УДК 364 054 <57112> Н. Н. МИХЕЕВА
Тюменский государственный нефтегазовый университет
СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ
В статье рассматриваются субъекты благотворительности в регионе: деятельность управленческих структур в области благотворительности, благотворительность общественных организаций и фондов, бизнес-структур и меценатов. Приводятся результаты социологического исследования на предмет отношения населения к благотворительности и предлагается модель эффективной реализации благотворительности в Тюменском регионе.
Основы правового регулирования благотворительной деятельности в Российской Федерации определяет Федеральный закон, который устанавливает возможные формы ее поддержки органами государственной власти и местного самоуправления. Так, в ст. 4 этого закона отмечается, что «граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей» [1].
Объекты благотворительности могут классифицироваться на основе выделения социальных групп, статус которых соответствует мандату благотворительности. Например: инвалиды; профессиональные группы (работники милиции, здравоохранения, предприниматели и пр.); молодежь, дети; женщины; творческая интеллигенция; репрессированные, бывшие и настоящие заключенные; военнослужащие; беженцы, мигранты и др. В качестве объекта благотворительности может быть указана не группа, а социальная ситуация: поддержка театра, спорта, медицины, семьи и пр. Чаще всего объект благотворительности — это нуждающийся в моральной, материальной или финансовой помощи человек.
Прежде чем охарактеризовать субъекта благотворительной деятельности, дадим определение этого понятия: субъект — это носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид, социальная группа), источник активности, направленный на объект. В качестве субъектов благотворительности в российском обществе можно рассматривать:
1. Деятельность управленческих структур в области благотворительности заключается в формировании нормативно-правовой основы механизма реализации благотворительной деятельности в административно-территориальном субъекте. Управленческие структуры региона формируют концепцию осуществления благотворительности на территории, выявляют основные приоритеты для ее реализации. Они являются связующим звеном между субъектами и объектами благотворительности.
В социальном пространстве России постепенно идет процесс изменения функций благотворительности, снижается бессистемный поток первичной материальной помощи нуждающимся и возрастает роль благотворительности, направленной на повышение творческой и деловой активности различных слоев населения (особенно молодежи). Важными в российском обществе становятся функции благотворительности, связанные с задачами снижения социальной напряженности в обществе.
2. Благотворительность общественных организаций и фондов.
Общественные организации создаются для решения тех или иных социальных проблем общества, назревших в конкретной период. В частности, в Тюмени есть такие организации, как ТГОО «Родник» (работа с патронатными семьями), ТГОО «Особый ребенок» (предоставление комплекса социальных, образовательных, консультационных, реабилитационных услуг детям-инвалидам и членам их семей), ТГОО «Клуб утверждения и сохранения трезвости «Трезвая Тюмень» (ставит своей целью формирование в обществе трезвого и здорового образа жизни). Они используют благотворительные средства для реализации конкретных проектов.
Благотворительный фонд, в широком смысле слова, является некоммерческой организацией, которая распределяет часть средств в общественных интересах. Это организация, финансируемая из частных источников. Одновременно благотворительный фонд выступает как общественная организация, поскольку расходует имеющиеся средства исключительно на образование, социально-религиозные и другие общественные цели. Благотворительные фонды обычно создаются как корпорации или тресты в рамках поселенческой структуры.
Можно выделить четыре основных вида благотворительных фондов [2]:
• независимые благотворительные фонды (наиболее распространенный вид фондов) — это организации, осуществляющие предоставление грантов, т. е. дотаций, или безвозмездной финансовой помощи. Средства благотворительного фонда пополняются за счет вкладов отдельных частных лиц, семей или групп граждан. Средства, выделяемые для грантов, обычно формируются на основе целевых или дарственных взносов и пополняются из ежегодных пожертвований вкладчиков;
• оперативные благотворительные фонды финансируются аналогично, но предоставляют незначительное количество грантов. Они самостоятельно планируют и осуществляют определенные целевые программы;
• местные благотворительные фонды, сформированные за счет пожертвований многочисленных вкладчиков, как правило, предоставляют гранты только для своего округа и проживающих там людей. Они в своей деятельности руководствуется интересом данного округа;
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72) СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)
72
• благотворительные фонды, спонсорами которых являются компании или корпорации, получают средства от коммерческих компаний, но юридически остаются независимыми. Многие из них обладают значительными денежными активами. Однако они реализуют свои программы за счет ежегодных отчислений и выплат. Способность частных благотворительных фондов вести благотворительные программы зависит от ситуации, складывающейся на рынке, что влияет на размер и количество отчислений, передаваемых фонду.
