Научная статья на тему 'Половое воспитание старших школьников в контексте системы образования'

Половое воспитание старших школьников в контексте системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4217
527
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / ПОДРОСТКИ / УЧИТЕЛЯ / РОДИТЕЛИ / ПРОГРАММЫ / ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / STATE / EDUCATION / HEALTH / TEENAGERS / TEACHERS / PARENTS / PROGRAMS / SEX EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Лариса Витальевна

Рассматривается здоровье подрастающего поколения, отношение преподавателей к половому воспитанию молодежи в системе образования и родителей, несущих ответственность за своих взрослеющих детей. Внедрение в систему образования программ, в особенности программы о половом воспитании подростков, приведет к более осознанному отношению подростков к своему здоровью и формированию жизненных ценностей и приоритетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEX EDUCATION OF SENIOR SCHOOLCHILDREN IN THE CONTEXT OF THE EDUCATION SYSTEM

This article discusses the health of the younger generation, the teachers'' attitudes to sex education of youth in the educational system, and parents’ responsibility for their growing children. Introduction in the system of education programs, particularly programs of sex education for adolescents, will lead to a more careful attitude to health and the formation of life values and priorities.

Текст научной работы на тему «Половое воспитание старших школьников в контексте системы образования»

УДК 37.042

ББК Ч420.055.7 ГСНТИ 14.25.19 Код ВАК 13.00.02; 13.00.01

Петрова Лариса Витальевна,

аспирант, институт психологии, Уральский государственный педагогический университет; клинический психолог; руководитель «Психологического центра»; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: Petrova_loravita@mail.ru

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: государство; образование; здоровье; подростки; учителя; родители; программы; половое воспитание.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается здоровье подрастающего поколения, отношение преподавателей к половому воспитанию молодежи в системе образования и родителей, несущих ответственность за своих взрослеющих детей. Внедрение в систему образования программ, в особенности программы о половом воспитании подростков, приведет к более осознанному отношению подростков к своему здоровью и формированию жизненных ценностей и приоритетов.

Petrova Larisa Vitalievna,

Post-graduate Student, Institute of Psychology, Ural State Pedagogical University, Obstetrician at Antenatal Clinic, Clinical Psychologist, Head of “Psychological Centre”, Ekaterinburg.

SEX EDUCATION OF SENIOR SCHOOLCHILDREN IN THE CONTEXT OF THE EDUCATION SYSTEM

KEY WORDS: state; education; health; teenagers; teachers; parents; programs; sex education.

ABSTRACT. This article discusses the health of the younger generation, the teachers' attitudes to sex education of youth in the educational system, and parents’ responsibility for their growing children. Introduction in the system of education programs, particularly programs of sex education for adolescents, will lead to a more careful attitude to health and the formation of life values and priorities.

порой подростки совершают необдуманные поступки в силу своей горячности и не заботятся о последствиях (7, с. 347).

Исследования Я. А. Халемина и А. А. Кузнецова (1994) характеризуют социально-личностный статус несовершеннолетних, больных сифилисом, и сообщают, что 40% обследованных имели более 25 половых партнеров и 80% употребляли наркотики (5, с. 45).

Если ситуация не изменится, то через 5-10 лет в России даже при желании многие молодые семьи не смогут иметь детей, уже сейчас бесплодных супружеских пар около

15% (1, с. 7).

Здоровье определяется социально-экономическим положением населения, экологическими условиями жизни, санитарной культурой, качеством и доступностью медицинской помощи, разработкой и внедрением в систему общества федеральных целевых программ. До сих пор со стороны государства не выработана целостная стратегия в направлении здоровья (5).

