Научная статья на тему 'Социальный портрет школьников на этапе окончания неполного среднего образования'

Социальный портрет школьников на этапе окончания неполного среднего образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1422
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SCHOOL STUDENTS / MOTIVATION / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Стафеев Владимир Федорович, Васильева Галина Васильевна, Науменко Т. В.

В работе представлены материалы об уровне социальной зрелости школьников лицея их ценностные ориентации на этапе окончания неполной средней школы. На выборочном материале дается представление о таких важных составляющих социальной зрелости как успеваемость и оценка своего социального положения. Отмечается, что отличительной чертой современных школьников является их в случае нужды стремление совмещать учебу с работой. Отмечается такая негативная тенденция, что только в половине семей родители состоят в браке. В рейтинге социальных ценностей первые три места занимают, соответственно, такие как «наличие близких друзей, «здоровье» и «хорошие отношения с родителями». Только половина опрошенных с уверенностью и оптимизмом смотрят в завтрашний день, а у других на этот счет имеются определенные сомнения или даже «страх и пессимизм». При исследовании практически не выявлено диц, у которых снижена мотивация у обучению. Основным мотивом при этом является «получение в будущем интересной профессии». В рейтинге требований к школьному образованию выделены «возможность развития своих способностей», «необходимость поступления в вуз». Важное место в школьном образовании, по мнению школьников, является получение таких навыков как «опыт социального общения и взаимодействия», «прочные знания», «достижение достаточного культурного уровня», «достаточная предпрофессиональная подготовка» и «опыт участия в общественной жизни» При опросе школьников выявлены конкретные пожелания по совершенствованию школьного образования: как «повышение профессионального уровня преподавателей», «отсутствие или недостаточный уровень дополнительных занятий», «необходимость улучшения организации досуга». Учащиеся положительно оценили состояние психологического климата при организации учебного процесса. В подтверждение этого большинство отметили, что они свободно могут «свободно выражать и отстаивать свою точку зрения», «высказывать сомнения в верности тех или иных положений», «выражать свои чувства и эмоции» и даже «спорить и критиковать мнение учителей».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Стафеев Владимир Федорович, Васильева Галина Васильевна, Науменко Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social portrait of school students at the stage of incomplete secondary educacation completion

In our work materials about the level of a social maturity of school students of lyceum, their valuable orientations at a stage of the termination of incomplete high school are presented. An important idea about such important components of a social maturity as progress and an assessment of the social status is given due to a selective material. It is noted that a distinctive feature of modern school students is their aspiration for combining study with work in case of need. Such negative tendency is noted that only in half of families parents are married. In a rating of social values the first three places are taken, respectively, by such as "presence of close friends", "health" and "good relations with parents". Only half of respondents with confidence and optimism look in tomorrow, and others in this respect have certain doubts or even "fear and pessimism". Persons with reduced motivation to learn were not revealed virtually during research. The main cause for this is "obtaining interesting profession in the future ". In a rating of requirements to school education "possibility of development of the abilities", "need of entrance to higher education institution" are allocated. The important place in school education, according to school students, is occupied by obtaining such skills as "experience of social communication and interaction", "strong, deep knowledge", "achievement of sufficient cultural level", "sufficient prevocational training" and "experience of participation in public life". According to the survey of school students concrete wishes on improvement of school education such as "increase of professional level of teachers", "absence or insufficient level of additional classes", "need of improvement of the organization of leisure" are revealed. Pupils positively estimated a condition of psychological climate at the organization of educational process. In support of this the majority noted that they can "argue and express freely the point of view", "to state doubts in fidelity of these or those provisions", "to express the feelings and emotions" and even "to argue and criticize opinion of teachers".

Текст научной работы на тему «Социальный портрет школьников на этапе окончания неполного среднего образования»

Since 1999

Public health and health services ----—-

ISSN 2226-7425

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ШКОЛЬНИКОВ НА ЭТАПЕ ОКОНЧАНИЯ НЕПОЛНОГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.Ф. Стафеев, Г.В. Васильева, Т.В. Науменко

