Научная статья на тему 'Организационно-экономические механизмы развития экспорта российского образования'

Организационно-экономические механизмы развития экспорта российского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артемова П.В., Потоцкая Е.Д.

Привлечение иностранных студентов с высоким академическим потенциалом и лучших специалистов в области образования является приоритетом ведущих стран мира. В условиях мировой глобализации уровень академической мобильности студентов растет из года в год. Экспорт образовательных услуг экономически выгоден не только университетам, которые зарабатывают на обучении иностранных студентов, но и государству в целом, поскольку продвижение «бренда» национального образования способствует укреплению позиций государства на мировой арене, усилению его политического влияния. Развитие экспортного потенциала российского образования в последний год стало одним из ведущих направлений политики государства в области образования, не в последнюю очередь изза того, что продажа образовательных услуг является одной из альтернатив сырьевому экспорту и важным источником дохода для образовательных учреждений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические механизмы развития экспорта российского образования»

Организационно-экономические механизмы развития экспорта российского образования

сч

1Л £

Б

а

2 ©

Артемова Полина Витальевна,

соискатель, преподаватель кафедры государственного управления, Московский государственный институт международных отношений МИД России, p.v.artemova@inno.mgimo.ru

Потоцкая Екатерина Дмитриевна,

магистрант, Московский государственный институт международных отношений МИД России, ekaterinapotockaya@yandex.ru

Привлечение иностранных студентов с высоким академическим потенциалом и лучших специалистов в области образования является приоритетом ведущих стран мира. В условиях мировой глобализации уровень академической мобильности студентов растет из года в год. Экспорт образовательных услуг экономически выгоден не только университетам, которые зарабатывают на обучении иностранных студентов, но и государству в целом, поскольку продвижение «бренда» национального образования способствует укреплению позиций государства на мировой арене, усилению его политического влияния. Развитие экспортного потенциала российского образования в последний год стало одним из ведущих направлений политики государства в области образования, не в последнюю очередь из-за того, что продажа образовательных услуг является одной из альтернатив сырьевому экспорту и важным источником дохода для образовательных учреждений.

Ключевые слова: система образования Российской Федерации, экспорт образования, экспорт образовательных услуг.

Ведущие страны мира конкурируют за возможность привлечения иностранных студентов и лучших специалистов в области образования. Неслучайно рейтинговые списки университетов (как, например, QS University Rankings [1]) получают все большее распространение во всем мире, а международная деятельность учебного заведения - это один из показателей оценки его эффективности.

Первые строчки в рейтинге лучших мировых университетов стабильно занимают вузы США и Великобритании. Традиционно в группу стран с развитой системой образования входят также Швейцария, Австралия, Канада, Китай. По данным QS University Rankings в 2018 лишь один российский вуз, МГУ имени М.В. Ломоносова вошел в топ лучших университетов, заняв 95 место из 100 [1].

По объему доходов от экспорта образования Россия занимает 6 место в мире после США, Австралии, Великобритании, Канады и Франции. Согласно статистическим исследованиям, проведенным НИУ ВШЭ, доход от экспорта российского образования в 2016 году составил 0, 2 млрд долларов, в то время как доход США, лидера в сфере экспорта образовательных услуг, составляет около 30 млрд долларов [2].

Большая часть иностранных студентов в России - это выходцы из стран бывшего СССР, другими направлениями экспорта являются страны Азии, Северной Африки, Ближнего Востока [3].

В Российской Федерации в 2017 году впервые была принята детальная программа государственной поддержки развития экспорта образовательных услуг. До этого времени вопросы экспорта российского образования регулировались отдельными нормативно-правовыми актами. Так, например, порядок прохождения обучения в российских вузах иностранными гражданами регламентируется Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12 .2012 № 273-Ф3. На его основе иностранные граждане, наравне с российскими гражданами, вправе получить дошкольное и школьное образование бесплатно. Иностранные студенты имеют право на получение среднего профессионального и высшего образования как за счет бюджетных ассигнований РФ, так и на основе договоров о платном оказании услуг [4].

В 2017 году Правительством РФ был утвержден паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», который содержит прогнозируемые результаты и методы их достижения в сфере расширения экспортного потенциала РФ до 2025 года. Первой задачей проекта стало совершенствование нормативно-правовой базы, которая бы оптимизировала процесс обучения иностранных граждан в российских вузах [5].

