Научная статья на тему 'Сексуальное образование и возраст сексуального просвещения в Западной социологии'

Сексуальное образование и возраст сексуального просвещения в Западной социологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5458
799
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕКСУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SEX EDUCATION / ВОЗРАСТ / AGE / ИССЛЕДОВАНИЯ / RESEARCH / ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА / РОДИТЕЛИ / PARENTS / ПРОСВЕЩЕНИЕ / EDUCATION / CURRICULUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шульгина Елена Викторовна

В статье представлен обзор крупных зарубежных исследований по вопросу сексуального образования детей и подростков. Рассматриваются стандарты уроков сексуального просвещения в школах Европы и Америки, тематика данных уроков. Статья также содержит анализ особенностей включения уроков сексуального просвещения в школьную программу той или иной страны и их проведения. Представлены полученные зарубежными исследователями данные социологических опросов родителей учащихся и самих учеников по поводу их отношения к введению курса сексуального образования, к качеству проводимых уроков. На основе проведённого анализа выявляются основные тенденции развития сексуального просвещения, его включения в обязательные школьные программы зарубежных стран, а также средний возраст начала получения информации сексуальной тематики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sex Education and Age of Sexual Enlightenment in Western Sociology

The article provides an overview of major international studies on the issue of sexual education of children and adolescents. We consider sex education lesson standards in schools of Europe and America, and the subject of these lessons. The article also provides an analysis of lessons incorporating sex education into the school curriculum of a country and their implementation. Foreignresearchers obtained data from sociological surveys of parents of pupils and the pupils themselves about their attitude to the introduction of a sex education course, and the quality of lessons, is presented. On the basis the analysis carried out, the main trends in the development of sex education, its inclusion in the school curriculum in foreign countries, as well as the average age of starting to receive information on sexual subject matter are identified.

Текст научной работы на тему «Сексуальное образование и возраст сексуального просвещения в Западной социологии»

Шульгина Е. В.

Сексуальное образование и возраст сексуального просвещения в западной социологии

Шульгина Елена Викторовна — научный сотрудник, Институт социологии РАН; аспирантка, факультет философии, ГАУГН. Россия, Москва, 117218, ул. Кржижановского, 24/35, корп. 5. E-mail: elena_shulgina@inbox.ru Тел.: +7 (499) 125 80 19

Аннотация. В статье представлен обзор крупных зарубежных исследований по вопросу сексуального образования детей и подростков. Рассматриваются стандарты уроков сексуального просвещения в школах Европы и Америки, тематика данных уроков. Статья также содержит анализ особенностей включения уроков сексуального просвещения в школьную программу той или иной страны и их проведения. Представлены полученные зарубежными исследователями данные социологических опросов родителей учащихся и самих учеников по поводу их отношения к введению курса сексуального образования, к качеству проводимых уроков. На основе проведённого анализа выявляются основные тенденции развития сексуального просвещения, его включения в обязательные школьные программы зарубежных стран, а также средний возраст начала получения информации сексуальной тематики.

Ключевые слова: сексуальное образование, возраст, исследования, школьная программа, родители, просвещение.

Современное общество характеризуется глобальной информатизацией, охватывающей все его сферы, проникающей в каждый дом. Сегодня доступ в Интернет есть у подавляющего большинства, в том числе и у детей. Именно на просторах глобальной паутины многие современные дети впервые сталкиваются, иногда и против своей воли, с информацией сексуального характера. Часто представляемые там картины шокируют неподготовленную детскую психику и прививают неправильные модели поведения. В целом современное поколение, по сравнению с предыдущим, характеризуется более ранним вступлением в половую жизнь. В связи с этим в настоящее время остро встаёт вопрос о необходимости сексуального образования в рамках этических норм, а также о возрасте сексуального просвещения. Эти вопросы являются предметом исследования учёных разных стран. Данной проблематикой активно занимаются в Европе (Швеции, Великобритании, Германии, Израиле) и США. Целью настоящей статьи является обзор крупных зарубежных исследований по теме сексуального образования детей и подростков для выявления мировых тенденций и особенностей, а также среднего возраста сексуального просвещения.

По данным Европейского регионального бюро ВОЗ сегодня в большинстве стран Европы в той или иной степени разработаны стандарты сексуального образования [Европейское региональное..., 2010]. Впервые уроки по сексуальному воспитанию стали обязательными в Швеции (середина1950-х гг.), затем их ввели в Германии (1968 г.), Австрии, Дании, Финляндии, Нидерландах, Швейцарии (1970-е гг.), в 1980-х гг. они получили распространение в Великобритании, Франции, Испании, Италии, Португалии. Позже сексуальное образование появилось в Бельгии, Греции, Латвии, Эстонии, Словакии (1990-е гг.) и лишь в 2003 г. — в Ирландии [Образование в области..., 2013]. В целом во всех европейских странах прослеживается тенденция введения обязательного сексуального образования, лишь немногие из них всё ещё не имеют данного предмета в школьной программе. Остановимся более подробно на анализе ситуации с сексуальным просвещением в некоторых европейских странах.

Швеция одной из первых стран в мире включила уроки по сексуальному развитию в школьную программу. Уже в 1955 году данные уроки стали обязательными. Более того, к 1970-м гг. в стране появились специальные курсы, дополнительные к сексуальному образованию в школах.

