Краснова Г. А.*
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия
НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКСПОРТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: рекрутинг иностранных студентов, экспорт образования, миграционная политика, международный рынок образования.
Статья посвящена новым тенденциям в экспорте образования и усилению конкуренции на мировом рынке образовательных услуг. Страны, традиционно направляющие студентов на обучение за рубеж, стали привлекать иностранных студентов на обучение. Национальные стратегии Китая, Южной Кореи, Малайзии предусматривают удвоение числа иностранных студентов. В то же время ведущие страны-экспортеры смягчают миграционное законодательство, чтобы сохранить темпы роста и число иностранных студентов в своих национальных универ -ситетах. В этих новых условиях Россия пока не представила программу продвижения российского образования, и начало новой приемной кампании в вузы осложняется геополитической и финансовой ситуацией.
т Т исло студентов, обучающихся за рубежом, ^ в мире по-прежнему растет, несмотря на финансовый кризис и лихорадку Эбола. В соответствии с последними данными ОЭСР [5], в 2012 г. во всем мире более 4,5 млн студентов обучались за рубежом, и это почти вдвое больше, чем в 2000 г. (2,1 млн). По общему мнению экспертов и родителей, обучение за рубежом способствует карьерному росту молодых людей, расширению их перспектив, выработке самостоятельного мышления, воспитанию духа толерантности. Симон Вильямс, глава группы управления частным капиталом банка HSBC, отметил, что «основными причинами для отправки детей учиться за границу являются изучение иностранных языков, приобретение ими международного опыта и независимости» [9].
В последние годы география международной студенческой мобильности серьезно изменилась. Страны, которые являлись традиционными поставщиками иностранных студентов, объявили о своих амбициозных планах по расширению экспорта образовательных услуг и удвоению числа иностранных студентов к 2020 г.
Китай в качестве стратегической задачи по удвоению количества иностранных студентов планирует его увеличение до 500 тыс. человек к 2020 г., Тайвань - до 130 тыс. [2]. Ближайший конкурент и сосед Китая - Южная Корея также планирует двойное увеличение иностранных студентов до 200 тыс. человек. Правительство Малайзии планирует привлечь 200 тыс. иностранных студентов до 2020 г. Эксперты мирового рейтинга
QS World University Rankings считают, что формируется новый азиатский региональный центр образования (regional education hubs), и дали ему определение glocal [7]. Об этом свидетельствуют следующие факты, произошедшие за последние пять лет: в Топ-200 число азиатских университетов выросло на 17%; в ТОП-50 число азиатских университетов увеличилось с 9 до 11; число иностранных студентов в азиатских университетах, участвующих в рейтингах, изменилось с 175 286 до 255 212 человек.
В числе стран, на которые обращают внимание и традиционные и новые страны, направляющих на обучение студентов, также появились новые игроки: Бразилия, Нигерия, Вьетнам, Монголия, Индонезия, где экономический рост и увеличение доходов населения стали основными причинами роста студенческой мобильности.
Характерно, что инициативы по увеличению экспорта образования исходят от национальных правительств. Меры поддержки и развитие инфраструктуры экспорта финансируются из государственных бюджетов: строительство кампусов для проживания иностранных студентов, создание государственных агентств по привлечению студентов и др. Причем проектам по увеличению числа иностранных студентов предшествовали развернутые маркетинговые исследования как привлекательных для иностранных студентов направлений и форм подготовки, так и основных стран - поставщиков иностранных студентов, опыта ближайших конкурентов. Стратегии
*Краснова Гульнара Амангельдиновна - доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра экономики непре -рывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 119571, Москва, пр. Вернадского, 82, стр. 5; +7 (499) 270-29-41; director_ido@mail.ru.
расширения экспорта предусматривают улучшение позиций национальных университетов в мировых рейтингах, а именно по вхождению в ТОП-100.
