Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТЕТ СОВРЕМЕННОГО ЧИНОВНИКА'

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТЕТ СОВРЕМЕННОГО ЧИНОВНИКА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
60
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИНОВНИК / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ / ИМИДЖ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / OFFICIAL / SOCIAL PORTRAIT / IMAGE / PUBLIC OPINION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Старкова А.Д., Шаповалова И.С.

В статье анализируется опыт изучения формирования портрета чиновника. Российский чиновник является лицом федеральной и региональной власти, и восприятие его в общественном мнении населения показывает степень доверия, легимность его действий в глазах граждан. Именно поэтому важно контролировать формирование позитивного образа чиновника и при необходимости разрабатывать необходимые рекомендации по его улучшению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Старкова А.Д., Шаповалова И.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PORTRAIT OF A MODERN OFFICIAL

The article analyzes the experience of studying the formation of a portrait of an official. The Russian official is the face of the Federal and regional authorities, and his perception in public opinion shows the degree of trust, the legality of his actions in the eyes of citizens. That is why it is important to monitor the formation of a positive image of the official and, if necessary, to develop the necessary recommendations for its improvement.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТЕТ СОВРЕМЕННОГО ЧИНОВНИКА»

УДК 316.31

Старкова А.Д. студент 4 курса Институт управления ФГАОУВО «Белгородский государственный национальный

исследовательский университет» научный руководитель: Шаповалова И.С., доктор социологических наук

доцент Россия, г. Белгород

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТЕТ СОВРЕМЕННОГО ЧИНОВНИКА

Аннотация: в статье анализируется опыт изучения формирования портрета чиновника. Российский чиновник является лицом федеральной и региональной власти, и восприятие его в общественном мнении населения показывает степень доверия, легимность его действий в глазах граждан. Именно поэтому важно контролировать формирование позитивного образа чиновника и при необходимости разрабатывать необходимые рекомендации по его улучшению.

Ключевые слова: чиновник, социальный портрет, имидж, общественное мнение.

Starkova A.D. student 4th year

Institute of management Federal STATE Autonomous educational institution «Belgorod state national research University»

Russia, Belgorod

Scientific supervisor: doctor of sociological Sciences, docent

Shapovalova I.S.

SOCIAL PORTRAIT OF A MODERN OFFICIAL

Abstract: the article analyzes the experience of studying the formation of a portrait of an official. The Russian official is the face of the Federal and regional authorities, and his perception in public opinion shows the degree of trust, the legality of his actions in the eyes of citizens. That is why it is important to monitor the formation of a positive image of the official and, if necessary, to develop the necessary recommendations for its improvement.

Key words: official, social portrait, image, public opinion.

Изучение данной темы повлекло комплексное исследование понимания сущности феномена «имидж». Понятие «имидж» сформировалось в зарубежном менеджменте и политической науке. Широкое распространение в отечественной науке понятие «имидж» получило в последние десятилетия. Однако сам термин был введен в научный оборот еще в 60-х годах XX века экономистом К. Боулдингом. В рамках политической науки имидж

используется применительно к правителям, главам государств, лидерам политических партий.

В России данный феномен, вызывает интерес у культурологов, политологов, психологов, экономистов. В настоящее время изучением имиджа руководителя/лидера занимаются и социологи. Общие вопросы, касающиеся сущности имиджа руководителя в государственной службе, его структурные составляющие, а также проблемы нравственности и профессионализма рассматриваются в работе С. Е. Ананьевой. Системный анализ процессов формирования, продвижения и коррекции имиджа политического лидера средствами печати в период избирательной кампании осуществлен в исследовании Е. Ю. Савиной, которая проинтерпретировала понятие «имидж политического лидера», уделив большее внимание психологическим и политологическим аспектам.

В последнее время появились работы, освещающие маркетинговый опыт в формировании имиджа общественного деятеля, с помощью различных информационных технологий. Специалистами избирательных кампаний и политической рекламы изданы работы, освещающие приемы СМИ, используемые в избирательных кампаниях, которые направлены на активизацию или дискредитацию кандидата447.

Существует несколько подходов к рассмотрению структуры имиджа:

- это персональные характеристики: физические, психофизические особенности, характер, тип личности и индивидуальный стиль принятия решений;

- социальные характеристики:

а) статус, включающий в себя не только статус, связанный с занимаемой официальной позицией, но также связанный с происхождением и богатством;

б) связь с различными социальными группами: с теми чьи, интересы он представляет, с теми, кто поддерживает его и является союзником, и с теми, кто является его оппонентами и врагами;

в) нормы и ценности личности;

- символические характеристики: некий постоянный набор качеств и черт, которые должен демонстрироваться человеком, чтобы актуализировать «нужные» архетипы в сознании людей.

Понятие «имидж» впервые появилось в советской публицистике в 1970-е гг., причем с негативной окраской, а в 1980-е гг. уже вошло в активный лексикон ученых разного рода социальных дисциплин. С тех пор в научных кругах продолжается, рефлексия относительно данного понятия, его содержательные характеристики сравнивают с характеристиками таких понятий, как «образ», «репутация», «престиж», «авторитет», «рейтинг» и т.п.

Единого общепринятого научного определения понятия «имидж» не существует. В переводе с английского, понятие «имидж» буквально означает

Райков А. Н. Имидж лидера в органах власти. М., 2008. С. 3.

«образ», «изображение», «точное подобие»448.

Имидж - это устойчивый образ, который будучи созданным, способен существовать и в отсутствие субъекта, являющегося его прообразом. Это «визитная карточка», создаваемая личностью для других, это образ, ориентированный и предполагающий возможную реакцию, впечатление, которые мы рассчитываем вызвать у окружающих.