Шведские исследователи Университета Упсала из Отдела по общественному здоровью и здоровью женщин и детей М. Экстранд, К. Ингблом, М. Ларссон и Т. Тайд провели опрос о содержании сексуального образования в стране. По его результатам у большинства опрошенных (97%) были уроки по сексуальному развитию, отличающиеся по содержанию и качеству. 60% отметили, что тема развития тела человека была освещена достаточно хорошо. Однако выделился целый ряд тем, который, по мнению участников опроса, был недостаточно раскрыт на уроках. Среди них: изнасилование (96%), сексуальные домогательства (94%), аборт (81%), экстренная контрацепция (80%), рождаемость (80%) и беременность (59%). Молодые респонденты (13—19 лет) заявили, что хотели бы получить больше информации по теме экстренной контрацепции, гомосексуальности, бисексуальности и транссексуальности. В целом, по данным шведских исследователей, более трети опрошенных назвали сексуальное образование «скудным» или «очень скудным». Среди способов его улучшения респонденты отмечают: расширение информации, организацию большего количества дискуссий, включение разнонаправленной тематики и предоставление более компетентных преподавателей. [Ekstrand etc., 2011].

Как утверждают те же шведские авторы, с середины 1990-х гг. сексуальное образование в школах из отдельного предмета превратилось в мультидисци-плинарную тему, которая затрагивалась на уроках биологии, граждановедения, религии. Уже к 5 классу ученик шведской школы должен обладать знаниями о репродукции, половой зрелости, взрослении и смерти. К окончанию 9 класса к вышеперечисленному должны добавиться знания о половой жизни, контрацепции и заболеваниях, передающихся половым путём. [Ekstrand, etc., 2011].

На сегодняшний день в Швеции во всех общественных школах, начиная с начального звена (7—10 лет), проводятся уроки по сексуальному воспитанию. В целом, по утверждению шведских исследователей, сексуальное образование

в их стране направлено на побуждение учащихся к размышлению о нормах и ценностях современного общества, к дискуссиям на разнообразные темы, охватывающие сексуальность, репродукцию, взаимоотношения. А также, что немаловажно, учащимся предоставляется возможность задавать волнующие их вопросы [Ekstrand, etc., 2011].

Тема сексуального образования актуальна и для Великобритании. Британские исследователи считают, что в программу сексуального образования современной молодёжи должны быть включены следующие темы: сексуальное развитие и репродукция (включая физические и эмоциональные изменения, связанные с периодом полового созревания, зачатие, заболевания, передающиеся половым путём, ВИЧ); контрацепция и контроль рождаемости; взаимоотношения (виды взаимоотношений, любовь и обязательства, брак, законы, связанные с сексуальным поведением, взгляд религии и культуры на секс и сексуальность); сексуальность (гетеро-, гомосексуальность) [Sex Education..., 2015].

Британские авторы, в частности Д. Кирби, утверждают, что сексуальное образование в целом должно быть направлено на снижение проявлений рискованного поведения [Sex Education..., 2015]. Для этого, по мнению исследователей, необходима подробная информация о рисках, связанных с сексуальной активностью, а также о способах избегания или откладывания половой связи. Причём подходы к обучению должны быть многообразны и зависеть от возраста и культурного уровня обучающегося. Кроме того, правильное сексуальное образование должно включать в себя темы, касающиеся гомосексуализма, а ученики гомосексуальной ориентации нуждаются в уроках по сексуальности своего типа, которые научат их справляться с разными жизненными ситуациями, а также помогут избавиться от предрассудков среди их сверстников. Необходимо, по их мнению, включать в обучение такие темы, как права гомосексуальных супругов и однополых родителей [Sex Education..., 2015].

Британские исследователи считают, что сексуальное образование должно начинаться достаточно рано, до периода полового созревания. Сиобан Фригард — основатель форума «Мамы в сети» (Netmums) - приводит данные исследования своего форума: 89% опрошенных родителей согласны с тем, что современные дети находятся под давлением, взрослеют намного раньше, чем предшествующие поколения, и интересуются сексом до того, как становятся готовы к этому [Burns, 2014].

Подходящий для информации о сексе возраст зависит от физического, эмоционального и интеллектуального развития молодых людей. По мнению исследователей, в раннем возрасте следует давать

базовые сведения, которые в дальнейшем послужат фундаментом для более сложных знаний. Для начала, например, можно рассказывать о том, как люди растут и меняются. В предподростковом возрасте давать более подробную информацию о периоде полового созревания, о вирусах и микробах, поражающих человеческое тело, а в дальнейшем — о заболеваниях, передающихся половым путём.

Правительство Великобритании сделало уроки по взаимоотношениям и сексу обязательными в начальной и средней школе и лишило родителей права не пускать своих детей на данные уроки по достижении ими 15 лет. Британские авторы (Л. Думас) подчёркивают, что родителям надо понять: сексуальное образование безопасно и не будет провоцировать их детей на аморальное поведение [Sex Education..., 2015].

