Научная статья на тему 'Социальный механизм реализации права на образование детей в условиях ограничения свободы'

Социальный механизм реализации права на образование детей в условиях ограничения свободы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
268
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ / НАХОДЯЩИЕСЯ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ / SOCIAL MECHANISM / IMPLEMENTATION OF THE RIGHT TO EDUCATION / CHILDREN IN DETENTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зуйкова Наталья Ивановна

В работе представлено действие социального механизма реализации права на образование детей, находящихся в условиях ограничения свободы. Эмпирический анализ реализации права на образование детей в институциональных условиях специального образовательного учреждения закрытого типа основан на данных, полученных лично автором. В 2013 году методом интервью опрошен 21 учащийся (выборка сплошная) Краевого государственного казенного специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа «Алтайская краевая специальная общеобразовательная школа закрытого типа», 7 родителей учащихся (выборка случайная), проведен экспертный опрос 11 экспертов из числа специалистов органов управления образованием, правоохранительных органов, образовательного учреждения, методом индивидуального анкетирования опрошены 22 педагога (выборка сплошная). Анализ собранных эмпирических данных показал, что государственные органы как субъекты права на образование используют все элементы социального механизма реализации права на образование детей, находящихся в условиях ограничения свободы исполнение, соблюдение, использование и применение. Сделанные выводы могут быть применены участниками образовательного процесса при построении и реализации моделей социализации личности в специальном образовательном учреждении; при разработке и внедрении социальных технологий с целью социализации несовершеннолетних, находящихся в группе риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Зуйкова Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL MECHANISM OF IMPLEMENTATION OF THE RIGHT TO EDUCATION FOR CHILDREN IN DETENTION

The paper discusses the work of the social mechanism of implementation of the right to education for children in detention. Empirical analysis of the implementation of the right to education for children in the institutional terms of special educational institutions of closed type is based on the data obtained by the author personally. In 2013, the author interviewed 21 students (continuous sampling) of the Regional state special educational institution of closed type "Altai regional special boarding school of closed type", 7 parents of students (random sampling); a survey of 11 experts of from a number of educational authorities, law enforcement agencies, educational institutions was conducted, 22 teachers (continuous sampling) were asked to fulfil questionnaires. The analysis of the collected empirical data showed that public authorities as subjects of the right to education use all of the elements of the social mechanism of implementation of the right to education for children in detention: execution, compliance, utilization, and application. The findings can be applied by the participants of the educational process when building and implementing models of socialization in a special educational institutions; they can be used during the development and implementation of social technologies with the aim of socialization of juveniles at risk.

Текст научной работы на тему «Социальный механизм реализации права на образование детей в условиях ограничения свободы»

УДК 316.4.062

СОЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ

Н. И. Зуйкова

SOCIAL MECHANISM OF IMPLEMENTATION OF THE RIGHT TO EDUCATION

FOR CHILDREN IN DETENTION N. I. Zuikova

В работе представлено действие социального механизма реализации права на образование детей, находящихся в условиях ограничения свободы.

Эмпирический анализ реализации права на образование детей в институциональных условиях специального образовательного учреждения закрытого типа основан на данных, полученных лично автором. В 2013 году методом интервью опрошен 21 учащийся (выборка сплошная) Краевого государственного казенного специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа «Алтайская краевая специальная общеобразовательная школа закрытого типа», 7 родителей учащихся (выборка случайная), проведен экспертный опрос 11 экспертов из числа специалистов органов управления образованием, правоохранительных органов, образовательного учреждения, методом индивидуального анкетирования опрошены 22 педагога (выборка сплошная).

Анализ собранных эмпирических данных показал, что государственные органы как субъекты права на образование используют все элементы социального механизма реализации права на образование детей, находящихся в условиях ограничения свободы - исполнение, соблюдение, использование и применение.

Сделанные выводы могут быть применены участниками образовательного процесса при построении и реализации моделей социализации личности в специальном образовательном учреждении; при разработке и внедрении социальных технологий с целью социализации несовершеннолетних, находящихся в группе риска.

The paper discusses the work of the social mechanism of implementation of the right to education for children in detention.

