____________УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Том 152, кн. 5 Гуманитарные науки
2010
УДК 316.43+364.054
МОДЕЛЬ КООРДИНАЦИИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМАНИИ
Т.П. Ларионова Аннотация
В статье рассматривается роль благотворительной деятельности в системе регулирования качества жизни населения Германии, а также современная практика ее координации. На основании анализа информационных материалов и результатов социологического исследования предложена модель координации благотворительности в Германии. Основными составляющими модели были определены: а) нормативно-правовая база, б) объекты благотворительной деятельности, в) субъекты благотворительной деятельности, г) наличие органов координации благотворительности, д) меры материального стимулирования и моральной поддержки благотворителей.
Ключевые слова: модель координации благотворительной деятельности, благотворительная деятельность, координация, «Рабочая благотворительность», «Каритас», Диаконическая служба, волонтерство.
Актуальность
Открывая в Екатеринбурге межгосударственные консультации на высшем уровне (14-15 июля 2010 г.), президент Российской Федерации Д.А. Медведев сообщил о договоренности Москвы и Берлина объявить 2011 год Годом российско-германских научных достижений [1].
Опираясь на многолетний опыт по изучению проблем координации благотворительной деятельности, мы можем утверждать, что изучение модели координации благотворительности в современной Германии представляет большой научный интерес, поскольку развитие данной модели происходило в течение многих десятилетий, а результаты, достигнутые Германией в этой сфере, могут быть учтены при организации благотворительной деятельности в других странах мира, в том числе и России.
Общая характеристика
Население Германии насчитывает около 82 млн. человек, большую часть которых составляют немцы. Около 150 тыс. человек представляют два национальных меньшинства: лужицкие сербы (венды), потомки славянской этнической группы (проживают преимущественно в землях Бранденбург и Саксония), и датчане (в земле Шлезвиг-Гольштейн). Данные группы населения обладают всеми возможностями для свободного развития своего языка и культуры. Среди иностранных граждан (6.5 млн. человек) большинство принадлежит ко второму и третьему поколениям эмигрантов, приехавших в Германию в поисках работы [2].
Дату вступления Германской Демократической Республики в состав Федеративной Республики Германия - 3 октября 1990 г. - принято считать началом истории современной Германии. С точки зрения конституционного права пять бывших земель ГДР стали составными частями Федеративной Республики Германия. Объединение Германии не привело к созданию нового государства. ГДР прекратила свое существование в качестве субъекта международного права, а ФРГ, продолжая существовать в качестве такового, увеличила свою территорию и численность населения. Германия наших дней - высокоразвитое европейское государство, входящее в «Большую семерку», являющееся членом Европейского союза. Основным законом ФРГ (от 23 мая 1949 г.) является четвертая в истории Германии Конституция (до этого Конституции принимались в 1849 г., 1871 г., 1919 г.). Право на социальную помощь было закреплено в Конституции Германии 1919 г. Согласно Конституции, Федеративная Республика Германия определяется как демократическое и социальное федеративное государство (абз. 1 ст. 20) [2].
Опыт координации благотворительности в Германии в XIX веке
Традиция координации благотворительности является важной частью социальной истории Германии.
В середине XIX в. здесь имел место опыт создания уникальной негосударственной системы индивидуальной и бескорыстной помощи нуждающимся. Эта система, характеризующаяся строгим порядком и продуманной организацией, была введена в городе Эльберфельде в 1852 г. В основе своей она содержала стремление не только оказать кратковременную помощь нуждающемуся, но и вывести его из нищеты, а также содействовать нравственному росту как благополучателя, так и благотворителя. Одним из важнейших принципов эль-берфельдской системы было убеждение о необходимости детального изучения социального состояния каждого претендента на социальную помощь. Управлением, координацией помощи бедным в Эльберфельде занимался особый выборный орган (депутация), руководителем которого являлся городской голова. В состав депутации входили также 4 члена городского совета и 4 представителя, выбранные из граждан. Весь город был разбит на 31 округ, в каждом из которых насчитывалось несколько добровольных попечителей о бедных, опекавших 5-6 нуждающихся семей. Не останавливаясь на деталях эльберфельдской системы, отметим, что она была внедрена в Бремене, Любеке, Дюссельдорфе, Мюнхене, Франкфурте-на-Майне и других городах Германии и везде показала свою эффективность [3]. Эльберфельдская система, получившая признание не только в Германии, но и в других странах Европы, в России была введена в 1894 г. в Москве, в 1908 г. - в Санкт-Петербурге, а затем и в других городах. Опыт эльберфельдской системы попечения о бедных оказал значительное влияние на развитие систем государственного социального обеспечения во многих государствах.
