Научная статья на тему 'Актуализация проблемы социализации старших школьников в Российской Федерации'

Актуализация проблемы социализации старших школьников в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
294
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / РЕАБИЛИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мурадова Н. С., Ерахтина Т. А.

Особое место в системе общего образования занимает специфический «продукт », «предмет», «результат» социализация личности. Начало реформирования системы специального образования характеризуется определенными позитивными изменениями в этой сфере, которые выражаются в реализации необходимых организационно-педагогических условий. В настоящее время в РФ создано нормативно-правовое поле, регламентирующее реализацию и защиту прав детей, осуществление мер по их социальной защите и обеспечению, а также разветвленная сеть государственных социальных служб, оказывающих разнообразную помощь и поддержку людям, в том числе предоставляющая комплекс психолого-медико-социальных услуг детям и семьям на базе образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUALIZATION OF A PROBLEM SOCIALIZING OF THE SENIOR SCHOOLBOYS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The special place in system of the general education occupies specific «product», «subject», «result» persons socialization. The beginning of reforming of system of special education is characterized by the certain positive changes in this sphere which are expressed in realization of necessary organizational pedagogical conditions. Now in the Russian Federation the normative-legal field regulating realization and protection of the rights of children, realization of measures on their social protection and maintenance, and also the ramified network of the state social services rendering the various help and support to people, including giving a complex psychologicalmedicalsocial services to children and families is created on the basis of educational establishments.

Текст научной работы на тему «Актуализация проблемы социализации старших школьников в Российской Федерации»

УЧЕНЫЕ

ЗАПИСКИ

Т.А. ЕРАХТИНА, доктор педаг. наук, профессор

Тея. 8-919-269-04-64

Н.С. МУРАДОВА, доктор педаг. наук, доцент кафедры общей педагогики Орловского государственного университета

Тел. 8-919-269-04-64; lambrador@orel.ru

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Особое место в системе общего образования занимает специфический «продукт.», «предмет», «результат» - социализация личности. Начало реформирования системы специального образования характеризуется определенными позитивными изменениями в этой сфере, которые выражаются в реализации необходимых организационно-педагогических условий. В настоящее время в РФ создано нормативно-правовое поле, регламентирующее реализацию и защиту прав детей, осуществление мер по их социальной защите и обеспечению, а также разветвленная сеть государственных социальных служб, оказывающих разнообразную помощь и поддержку людям, в том числе предоставляющая комплекс психолого-медико-социальныхуслуг детям и семьям на базе образовательных учреждений.

Ключевые слова: социализация личности, дезадаптация, десоциализация, индивидуализация, модификация поведения, социальная помощь, реабилитация.

Положение детей в России в 90-е годы можно охарактеризовать как кризисное. Нестабильность социально-политической обстановки, экономический кризис, спад производства, дороговизна товаров и услуг, безработица и вынужденная миграция населения привели к снижению жизненного уровня семей.

Защита прав детей на жизнь и развитие является задачей, объединяющей устремления и усилия всех здоровых сил общества независимо от идеологических, культурных, религиозных и иных установок различных социальных групп. В настоящее время в РФ создано нормативно-правовое поле, регламентирующее реализацию и защиту прав детей, осуществление мер по их социальной защите и обеспечению. Рассмотрим основополагающие документы.

Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., была ратифицирована в РФ 13 июня 1990 г. Верховным Советом СССР без оговорок. Были предприняты законодательные, административные и другие меры, которые способствовали претворению в жизнь требований и принципов, заложенных в Конвенции.

Российская Федерация принимает самое активное участие в международной работе по защите детства. Россия вошла в образованный в соответствии со ст. 43 Конвенции Комитет по правам ребенка, наделенный полномочиями требовать предложения и замечания от учреждений ООН и государств, ратифицировавших Конвенцию, по отдельным вопросам, касающимся прав ребенка. Данному Комитету представляются доклады о принятых мерах по реализации заложенных в Конвенции прав детей. Вхождение России в столь высокую структуру свидетельствовало о той роли, которую государство отводило в своей политике вопросам социальной защиты детей.