По данным газеты Telegraph, в связи с высоким уровнем сексуализации современной молодёжи члены парламента Великобритании пришли к выводу о необходимости усовершенствования сексуального образования в 40% британских школ и придания этим урокам такой же важности как урокам английского языка. Они также заявляют, что молодые люди имеют право на получение такой информации, которая будет способствовать их здоровью и безопасности [Riley-Smith, 2015].

Люси Эммерсон — ведущий сотрудник Форума о сексуальном образовании — отмечает, что сексуальное образование будет более эффективно, если и родители будут говорить с детьми о взрослении, сексе и взаимоотношениях. Школа и родители должны действовать сообща, обучая детей быть критичными потребителями современных средств массовой информации, способными контролировать их давление на себя [Burns, 2014].

В Германии сексуальное образование включено в программу четвёртого класса общеобразовательной школы (8 — 9 лет). Основными темами данных уроков являются: тело и здоровье, физические отличия между мальчиками и девочками, гендерные роли, дружба и любовь, беременность и роды, сексуальные потребности, предупреждение сексуального насилия, культурные отличия в восприятии темы секса.

Программа сексуального образования для детей седьмого класса усложняется, становится более предметной. На уроках разбираются более сложные темы, такие, как: сексуальность, половые взаимоотношения, гомосексуализм, репродуктивные системы мужчин и женщин, зачатие, человеческий эмбрион, венерические заболевания, контрацепция и контроль рождаемости [Половое воспитание., 2014].

Как и в других странах, в Германии многие родители (особенно представители ортодоксальных, мусульманских, семей) выражают опасение, что данные уроки могут подтолкнуть детей к безнравственному поведению, привести к половой распущенности. В связи с этим учителя немецких школ проводят беседы с родителями, заранее знакомят их с темами предстоящих уроков, с содержанием программы, тем самым снимая излишние волнения. Однако и сами учителя нередко делятся друг с другом переживаниями по поводу проведения уроков по

сексуальному развитию. В интернете создаются целые форумы, на которых учителя делятся своим опытом построения бесед с учениками на данные темы, поддерживают друг друга.

Автор статьи о сексуальном воспитании в немецких школах С. Бабкин приводит пример того, как обычно строится урок по сексуальному развитию: класс делится на 2 группы (на одной беседе присутствуют только мальчики, на другой — только девочки). Для того чтобы снять стеснение, в классе стоит специальный ящик, куда дети кидают анонимные записки с волнующими их вопросами. На уроке учитель разбирает данные записки и старается вести беседу в интересующем большинство направлении [Бабкин, 2013].

Итак, в Германии уроки по сексуальному развитию входят в обязательную школьную программу и направлены на то, чтобы адаптировать детей к современному миру, где тема секса присутствует повсеместно. Программа сексуального образования призвана содействовать здоровому эмоциональному и физическому развитию детей и подростков. Однако споры о необходимости данных уроков не утихают. Так, в 2014 году по этому поводу разразился скандал. Девочка из верующей семьи отказалась посещать уроки сексуального воспитания, в связи с чем родителей обязали платить штраф. Данная история вызвала сильный общественный резонанс, в нескольких городах прошли акции в поддержку родителей девочки. Таким образом, жители Германии до сих пор не пришли к единому мнению о том, нужно ли давать детям информацию о сексе, и с какого возраста она необходима.

Ситуация в школах Израиля также неоднозначна. В 2012 г. в религиозных школах страны стали вводить новый предмет, названный «Дом, образование и семья». В его рамках учащимся преподавали темы контрацепции, добрачных отношений, сдержанности и статуса женщин. Данный предмет получил одобрение раввинов. Материалы курса в основном базировались на книге раввина Эли Шейнфелда «Природа, сердце и человечество». Это произведение имело непререкаемый авторитет в программе религиозного сексуального образования. Моше Вайншток — один из инициаторов данной программы — отметил, что столь неоднозначные темы впервые стали рассматриваться в рамках религиозного образования. Учащиеся начали обсуждать вопросы любви, взаимоотношений между полами, использования контрацептивов — темы, которые раньше считались табу. Моше Вайншток заявляет: «Если мы не будем говорить на эти темы с подростками сейчас, то не будем уже никогда» [Нсуюк Акта, 2012].

Однако уже через год, после решения министра образования Израиля о цензуре учебников, уроки по сексуальному образованию в государственных религиозных школах были отменены. По требо-

ванию ортодоксальных еврейских преподавателей и директоров из учебников были изъяты главы о репродукции, предотвращении нежелательной беременности и заболеваниях, передающихся половым путём. Такое решение вызвало спор среди мирского населения Израиля. Оно выказало своё недовольство по поводу вмешательства религиозной организации в частную жизнь. В статье газеты «Jerusalem Post» «Израильские религиозные школы препятствуют сексуальному образованию» автор Линда Градштейн приводит высказывание парламентария Израиля по этому вопросу: «Это абсолютно нелепо! Мы должны знать, как устроены наши тела и откуда появляются дети. Сектор религиозного образования просто отказывается понимать, что дети уже знают обо всём из Интернета и других источников» [Gradstein, 2013]. С точки зрения министра образования, уроки сексуального воспитания не должны быть отменены, но их следует отнести на 10 — 11 класс, в 7 классе дети ещё эмоционально к ним не готовы.

