Научная статья на тему 'История развития учреждений, обеспечивающих реализацию права на образование несовершеннолетних, находящихся в условиях ограничения свободы'

История развития учреждений, обеспечивающих реализацию права на образование несовершеннолетних, находящихся в условиях ограничения свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
458
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛИ / ЭТАПЫ РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / HE RIGHT TO EDUCATION / MINOR OFFENDERS / STAGES OF DEVELOPMENT OF SPECIAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зуйкова Наталья Ивановна

Представлены результаты исследования истории становления и развития специальных образовательных учреждений, обеспечивающих реализацию права на образование несовершеннолетних, находящихся в условиях ограничения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зуйкова Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages of the development of institutions implementing of the right to education of imprisoned minor offenders

The article is devoted to the study of the formation and stages of the development of special educational institutions implementing the right to education of imprisoned minor offenders.

Текст научной работы на тему «История развития учреждений, обеспечивающих реализацию права на образование несовершеннолетних, находящихся в условиях ограничения свободы»

УДК 316.344.34

Н. И. Зуйкова

история развития учреждений, обеспечивающих реализацию права на образование несовершеннолетних, находящихся в условиях ограничения свободы

Представлены результаты исследования истории становления и развития специальных образовательных учреждений, обеспечивающих реализацию права на образование несовершеннолетних, находящихся в условиях ограничения свободы.

Ключевые слова: право на образование, несовершеннолетние правонарушители, этапы развития специальных образовательных учреждений.

Stages of the development of institutions implementing of the right to education of imprisoned minor offenders. NATALIA I. ZUYKOVA (Altay State Pedagogical Academy, Barnaul).

The article is devoted to the study of the formation and stages of the development of special educational institutions implementing the right to education of imprisoned minor offenders.

Key words: the right to education, minor offenders, stages of development of special educational institutions.

Устойчивость деятельности специальных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей во времени и наличие стойкой общественной потребности в организации образовательного процесса для детей, вступивших в конфликт с законом, свидетельствуют о том, что образование в условиях ограничения свободы носит институциональный характер. Для доказательства этого необходимо проанализировать историю развития учреждений, обеспечивающих реализацию права на образование несовершеннолетними, находящимися в условиях ограничения свободы.

История создания и развития специализированных учреждений для детей, совершивших преступления, насчитывает более сотни лет. Первые специальные заведения: земледельческая колония для малолетних бродяг (1819), приют для брошенных на произвол судьбы детей (1828), заведение для нравственно испорченных и нищенствующих, но не совершивших преступления детей (1839) - созданы без соответствующей законодательной базы, по общественно-частной инициативе. Земская реформа 1864 г. предусматривала финансирование земствами колоний для малолетних преступников [1, с. 78].

Причем следует отметить, что в приюты для исправления детей, поступивших туда по судебному приговору, не воспрещалось и помещение детей бесприютных, нищих или отдаваемых в такие заведения в силу родительской власти [7].

Закон об исправительных приютах для несовершеннолетних принят лишь в 1866 г., когда на всю Россию имелось 12 частных приютов, которые состояли в ведении министерства внутренних дел (по главному тюремному управлению) и подлежали во всякое время правительственной ревизии.

Задачами приютов являлось исправление подростков, в отношении которых состоялся судебный приговор. Низший возраст для поступления в приют (согласно Уставу о наказании, налагаемом мировыми судьями) - 10 лет, высший - 17. Минимальный срок содержания в приюте определялся судьей либо продолжался до достижения ребенком 18 лет. Начальство приюта имело право сокращать назначенный судом срок, условно освобождая заключенных. Задачи приюта сводились к обучению, содержанию, покровительству малолетних.

Позже, в 1895 г., приюты приняты под покровительство императора, на их содержание стало отчисляться 10% земских арестных сумм, а с родителей, воспитывающихся в них детей, могла взыскиваться плата за их содержание. Вплоть до начала ХХ в. в России не было открыто ни одного государственного (правительственного) приюта [7].