Петрозаводский государственный университет, МОУ лицей № 13 г. Петрозаводск

В работе представлены материалы об уровне социальной зрелости школьников лицея их ценностные ориентации на этапе окончания неполной средней школы. На выборочном материале дается представление о таких важных составляющих социальной зрелости как успеваемость и оценка своего социального положения. Отмечается, что отличительной чертой современных школьников является их в случае нужды стремление совмещать учебу с работой. Отмечается такая негативная тенденция, что только в половине семей родители состоят в браке. В рейтинге социальных ценностей первые три места занимают, соответственно, такие как «наличие близких друзей, «здоровье» и «хорошие отношения с родителями». Только половина опрошенных с уверенностью и оптимизмом смотрят в завтрашний день, а у других на этот счет имеются определенные сомнения или даже «страх и пессимизм». При исследовании практически не выявлено диц, у которых снижена мотивация у обучению. Основным мотивом при этом является «получение в будущем интересной профессии». В рейтинге требований к школьному образованию выделены «возможность развития своих способностей», «необходимость поступления в вуз». Важное место в школьном образовании, по мнению школьников, является получение таких навыков как «опыт социального общения и взаимодействия», «прочные знания», «достижение достаточного культурного уровня», «достаточная предпрофессиональная подготовка» и «опыт участия в общественной жизни» При опросе школьников выявлены конкретные пожелания по совершенствованию школьного образования: как «повышение профессионального уровня преподавателей», «отсутствие или недостаточный уровень дополнительных занятий», «необходимость улучшения организации досуга». Учащиеся положительно оценили состояние психологического климата при организации учебного процесса. В подтверждение этого большинство отметили, что они свободно могут «свободно выражать и отстаивать свою точку зрения», «высказывать сомнения в верности тех или иных положений», «выражать свои чувства и эмоции» и даже «спорить и критиковать мнение учителей».

Ключевые слова: школьники, мотивация, профессиональное самоопределение, социализация.

Осуществление формирования специалиста с заданным набором профессионально важных качеств, ценностей, норм морали и психологии является одним из ведущих механизмов преобразования социальной структуры общества. Предпосылки этих качеств закладываются еще в школе. При этом следует опираться на современные образовательные стандарты [1; 2], которые можно уточнить при проведении специальных исследований по оценке уровня сформированности социальной зрелости. Для изучения социального портрета нами была разработана специальная карта, которая позволяла оценить социальный статус учащихся на этапе окончания неполной средней школы. При разработке анкеты использовали материалы Московского центра качества образования. При исследовании установлено, что успеваемость находится на удовлетворительном уровне. Большее количест-

во опрошенных (58%) учатся на «отлично» и «хорошо», остальные в основном «удовлетворительно». Примечательно, что лиц, которые учатся только на «отлично», не выявлено. При оценке материальной обеспеченности семьи 85% оценили ее как «средняя», соответственно, к «низко обеспеченным» отнесли себя 3% и к «высоко обеспеченным» — 12% опрошенных. Подавляющее большинство опрошенных (80%) оценивают свое материальное положение как «удовлетворительное», примерно также оценили «свои возможности в настоящее время». На этом фоне материальной обеспеченности стараются улучшить свое материальное положение и постоянно подрабатывают 12%, работают только в каникулы — 31% обучающихся, 54% опрошенных только учатся. Образовательный статус семей достаточно высокий, так 81% родителей имеют высшее образование. У 50% школьни-

—--—

~ 219 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

----—

ков отец и мать состоят в браке, у 38,5% — отец и мать разведены и у 11,5% — отец и мать не состоят в браке.

В рейтинге ценностных ориентаций на первом месте стоит «наличие близких друзей» (84,6%); на втором месте стоит «здоровье» и «хорошие отношения с родителями» (соответственно, 76,9% и 73,1%); далее в порядке значимости были такие ответы, соответственно, «счастливая семейная жизнь», «повышение уровня своего образования», «повышение своего культурного уровня», «успешная профессиональная деятельность», «достижение материального благополучия», «самостоятельность и независимость». Последние три места примерно при равном проценте заняли «возможность творческой деятельности», «уважение окружающих», «близость с любимым человеком».

Относительно жизненных перспектив только половина опрошенных с уверенностью и оптимизмом смотрит в завтрашний день. У 42% школьников на это счет имеются определенные сомнения, а 8% опрошенных «со страхом и пессимизмом ждут завтрашний день». Озабоченность вызывает информация о сформированности жизненных планов. Только каждый пятый из опрошенных отчетливо представляет свое будущее. Остальные выразились таким образом: «о своем будущем думаю, но не могу определиться» — 58%, 12% предпочитают «думать о сегодняшнем дне, а не строить планов». Среди значимых факторов, определяющих жизненный успех, по мнению опрошенных, на первом месте стоят целеустремленность, личные качества (способности и талант) и умение общаться с людьми (соответственно, 89%, 73% и 69%). Среди прочих факторов придается значение таким, как «поддержка близких, родных», «умение рисковать», «качество образовательной подготовки», «дело случая». В наш прагматичный век было «удивительно», что такие факторы, как «полезные связи» и «материальные возможности» в рейтинге заняли последнее место. Отрадно отметить, что практически не выявлено лиц, у которых были бы причины снижения мотиваций к обучению. Основным мотивом к обучению 80% учащихся определили «получение в будущем интересной профессии». Данный мотив сочетается