Система образования и воспитания по Закону «Об образовании в Российской Федерации» - один из главных факторов экономического и социального прогресса общества, приоритетом является учебная деятельность, которая формирует моральные качества развивающейся личности, но формирование качества культуры полового

© Петрова Л. В., 2014

Современное состояние здоровья детей подросткового возраста, которые как никто подвержены отрицательному влиянию среды и общества, вызывает тревогу как со стороны родителей, педагогов, так и со стороны медицинских работников. К сожалению, приходится констатировать, что на сегодня широко распространены среди подростков наркомания, алкоголизм, токсикомания, инфекции, передаваемые половым путем. Все это в конечном счете негативно отражается как на духовном, так и на телесном здоровье подростков.

Как показывает статистика в Свердловской области по социально значимым заболеваниям, за последние пять лет у подростков в возрасте 15-17 лет здоровье продолжает ухудшаться: заболевание сифилисом увеличилось на 24,8%; гонореей - на 57,2%; хроническим алкоголизмом - на 51,0%; туберкулезом - на 43,6%; ВИЧ-инфекцией -на 43%; наркомания и токсикомания возросли на 10,2%; число абортов - на 27,22% (4, с. 34).

Подростковый возраст - это возраст весьма опасный. С одной стороны - большие возможности: позитив, активность, жажда деятельности, - и организм полон энергии и готов преодолевать любые препятствия, проявлять настойчивость в достижении цели. Но с другой стороны - этот возраст характеризуется безрассудством:

воспитания подрастающего поколения в системе образования отсутствует (3).

Долгое время беседы о половом воспитании были запретными. В нашей стране до 1954 г. существовала система раздельного обучения мальчиков и девочек. Это не значит, что дети не встречались и не общались. Присутствие девочек диктовало и другое поведение юношей. Мужчины учились быть мужественными и благородными. Существовала другая система ценностей. Юноша должен был уметь защищать себя и брать на себя ответственность за других (6, с. 74).

С некоторым опозданием в семидесятые годы пришло движение хиппи, детей, восставших против условностей, отравленных свободой. Все принадлежали всем. Исказилось половое самосознание, духовность выхолащивалась из интимных отношений, что в конечном итоге привело к ухудшению обстановки в мире подростков (6, с. 74).

После периода абсолютной закрытости проблем взаимоотношений между полами наступила эра вседозволенности, произошла потеря нравственных ориентиров общества. Ценности любви, семейной жизни, нормальных человеческих отношений как бы перестали существовать. Так наша молодежь расплачивается за сексуальную революцию, зачастую сталкиваясь с нежеланием общества помочь ей найти правильные ориентиры.

Комплекс психических и физических изменений, скачок в росте, нарастание физической силы, изменение внешности - все это особенности полового созревания подростка.

Половое сознание формируется на протяжении всей жизни, и в каждый жизненный период есть своя специфика. Половое самосознание - это представление о себе как о человеке определенного пола. В подростковом возрасте проявляется истинное любопытство в связи с пониманием детородной функции мужчины и женщины. Способность осознать себя носителем определенного пола лежит в основе формирования полового поведения подростка. Со стороны девушек характерными поведенческими реакциями, связанными с половым влечением, является кокетство, в основе которого лежит побуждение привлечь к себе внимание.

Провоцирует внешний вид представительниц прекрасного пола, которые часто одевают прозрачные блузки, брюки с заниженной талией, мини-юбки и высокие каблуки. Ярко выражена потребность нравиться. Юноша обычно испытывает влечение к избранной девушке, имея при этом конкретную цель.

Эмоционально-психологическое и физическое развитие имеет анатомические различия у мужчины и женщины, их гормональные особенности, половые роли, которые они усваивают и совершенствуют в течение всей своей жизни (дружба, любовь, зачатие и рождение детей, взаимоотношения в семье и др.).

Семья имеет важное значение в формировании сексуального поведения подростка, поэтому она является базовым уровнем полового воспитания.

Воспитание - это процесс, который начинается с рождения, и половое воспитание как составная часть этого процесса должно начинаться с этого момента.

