Научная статья на тему 'К вопросу о необходимости сексуального образования для подростков и их родителей'

К вопросу о необходимости сексуального образования для подростков и их родителей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4711
597
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛИ / ПОДРОСТКИ / СЕКСУАЛЬНОЕ / ВОСПИТАНИЕ / PARENTS / TEENS / SEX / EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кадошникова М. Ю.

Исследовали вопрос о необходимости сексуального воспитания подростков. Определили необходимость достоверного информирования для предотвращения использования информации из недобросовестных СМИ. Отсутствие в СНГ цивилизованных знаний в области полового воспитания у нас тянется не одно поколение. Родители сами зачастую не образованы и в связи с этим не способны во время помочь своим детям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question about the need for sexual education for adolescents and their parents

Investigated the question of the necessity of sexual education of adolescents. Identified the need for reliable information to prevent use of unfair media. The absence of CIS civilized knowledge in the field of sex education we have stretches more than one generation. Parents themselves often are not educated and therefore not able to help their children.

Текст научной работы на тему «К вопросу о необходимости сексуального образования для подростков и их родителей»

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ СЕКСУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

М.Ю. Кадошникова

Клиника «Линия Жизни» — клиническая база

кафедры клинической физиологии и нелекарственных методов терапии ФПКМР Российского университета дружбы народов 119620, г. Москва, м-рн Солнцево, ул. Богданова, д. 52, кор. 2 e-mail: mkadoshnikova@gmail. com

Исследовали вопрос о необходимости сексуального воспитания подростков. Определили необходимость достоверного информирования для предотвращения использования информации из недобросовестных СМИ. Отсутствие в СНГ цивилизованных знаний в области полового воспитания у нас тянется не одно поколение. Родители сами зачастую не образованы и в связи с этим не способны во время помочь своим детям.

Ключевые слова: родители, подростки, сексуальное, воспитание.

В XX веке в России, как и во всем мире, начала набирать обороты акселерация. Мы, как правило, считаем, что акселерация — это, прежде всего, высокий рост. Однако, наиболее значимая составляющая этого процесса не физическая акселерация, а половая, приводящая к более раннему, по сравнению с предыдущими поколениями, формированию вторичных половых признаков, снижению возраста наступления менструальной функции и т.д. Отношение же общества к подросткам, представление о недозволенном и дозволенном, о том, что им не нужно и что нужно знать, гораздо более консервативно и в нашей стране практически не изменилось.

«В психосексуальном развитии акселерация проявляется увеличением разрыва между формированием половой способности и наступлением психологической и социальной зрелости. Социальный статус нынешних подростков 15—16 лет, соответствует физическому и половому развитию 18—19-летним в 20—30-х годах...» [1].

Для того что бы заполнить образовавшийся разрыв и помочь подросткам в поисках ответов на вопросы, которые еще совсем недавно в таком возрасте, как правило, не возникали, были созданы и продолжают создаваться программы полового просвещения школьников практически во всем мире. В России прогресса на пути развития сексуального образования особо не наблюдается.

«Если подростки не получают подготовки, не находят в нужное время помощи в ответах на возникающие у них вопросы, они оказываются предоставленными самим себе и беззащитными

перед недобросовестным спекуляциям на их естественном интересе к половой сфере со стороны коммерциализированных СМИ, изготовителей порнопродукции и т.п. Оказавшись наедине со своими проблемами, подростки решают их, следуя первой попавшейся подсказке, методом проб и ошибок, зачастую непоправимых, подвергая опасности свое физическое и нравственное здоровье» [2].

Согласно ВОЗ «Сексуальное образование означает, во-первых, предоставление подросткам достоверной и научно обоснованной информации, во-вторых, — обучение основным жизненным навыкам, таким как навыки общения, критического мышления, способности к самосовершенствованию, способности принимать решение и брать на себя ответственность и т.д., и, в-третьих, воспитание позитивных установок и ценностей, например, самоуважения, открытости и др. Сексуальное образование должно охватывать широкий круг вопросов, включая как биологические и физические аспекты сексуальности, так и социальные, эмоциональные аспекты».

В широкой российской среде бытует мнение, что половое воспитание это, прежде всего, самообразование. «Нас же не учили в свое время, но мы как-то выплыли, опираясь на свои инстинкты и дворовый эпос». Однако статистика ранних беременностей и абортов в среднем по России (рис. 1), говорит в пользу того, что россияне «выплывают» с очень большими потерями, в отличие от, например, немцев, у которых программы полового просвещения стартовали в середине прошлого века.

