Социология и социальная работа 42 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобач евского. (Се рия Социальные науки, 2008, № 4 (12), с. 42-46
УДК 316
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ МАЛООБЕСПЕЧЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ (ОПЫТ ТАТАРСТАНА)
© 2008 г. Т.П. Ларионова
Казанский государственный технологический университет [email protected]
Поступила в редакцию 03.11.2008
С позиций экономической социологии рассматривается значение благотворительной помощи в структуре личных доходов населения, раскрываются конкретные технологии, способные оказать положительное воздействие на повышение качества жизни малообеспеченного населения в условиях региона.
Ключевые слова:
малообеспеченное
В историографии современной российской благотворительности справедливо отмечается, что ее возрождение необходимо рассматривать в качестве ответной реакции общества на сложившуюся социально-экономическую
ситуацию [1]. В этой связи в современных условиях актуально, на наш взгляд, определение роли благотворительной деятельности для поддержания приемлемого уровня жизни малообеспеченных слоев населения.
В экономической теории
благотворительность рассматривается в комплексе вопросов, имеющих отношение к социальной политике государства, видам и источникам формирования доходов населения. В частности, одной из наиболее принятых считается классификация структуры личных доходов, представленная в табл. 1 [2, с. 584]. Отметим, что текущие социальные трансферты, благотворительность (в наши дни она не только корпоративная, но и личная), государственные пособия и другие выплаты составляют одну группу - трансфертные доходы.
Показателями
уровень жизни, качество жизни, группа, трансфертные доходы,
благосостояния принято считать совокупные доходы общества в целом и каждого из его членов. Количественная характеристика благосостояния - уровень жизни,
определяемый, по рекомендации ООН, системой показателей уровня жизни, состоящей из 12 основных групп: 1)
Рождаемость, смертность и другие демографические характеристики; 2)
Санитарно-гигиенические условия жизни; 3) Потребление продовольственных товаров; 4) Жилищные условия; 5) Образование и
культура; 6) Условия труда и занятость; 7) Доходы и расходы населения; 8) Стоимость жизни и потребительские цены; 9) Транспортные средства; 10) Организация отдыха; 11) Социальное обеспечение; 12)
Свобода человека. Сугубо экономический подход, определяющий категорию уровень жизни с целью наиболее адекватной оценки благосостояния населения, вызвал появление категории качества жизни. Эта дефиниция обозначает степень удовлетворения материальных и духовных потребностей, не поддающихся прямому количественному
Таблица 1
благотворительность, благосостояние, население, социально-демографическая
экономического Структура личных доходов населения
1) Заработная плата и жалованье в денежной и натуральной форме 2) Денежное и натуральное довольствие служащих вооруженных сил 3) Отчисления предпринимателей: а) на социальное страхование и т.п. б) на другие цели Доходы от занятости
4) Лица свободных профессий 5) Фермеры 6) Другие индивидуальные предприниматели и торговцы Доходы от самозанятости
7) Рента, нетто-процент, дивиденды Доходы от собственности
8) Текущие трансферты, благотворительность компаний 9) Государственные пособия и другие выплаты Трансфертные доходы
Таблица 2
Экономическая стратификация российского населения
Основные страты Доля в общем населении, в % Уровень текущих денежных доходов в расчете на душу населения в месяц, в долл.
Богатые 3-5 Свыше 3000
Состоятельные 15 3000-1000
«Средние» 20 1000-100
Малообеспеченные 20 100-50
Бедные 40 Менее 50
В том числе «социальное дно» 10-12 Отсутствуют стабильные доходы
Таблица 3
Распределение населения по размеру среднедушевого денежного дохода по Республике Татарстан (январь - сентябрь 2008 года)
Основные страты Доля в общем населении, % Уровень текущих денежных доходов в расчете на душу населения в месяц, в долл.
Богатые 0.59 Свыше 3000
Состоятельные 13.45 3000-1000
«Средние» 82.83 1000-100
Малообеспеченные 2.71 100-50
Бедные 0.42 Менее 50
измерению (например, оценка
содержательности труда, досуга и степени удовлетворенности ими, уровня комфорта в труде и быту, качества питания, одежды, жилья, удовлетворения потребностей в творчестве, знаниях, общественно-политической
активности и другое).
Как известно, концепция социального государства предполагает ответственность государства за обеспечение достойных условий жизни для его граждан. Система управления его экономикой должна создать условия, обеспечивающие, в соответствии с Конституцией РФ [3, ст. 7], достойную жизнь и разностороннее развитие человека, а также стимулировать его ответственность за свое материальное положение на основе гарантированной свободы и отношений собственности.