Желательно, чтобы родители говорили своим взрослеющим подросткам, как они пережили проблемы сексуальности, отвечать на возникшие вопросы по мере их возникновения. Ответы должны учитывать возраст. Информация должна быть доступной и своевременной.

Но многие родители не умеют разговаривать со своими взрослеющими детьми на «животрепещущие темы», не знают, как предупредить о возможных рискованных ситуациях, в которые они могут попасть. В особенности проявляется страх за дочь, которая может быть обманутой, может забеременеть.

По данным статистики, среди девочек-подростков, живущих половой жизнью, не предохраняются от беременности 14,9%; не были знакомы с методами и средствами контрацепции - 16%; рождение внебрачных детей обусловлено несостоявшимся прерыванием беременности, в основном из-за поздних её сроков - 26,2%; прерывание беременности самостоятельно, путем применения лекарственных и механических средств -13,1%; длительное скрытие беременности от окружающих - 38,4% (Л. А. Баранец,

Р. М. Гулевской, В. К. Юрьева) (5, с. 34).

Наблюдается также ослабление родительского контроля, низкий уровень осведомленности самих родителей о сексуальной культуре молодежи, по вопросам контрацепции. Так, большинство родителей, опрошенных в 4 регионах России в 19951996 гг. в связи с разработкой и внедрением программы сексуального образования в школе Российской ассоциацией «Планирование семьи», не видят себя в роли просветителей своих детей и предпочитают, чтобы этим квалифицированно занималась школа. По данным ВЦИОМ (1994 г.), 81% взрослых высказались за введение сексуального просвещения в школах для 14-16летних подростков, только 10% были против, из них категорически против - 3% мужчин и 4% женщин (2, с. 136).

Семейные традиции и ценности, взаимоотношения родителей и детей имеют преобладающее влияние на становление личности ребенка, формирование его моральных и нравственных представлений и приоритетов. Надо отметить, что важным аспектом для родителей является благополучная атмосфера доверия, в которой дети смогут задавать возникшие у них вопросы и обсуждать свои тревоги, что поможет в будущем принять правильное решения в самых сложных жизненных ситуациях.

По результатам проведенного исследования, более двух третей родителей (70,5%) говорят с подростками о сексуальном поведении, но подростков, вспомнивших такие беседы, меньше всего (57,3%). Это свидетельствует о том, что родители завышают свою роль в половом воспитании (2, с. 137).

Что же могут сделать школьные педагоги в процессе воспитания личности для правильного формирования культуры полового самосознания?

По данным исследования И. В. Журавлевой, отвечая на вопрос «Кто должен заботиться о здоровье подростков, их половом воспитании?», подростки поставили себя на первое место - 60,8%, далее - родители -45,6%, врачи-специалисты - 43,0%. Только 25% связывают свои надежды с соответствующей школьной программой и в самую последнюю очередь ожидают подобную информацию от педагогов - 10,4%. Подростки стесняются обращаться к родителям с подобными вопросами - 67% девочек и 77% мальчиков ни разу не общались к родителям с вопросами на темы секса (2, с. 135).

Сведения об интимной стороне жизни подростки получают из нескольких источников: Интернет, телевидение, СМИ, литература. Самый большой процент искаженной информации молодые люди получают друг от друга. В медицинские учреждения обращаемость подростков очень низкая из-за боязни о разглашении посещения, недоброжелательности медицинских работников. Подростки не идут на доверительный контакт с педагогом из-за сверстников, которые заметят необычно длительный разговор между учителем и учеником. Тогда молодые люди принимают решение самостоятельно, что приводит к запущенным хроническим болезням и нежелательным родам на этом отрезке подросткового возраста.

Опрошенные педагоги, настоятельно поддерживая важность сексуального просвещения, так же, как и родители, не готовы взять на себя такую функцию и считают, что этим должны заниматься медики. В то же время педагоги подчеркивают необходимость преобладания в программе такого

просвещения проблем духовности, нравственности, а не контрацепции (2, с. 136).