Благотворительность в России оказалась настолько востребованной, что ею занимаются не только общественные объединения, заявившие изначально себя благотворительными, но и многие общественные организации (молодежные, ветеранские, женские, правозащитные, экологические и др.), включают благотворительность в число своих уставных целей.
3. Благотворительность бизнес структур. Любая производственная компания стремится прославить себя добрыми делами по отношению к современникам и общественности своей страны. Новая политика предполагает понимание компаниями своей социальной роли. Благодаря такой политике обеспечивается единство, интегрированность реализуемых программ вне зависимости от региона деятельности. Большинство нефтегазовых компаний последовательны с точки зрения обозначенных ими приоритетов, стремятся не допускать разноплановости программ, их оторванности от единой стратегии.
В частности, фонд «Линия жизни» создан при организационной поддержке Министерства топлива и энергетики Российской Федерации. В числе спонсоров фонда значатся «Газпром», «Роснефть», «Славнефть», «Зарубежнефть», «Сибирская нефтяная компания», «ТНК», «ОНАКО», «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз», благотворительный фонд «Милосердие» и др. Фонд «Линия жизни» реализовал ряд крупных благотворительных акций для семей военнослужащих, выполнявших задачи в Чечне. Теперь он готов помочь и Сибирскому военному округу, чья значительная группировка войск ведет боевые действия против террористов на Северном Кавказе.
4. Благотворительность меценатов. Благотворительностью сегодня занимаются миллионы россиян и делают это по своей доброй воле, без побуждения со стороны государства. Так, уникальная коллекция, которую М. Ростропович и Г.Вишневская собирали более 30 лет, включает произведения изобразительного и прикладного русского искусства XVIII — XX веков. Диапазон собрания чрезвычайно велик — от живописи до фарфоровых статуэток, блюд, ваз, шкатулок и мебели. Эту коллекцию целиком выкупил российский бизнесмен Алишер Усманов и передал Константинов-скому дворцу для создания экспозиции.
Автором проведен социологический опрос (2007 г.) на предмет отношения населения к благотворительности. Было опрошено 500 человек, в том числе 260 женщин и 240 мужчин разного возраста, уровня образования и вида деятельности. Опрос показал, что население в большей мере доверяет государственным структурам и считает, что регулировать процессы благотворительности в обществе должно главным образом государство.
На территории Тюменской области социальными проблемами непосредственно занимается департамент социального развития, который, по мнению автора, должен возглавить координацию всего механизма реализации процессов благотворительности в Тюменской области. Департамент является органом исполнительной власти Тюменской области, обеспечивающим в пределах своей компетенции проведение единой государственной политики и осуществляющим управление в сферах социальной поддержки и социального обслуживания населения, трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Департамент обладает правами юридического лица и осуществляет свою деятельность через территориальные управления социальной защиты населения и находящиеся в ведении департамента организации (рис. 1).
Функциональная направленность департамента позволяет использовать его деятельность в нужном нам направлении. В существующей структуре департамента социального развития представлены Сектор социального партнёрства и Информационно-аналити-
і
Департамент социального развития Тюменской области
Нормативно- Центр распространения
законодательная база конструктивных идеи
Б Л А Г О Т В О Р И Т Е Л И
Е
Религиозные
Автономные организации, общественные
некоммерческие
учреждения объединения
£
Социальные проблемы общества (благополучатели)
Рис. 1. Модель эффективной реализации благотворительности в Тюменской области
ческий отдел, которые занимаются вопросами социального партнёрства, урегулирования коллективных трудовых споров и осуществляют информационно — аналитическую деятельность департамента, организует работу со средствами массовой информации. Эти функции могут лечь в основу деятельности Центра распространения конструктивных идей.