Второй задачей стало повышение конкурентоспособности российских образовательных учреждений на международной образовательной арене. В исследованиях российских ученых описаны основные причины непривлекательности российских вузов. Среди них трудности в изучении русского языка, отсутствие социальных гарантий для иностранцев в области охраны здоровья. [6] Более того, до недавнего времени отсутствовала планомерная деятельность государства по продвижению российских образовательных услуг за рубежом, и это тоже является одной из причин низкой востребованности российского образования [7].

Третьим приоритетом проекта является создание комфортных условий для иностранных студентов в период их обучения в нашей стране. Как известно, Российская экономика получает доход не только от оплаты иностранными студентами обучения, но и за счет оплаты ими жилья, проезда, продуктов питания [8]. Создание благоприятных условий пребывания иностранных студентов в стране может стать дополнительным источником доходов бюджета.

Проект предусматривает совокупность мероприятий по продвижению «бренда» российского образования, среди них участие в международных образовательных выставках, реализация программы «Послы Российского образования», организация международных конкурсов и олимпиад. Все вышеперечисленные мероприятия финансируются из федерального бюджета.

Таблица 1

Показатели эффективности экспортной образовательной деятельности в Российской Федерации 20162018 [18, 19]

Показатель эффективности экспортной деятельности 21116 2017 21118

Количество иностранных студентов в российских вузах (тыс. чел.) 212431 228902 244000

Объем прибыли от экспортной деятельности (млн. руб.) 71,3 84,7 96,2

В Постановлении Правительства РФ от 26 декабря 2017 № 1642 представлены точные цифры по прогнозируемому количеству иностранных студентов, обучающихся на очных отделениях в российских учебных заведениях и по количеству прибыли в российскую экономику от экспортной образовательной деятельности (к 2020 году планируется обучить 310 тыс. иностранных граждан и получить 135370 млн. руб.) [9].

Из данных таблицы следует, что количество иностранных студентов, получающих образование в российских вузах, ежегодно увеличивается, и обозначенные в Постановлении Правительства РФ от 26 декабря 2017 № 1642 задачи исполняются в заданные сроки.

При выборе абитуриентами государства для получения образования не последнюю роль играет миграционная политика. Указ Президента Российской Федерации от 31.10.2018 № 622 «О концепции государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 годы» [10] содержит ряд задач для упрощения процедуры получения образования иностранными гражданами и для привлечения иностранных специалистов для преподавания и занятия научной деятельностью. Среди них улучшение условий проживания, охраны и страхования здоровья и безопасности, содействие вузам в реализации международных программ, предоставление иностранным гражданам возможности работать как во время учебы, так и по окончании учебного заведения, упрощение процедуры въезда в страну для преподавателей и членов их семей, организация довузовских программ для изучения русского языка [11].

Значимость экспорта образования подчеркивается в Указе Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности в Российской Федерации», где в п. 70 раздела «Наука,

технологии и образование» повышение уровня привлекательности российского образования, образования на русском языке, в первую очередь, для жителей стран-участниц Содружества Независимых Государств обозначено как приоритетное направление [12].

Изучение основных законодательных актов, регламентирующих вопрос экспорта образования, позволяет сделать вывод о том, что у многих российских вузов недостаточно опыта такой деятельности. Большинство законодательных актов в общих чертах обрисовывают задачи и цели, описывают важность и необходимость развития данного направления, но не предлагают конкретных путей достижения поставленных целей. Единственный документ, который детально конкретизирует процесс выхода российского образования на новый уровень - Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала Российской системы образования» - был обнародован в 2017 году. [13]

Одной из первоочередных задач, указанных в паспорте проекта, является разработка индекса экспортной активности вуза, т. е. набор критериев, по которым будет оцениваться эффективность работы вуза в направлении развития международной деятельности. В России все большее распространение получает зарубежная практика составления рейтингов университетов, где наряду с такими классическими критериями, как результаты исследовательской деятельности (Research) и качество преподавания (Teaching), обязательным показателем является международная составляющая (Internationalization), а именно, процент иностранных студентов и преподавателей, работающих в вузе, количество студентов, участвующих в программах обмена, количество международных договоров сотрудничества, количество стран,

выходцы из которых обучаются в университете [14] .