—--—

~ 111 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

----—

Ита п и я

Словения Хоаватия Нидерланды I ермания Чехия Дания Испания Норвегия Литва Финляндия Франция Словакия Швеция Латвия Взнгрия Беларусь Украина Э;тония ыеликоьритания Болгария Румыния Россия

20 30 40

на 1ППП жкнщин 15-19 пет

Рис. 1. Число абортов и число живорождений у женщин в возрасте от 15 до 19 лет в некоторых Европейских странах 2003—2005 гг.

(Рассчитано по: Европейская база данных «Здоровье для всех» / Европейское региональное бюро ВОЗ. Eurostat / European Commission)

Возможно, именно отсутствие нормального полового просвещения на фоне быстро меняющегося образа жизни россиян стало причиной резкого ухудшения репродуктивного здоровья подростков. За последнее десятилетие общая заболеваемость подростков в России выросла в 3,5 раза больше, чем у взрослых, заболеваемость болезнями репродуктивной сферы увеличилась у подростков в 5— 7 раз, а венерическими, например сифилисом, — в 34 раза. Рост числа ВИЧ-инфицированных и заболевших болезнями, передающимися половым путем, приобретает масштабы эпидемии [3].

Насколько же современные подростки информированы по поводу физиологических изменений,

происходящих в организме в подростковом возрасте, взаимоотношения полов, сексуального поведения, предохранения от заболеваний, передающихся половым путем, и т.п.? Сами подростки считают себя достаточно информированными. Об этом свидетельствуют, в частности, их ответы на вопрос: «Какой информации о сексуальном поведении и его последствиях тебе не хватает?» Большинство опрошенных ответили, что информации подобного рода им хватает. Тех, кто смог сформулировать, какая конкретно информация ему нужна всего от 1,3% до 4,4%.

—-г^е^б^-—

~ 112 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Однако реальная осведомленность относительно вопросов, с которыми неизбежно сталкивается каждый молодой человек, в нашей стране катастрофически мала. Так, например термин «репродуктивное здоровье» для большинства опрошенных школьников (и что гораздо хуже их родителей) ни о чем не говорит. 60% и тех и других не представляют точно, что он обозначает. Но если знать термин не обязательно, то четко представлять себе средства защиты своего здоровья, в особенности, защиты от заболеваний, передающихся половым путем, жизненно важно. Подросткам (и их родителям) известны названия и симптомы всего 4 из 30 заболеваний этой сферы.

Об ущербности знаний в области охраны репродуктивного здоровья можно судить, например, по результатам исследований, проводившихся учеными Института социально-экономических исследований РАН в г. Таганрог в 1998. Было опрошено 300 старшеклассниц и студенток 1 курса 15— 19 лет. Половина (47%) опрошенных девушек не знали, в какую женскую консультацию они смогут обратиться в случае необходимости, в то время как у каждой четвертой из них имелась в этом настоятельная потребность. 67% девушек хотели бы расширить свои знания о том, какие услуги, кроме лечения гинекологических заболеваний им могут быть предоставлены в женских консультациях. Только 11% опрошенных знали о существовании центра планирования семьи, 13% — о консультации «Брак и семья». 42% девушек 15—19 лет были обеспокоены состоянием своего репродуктивного здоровья. Каждая пятая опасалась последст-

Ответы по результатам анкети]

вий этого нездоровья для будущего деторождения. Каждой десятой требовалось срочное лечение в связи с гинекологическим заболеванием. 20% уже подозревали у себя заболевание репродуктивной сферы. Низкая культура самосохранения, присущая в целом россиянам, снижение обращаемости населения в медицинские учреждения в 90-е годы привели к ситуации, когда 40% опрошенных девушек избегали обращения к гинекологу, а 11% из них были весьма категоричны в нежелании идти к врачу, несмотря на острую необходимость.

В связи с тем, что в нашей стране не принята программа полового воспитания в школах, по-хорошему, родители должны взять на себя функцию педагогов. Но к величайшему сожалению, в СНГ отсутствие цивилизованных знаний в области полового воспитания у нас тянется не одно поколение. Родители сами зачастую не образованы и в связи с этим не способны во время помочь своим детям.

При ответе на вопрос о том, каким образом можно защититься от заболеваний, передающихся половым путем, только половина родителей имела свое мнение: из них только 17% (16,8%) ответов касаются соблюдения правил гигиены и рекомендаций вести здоровый образ жизни. И только 6,9% родителей полагают, что половое просвещение, сексуальная грамотность помогут избежать венерических заболеваний (табл. 1 и рис. 2).