Л. Градштейн в упомянутой статье сообщает об исследовании, проведённом в системе образования страны. По его данным, в стране 1,7 млн учащихся

1 — 12 классов. Из них около 25% — арабское население, которое посещает свои школы, 45% — светские учащиеся, 15% — ультра-ортодоксальные, которые проходят религиозный курс обучения без уроков по сексуальному воспитанию и 12% — учащиеся государственных религиозных школ, курс обучения которых совмещает религиозную и светскую программы [Gradstein, 2013].

Представители ортодоксального стиля жизни не видят необходимости в уроках сексуального воспитания. Согласно их представлениям, секс до брака запрещён. А молодым людям, решившим пожениться, сексуальное образование заменяют консультации религиозного наставника.

Ана Хоффман, руководитель Израильского религиозного центра (Israeli Religious Action Centre), выразила несогласие с отменой сексуального образования. Газета «The Guardian» приводит её цитату: «Если мы начнём фильтровать науку по причине сдержанности, то, в конце концов, придём к неспособности обучать детей Израиля. Обучение детей темам сексуального образования в информативном и пристойном ключе никак не оскорбляет религию» [Sherwood, 2013].

В США первые программы сексуального воспитания появились в 1940-х гг. В конце 1960-х гг. занятия по этим программам стали внедрять в общественные школы. К 1990-м гг. уже 93% американских общественных школ было охвачено программами сексуального образования [Арапов, 2015]. Однако общественная позиция по данному вопросу была неоднозначной. Согласно Совету по сексуальной информации и образованию (SIECUS) в период с 1992 по 1997 гг. во всех 50 штатах Америки имело место более 500 случаев местных споров по поводу сексуального образования [Donovan, 1998].

Образовательные программы по сексуальному воспитанию, преподаваемые американским подросткам в конце 1990-х гг., можно разделить на 5 основных групп:

• воздержание, сексуальное образование, программы по изучению ВИЧ;

• программы по изучению контрацепции;

• программы по сексуальному образованию родителей и их детей;

• многокомпонентные программы;

• программы по развитию молодёжи.

Что касается современных образовательных программ США, то, как отмечают американские исследователи, в частности У. Ганон, они направлены на то, чтобы помочь родителям и детям более открыто говорить о сексе [Gagnon Wayne, 2002].

В 2012 году кафедра социологии колледжа Род-Айленда провела исследование, которое включало опрос 42 родителей, имеющих детей в возрасте от 12 до 18 лет, по поводу их мнения о сексуальном образовании современной молодёжи. Данное исследование выявило, что все 42 родителя согласны с тем, что их детям нужно давать более информативное и полное сексуальное образование. 38 родителей считают, что тема воздержания должна быть включена в программу сексуального образования, но лишь как право свободного выбора, а не как единственно верный путь. 4 родителей уверены, что в современном мире воздержание невозможно, поэтому не должно преподаваться [Conti, 2012]1.

Все опрошенные родители сошлись во мнении, что в программу сексуального образования должны быть включены следующие темы: анатомия мужского и женского тела; заболевания, передающиеся половым путём; предотвращение нежелательной беременности; половая зрелость и здоровые взаимоотношения. Мнения разошлись по поводу включения таких тем как: воздержание, безопасный секс, сексуальное разнообразие и сексуальная ориентация. Однако все родители выразили уверенность, что сексуальное образование в будущем сможет помочь их детям принимать более взвешенные решения, позволит лучше узнать себя и вырасти ответственными людьми. Так, Джен - мать 10-летнего сына и 14-летней дочери — считает: «В Америке каждый день дети и взрослые получают разнообразные посылы сексуальности. Я считаю, что это наносит негативный оттенок на сексуальность в целом как нечто плохое, грязное. Но я думаю, это можно изменить, если давать детям правильную информацию» [Conti, 2012].

Пенелопа — мать 18-летней дочери — поделилась своей семейной историей относительно нужности сексуального образования детей. Её брат Монро, отец двух дочерей, всегда придерживался мнения, что нужно учить только воздержанию, тогда как сама Пенелопа и другие её родственники были сторонниками более открытого диалога со своими детьми по поводу секса. В итоге, для обеих дочерей Монро вступление в добрачную половую связь окончилось беременностью. Пенелопа подчёркивает, что ни у одного из племянников или племянниц Монро не было детей в таком раннем возрасте.

Центром по контролю за заболеваниями и их профилактикой (CDC) недавно был проведён опрос, целью которого было выявление содержания предмета сексуального образования в американских школах. Его результаты показали, что в 86% школ учат тому, что воздержание — наиболее эффективный способ предотвращения нежелательной беременности и заболеваний, передающихся половым путём. В 82% школ учащимся рассказывают о рисках, связанных с частой сменой половых партнёров. В 79% школ говорят о свиданиях и взаимоотношениях, в 77% - о развитии человека, в 69% - о браке и обязательствах, в 65% - об эффективности использования презервативов, в 48% — о сексуальной идентичности и сексуальной ориентации [Sexuality Information..., 2015].

Что касается возраста сексуального просвещения в США, то по данным Национального исследования роста семьи (National Survey of Family Growth), наибольшее число подростков получают официальное сексуальное образование до достижения ими 18 лет (96% девушек и 97% юношей). Девушки более охотно, чем юноши, разговаривают с родителями о сексе и контроле за рождаемостью. Примерно две девушки из трёх обсуждают с родителями вопрос «Как сказать нет сексу», тогда как среди юношей этот показатель — два из пяти [Gladys and oth..., 2010].