В этой ситуации одни ведущие страны - экспортеры образовательных услуг фиксируют снижение числа иностранных студентов, другие -замедляющийся ежегодный рост иностранных студентов и также вводят программы поддержки национальных университетов по привлечению иностранных студентов. Так, в Великобритании в последние два года количество студентов сокращается: в 2013 г. на 50% сократилось число постдоков из Индии и Пакистана и примерно на 25% число студентов из европейских стран [8]. В соответствии со статистикой германской службы академических обменов за 2011 г., доля иностранных студентов в немецких вузах с 2000 по 2010 г. увеличилась более чем на 10% [3].
Для европейских стран-экспортеров увеличение числа иностранных студентов неразрывно связано со стратегией привлечения высококвалифицированных иностранных кадров в связи со старением населения Европы и будущим дефицитом кадров на рынке труда. Поэтому важная часть мероприятий по экспорту связана с ослаблением миграционного и трудового законодательства, созданием привлекательных условий для проживания и карьеры для иностранных выпускников национальных университетов и членов их семей.
Миграционные перспективы иностранных студентов широко обсуждаются на международном политическом уровне - например, в форумах Европейского союза и ОЭСР, в академических кругах, а также в средствах массовой информации и гражданским обществом. В рамках Европейской директивы по вопросам студентов 2004/114/EC, где ставятся задачи по увеличению мобильности студентов в Европейском союзе и установлены основные стандарты миграционной политики, законодательные изменения идут в той или иной степени во всех странах Европейского союза.
Например, изменения в законодательной базе Германии [3] направлены, во-первых, на развитие большей мобильности иностранных студентов и, во-вторых, на улучшение доступа к немецкому рынку труда иностранных выпускников немецких вузов. В контексте политической дискуссии о более легком доступе к рынку труда Германии и инициативе «Зеленая карта» (Green Card initiative) иностранные студенты в 2000 г. были определены в качестве будущих квалифицированных рабочих. В 2005 г. были внесены изменения в закон о пребывании и в закон о занятости, призванные упростить трудоустройство выпускников иностранных
университетов в Германии. Успешные выпускники получили право в течение одного года найти работу и после заключения трудового договора получить вид на жительство. Это позволило преобразовать студенческий вид на жительство в вид на жительство для поиска работы или на работу. Ранее в соответствии с законом об иностранцах 1990 г. иностранные выпускники должны были покинуть страну по завершении обучения.
Поправки к закону об иммиграции 2011 г. продлили сроки для поиска работы иностранным выпускникам немецких высших учебных заведений с 12 до 18 месяцев. В этот период времени иностранные выпускники могут работать без ограничений. А иностранные студенты получили разрешение работать 120 дней в году при полной занятости и 240 дней при частичной занятости в течение года во время учебы (ранее это разрешение составляло соответственно 90 и 180 дней в году). Закон о пребывании требует, чтобы работа была «соразмерна» университетскому диплому и связана с получаемым образованием.
Выпускники иностранных университетов, имеющие степень или квалификацию, сравнимые с немецкими квалификациями, могут находиться в Германии до шести месяцев для поиска работы и дальнейшего трудоустройства при условии, что в течение этого периода времени они могут себя финансово обеспечивать. Таковы механизмы реализации стратегии привлечения высококвалифицированных специалистов на работу в Германию.
Во Франции закон № 2013-660 от 22 июля 2013 г. для высшего образования и исследований изменил законодательную часть Кодекса о въезде и пребывании иностранцев и праве на проживание, в результате чего миграционные процедуры для студентов и исследователей были упрощены [4]. Кроме того, данный закон изменил доступ на рынок труда студентам, имеющим степень магистра или эквивалентную ей, через авторизацию на временное проживание, а также условия для предоставления многолетнего вида на жительство. Исследователи в случае непредвиденной потери работы не по их воле в соответствии с новыми нормами уже не теряют вид на жительство, дальнейшее продление им вида на жительство гарантируется при соблюдении условий, прописанных в законе.