Э. В. Кондратьев и Р. Н. Абрамов рассматривали разнообразные типы имиджа. Некоторые из них можно применить к муниципальным служащим: зеркальный, текущий, желаемый, мифологический, моделируемый, закрытый имиджи449.

Относительно социальной роли человека выделяется деловой, рассчитанный на людей, облеченных властью, и имидж для знакомств. По мере копирования другого выделяют: органический имидж (самопостроение), результирующий (копирование образца), наведенный (промежуточный к поиску себя).

Внутренние составляющие имиджа - это менталитет, профессиональный интерес, внешние - одежда, прическа, мимика, позы, жесты. Существует еще процессуальная сторона имиджа: общение, самоподача, индивидуальный стиль деятельности, особенности маркировки социальной среды и стиль жизни. Эстетическая сторона определяется гармонией человека, внутренней и внешней, социальным и личностным обаянием, сексуальной привлекательностью.

Работа над имиджем должна начинаться на уровне бессознательного, только в этом случае она оказывает влияние на сознание, поведение и деятельность индивида, но не наоборот. Причем имиджеформирующая деятельность должна осуществляться в зоне ближайшего развития, это должен быть образ, который может быть осуществим при некоторых усилиях со стороны субъекта и помощи извне450.

Имидж может быть личностным и профессиональным и выполняет следующие функции: психологической защиты; социального тренинга (в имидже человек стихийно корректирует, приспосабливает самого себя к смыслу группового общения); социально-символического познания (имидж является своеобразной меткой готовности к обмену, обогащению чисто социальными ценностями: богатство, власть, карьера, успех); иллюзорно-компенсаторной («поиграть в несбывшееся», компенсировать стереотипность обыденной жизни, сохраняя тем самым личность, но не нарушая поведенческие рамки групповых ролей). В совокупности это адаптационная, социализирующая, развивающая функции имиджа.

Психологический контекст имиджей сводится к следующему: страх

1 Райков А. Н. Имидж лидера в органах власти. М., 2008. С. 8.

449 Кондратьев Э. В. Связи с общественностью. М, 2003. С. 126.

450 Горчакова В. Г. Внутренний образ экспресс-методика глубинного имиджирования // Управление персоналом. 2005. № 20. С. 64-70._

разума перед собой, бегство от самого себя в систему общения, слепое подражание найденным образцам поведения; социальный рефлекс -понравиться другому, добиться своего; управление вниманием; управление эмоциями451.

Один из первых отечественных специалистов по имиджированию В. М. Шепель выделяет три группы качеств, обладание которыми дает шансы решить проблему имиджа.

В первую группу входят такие природные качества, как: коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми), эмпатичность (способность к сопереживанию), рефлексивность (способность понять другого человека), красноречивость (способность воздействовать словом). Эти качества можно обозначить обобщенным понятием «умение и желание нравиться».

Во вторую группу входят характеристики личности как следствие ее образования и воспитания. К ним относятся нравственные ценности, психическое здоровье, владение набором человековедческих технологий (межличностное общение, деловой спич, умение преодолевать конфликтные ситуации).

К третьей группе следует отнести то, что связано с жизненным и профессиональным опытом личности. Особенно следует выделить интуицию и ситуации общения. Самоуверенность и стандартность поведения чаще всего воспринимается отрицательно. Имидж - результат умелой ориентации в конкретной ситуации, правильный выбор своей модели поведения452.

На основе изученного материала напрашивается вывод о том, что данные исследователи рассматривали только имидж личности или просто имидж. Конкретного определения имиджа государственного и муниципального служащего они не дали. Но на основе выше сказанного можно сформулировать следующие определения относительно имиджа чиновника:

- это некий образ, созданный как самим государственным или муниципальным служащим, так и сложившийся в сознании людей, в общественном мнении;

- определенный стереотип поведения чиновника;

- это то впечатление, которое он воспроизводит на окружающих;

- это внешний образ лица, осуществляющего службу на должностях в органах власти.

Имидж государственного и муниципального служащего - это его образ, восприятие служащего окружающими, что в целом определяет отношение населения муниципального образования к служащим органов власти и

451 Горчакова В. Г. Внутренний образ экспресс-методика глубинного имиджирования // Управление персоналом. 2005. № 20. С. 64-70.

452 Васищева А. В. Имидж: определение центрального понятия имиджеологии // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 4. С. 313-316.

формирует имидж властных структур.

Суммируя сказанное, можно предложить такое определение понятия «имидж муниципального служащего» - это образ-представление, методом ассоциаций наделяющий объект, в качестве которого выступает муниципальный служащий, свойствами (социальными, психологическими, эстетическими и т.д.), которые не всегда имеют основания в реальных свойствах самого объекта, но обладают социальной значимостью для воспринимающего такой образ.

Использованные источники:

1. Васищева, А. В. Имидж: определение центрального понятия имиджеологии [Текст] / А. В. Васищева // Социально-гуманитарные знания. -2005. - № 4. - С. 313-316.

2. Горчакова, В. Г. Внутренний образ экспресс-методика глубинного имиджирования [Текст] / В. Г. Горчакова // Управление персоналом. - 2005. - № 20. - С. 64-70.

3. Калачева, Т. Г. Социологический подход к анализу профессионализма государственных служащих [Текст] / Т. Г. Калачева. - М. : РАГС, 2007. - 179 с.

4. Кондратьев, Э. В. Связи с общественностью [Текст] / Э. В. Кондратьев. -М.: Инфра-М, 2003. - 243 с.

5. Райков, А. Н. Имидж лидера в органах власти [Текст] / А. Н. Райков. М.: Омега-Л, 2008. - 215 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.