Специалисты центра формировали бы необходимые, оптимистичные и позитивные для общества идеи, способствующие социальной активности различных слоев населения. В данном контексте благотворительность выступала бы механизмом в реализации подобных идей. По мнению автора, данный центр, главным образом, направит свою деятельность на реализацию механизма взаимодействия благотворителей и благо-получателей. Для этого направляющей деятельностью центра станет изучение и анализ социальных проблем общества, выявление которых позволит решать наиболее острые социальные противоречия за счет средств благотворителей значительно быстрее, чем это возможно через государственные структуры.
Схема механизма реализации благотворительной деятельности не будет действенной, если она не получит достаточно четкого подкрепления в нормативно-правовой базе Тюменской области. Этот закон позволил бы более четко проработать и осуществить механизм реализации благотворительности, охватить ею все нуждающиеся слои населения, направить благотворительные акции в конструктивное русло на благо развития нашей области.
Однако на территории Тюменской области в настоящий момент нет действующего закона о благотворительной деятельности. Он был, но в 2003 году его отменили и до сих пор не приняли вновь. Это сдерживает эффективное развитие благотворительности на территории области. Автор считает, что департамент может способствовать инициированию разработки и принятия Закона Тюменской области «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях Тюменской области». Этот закон позволит предоставить законодательные меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, контролировать их предоставление.
В законе следует прописать принципы межведомственного координирования и взаимодействия с органами исполнительной власти Тюменской области, органами местного самоуправления, организациями и учреждениями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, общественными объединениями, по вопросам благотворительной деятельности на территории Тюменской области. Закон позволит закрепить механизм взаимодействия работодателей, добровольцев и благополучателей, осуществить информационное обеспечение в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения на основе единой технической политики и применения современных программно-технических средств подготовки и обработки информации.
Этот закон позволил бы развить инициативу у различных категорий населения, приобщить молодежь к общественно полезному труду через вовлечение в добровольчество. На местном уровне необходим более четкий механизм осуществления добровольчества (формирование добровольческих организаций, система поощрений, более предметно определить сферу добровольческой деятельности и др.) Для наиболее активных благотворителей Тюменской области целесообразно на законодательном уровне предусмотреть механизм реализации налоговых вычетов, с тем чтобы не только заинтересовать спонсоров, но и
пробудить у них социальную ответственность перед населением области. Можно предложить гибкую шкалу налоговых послаблений для наиболее активных благотворителей.
Из опроса, проведенного автором, видно, что оказание помощи социально незащищенным группам населения большинство респондентов (69%) понимают как благотворительность и 45% (почти половина) считают благотворительностью участие в благотворительных мероприятиях, средства от которых направляются на реализацию социальных программ.
По мнению автора, стоит прислушаться к высказываниям респондентов и прописать механизм реализации благотворительности и ее основные направления в нормативных документах области. Например, средства, собранные на благотворительных мероприятиях, не просто направить на оказание помощи социально незащищенным слоям населения, но и обеспечить прозрачность использования этих средств. Создание нормативного документа позволит распределить эти средства по назначению. В данном нормативном документе следует четко прописать обязанности и ответственность сторон. Благотворитель имеет право знать, кто, в какие сроки и в каких суммах получит эти средства, и на что конкретно они будут использованы.
В настоящий момент благотворительные фонды выступают посредником между благотворителями и благополучателями. Опрос показал, что население благосклонно относится к благотворительным фондам. По мнению респондентов (44% опрошенных), благотворительные фонды формируют гражданское общество и социальную ответственность граждан. Однако отсутствие нормативно-законодательной базы по благотворительной деятельности на территории Тюменской области делает их работу бессистемной. Деятельность фондов слабо регламентирована законом и каждый из них действует автономно, усилия их разрознены, что приводит к слабой реализации поставленных задач.
По мнению автора, благотворительные фонды могут стать необходимым звеном в системе взаимодействия между департаментом социального развития в лице Центра реализации конструктивных идей, благотворителями и благополучателями. Ведущими мотивами благотворительной деятельности респонденты считают: самореализацию (67%), безопасность (62%), воспитание (48%) и религиозный мотив (26%). Исследование показало, что у четвертой части всех респондентов религиозные убеждения способствуют оказанию благотворительной помощи нуждающимся. Светское государство диктует иные правила для благотворительности в России, однако в настоящее время стоит вернуть православные традиции благотворительности в российское общество.