Нормативно-правовая база предоставления государственной социальной помощи в современных условиях
Оказание социальной помощи (Sozialhilfe) было введено в Германии в 1962 г. На тот момент получателями различного рода дотаций и пособий были 500 тыс. человек, что составляло примерно 1% населения. В настоящее время задача социальной помощи заключается в том, чтобы способствовать достижению ее получателем достойного уровня жизни (что включает обеспечение человека питанием, жильем, одеждой, гигиеническими средствами, домашним имуществом, а также предоставление ему возможности полноценного участия в культурной жизни). Оказание помощи должно способствовать обретению получателем финансовой независимости, чему он обязан содействовать по мере своих сил [4].
В 70-е годы XX в. в Германии была проведена широкомасштабная реформа социального законодательства. В настоящее время основным законом является «Федеральный закон о социальной помощи» (Bundessozialhilfegesetz), который регулирует права и обязанности как получателя социальной помощи, так и социального ведомства, а также виды предоставляемой помощи и взаимоотношения упомянутого ведомства с другими ведомствами. Начиная с 1975 года было издано 10 «Книг социальных законов» (Sozialgesetzbuch), регулирующих различные правовые ситуации и процедуры. Необходимо отметить, что «Договором об объединении» (Einigungsvertrag) для новых земель (исключая Берлин) предусмотрены особые обстоятельства, при которых действие изложенных в «Книге социальных законов» норм ограничивается реально имеющимися в наличии средствами: недостаток денежных средств в городской кассе какой-либо из новых земель обусловливает выплату социальной помощи в урезанном виде [4]. Следует отметить, что бюрократические институты социальной защиты подвергались резкой критике со стороны социологов Франкфуртской школы. Например, Ю. Хабермас утверждал, что «“системный мир” вытесняет “жизненный мир”, а клиентальные отношения с государством заменяют социальную ответственность и совместную деятельность граждан» [5, с. 128].
Объекты благотворительности
В соответствии с действующим законодательством государственная социальная служба (Sozialamt) обязана помочь каждому человеку, обратившемуся за помощью, при условии, что он зарегистрирован в Германии.
Объектом благотворительности, то есть негосударственной социальной помощи, могут быть следующие категории граждан:
- лица, не имеющие зарегистрированного места жительства (бомжи). Их в стране примерно 30 тыс. на 82 млн. населения;
- получатели государственной социальной помощи при первом вселении в квартиру. Им оказывается помощь в приобретении мебели, электроприборов, постельного белья, занавесок и пр. Мебель и электроприборы (плита, холодильник, стиральная машина, пылесос, телевизор) оплачиваются только подержанные, приобретаемые в скупках или на складах благотворительных организаций [6];
- лица, которым по какой-либо причине отказали в помощи государственные социальные службы, или лица, нуждающиеся в экстренной поддержке.
Таким образом, в Германии гипотетический реестр потенциальных благопо-лучателей составляют представители трех названных выше социально-демографических групп населения. Реестр лиц, фактически получивших помощь, ведется в организациях, занимающихся благотворительностью. Как показало наше личное общение с представителями Диаконической службы Евангелической церкви во время проведения «Партнерского форума гражданских обществ России и Германии на земле Татарстана», состоявшегося в Казани 15-22 августа 2010 г. по инициативе Немецкого Дома Республики Татарстан и Министерства культуры Республики Татарстан при поддержке Министерства регионального развития Российской Федерации, основанием для косвенной координации благотворительности является принадлежность заявителя к данному общественному объединению, хотя бывают и исключения.
Субъекты благотворительной деятельности
Доступные опубликованные источники, содержащие информацию, необходимую для проводимого нами исследования, позволили выявить крупнейшие благотворительные организации в современной Германии.
1. Arbeiterwohlfart (AWO, «Рабочая благотворительность») - благотворительная организация, основанная в 1919 г. В ее Уставе отмечено, что AWO «является политически независимым и неконфессиональным союзом общественной благотворительности» (цит. по [7]). Специализированные центры AWO осуществляют «деятельность во всех областях социальной работы, начиная с превентивной помощи в бедственных ситуациях и до полной социальной реабилитации» [7].