Важным фактором для повышения привлекательности Франции стало и разрешение в рамках принятого закона преподавания на английском языке во французских университетах. Что касается приема иностранных студентов на обучение, то законом была предусмотрена подача заявок на временный вид на жительство не
только в префектурах, но и в университетах, подписавших соглашения с префектурами. В общей сложности было открыто 25 таких пунктов заявок в 2013 г. и планируется их дальнейшее увеличение до полного охвата всех вузов.
В рамках дальнейшей политики правительства Франции, направленной на повышение привлекательности страны для иностранных студентов и исследователей и упрощение для них иммиграционных процедур, были проведены дебаты по профессиональной и студенческой иммиграции 24 апреля 2013 г. в Сенате и 13 июня того же года в Национальном собрании. В своем выступлении в Сенате министр внутренних дел подчеркнул необходимость упрощения процедуры профессиональной иммиграции, улучшения условий приема граждан из третьих стран, в частности в префектурах, а также оптимизации форм вида на жительство, число которых слишком велико во Франции. Основным лейтмотивом всех мероприятий и дискуссий была привлекательность миграционной политики Франции для высококвалифицированных иностранных граждан, которые могут активно работать в различных отраслях экономики страны.
В рамках предварительных консультаций до парламентских дебатов было проведено обсуждение по видам на жительство для иностранных студентов, имеющих начальное профессиональное образование и опыт работы. В ходе дебатов в Сенате и Национальном собрании было выдвинуто несколько идей, которые могли бы усилить миграционную политику привлекательности Франции для иностранных студентов и молодых квалифицированных специалистов. Министр высшего образования и научных исследований предложил в целях содействия переходу иностран -ных студентов на рынок труда в статусе наемных работников продлить срок действия разрешения на предварительный вид на жительство и пересмотреть трудовое законодательство и статус таких иностранных граждан.
В рамках реализации проекта «Дания - привлекательное место для обучения» правительством Дании был разработан План действий по проекту до 2020 г., в рамках которого должны быть реализованы пять мероприятий и 24 инициативы [11]. В их числе: введение программы грантов для талантливых студентов, являющихся гражданами стран, не входящих в Европейский союз; установление приоритета на заключение культурных соглашений с зарубежными странами, преимущественно с неевропейскими; создание англоязычной образовательной среды в образовательных
учреждениях Дании. Для быстрой и простой процедуры получения студенческого вида на жительство гражданами неевропейских стран правительство Дании инициирует процесс оцифровки заявок на его получение в студенческих общежитиях.
Чтобы сохранить международных выпускников после завершения ими обучения в датских образовательных учреждениях, правительство Дании планирует:
• предоставлять иностранным студентам больше информации и рекомендаций по перспективам трудоустройства и карьерного роста в Дании;
• расширить число рабочих мест для иностранных студентов и мест для стажировок в период их обучения в датских университетах;
• разрешить иностранным студентам из стран, не входящих в Европейский союз, работать 20 часов в неделю вместо 15 часов, как было ранее;
• ввести новые правила по получению вида на жительство и трудоустройству в Дании для иностранных выпускников магистратуры, а именно: вид на жительство на два года будет выдаваться без каких-либо ограничений и требований, в том числе к доходам; кроме того, будет предоставлена возможность начать собственный бизнес в Дании;
• иностранным докторантам из неевропейских стран правительство гарантирует предоставление вида на жительство на шесть месяцев в период поиска работы.