Исследователи Университета Джорджтауна (Georgetown University) считают, что официальное сексуальное образование должно начинаться уже у детей с 10 лет. Они подчёркивают, что сексуальность и половая идентичность начинает формироваться у детей в период между 10 и 14 годами. Виктория Дженнингс — директор Института репродуктивного здоровья Джорджтауна (Institute for Reproductive Health at Georgetown) — утверждает, что «подростки всех культур и социальных статусов к 10, 11, 12 годам знают, как соответствовать своим половым ролям» [Culp-Ressler..., 2014]. При помощи образовательных программ сексуального воспитания (подходящих для каждого конкретного возраста) можно избежать ненужного риска, рассказав учащимся о правилах безопасного секса и полового здоровья.

По результатам опроса кафедры социологии упомянутого выше колледжа Род-Айленда, мнения 42 родителей относительно возраста, подходящего для начала сексуального образования, существенно разошлись. Так, один из родителей считает, что начинать сексуальное образование можно с 8 лет, 7 родителей считают, что с 15 лет, 19 родителей — с 16 лет, 3 родителя — с 17 лет, и 12 родителей — с 18 лет. Отметим, что официальный брачный возраст штата Род-Айленд — 15 лет [Conti, 2012]. В основном, большинство школ США начинают программы по сексуальному воспитанию в 3—4 классе (7—9 лет).

Противники сексуального образования в качестве довода приводят убеждение, что данные уроки побудят детей к сексуальным экспериментам. Однако В. Дженнингс говорит о противоположном эффекте. Дети, получившие современное сексуальное образование в школе, более склонны к тому, чтобы откладывать секс, а также они более глубоко понимают проблемы, связанные с сексуальным насилием. Она убеждена, что программы сексуального образования направлены на развитие здоровой самооценки и способности принимать правильные решения [Culp-Ressler..., 2014].

В целом в США относительно сексуального образования по состоянию на 1 января 2015 года приводятся следующие данные:

♦ в 22 штатах и округе Колумбия требуется преподавание уроков сексуального воспитания в общеобразовательных школах;

♦ в 33 штатах и округе Колумбия требуется преподавание инструкций для учащихся о ВИЧ/СПИД;

♦ в 19 штатах требуется, чтобы сексуальное образование было медицински, фактически и технически точным;

♦ 37 штатов и округ Колумбия требуют от управления школ допускать вмешательства родителей в программы по сексуальному образованию;

♦ в 3 штатах необходимо разрешение родителей перед допуском детей к урокам сексуального воспитания;

♦ 35 штатов и округ Колумбия допускают отказ родителей от посещения их детьми данных уроков [State Policies..., 2015].

Подводя итоги, следует отметить, что сексуальное образование — животрепещущая тема. Споры о необходимости его введения в обязательную школьную программу не утихают до сих пор. Если в одних странах, таких как Швеция, США данный предмет входит в образовательную программу уже на протяжении десятилетий, то для других (Германия, Израиль) целесообразность его преподавания всё ещё стоит под большим вопросом. С одной стороны, нельзя не отметить важность освещения таких жизненных тем как половое здоровье, средства защиты от заболеваний, передающихся половым путём, контроль рождаемости и др. Подростки не просто имеют право на информацию подобного рода, она необходима им для избегания возможных ошибок, повышения собственной самооценки, контроля своего будущего. С другой стороны, сексуальное образование всё ещё настораживает родителей. Несмотря на доступность и повсеместность откровенной информации в СМИ, некоторые из них считают, что именно уроки сексуальной тематики подтолкнут их детей к аморальному поведению.

Единого ответа на вопрос о том, с какого же возраста следует вводить уроки сексуального просвещения, также нет. В одних странах считают, что с 7—8 лет, в других — с 10. Исследователи лишь сходятся во мнении, что начинать вести беседы в рамках сексуального воспитания необходимо с детьми до начала периода полового созревания, чтобы со временем подготовить их к более серьёзным и сложным темам.

Что касается России, то в 1996 году была предпринята попытка проведения пробных уроков по сексуальному воспитанию. Однако вскоре их отменили из-за отрицательной общественной реакции [Сексуальное

образование..., 2015]. В настоящее время можно выделить лишь отдельные случаи преподавания учащимся тем сексуального воспитания: в Красноярском крае врачи проводят беседы с учениками старших классов о контрацепции и гигиене, в Москве открылась школа репродуктивного здоровья детей и подростков, где ведут лекции о репродуктивной системе и половом воспитании, в ряде школ Санкт-Петербурга учащимся также стали рассказывать о половой жизни [Половое воспитание., 2015].

По поводу обязательного преподавания уроков сексуального воспитания в государственных школах России следует привести слова уполномоченного по правам ребёнка в РФ Павла Астахова, представленные в газете «Интерфакс»: «У меня спрашивают: когда у вас появится секс-просвет? Я говорю: никогда» [Астахов, 2014]. Таким образом, можно говорить о том, что на сегодняшний день введение сексуального образования у общественного большинства вызывает настороженность, часто даже воспринимается достаточно негативно и в ближайшем будущем включение в школьную программу таких уроков не планируется.

