Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КАК ДЕФИНИЦИЯ НАУЧНОГО АНАЛИЗА'

СОЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КАК ДЕФИНИЦИЯ НАУЧНОГО АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАНИЯ / РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИКА / ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ / ПОДХОДЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / УВЕЛИЧЕНИЕ НЕСЫРЬЕВОГО ЭКСПОРТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлюкевич Кристина

В статье социальный механизм экспорта образовательных услуг рассматривается через призму разных теоретических подходов и научных парадигм как зарубежных ученых, так и отечественных. Автором проанализированы теории рационального выбора Г. Беккера, диалектической теории конфликта Р. Дарендорфа и К. Маркса, теория конфликта К. Боулдинга, конфликтный функционализма Л. Козера и Г. Зиммеля, описана образовательная миграция и ее влияние на экспорт образовательных услуг. Обобщено и представлено авторское определение социального механизма экспорта образовательных услуг. Представлены приоритетные направления подготовки иностранных студентов обучающихся в Российской Федерации. Приведено авторское социологическое исследование, в ходе которого эксперты определили факторы, которые влияют как на поступление в образовательные организации, так и на весь процесс обучения иностранных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL MECHANISM OF EXPORT OF EDUCATIONAL SERVICES AS A DEFINITION OF SCIENTIFIC ANALYSIS

In the article, the social mechanism of the export of educational services is considered through the prism of different theoretical approaches and scientific paradigms of both domestic and foreign scientists. The author analyzes the theories of rational choice by G. Becker, the dialectical theory of conflict by R. Dahrendorf and K. Marx, the theory of conflict by K. Boulding, conflict functionalism by L. Koser and G. Simmel, educational migration, and its impact on the export of educational services are described. The author's definition of the mechanism of export of educational services is generalized and presented. Proposals of priority areas for training foreign students in the Russian Federation. The author's sociological study is given, during which experts were important factors influencing the admission and reduction of the process of teaching foreign students in state educational institutions of higher education.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КАК ДЕФИНИЦИЯ НАУЧНОГО АНАЛИЗА»

УДК 316.334.2

DOI 10.23672/y8806-0576-7080-e

Павлюкевич Кристина

аспирантка департамента социологии, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации KPavlyukevich@fa.ru

K. Pavlyukevich

Postgraduate Student

of the Department of Sociology,

Financial University under the Government

of the Russian Federation

KPavlyukevich@fa.ru

Социальный механизм

экспорта образовательных услуг как дефиниция научного анализа

The social mechanism

of export of educational services as a definition of scientific analysis

Аннотация. В статье социальный механизм экспорта образовательных услуг рассматривается через призму разных теоретических подходов и научных парадигм как зарубежных ученых, так и отечественных. Автором проанализированы теории рационального выбора Г. Беккера, диалектической теории конфликта Р. Дарендорфа и К. Маркса, теория конфликта К. Боулдинга, конфликтный функционализма Л. Козера и Г. Зиммеля, описана образовательная миграция и ее влияние на экспорт образовательных услуг. Обобщено и представлено авторское определение социального механизма экспорта образовательных услуг. Представлены приоритетные направления подготовки иностранных студентов обучающихся в Российской Федерации. Приведено авторское социологическое исследование, в ходе которого эксперты определили факторы, которые влияют как на поступление в образовательные организации, так и на весь процесс обучения иностранных студентов.

Ключевые слова: федеральный проект, экспорт образования, российское образование, экономика, привлечение иностранных студентов, подходы, образовательная миграция, увеличение несырьевого экспорта.

Annotation. In the article, the social mechanism of the export of educational services is considered through the prism of different theoretical approaches and scientific paradigms of both domestic and foreign scientists. The author analyzes the theories of rational choice by G. Becker, the dialectical theory of conflict by R. Dahrendorf and K. Marx, the theory of conflict by K. Boulding, conflict functionalism by L. Koser and G. Simmel, educational migration, and its impact on the export of educational services are described. The author's definition of the mechanism of export of educational services is generalized and presented. Proposals of priority areas for training foreign students in the Russian Federation. The author's sociological study is given, during which experts were important factors influencing the admission and reduction of the process of teaching foreign students in state educational institutions of higher education.

Keywords: federal project, export of education, Russian education, economics, attraction of foreign students, approaches, educational migration, increase in non-commodity exports.

Мировой демографический кризис заставляет государство решать проблему увеличения численности населения. В связи с этим одним из мировых образовательных трендов является привлечение иностранных студентов, то есть борьба за «умы». В такой борьбе выигрывают те страны, которые создают наиболее благоприятные условия для иностранных обучающихся.