Первой значимой попыткой увеличить долю российского экспорта на международном образовательном рынке стал «Проект 5-100». В 2013 году были выбраны 15 университетов (а в 2015 году к ним добавилось еще 6), которые получили субсидии из федерального бюджета на реализацию поставленных целей. Из 21 вуза 6 находятся в Москве, остальные - в регионах РФ. Реализация данного проекта рассчитана до 2020 года. Преимуществами данного проекта является наличие конкретных количественных целевых показателей, а именно привлечение иностранных преподавателей (до 10 % в каждом вузе), увеличение численности иностранных студентов (до 15 % в вузе), попадание вуза в мировые образовательные рейтинги (не ниже топ-Ш). В Паспорте проекта по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди мировых научно-образовательных центров обозначены конкретные показатели оценки эффективности деятельности вузов, участвующих в проекте, и они напрямую связаны с поставленными целями. Среди них позиция вуза в международных рейтингах, доля зарубежных преподавателей, количество иностранных студентов, объем дохода, получаемый от внебюджетной деятельности, средний показатель цитируемо-сти. В рамках данного проекта каждый вуз составил план мероприятий по достижению указанных целей с учетом их географического положения, развития инфраструктуры, специфики научного направления [15]. Деятельности 21 вуза недостаточно, чтобы в разы увеличить долю экспорта российского образования на международном рынке. В июле 2017 года был проведен еще один отбор учебных заведений для создания Консорциума опорных университетов -экспортеров, что являлось одной из задач реализации проекта «Развитие экспортного потенциала Российской системы образования». В этот раз были отобраны 39 университетов, 23 их которых находятся в Москве, 2 в Санкт-Петербурге, 14 в регионах. Есть вузы, которые попали в списки участников обоих проектов (таких вузов 12), среди них РУДН, НИУ ВШЭ, Казанский федеральный университет, МФТИ, МИФИ, НИСиС, Дальневосточный федеральный университет и др. По замыслу проекта, к 2020 году число таких вузов должно увеличиться до 100, а к 2021 году все

О

3

ю

5

г

5

сч

1Л £

Б

а

о

россииские вузы должны использовать «Модель по экспорту образования».

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской федерации» и Постановлением Правительства РФ № 662, Министерство высшего образования и науки ежегодно проводит мониторинг эффективности образовательных организаций высшего образования. Одним из показателей эффективности является международная деятельность, а именно, численность иностранных студентов (кроме стран СНГ) в процентом соотношении относительно общего количества студентов, и количество иностранных студентов, выходцев из стран СНГ (так же в процентном соотношении относительно общего числа студентов), количество иностранных преподавателей и исследователей, работающих в образовательной организации и объем средств, полученных вузом, от образовательной деятельности от иностранных граждан и иностранных юридических лиц, что дает нам возможность сравнить эти показатели в вузах, которые участвуют в «Проекте 5-100» и вошли в список опорных университетов-экспортеров за несколько лет и сделать вывод о том, эффективны ли эти государственные программы и способствуют ли они выполнению поставленных целей. Для анализа эффективности и результативности работы вузов были отобраны 4 университета: Дальневосточный федеральный университет, Казанский федеральный университет, Российский университет дружбы народов и НИУ ВШЭ. Выборка университетов сделана на основе их географического положения и традиционной занятости в сфере экспорта образования. Все данные взяты с официального сайта главного информационно-вычислительного центра Министерства науки и высшего образования РФ [16].

Данные таблицы свидетельствуют о том, что количество иностранных студентов в представленных вузах ежегодно увеличивается (за исключением РУДН, где процент иностранных студентов в сравнении с 2015 годом стал немного ниже, но это компенсируется возросшими доходами, полученными от экспортной деятельности вуза), вместе с тем увеличивается количество иностранных преподавателей и исследователей, и как следствие, увеличивается объем денежных средств, получаемых от экспортной, международной деятельности. Таким образом, деятельность большинства вузов свидетельствует о целесообразности и эффективности вложений в рамках «Про-

Таблица 2

Анализ эффективности и результативности деятельности отдельных вузов-экспортеров образования в Российской Федерации

Год Численност Численност Численность Объем средств,

ь ь иностранных полученных от

иностранны иностранны пре подавателе обрэзовател ьно

х студентов х студентов и и й деятельности

(кроме из стран иссл ело6are л ей от иностранных

к ы ход цен ИЗ СНГ (% от , работающая в граждан и

стран СНГ) обшей организации иностранных

(% от общей численносги (количество юрид|песких

численности студентов) человек) ЛИЦ (тыс. руб.)