© Т.А. Ерахтина, Н.С. Мурадова

В статье 15 принятой в 1993 г. Конституции РФ провозглашено, что в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Материнство и детство, семья согласно Конституции находятся под защитой государства, которое создает социально-экономические, правовые предпосылки для нормального развития, воспитания и образования детей. Средства и способы защиты прав ребенка значительно расширились в связи с принятием нового Гражданского кодекса РФ (1994 г.); Семейного кодекса РФ (1995 г.); Уголовного кодекса РФ (1996 г.); Уголовно-исполнительного кодекса РФ (1997 г.).

Для реализации мер, содержащихся в международных документах, и устранения последствий «шокового» вхождения в рыночную экономику в России принят ряд важных государственных решений: указы Президента РФ «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1992), «О неотложных мерах по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др. Достижением в разрешении проблем социальной защиты явился принятый в 1998 г. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Закон определяет основные принципы защиты прав детей по многим аспектам их жизнедеятельности и тем самым по многим отраслям законодательства.

Принятие норм Конвенции о правах ребенка способствовало принятию Закона РФ «О вынужденных переселенцах» (1995 г.), федеральных законов «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (1995 г.), «Об образовании» (1996 г.), «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996 г.), ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.). Содействию воплощения закрепленных в Конвенции прав ребенка способствует принятие указов Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений, защите их прав» (1993 г.), «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 г. (Национальный план действий в интересах детей)» (1995 г.), «О Президентской программе «Дети России» (1994 г.).

Приняты постановления правительства «О плане действий по улучшению положения детей РФ на 1995-1997 гг.» (1996 г.), Положение о приемной семье (1996 г.), Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-ин-

валидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (1996 г.) и др.

Вопросы защиты прав детей нашли отражение и в следующих отраслях законодательства: семейном, гражданском, жилищном, законодательстве об образовании, о здравоохранении, о социальном обеспечении (пособия семьям с детьми, государственное обеспечение детей-сирот, пенсионное обеспечение детей-инвалидов), о труде, в уголовном, уголовно-процессуальном, административном и уголовно-исправительном законодательстве.

В субъектах РФ в дополнение к федеральным законам принимаются законодательные акты, направленные на защиту прав и интересов детей, проживающих на их территории, с учетом имеющейся специфики.

В настоящее время в России зарегистрировано 90 организаций, основная деятельность которых связана с решением проблем детей. Из них 19 имеют международный статус, 19 - общероссийский, 52 - межрегиональный. Зарегистрировано 30 детских организаций. Из них 3 - с международным статусом, 10 - с общероссийским, 17 - с межрегиональным. Аналогичные организации создаются в регионах и на местах.

Практическое состояние социальной защиты учащихся зависит от множества факторов и прежде всего от реального состояния общества и его социальных институтов. Взаимодействие социальных институтов представляет собой организованную систему связей, социальных норм и ценностей, отражающих потребности общества и адаптированных к ним. Изменение государственно-общественных настроений неизменно сказывается на функционировании социальных институтов. В современных условиях реформирования всей системы отношений в стране и постепенного выхода социальных институтов из затяжного кризиса значительно возросла значимость всех видов и форм их взаимодействия с ориентацией на нужды конкретного ребенка, его социальную защиту.

В настоящее время можно констатировать тот факт, что в России создана разветвленная сеть государственных социальных служб, оказывающих разнообразную помощь и поддержку людям, находящимся в различных кризисных ситуациях, и прежде всего оказывающая комплекс психоло-го-медико-социальных услуг детям и семьям группы риска.

В системе народного образования наряду с существующими формами государственной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

(детские дома и школы-интернаты), несовершеннолетних с девиантным поведением (специальные школы и специальные ПТУ) создана сеть центров медико-социальной и психолого-педагогической поддержки, которые проводят диагностику и коррекцию, как правило, дезадаптированных учащихся, испытывающих затруднения в общении, консультируют их родителей.

Необходимо отметить, что в настоящее время происходит закономерное усиление роли института образования, который становится одним из важнейших факторов защиты детей в свете глобальных, региональных и локальных проблем улучшения жизни граждан всей страны.

Органы управления образованием контролируют соблюдение законодательства РФ и законодательства субъектов РФ в области защиты прав детей. В ведении органов управления образованием находится создание и развитие сети: образовательных учреждений; специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа; специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа; детских домов; школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; образовательных учреждений, оказывающих помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии и поведении.