Отвечая на мировые вызовы Правительство Российской Федерации в 2017 году запустило федеральный проект «Экспорт образования», который направлен на увеличение количества иностранных студентов. Предполагается, что за время реализации проекта (2017-2025 гг.) численность зарубежных обучающихся, в российских образовательных учреждениях надлежит увеличить с «230 тысяч человек до 710 тысяч к

2025 году, а количество иностранных слушателей онлайн-курсов российских образовательных организаций - с 1 млн 100 тысяч человек до 3 млн 500 тысяч человек» [1].

Целью проекта является увеличение несырьевого экспорта за счет увеличения числа иностранных школьников, которые прошли обучение по программам дополнительного образования, за счет привлечения иностранных абитуриентов, которые готовы обучаться на платных образовательных программах по договору; студентов, прошедших обучение на подготовительных факультетах, по программам дополнительного образования, по программам бакалавриата, магистратуры и программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Российская экономика от реализации экспорта образовательных услуг к 2025 году должна увеличить

объемы денежных средств, более чем в пять раз, до 373 млрд рублей.

Образовательные учреждения высшего образования работают над увеличением количества иностранных абитуриентов для того, чтобы реализовать цель, поставленную Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. № 204, которая гласит: «увеличить не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования» [2]. За 10 лет Россия увеличила количество иностранных абитуриентов в два раза и привлекла на обучение 6 % от общемирового числа иностранных студентов, и заняла 8 место в мировом рейтинге. До наступления эпидемиологической ситуации Россия вела усиленную работу по привлечению иностранных студентов, если посмотреть на динамику, то количество иностранных граждан увеличивалось с каждым годом в «2014/15 - 183 тыс. чел., 2015/16 - 200 тыс. чел., 2016/17 - 229 тыс. чел., 2017/18 - 256 тыс. чел., 2018/19 - 250 тыс., 2019/2020 - 315 тыс. чел.» и к 2022/23 учебному году это количество должно было составить 382 тысячу человек [3], но смогут ли образовательные организации высшего образования этого достигнуть. Необходимо отметить, что российское образование на протяжении многих лет привлекало иностранных абитуриентов, и несмотря на сложившуюся ситуации с СОУЮ-19 экспорт российских образовательных услуг останется актуальным и всё также востребованным. Иностранные студенты являются самой желательной для страны категорией мигрантов, поскольку они являются той самой «мягкой силой», которая влияет на все сферы жизни общества и страны в целом. Это развитие российской экономики, расширение «культурных и традиционных границ», то есть распространение национальных культурных ценностей, привлечение других на свою сторону, усиление позиций страны в мировой политике, развитие международных экономических отношений, улучшение своего имиджа за рубежом, и все это путём политики интернетизации высшего образования.

Приоритетными направлениями подготовки для иностранных студентов являются экономика и управление - 52 %, медицина - 20 %, образование и педагогические науки - 10 %, инженерно-технические специальности - 18 %. Самое высокое количество студентов из стран СНГ - свыше 120 тысяч человек, на втором месте страны Азии -почти 60 тысяч, Африка - почти 20 тысяч, Китай -13,5 тысяч студентов [3]. По данным авторского социологического исследования эксперты в сфере экспорта образования отмечают, что между некоторыми участниками системы экспорта образования нет доверия, а именно университеты не хотят в полной мере сотрудничать и не особо доверяют рекрутинговым агентствам, которые обеспечивают российский образовательный рынок 60 % иностранными абитуриентами. Эксперты сошлись во мнении, что иностранные абитуриенты сталкиваются с несоответствием ожиданий, реальному положению вещей в России при поступлении, при обучении в вузе, завершении обучения, трудоустройстве и жизни в России.

Система экспорта образования нуждается в модернизации и возможно в абсолютно новых подходах привлечения иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, с учетом сложившейся эпидемиологической ситуации с СОУЮ-19 по всему миру, а для применения новых подходов, необходимо рассмотреть существующие парадигмы, так, например, экономическую деятельность российских вузов, рассматривают в своих работах экономисты и социологи А.О. Грузинский, И.Г. Кратно, В.А. Баринова, А.Л. Арефьев. Ключевую роль в привлечении иностранных студентов непосредственно играют образовательные и маркетинговые стратегии, именно их описывают в своих работах А.Г. Эфендиева, М.М. Соколова, Л.С. Латышева. Прикладной характер изучения образовательной миграции иностранных студентов представлены в работах М.А. Сафоновой, И.П. Цапенко., Е.Е. Письменной, С. Гайдаровского, А. Катровского, Т. Лопухиной. М. Денисенко Л. Леденева, О. Чудинов-ских. Авторы занимались определением особенностей развития образовательной миграции в России и ими выявлена оценка тенденций развития экспорта российских образовательных услуг. При этом А.Л. Арефьев, Н. Бекетов и Ф.Э. Шереги занимаются изучением роли ведущих образовательных учреждений высшего образования на международном рынке образовательных услуг.