Российские заведения для несовершеннолетних сочетали в себе внешние свойства мест заключения, специальных воспитательных учреждений, сиротских домов, а по характеру деятельности многие из них являлись воспитательными. Их миссия -

ЗУЙКОВА Наталья Ивановна, консультант Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае, соискатель кафедры социологии, политологии и экономики (Алтайская государственная педагогическая академия, Барнаул). E-mail: ZujkovaN@yandex.ru © Зуйкова Н.И., 2013

об учреждениях, реализующих право на образование

Н. И. ЗУЙКОВА

улучшение участи бесприютных, сирот и нищих, ограждение детей от дурного влияния взрослых и тюрьмы путем принудительного воспитания, профилактики преступного поведения.

Учреждения, в которых жили и воспитывались дети, совершившие проступок или правонарушение, - земледельческие колонии и ремесленные приюты - организовывались до революции на общественные деньги. Огромное внимание при этом уделялось вопросу психологии воспитанников. Воспитатели, люди с педагогическим образованием, знающие какое-либо ремесло, видели свою задачу в том, чтобы отрезать детей от того мира, в котором они существовали, дать возможность начать жизнь заново, сохранить детство. Основной акцент в воспитании делался на обучение ремеслу, общение с природой, чтение, занятия садоводством, огородничеством, цветоводством, пчеловодством [6, с. 22].

В конце XIX в. сеть исправительных заведений значительно расширилась. К 1900 г. их насчитывалось около 50, хотя потребности в них были более значительны.

Начало ХХ в. отмечено организацией различных курсов, ставших началом профессионального обучения кадров для социальных служб. В октябре 1911 г. на юридическом факультете Психоневрологического института образована «социальная школа», где открыта «кафедра общественного призрения». Одним из направлений деятельности ученых и практиков в этот период было построение системы воспитательно-исправительных учреждений.

После революции 1917 г. вопросами борьбы с детской безнадзорностью и ее причинами занимались отделы социального воспитания при органах власти всех уровней. Кроме приютов и детских домов открывались трудовые колонии.

Наиболее известна коммуна им. Ф.Э. Дзержинского под руководством А.С. Макаренко. Вся система обучения и воспитания в ней на длительное время отрывала беспризорных от криминальной деятельности и бродяжничества. Силами учительского коллектива были созданы организационные, экономические и правовые гарантии для реализации права на квалифицированный труд беспризорников (несовершеннолетних правонарушителей). Коммуна, путем получения коммунарами образования, расширения их профессиональных навыков, обучения новым профессиям и введения оплаты труда, обеспечивала подросткам конкурентоспособность на рынке труда. Для них были созданы условия для участия в культурной жизни коммуны и общества, расширяющие общую социальную компетентность воспитанников, стимулировались

социально-одобряемые интересы (спорт, художественная самодеятельность, живопись, чтение и пр.).

Особую роль в деятельности учреждения Макаренко отводил учителю, предоставляя свободу творчества. Обязательным и неизменным являлись только цели, задачи и установки коммуны, направленные на исправление малолетних правонарушителей [2, с. 12-13].

Более жесткий режим 30-х годов XX в. предписывал осуждать с двенадцати лет даже за кражу колосков пшеницы, причем надлежало изолировать и исправлять ребенка, совершившего проступок. И эта подавляющая личность философия «исправления» достаточно прочно вошла в систему работы с несовершеннолетними правонарушителями в учреждениях исполнения наказаний.

В это время система учреждений для несовершеннолетних правонарушителей была выведена из-под контроля Наркомпроса и передана под эгиду НКВД. Во-первых, это завершило нормативно-правовое оформление детских закрытых учреждений, а во-вторых, стало свидетельством вступления политики борьбы с преступностью в новую фазу, откровенно репрессивную.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 07.04.1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» возраст уголовной ответственности по значительной части составов преступлений снижался до 12 лет. Дела подростков рассматривались судами, к ним применялись все виды наказаний. Обязательное применение к несовершеннолетним правонарушителям прежде всего мер медико-педагогического характера было отменено [8].