студентов-)

Д а л ы «евосточ ны й федеральный университет 2015 2,92 0.91 4 5471,10

2016 3,09 2 6 40 506,40

2017 5,81 2,4 33 145 413,70

Казанский федеральный университет 2015 19,46 12,23 17 358 857,00

2016 14,72 10,27 16 485 275,10

2017 14,68 10,38 23 653 601

Российский университет дружбы народов 2015 1,47 3,9 1-1 13 900, 60

2016 2,06 6,17 45 52 397,90

2017 2,92 8,02 85 46 077,20

НИУ «Высшая школа экономики» 2015 0,92 4.42 131 26 310.00

2016 1,40 6.15 142 66 342,34

2017 1,71 6.28 158 98 913,60

екта Ь-100» и проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». При это сохраняется серьезное отставание по большинству показателей от таких мировых лидеров экспорта образования, как Великобритания, США, Франция, Китай. Одной из дальнейших задач исследования является изучение истории, политики и опыта ведущих зарубежных стран в области привлечения иностранных студентов.

В рамках проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» основной задачей работы Консорциума опорных университетов-экспортеров должно стать создание моделей экспорта (т. е. проектирование того, какими именно способами и при помощи каких механизмов будет осуществляться достижение целевых показателей) образования, которые в дальнейшем будут использоваться другими университетами.

В результате проведения рабочих семинаров Консорциума вузов-экспортеров российского образования были разработаны формы международного взаимодействия. Всего таких моделей пять [17]. Выбор модели или комплекса зависит от каждого конкретного вуза.

Модель 1 - «Внутренняя интернационализация». В рамках этой модели происходит привлечение возможно большего количества студентов на программы довузовской подготовки, бакалавриата, магистратуры, аспирантуры. Обучение может осуществляться как на русском языке (что удобно для выходцев из стран СНГ, владеющих русским языком и традиционно являющимися главными потребителями российских экспортных услуг), так и на других языках. Важной особен-

ностью данной модели является то, что обучение ведется строго на территории Российской Федерации. Форма обучения может быть любой: очной, очно-заочной, заочной. Такая «реклама» российских образовательных услуг происходит через организацию международных выставок, олимпиад, конкурсов, систему российских посольств, сайты вузов, социальные сети.

Модель 2 - «Совместные образовательные программы». Эта концепция сотрудничества предполагает реализацию программ двойных дипломов, либо прохождение студентами краткосрочных курсов и программ, по результатам которых они получают свидетельство или сертификат. С одной стороны, небольшие сроки обучения могут привлечь иностранных студентов и увеличить количество прибыли, получаемой образовательной организаций. Но, с другой стороны, необходима правовая основа для признания российских дипломов за рубежом и наоборот.

Модель 3 - «Создание филиалов российских вузов за рубежом», предполагает создание представительств российских образовательных учреждений на территориях других стран. Это могут быть как филиалы университетов, так и просто образовательные центры русской культуры и языка. Основным законом, регулирующим создание филиалов образовательных учреждений, является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который оговаривает тот факт, что функционирование филиала подчиняется иностранному законодательству. Аккредитацию филиал проходит на тех же условиях, что и любой российский вуз, при этом не учи-

тывается специфика страны нахождения, иностранного законодательства. Следовательно, российская нормативно-правовая база требует совершенствования в этом отношении, если мы нацелены на достижение поставленных результатов, прописанных в Проекте «Развитие экспортного потенциала российского образования».