Ниже представлены таблица и рисунок, демонстрирующие распределение ответов на вопрос: «Каким образом можно защититься от болезней, передающихся половым путем?».

Таблица 1

гамия (в % от участвовавших в опросе)

Варианты ответов Подростки Родители

Использовать средства предохранения, прежде всего — презерватив 31,9 11,5

Избегать случайных половых связей 11,7 11,5

Соблюдать гигиену, вести здоровый образ жизни 7,3 16,8

Иметь одного партнера 3,5 9,9

Быть сексуально грамотным 1,9 6,9

Обращаться к врачам, делать прививки 1,6 3,8

Отказаться от половой жизни 2,5 0,8

Проверять у врача себя и партнера 2,9 —

Защититься невозможно 1,3 —

Неясные ответы 5,7 3

Нет ответа 40,8 49,8

—--—

~ 113 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

----—

ICT iiTDCTa I 1еясиле ответы

Зс[ПЯТИТЬСЯ IICDOOMOJICI D Г>300;рять У DPQ4Q СЗбЯ Л ПОрТ| Юра CTIIQOQTLjCa СТ ПСЛОООИ 1ЕИ91И

ОЗрсш^тьсч 1: срачам, услать при с и dim

5litj ссгсуалыю раыолым

ИгУС"Ь ОД1 DD ПОрТ| ¡срз

Соэлоцсть ммсму, эсс-и э^ороо ый сораэ jicmoim

Иоэсгсть случай 1ых пэлэоьх со яосй Мстгьоовять средства предэ^ранения, премсдг

D ОС ТО - ПрСОСр DQTM Э

О 10 20 30 Рис. 2. Сексуальное воспитание

40 30 60

Как ни странно, но при отсутствии соответствующих знаний родители все же не снимают ответственности с себя за просвещение детей и полагают, что должны быть основным источником информации для своих чад. Но мнение подростков и родителей здесь резко расходятся. Главным каналом информации в подростковой среде, как правило, называют сверстников и друзей, которые играют основную роль в формировании шаблонных установок в сфере сексуального поведения. Поскольку секс в подростковом возрасте запретное действо, сексуальный опыт получает у них, как

правило, завышенную оценку и толкает подростка к необдуманным экспериментам. Именно поэтому так важно для подростков получать информацию из надежных источников.

По данным исследований Центра демографии и экологии человека Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, при ответе на вопрос «Кто должен заботиться о репродуктивном здоровье подростков, их половом просвещении?» подростки на 1 место поставили самих школьников (60,8%) и только потом родителей (45,6%) и врачей-специалистов (43,0%) (табл. 2, рис. 3).

Таблица 2

Представление о том, кто должен заботиться о половом просвещении и репродуктивном здоровье подростков, в %

Источник информации Подростки Родители

Сами школьники 60,8 4,5

Родители 45,6 80,3

Врачи-специалисты 43,0 62,9

Центры планирования семьи для подростков 31,6 40,2

Соответствующая школьная программа 24,7 41,7

Средства массовой информации 21,5 18,2

Педагоги 10,4 17,4

—-г^е^б^-—

~ 114 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

10 20 30 40 50 SO 70 80 Э0

Рис. 3

Таким образом, родители отводят себе главную роль в сексуальном воспитании, а подростки — себе. В то же время сами родители не чувствуют себя уверенно в качестве источника подобной информации. При анкетировании в Новосибирске 98% опрошенных родителей выразили желание получить помощь специалистов для подготовки к беседе со своим ребенком, 44% ответили, что нуждаются в специализированной литературе, 19% — в консультации психолога. Только 10% опрошенных подростков ответили, что первую информацию по вопросам пола они получили от родителей.

По результатам исследования в Москве, более двух третей родителей (70,5%) говорят с подростками о сексуальном поведении. Подростки считают, что бесед было всего в 57,3%. Из них только 39% подростков смогли вспомнить периодичность таких бесед. Соответствующая доля родителей почти в два раза больше — 71,2%. Это свидетельствует о завышенных представлениях родителей об их роли в половом просвещении своих детей или о непонимании подростками сути подобных разговоров.