Список литературы

Арапов М. Сексуальное воспитание школьников: опыт США [Электронный Ф ресурс] // URL: http://ladyfromrussia.com/kamaval/usa/arapov.shtml (Дата обра- #

щения: 02.02.2015).

Астахов П. А. В российских школах не будет уроков сексуального просвещения /Взгляд/ 1 декабря 2014/ [Электронный ресурс] // URL: http://www.vz.ru/ news/2014/12/1/717965.html (Дата обращения: 22.04.2015).

Бабкин С. Сексуальное воспитание в немецких школах (28.09.2013) [Электронный ресурс] // URL: http://www.tupa-germania.ru/obrazovanie/ sexualnoe-vospitanie-v-nemetskih-shkolah.html (Дата обращения: 30.03.2015).

Европейское региональное бюро ВОЗ и ФЦПСЗ. Стандарты сексуального образования в Европе. Федеральный центр просвещения в сфере здравоохранения, ФЦПСЗ. Кёльн 2010 [Электронный ресурс] // URL: http://rodkom.org/ftp/ oficial/standart_sex.pdf (Дата обращения: 22.04.2015).

Образование в области здоровья в Европе и в странах Восточной Европы и Центральной Азии (ВЕЦА). Подготовлено по материалам ЮНЕСКО и ВОЗ, обзора «Профилактическое образование в странах Восточной Европы и Центральной Азии», ЮНЕСКО, Москва, 2013. Adolesmed. UNESCO. [Электронный ресурс] // URL: http://adolesmed.szgmu.ru/p/82/?m1=4 (Дата обращения: 22.04.2015).

Половое воспитание в Германии: школа, дом, общество [Электронный ресурс] // LIFEISTGUT. О Германии, людях и визах. URL: http://lifeistgut.com/ polovoe-vospitanie-v-germanii/ (Дата обращения: 23.04.2015).

Половое воспитание в России: быть или не быть [Электронный ресурс] // Дети в приоритете URL: http://detiprior.ru/obrazovanie/polovoe-vospitanie-v-rossii-byt-ili-ne-byt.html (Дата обращения: 20.04.2015).

Сексуальное образование в школах России [Электронный ресурс] // Imhomir. URL: http://imhomir.com/blog/Semyia/10628.html (Дата обращения: 20.04.2015).

Burns J. Sex education 'not taught properly by schools' /BBC News/6 June 2014/ [Электронный ресурс] // BBC News URL: http:// www.bbc.com/news/education-27733256 (Дата обращения: 11.03.2015).

Conti K. Sex Education In Our Schools /Spring 4 - 2012/ [Электронный ресурс] // Rhode Island College Digital Commons @ RIC URL: http://digitalcommons.ric.edu/cgi/viewcontent. cgi?article=1067&context=honors_proj ects (Дата обращения: 02.03.2015).

Culp-Ressler T. Sex Ed Classes Should Start As Early As Age 10, Researchers Recommend /August 5, 2014/ [Электронный ресурс] // Thinkprogress URL: http://thinkprogress.org/health/2014/08/05/3467593/ sex-ed-classes-earlier/ (Дата обращения: 11.03.2015).

Donovan P. School-Based Sexuality Education: The Issues and Challenges [Электронный ресурс] // Guttmacher Institute. URL: http:// www.guttmacher.org/pubs/journals/3018898.html (Дата обращения: 02.02.2015).

Ekstrand M., Engblom C., Larsson M., Tyde T. Sex education in Swedish schools as described by young women. The European Journal of Contraception and Reproductive Health Care /June 2011/ [Электронный ресурс] // URL: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s& source=web&cd=3&ved=0CC0QFjAC&url=http%3A%2F%2Fwww. researchgate.net%2Fprofile%2FMargareta Larsson%2Fpublication% 2F50418680_Sex_education_in_Swedish_schools_as_described_by_young_ women%2Flinks%2F0fcfd510a8d4c3eb0f000000.pdf&ei=qgA1VY Baj nywO534C4DA&usg=AFQjCNE 0jTP9BAVyV38ynW70BLtf-0zhA&bvm=bv.91071109,d.bGQ&cad=rja (Дата обращения: 08.04.2015).

Gagnon W. C. Teenage Sexuality and Sex Education: an Objective Analysis of School Sex Education Programs /A Research Paper/ The Graduate School University of Wisconsin-Stout May, 2002 [Электронный ресурс] // SiteSeerX URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download? doi=10.1.1.390.6976&rep=rep1&tvpe=pdf (Дата обращения: 18.02.2015).

Gladys M., Joyce A., Casey C. Educating Teenagers About Sex in the United States /NCHS Data Brief № 44 September 2010/ [Электронный ресурс] // Centers for Disease Control and Prevention URL: http://www. cdc.gov/nchs/data/databriefs/db44.htm (Дата обращения: 03.03.2015).

Gradstein L. Israeli religious schools balk at sex education 09/05/2013/ [Электронный ресурс] // The Jerusalem Post URL: http:// www.jpost.com/National-News/Israeli-religious-schools-balk-at-sex-education-325317 (Дата обращения: 31.03.2015).

