Научная статья на тему 'Развитие российской системы высшего образования'

Развитие российской системы высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
259
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
российская система образования / высшее профессиональное образование / международный рынок образовательных услуг / развитие / рейтинг / Russian system of education / higher professional education / international market of educational services / development / ranking

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бекешев Никита Олегович

Статья посвящена вопросам развития российского высшего образования на международном рынке образовательных услуг. Исследуются факторы усиления его конкурентоспособности и уменьшения имеющегося отставания России от стран-лидеров. Приведена статистика обучения иностранных студентов в ведущих странах мира, в том числе в России. Перечислены ведущие страны мира, на которые приходится бо‘льшая часть всех иностранных студентов. Отмечены мероприятия, проведенные в РФ за последние годы в целях повышения конкурентоспособности отечественной системы высшего образования, а также их результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the Russian System of Higher Education

The article is dedicated to development of Russian higher education at the international market of educational services. Research is conducted with regard to factors of strengthening its competitiveness and reduction of existing underperformance of Russia against leading countries. The article provides statistics relevant to education of foreign students in the leading countries of the world including Russia. Data provided on the leading countries of the world with the highest number of foreign students as well as on activities held in Russia in recent years aimed at improvement of competitiveness of domestic system of higher education and on results of those activities.

Текст научной работы на тему «Развитие российской системы высшего образования»

Образование

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н. О. БЕКЕШЕВ

Статья посвящена вопросам развития российского высшего образования на международном рынке образовательных услуг. Исследуются факторы усиления его конкурентоспособности и уменьшения имеющегося отставания России от стран-лидеров. Приведена статистика обучения иностранных студентов в ведущих странах мира, в том числе в России. Перечислены ведущие страны мира, на которые приходится ббльшая часть всех иностранных студентов. Отмечены мероприятия, проведенные в РФ за последние годы в целях повышения конкурентоспособности отечественной системы высшего образования, а также их результаты.

Ключевые слова: российская система образования, высшее профессиональное образование, международный рынок образовательных услуг, развитие, рейтинг.

Развитие стран в современном мире предполагает, в частности, развитие системы высшего образования. Внедрение новых технологий, опирающихся на высокий уровень интеллектуальных ресурсов, и связанная с этим конкуренция за них ведущих государств все в большей степени становятся факторами, которые определяют не только экономический, но и социально-политический прогресс указанных стран. Это приводит к быстрому росту как мирового образовательного рынка, так и экспорта образования. Одновременно усиливается конкуренция за иностранных студентов -и по численности обучающихся, и по объему финансовых средств, которые поступают в страну, где они учатся. Соответственно, в условиях обострения международной конкуренции за иностранных студентов все большее значение приобретает совершенствование механизмов поддержки экспорта образовательных услуг.

При этом, как показывает мировой опыт, квалифицированные специалисты, оставшиеся работать в стране после завершения обучения, покрывают все расходы, потраченные государством на создание благоприятной образовательной среды. Проводя активную имми-

грационную политику, США, Канада, Австралия и ряд государств Европы получают за год примерно 1 млн. высококвалифицированных специалистов из числа иностранных граждан, обучавшихся в университетах этих государств. Таким образом, обучение иностранцев становится действенным фактором стимулирования экономического роста [3] и смягчения ситуации на рынке труда этих стран, население которых стареет.

На фоне высокого уровня образованности населения, сопоставимого с уровнем экономически развитых стран ОЭСР, и постоянно растущего внутреннего рынка образовательных услуг участие России на международном рынке образовательных услуг остается тем не менее недостаточно активным.

Основная проблема заключается в том, что деятельность подавляющего большинства российских вузов долгое время была ориентирована исключительно на внутренний рынок -задача гармонизации с европейской и другими зарубежными системами образования не ставилась, так же как и задача интенсивного, постоянного и массового взаимодействия вузов в процессе обучения как внутри страны, так и с вузами других стран.

Бекешев Никита Олегович, аспирант РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (Москва), e-mail: bekeshev.nikita@mail.ru

Если по количественным характеристикам накопленного человеческого капитала Россию можно отнести к числу стран-лидеров [8], то о его качестве этого сказать нельзя. Фактором, способствовавшим снижению академических стандартов обучения в системе высшего образования, могло стать резкое - в два с половиной раза -увеличение численности российских студентов в 1995-2006 гг. [4]. Существует закономерность, носящая достаточно универсальный характер: когда образование какого-либо уровня становится массовым, его качество неизбежно начинает ухудшаться, поскольку доступ к нему получают практически все - независимо от различий в способностях, мотивациях и ценностных установках. И только с помощью специальных целенаправленных усилий это снижение качества обучения может быть приостановлено или замедлено [2].

