Научная статья на тему 'Опыт разработки и внедрения индивидуальных здоровьесберегающих маршрутов обучающихся'

Опыт разработки и внедрения индивидуальных здоровьесберегающих маршрутов обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
153
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕЖЕНИЕ / ШКОЛЬНИКИ / МОТИВАЦИЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / HEALTH SAVING / SCHOOL STUDENTS / MOTIVATION / HEALTHY LIFESTYLE / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Стафеев Владимир Федорович, Васильева Галина Васильевна, Науменко Ирина Владимировна

В работе обобщается опыт разработки и внедрения индивидуальных здоровье сберегающих маршрутов школьников среднего учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Стафеев Владимир Федорович, Васильева Галина Васильевна, Науменко Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of development of individual health saving routes being trained

In work experience of development and deployment of individual health, saving routes of school students of average educational institution is generalized.

Текст научной работы на тему «Опыт разработки и внедрения индивидуальных здоровьесберегающих маршрутов обучающихся»

1Stafeev V.F., 2Vasileva G. V., 3Naumenko I.V.

EXPERIENCE OF DEVELOPMENT OF INDIVIDUAL HEALTH SAVING ROUTES BEING TRAINED

1Petrozavodsky State University, Head. hygiene course,

2direktor lyceum № 13, 3head training of junior lyceum № 13, Petrozavodsk

Annotation: In work experience of development and deployment of individual health, saving routes of school students of average educational institution is generalized.

Keyword: Health saving, school students, motivation, healthy lifestyle, educational environment

1Стафеев В.Ф., 2ВасильеваГ.В., 3НауменкоИ.В.

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ МАРШРУТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Петрозаводский государственный университет, зав. курс гигиены,

2директор МОУлицей №13, 3зав. учебной части младших классов МОУ лицей №13, г. Петрозаводск

В работе обобщается опыт разработки и внедрения индивидуальных здоровье сберегающих маршрутов школьников среднего учебного заведения.

Ключевые слова: здоровье сбережение, школьники, мотивация, здоровый образ жизни, образовательная среда

Здоровье обучающихся формируется под влиянием многих факторов. Они во многом определяют создание условий для обеспечения здорового образа жизни, в том числе комфортности учебного труда, быта, полноценного питание. Социально-экономический кризис последних лет значительно усилил негативное воздействие экономических факторов на здоровье подрастающего поколения. Тем не менее, формирование здорового образа жизни подрастающего поколения - одно из наиболее важных положений программ оздоровления детей и подростков (1). При этом ожидаемые результаты рассчитаны на улучшение показателей здоровья учащихся по

всем анализируемым нозологическим формам; снижение поведенческих факторов риска, опасных для здоровья, среди учащихся; повышение информированности школьников в области здорового образа жизни в соответствии с возрастом. Одновременно предполагается повышение уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам сохранения здоровья; повышение мотивации учащихся к ведению здорового образа жизни. При внедрении предлагаемой здоровье сберегающей технологии мы исходили из того, что при прочих равных условиях достигнуть более эффективного здоровье сбережения обуча-

~350~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).

ющихся можно путем активного включения самих учащихся в этот процесс. Выработка у школьников мотивационноценностных установок само охранительного поведения признается важнейшим компонентом программ по охране здоровья молодежи (3). Это является важным «систем стимулирующим» фактором здоровье сберегающего поведения обучающихся (2). Соблюдение здорового образа жизни должно стать осознанной потребностью обучающихся (4). Опыт подобного подхода апробирован нами на базе среднего образовательного учреждения среди учащихся десятых классов. Для планирования личного здоровье сбережения разработана и предложена школьникам специальная форма плана. В нем обучающемуся предлагается сформулировать общий девиз этого направления образа жизни. В рейтинге девизов личных планов здоровьесбере-жения первые пять мест занимали так называемые «амбициозные»: «Только вперёд!», «Бороться и искать, найти и не сдаваться!», «Не отступать и не сдаваться!», «Поставил цель - иди к ней!», «Пришёл, увидел, победил!». Среди прочих вариантов важно назвать такие, которые выражали отказ от курения и употребления алкоголя и более активное занятие спортом.