Empirical analysis of the implementation of the right to education for children in the institutional terms of special educational institutions of closed type is based on the data obtained by the author personally. In 2013, the author interviewed 21 students (continuous sampling) of the Regional state special educational institution of closed type "Altai regional special boarding school of closed type", 7 parents of students (random sampling); a survey of 11 experts of from a number of educational authorities, law enforcement agencies, educational institutions was conducted, 22 teachers (continuous sampling) were asked to fulfil questionnaires.

The analysis of the collected empirical data showed that public authorities as subjects of the right to education use all of the elements of the social mechanism of implementation of the right to education for children in detention: execution, compliance, utilization, and application.

The findings can be applied by the participants of the educational process when building and implementing models of socialization in a special educational institutions; they can be used during the development and implementation of social technologies with the aim of socialization of juveniles at risk.

Ключевые слова: социальный механизм, реализация права на образование, дети, находящиеся в условиях ограничения свободы.

Keywords: social mechanism, implementation of the right to education, children in detention.

Реализация права на образование детей имеет первостепенное значение поскольку, во-первых, право на образование гарантировано государством, а во-вторых, данная гарантия подкреплена обязанностью обеспечения получения основного общего образования [2].

Очевидно, что существуют группы детей и молодежи, отличающиеся не только возрастом, местом проживания, но и особенностями образовательных потребностей и условиями их реализации. Специфика групп одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, совершивших правонарушения, детей, находящиеся длительное время в условиях стационара в медицинских учреждениях, в местах лишения свободы существенно влияет на процесс обучения. Следовательно, от социального института образования требуется гибкость в обеспечении

реализации права на образование различных категорий детей.

Одной из групп «особенных» детей являются несовершеннолетние, совершившие общественно-опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности. В силу возрастных, социальных, психологических и криминологических особенностей они нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания. Не будучи субъектами преступления, они остаются субъектами права на образование, а потому реализация ими права на образование обязательна.

В контексте настоящего исследования, под детьми, находящимися в условиях ограничения свободы, следует понимать социальную группу обучающихся в специальной общеобразовательной школе закрытого типа.

Под реализацией права на образование нами понимается структурированный процесс воплощения субъектом права предписаний, состоящий из четырех элементов:

- исполнение (активное поведение субъекта -осуществление возложенных на него обязанностей);

- соблюдение (пассивное поведение субъекта -воздержание от совершения запрещенных правом деяний);

- использование (непосредственно исполнение предписаний посредством активного и пассивного поведения применительно к ситуации);

- применение (осуществляемое государством правовое регулирование правоотношений) [1, с. 239 -241].

Социальный механизм реализации права на образование представляет собой комплексный процесс взаимодействия субъектов права на образование, предоставляющий социальным субъектам - индивидам, социальным общностям, государственным органам возможность обеспечивать наличие, доступность,

приемлемость и адаптируемость образования, продуктом которого является достижение ими объектов этого права.

В отечественной социологии образования отсутствуют специальные социологические исследования социального механизма реализации права на образование детей в условиях ограничения свободы. Такого рода исследования актуальны в современном российском регионе потому, что, например, в Алтайском крае количество таких детей за десять лет возросло более чем вдвое - с 409 - в 2002 г. до 902 - в 2012 г. [5].

В результате теоретического анализа исследуемой проблемы нами выявлено, что все субъекты права на образование специфическим образом используют каждый элемент социального механизма реализации права на образование. Соотношение элементов социального механизма реализации права на образование с характеристикой действий субъектов права на образование приведены в таблице 1.

Таблица 1

Соотношение элементов социального механизма реализации права на образование с характерными действиями субъектов права на образование

Элементы социального механизма Характерные действия субъекта Характерные действия субъектов права на образование

индивид -обучающийся социальная общность - педагогический коллектив государственные органы

Исполнение осуществление обязанностей получение и обеспечение получения образования трудовая деятельность создание образовательной инфраструктуры

Соблюдение воздержание от совершения запрещенных деяний следование правилам поведения учреждения следование правилам внутреннего трудового распорядка следование нормам международного права

Использование осуществление возможностей, вытекающих из нормативных дозволений включенность в образовательный процесс; получение доп. образования следование должностным инструкциям осуществление контроля

Применение регулирование поведения регулирование поведения регулирование поведения учащихся нормотворчество; формирование административной и судебной практики

Анализ таблицы 1 свидетельствует о полисубъ-ектности права на образование и определяющей, системообразующей роли государственных органов в осуществлении социального механизма реализации права на образование. Для характеристики участия государственных органов в реализации права на образование с целью обеспечения социальных функций образования в отношении детей, находящихся в условиях ограничения свободы, нами определено соотношение содержания социальных функций образования [3, с. 256 - 260] и элементов социального механизма реализации права на образование. Результаты теоретического анализа приведены в таблице 2.