Kelefang B. Sexuality Education in Sweden A study based on research and young people's service providers in Gothenburg /Spring 2008/ [Электронный ресурс] // Göteborgs University URL: https://gupea.ub.gu.se/bitstream/2077/17923/1/ gupea 2077 17923 1.pdf (Дата обращения: 08.04.2015).

Novick A. Religious schools to teach teens sex ed /Jewish World/02.07.12/ / [Электронный ресурс] // Israel Jewish Scene URL: http://www.ynetnews.com/ articles/0,7340,L-4185803,00.html (Дата обращения: 31.03.2015).

Riley-Smith B. Sex education 'should be made compulsory in primary schools' /The Telegraph 17 Feb 2015/ [Электронный ресурс] // The Telegraph URL: http:// www. telegraph.co.uk/news/politics/11416312/Sex-education-should-be-made-compulsory-in-primary-schools.html (Дата обращения: 26.03.2015).

Sex Education That Works [Электронный ресурс] // AVERTing HIV and AIDS URL: http://www.avert.org/sex-education-works.htm (Дата обращения: 12.03.2015).

Sexuality Information and Education Council of the United States [Электронный ресурс] // SIECUS URL: http:// www.siecus.org/index.cfm?fuseaction=page.viewpag e&pageid=521&grandparentID=477&parentID=514 (Дата обращения: 02.03.2015).

Sherwood Harriet Israel orders school textbook publishers to remove sex education material [Электронный ресурс] // The Guardian /03.09.2013/ URL: http://www. theguardian.com/world/2013/sep/03/israel-school-textbook-sex-education (Дата обращения: 31.03.2015).

State Policies on Sex Education in Schools/ NCSL, 2015; Guttmacher Institute, 2015; Powered by StateNet/ [Электронный ресурс] // MedLinks.ru URL: http:// www.ncsl.org/research/health/state-policies-on-sex-education-in-schools.aspx (Дата обращения: 11.03.2015).

Sex Education and Age of Sexual Enlightenment in Western Sociology

Shul'gina Elena Viktorovna

Research Fellow, Institute of Sociology, Russian Academy of Sciences; graduate student, Department of Philosophy, GAUGN. Krzhizhanovskogo str., 24/35, build 5, 117218, Moscow, Russia. E-mail: elena_shulgina@inbox.ru

Abstract. The article provides an overview of major international studies on the issue of sexual education of children and adolescents. We consider sex education lesson standards in schools of Europe and America, and the subject of these lessons. The article also provides an analysis of lessons incorporating sex education into the school curriculum of a country and their implementation. Foreign

researchers obtained data from sociological surveys of parents of pupils and the pupils themselves about their attitude to the introduction of a sex education course, and the quality of lessons, is presented. On the basis the analysis carried out, the main trends in the development of sex education, its inclusion in the school curriculum in foreign countries, as well as the average age of starting to receive information on sexual subject matter are identified.

Keywords: sex education, age, research, curriculum, parents, education. Reference

Arapov M. Seksual'noe vospitanie shkol'nikov: opyt SShA. [Sexual education of students: the US experience]. [Elektronnyj resurs] URL: http://ladyfromrussia.com/ karnaval/usa/arapov.shtml (Data obrashhenija: 02.02.2015). (In Russ.).

Astahov P. A. V rossijskih shkolah ne budet urokov seksual'nogo prosveshhenija. [In Russian schools would not sex education lessons]. /Vzgljad/ 1 dekabrja 2014/ [Elektronnyj resurs] // URL: http://www.vz.ru/news/2014/12/1/717965.html (Data obrashhenija: 22.04.2015). (In Russ.).

Babkin S. Seksual'noe vospitanie v nemeckih shkolah. [Sexualeducation in German schools]. (28.09.2013) [Elektronnyj resurs] // URL: http://www.tupa-germania.ru/ obrazovanie/sexualnoe-vospitanie-v-nemetskih-shkolah.html (Data obrashhenija: 30.03.2015). (In Russ.).

Evropejskoe regional'noe bjuro VOZ i FCPSZ. Standarty seksual'nogo obrazovanija v Evrope. [Standards for Sexuality Education in Europe]. Federal'nyj centr prosveshhenija v sfere zdravoohranenija, FCPSZ. Kjol'n 2010 [Elektronnyj resurs] // URL: http:// rodkom.org/ftp/oficial/standart_sex.pdf (Data obrashhenija: 22.04.2015). (In Russ.).

Obrazovanie v oblasti zdorov'ja v Evrope i v stranah Vostochnoj Evropy i Central'noj Azii. [Education in the field of health in Europe and in Eastern Europe and Central Asia]. (VECA). Podgotovleno po materialam JuNESKO i VOZ, obzora «Profilakticheskoe obrazovanie v stranah Vostochnoj Evropy i Central'noj Azii», JuNESKO, Moskva, 2013. Adolesmed. UNESCO. [Jelektronnyj resurs] // URL: http://adolesmed.szgmu. ru/p/82/?m1=4 (Data obrashhenija: 22.04.2015). (In Russ.).

Polovoe vospitanie v Germanii: shkola, dom, obshhestvo. [Sex education in Germany: the school, the home, society]. [Elektronnyj resurs] // LIFEISTGUT. O Germanii, ljudjah i vizah. URL: http://lifeistgut.com/polovoe-vospitanie-v-germanii/ (Data obrashhenija: 23.04.2015).