Одним из таких механизмов может стать повышение привлекательности российской системы высшего образования для иностранных студентов, поскольку оно заставит вузы конкурировать на мировом образовательном рынке, а не только взаимодействовать в данной области преимущественно со странами СНГ.

В мае 2017 г. было объявлено о начале реализации приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», целями которого до 2025 г. являлись повышение привлекательности российского образования на международном рынке образовательных услуг и увеличение его экспорта не менее чем в два раза [6]. Прежде всего речь идет о рынке высшего образования. Данная задача, как приоритетная, была поставлена также в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В настоящее время приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» интегрирован в федеральный проект

1 URL: httpsy/Минобрнауки.рф/

2 URL: httpsy/Минобрнауки.рф/

«Экспорт образования», входящий в Национальный проект «Образование» 1.

Главными результатами проекта по развитию экспорта образования должны стать: создание нормативно-правовой основы для обеспечения системного экспорта российских образовательных услуг (в том числе упрощение миграционного, трудового законодательства для студентов и преподавателей из числа иностранных граждан); формирование институциональной инфраструктуры для реализации экспорта образовательных услуг; обеспечение сертификации и аккредитации профессионального образования и русского языка как иностранного, в том числе на международном уровне; наращивание компетенций профессиональных кадров в российских вузах, нацеленных на экспорт образовательных услуг, реализация системы мероприятий по повышению их квалификации; создание системы маркетинга российского высшего образования и комплексных мероприятий по продвижению национальных интеллектуальных «брендов» и проектов; оказание информационно-консультационной поддержки российским вузам по экспорту образовательных услуг.

Согласно утвержденному паспорту федерального проекта «Экспорт образования» численность иностранных граждан, обучающихся по очной форме в российских образовательных организациях высшего образования, должна вырасти не менее чем в два раза2. Это несколько снижает планку, которая была установлена ранее в упомянутом выше приоритетном проекте, согласно которому численность иностранных студентов очной формы обучения в российских вузах и организациях высшего профессионального образования должна была составить в 2025 г. 710 тыс. человек. (См. рис. 1.)

Согласно паспорту федерального проекта «Экспорт образования» новые ориентиры выглядят так, как они представлены на рис. 2.

Темпы роста численности иностранных студентов в России очной формы обучения для выполнения поставленных в Национальном проекте «Образование» задач по экспорту образования предполагаются достаточно высокими, что требует серьезных усилий всего вузовского сообщества и особенно его статусного звена - федеральных,национальных исследовательских и опорных университетов, и в первую очередь университетов, входящих в «Проект 5-100».

Россия входит в число ведущих стран мира по обучению иностранных студентов (ее доля по численности иностранных студентов составляет примерно 4%), однако ее отставание от лидеров в этой области остается значительным. (См. рис. 3.) В настоящее время данные Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) показывают долгосрочную тенденцию, характеризующую увеличение численности иностранных студентов: за последние 33 года она возросла почти

Рис. 1. Численность иностранных студентов очной формы обучения в России в 2018-2025 гг. согласно приоритетному проекту «Развитие экспортного потенциала российской системы образования»

ЛЭ 01

о. т

Ь и

750

600

450

140

300

!

Годы

Численность иностранных студентов -Темп роста численности иностранных студентов

Источник: утвержденный паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования»

Рис. 2. Численность иностранных студентов очной формы обучения в России в 2019-2024 гг. согласно федеральному проекту «Экспорт образования»

500

400

300

200

!

100

2 I СП

Й 55

С и

Годы

Численность иностранных студентов -Темп роста численности иностранных студентов

Источник: утвержденный паспорт федерального проекта «Экспорт образования».

Рис. 3. Доля мирового рынка высшего образования по численности иностранных студентов в 2012 г.*, в %

<

Э

и

* — Последние имеющиеся данные. Источник: Education at a Glance 2012.

Ь

m <

Q

Доля мирового рынка высшего образования по численности иностранных студентов в 2012 г.*

Страна

_ Доля мирового рынка

высшего образования

иностранных

по численности

студентов,

иностранных

человек __о/

студентов, в %

Всего 5449 864 100

США 1186 987 22

Великобритания 685 578 13

Австралия 400 088 7

Франция 383 667 7

Германия 331 797 6

Россия 244 597 5

Япония 241 438 4

Канада 193 898 4

Китай 142 633 3

Италия 124 604 2

Нидерланды 110515 2

Южная Корея 95 333 2

Австрия 93 063 2

Испания 89 381 2

Турция 86 562 2

Другие страны 1039 724 19

* - Последние имеющиеся данные. Источник: Education at a Glance 2012.

в 7 раз - с 800 тыс. человек в 1975 г. до 5,5 млн. человек в 2012 г.