Объединяет традиционные страны-экспортеры и новые страны наличие четко сформулированных стратегий по увеличению числа иностранных студентов, включая их количество, объемы экспорта, жестко прописанные пошаговые мероприятия и координацию работы ответственных министерств и ведомств, определение основных стран приема и разработку маркетинговых планов по каждой стране. Ярким примером стало официальное заявление правительства Новой Зеландии о развитии экспорта новозеландского образования, целей и задач в этом направлении до 2025 г., мер по их реализации (Leadership Statement for International Education), сделанное 20 сентября 2011 г. [10]. В этом заявлении сказано, что экспорт образования способствует достижению целей Новой Зеландии в исследованиях, инновациях, торговле и туризме, а также обеспечивает приток в страну иностранных высококвалифицированных специалистов и рост ее экономических связей со странами Азии, Европы и АТР, которые являются определяющими для будущего Новой Зеландии. Согласно заявлению, в ближайшие 15 лет Новая Зеландия должна:
• установить и развить образовательное сотрудничество с ключевыми странами-партнерами в рамках новозеландской стратегии в Азии, Тихоокеанском регионе, на Ближнем Востоке, в Европе и США;
• увеличить ежегодный доход от экспорта транснационального образования не менее чем на 0,5 млрд новозеландских долларов;
• увеличить количество иностранных студентов в филиалах за рубежом с трех до десяти тысяч человек;
• удвоить число иностранных студентов на постградуальных программах с десяти до двадцати тысяч человек;
• обеспечить ежегодный прирост числа иностранных студентов на 7%, а учащихся на языковых курсах - с 2 до 5% в год.
Для достижения обозначенных целей и задач правительством Новой Зеландии были предприняты следующие меры:
• увеличено финансирование агентства Crown на 10 млн новозеландских долларов, в целом сумма финансирования агентства составляет 13 450 000 новозеландских долларов;
• усилено влияние Новозеландского органа по квалификациям;
• пересмотрен Кодекс наставнической опеки иностранных студентов;
• внесены изменения в миграционную политику в отношении иностранных выпускников с целью привлечения их на постоянное местожительство и работу в Новой Зеландии.
В Японии «Международный студенческий план: 300 000» анонсирован премьер-министром Японии Ясуо Фукуда на 169-м заседании парламента 18 января 2008 г. В рамках Стратегии возрождения Японии и Второго базового плана по развитию образования (постановление кабинета министров Японии от 14 июня 2013 г.) было решено увеличить количество иностранных студентов до к 2020 г. 300 тыс. человек (фактически в два раза, если учесть, что в 2012 г. число иностранных студентов, обучающихся в университетах Японии, составляло лишь 137 750 человек). Япония признала, что не имеет достаточного фонда студенческого жилья, чтобы принимать иностранных студентов в рамках реализации «Международного студенческого плана: 300 000». В связи с чем было рекомендовано сотрудничество соответствующих министерств, университетов и предприятий и были разработаны конкретные меры по созданию достаточного фонда студенческого жилья для иностранных студентов, а именно:
• создание фонда студенческого жилья для проживания иностранных студентов и реализации программ академического обмена студентов на средства государства;
• поддержка предоставления жилья в рамках лизинга частных квартир японских университетов (в том числе отдельных корпусов для иностранных студентов, обучающихся по краткосрочным программам);
• подготовка предложений и разработка рекомендаций по созданию фонда студенческого жилья с учетом различных форм и методов, включая использование долгосрочных финансовых вложений;
• подготовка инструкций и рекомендаций по созданию фонда студенческого жилья в рамках сотрудничества университетов и частного сектора жилья;
• обеспечение простоты и прозрачности процедуры аренды иностранными студентами жилья в частном секторе (оказание существенной всеобъемлющей компенсации собственникам жилья, предоставляющим жилье иностранным студентам, включая компенсации за ущерб от огня и несчастных случаев, снижение обременительности совместного поручительства);
• содействие интернационализации университетского корпуса (создание толерантной среды, где будут совместно обучаться и проживать японские и иностранные студенты, знакомиться с культурой своих стран в повседневной жизни);
• содействие интеграции иностранных студентов в японское общество, содействие академическому студенческому обмену студентов;
• распространение информации об усилиях, предпринимаемых правительством Японии в этом направлении, чтобы привлечь иностранных студентов в японские университеты;
• оказание финансовой помощи иностранным студентам через субсидии;
• эффективное использование Международных домов для совместного проживания студентов нескольких японских университетов, а также для проживания японских и иностранных студентов, имеющих высокие академические достижения; создание объединений иностранных выпускников японских университетов, проживавших в Международных домах; использование Международных домов в качестве площадки для общения иностранных студентов, в том числе проживающих в частном секторе, и японских студентов и поддержки занятости студентов [12].