Выявленное соотношение позволяет на эмпирическом уровне определить специфику включения госу-

дарственных органов в социальный механизм реализации права на образование детей, находящихся в условиях ограничения свободы. В 2013 году методом интервью опрошен 21 учащийся (выборка сплошная) Краевого государственного казенного специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа «Алтайская краевая специальная общеобразовательная школа закрытого типа», 7 родителей учащихся (выборка случайная), проведен экспертный опрос 11 экспертов из числа специалистов органов управления образованием, правоохранительных органов, образовательного учреждения, методом индивидуального анкетирования опрошены 22 педагога (выборка сплошная).

Таблица 2

Соотношение социальных функций образования и элементов социального механизма реализации права на образование, используемых государственными органами

Функции образования Элементы социального механизма реализации права на образование

исполнение соблюдение использование применение

Гомогенизация общества через организацию социализации индивидов создание инфраструктуры следование нормам международного права государственный контроль за порядком помещения в учреждение, организацией деятельности учреждения принятие нормативных правовых актов (образцов поведения)

Формирование и воспроизводство образовательных общностей создание условий для организации образовательного процесса следование нормам между -народного права государственный контроль за организацией образовательного процесса принятие нормативных правовых актов (ФГОС)

Активизация социальных перемещений создание условий для получения воспитания следование нормам международного права государственный контроль за процессом воспитания и достижением воспитанником новых статусов принятие нормативных правовых актов (образцов законопослушного поведения)

Социальная селекция создание условий для специального обучения следование нормам между -народного права государственный контроль за качеством образования принятие нормативных правовых актов (критериев спецобучения)

Воспроизводство социальных групп и слоев, обусловленных наличием образовательных сертификатов создание условий для выдачи документов об образовании следование нормам международного права государственный контроль при выдаче документа об образовании принятие нормативных правовых актов (о статусности документов об образовании)

Замещение родителей, социальная поддержка учащихся создание условий для предоставления социальной поддержки следование нормам международного права государственный контроль за осуществлением социальной поддержки учащихся принятие нормативных правовых актов (оснований для социальной поддержки)

Наиболее содержательно роль государственных органов в обеспечении права на образование детей, находящихся в условиях ограничения свободы, проявляется в таком элементе социального механизма реализации права на образование, как исполнение.

В рамках этого содержанием их деятельности для достижения функции образования гомогенизация общества через организацию социализации индивидов является создание образовательной инфраструктуры. Включенное наблюдение и анализ социальных документов показали, что наличие надлежаще оборудованных учебно-административного, спального, хозяйственно-производственного корпусов Алтайской краевой специальной общеобразовательной школы закрытого типа, стадиона с малыми архитектурными формами, позволяют организовать образовательный процесс, обеспечить соответствующий возрасту детей режим труда и отдыха.

Формирование и воспроизводство образовательных общностей предполагает создание условий для

организации образовательного процесса. Анализ статистических данных показал, что деятельность учреждения востребована, отвечает его целям, о чем свидетельствует ежегодное поступление учащихся для обучения, сведения о движении которых приведены на рис. 1.

В 2002 году в учреждении обучалось 100 детей, в 2003 г. - 90, в 2004 г. - 83, в 2005 г. - 104, в 2006 г. -97, в 2007 г. - 93, в 2008 г. - 80, в 2009 г. - 71, в 2010 г. - 68, в 2011 г. - 51, в 2012 г. - 31. С 2005 года наблюдается снижение количества учащихся. На 01.03.2013 в учреждении проживает и обучается 21 подросток [4]. Уменьшение контингента учащихся обусловлено созданием в соседних регионах (Республика Алтай, Красноярский край) подобных учреждений (классов в имеющихся учреждениях) и, соответственно, помещением детей в «местные» учреждения, а также снижением количества судебных актов о помещении детей в специальное образовательное учреждение закрытого типа.