Органы управления образованием участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости детей и подростков. Федеральное законодательство обязывает органы образования вести учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия. В их компетенции находится вопрос разработки и внедрения программ и методик, направленных на формирование основ гражданского становления и законопослушного поведения несовершеннолетних.

Органы управления образованием создают психолого-педагогические комиссии, функциями которых являются: выявление несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии или поведении; проведение комплексного обследования учащихся; подготовка рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи; определение форм дальнейшего обучения и воспитания.

Однако необходимо констатировать, что, несмотря на явную значимость работы по социальной защите учащихся и активную многогранную работу в этом направлении, в практике доминирует разрозненность действий по решению данной задачи и явно просматривается противоречие между усилиями, которые прилагаются предста-

вителями системы образования, и реальным результатом, выражающимся в низком уровне социальной защиты детей.

Сложившаяся ситуация потребовала существенного внимания к поиску новых оптимальных путей и форм организации процесса социальной защиты учащихся на основе взаимодействия с другими социальными институтами.

Социально-педагогическая помощь детям, их защита являются и будут являться составным социальным компонентом и важнейшей функцией социальных институтов нашего общества, обусловленной их взаимодействием и ориентированной прежде всего на взвешенные, научно обоснованные формы и методы социальной защиты каждого субъекта с учетом своеобразия местных условий и педагогических задач учреждений образования. Исследования показывают, что набирающая силу отечественная практика социально-педагогической защиты учащихся, развивая собственные прогрессивные идеи прошлого и интегрируя зарубежный опыт, находится практически пока в состоянии естественного эксперимента, направленного поиска.

Проблемами защиты прав ребенка, включая право на обучение в школе, занимается множество различных организаций - комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних, школы и центры социально-психологической помощи, кризисные центры и приюты, приемники-распределители и другие учреждения. Это определяется тем, что проблема защиты права детей школьного возраста на получение образования тесно связана с другими социально-педагогическими проблемами: профилактикой безнадзорности и беспризорности, профилактикой асоциального поведения детей и подростков, защитой прав детей в целом. В современном обществе школа обладает возможностями для социально-педагогической реабилитации детей, но она далеко не всегда может вовлечь в систему образования тех детей и подростков, которые длительное время (или вообще никогда) не учились в школе. Решить данную проблему можно, лишь объединив усилия всех социальных институтов общества, если их деятельность будет носить социально-педагогический характер и основываться на использовании педагогических методов, ориентированных на достижение педагогических целей, на развитие мотивационноценностной сферы детей и подростков.

В современных условиях имеет место рост всех факторов, влияющих на расширение масштабов непосещаемости школы. К ним относятся: рост числа беженцев и переселенцев; люмпенизация

части населения; наличие низкодоходных семей, которые не в состоянии обеспечить детям минимум условий, необходимых для посещения школы; алкоголизация, социальная и нравственная деградация части родителей; необходимость для части родителей все свое время использовать для заработка и невозможность в связи с этим уделять достаточное внимание детям; распространение в подростковой, молодежной среде ценностей асоциального образа жизни; увеличение числа больных детей, детей-инвалидов, которые не имеют возможности нормально учиться в обычной школе; неподготовленность школы к обучению «проблемных детей», стремление части школ избавиться от таких детей, формирование в связи с этим у части учащихся отрицательного учебного опыта, препятствующего дальнейшей учебе в школе.

Отсев может рассматриваться как следствие одного из следующих видов нарушений права на получение образования: невозможности реализации права на образование (причины могут носить социальный, экономический или какой-то иной характер); нарушений прав на получение образования (нарушения могут быть педагогическими, семейными, социальными, медицинскими и т.д.); нежелания реализовать свои права, что имеет в подавляющем большинстве социальные причины.

Понятно, что без объединения усилий субъектов образования, расширения сферы взаимовлияния данную проблему не решить, а значит, и эффективность процесса социальной защиты учащихся будет минимальной.

На сегодняшний день наиболее успешно обстоят дела с воспитательными и образовательными совместными программами органов образования и детских, молодежных общественных объединений тех регионов, где имеются оздоровительные центры, организуются профильные смены как для участников школьного самоуправления, так и для членов детских общественных организаций (Нижегородская, Тюменская, Орловская, Тамбовская области и др.).