Заметим, что под патронатом церкви люди становятся более милосердными и охотнее помогают нуждающимся. Церковь в плане развития благотворительности может играть в обществе значительно большую роль, чем государство. Церковь можно рассматривать как помощника в развитии национального согласия между различными слоями населения, она способна нивелировать противоречия между поколениями, сглаживать различные социальные конфликты, способствовать идеи социального согласия. Согласно нашему законодательству, человек, жертвующий средства религиозным организациям, может на эту сумму получать налоговые вычеты. Церковь, в свою очередь, может эти средства направить на благотворительные цели.
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72) СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)
Исследование показало, что респонденты в целом относятся к благотворительности благосклонно. 67% респондентов получают моральное удовлетворение от участия в благотворительности. 44% — позитивно относятся к благотворительным фондам. Однако, по их мнению, оказывать благотворительную помощь различным категориям населения все-таки должно государство (детям-сиротам — 87% респондентов, пенсионерам — 91%, инвалидам — 90% и т.д.). На данный момент государство, пытаясь формировать активную социальную политику, создает механизм государственного заказа для социальных учреждений, которые сегодня должны формировать свой бюджет из средств государственного заказа и привлеченных спонсорских средств.
Практика показывает, что автономные некоммерческие организации на сегодняшний день мало готовы к реализации государственной политики по работе с населением средствами социального заказа. Государственный и муниципальный заказ широко используется для более эффективного предоставления социальных услуг с меньшими затратами и большей
отдачей. Это новое хорошее начинание в социальной сфере российского общества.
Департамент социального развития с помощью Центра распространения конструктивных идей поможет этим структурам быстрее адаптироваться к нововведениям, позволит привлекать и регулировать благотворительные средства в нужном направлении.
Библиографический список
1. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях : Федеральный закон № 135 от 11 августа 1995 г.
2. Аберкромби Н. Социологический словарь (пер. с англ.) — М. : Экономика, 2004. — 620 с.
МИХЕЕВА Наталья Николаевна, младший научный сотрудник Управления научно-исследовательских работ.
Дата поступления статьи в редакцию: 26.05.2008 г.
© Михеева Н.Н.
УДК 301 Р. М. ЯРМИЕВА
Камский институт, г. Набережные Челны
МЕХАНИЗМ ВЛИЯНИЯ ШКОЛЫ НА ЯЗЫКОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ
Статья посвящена раскрытию механизма влияния школы на формирование языкового поведения учащихся — разновидности социального поведения, изучаемого учеными и исследователями в области социолингвистики.
Языковое поведение — разновидность социального поведения, совокупность коммуникативного сознания, мотивированной языковой активности, языковой деятельности, сформированной языковой компетенции и языковой компетентности, выступающих необходимым условием успешной социализации личности.
Школа оказывает постоянное значимое воздействие на характер и культуру языкового поведения индивида на жизненном пути, определяет процесс его языковой социализации, потому рассмотрение механизма влияния школы на языковое поведение учащихся целесообразно не только с лингвистической точки зрения, но и с социологической. Механизм влияния школы на языковое поведение — совокупность взаимозависимых, взаимосвязанных, подвижных, гибких компонентов исследуемых явлений и связей между ними, не имеющих выраженных границ. Составляющими языкового поведения являются языковая активность, языковая компетенция, языковая компетентность.
Слагаемыми языковой активности являются креа-
тивно-деятельностный и интеллектуальный компоненты. Креативно-деятельностный компонент языковой активности выражается в умении учащихся проявить в процессе коммуникации интуицию, фантазию, инициативность, самоорганизацию, использовать коммуникативные знания, умения, навыки в процессе общения для обогащения личного коммуникативного опыта, формирования нравственных ценностей, норм и правил, которые способствовали бы созданию информационного запаса, внутреннего каталога различных ситуаций и способов их разрешения.
Интеллектуальный компонент представляет собой умение индивида давать самооценку личностных качеств, в том числе коммуникативных, оценку коммуникативной деятельности сверстников, осознании и оценивании самого себя как собеседника с присущими мыслями, чувствами, действиями, характеристиками, регулировать собственную деятельность и поведение с точки зрения их соответствия нормам, целям и требованиям общества.
Ученые, исследователи, учителя высшей квалификационной категории, принимавшие участие в социо-