Основным источником информации и заботы о половой жизни являются сами школьники (87%) и их родители (65%), а педагоги (58%) возлагают ответственность за здоровье на самого подростка, предлагая заботиться о собственном здоровье ему самому. При этом никто не стремится обеспечить его необходимыми для этого знаниями (2, с. 137).

К сожалению, многие родители не располагают достаточными знаниями, чтобы дать правильные ответы на вопросы своих взрослеющих детей. Что касается медицинских работников, то в школе зачастую они не готовы дать информацию о половом воспитании подростка, так как не компетентны. Следующим немаловажным фактором является отсутствие контакта с подростками.

Остается неоднозначным мнение о программах полового воспитания, внедренных в систему образования школы. Есть две точки зрения: одни эксперты утверждают, что программы полового воспитания увеличат добрачные связи, количество беременностей и заболеваний, передающихся половым путем. Эксперты заявляют, что такие программы, наоборот, снизят негативные тенденции в этой сфере.

В настоящее время у нас в России имеется программа «Взросление. Репродуктивное здоровье и здоровый образ жизни», созданная коллективом авторов Российской ассоциации «Планирование семьи» (РАПС) на основе «Концепции полового воспитания подростков». На существующей базе разработана программа «Полового воспитания в системе образования».

Цели программы:

1) воспитание у подростков ответственного сексуального поведения и отношения к ранней половой связи;

2) повышение уровня отношения к своему здоровью;

3) развитие взаимопонимания и принятия осознанного решения по отношению к себе и к окружающим;

4) формирование нравственных и этических аспектов полового воспитания у подростков.

Задачи программы:

1) сформировать полную информацию и представление о человеческой сексуальности через рассмотрение биологических и социально-психологических аспектов;

2) воспитывать у подростка сознательное отношение к своему здоровью, предоставляя достоверную информацию об инфекциях, передающихся половым путем;

3) помочь овладеть навыками обучения и понимания к принятию осознанных

решений, в особенности более поздней половой жизни;

4) использовать научно-методическую, воспитательную работу в системе образования по вопросам морали и права, нравственных и этических аспектов, а также сведения, несущие исторические, психологические, религиозные, семейные и послероле-вые взаимоотношения;

5) оказывать помощь педагогам и родителям по вопросам полового воспитания и предоставлять семьям психологическую поддержку этого подросткового возраста.

Таким образом, реализация программы «Полового воспитания в системе образования», многих подростков приведет к осознанию желания позже вступить в половую связь. Это зависит от культурных, соци-

альных и религиозных традиций, взаимоотношений в семье и с окружающими людьми. Развитие гордости, целомудрие, необходимость полового воздержания до вступления в брак - это не устаревшие понятия, это реалии нашего времени, которые сформируют у подростков критерии жизненных ценностей и приоритетов.

Программу «Полового воспитания в системе образования» среди подростков необходимо проводить и на классных часах, и во внеурочных мероприятиях, что приведёт к осознанному интересу подростка к охране своего здоровья и здоровья его будущих детей. Необходимо только внимательно посмотреть и сильно захотеть заставить себя быть здоровым.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гребешева И. И. Взросление. Репродуктивное здоровье и здоровый образ жизни / / Российская ассоциация «Планирование семьи». М., 2002.

2. Журавлева И. В. Репродуктивное здоровье подростков и проблемы полового просвещения // Социология и медицина журнал. 2004. С. 133-142.

3. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ // Российская газета. rg.ru.

4. Итоги работы службы охраны здоровья матери и ребенка Свердловской области в 2011 году. Екатеринбург, 2012.

5. Репродуктивное поведение женщины // Образовательно-информационный портал ATEXNIK.RU

6. Соковня-Семенова И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. М. : Академия, 2000.

7. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. Общей и педагогической психологии Акад. Пед. Наук СССР. М. : Педагогика, 1989.

Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. С. А. Минюрова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.