, отношения к данному вопросу органов государственного управления и политических партий).
2. Идеологические (уровень духовной культуры общества, религиозные взгляды, нравственное состояние общества и т.д.).
3. Нормативно-правовые (состояние законодательства в области благотворительной деятельности, регулирование деятельности некоммерческих организаций).
4. Экономические (налоговая система, уровень среднедушевых денежных доходов, дифференциация денежных доходов населения).
5. Социальные (общественные отношения, социальная напряженность, уровень государственных социальных гарантий, степень потребности населения в дополнительной социальной защите).
Схематически алгоритм осуществления благотворительной деятельности можно представить следующим образом (рис. 2).
Этот процесс детально должен быть представлен семью основными этапами.
Первостепенное значение, естественно, имеет обозначение объекта благотворительной деятельности или благополучателя. Это могут быть объекты, находящиеся
в критической ситуации, не соответствующей элементарным стандартам жизни, но не получающих законную поддержку со стороны государственных организаций. В таком виде благотворительность осуществляет стабилизирующую функцию. Также в роли благополучателей могут выступать объекты, поддержка которых будет способствовать созданию более высоких стандартов или даже качества личной и общественной жизни, но которые не имеют никаких особых прав на дополнительную государственную поддержку (деятели искусства, науки и т.д.). В этом случае можно сказать, что благотворительность выполняет совершенствующую функцию.
Рис. 1. Группы факторов, оказывающих влияние на благотворительную деятельность
Благотворительная деятельность
Рис. 2. Алгоритм осуществления благотворительной деятельности
Следующий немаловажный этап - определение субъекта благотворительной деятельности, т.е. благотворителя. Это может быть общественная организация, коммерческое предприятие или физическое лицо, которые непосредственно займутся пожертвованием материальных средств, выполнением работ либо предоставлением услуг безвозмездно в пользу благополучателя.
Для осуществления любого действия субъекту необходимы побудительная причина, повод или обоснованные доводы в пользу этого действия. Таким образом, для субъекта благотворительной деятельности необходимо
четко сформулировать веские мотивационные стимулы, способствующие благотворительности.
Далее следует определить ресурсы и механизм их предоставления. Это могут быть материальные (финансовые, натуральные и т.д.) средства, предоставление каких-либо услуг или выполнение работ, необходимых благополучателю.
Установление правил, определяющих порядок благотворительной деятельности, или ее регламентация, будут пятым действием в осуществлении благотворительности.
После определения объекта, субъекта, ресурса и регламентации благотворительной деятельности появляется возможность фактического осуществления благотворительной акции.
Заключительным действием благотворительной деятельности, связующим звеном между объектом и субъектом будут обратная связь или контроль за использованием выделенных средств.
Таким образом, благотворительная деятельность, осуществленная по разработанному нами алгоритму, будет представлять собой законченный цикл осуществления благотворительности. Расширенная схема алгоритма осуществления благотворительной деятельности будет выглядеть следующим образом (рис. 3).
Рис. 3. Расширенная схема алгоритма
Как уже было отмечено, основное влияние на благотворительную деятельность осуществляют вовлеченные в нее субъекты и объекты. То есть для развития благотворительности в первую очередь необходимо определить качественный и количественный состав этих групп населения.
Гражданское общество по отношению к благотворительной деятельности можно условно поделить на две основные группы:
- объекты благотворительной деятельности (население, нуждающееся в помощи; благополучатели);
- потенциальные субъекты благотворительной деятельности (непосредственные благотворители).
Следовательно, для подтверждения необходимости и возможности развития благотворительной деятельности нужно определить численность этих групп.
благотворительной деятельности
Для определения группы субъектов благотворительности необходимо проструктурировать общество (в разрезе отношения отдельных групп населения к производственному процессу) следующим образом:
- допроизводственная группа;
- производственная группа;
- постпроизводственная группа.
К допроизводственной группе относятся группы населения, не участвующие в производственном процессе, но частично или постоянно вступающие в экономические отношения (учащиеся, студенты, безработные, военнослужащие срочной службы и т.д.).
К производственной группе относится слой экономически активного населения, в полной мере участвующего в социально-экономической и производственной деятельности.
Постпроизводственная группа включает в себя население, завершившее свое активное участие в производственном процессе в силу возраста либо по другим причинам (пенсионеры по возрасту, инвалиды).
Проструктурировав общество подобным образом, возможно рассмотреть отношения каждой из этих групп к благотворительной деятельности, мотивацию и другие основные критерии в соответствии с разработанной схемой осуществления благотворительной деятельности.