В жизнедеятельности современных государств имеют место как минимум две наиболее принятые практики государственного регулирования распределения доходов и социальной защиты населения:
перераспределение личных доходов населения через налоговую систему государства от высокодоходных групп населения -малообеспеченным, а также социальные выплаты.
С целью определения соотношения возможных «доноров» и «реципиентов» в российском обществе отечественными учеными предложена схема экономической
стратификации российского населения (табл. 2)
[2, с. 599].
Из приведенной таблицы следует, что около 60% российского населения в условиях относительно стабильного социальноэкономического положения последних лет экономистами отнесены к группам малообеспеченных (то есть тех, чьи денежные доходы ниже минимального потребительского бюджета, но выше прожиточного минимума [4, с. 714]) и бедных, а еще 20% (с доходом от 100 до 1000 дол.) - к весьма неустойчивому российскому «среднему классу».
Следовательно, в критической ситуации нуждаться в трансфертных доходах в России могут около 80% населения.
Для анализа ситуации, имеющей место в Татарстане, комитетом Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу произведено распределение населения республики по размеру среднедушевого дохода в январе - сентябре 2008 года по методике, предложенной ранее названными авторами (табл. 3).
Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в Республике Татарстан за 9 месяцев 2008 года составила 9.19%; ниже минимального потребительского бюджета - 31.18%. Из данных таблицы 3 следует, что малообеспеченные и бедные в сумме составляют 3.13% населения республики (численность постоянного населения на начало 2008 года - 3762.8 тыс. человек [5, с. 9]), то есть около 118 тысяч человек, а богатые и
состоятельные - более 14% (примерно 526,8 тыс. человек). Можно сказать, что соотношение явных «доноров» и «реципиентов» составляет более 4:1. Если к числу «доноров» отнести население, уровень текущих денежных доходов которого в расчете на душу населения в месяц составляет 2407-24070 рублей (100-1000 долл. при среднем курсе доллара за январь - сентябрь 2008 года 24.07 рубля), то соотношение «доноров» и «реципиентов» будет составлять 30:1. Учитывая подвижность экономического состояния «средней» страты, явную недостаточность 2407 рублей (100 долларов) для обеспечения даже прожиточного минимума, будем рассматривать последнее соотношение в качестве ориентировочного, чтобы в последующем анализе иметь возможность использовать единый критерий.
Отметим что, по данным Татарстанстата, прожиточный минимум на душу населения за второй квартал 2008 года составил 3776 рублей в месяц, увеличившись по сравнению с первым кварталом 2008 года на 179 рублей (5.0%). Прожиточный минимум для трудоспособного населения составил 4229 рублей (в первом квартале 2008 г. - 4029 рублей), пенсионеров -2582 рубля (в первом квартале 2008 г.- 2451 рубль), детей - 3691 рубль (в первом квартале 2008 г.- 3522 рубля).
Величина минимального потребительского бюджета на члена типовой семьи (рассчитывается согласно Постановлению Кабинета министров РТ «О составе минимального потребительского бюджета в Республике Татарстан» № 466 от 14.07.2001 г. с изменениями по Постановлению от 22.11.2002 г. № 662) в сентябре 2008 г. сложилась на уровне 7090 рублей и увеличилась по сравнению с августом 2008 г. на 17 рублей (на
0,2%).
Такова картина, раскрывающая некоторые черты уровня жизни населения рассматриваемого региона. Меры
дополнительной государственной социальной поддержки малообеспеченных в Год семьи связаны прежде всего с принятием Указа Президента Республики Татарстан от 20.08.2008 г. № УП-397 «О дополнительных мерах
социальной поддержки семей с детьми в связи с рождением одновременно трех и более детей», в соответствии с которым таким семьям с 01.01.2009 г. предусмотрены выплаты: единовременного пособия в размере 10 000 рублей на каждого ребенка; ежемесячного пособия в возрасте до полутора лет в размере 1000 рублей на каждого ребенка. Кроме того,
главам муниципальных образований
предложено предусмотреть дополнительные меры поддержки этих семей, в том числе путем решения вопроса о выделении вне очереди жилых помещений, а также о выделении им мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.
Какие критерии целесообразно применить при желании определить степень влияния региональных благотворительных акций на повышение качества жизни населения? На наш взгляд, это: 1) число постоянно проживающего малообеспеченного населения; 2) число лиц, получивших поддержку в ходе акции; 3) денежное выражение поддержки в расчете на одного человека; 4) неденежные и
нематериальные формы повышения качества жизни малообеспеченных.
Рассмотрим пример.