Важная роль принадлежит органам ученического и студенческого самоуправления и детским объединениям, создаваемым в образовательных учреждениях. Благодаря самоуправлению детские и молодежные общественные организации способствуют становлению норм демократической культуры, формированию навыков игрового общения и деятельности, способствуют развитию гражданских, патриотических чувств растущего гражданина России, чувства сопричастности ко всему происходящему в окружающем мире.

Научная разработка проблемы социальной защиты требует рассмотрения дифференцированного подхода к ее реализации в зависимости от принадлежности учащегося к той или иной группе. В связи с этим выделим особенности таких групп учащихся, как социально дезадаптированные подростки, учащиеся со «специальными потребностями», социальные сироты, одаренные дети, дети с ослабленным здоровьем, и опишем стратегию и тактику их социальной защиты системой образования.

Практически любому из вышеперечисленных социальных учреждений приходится иметь дело с социально дезадаптированными подростками, а также с разными проявлениями детско-подрост-ковых девиаций, которые требуют специальных корректирующих программ и методов.

Оказание психологической и психосоциальной помощи дезадаптированным детям и подросткам начинается с психологической диагностики, которая позволяет определить характер дезадаптации и выявить ее причины.

В одном случае дезадаптация может вызываться некоторыми психобиологическими факторами, неблагоприятными особенностями психики и организма, включая нервно-психические заболевания и патологии, разные степени умственной отсталости. В другом случае выявляются проблемы психосоциальной дезадаптации, связанные с индивидуально-личностными особенностями, акцентуациями характера, эмоционально-коммуникативными нарушениями, неадекватной самооценкой и т.д.

Диагностика данных нарушений позволяет наметить коррекционно-реабилитационную программу, провести соответствующую психологическую консультацию учителей и родителей. Однако практически в любых случаях патогенной, психосоциальной и социальной дезадаптации важнейшую роль в процессе реабилитации играют средовые социально-психологические факторы, особенности взаимодействия подростка со своим ближайшим окружением в семье, школе, сообществе сверстников.

Как правило, социальная дезадаптация подростка характеризуется деформацией референтных и ценностных ориентаций, неадекватностью самооценки, снижением уровня психосоциального развития, асоциальным поведением. И было бы неверно видеть причины этого только в личностных психологических особенностях подростка и ограничиваться индивидуальной коррекцией.

Многолетние отечественные исследования показывают, что процесс дезадаптации начинается

и сопровождается утратой референтной значимости классного коллектива, отчуждением от школы как института социализации. Это, в свою очередь, вызвано деформацией межличностных отношений «трудного подростка» в классе, снижением его социометрического статуса, эмоциональным дискомфортом.

Как правило, трудные - «изолянты» в классе, и вследствие этого они начинают активный поиск иной среды общения и самоутверждения. Здесь, конечно, необходима наряду с психологической личностной диагностикой и коррекцией социально-психологическая диагностико-коррекционная программа, которая выявляет характер межличностных нарушений, дает картину предпочтений и отвержений, сложившихся в коллективе, выявляет лидерские процессы, группировки, ценностнонормативные ориентации и т.д. На основе этой диагностики можно проводить индивидуальную и групповую коррекцию, «выравнивать» систему взаимоотношений, формировать эмоциональнокоммуникативные качества, позволяющие подростку нормально строить свои отношения с товарищами. Такая психосоциальная работа может осуществляться как в постоянных, так и во временных коллективах, оказывающих помощь и поддержку в социальной адаптации.

Начало реформирования системы специального образования характеризуется определенными позитивными изменениями в этой сфере, которые выражаются в реализации необходимых организационно-педагогических условий: появились нормативно-правовые акты, определяющие основные права лиц с ограниченными возможностями здоровья и регулирующие основы государственной политики применительно к этой категории населения, соответствующие в основном международным нормативно-правовым актам; происходит дальнейшее развитие системы коррекционно-образовательных учреждений, в первую очередь школы: сегодня функционирует 8 видов коррекционно-образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья; подготовлены стандарты школьного специального образования; получают распространение инновационные модели коррекционно-образовательных учреждений; развивается система дошкольных коррекционно-образовательных учреждений; благодаря Закону «Об образовании» и последующим законодательным актам учащиеся с ограниченными возможностями здоровья получили право выбирать место обучения - в специальном коррекционно-образовательном учреждении или в образовательном

учреждении общего назначения; в практической сфере образования общего назначения появились разнообразные интеграционные формы обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья; активизировалась деятельность общественных организаций, оказывающих помощь лицам с ограниченными возможностями и защищающих их права; система высшего профессионального образования создает условия для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья; высшая педагогическая школа значительно увеличила подготовку специальных психолого-педагогических кадров для обеспечения системы специального образования.