Для разделения населения на предложенные группы, выявления численности этих групп в Республике Башкортостан воспользуемся существующей методикой выделения группы по экономической активности.
Экономически активное население - совокупность лиц, потенциально способных участвовать в производстве материальных ценностей и оказании услуг. По методологии ООН сюда включают: 1) предпринимателей; 2) работающих по найму; 3) помогающих членов семей; 4) лиц, не имеющих в данный момент работы, но желающих получить ее [1].
К производственной группе отнесем экономически активное население за вычетом безработных (как населения, не имеющего стабильный заработок).
К допроизводственной группе относятся население, незанятое в экономике (экономически не активное), учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от производства, военнослужащие и безработные.
Для выяснения численности постпроизводственной группы необходимо вычесть число работающих пенсионеров из общего числа пенсионеров (табл. 1, 2).
Используя предложенные статистические данные и методику расчета, получаем следующие результаты (табл. 3).
Таким образом, мы определили качественный и количественный состав группы потенциальных благотворителей, учитывая следующие факторы:
- отношение к процессу общественного производства и экономической активности;
- размер номинальной заработной платы (или иного ежемесячного дохода) и его соотношение с уровнем прожиточного минимума;
- возраст;
- уровень образования и культуры.
Т а б л и ц а 1
Численность экономически активного населения в Республике Башкортостан, тыс. чел.
Показатель 2005 г. 2006 г.
Все население 4078,807 4063,409
Экономически активное население: 2019,2 1983,6
мужчины 1042,4 1021,4
женщины 976,8 962,2
Занятые в экономике (всего) 1876,4 1854,1
мужчины 968,3 952,2
женщины 908,1 901,9
Безработные (всего) 142,8 129,5
мужчины 74,1 69,2
женщины 68,7 60,3
Трудовые ресурсы 2551,2 2546,0
занятое население 1797,6 1852,1
учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от работы 238,3 234,5
трудоспособное население в трудоспособном возрасте: военнослужащие, безработные и др. население, незанятое в экономике 515,3 459,4
Т а б л и ц а 2
Численность пенсионеров по видам пенсионного обеспечения, в том числе работающих пенсионеров на конец года, тыс. чел.
Показатель 2005 г. 2006 г.
Всего пенсионеров 1015,6 1018,1
Из общей численности получают пенсии:
по старости 786,4 790,9
по инвалидности 74,5 73,8
по случаю потери кормильца 98,3 89,1
за выслугу лет - -
социальные 56,3 64,1
Всего работающих пенсионеров, тыс. чел., из них 188,4 203,2
по старости 161,4 177,5
по инвалидности 20,1 19,9
пенсионеры-военнослужащие 0,4 0,4
В % от общего числа пенсионеров соответствующей категории:
Всего работающих пенсионеров, из них 18,6 20,0
по старости 20,5 22,4
по инвалидности 27,1 26,9
пенсионеры-военнослужащие 22,9 22,5
Численность различных групп населения, тыс. чел.
Группа 2005 г. 2006 г.
Допроизводственная 896,4 921,8
Производственная 1876,4 1854,1
Постпроизводственная 827,2 814,9
Общая численность группы потенциальных субъектов благотворительности 3600 3590,8
Для определения численности нуждающихся в благотворительной помощи, т.е. структуры и объема группы объектов благотворительной деятельности, необходимо досконально проанализировать статистические данные, характеризующие уровень жизни населения региона.
Для начала определим категории населения, постоянно живущего на территории региона, которые могут являться потенциальными благополучателями. Это люди, не имеющие стабильного денежного дохода, имеющие недостаточный денежный доход и нуждающиеся в финансовой, материальной, моральной и другой поддержке со стороны государства и общества в целом:
- малоимущие;
- инвалиды;
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
- пенсионеры.
Разберем каждую из категорий населения в отдельности.
Малоимущие - социальный слой общества, состоящий из людей, не имеющих прожиточного минимума, находящихся у черты бедности.
Малообеспеченные - обладающие только прожиточным минимумом, недостаточно обеспеченные категории населения.
В первую очередь для определения их численности надо рассмотреть структуру денежных доходов населения (количество источников средств к существованию, среднемесячную реальную и номинальную заработную плату и т.д.).
Основным показателем, отражающим уровень жизни населения в регионе, можно считать величину прожиточного минимума, но при этом необходимо сравнивать его со среднемесячной номинальной заработной платой.
Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы (табл. 4).
Т а б л и ц а 4
Величина прожиточного минимума в Республике Башкортостан, руб.
Показатель 2005 г. 2006 г.