Таблица 3

Распределение ответов мальчиков и девочек на вопрос «О чем конкретно говорят родители, когда речь идет о сексуальном поведении?», в %

С мальчиками говорит Темы разговоров С девочками говорит

Мама Папа Мама Папа

36 30 Об опасности заражения венерическими болезнями 43 12

26 21 О противозачаточных средствах 38 9

15 4 О возможности аборта 37 6

15 12 О вреде ранней половой жизни для здоровья 31 7

15 10 О вреде ранней половой жизни для учебы 17 8

—--—

~ 115 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

----—

Как видно из табл. 3, мамы обсуждают темы, связанные с сексуальным образованием, с девочками в 1,5—2 раза чаще, чем с мальчиками. Папы вообще проявляют себя в этой области гораздо скромнее. В целом, существуют значительный ген-дерный дисбаланс в семейном сексуальном воспитании — внимание акцентируется преимущественно на девочках, что в впоследствии в значительной степени предопределяет низкую информированность и ответственность мужчин во взрослой сексуальной жизни и сказывается на их возможности передать свои знания детям.

Объективное значение родителей как информационного источника по вопросам секса невелико. Исследования в Москве и Санкт-Петербурге показывают, что более 2/3 родителей (а по данным ВЦИОМ — 87%) никогда не говорили со своими детьми о сексе или делали это эпизодически. Подростки стесняются обращаться к родителям с подобными вопросами — 67% девочек и 77% мальчиков ни разу не общались с родителями на темы секса. В целом социальный институт семьи, роди-тельства слабо выполняет функцию по подготовке детей к сексуальной жизни и реализации ими своих репродуктивных прав и возможностей. Семья не делает этого прежде всего в силу собственной неготовности к данной деятельности [5].

Итак, средняя российская семья не справляется с задачами полового просвещения подростков, и эти задачи должен решать кто-то другой. Большинство родителей, опрошенных в 4 регионах России еще в далеком 1995—1996 годах в связи с разработкой и внедрением программы сексуального образования в школе Российской ассоциацией «Планирование семьи», сказали, что не видят себя в роли просветителей своих детей по вопросам секса и предпочитают, чтобы этим квалифицированно занималась школа.

Опрошенные педагоги, поддерживая важность полового просвещения, так же, как и родители, не готовы взять на себя эту функцию и считают, что этим должны заниматься медики. В то же время педагоги подчеркивают необходимость преобладания в программе сексуального просвещения проблем духовности, нравственности, а не соблюдения норм репродуктивного здоровья, контрацепции и т. д., которым так придают значение все врачи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И поскольку до сих пор не решен вопрос о том, кто же должен нести это бремя просвещения, канал объективной информации для подростков практически отсутствует, как отсутствовал и в начале 90-х годов.

Самый важный вывод по поводу основного источника информации заботы о здоровье подростка состоит в том, что и школьники — 87%, и родители — 65%, и педагоги — 58% возлагают ответственность за здоровье на самого подростка, предлагая ему самому о себе заботиться. При этом никто не стремится обеспечить его необходимыми для этого знаниями в силу собственной некомпетентности.

Однако история развития сексуального воспитания подростков в Европе и Америке насчитывает уже не одно десятилетие. И отечественные социологи имеют прекрасную возможность сравнить успешность той или иной системы преподавания такого неоднозначного предмета. Европа тоже сталкивается с множеством проблем в сфере репродуктивного здоровья молодежи: ВИЧ-инфекции и ИППП, беременность в среде подростков, сексуальное насилие. И наиболее эффективным путем улучшения ситуации является введение систем сексуального образования школьников. Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения совместно с Германским Федеральным Центром образования в области здоровья (г. Кельн) разработали и опубликовали рекомендуемые «Стандарты сексуального образования в Европе». Они содержат подробные инструкции, как можно обеспечить детей и молодежь научно обоснованной, соответствующей их возрасту информацией о сексуальности. Над этими стандартами работала группа экспертов из девяти европейских стран, всех заинтересованных специальностей — от медицины и психологии до общественных наук.

Главная преимущество новой программы сексуального образования — это ее целостность и гуманность. Традиционно сексуальное образование фокусировало внимание исключительно на возможных рисках, связанных с сексуальной жизнью: инфекции и нежелательные беременности, то есть, по сути, имело резко негативную окраску. «Целостный» подход базируется на восприятии сексуальности как части человеческой жизни, внося-

—-г^е^б^-—

~ 116 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

щей ощутимый вклад в повышение ее качества, и требующей образования, как и любой другое направление нашей жизни.

В «Стандартах» сформулированы основные понятия — «сексуальность», «сексуальное здоровье», «сексуальные права» и др., и принципы сексуального образования. Само сексуальное образование преподносится как «изучение эмоциональных, социальных, физических, взаимодействующих между собой аспектов сексуальности» [7].