В феврале 2008 года в санаториях «Васильевский» (Зеленодольский район, РТ) и «Жемчужина» (г. Набережные Челны, РТ) состоялась двухдневная Республиканская благотворительная акция «Второе дыхание» по вручению детям, больным муковисцидозом, дорогостоящих лекарственных препаратов. За счет средств, собранных в Благотворительном фонде «АК БАРС СОЗИДАНИЕ», для 45 детей были закуплены дорогостоящие лекарственные препараты для комплексной базовой терапии на сумму 720 тыс. рублей. Для больных детей совместно с членами их семей при поддержке Федерации профсоюзов Республики Татарстан, муниципальных образований Казани и Набережных Челнов был организован бесплатный двухдневный отдых в санаториях «Васильевский» и «Жемчужина».
Следовательно, каждая семья получила благотворительную поддержку: в размере 16 тысяч в части приобретения дорогостоящих лекарственных средств; около 4.5 тысячи составила оплата двухдневного отдыха в санатории ребенка с сопровождающим взрослым, то есть более 20 тысяч рублей. Много ли это? Несложные расчеты с помощью приведенных ранее данных показывают, что за два дня дети получили денежную помощь в 5.4 размера прожиточного минимума ребенка в соответствующий период. С позиций определенного нами 4-го критерия качество жизни улучшилось, поскольку динамика и прогноз состояния здоровья большей части детей положительные.
Рассмотрим другой пример. Особенностью проведения акции «Помоги собраться в школу» в 2008 году стало оказание помощи
первоклассникам из малообеспеченных семей, в том числе детям-инвалидам и детям из семей, где пять и более школьников, в подготовке к началу учебного года путем формирования «школьного портфеля». Всего в Республике Татарстан в новом учебном году в первый класс пошли 34450 человек. Из них 5806 - из малообеспеченных семей, т.е. 16.85% всех
первоклассников республики. Благодаря республиканской акции все дети-первоклассники из вышеназванных семей были обеспечены ранцами и школьными принадлежностями. Адресно была проведена работа на муниципальном уровне. Например, 117 многодетных семей, в которых воспитывается 5 и более детей, проживающих в г. Казани, в рамках акции получили в подарок от мэрии г. Казани сертификаты на приобретение компьютеров. Многодетным семьям Бугульминского муниципального района, имеющим 5 и более детей, в числе которых 8 первоклассников, были вручены сертификаты стоимостью 10000 рублей на общую сумму 80000 рублей. Администрация Елабужского муниципального района провела акцию «Купил сам - помоги другому», в ходе которой елабужане, приобретя, например, дневник, покупали второй и клали его в специальную корзину для последующей передачи малообеспеченным семьям. Такие корзины были расположены во всех магазинах, где в продаже имеются учебные принадлежности. В рамках акции в парикмахерских г. Елабуги дети из малообеспеченных семей могли бесплатно постричься по специальным приглашениям, которыми обеспечивало управление социальной защиты города. В рамках акции Благотворительный фонд «АК БАРС СОЗИДАНИЕ» совместно с ОАО «АК БАРС БАНК» подарили 86 школьникам Алькеевского муниципального района спортивные костюмы и обувь. Министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ подарило персональный компьютер Аксубаевской средней
общеобразовательной школе. Отделения ТРО ВПП «Единая Россия», продолжая традиции прошлого года, передали футболки
первоклассникам из малообеспеченных семей. 50 ранцев со всеми необходимыми школьными принадлежностями детям из малообеспеченных семей, спортивную форму и укомплектованные школьные портфели восьми кадетам Казанского высшего военного командного училища,
которые не имеют родителей, вручили
представители казанской городской
общественной организации женщин.
Структурные подразделения ФГУП «УПС «Татарстан почтасы» провели расширенные выставки-продажи канцелярских товаров во всех районах республики. Населению был предложен широкий ассортимент школьных товаров к новому учебному году по минимальным ценам. На собранные средства ФГУП «УПС «Татарстан почтасы» оказало помощь детям из малообеспеченных семей. В рамках акции «Звезды спорта - будущим олимпийским чемпионам» татарстанские спортсмены - победители летней Пекинской Олимпиады вручили спортивную форму 32 первоклассникам. Во второй половине августа 2008 г. в районах, городах и сельских поселениях состоялись торжественные церемонии вручения школьных комплектов и спортивной формы детям из малообеспеченных семей, с участием руководителей муниципальных образований, представителей ТРО ВПП «Единая Россия» и членов Республиканского совета по вопросам благотворительной деятельности. Ряд примеров далеко не исчерпан. Общая сумма благотворительных пожертвований, собранных в ходе этой акции, составила свыше 9 млн рублей, что позволило детям из семей с низкими доходами достойно подготовиться к одному из самых главных событий в их жизни -первому Дню знаний. Что представляет собою денежное выражение благотворительной поддержки малообеспеченных детей в результате этой акции? Общее число детей -5806 человек, общая сумма пожертвований -более 9 млн рублей, то есть на каждого ребенка -более 1,5 тысячи рублей. Безусловно, речь идет не только о повышении качества жизни, выраженном в денежной поддержке, адекватной расходам на формирование первого школьного портфеля, но и в проявлении атмосферы внимания, уважения к юному гражданину, сопричастности светлому событию.