Все население 2338 2939
Трудоспособное население 2562 3138
Пенсионеры 1758 2422
Дети 2322 2867
В случае если обнаружатся категории населения, заработная плата которых не превышает величину прожиточного минимума, их будет целесообразно причислить к объектам благотворительной деятельности и одновременно с этим, возможно, исключить из числа субъектов благотворительной деятельности (хотя существует потенциальная возможность участия данного населения в благотворительности, например в рамках корпоративной благотворительной программы).
Наличие среди занятого населения нуждающихся в финансовой помощи подтверждается и результатами распределения населения по среднедушевому денежному доходу и распределения общего объема денежных доходов по двадцати процентным группам населения (табл. 5, 6).
К этой категории населения относится и малообеспеченное население пенсионного возраста.
Учитывая данные табл. 7 и величину прожиточного минимума, при расчете численности группы малоимущих и малообеспеченных целесообразно относить к этой группе население с доходами ниже 3500 руб. (табл. 8).
Т а б л и ц а 5
Доходы населения Республики Башкортостан, руб.
Показатель 2005 г. 2006 г.
Среднемесячная заработная плата в ценах соответствующего года 6612,0 8632,3
Средний размер назначенных пенсий 2353,6 2633,8
Т а б л и ц а 6
Структура денежных доходов населения, %
Показатель 2005 г. 2006 г.
Денежные доходы 100,0 100,0
Оплата труда 35,7 37,1
Доходы от предпринимательской деятельности 16,4 18,1
Социальные трансферты 11,3 10,7
Доходы населения от собственности 6,5 4,0
Доходы от продажи иностранной валюты 1,2 1,4
Прочие поступления 28,9 28,7
Т а б л и ц а 7
Распределение населения по среднедушевому денежному доходу, % от общей численности населения [1]
Денежный доход 2005 г. 2006 г.
1 2 3
До 1500,0 5,2 2,7
От 1500,0 до 2500,0 11,8 7,6
От 2500,0 до 3500,0 13,5 10,1
1 2 3
От 3500,0 до 4500,0 12,4 10,4
От 4500,0 до 6000,0 15,0 14,1
От 6000,0 до 8000,0 13,9 14,8
От 8000,0 до 1200,0 14,8 18,3
Свыше 12000,0 13,4 22,0
Т а б л и ц а 8
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников предприятий и организаций по видам экономической деятельности, руб.
Показатель 2005 г. 2006 г.
Гостиницы и рестораны 4234,6 5312,8
Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение 9816,4 12062,2
Добыча полезных ископаемых 13079,9 15914,9
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 4526,9 6094,5
Обрабатывающие производства 8338,6 10015,3
Образование 4018,7 5107,3
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 7516,9 8359,2
Оптовая и розничная торговля и ремонт 4824,0 9369,8
Предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг 5174,6 6288,6
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 9228,5 11770,7
Рыболовство, рыбоводство 2717,5 3720,8
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2486,0 3096,0
Строительство 6156,6 9490,1
Транспорт и связь 9286,7 10989,9
Финансовая деятельность 15459,3 18262,9
Распределение денежных доходов населения по двадцати процентным (квинтильным) группам используется для расчета медианного значения среднедушевого уровня дохода. Распределение населения по уровню среднедушевых денежных доходов характеризует дифференциацию населения по уровню материального достатка и представляет собой показатели численности (или долей) населения, сгруппированного в заданных интервалах по уровню среднедушевых денежных доходов. Распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения выражается через проценты общего объема денежных доходов, которыми обладает каждая из двадцати процентных групп населения. Медианный доход - значение показателя, стоящего в центре распределения доходов. При использовании квинтильных групп для оценки медианного уровня доходов берется уровень доходов
срединной (III) доходной группы - он дает близкие по отношению к медианному уровню доходов, исчисленному более сложными методами, значения медианного дохода. В нашем случае при использовании квинтильных групп населения мы обращаем внимание на первую группу (с наименьшими доходами).
Таким образом, используя статистические данные и различные методики, можно рассчитать общую численность малоимущего населения в регионе (табл. 9, 10).
Инвалиды (от лат. ітаїісіш - слабый, немощный) - лица, частично или полностью утратившие трудоспособность. Ежемесячный доход представителей этой категории населения находится в пределах государственных социальных гарантий, в частности пенсии по инвалидности (пенсия, устанавливаемая в связи с длительной или постоянной фактической утратой трудоспособности (инвалидности)).
Т а б л и ц а 9
Распределение общего объема денежных доходов по 20 квинтильным группам населения, %
Показатель 2005 г. 2006 г.