Polovoe vospitanie v Rossii: byt' ili ne byt'. [Sex education in Russia: to be or not to be]. [Elektronnyj resurs] // Deti v prioritete. URL: http://detiprior.ru/obrazovanie/polovoe-vospitanie-v-rossii-byt-ili-ne-byt.html (Data obrashhenija: 20.04.2015). (In Russ.).

Seksual'noe obrazovanie v shkolah Rossii. [Sex education in Russian schools]. [Elektronnyj resurs] // Imhomir. URL: http://imhomir.c om/blo g/Semyia/10628.html (Data obrashhenija: 20.04.2015). (In Russ).

Conti K. Sex Education In Our Schools /Spring 4-2012/ [Electronic resource] // Rhode Island College Digital Commons @ RIC URL: http://digitalcommons.ric.edu/cgi/ viewcontent.cgi?article=1067&context=honors_projects (Date of treatment: 02.03.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Culp-Ressler T. Sex Ed Classes Should Start As Early As Age 10, Researchers Recommend /August 5, 2014/ [Electronic resource] // Thinkprogress URL: http:// thinkprogress.org/health/2014/08/05/3467593/sex-ed-classes-earlier/ (Date of treatment: 11.03.2015).

Donovan P. School-Based Sexuality Education: The Issues and Challenges [Electronic resource] // Guttmacher Institute. URL: http:// www.guttmacher.org/pubs/journals/3018898.html (Date of treatment: 02.02.2015).

Ekstrand M., Engblom C., Larsson M., Tyde T. Sex education in Swedish schools as described by young women. The European Journal of Contraception and Reproductive Health Care /June 2011/ [Electronic resource] // URL: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd= 3&ved=0CC0QFjAC&url=http%3A%2F%2Fwww.researchgate.net%2Fprofile%2FMargareta_Larsso n%2Fpublication%2F50418680_Sex_education_in_Swedish_schools_as_described_by_young_wome n%2Flinks%2F0fcfd510a8d4c3eb0f000000.pdf&ei=qgA1VY_Bajnyw0534C4DA&usg=AFQjCNE_0j TP9BAVyV38ynW70BLtf-0zhA&bvm=bv.91071109,d.bGQ&cad=rja (Date of treatment: 08.04.2015).

Gagnon W. C. Teenage Sexuality and Sex Education: an Objective Analysis of School Sex Education Programs /A Research Paper/ The Graduate School University of Wisconsin-Stout May, 2002 [Electronic resource] // SiteSeerX URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=1 0.1.1.390.6976&rep=rep1&type=pdf (Date of treatment: 18.02.2015).

Gladys M., Joyce A., Casey C. Educating Teenagers About Sex in the United States /NCHS Data Brief № 44 September 2010/ [Electronic resource] // Centers for Disease Control and Prevention URL: http://www.cdc.gov/nchs/data/databriefs/db4 4.htm (Date of treatment: 03.03.2015).

Gradstein L. Israeli religious schools balk at sex education 09/05/2013/ [Electronic resource] // The Jerusalem Post URL: http:// www.jpost.com/National-News/Israeli-religious-schools-balk-at-sex-education-325317 (Date of treatment: 31.03.2015).

Kelefang B. Sexuality Education in Sweden A study based on research and young people's service providers in Gothenburg /Spring 2008/ [Electronic resource] // Göteborgs University URL: https:// gupea.ub.gu.se/bitstream/2077/17923/1/gupea_2077_17923_1.pdf (Date of treatment: 08.04.2015).

Novick A. Religious schools to teach teens sex ed. /Jewish World/02.07.12/ [Electronic resource] // Israel Jewish Scene URL: http://www.ynetnews.com/articles/0,7340,L-4185803,00.html (Date of treatment: 31.03.2015).

Riley-Smith B. Sex education 'should be made compulsory in primary schools' /The Telegraph 17 Feb 2015/ [Electronic resource] // The Telegraph URL: http:// www.telegraph.co.uk/news/ politics/11416312/Sex-education-should-be-made-compulsory-in-primary-schools.html (Date of treatment: 26.03.2015).

Sex Education That Works [Electronic resource] // AVERTing HIV and AIDS URL: http://www. avert.org/sex-education-works.htm (Date of treatment: 12.03.2015).

Sexuality Information and Education Council of the United States [Electronic resource] // SIECUS URL: http:// www.siecus.org/index.cfm?fuseaction=page.viewpage&pageid=521&grandp arentID=477&parentID=514 (Date of treatment: 02.03.2015).

Sherwood Harriet Israel orders school textbook publishers to remove sex education material [Electronic resource] // The Guardian /03.09.2013/ URL: http://www.theguardian.com/world/2013/ sep/03/israel-school-textbook-sex-education (Date of treatment: 31.03.2015).

State Policies on Sex Education in Schools/ NCSL, 2015; Guttmacher Institute, 2015; Powered by StateNet/ [Electronic resource] // MedLinks.ru URL: http://www.ncsl.org/research/health/state-policies-on-sex-education-in-schools.aspx (Date of treatment: 11.03.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.