Правительство Австралии поставило задачу увеличения числа иностранных студентов к 2020 г.
в национальных вузах на 30% (на 117 тыс. человек по сравнению с 2012 г.) - до 660 тыс. человек [6]. В качестве основных стран приема определены Китай, Индия, Бразилия, Монголия, Вьетнам, Бирма, Нигерия, Колумбия.
Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях утверждена Президентом России В. В. Путиным в 2002 г. Во исполнение решений коллегии МИД России от 17 сен -тября 2013 г. разработана «Концепция продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом», которая была утверждена в 2014 г. министром иностранных дел России С. В. Лавровым [1]. Координатором реализации Концепции стало Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). В Концепции указано, что «в целях реализации Концепции Россотрудничество совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации разрабатывают Программу мероприятий по реализации Концепции и представляют соответствующие предложения в Министерство иностранных дел Российской Федерации с последующим докладом в Правительство Российской Федерации и ведут работу по реализации программы. Планирование и разработка мероприятий Программы, включая определение целевых показателей, осуществляется Россотрудничеством по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации в рамках ежегодных бюджетных ассигнований заинтересованным министерствам и ведомствам» [1]. В тексте Концепции не обозначены целевые показатели по расширению экспорта российского образования: ни по числу студентов, ни по объему экспорта.
Увеличение ежегодной квоты до 15 тыс. человек было принято Постановлением Правительства № 891 от 8 октября 2013 г. «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
В 2014 г. министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов в эфире телеканала «Россия-24» призвал российские вузы активизировать свои усилия по привлечению иностранных студентов. Это требование вызвано демографической ситуацией в России,
которая повлечет за собой сокращение численности российских абитуриентов, но увеличение числа иностранных студентов в этих условиях поможет сохранить профессорско-преподавательский состав вузов. Надо сказать, что это мысль не новая и не самая революционная. С последствиями демографического спада вузы целого ряда стран мира, преимущественно экономически развитых, столкнулись давно, и иностранных студентов по этим причинам они привлекают гораздо активнее. Достаточно сказать, что в Германии, Франции, Австрии и других европейских странах иностранные студенты обучаются бесплатно - наравне с гражданами.
Но есть и другой вызов. В России прогнозируется снижение численности населения трудоспособного возраста примерно на 1 млн человек ежегодно. Негативные демографические тенденции могут быть смягчены ростом численности работающих лиц старше пенсионного возраста (их удельный вес в численности трудовых ресурсов возрастет с 9,6% в 2011 г. до 10,5% в 2015-м) и иностранных трудовых мигрантов (соответственно с 2,1 до 2,9%), о чем говорится в «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года», утвержденных Правительством 31 января 2013 г. «Притоку квалифицированных и адаптированных в стране иностранных граждан могла бы способствовать образовательная миграция, упрощение процедуры получения вида на жительство и гражданства Российской Федерации иностранными гражданами - выпускниками российских вузов» - указано в Постановлении Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 62-СФ «О состоянии миграционной политики в Российской Федерации и путях ее совершенствования».
Экспорт образования проходит сквозной темой через государственные программы и документы. Но количественных показателей и индикаторов поступательного движения по расширению экспорта нет. К примеру, в соответствии с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, для выполнения целевых ориентиров развития системы образования доход от обучения иностранных студентов в российских вузах должен быть не менее 10% от объема финансирования системы образования. Но данная концепция уже устарела, и объем финансирования системы образования в условиях кризиса сокращается.