Вместе с тем остаются еще не решенными серьезные проблемы: наиболее слабо развита система дошкольной коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; соответственно не отвечает потребностям и стандартам качества система раннего выявления, ранней диагностики и ранней психоло-го-педагогической помощи ребенку и его семье; некоторые категории детей (глубоко умственно отсталые, дети с синдромом Дауна, дети с тяжелыми множественными нарушениями) продолжают считаться необучаемыми, поэтому не включаются в образовательное поле, что нарушает их права; интеграционный процесс протекает стихийно, в ряде случаев он неоправданно ускоряется (интеграция «вводится» административно-командным способом) без достаточной подготовленности образовательных учреждений общего назначения и их педагогического корпуса; характерны нестабильность и значительные качественные различия в развитии и функционировании сети коррекционно-образовательных учреждений (по видам учреждений, по регионам РФ); не соответствует стандартам специального образования в большинстве образовательных учреждений материально-техническая, учебно-методическая и кадровая оснащенность; не разработана нормативная база их лицензирования, аттестации и аккредитации, учитывающих специфику данных учреждений; практически во всех регионах, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, существует острый дефицит профессионально подготовленных кадров в системе специального образования и в высшей педагогической школе; молодежь, обучающаяся в системе специального образования, неконкурентоспособна на современном рынке труда, отсутствуют необходимые условия для получения доступного профессионального образования (на всех уровнях).

Перечисленные общие недостатки не являются фатально ограничивающими возможности развития детей, они преодолимы, в большинстве своем носят вторичный характер и связаны главным образом с отсутствием адекватного раннего воспитания и ограниченностью дошкольного специального образования.

Таким образом, в практике социальной защиты, реализуемой системой образования, накоплен большой опыт по ее осуществлению как относительно всех учащихся, так и в плане специфики защиты отдельных групп школьников, выделяемых в зависимости от возраста, принадлежности к той или иной медико-биологической категории, семейного положения, действия различных социально-экономических факторов. В настоящее время в РФ создано нормативно-правовое поле, регламентирующее реализацию и защиту прав детей, осуществление мер по их социальной защите и обеспечению, а также разветвленная сеть государственных социальных служб, оказывающих разнообразную помощь и поддержку людям, в том числе предоставляющая комплекс психолого-меди-

ко-социальных услуг детям и семьям на базе образовательных учреждений. В последнее время значительно возросла роль учреждений образования в реализации такой важной функции, как защита детей, связанная прежде всего с получением образования. В сфере социальной защиты учащихся в системе образования наиболее актуальными в настоящее время являются проблемы охвата детей школьным образованием, сотрудничества с другими институтами, осуществляющими функцию социальной защиты детей, подготовки кадров, практических психологов, социальных работников и педагогов, а также их методического оснащения, повышающего уровень профессионализма этих специалистов в обеспечении социальной защищенности школьников, дифференцированного подхода к реализации социальной защиты в зависимости от принадлежности учащегося к той или иной группе (социально дезадаптированные подростки, учащиеся со «специальными потребностями», социальные сироты, одаренные дети, дети с ослабленным здоровьем и т.д.).

T.A. ERAHTINA, N.S. MURADOVA

ACTUALIZATION OF A PROBLEM SOCIALIZING OF THE SENIOR SCHOOLBOYS IN THE RUSSIAN

FEDERATION

The special place in system of the general education occupies specific «product», «subject», «result» persons’ socialization. The beginning of reforming of system of special education is characterized by the certain positive changes in this sphere which are expressed in realization of necessary organizational - pedagogical conditions. Now in the Russian Federation the normative-legal field regulating realization and protection of the rights of children, realization of measures on their social protection and maintenance, and also the ramified network of the state social services rendering the various help and support to people, including giving a complex psychological-medical-social services to children and families is created on the basis of educational establishments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.