и с другими, не менее важными мотивами, как «желание получить новые знания», «совместная деятельность и общение в процессе обучения», «желание определиться в знаниях, которые пригодятся», «желание научиться получать знания самостоятельно», «обучение в школе является долгом и стремление получать уважение от сверстников», «стремление получать одобрение окружающих». Учащиеся на этапе окончания неполной средней школы достаточно грамотно обосновали свои требования к результатам школьного образования. В рейтинге этих требований значительное большинство опрошенных (до 80%) на первые два места определили «возможность развития своих способностей» и «необходимость подготовки для поступления в вуз». Следующие требования в принципе можно положить в основу учебно-воспитательной работы среди учащихся на данном этапе образования: «опыт социального общения и взаимодействия», «прочные знания», «достижение достаточного культурного уровня», «достаточная предпрофессиональная подготовка» и «опыт участия в общественной жизни». Одним из направлений описания социального портрета учащихся 9 класса было описание причин возможного снижения мотиваций к дальнейшему обучению. Только у 54% опрошенных таких причин не оказалось. Среди тех, у которых такие причины были, на первом месте стоял «страх перед экзаменами», «трудности при устройстве на работу». В числе прочих причин указывались «недостаточные способности», «отсутствие интереса к учебе», «низкий уровень знаний, полученных в школе», «неразвитость социальных программ помощи студентам», «семья не может платить за дальнейшее образование», «необходимость материально обеспечивать себя», «незаинтересованность учителей в моем развитии». Примечательно, что никто из опрошенных среди причин, снижающих мотивацию к дальнейшему обучению, не сослался на такие факторы, как «слабое здоровье», «непрестижность образования», «невысокий уровень образования родителей». В целом, при выяснении причин возможного негативного отношения к школе подавляющее большинство не выразили негативного отношения. Однако в небольшом проценте случаев бы-

—-г^е^б^-—

~ 220 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 ISSN 2226-7425

Public health and health services ----—

ли высказаны определенные пожелания по улучшению учебного процесса. Среди этих пожеланий следует выделить такие, как «повышение профессионального уровня преподавателей», «отсутствие или недостаточный уровень дополнительных занятий», «необходимость улучшения организации досуга». Около 4% опрошенных отметили «завышенный уровень требований к успеваемости». Для оценки объективности высказанных претензий к организации учебного процесса в школе необходимо, на наш взгляд, обсуждение этого вопроса учащимися с учителями, где обе стороны могли бы аргументировать свои претензии и высказать свои предложения. Подобные мероприятия послужили бы стимулом повышения учебно-воспитательной работы в школе. При оценке материалов, касающихся отношений учащихся к правилам школьного поведения, были выявлены также некоторые проблемы, требующие своего разрешения. Так, только 63% учащихся не пренебрегают правилами школьного поведения, но в случае необходимости могут поступать так, как они считают нужным, остальных правила устраивают, и они готовы их соблюдать. При выяснении вопроса о том, имеется ли возможность учащимся свободно выражать свое мнение при проведении учебного процесса, оказалось, что все опрошенные в той или иной форме это могут сделать: в «форме свободно выражать и отстаивать свою точку зрения», «высказывать сомнения в верности тех или иных положений», «выражать свои чувства и эмоции» и даже «спорить и критиковать мнение учителей». При оценке психологического климата в коллективе оказалось, что 54% опрошенных школьников имеют ограниченный круг приятелей, не исключаются случаи конфликтных ситуаций. Среди причин конфликтов обращают на себя внимание такие факты, как некорректное отношение, различие интересов и характеров. При выяснении отношения учащихся к таким негативным моментам, как курение, употребление алкоголя и наркотиков, учащиеся единодушно высказали свое отрицательное отношение. Подводя итог проведенному анализу, отметим, что социальный портрет выпускника средней неполной школы, естественно, гораздо шире и объемнее, чем те характеристики, которые