Модель 4 - «Онлайн обучение». Этот простой и удобный способ получить образование при помощи компьютерных технологий становится все более и более популярным в цифровую эпоху. [20] Также, это один из самых простых способов увеличить показатели эффективности международной деятельности учебного заведения. Это относительно не дорогостоящая модель, так как студенту не приходится тратиться на питание, проживание в чужой стране. В Российской Федерации дистанционное обучение регулируется приказом Минобрнауки от 23.08.2017 № 816, на основании которого учебным заведениям предоставлено много возможностей в реализации онлайн обучения. Учебное заведение вправе само выбирать предметы, курсы, по которым будет осуществляться онлайн обучение (частично или полностью), систему оценки, условия приема, форму промежуточной аттестации. Законодательно не существует никаких препятствий для реализации образовательной деятельности в рамках этой модели. [21]

Модель 5 - «Сетевое взаимодействие вузов». С помощью сетевого взаимодействия вузов развивается входящая и исходящая мобильность студентов. Финансироваться данная модель может как бюджетными, так и внебюджетными средствами. Сетевое взаимодействие позволяет повысить международную узнаваемость вуза, а также позволяет производить набор непосредственно из студентов вуза партнера. Перспективными направлениями реализации данной модели для Российской Федерации являются франчайзинг, обучение русскому языку на базе университета-партнера, организация летних школ и краткосрочные программы обмена.

Таким образом, развитие экспортного потенциала российского образования в последний год стало одним из ведущих направлений политики государства в области образования. Из анализа данных, в которых отражены ключевые показатели по количеству иностранных студентов, количеству иностранных преподавателей и объему прибыли, полученной от образовательной деятельности ведущими рос-

сийскими университетами за последние три года видно, что эта работа приносит первые результаты. Действительно, в университетах, которые участвуют в «Проекте 5-100», рассчитанном до 2020 года, одновременно вошедших в список опорных университетов-экспортеров, количество как иностранных студентов, так и иностранных преподавателей увеличивается, как увеличивается и доход от образовательной деятельности.

Однако, существует много сложностей в области нормативно-правового регулирования, а именно, недостаточно разработано миграционное законодательство с тем, чтобы сделать въезд и пребывание иностранных студентов максимально комфортным в Российской Федерации, так же недостаточно упрощена аккредитаций российских филиалов в иностранных государствах. Более того, проанализировав все предложенные модели можно заметить, что принципиально нового в них ничего нет, и все ведущие университеты уже давно работают и по программам двойных дипломов, рекламируют свои образовательные услуги на международных выставках и конкурсах и реализуют онлайн обучение. Все модели требуют определенных финансовых затрат, которые пока, в рамках реализации первых ступеней проекта, берет на себя государство в виде федеральных субсидий. Таким образом, можно предположить, что некое повышение показателей результативности международной деятельности в ведущих университетах происходит не за счет новых подходов и совершенствования законодательной базы, а просто за счет вливания государственных средств. В рамках проекта «Развитие экспортного потенциала российского образования» к 2021 году все российские университеты должны участвовать в осуществлении международной деятельности в рамках предложенных моделей, но готово ли государство финансировать все университеты для достижения запланированных показателей?

Литература

1. The QS University Rankings. Официальный сайт. [Электронный ресурс]// https://Www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2018 (дата обращения: 07.01.2019)

2. Российский постиндустриальный экспорт: вызовы и перспективы [Текст] : доклад к XVIII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, Моск-

ва, 11-14 апр. 2017 г. / рук.авт. кол. Н. В. Акиндинова, Л. И. Якобсон; НИУ «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. - С.14.

3. Там же: С.13.

4. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-Ф3 « Об образовании в Российской Федерации»-[Электронный ресурс] // http:// www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.11.2018)

5. Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 мая 2017 г. № 6) [Электронный ресурс] // URL: http:// static.government.ru/media/files/ Dk0XerfvAnLv0vFKJ59ZeqTC7ycla5HV.pdf (дата обращения: 01.11.2018)

6. Фактор А.М., Камолов С.Г., Никан-дрова А.А. Человеческие ценности в цифровую эпоху. Моделирование, оптимизация и информационные технологии / А.М. Фактор, С.Г. Камолов, А.А. Никанд-рова // Том 6. - №2 (21). - 2018. - С. 86103

7. Иноземцева Е.С. Место России как экспортера на мировом рынке образовательных услуг. / Е.С. Иноземцева // Креативная экономика. -2009.-№ 9. - С. 17-23.