2. Caritas, Deutscher Caritasverband (DCV, «Каритас») - благотворительная организация Католической церкви в Германии, создание которой относят к 1897 году, связывая его с именем священника Лоренца Вертманна, секретаря архиепископа города Фрайбурга. Л. Вертманн организовал в Германии первый епархиальный координационный центр, названный «Каритас». Одним из последних проектов, реализуемых центром «Каритас» в Германии, стал проект «Социальные манеры для лучшего общества», направленный на оказание помощи людям, оставшимся без жилья [8]. В настоящее время национальные католические благотворительные организации действуют примерно в 200 странах мира.
3. Diakonisches Werk, Diakonisches Werk der Ewangelischen Kirche (DW, Диаконическая служба) - благотворительная организация Евангелической церкви, образованная в 1848 г. на Виттенбергском церковном соборе. Программой организации стало выступление Иоганна Хинриха Вихерна «Внутренняя миссия против духовной и материальной бедности и социального неблагополучия» [7]. Около 12 000 церковных приходов и сотни тысяч добровольцев поддерживают работу диаконических служб. Высшим руководящим органом Диаконической службы является Диаконическая конференция, штаб-квартира находится в Штуттгарте.
4. Четвертым субъектом благотворительности в современной Германии являются благотворительные фонды, создаваемые физическими или юридическими лицами. Как правило, материальную основу благотворительного фонда составляют недвижимость или денежные средства, однако в благотворительных
целях используются не сами основные «средства, а заработанные на их основе дивиденды» [9].
В Германии принято считать, что благотворительные организации, «достойные» вкладывания в них денежных средств, должны отвечать следующим требованиям [10]:
- регистрация при ООН в качестве неправительственной организации или наличие официального представителя из числа знаменитостей;
- отсутствие в числе своих благотворительных целей расходов «на себя»;
- прозрачность функционирования;
- наличие программы;
- детальное формулирование целей деятельности организации;
- отсутствие элементов манипуляции при работе с населением («давления на жалость»);
- обеспечение всех своих представителей соответствующими удостоверениями;
- уважительное отношение представителей организации к потенциальным жертвователям;
- предоставление потенциальным жертвователям письменной информации о деятельности организации;
- выдача жертвователям соответствующих подтверждений для представления в налоговое ведомство;
- выдача представителям организации опломбированных кружек для пожертвований (в случае сбора наличных средств) [10].
5. Пятым субъектом благотворительности в Германии следует считать волонтеров. Волонтеры - это добровольцы, выполняющие определенную работу без расчета на вознаграждение. По наблюдениям заведующего лабораторией проблем профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья Научно-исследовательского института развития профессионального образования при Департаменте образования г. Москвы А.Я. Минделя, «в Германии это в значительной мере пенсионеры, но иногда - домохозяйки или студенты, обеспеченные материально и желающие принести общественную пользу, занять свободное время, решить проблемы коммуникаций (общения). Они приходят по объявлениям или собственной инициативе и добросовестно работают на бесплатной, но обязательно ответственной основе. Волонтеры помогают в больницах и домах престарелых, занимаются с детьми, участвуют в экологических программах, работают в общественных организациях. Это уважаемые люди, ощущающие общественное признание» [9].
Таким образом, наиболее значимыми в благотворительной деятельности в современной Германии являются пять субъектов, три из которых представляют собой крупные общественные объединения - Arbeiterwohlfart, Caritas, Diakonisches Werk. Как следует из наименований, основной задачей первой из этих организаций (Arbeiterwohlfart) является оказание благотворительной поддержки рабочим и членам их семей, две другие помогают нуждающимся преимущественно по принципу их конфессиональной принадлежности. В деятельности благотворительных фондов необходимо обратить внимание на механизм формирования и расходования средств: использование на благотворительные
цели процентов с основного капитала, но не самого капитала. Волонтерская деятельность примечательна активным участием в ней лиц пожилого возраста.
Координация благотворительности
Относительно незначительное число претендентов на получение благотворительной помощи, с одной стороны, и высокая гражданская активность в направлении благотворительной поддержки нуждающихся, с другой, неизбежно создают проблему ее координации.