С практической точки зрения, образовательная миграция является неотъемлемой частью экономического развития страны, поскольку расходы иностранных обучающихся являются одним из факторов экономического роста. Ранее упоминалось, что к 2025 году, согласно паспорту приоритетного проекта, «Экспорт образования», объём денежных средств должен вырасти до 373 млрд рублей [4], поэтому имеет смысл рассматривать образовательную миграцию как одну из важнейших составляющих геополитики, которая направленна на укрепление как политического, так и экономического влияния России на международной арене. Предоставление образовательных услуг российскими вузами становится важнейшей экспортной отраслью для страны, которая занимает лидирующие позиции на международном образовательном рынке. Теория рационального выбора Г. Беккера через призму экспорта образования гласит, что в основном всегда есть желающие обучаться за рубежом, и при этом найти необходимую информацию не трудно, есть риск, что желающий может владеть «полной» или «неполной» информацией. Существуют рекрутинговые агентства, которые помогают ориентироваться иностранным абитуриентам в большом объеме информации начиная от существующих программ обучения в других странах до необходимых документов для поступления, т.е. агентства облегчают координацию действий людей, участвующих в данном поведении [5]. Теория рационального выбора Йона Элстера заключается в действии. Данное действие связано с желаниями и убеждениями индивида. В случае с экспортом образования желанием актора (иностранного абитуриента) является получение высшего образования в престижном университете за рубежом и вернув-

шись домой получить высокооплачиваемое место работы. Согласно теории Йона Элстера желания и убеждения являются рациональными поскольку основываются на собственных мотивах, на качестве образования, полученного за рубежом, которое ценится в родной стране. Иностранный абитуриент имеет желание и стремится получить удовлетворенность от своих образовательных предпочтений за рубежом, в тоже время минимизируя возможные затраты на получение образования, к примеру поступить в университет по квоте министерства образования -это и будет являться рациональным действием, состоящее из: поиска наилучшего действия при определенных взглядах и желаниях; формирования наиболее разумного убеждения; сбор необходимых свидетельств при наличии определенных желаний и с учетом предшествующих убеждений. В рамках экспорта образования это выглядит следующим образом: выбор университета (самостоятельно или через рекрутинговое агентство); признание диплома, выбранного вуза в родной стране иностранного абитуриента; сбор информации о поступлении в данный университет, выбор программы обучения, включая язык обучения.

Система экспорта образования находит свой отклик в диалектической теории конфликта Ральфа Дарендорфа и Карла Маркса. Чем больше индивиды подгрупп в какой-либо организации осознают свои интересы образовывая конфликтную группу, тем с большей вероятностью произойдет конфликт, к примеру, практически все иностранные студенты хотят проходит практику в организациях, где иностранный студент смог бы применить полученные знания на практике, имеется ввиду, что место практики соответствует программе обучения иностранного студента, по факту иностранные студенты проходят практику либо в своей стране, либо в университете, это вызывает недовольство у некоторых студентов, что в последствии приводит к разногласиям и конфликтам.

Исходя из общей теории конфликта Кеннета Бо-улдинга и конфликтного функционализма - Льюиса Козера и Георг Зиммеля - иностранные студенты образуют группы, диаспоры, где придерживаются своих ценностей, своей культуры, традиций и т.д., что может доставлять другим студентам неудобства, т.е. оказать негативное влияние на окружающих, и не способствуют адаптации в новом сообществе. Рассматривая причины конфликтов Л. Козер, приходит к выводу, что они коренятся в таких условиях, когда существующей системе распределения дефицитных ресурсов начинают отказывать в законности. Острота конфликта: чем больше осуществляется условий, вызывающих возникновение конфликта, тем он острее. Чем больше эмоций вызывает конфликт, тем он острее. Среди отечественных авторов обратимся к трудам Д. Полетаевой, О. Выхованецу, С. Лебедевой К. Гаврилову, С. Дементьевой, их работы посвящены изучению правовых и социально-экономических основ об-

разовательной миграции, оценке качества обучения иностранных студентов. в российский вузах, их условий жизни, проблем адаптации и сложности обучения.

