Развитие экспорта образовательных услуг России и ее регионов
Елена Леонидовна АНДРЕЕВА,
доктор экономических наук, профессор РАН, Институт экономики Уральского отделения РАН - зам. директора; Уральский государственный экономический университет (620014, Россия, г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 29), кафедра мировой экономики - профессор, e-mail: [email protected] Михаил Иванович МАСЛЕННИКОВ,
доктор экономических наук, профессор, Институт экономики Уральского отделения РАН (620014, Россия, г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 29) - ведущий научный сотрудник сектора институциональной экономики, e-mail: [email protected] Юлия Геннадьевна МЫСЛЯКОВА,
кандидат экономических наук, Институт экономики Уральского отделения РАН - старший научный сотрудник; Уральский государственный экономический университет (620014, Россия, г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 29), кафедра маркетинга и международного менеджмента - доцент, e-mail: [email protected]
Аннотация
Данная статья посвящена актуальным вопросам развития несырьевого экспорта на примере образовательных услуг государственных вузов уральского региона, оказываемых иностранным гражданам. Авторы, анализируя, исторические тренды в обучении зарубежных студентов, аспирантов, докторантов определили региональную долю обучавшихся иностранных граждан в общем числе иностранных граждан, обучавшихся в России; идентифицировали страны, откуда пребывают будущие учащиеся, установили востребованность ими специальностей и образовательных форм обучения. Также авторы построили рейтинги государственных университетов по их вкладу в доходность экспорта образовательных услуг по областям Уральского федерального округа и разработали рекомендации по привлечению иностранных граждан на контрактные формы обучения.
Ключевые слова: экспорт образовательных услуг, вузы, обучение иностранных граждан, очная и заочная форма обучения, контракты, уральский регион, доходность экспортной деятельности вузов.
УДК 339.564 ББК 65.428 А-655
^ 32
Российский внешнеэкономический вестник
8 - 2018
Development of educational services exports of Russia and its regions
Elena Leonidovna ANDREEVA,
Doctor of Economic Sciences, Professor of Russian academy of sciences, Institute of economics of the Ural branch of Russian academy of sciences - Head of the Centre of regional comparative research; Ural state university of economics (620014, Russia, Yekaterinburg, Moskovskaya st. 29) - Professor
of Global economic department, e-mail: [email protected] Mikhail Ivanovich MASLENNIKOV, Doctor of Economic Sciences, Professor, Institute of economics of the Ural branch of Russian academy of sciences (620014, Russia, Yekaterinburg, Moskovskaya st. 29), leading researcher of the
Sector of institutional economics, e-mail: [email protected] Yuliya Gennad'evna MYSLYAKOVA, Candidate of Economic Sciences, Institute of economics of the Ural branch of Russian academy of sciences, senior researcher at the Centre of regional comparative research; Ural state university of economics (620014, Russia, Yekaterinburg, Moskovskaya st. 29), Department of marketing and international management - Assistant professor; e-mail: [email protected]
Abstract
This article is devoted to the current issues of non-oil export growth on the example of educational services of the Ural region state universities rendered to foreign citizens. Based on the analysis of historical trends in training foreign students, graduate students, doctoral candidates, the authors have evaluated a regional share of the trained foreign citizens in the total number of foreign citizens trained in Russia; identified the countries, from which future students come; revealed specializations and forms of education that are in demand. Besides, the authors have compiled rankings of the state universities according to their contribution to profitability of educational services exports in the Ural federal district areas and give suggestions on how to attract foreign citizens offering different educational services on a contractual basis.
Keywords: exports of educational services, higher education institutions, training of foreign citizens, internal and tuition by correspondence, contracts, Ural region, profitability of export activity of higher education institutions.
Актуальность развития экспорта образовательных услуг не в последнюю очередь связана с тем, что внешняя торговля услугами в таких сферах, как медицина, культура, образование, туризм, - также выступает частью несырьевого экспорта, имеющего большую значимость как для регионов, так и страны в целом. Кроме того, экспорт образовательных услуг обеспечивает в будущем наличие в зарубежных дружественных странах специалистов в различных сферах хозяйства, знако-
8 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
33 Q
мых с российскими техническими стандартами, имеющих навыки делового общения с представителями российского бизнеса и желающих эти навыки реализовать и готовых осуществлять торгово-экономическое сотрудничество с Россией.
Планы развития экспорта образовательных услуг отражены в паспорте приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», утверждённом Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам 30.05.2017 г. Предполагается:
□ совершенствование нормативной базы в части приёма и обучения иностранцев, признания их дипломов;
□ продвижение «бренда» российского образования. Комплекс мер по повышению привлекательности образовательных программ подготовки иностранных граждан предусматривает международную аккредитацию и сертификацию российских программ. Также планируется создать механизм взаимодействия российских министерств и ведомств, предприятий и организаций по подготовке и переподготовке кадров для создаваемых за рубежом с участием России объектов внешнеэкономического сотрудничества, включая образовательные организации;
□ создание благоприятных условий для пребывания обучающихся иностранных граждан, через развитие отделов российских вузов, занимающихся организационной работой с приехавшими иностранными студентами;
□ разработка и внедрение целевой модели деятельности вуза по экспорту образования. С целью организационного и методического сопровождения внедрения этой модели предполагается создать Консорциум вузов. Планируется, что в 2018 г. она будет внедрена в 20 вузах, в 2019 г. - в 40, в 2020 г. - в 100 вузах, в 2021 г. - во всех вузах. Модель предполагает применение новых форм международного сотрудничества вузов (франчайзинг, валидация и др.), онлайн-образования, создание Интернет-навигации по российским вузам для потенциальных иностранных студентов, применять механизмы по привлечению талантливых иностранных студентов к работе в России.