Рис. 1. Движение воспитанников

Вместе с тем, статистические данные правоохранительных органов свидетельствуют о том, что в Алтайском крае количество детей, совершивших общественно-опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности не снижается. Так, в 2002 году таких детей было - 409, в 2003 г. - 474, в 2004 г. - 489, в 2005 г. - 323, в 2006 г. - 533, в 2007 г.

- 516, в 2008 г. - 1040, в 2009 г. - 884, в 2010 г. - 903, в 2011 г. - 898, в 2012 г. - 902 [5]. На рисунке 2 представлено соотношение количества детей, совершивших общественно-опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом РФ до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности с количеством детей, помещенных в учреждение.

1200

1000

800

600

400

200

1040

884 903 898 902

474 489

-539-

516

409

Т2Т

оо

97

71 68

51

31

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 ■ совершили общественно-опасные деяния ■ помещены е учреждение

Рис. 2. Соотношение количества лиц, совершивших общественно-опасные деяния с количеством детей,

помещенных в учреждение

Данные свидетельствуют, что только 24 % несовершеннолетних, совершивших общественно-опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности, помещены в спецучреждение в 2002 году, в 2003 - 18,9 %, в 2004 г. -16,9 % , в 2005 г. - 32,2 %, в 2006 г. - 18,2 %, в 2007 г. - 18 %, в 2008 г. - 7,6 %, в 2009 г. - 8,4 %, в 2010 г. -7,5 %, в 2011 г. - 5,6 %, в 2012 г. - 3,4 % [4; 5]. Снижение количества учащихся в учреждении при очевидной потребности, свидетельствует о том, что ресурс специального образовательного учреждения закрытого типа, рассчитанного на 120 мест, используется не в полном объеме.

Таким образом, эта функция образования в учреждении выполняется в полной мере, однако социальным механизмом реализации права на образование охвачены не все нуждающиеся дети.

Функция образования - активизация социальных перемещений проявляется в создании государственными органами условий для получения воспитания и, как следствие, достижения воспитанниками новых статусов. В массовом образовательном учреждении перемещения могут быть осуществлены путем получения профессионального образования, переезда в иной населенный пункт, перевода в иное образовательное учреждение в пределах одного населенного пункта, формирования брачных установок личности. В образовательном учреждении закрытого тапа эти

направления социальных перемещений не могут быть обеспечены. Основным видом социальной мобильности в этом случае является социальное перемещение от «индивида-правонарушителя» к «законопослушному индивиду».

Так, из 57 выпускников 2002 года, обучение в образовательных учреждениях продолжили 22 (48 %), из 50 в 2003 и 2004 годах - 26 (52 %), из 47 - в 2005 г.

- 27 (55,3 %), из 40 в 2006 году - 19 (47,5 %), из 40 в 2007 году - 20 (50 %), из 50 в 2008 году - 47 (96 %), из 30 - в 2009 году - 24 (80 %), из 22 - в 2010 году -18 (81,1 %), из 34 в 2011 году - 29 (85,2 %), из 28 в 2012 году - 23 (82 %). Весь исследуемый период отмечается положительная динамика, а с 2008 года более 80 % выпускников спецучреждения получают обучение в массовых образовательных организациях

[4].

Эмпирический анализ выполнения функции образования - активизация социальных перемещений -свидетельствует о том, в условиях специального образовательного учреждения она исполняется в специфическом виде. Приведенные данные свидетельствуют, что с 2008 года более 80 % учащихся переведены их статуса «индивид-правонарушитель» в статус «законопослушный индивид», что дает автору возможность утверждать, что именно на этот вид социальной мобильности ориентировано учреждение, и в этом отношении социальный механизм реализации права на образование действует успешно.

Функция образования социальная селекция проявляется в создании условий для специального обучения

- коррекционного, компенсирующего, интегрированного.

Специальным учебно-воспитательным учреждением закрытого типа реализуются различные образовательные программы - начального общего, основного общего образования, образовательные программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья VII и VIII видов. Классы интегрированного обучения формируются с 2005 года, исходя из рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. В 2012 - 2013 учебном году по про-

В результате анализа статистических данных о судьбе выпускников установлено, что основная масса продолжает обучение в учреждениях образования после окончания срока реабилитации. На рис. 3 представлены данные об образовательном пути выпускников учреждения.