С целью изучения информированности граждан Германии о структурах, координирующих благотворительную деятельность (в том числе волонтерство), нами было проведено анкетирование участников ранее уже упоминавшегося «Партнерского форума гражданских обществ России и Германии на земле Татарстана». Было опрошено 19 из 21 участника форума с германской стороны (90% немецких участников мероприятия), проживающих в городах Дортмунд, Брауншвейг, Галле. Анкета содержала девять вопросов, первые три вопроса имели закрытую структуру, четвертый - открытую, последние пять вопросов составляли «паспортичку».
Отвечая на первый вопрос (о наличии в Федеративной Республике Германия структуры, координирующей благотворительную деятельность (в том числе добровольчество) на уровне федерации), 74% респондентов указали на федеральные Советы благотворительных организаций («Рабочая благотворительность», «Каритас», «Диакония» и др.), 21% опрошенных считает, что координация благотворительности осуществляется государством (имея в виду законодательную деятельность государства), один респондент затруднился с ответом.
Ответы на второй вопрос (По Вашему мнению, в Федеративной Республике Германия имеются структуры, которые координируют благотворительную деятельность (в том числе добровольчество) на уровне отдельных федеральных земель?) имели более значительный разброс: 16% респондентов считают, что таких структур нет, 26% утверждают, что координацию осуществляют местные (локальные) Советы соответствующей земли, 58% информированы о координации со стороны названных ранее благотворительных организаций.
Ответы на третий вопрос (По Вашему мнению, в Федеративной Республике Германия имеются структуры, которые координируют благотворительную деятельность (в том числе добровольчество) на уровне отдельных общин?) позволили выявить мнение 68% опрошенных о том, что координация осуществляется на уровне общинного самоуправления, 11% отметили роль низовых (первичных) объединений благотворительных организаций, 21% ничего не знает о координационной работе общин.
На четвертый вопрос анкеты (Случалось ли Вам, Вашим родным, знакомым получать помощь благотворительных организаций?) 37% респондентов ответили отрицательно, однако более 60% участников форума заявили, что пользовались помощью благотворительных организаций. Среди тех, кто имеет личный опыт получения благотворительной поддержки, 58% подчеркивают роль федеральных органов благотворительных организаций в координации благотворительности, а 42% респондентов знакомы с координацией благотворительности на уровне отдельных федеральных земель как со стороны государственных органов, так
и со стороны общественных объединений. Ровно по 50% респондентов, ответивших утвердительно на четвертый вопрос, знакомы с координацией благотворительной помощи со стороны общинного самоуправления и первичных структур благотворительных организаций.
Таким образом, из результатов анкетирования видно, что респонденты осведомлены о наличии координации благотворительности в Германии, хотя роль ведущих координаторов отводят разным структурам.
Меры экономического стимулирования и морального поощрения благотворителей
Анализируя практику создания и функционирования благотворительных фондов в Германии и России, С. Фриммель подчеркивает, что в Германии благотворителям «за пожертвования предоставляются налоговые вычеты подоходного налога в размере от 5% до 20% от налогооблагаемой базы» [11]. По информации из Берлина С. Золовкина, в 2006 г. в Интернете было зарегистрировано более «6 тыс. немецких общественных объединений, обладающих государственным разрешением на занятие благотворительностью» [12]. Наличие государственного разрешения дает право на выдачу благотворителям специального сертификата, позволяющего снизить налогооблагаемую базу. «Более того, - сообщает С. Золовкин, - самые щедрые меценаты находятся на вершине общественного престижа и являются частыми гостями на торжественных приемах различного ранга, включая и те, что проводятся в резиденции главы государства» [12]. Иными словами, благотворительность имеет реальную поддержку со стороны государства. Это свидетельствует, на наш взгляд, об участии государства в координации благотворительной деятельности на демократической основе: различные уровни государственной структуры и негосударственные объединения координируют благотворительную активность в рамках своей компетенции. По информации заведующей кафедрой лингвистики и межкультурной коммуникации Вологодского государственного технического университета С. Кибардиной (по итогам проведенного в ноябре 2009 г. круглого стола на тему «Общественные организации в Германии»), координирующая роль государства проявляется и в том, что оно передает государственные средства тем организациям, «которые предоставляют лучшие услуги за более низкую плату» [13].
Полученные нами сведения о характере, системе регулирования и основных структурах благотворительной деятельности в современной Германии позволили определить основные элементы модели ее координации и их функции (см. табл. 1).