Для оценки индивидуального здоровья и самоанализа в предлагаемом плане медицинскими работниками предварительно из амбулаторных карт были выкопированы медицинские рекомендации, сделанные по результатам периодических медицинских осмотров и обращений за медицинской помощью. Учащимся предлагалось оценить полноту их выполнения. Среди медицинских рекомендаций в плане первичной профилактики места распределились в следующей

последовательности: соблюдение ре-

жима дня, курсы общеукрепляющей терапии (поливитамины), лечебная физкультура, массаж, дыхательная гимнастика, занятие спортом, контроль физической нагрузки, бассейн. Среди рекомендаций второго уровня профилактики определены необходимые дополнительные консультации врачей-специалистов. Здесь на первом месте выделяются консультации по поводу сердечно-сосудистой патологии, органов мочеполовой системы и желудочно-кишечного тракта. Приходится констатировать, что выполняются эти рекомендации школьниками крайне неудовлетворительно. Уровень их выполнения пока не превышает 50 % и данная проблема заслуживает специального исследования.

На матрице SWOT-анализа плана предложены некоторые варианты для оценки «сильной и слабой сторон, возможностей и угроз» в системе организации личного здоровье сбережения. Известно, что данный метод предполагает выявление внутренних и внешних факторов, способствующих её достижению или осложняющих его. При оценке полученной информации оказалось, что, по мнению учащихся, «сильной стороной» являются такие, как близость детской поликлиники, поддержка семьи, личная заинтересованность в сохранении и укреплении здоровья, наличие в школе врача-педи-атра, заинтересованность классного руководителя и других учителей, достаточная законодательно-правовая база получения медико-социальной помощи. В рейтинге оценок своих возможностей первое место занимает самообразование, более активное занятие спортом, широко и полно использовать возможности лечебно-профилактических учреждений. Среди угроз, по мнению большинства опрошенных, учащихся беспокоят такие факторы, как возможное снижение качества жизни во время получения образования и дальнейшей жизни, возникновение

—---------д^СФС^З-------------—-

~351 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).

медицинских противопоказаний для получения профессионального образования. На основании имеющейся информации учащемуся дана возможность самостоятельно оценить индивидуальное здоровье с позиции профессионализма (предстоящей социализации). Учитывая, что работа проводилась среди учащихся десятых классов, которые стоят на пороге социализации, важным было оценить охват их про ориентационной работой. Оказалось, что большинство опрошенных уже сделали предварительный выбор профессии. Однако, только с половиной из них проводилось специальное про ориентационное консультирование. Только каждый четвертый связывает свою будущую специальность с состоянием здоровья. На основании данной информации и анализа учащимся предлагается составить план дальнейших оздоровительных мероприятий, определить потребности в оказании медикосоциальной и психологической помощи, мероприятия по повышению двигательной активности вообще и совершенствованию техники личной работы. План предполагает оценку учащимися своего уровня гигиенической грамотности и разработку мероприятий по повышению ее уровня. В предлагаемом варианте индивидуального плана дан опросник, по которому учащийся имеет возможность определить наличие возможной его нервно-психологической напряженности во время учебного процесса. Для каждого ученика составляется два варианта плана. Один - для получения информации для последующей оценки уровня мотивационно-ценностных установок учащихся, принятия управленческих решений медицинскими работниками, классными руководителями и родителями. Другой - более полный выдается учащемуся и дополнен приложениями, которые содержат материалы с рекомендациями

организации самостоятельной внеклассной работы, по созданию комфортной учебной среды. Кроме того, на основании этих материалов школьники могут самостоятельно оценить свое физическое развитие, уровень физической подготовленности. Отдельным блоком предложен комплекс упражнений по улучшению мозгового кровообращения, снятия утомления с плечевого пояса и туловища. Уже начальный этап внедрение подобного опыта свидетельствует высокую заинтересованность школьников как в получении подобной информации, так и стремление их анализировать проблему и искать способы ее реализации. Безусловно, успех выполнения данной программы будет зависеть от помощи в ее выполнении медицинских работников, классных руководителей и родителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А., Кучма В.Р.и др. Новые возможности профилактической медицины в решении проблем здоровья детей и подростков в России. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006 - 120 с.

2. ВеличковскийБ.Т.Социальный стресс, трудовая мотивация и здоровье.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. - 32 с.

3. Проскурякова Л.А., Бурнышева Т.В. Оценка заболеваемости, физического здоровья студентов и формирование са-моохранительного поведения.// Пробл. соц. гиг., здравохр. и истории мед.- 2012. - № 3. - С.15-17.

4.Черняуова Е.Б., Здоровый образ жизни школьников - потенциал развития качества образования.//Сибирский педагогический журнал.-2009.№9-С.338-345.

—---------д^СФС^з-------------—-

~352~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.