грамме VIII вида обучалось 38 % учащихся. По результатам диагностики организуются индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия. Учитывая организацию интегрированного образования, можно сделать вывод о реализации государственными органами анализируемой социальной функции образования в должной степени.

Функция образования - воспроизводство социальных групп и слоев, обусловленных наличием образовательных сертификатов выражается в создании условий для выдачи документов об образовании.

Уровень образования обучающихся воспитанников ограничивается следующими образовательными ступенями: начальное общее образование, основное общее образование; для выбывших - незаконченное основное общее образование, основное общее образование, незаконченное среднее (полное) общее образование, среднее (полное) общее образование.

Согласно статистическим данным [4], с 2002 по 2007 гг. все учащиеся обучались на ступени начального общего образования, в 2008, 2010 и 2011 гг. - на ступени основного общего образования. В 2009 и 2012 гг. обучение осуществлялось по программам начального общего и основного общего образования.

К выпуску из учреждения воспитанники, как правило, имеют незаконченное основное общее и основное общее образование. Исключение составил 2004 г., где 91 % выпускников получили незаконченное среднее (полное) общее образование, а также 2006 г., где из 72,5 % выбывших получили среднее (полное) общее образование и 27,5 % - незаконченное начальное профессиональное образование [4]. При выпуске из учреждения воспитанникам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдаются документы об образовании, не завершившим обучение выдается справка установленного образца.

Общая тенденция такова, что период обучения воспитанников объективно влияет на их возможность

количество выпускников ■ продолжили обучение

■ % продолживших обучение

57

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Доля выпускников, продолживших обучение

получения какого-либо образовательного сертификата - время, определенное к отбытию в учреждении, не позволяет закончить обучение соответствующей ступени. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что данная функция реализуется учреждением в редуцированном виде, специфичность ее реализации обусловлена ограниченностью срока, определенного судом для реабилитации подростков. Вместе с тем учитывая, что большинство детей продолжают обучение, следует отметить, что учреждением создаются предпосылки для реального пополнения социальной группы имеющих основное общее образование.

Функция образования замещение родителей и социальная поддержка учащихся, осуществляемая государственными органами, выражается в создании условий для предоставления учащимся социальной поддержки.

Ежегодно в учреждение помещались дети-сироты и дети, утратившие родительское попечение. Наибольшее их количество отмечено в 2006 г. - 30,5 % (11 из 36 прибывших), в 2011 г. - 37,5 % (3 из 8) и в

2012 г. - 30 % (3 из 10) (рис. 4) [4]. Приведенные данные не позволяют выявить каких-либо закономерностей, но свидетельствуют о том, что маргинализация присуща как несовершеннолетним, проживающим в семьях, так и в учреждениях общественного воспитания, где воспитание - задача профессионального коллектива.

Следует отметить системность вовлечения родителей в процесс образования детей, находящихся в условиях ограничения свободы. Автором проведено включенное наблюдение и интервью родителей на родительском собрании, проведенном в специальном образовательном учреждении закрытого типа в марте

2013 г., темой которого стала «Социализация и адаптация ребенка к самостоятельной жизни после выпуска из спецшколы», где присутствовали 14 человек (мамы, папы, бабушки 8 учащихся), 7 из которых (родители и законные представители 5 детей) согласились на интервью с использованием диктофона. Все согласившиеся участвовать в исследовании сошлись во мнении о том, что в учреждении сформирована система опеки над их детьми. Опека осуществляется всеми сотрудниками учреждения, что было проком-

Экспертный опрос и анализ документов показали, что в учреждении эта работа ведется систематически -в необходимых случаях определяется правовой статус ребенка, поступившего в учреждение, оформляются пенсии, паспорта, регистрация по месту пребывания, взыскиваются алименты с родителей, подросток ставится на воинский учет и снимается с него, обеспечивается представление интересов несовершеннолетнего в суде, а также помощь при прохождении медико-социальной экспертизы, осуществляется связь с родственниками и пр. В отношении детей-сирот и детей, утративших родительское попечение, учреждение выполняет функции опекуна (попечителя).

Важным фактором организации социальной поддержки воспитанников является учет их семейного положения.