На международном рынке образовательных услуг большая часть (около 55%) всех иностранных студентов приходится на США, Великобританию, Австралию, Францию и Германию. (См. таблицу.)

Еще на 10 стран-экспортеров образования приходится около 27% доли мирового рынка иностранных студентов (Россия, Япония, Канада, Китай, Италия, Нидерланды, Южная Корея, Австрия, Испания, Турция).

В настоящее время в связи с предпринятыми Россией усилиями, в том числе благодаря «Проекту 5-100», в одном из наиболее широко используемых рейтингов мировых университетов Academic Ranking of World Universities (ARWU) в 2017 г. фигурировали три российских университета: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет. Однако ни один из них не вошел в топ-100 указанного рейтинга, что было заявлено в качестве цели развертывания «Проекта 5-100»3.

' URL: https://5top100.ru

На первых 500 позициях международных рейтингов, таких как QS World University Rankings и Times Higher Education, составленных по итогам 2017 г., находится целый ряд российских высших учебных заведений, в том числе: МГУ им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Московский государственный технический университет им. Баумана, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Московский физико-технический институт (государственный университет), МГИМО, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» и другие, что свидетельствует о довольно высокой эффективности реализуемых мероприятий по повышению качества и конкурентоспособности российской образовательной системы на международном рынке образовательных услуг и выбранных финансовых стимулов. Появление отечественных вузов в известных международных рейтингах университетов, в принципе, должно способствовать привлечению к ним внимания со стороны иностранных студентов и возможному росту притока последних в Россию.

В то же время следует учитывать, что «Проект 5-100» охватывает только 21 российский университет. И даже если число входящих в него вузов будет расширено до 30, как предусматривает федеральный проект «Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)» Национального проекта «Образование», он не сможет оказать соответствующего положительного воздействия на российское высшее образование по развитию его экспорта. Проект «Экспорт образования» должен вовлечь в его реализацию подавляющее большинство российских вузов и их филиалов. Другими словами, этот проект может оказать на качество высшего образования значительно более выраженное и системное влияние по сравнению с «Проектом 5-100» (или его аналогами).

Значительный рост потоков образовательной миграции привел к тому, что многие страны уже рассматривают данный процесс как важнейшую составную часть своей внешней политики, которая направлена на укрепление как экономического, так и политического влияния в мире [7]. Оказание образовательных услуг, которые включают высшее и среднее образование, языковые курсы, дополнительное профессиональное образование, стажировки, являются одной из самых доходных экспортных отраслей.

Соответственно, значимыми выгодами России от привлечения иностранных студентов будут финансовые поступления средств в бюджет страны и восполнение нехватки специалистов за счет иностранных студентов, особенно в регионах [3].

В соответствии с паспортом упомянутого выше приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» предполагалось, что объем средств, который должен был быть получен от экспорта российского образования, к 2025 г. вырастет почти в четыре раза - с 96 млрд. руб. в 2018 г. до 373 млрд. руб. в 2025 г. (См. рис. 4.)

Рис. 4. Объем средств, который должен был быть получен от экспорта российского образования в 2018-2025 гг., млрд. руб.

о

Годы

Источник: утвержденный паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования».

Теперь эта задача, как представляется, частично перейдет в федеральный проект «Экспорт образования».

Можно вместе с тем предположить, что объем поступлений от экспорта образования снизится пропорционально сокращению численности очных студентов, поскольку именно они приносят значительные доходы российским регионам, в которых расположены вузы, платя за питание, проживание, транспорт, развлечения и т.п. Кроме того, они платят и за обучение. По расчетам, объем средств, который может быть получен в 2024 г. при численности очных иностранных студентов, равной 425 тыс. человек (согласно федеральному проекту «Экспорт образования»), составит 214,9 млрд. руб., увеличившись по сравнению с 2018 г. в 2,2 раза (т.е. чуть больше, чем вырастет численность студентов). Вместе с тем, поскольку затраты на данный проект согласно его паспорту будут равняться за шесть лет при -мерно 156 млрд. руб., он оказывается экономически крайне эффективным, так как суммарные доходы за период 2019-2024 гг. должны составить 915,3 млрд. руб., превысив затраты в 5,9 раза. При этом объем средств, полученных вузами только от обучения иностранных студентов, составит за шесть лет примерно 100-140 млрд. руб.

Таким образом, рост экспорта высшего образования позволит вузам обновлять материально-техническую базу (при этом часть расходов возьмет на себя федеральный бюджет, финансируя строительство студенческих общежитий), повышать квалификацию профессорско-преподавательского состава и совершенствовать образовательные технологии. В результате может существенно повыситься конкурентоспособность российского образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, все сказанное выше подводит нас к заключению, что Россией предпринято мно-

жество усилий для повышения к 2024 г. конкурентоспособности национальной системы высшего образования, в первую очередь за счет усиления ее привлекательности для иностранных студентов. В частности, был инициирован приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», который с 2019 г. вошел в федеральный проект «Экспорт образования», являющийся частью Национального проекта «Образование».