Сексуального образования в школах Западной Европы появилось с развитием современных методов контрацепции, в частности, гормональных таблеток, и легализацией абортов в большинстве стран в 1970—1980-е годы. Что дало толчок «сексуальной революции»; ценности и нормы в отношении сексуальности и само поведение стали резко меняться. У молодежи начали распространяться добрачные сексуальные контакты и совместная жизнь без регистрации брака. К началу XXI века возраст первого сексуального опыта в Европе снизился до 16—18 лет, тогда как возраст первого рождения повысился до 28—30 лет. Возникновение этого длительного периода между детством и созданием семьи (рождением ребенка) и привело к потребности введения сексуального образования в школах. А так же внесло свою лепту начало эпидемии ВИЧ-инфекции.

Впервые обязательное сексуальное образование в школах было введено в Швеции в 1955 году. В 1970—1980-е годы многие другие западноевропейские страны последовали примеру Швеции. Например, в Германии сексуальное образование было принято в 1968, в Австрии — в 1970 году. В Нидерландах и Швейцарии оно также было введено в 1970 году, но в силу высокой степени независимости школ (кантонов в Швейцарии) не сразу стало обязательным. В конце XX — начале XXI в. включение в школьную программу сексуального образования в Европе продолжилось — сначала во Франции, Великобритании, затем в Португалии, Испании и других странах. Даже в Ирландии, где традиционно сильна религиозная оппозиция, сексуальное образование стало обязательным в начальной и средней школе в 2003 году. Лишь несколько стран из старых членов ЕС до сих пор не имеют системы сексуального образования [6].

В странах Центральной и Восточной Европы сексуальное образование в школах стало разви-

ваться лишь после падения коммунизма, то есть на 20—30 лет позже, чем в Западной Европе, и до сих встречает активное сопротивление. Только Чехия и Эстония преуспели в развитии системы сексуального образования, отвечающего современным требованиям.

В обобщенном виде существующие в мире программы сексуального образования можно разделить на три большие группы:

1 тип — Программы, нацеленные в основном или исключительно на призыв к воздержанию от сексуальной жизни до вступления в брак (программы «как сказать „нет"» или «воздержания»).

2 тип — Программы, которые включают воздержание как возможный выбор, но также предполагают ознакомление с методами контрацепции и практиками «безопасного секса». Эти программы часто называют «всесторонним сексуальным образованием» в противовес программам «исключительно воздержания».

3 тип — Программы, которые включают элементы программ 2-го типа, но рассматривают их в более широком контексте развития личности. Именно такие программы легли в основу данных «Стандартов», где они отнесены к категории «целостного сексуального образования».

Как это покажется ни удивительным для среднего россиянина, которые привыкли винить в растлении нашей молодежи американскую пропаганду, программы 1-го типа получили поддержку со стороны Республиканской администрации США. Вообще программы 1-го и 2-го типов характерны для США, тогда как в Западной Европе преобладают программы 3-го типа. В Западной Европе сексуальность подростков, как правило, расценивается не как проблема и угроза, в отличие от США, а как одна из составляющих развития и обогащения личности.

Предложенные «Стандарты» стали первым шагом к созданию нормативов сексуального просвещения, пригодных для всего европейского региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Властовский В.Г. Акселерация роста и развития детей. М., 1970. С. 279.

2. Журавлева И.В. Нужно ли россиянам половое просвещение? № 205—206 6—19 июня 2005.

—--—

~ 117 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

3. Журавлева И.В. Здоровье подростков: социологический анализ. М.: ИС РАН, 2002. С. 31—39.

4. Лузан Н.В. и др. Медико-социальные исследования полового поведения подростков Новосибирской области за 5 лет (1994—1998) // ИППП. 1999. № 3. С. 43—46.

5. Кон И. С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. Дубна, 2001.

6. Сакевич В.И. Новые европейские стандарты сексуального образования. № 449—450.

7. Federal Centre for Health Education (BZgA) and WHO Regional Office for Europe. Standards for Sexuality Education in Europe. A framework for policy-makers, educational and health authorities and specialists. Cologne 2010. 1—23 января 2011.

TO THE QUESTION ABOUT THE NEED

FOR SEXUAL EDUCATION FOR ADOLESCENTS

AND THEIR PARENTS

M. Yu. Kadoshnikova

Peoples ' Friendship University of Russia Department of clinical physiology and non-drug therapy Moscow, Russia

Investigated the question of the necessity of sexual education of adolescents. Identified the need for reliable information to prevent use of unfair media. The absence of CIS civilized knowledge in the field of sex education we have stretches more than one generation. Parents themselves often are not educated and therefore not able to help their children.

Key words: parents, Teens, sex, education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.