ментировано фразами: «коллектив хороший», «понравилось общение, внимание (со стороны сотрудников школы - прим. автора)», «учителя и воспитатели -добрые».

Социальная поддержка тем более важна, поскольку экспертный опрос специалистов Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края, органов местного самоуправления Алтайского края, правоохранительных органов - краевого и районного подразделения по делам несовершеннолетних органов полиции, членов педагогического коллектива образовательного учреждения выявил тревожные тенденции. По мнению экспертов, у детей, поступающих в спецучреждение «конфликт с родителями, обществом», «много детей без присмотра», а обучение детей данной категории возможно в массовых школах только в том случае, «если родители могут оказать положительное влияние и могут обеспечить его обучение в массовой школе», вместе с тем, «в социализации, помимо школы необходимо участие семьи».

Таким образом, функция «замещение родителей и социальная поддержка учащихся» выполняется в полной мере. Ее специфичность - в необходимости замещения родителей при их наличии, чего, как правило, не происходит в массовых образовательных учреждениях, где родители и иные законные представите-

80 7 П

69

/и 60 50 ЛГ\ ЯЧ ■

1 ? 37 36 37

4и э :> 30 20 и.1: 2002 ■ - ■

ЛИ 21 17

10 ■з

щ 3

2003 2004 2 005 2 006 2 007 2008 2009 2010 2011 2012

количество поступивших 1 из учреждений общественного воспитания

Рис. 4. Количество воспитанников, прибывших из учреждений общественного воспитания

ли сами обеспечивают охрану прав и интересов своих детей.

При анализе реализации государственными органами права на образование детей, находящихся в условиях ограничения свободы, существенным является то, что для осуществления такого элемента социального механизма реализации права на образование, как соблюдение, необходимо следование нормам международного права. Предположение автора о соблюдении учреждением норм международных документов в области охраны детства и в сфере образования подтверждено в ходе экспертного опроса, участники которого отметили, что «образовательный процесс обязателен для успешной социализации и развития несовершеннолетних», а также «во исполнение ст. 28 Конвенции о правах ребенка, статьи 43 Конституции Российской Федерации, закона «Об образовании в Российской Федерации»».

Показателем проявления такого элемента социального механизма реализации права на образование, как использование при осуществлении социальных функций образования является государственный контроль.

В процессе обеспечения гомогенизации общества через организованную социализацию индивидов осуществляется контроль за порядком помещения в учреждение со стороны органов прокуратуры; за организацией деятельности учреждения - со стороны органов государственной статистики и контрольно-надзорных органов. С целью выполнения социальной функции образования - формирование и воспроизводство образовательных общностей - обеспечивается контроль за организацией образовательного процесса со стороны органов управления образованием. Решая задачу активизации социальных перемещений, контролируется процесс воспитания и достижения воспитанником новых статусов со стороны администрации учреждения, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В процессе обеспечения социальной селекции контролю подлежит качество образования со стороны администрации учреждения и органов управления образованием. Воспроизводство социальных групп и слоев, принадлежность к которым обусловлена образовательными сертификатами, документами об образовании контролируется органами управления образованием. Решая задачи замещения родителей и социальной поддержки учащихся, контроль осуществляется органами опеки и попечительства и органами управления образованием.

При принятии нормативных правовых актов, формировании административной и судебной практики задействован такой элемент социального механизма реализации права на образование, как применение.

Для реализации социальной функции образования - гомогенизация общества через организацию социализации индивидов, создаются образцы поведения, регулирующие деятельность учреждения, порядок приема в него детей, зафиксированные в Уставе учреждения (п. 4.1., 4.2. и п. 7.1, 7.2 соответственно) и соответствующие законодательству Российской Федерации в сфере образования и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Формированию и воспроизводству образовательных общностей способствует создание государственных