были описаны нами выше. В то же время следует подчеркнуть, что даже такой краткий анализ различных аспектов жизни старшеклассника имеет довольно высокую ценность, поскольку позволяет оценить многогранность того этапа подросткового возраста, на котором школьник перестает быть ребенком и переходит к качественно новому состоянию. Этот этап развития может характеризоваться весьма сложной, а порой почти неразрешимой для подростка проблемой личностного, профессионального, жизненного самоопределения. Полученные нами материалы согласуются с данными, полученными другими авторами [3]. На наш взгляд, задача школы в разрешении этой типичной для подростка проблемы заключается не только в том, чтобы дать школьнику знания, используя которые он благополучно продолжит свою образовательную траекторию. В первую очередь, задача школы как социального института заключается в том, чтобы обеспечить старшекласснику комфортное преодоление этого возрастного этапа, сформировать у него позитивные установки в отношении своего будущего, развить его способности эффективно функционировать в социальной среде. При этом школа должна выполнять эти задачи, используя такие способы и методы, которые позволят избежать развития негативных сценариев в переживании подростком этого во всех отношениях непростого возраста. Полученный в ходе исследования материал представляется ценной и полезной основой при проведении учебно-воспитательной работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авво Б.В. и др. Образовательные стратегии и технологии обучения при реализации компетентностного подхода в педагогическом образовании с учетом гуманитарных технологий: Методические рекомендации. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 108 с.

2. Алексеенко Я. И. Структура ценностных ориен-таций современной молодежи // Вестк Вщебскага дзяр-жайнага ушверсиэта. 2012. Т. 6. № 72. С. 108—113.

3. Лопатин А.Р. Формирование социальной зрелости у школьников в контексте гуманистического подхода // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2013. Т. 19. № 4. С.7—9.

—--—

~ 221 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

----—

SOCIAL PORTRAIT OF SCHOOL STUDENTS AT THE STAGE OF INCOMPLETE SECONDARY EDUCACATION COMPLETION

V.F. Stafeev, G.V. Vasileva, T.V. Naumenko

Petrozavodsk state university, lycée 13

Lososinskoe highway, 23, Petrozavodsk, Russia, 185016

In our work materials about the level of a social maturity of school students of lyceum, their valuable orientations at a stage of the termination of incomplete high school are presented. An important idea about such important components of a social maturity as progress and an assessment of the social status is given due to a selective material. It is noted that a distinctive feature of modern school students is their aspiration for combining study with work in case of need. Such negative tendency is noted that only in half of families parents are married. In a rating of social values the first three places are taken, respectively, by such as "presence of close friends", "health" and "good relations with parents". Only half of respondents with confidence and optimism look in tomorrow, and others in this respect have certain doubts or even "fear and pessimism". Persons with reduced motivation to learn were not revealed virtually during research. The main cause for this is "obtaining interesting profession in the future ". In a rating of requirements to school education "possibility of development of the abilities", "need of entrance to higher education institution" are allocated. The important place in school education, according to school students, is occupied by obtaining such skills as "experience of social communication and interaction", "strong, deep knowledge", "achievement of sufficient cultural level", "sufficient prevocational training" and "experience of participation in public life". According to the survey of school students concrete wishes on improvement of school education such as "increase of professional level of teachers", "absence or insufficient level of additional classes", "need of improvement of the organization of leisure" are revealed. Pupils positively estimated a condition of psychological climate at the organization of educational process. In support of this the majority noted that they can "argue and express freely the point of view", "to state doubts in fidelity of these or those provisions", "to express the feelings and emotions" and even "to argue and criticize opinion of teachers".

Key words: school students, motivation, professional self-determination, socialization.

REFERENCES

1. Avvo B.V. i dr. Obrazovatel'nye strategii i tekhnologii obucheniya pri realizatsii kompetentnostnogo podkhoda v pedagogicheskom obrazovanii s uchetom guma-nitarnykh tekhnologii: Metodicheskie rekomendatsii. St.Petersburg: Izd-vo RGPU im. A.I. Gertsena, 2008. 108 p.

2. Alekseenko Ya.I. Struktura tsennostnykh orientatsii sovremennoi molodezhi. Vesnik Vitsebskaga dzyarzhainaga universiteta, 2012, vol. 6, no. 72, pp. 108—113.

3. Lopatin A.R. Formirovanie sotsial'noi zrelosti u shkol'nikov v kontekste gumanisticheskogo pod-khoda. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova, 2013, vol. 19, no. 4, pp. 7—9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.