Система экспорта образования невозможна без процесса образования, который известный российской социолог В.И. Добреньков раскрывает как процесс усвоения индивидом знаний, социальных норм, культурных ценностей того общества, которому он принадлежит в данный момент. Важную роль играет социальная коммуникация, так как человек существо социальное, он всегда приспосабливается к окружающей среде, поэтому общение через систему образования стоит на первом месте. Любое социальное взаимодействие предполагает коммуникацию. При помощи коммуникации люди добиваются поставленных целей, а также контролируют всю деятельность.

Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. Следует отметить активную роль государства в данной сфере образования. Проводится глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования, сформулирована пользующаяся широкой поддержкой общественности общенациональная образовательная политика.

Социальный механизм экспорта образовательных услуг - это совокупность парадигм, обеспечивающих взаимодействие разных социальных институтов, структур, норм, благодаря которым обеспечивается функционирование всего механизма и достигаются результаты, иными словами происходит увеличение численности иностранных абитуриентов, студентов для интеграции их в российское общество, с целью максимизации прибыли и расширения культурных и экономических связей, которые направлены на продвижение российского образования на международном рынке образовательных услуг для увеличения доли несырьевого экспорта российской экономики. Все участники системы экспорта, заинтересованные в развитии экспорта образования, становятся активными субъектами экспортной политики: это иностранные граждане, члены их семей, высшие учебные заведения, государственные, федеральные и региональные учреждения, работники высших учебных заведений, профессорско-преподавательский состав, институты в области науки, культуры и образования, рекрутинговые агентства и т.д. Исходя из этого, существует необходимость создать устойчивый социальный механизм системы экспорта образовательных услуг, при котором будет происходит взаимодействие между всеми участниками системы, который будет отвечать запросам и требованиям всех участников системы экспорта образования, рынка труда, соответствовать ожиданиям самого иностранного абитуриента -студента, и в последствии, влиять на социально-экономическое развитие российского государства.

Литература:

Literature:

1. Арефьев А.Л. Стратегия России в экспорте образования / А.Л. Арефьев, П.А. Арефьев, Н.М Дмит-риев. URL : http://socioprognoz-ru.1gb.ru/ files/File/ 2020/obr_i_nauka_388-410.pdf (дата обращения 05.12.2021).

2. Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07 мая 2018 года. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в частности статья 78., статья 105, и статья 106; Государственная система правовой информации URL : http://publication.pravo.gov.ru/Document/Vie w/0001201805070038?index=18&rangeSize=1 (дата обращения 06.12.2021).

3. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Вып. 9 / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. М. : Центр социологических исследований, 2019. С. 150.

4. Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» в редакции протокола от 30 мая 2017 года № 6. URL : http://surl.li/blexx (дата обращения 21.12.2021)

5. Беккер Гэри С. Человеческое поведение: Экон. подход / Гэри С. Беккер; Пер. с англ. Гэри С. Беккер; Сост., науч. ред. пер., авт. послесл. Р.И. Капелюшников. М. : ГУ ВШЭ, 2003. 670 с. (Избранные труды по экономической теории).

1. Arefiev A.L. Russia's strategy in the export of education / A.L. Arefiev, P.A. Arefiev, N.M. Dmitriev. URL : http://socioprognoz-ru.1gb.ru/files/File/2020/ obr_i_nauka_388-410.pdf (date of application 05. 12.2021).

2. Decree of the President of the Russian Federation of May 07, 2018. № 204, the Federal Law «On Education in the Russian Federation», in particular Articles 78, Articles 105 and Articles 106; State system of legal information. URL : http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038? index=18&rangeSize=1 (date of application 06.12. 2021).

3. Export of Russian educational services: Statistical compendium. Iss. 9 of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. M. : Center for Sociological Research, 2019. P. 150.

4. Passport of the priority project «Development of the export potential of the Russian education system» as amended by the protocol dated May 30, 2017. № 6. URL : http://surl.li/blexx (date of application 21 December 2021)

5. Becker Gary S. Human Behavior: Economics. / Translated from English; Gary S. Becker; Compiler, scientific editor of translation, author's afterword R.I. Kapelyushnikov). M. : State University Higher School of Economics, 2003. 670 p. (Selected works on economic theory).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.