образовательных стандартов - совокупности основных требований, обязательных к реализации, а также принятие локальных актов - Устава, учебного плана, разрабатываемого и утверждаемого в соответствии с базисным учебным планом и расписанием занятий. Для достижения функции образования - активизация социальных перемещений создаются образцы законопослушного поведения учащихся, зафиксированные, в частности, в Положении о дисциплинарной практике, разработанной в учреждении. С целью выполнения функции социальной селекции определяются критерии специального обучения, правовой основой которых являются Положения учреждения о классах компенсирующего обучения и об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных классах. При воспроизводстве социальных групп и слоев, принадлежность к которым обусловлена образовательными сертификатами субъекты образования опираются на критерии статусности документов об образовании, изложенные в законодательстве об образовании Российской Федерации. Осуществление функции образования - замещение родителей и социальная поддержка учащихся обеспечивается созданием нормативных правовых актов об основаниях и мерах социальной поддержки. Правовое регулирование включает нормы федерального законодательства, регулирующие обеспечение мерами социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и осуществление попечительства над детьми, находящимися в учреждениях государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Проведенный анализ статистических и эмпирических данных позволяет сделать выводы о том, что участие государственных органов в социальном механизме реализации права на образование детей, находящихся в условиях специального образовательного учреждения закрытого типа, является результативным в полной мере в отношении социальных функций образования: гомогенизация общества через организацию социализации индивидов; формирование и воспроизводство образовательных общностей; воспроизводство социальных групп и слоев, обусловленных наличием образовательных сертификатов. В отношении этих функций деятельность специального образовательного учреждения закрытого типа практически не отличается от массовой школы.

Иные функции образования реализуются специфическим образом, их содержание обусловлено особенностями контингента обучающихся и направлено на успешную социализацию детей в институциональных условиях образовательного учреждения закрытого типа. Активизация социальных перемещений характеризуется одним видом социальной мобильности - учащиеся утрачивают статус «индивид-правонарушитель» и приобретают статус «законопослушный индивид». Социальная селекция проявляется в дифференциации воспитанников на основе психолого-медико-педагогических показаний и обеспечение им равных возможностей обучения в одном образовательном учреждении. Замещение родителей и социальная поддержка учащихся обусловлены необходимостью замещения родителей при их наличии, чего,

как правило, не происходит в массовых образовательных учреждениях.

Таким образом, государственные органы как субъекты права на образование используют все элементы социального механизма реализации права на образование детей, находящихся в условиях ограничения свободы - исполнение, соблюдение, использование и применение.

Проведенный теоретический и эмпирический анализ показывает, что ресурс регионального специального образовательного учреждения закрытого типа необходим и достаточен для реализации права на образование детей, находящихся в условиях ограниче-

ния свободы, но в современных условиях востребован не в полном объеме. Прежде всего, недостаточно используется элемент социального механизма - применение при формировании практики помещения несовершеннолетних в учреждение, результативно обеспечивающее реализацию их права на образование.

Полученные нами результаты и выводы могут быть применены на практике участниками образовательного процесса при построении и реализации моделей социализации личности в специальном образовательном учреждении; при разработке и внедрении социальных технологий с целью социализации несовершеннолетних, находящихся в группе риска.

Литература

1. Зуйкова Н. И. К характеристике социологического содержания понятия «реализация права на образование» // Известия Алтайского государственного университета. 2012. № 2/2(74). С. 239 - 241.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). Режим доступа: http://www.conventions.ru/view base.php?id=89

3. Осипов А. М. Социология образования: очерки теории. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 504 с.

4. Сведения о деятельности учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением: форма СУ-1, утверждена приказом Министерства образования России от 25.08.1998 № 2222

5. Форма статистической отчетности «Несовершеннолетние», приложение к приказу Министра внутренних дел Российской Федерации № 57 от 30.01.2014.

Информация об авторе:

Зуйкова Наталья Ивановна - аспирант Алтайского государственного педагогического университета (АлтГПУ), руководитель аппарата Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае, доцент кафедры государственного, муниципального и корпоративного управления Алтайского государственного аграрного университета, г. Барнаул, ZujkovaN@yandex.ru.

Natalia I. Zuikova - post-graduate student at Altai State Pedagogical University, Chief of staff of the Commissioner for human rights in the Altai region, Assistant Professor at the Department of State, Municipal and Corporate Governance, Altai State Agrarian University.

(Научный руководитель: Матвеева Наталья Александровна - доктор социологических наук, профессор, проректор по научной работе Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул, matveeva_n_a@mail.ru.

Research advisor: Natalia А. Matveeva - Doctor of Sociology, Professor, Vice-Rector of Altai State Pedagogical University).

Статья поступила в редколлегию 05.03.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.