Проработка в течение всего прошлого года Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации и Россотрудничеством вопроса по увеличению ежегодной квоты до 20 тыс. иностранных граждан, по сути, определяется только политическими задачами, а не экономическими. И приходится констатировать, что обсуждение экспорта российского образования скорее идет в русле внешней политики, чем в области внешней торговли и инвестиций. А формулировки и цифры в разных документах не складываются в стратегию экспорта российского образования.
Так что же могут предложить российские вузы иностранным абитуриентам в этом году и ближайшие несколько лет?
Во-первых, возможность обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2013 г. № 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Ежегодно Российская Федерация выделяет 15 тыс. квот для иностранных граждан. Иностранный студент, обучающийся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, по -лучает ежемесячную стипендию вне зависимости от его академической успеваемости. Для иностранных студентов, которые оплачивают свое обучение самостоятельно, также открываются неплохие перспективы. И без того относительно невысокая стоимость обучения из-за девальвации рубля сделает обучение в России еще более привлекательным и доступным. При этом иностранные студенты смогут обучаться в российских вузах, значительно продвинувшихся в мировых рейтингах и хорошо известных в мире. Иностранные абитуриенты смо -гут сдать вступительные испытания в российский вуз с использованием дистанционных технологий. Такая возможность предусмотрена Правилами приема 2015 г. в российские вузы.
Во-вторых, иностранные студенты смогут обучаться на иностранных языках. Теперь это предусмотрено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29 декабря 2013 г. Надо сказать, что российские вузы очень активно взялись за разработку англоязычных программ в бакалавриате и магистратуре. И хотя общероссийской статистики по количеству таких англоязычных программ нет, можно предположить, что они в настоящее время существуют почти во всех российских вузах, а в остальных находятся в процессе разработки. Иностранные студенты могут обучаться
на совместных образовательных программах, разработанных и реализуемых российскими вузами совместно с образовательными и (или) иными организациями с использованием сетевой формы, в том числе с зарубежными. По данным проекта представительства Европейского союза в России по исследованию совместных образовательных программ между вузами Европейского союза и России в 2012-2013 гг. (Completing the analysis and developing a Catalogue of joint education programmes between Higher Education Institutions of the European Union and Russia), российскими и европейскими университетами реализуется свыше трехсот таких программ. Иностранные студенты могут учиться в российских образовательных учреждениях, находящихся за пределами Российской Федерации: в филиалах (причем в дипломе никаких указаний на этот филиал не будет) и в славянских университетах, созданных в рамках межправительственных соглашений, в Армении, Таджикистане, Киргизии, Белоруссии.
В-третьих, иностранные студенты могут рабо -тать на территории того субъекта РФ, где они обучаются по образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, в вузе по очной форме при соблюдении ряда условий. Согласно п. 9 ст. 13.4 Федерального закона № 115-ФЗ разрешение на работу данной категории иностранных граждан выдается без учета квот на выдачу таких разрешений, и разрешение можно получить, уже находясь на территории Российской Федерации. Работодатель обязан уведомить о заключении трудового договора с иностранным студентом орган ФМС России, орган службы занятости и налоговый орган. Иностранные студенты смогут поехать «на картошку», если вузы примут на вооружение предложение главы Росмолодежи Сергея Поспелова. Эту идею он высказал в своем в интервью телеканалу «Россия-24». Такие сезонные работы, по его мнению, помогут решить кадровые проблемы на селе в период сбора урожая, а с другой стороны, студенты смогут заработать.
В-четвертых, иностранные студенты, обучающиеся в Москве, будут обеспечены современными условиями для проживания и обучения. В 2015-2016 гг. здесь планируется ввести в эксплуатацию более 300 тыс. кв. метров новых корпусов вузов: спортивных сооружений, лекционных аудиторий и общежитий.
В-пятых, иностранные выпускники смогут получить гражданство РФ в упрощенном порядке в соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2014 г. № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской
Федерации"» и, возможно, статус соотечественника. Глава Росмолодежи Сергей Поспелов предложил давать такой правовой статус иностранным выпускникам российских вузов. По его словам, с таким предложением к нему обратилась группа иностранных студентов. В России статус соотечественника регулируется Федеральным законом «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» и дает ряд преференций его обладателям.