В 1964 г. эти учреждения, ставшие впоследствии школами для подростков с девиантным поведением [6, с. 22], были отданы под юрисдикцию системы образования. Помещение детей в них до конца 90-х годов прошлого века осуществлялось в административном порядке - по решению территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав [11].

Сегодняшние пути перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей - спецшколы, интернаты закрытого типа и изоляторы тюремного типа [4, с. 73]. За тем, что там происходит, наблюдают не только государственные службы, но и гражданское общество [10].

Порядок и основания приема несовершеннолетних в специальные образовательные учреждения (специальные общеобразовательные школы закрытого типа, специальные профессиональные училища закрытого типа, специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого

история

типа [3]), сформировались более 20 лет назад и по мере необходимости уточняются [9, 12]. К ним применяются общие понятия и правила образовательного процесса, изложенные в законодательстве об образовании, деятельность регламентирована соответствующим Положением [5]. Помещение и содержание в них применяются как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания и обучения (предполагающих ограничение свободы и принудительное обеспечение воспитательного и образовательного процесса), формально не являются уголовным наказанием и не влекут судимости. Организацию воспитательных мероприятий и обучение осуществляют педагоги.

Анализ приведенной информации свидетельствует о цикличности процесса развития исправительных учреждений для несовершеннолетних, совершивших противоправные деяния, идентичности целей, задач и условий содержания в них, что позволяет выделить следующие этапы их развития.

1. Донормативный период (начало XIX в. -1866 г.) - характеризуется отсутствием нормативного регулирования правоотношения, частно-общественной инициативой создания учреждений и принятием в них всех нуждающихся.

2. Нормативный досоветский период (конец

XIX в. - 1917 г.) - становление законодательства, регулирующего деятельность учреждений, судебный порядок и сроки помещения в них; начало формирования профессиональных кадров.

3. Советский период (1917 г. - 1990-е годы) -введение административного порядка помещения несовершеннолетних в учреждения, их переподчи-нение из системы органов управления образованием правоохранительным органам и наоборот.

4. Постсоветский период (конец 90-х годов

XX в. - настоящее время) - изменение порядка помещения несовершеннолетних в учреждения (с административного на судебный), введение общественного контроля за деятельностью учреждений.

Этапы развития специальных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей свидетельствуют об устойчивости их деятельности во времени и наличии стойкой общественной потреб-

ности в организации образовательного процесса для детей, вступивших в конфликт с законом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беляева Л.И. Зарождение и развитие отечественной школы перевоспитания неблагополучных детей // Педагогика. 2002. № 6. С. 78-84.

2. Гоголева А.В. Опыт советских педагогов в воспитании беспризорников // Теория и практика профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: сб. науч.-метод. и нормативно-правовых материалов / авт.-сост. В.В. Зикратов, С.Г. Четвертных. Изд. 3-е, испр. и доп. Барнаул: ARTИКА, 2007. С. 9-19.

3. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»: в ред. Федерального закона от 13.01.1996 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 150.

4. Королев Ю.А. Профилактика детской безнадзорности и беспризорности в странах СНГ // Журн. рос. права. 2003. № 34. С. 71-78.

5. Постановление Правительства РФ от 25.04.1995 № 420 «Об утверждении типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 18. Ст. 1681.

6. Рождение гражданина: региональный опыт реинтеграции подростков с асоциальными формами поведения // Беспризорник. 2004. № 4. С. 22-41.

7. Таганцев Н.С. Уголовное право (Общая часть). Ч. 2. По изд. 1902 г. URL: http://www.allpravo.ru (дата обращения: 01.11.2012).

8. Шарапов А.Е. Правовое регулирование исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних преступников в 30-х годах ХХ века в СССР: автореф. дис. ... канд. юр. наук. URL: http://www.mosu-mvd.com (дата обращения: 01.11.2012).

9. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.

10. Федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 24. Ст. 2789.

11. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 03.06. 1967 «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1967. № 23. Ст. 536.

12. Уточняется процедура направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. URL: http://www.legis.rU//news/15405 (дата обращения: 24.02.1010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.