8. Клячко Т. Л., Краснова Г. А. Экспорт высшего образования: состояние и перспективы в мире и России / Т. Л. Клячко, Г.А. Краснова // Экономика науки. -2015.- Т. 1, № 2. - С. 102-108.

9. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от

04.10.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс]// URL: http:// www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.11.2018)

10. Указ Президента РФ от 31.10.2018 N 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы» [Электронный ресурс]// URL: http:// www.consultant.ru/ (дата обращения

06.01.2019)

11. Арефьев А.Л. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Статистический сборник. Выпуск 15 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Центр социологических исследований, 2018 - 184 стр. [Электронный ресурс] / URL: socioprognoz.rufiles/ File/2018/Arefiev...2018_001...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

3

ю

S

ff 5

сч in £

Б

а

2 ©

12. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]// URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_191669/ (дата обращения: 01.11.2018)

13. Жуков А.О., Камолов С.Г., Хруста-лев Е.Ю. Модели и методы стимулирования инновационного развития наукоемкого сектора российской экономики / А.О. Жуков, С.Г. Камолов, Е.Ю. Хрусталев М.: МГИМО, 2018, 228 с.

14. Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2012 N 2006-р (ред. от 12.03.2016) «Об утверждении плана мероприятий по развитию и повышению конкурентоспособности ведущих университетов России среди мировых научно-образовательных центров» [Электронный ресурс]// URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_137181/ (дата обращения: -01.11.2018)

15. Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров [Электронный ресурс] //URL: http://5top100.ru (дата обращения: 01.11.2018).

16. ГИВЦ Министерства образования и науки Российской Федерации. Информационная система анализа деятельности образовательных организаций в сфере высшего и среднего профессионального образования. [Электронный ресурс]: URL: /http://indicators.miccedu.ru (дата обращения: 01.11.2018)

17. Центр экономики непрерывного образования (ЦЭНО РАНХиГС) *МОО Информация для всех [Электронный ресурс]/ URL: ifap.ru>cfeoll/disc/content/ books/30.pdf (дата обращения: 10.11.2018).

18. Россия в цифрах. 2018: Крат.-стат.сб./Росстат- M.,2018 - С. 142.

19. Клячко Т.Л. Последствия и риски реформ в российском высшем образовании / Т.Л. Клячко - М.:ИД Дело РАНХиГС.

- 2017. - 52 с.

20. Камолов С.Г., Корнеева А.М. Технологии будущего для "умных городов" / С.Г. Камолов, А.М. Корнеева // Вестник московского государственного областного университета. Серия: экономика. № 2.

- 2018. - С. 100-114

21. Бочкарева Т.Н., Матвеева А.А., Артемова П.В. Нетрадиционные формы контроля знаний и анализ их примене-

ния в средней профессиональной организации / Т.Н. Бочкарева, А.А. Матвеева, П.В. Артемова // Ученые записки Орловского Государственного Университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. - 2018. - № 1(78). - С. 194-197.

Organizational and economic mechanisms for the development of export of Russian education Artemova P.V., Pototskaya E.D.

Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation

Attracting foreign students with high academic potential and the best specialists in the field of education is a priority of the leading countries all over the world. In the context of globalization the level of academic mobility of students is growing from year to year. The export of educational and training services is economically beneficial not only to universities that gain foreign students, but also to the state as a whole, since promoting the "brand" of national education contributes to strengthening the position of the state in the world arena, strengthening its political influence. The development of the export potential of Russian education in the last year has become one of the leading directions of the state policy in the field of education, not least because the sale of educational services is one of the alternatives to raw materials exports and an important source of income for educational institutions. Key words: education system of the Russian Federation, export of education, export of educational services. References

1. The QS University Rankings. Official site.

[Electronic resource] // https:// www.topuniversities.com/university-rankings/ world-university-rankings/2018 (date: 01/07/ 2019)

2. Russian Post-Industrial Export: Challenges and

Prospects [Text]: report to the XVIII April International Scientific Conference on the Problems of the Development of the Economy and Society, Moscow, April 11-14 2017 / led by count N.V. Akindinova, L.I. Yakobson; National Research University Higher School of Economics. - M .: Izd. House of the Higher School of Economics, 2017. - P.14.