Участниками благотворительной
деятельности, в соответствии со ст. 5
Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», являются добровольцы, т.е. граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя. Надо признать, что в практике современной российской
благотворительности нет четкого критерия для оценки добровольческой деятельности в денежной форме, хотя фактическая
деятельность добровольцев в виде труда, услуг в пользу людей с низкой обеспеченностью, несомненно, велика.
Например, продолжая традиции 2007 года (Года благотворительности в РТ), в 2008 году в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования работали 543 волонтерские группы по патронажу более чем 10 500 одиноких и одиноко проживающих граждан, нуждающихся в помощи, около 4700 тимуровских отрядов в учреждениях общего среднего образования, силами которых помощь получили более 42 тысяч благополучателей. Для различных категорий населения творческими
коллективами образовательных учреждений проведено более 3700 благотворительных театрализованных представлений. Акции «Дом без одиночества», «Ветеран живет рядом», «Милосердие» «Уют», «Забота», «Тимуровский десант» и многие другие - образцы благотворительности в форме добровольческой деятельности. Отсутствие возможности фиксировать труд и услуги добровольцев в денежном выражении снижает, на наш взгляд, статус института добровольчества, позволяет судить о влиянии на качество жизни лишь на оценочном уровне.
Сделаем некоторые выводы.
1. Благотворительная деятельность в любой
ее форме направлена на повышение благосостояния населения через
совершенствование его качества жизни.
2. Поскольку понятие «качество жизни» не может быть выражено только количественными показателями, достижение благополучателем
среднего уровня жизни (по предлагаемой нами шкале, градуированной на три уровня: 1)
низкий, позволяющий претендовать на благотворительную поддержку; 2) средний, фиксируемый в результате получения благотворительной помощи; 3) высокий,
достигаемый в результате собственных усилий реципиента) может служить одним из критериев эффективности региональной благотворительной деятельности.
3. Межведомственный орган,
координирующий благотворительную
деятельность в регионе (в нашем случае -Республиканский совет по вопросам благотворительной деятельности,
возглавляемый президентом Республики Татарстан М.Ш. Шаймиевым), благодаря
деятельности, направленной на выявление и 100%-ный охват потенциальных
благополучателей по определенным
основаниям, может обеспечить исполнение второго, предлагаемого нами критерия эффективности благотворительности - полноты охвата соответствующей категории лиц (учреждений). По нашему опыту, в современных условиях только орган, осуществляющий деятельность в форме
межсекторного социального партнерства, способен реально влиять на качество жизни населения.
4. Объектом благотворительности в
регионе, поставившем целью осуществление системной деятельности, а не отдельных разрозненных акций, достижение реального улучшения качества жизни малообеспеченного населения, могут быть представители
CHARITY AS A FACTOR OF IMPROWING LIFE QUALITY OF THE DISADVANTAGED POPULATION (Tatarstan's experience)
T.P. Larionowa
The article highlights the significance of charity for the personal income of the population from the point of economic sociology; specific technologies capable to positively influence the improvement of life quality of the disadvantaged population in the region are exposed.
различных социально-демографических групп, учреждения, чьи запросы о благотворительной помощи прошли тщательную экспертизу на местном уровне. Социальная экспертиза является, по нашему мнению, непременным условием, обеспечивающим и эффективность благотворительности, и влияние ее на качество жизни.
5. Технологии добровольческой
деятельности и фандрайзинга нуждаются в комплексном исследовании для определения наиболее значимых направлений, способных влиять на качество жизни, поскольку в настоящее время они изучаются главным образом представителями некоммерческих организаций и благотворительных фондов.
Список литературы
1. Стрекаловская М.Ф. Благотворительная деятельность в современных условиях России // Власть. 2007. № 3. С. 72-74.
2. Экономическая теория: Учебник // Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. М.: Инфра-М, 2007. 672 с.
3. Конституция Российской Федерации. СПб.: Изд. дом «Литера», 2004. 48 с.
4. Экономика труда: (социально-трудовые
отношения): учебник / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. М.: Экзамен, 2006. 736 с.
5. Семья в Республике Татарстан.
Статистический сборник. 2007. Казань: ООП
Татарстанстата, 2008. 28 с.