Пока можно предположить, что приемная кампания по привлечению иностранных студентов в российские вузы 2015 г. с учетом внешних геополитических факторов, социально-экономического и исторического контекста, приоритетов внешнеполитического курса будет сложной. В связи с этим было бы крайне важным совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы приема, обучения и выпуска иностранных граждан, процедуры их въезда, выезда и пребывания на территории Российской Федерации, трудоустройства в период обучения в российских вузах, а также открытие и функционирование филиалов российских вузов за рубежом, распространение информационных материалов о российском образовании на разных языках через СМИ и Интернет, активизация подписания двухсторонних соглашений о признании документов об образовании с зарубежными странами и об академических и культурных обменах.
Список литературы
1. Концепция продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом, 27.03.2014 [Электронный ресурс]. URL: http://rs.gov.ru/ about/document/7311 (дата обращения: 10.03.2015).
2. A policy to attract qualified international students and staff to the UK [Electronic resource]. URL: http:// www.universitiesuk.ac.uk/aboutus/whatwedo/Campaigns/ BackUniversities/Facts/Documents/PolicylnternationalStud entsStaff.pdf (accessed: 10.03.2015).
3. Annual Policy Report 2013. German National Contact Point for the European Migration Network (EMN) [Electronic resource]. URL: http://www.bamf.de/SharedDocs/Anlagen/ EN/Publikationen/EMN/Nationale-Berichte/emn-policy-report-2013-germany.pdf (accessed: 10.03.2015).
4. Annual Policy Report 2013 on asylum and migration. French Contact Point for the European Migration Network (EMN) [Electronic resource]. URL: http://ec.europa.eu/dgs/ home-affairs/what-wedo/networks/european_migration _network/reports/docs/annual-policy/2013/10a.france_ national_policy_report _migration_asylum_2013_en_ version_final.pdf (accessed: 10.03.2015).
5. Education at a Glance 2014. OECD Indicators, OECD Publishing [Electronic resource]. URL: http://www.oecd.org/ education/eag.htm (accessed: 10.03.2015).
6. Emerging markets key to Australia's international enrolment goals, 2014 [Electronic resource]. URL: http://monitor.icef.com/2014/05/emerging-markets-key-to-australias-international-enrolment-goals/ (accesses: 10.03.2015).
7. Hong Kong's allure underscores strengthening Asian education hubs, 19 Sep. 2013 [Electronic resource]. URL: http://monitor.icef.com/2013/09/hong-kongs-allure-underscores-strengthening-asian-education-hubs/ (accessed: 10.03.2015).
8. Howson C. K. Drop in foreign student numbers: are UK universities too complacent? [Electronic resource]. URL: http://www.theguardian.com/higher-education-network/blog/2014/apr/04/drop-oreign-student-numbers-uk-universities-too-complacent/ (accessed: 10.03.2015).
9. International education, 10 Sep. 2014 [Electronic resource]. URL: http://www.hsbc.com/news-and-insight/2014/ international-education (accessed: 10.03.2015).
10. Leadership Statement for International Education. 20 September 2011.New Zealand Government [Electronic resource]. URL: http://enz.govt.nz/sites/public_files/ Leadership%20Statement%20for%20International%20 Education.pdf (accessed: 10.03.2015).
11. Model calculation undertaken by DREAM for the Danish Ministry of Higher Education and Science, 2014 [Electronic resource]. URL: http://ufm.dk/ (accessed: 10.03.2015).
12. Working Group Report on Advancing the Establishment of Sufficient Housing for International Students in Japan towards realizing the "300,000 Interna-tional Students Plan", 31 July, 2014 [Electronic resource]. URL: http://www.mext.go.jp/english/topics/1352543.htm (accessed: 10.03.2015).