3. Ibid: P.13.

4. Federal law of the Russian Federation of

29.12.2012 № 273-FZ «On education in the Russian Federation» [Electronic resource] // http://www.consultant.ru/ (date: 11/01/2018)

5. The passport of the priority project "Development

of the export potential of the Russian education system" was approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and Priority Projects (Minutes No. 6 of May 30, 2017) [Electronic resource] // URL: http://static.government.ru/ media/files/ Dk0XerfvAnLv0vFKJ59ZeqTC7ycla5HV.pdf (date: 01.11.2018)

6. Factor A.M., Kamolov S.G., Nikandrova A.A.

Human values in the digital age. Modeling, optimization and information technology / A.M. Factor S.G. Kamolov, A.A. Nikandrova // Vol. 6. - №2 (21). - 2018. - pp. 86-103

7. Inozemtsev E.S. Place of Russia as an exporter

in the global market for educational services. / E.S. Inozemtsev // Creative Economy. -2009. -№ 9. - pp. 17-23.

8. Klyachko T. L., Krasnova G. A. Higher education

exports: state and prospects in the world and Russia / T. L. Klyachko, G. A. Krasnova // Economics of Science. -2015. - B. 1, No. 2. - pp. 102-108.

9. Decree of the Government of the Russian

Federation of 26.12.2017 N 1642 (ed. 04.10.2018) «On approval of the state program of the Russian Federation «Development of Education» [Electronic resource] // URL: http:/ /www.consultant.ru/ (date: 11/01/2018)

10. Decree of the President of the Russian Federation of October 31, 2018 № 622 «On the Concept of the State Migration Policy of the Russian Federation for 2019 - 2025» [Electronic resource] // URL: http:// www.consultant.ru/ (date 01/06/2019)

11. Arefyev A.L. Education of foreign citizens in higher educational institutions of the Russian Federation: Statistical collection. Issue 15 / Ministry of Education and Science of the Russian Federation. - M.: Center for Sociological Research, 2018 - 184 p. [Electronic resource] / URL: socioprognoz.ruifiles/File/2018/ Arefiev...2018_001...

12. Decree of the President of the Russian Federation of 31.12.2015 N 683 «On the Strategy of the National Security of the Russian Federation» [Electronic resource] // URL: http://www.consultant.ru/ (date: 11/01/2018)

13. 13. Zhukov A.O., Kamolov S.G., Khrustalev E.Yu. Models and methods to stimulate innovative development of the knowledgeintensive sector of the Russian economy / A.O. Zhukov, S.G. Kamolov, E.Yu. Khrustalev M .: MGIMO, 2018, 228 p.

14. Decree of the Government of the Russian Federation of October 29, 2012 No. 2006-p (ed. 12/03/2016) "On approval of an action plan to develop and improve the competitiveness of the leading universities of Russia among the world"s scientific and educational centers" [Electronic resource] // URL: http://www.consultant.ru/document/ (date: 11/01/2018).

15. The project to improve the competitiveness of leading Russian universities among the world's leading research and educational centers [Electronic resource] // URL: http://5top100.ru (date: 11/01/2018).

16. Ministry of Education and Science of the Russian

Federation. Information system for analyzing the activities of educational organizations in the field of higher and secondary vocational education. [Electronic resource]: URL: http:// indicators.miccedu.ru (date: 11/01/2018)

17. Center for the Economics of Continuing Education (CENO RANEPA) * MOO Information for all [Electronic resource] / URL: ifap.ru>cfeoll/disc/content/books/30.pdf (date: 11/10/2018).

18. Russia in numbers. 2018: Summary Stat. / Rosstat- M., 2018 - P. 142.

19. Klyachko, T.L. Consequences and risks of reforms in the Russian higher education / T.L. Klyachko - M.: ID Case RANEPA. - 2017. - 52 p.

20. Kamolov S.G., Korneeva A.M. Future technologies for "smart cities" / S.G. Kamolov, A.M. Korneev // Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: economics, number: 2, 2018, pp. 100-114

21. Bochkareva T.N., Matveeva A.A., Artyomova P.V. Non-traditional forms of knowledge control and analysis of their application in an average professional organization / T.N. Bochkareva, A.A. Matveeva, P.V. Artemova // Scientific research of Oryol State University. Series: humanities and social sciences. - 2018. - № 1 (78). - pp. 194-197.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.