Таким образом, в современной Германии, несмотря на высокую степень государственной социальной поддержки населения, имеет место частная и общественная благотворительность при заметной роли волонтерства. Благотворительная деятельность рассматривается как вспомогательный социальный механизм. Объектная база в сравнении с общей численностью населения относительно невелика, а субъектная - обширна. Координация практической благотворительной деятельности осуществляется главным образом на уровне федеральных земель, общин и низовых структур благотворительных организаций.
Табл. 1
Модель координации благотворительной деятельности Федеративной Республики Германия
№ Элементы модели Функции
1 Нормативно-правовая база Регулирование благотворительной деятельности на территории ФРГ или соответствующей федеральной земли
2 Реестр благополучателей (объекты благотворительности) Концентрация информации о физических лицах, претендующих на благо -творительную помощь
3 Реестр благотворителей (субъекты благотворительной деятельности) Концентрация информации о физических и юридических лицах, имеющих желание и возможность оказать благотворительную помощь
4 Коллегиальный орган координации благотворительной деятельности Принятие решений о предоставлении благотворительной помощи (в пределах компетенции соответствующего органа)
5 Меры материального и морального поощрения благотворителей Стимулирование благотворительной деятельности
Summary
T.P. Larionova. A Model for Coordination of Charity in Modern Germany.
The article discusses the role of charitable activities in the system of control of the German population life quality, as well as the modern practice of its coordination. Based on the analysis of information data and survey results, a model for coordination of charity in Germany was suggested. The main components of the model were determined as follows: a) legal and regulatory framework, b) objects of charity, c) subjects of charity, d) charity coordination bodies, and e) measures of material stimulation and moral support of philanthropists.
Key words: model for coordination of charity, charitable activity, coordination, Workers’ Charity, Caritas, Diaconal Service, volunteering.
Литература
1. 2011 год будет объявлен Годом российско-германских научных достижений // Новости. Первый канал. - 2010. - 15 июля. - URL: http://www.ortv.ru/news/ polit/ 157678, свободный.
2. Основы конституционного права в ФРГ. - URL: http://www.econsafety.ru/academ/ kaf/gpd/AUK/tex15.html, свободный.
3. Некрасов А.Я. Благотворительность // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: в 86 т. - СПб.: Типография И.А. Ефрона, 1891. - Т. 4. - С. 55-58.
4. Рабинович. Социальная помощь в Германии. - 2002. - URL: http://www.vorota.de/ web455.AxCMS, свободный.
5. Хабермас Ю. Отношения между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма // Теория и история экономических и социальных институтов и систем. - 1993. - Т. 1, Вып. 2. - С. 123-136.
6. Мадиевский С.А. Социальная помощь в Германии // Журн. «Чайка» (Seagull). -2003. - № 9 (9). - 21 нояб. - URL: http://www.chayka.org/article.php?id=286, свободный.
7. Исмаилов Б.И. Генезис правовой регламентации благотворительности, филантропии в правоприменительной практике иностранных государств // Library.by (Белорусская цифровая библиотека). - 2007. - URL: http://library.by/portalus/modules/politics/ readme.php?subaction=showfull&id=1173160258&archive=&start_from=&ucat=&, свободный.
8. «Каритас» в Германии призывает с уважением относиться к людям, оказавшимся в результате кризиса за чертой бедности // Христианские новости и новости религий со всего мира. - 2009. - 19 янв. - URL: http://www.maranatha.org.ua/cnews/r/52878, свободный.
9. Миндель А.Я. Интеграция в мировое сообщество: Немецкий опыт. - URL: http://www.mosniirpo.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=307, свободный.
10. Орлова Е. Азбука благотворительности. Зимние праздники - время активного сбора пожертвований // Европа-Экспресс. - 2006. - № 1 (409). - 2 янв. - URL: http://www. euxpress.de/archive/artikel_617.html, свободный.
11. Фриммель С. Первоначальное фондостроительство // Искусство. - 2007. - № 5. -URL: http://iskusstvo-info.ru/2007/5/10_found.htm, свободный.
12. Золовкин С. Подавать в Германии выгодно // PRESS обозрение. - 2006. - 14 нояб. -URL: http://press.try.md/item.php?id=78368, свободный.
13. Кибардина С. Образы Германии. - URL: http://gf.vstu.edu.ru/obraz_germ.htm, свободный.
Поступила в редакцию 27.08.10
Ларионова Татьяна Петровна - кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии Казанского государственного технологического университета.
E-mail: sovetniki @kremlin.kazan.ru