Для достижения поставленных в рамках указанных проектов задач, а именно увеличения численности иностранных граждан, обучающихся по очной форме в российских образовательных организациях высшего образования, не менее чем в два раза, видится целесообразным продолжить работу по следующим основным направлениям:

• упрощение миграционного, трудового законодательства для студентов и преподавателей из числа иностранных граждан;

• формирование институциональной инфраструктуры для реализации экспорта образовательных услуг;

• наращивание компетенций управленческих кадров в российских вузах, нацеленных на экспорт образовательных услуг;

• реализация системы мероприятий по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава вузов;

• разработка и внедрение в учебный процесс программ на иностранных языках (прежде всего на английском);

• создание массовых открытых онлайн-кур-сов, ориентированных на иностранных студентов российских вузов;

• создание системы маркетинга российского высшего образования;

• оказание информационно-консультационной поддержки российским вузам по экспорту образовательных услуг. ■

Литература

1. Белов В.А., Энтин М.Л. и др. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе / под ред. К. Пурсиайнена и С.А. Медведева. — М., 2005.

2. Биляк Т.А., Вишневская Н.Т. и др. Российский работник: образование, профессия, квалификация / под ред. В. Гимпельсона, Р. Капелюшникова. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2011.

3. Воинова О.В. Экспорт образования в современном мире // Социология образования. 2008. № 1.

4. Капелюшников Р. Эволюция человеческого капитала в России // Отечественные записки. 2007. № 3.

5. Мау В.А., Клячко Т.Л., Климов А.А., Носкова М.В. Российское образование. Тенденции и вызовы: сб. ст. и аналитических докладов. — М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2009.

6. Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», утвержденный протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 мая 2017 г. № 6.

7. Трофимов Е.А., Трофимова Т.И. Особенности учебной миграции в условиях глобализации // Тенденции и проблемы в экономике России: теоретические и практические аспекты. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 23 марта 2017 г. / под ред. С.А. Курганского. — Иркутск, Изд-во БГУ, 2017.

8. Человек и инновации. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации / Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. — М., 2018.

9. Энтин М.Л. Доклад о перспективах построения общего образовательного пространства между Российской Федерацией и Европейским Союзом. 2005.

References

1. Belov V.A., Entin M.L. et al. Bologna process and its meaning for Russia. Integration of higher education in Europe / ed. by К. Pursiainen and S.A. Medvedev. — Мoscow, 2005.

2. Biliak T.A. Bishnevskaya N.T. et al. Russian employee: education, occupation, qualification / ed. by V. Gimpelson, R. Kapeliushnikov. — Мoscow, Publishing house NRU HSE, 2011.

3. Voinova O.V. Export of education in modern world // Sociology of education. 2008. No. 1.

4. Kapeliushnikov R. Evolution of human capital in Russia // Domestic notes. 2007. No 3.

5. Mau V.A., Klyachko T.L., Klimov A.A., Noskova M.V. Russian education. Trends and challenges: collection of articles and analytic reports — Мoscow, Publishing house «Delo», RANEPA, 2009.

6. Passport of priority project «Development of export potential of the Russian system of education» approved by Protocol of the Presidium of the RF Presidential Council of strategic development and priority projects of May 30, 2017. No. 6.

7. Trofimov E.A., Trofimova T.I. Learning migration in the environment of globalization // In: Trends and issues in the Russian economy: theoretical and practical aspects. Materials of the All-Russia scientific/ practical conference. March 23, 2017 / ed. by S.A. Kurgansky. - Irkutsk, BGU Publishing house, 2017.

8. Human being and innovation. Repot on human development in the Russian Federation/Analytical Center under the Government of the Russian Federation. — Мoscow, 2018.

9. Entin M.L. Report on prospects of building — up of common educational space between the Russian Federation and European Union, 2005.

Development of the Russian System of Higher Education

Nikita O. Bekeshev — Doktorand of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Moscow, Russia). E-mail: bekeshev.nikita@mail.ru

The article is dedicated to development of Russian higher education at the international market of educational services. Research is conducted with regard to factors of strengthening its competitiveness and reduction of existing underperformance of Russia against leading countries. The article provides statistics relevant to education of foreign students in the leading countries of the world including Russia. Data provided on the leading countries of the world with the highest number of foreign students as well as on activities held in Russia in recent years aimed at improvement of competitiveness of domestic system of higher education and on results of those activities.

Key words: Russian system of education, higher professional education, international market of educational services, development, ranking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.