Денежные доходы, всего 100 100
В том числе по 20 процентным группам населения: первая (с наименьшими доходами) 5,4 5,3
вторая 10,1 10,0
третья 15,1 15,0
четвертая 22,7 22,6
пятая (с наивысшими доходами) 46,7 47,1
Т а б л и ц а 10
Численность инвалидов, чел.
Показатель 2005 г. 2006 г.
Всего инвалидов 112806 114848
Пенсионеры по инвалидности (включая военнослужащих) 74456 73849
Инвалиды детства 33828 34663
Из них дети 13799 13583
Инвалиды, имеющие ограниченные способности к трудовой деятельности (кроме инвалидов детства) 4522 6336
Условия и норма пенсионного обеспечения зависят от ряда обстоятельств - характера трудовых отношений или службы, иной деятельности, причин наступления инвалидности. Пенсия по инвалидности рабочим и служащим
назначается при наступлении инвалидности I, II и III группы. Условия назначения пенсии различаются в зависимости от причины инвалидности: при наступлении и вследствие трудового увечья или профессионального
заболевания пенсия назначается независимо от длительности трудового стажа; если инвалидность явилась следствием общего заболевания, то для назначений пенсии требуется, как правило, определенный общий трудовой стаж.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, - особая категория незащищенного населения в несовершеннолетнем возрасте, не участвующего в экономических отношениях и не имеющего лиц, обя-
занных и способных обеспечивать нормальное существование. Дети находятся под опекой государства, проживают в детских домах, интернатах и домах малютки. Используя статистические данные, определяем численность этой группы населения.
С учетом группы объектов благотворительности уточняется группа субъектов благотворительности (табл. 11-14).
Т а б л и ц а 11
Численность детей-инвалидов в возрасте 0-17 лет (по данным Министерства здравоохранения Республики Башкортостан)
Показатель 2005 г. 2006 г.
Всего, человек 14591 14047
В расчете на 10000 здоровых детей 156,5 150,6
Т а б л и ц а 12
Устройство детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, чел.
Показатель 2005 г. 2006 г.
Всего выявлено детей и подростков, оставшихся без попечения родителей за год 3574 3801
Из них устроены:
в дома ребенка, воспитательные учреждения, образовательные учреждения, лечебные учреждения и учреждения социальной защиты населения на полное государственное обеспечение 696 683
под опеку (попечительство), на усыновление 2575 2717
в учреждения начального, среднего и высшего профессионального обучения, другие образовательные учреждения на полное государственное обеспечение 18 72
возвращены родителям 181 265
Т а б л и ц а 13
Численность группы объектов благотворительной помощи, чел.
Показатель 2005 г. 2006 г.
Малоимущие и малообеспеченные 1244036 828935
Инвалиды 112806 114848
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения 3574 3801
Всего 1360416 947584
Т а б л и ц а 14
Численность групп благополучателей и потенциальных благотворителей в Республике Башкортостан
Показатель 2005 г. 2006 г.
Все население, чел. 4078807 4063409
Группа благополучателей, чел. 1360416 947584
Группа потенциальных благотворителей, чел. 2355964 2761865
Группа благополучателей, % от общей численности 33,3 23,3
Группа потенциальных благотворителей, % от общей численности 57,8 67,9
Проведенный анализ позволяет сделать предварительный вывод, что на сегодняшний день численность нуждающегося населения составляет около одной трети общей численности населения. При этом большая их часть находится на государственном социальном обеспечении, крайне недостаточном для достижения приемлемого уровня жизни. Это подтверждает необходимость развития благотворительной деятельности, которая будет предоставлять дополнительный достаток нуждающимся.
Количество потенциальных субъектов благотворительной деятельности, согласно нашим расчетам, превышает 50% от общей численности населения, т.е. более половины населения региона теоретически имеют возможность участвовать в благотворительной деятельности в качестве благотворителей.
Следовательно, увеличение масштабов благотворительной деятельности и вовлечение в нее как можно большего числа субъектов помогут решить многие социально-экономические проблемы современного общества.
Основной причиной, сдерживающей развитие благотворительной деятельности, на наш взгляд, является слабая проработка мотивационных стимулов привлечения потенциальных благотворителей к благотворительной деятельности. Для решения этой задачи, в первую очередь, нужна доскональная проработка нормативно-правовой базы благотворительности. Также необходимо повышать информированность общества в вопросах потребности и осуществления благотворительной деятельности через развитие системы социальной рекламы. Кроме того, это повысит уровень эффективности деятельности некоммерческих организаций и участия бизнес-структур в жизни местного сообщества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Статистический ежегодник Республики Башкортостан: Стат. сб. Уфа, 2007. Ч. I. С. 218. Статья представлена научной редакцией «Экономика» 15 ноября 2008 г.