Krasnova G. A.*
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russian Federation
NEW TRENDS IN INTERNATIONAL EDUCATION EXPORT
Keywords: international student recruiting, educational export, migration policy, international education market.
The article looks into new trends in the field of education export and strengthening competition at the international educational services market. Countries that traditionally supplied student for international education market started to attract students from abroad. National strategies of China, South Korea, Malaysia aim at increasing the number of international students. At the same time leading exporting countries soften migration laws in order to support the increase of international students coming to their universities. In this context Russia has not yet come up with a program for Russian education promotion whereas new enrollment campaign is threatened by geo-political and financial situation.
References
1. Kontseptsiya prodvizheniya rossiiskogo obrazovaniya na baze predstavitel'stv Rossotrudnichestva za rubezhom [The concept of promotion of Russian education on the basis of representative offices of Rossotrudnichestvo abroad], 27.03.2014, available at: http://rs.gov.ru/about/document/7311 (accessed 10.03.2015).
2. A policy to attract qualified international students and staff to the UK, available at: http://www.universitiesuk. ac.uk/aboutus/whatwedo/Campaigns/BackUniversities/Facts/ Documents/PolicylnternationalStudentsStaff.pdf (accessed: 10.03.2015).
3. Annual Policy Report 2013. German National Contact Pointfor the European Migration Network (EMN), available at: http://www.bamf.de/SharedDocs/Anlagen/EN/Publikationen/ EMN/Nationale-Berichte/emn-policy-report-2013-germany.pdf (accessed: 10.03.2015).
4. Annual Policy Report 2013 on asylum and migration. French Contact Point for the European Migration Network (EMN), available at: http://ec.europa.eu/dgs/home-affairs/what-wedo/networks/european_migration _network/reports/docs/ annual-policy/2013/10a.france_national_policy_report _migra-tion_asylum_2013_en_version_final.pdf (accessed: 10.03.2015).
5. Education at a Glance 2014. OECD Indicators, OECD Publishing, available at: http://www.oecd.org/education/eag.htm (accessed: 10.03.2015).
6. Emerging markets key to Australia's international enrolment goals, 2014, available at: http://monitor.icef.com/2014/05/
emerging-markets-key-to-australias-international-enrolment-goals/ (accesses: 10.03.2015).
7. Hong Kong's allure underscores strengthening Asian education hubs, 19 Sep. 2013, available at: http://monitor.icef. com/2013/09/hong-kongs-allure-underscores-strengthening-asian-education-hubs/ (accessed: 10.03.2015).
8. Howson, C. K. Drop in foreign student numbers: are UK universities too complacent?, available at: http://www. theguardian.com/higher-education-network/blog/2014/apr/04/ drop-oreign-student-numbers-uk-universities-too-complacent/ (accessed: 10.03.2015).
9. International education, 10 Sep. 2014, available at: http://www.hsbc.com/news-and-insight/2014/international-education (ac-cessed: 10.03.2015).
10. Leadership Statement for International Education. 20 September 2011. New Zealand Government, available at: http://enz.govt.nz/sites/public_files/Leadership%20State-ment%20for%20International%20Education.pdf (accessed: 10.03.2015).
11. Model calculation undertaken by DREAM for the Danish Ministry of Higher Education and Science, 2014, available at: http://ufm.dk/ (accessed: 10.03.2015).
12. Working Group Report on Advancing the Establishment of Sufficient Housing for International Students in Japan towards realizing the "300,000Interna-tional Students Plan", 31 July, 2014, available at: http://www.mext.go.jp/english/top-ics/1352543.htm (accessed: 10.03.2015).
* Krasnova Gulnara Amangeldinovna, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Leading Researcher of Centre for the Economics of Continuing Education of Institute of Applied Economic Research of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Prospekt Vernadskogo 82, Moscow, 119571, Russian Federation; +7 (499) 270-29-41; director_ido@mail.ru