Предполагается, что в результате число иностранных граждан, обучающихся очно в российских вузах, возрастёт с 200 тыс. (2017 г.) до 710 тыс. чел. (2025 г.).1
Признанная актуальность развития экспорта образовательных услуг воспринимается, соответственно, на региональном уровне. Так, в проект Стратегии развития международных и внешнеэкономических связей Свердловской области до 2035 г. включена задача диверсификации отраслевой структуры внешнеэкономической деятельности региона, в том числе усиления роли услуг (среди прочих - образовательных) в экспорте. Отмечается, что актуальность экспорта образовательных услуг обусловлена среди прочего, и тем, что одной из его целевых аудиторий выступают соотечественники, проживающие за рубежом, и такой экспорт выступает одной из возможных форм их поддержки.2
^ 34
Российский внешнеэкономический вестник
8 - 2018
ОЦЕНКА ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВУЗОВ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА
Прежде всего, необходимо отметить исторически сложившийся низкий интерес иностранных граждан обучаться в российских вузах. Статистика свидетельствует о том, что с 1950-2017 гг. только около 5-6% от общемирового контингента иностранных студентов обучалось в отечественных вузах, см. таблицу 1. Только в 1990/1991 гг. значение данного показателя было максимальным и превысило отметку 7,5%.
Таблица 1
Численность и удельный вес иностранных граждан, обучавшихся в вузах РСФСР/
РФ за период 1950-2017 гг.
Г оды Численность иностранных граждан, обучавшихся вузах РСФСР/ РФ, тыс. чел. Доля иностранных граждан, обучавшихся в вузах РСФСР/РФ, в общемировом контингенте иностранных студентов,% Г оды Численность иностранных граждан, обучавшихся в вузах РСФСР/ РФ, тыс. чел. Доля иностранных граждан, обучавшихся в вузах РСФСР/РФ, в общемировом контингенте иностранных студентов,%
1950/1951 5,2 4,7 2010/2011 187,3 4,5
1960/1961 10,9 4,7 2011/2012 198,5 4,8
1970/1971 20,7 4,6 2012/2013 225,0 5,0
1980/1981 64,5 7,0 2013/2014 250,2 5,2
1990/1991 89,6 7,7 2014/2015 282,9 5,7
2000/2001 72,4 3,9 2015/2016 296,2 5,6
2005/2006 113,8 4,1 2016/2017 297,0 5,4
Источник: Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Статистический сборник. Выпуск 15 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Центр социологических исследований, 2018. - 184 с.
Кроме того, оказание образовательных услуг отечественной высшей школой за рубежом достигло максимального значения в 2005/2006 учебном году, когда в 35 странах в 10 совместных университетах, академиях, институтах и колледжах, в 80 зарубежных филиалах и более чем в 160 различных зарубежных структурных подразделениях 96 российских вузов обучалось 89,8 тыс. человек. В настоящее время общий контингент иностранных учащихся российских вузов за рубежом составляет 45,6 тыс. человек.
8 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
35 ^
В региональном разрезе видно, что в 2010/2011 гг. доля иностранных граждан, обучающихся в УрФО, составляет 1,53% от общего числа иностранных граждан, обучающихся в России. Это самый наименьший показатель по всем федеральным округам, см. таблицу 2. В 2016/2017 гг. показатель немного вырос, что позволило УрФО обойти Дальневосточный ФО по аналогичному показателю. Самым востребованным по оказанию экспортных образовательных услуг является Центральный ФО, его вклад составляет в 2016/2017 гг. 38,58%. Однако и он не может быть однозначно охарактеризован, так как, начиная с 2011/2012 гг., он стабильно сокращается, при параллельном росте востребованности экспортно ориентированных услуг вузов в Южном ФО и Приволжском ФО.
Таблица 2
Доля иностранных граждан, обучавшихся в федеральных округах, в общем числе иностранных граждан, обучавшихся в России, %
Центральный ФО СевероЗападный ФО Южный ФО Приволжский ФО УрФО Сибирский ФО Дальневосточный ФО
2010/2011 31,21 10,61 5,05 5,19 1,53 7,36 2,43
2011/2012 47,91 17,14 7,18 9,42 2,71 13,03 2,61
2012/2013 45,05 17,17 8,25 9,71 3,09 14,11 2,61
2013/2014 43,63 16,98 8,37 10,52 3,40 14,36 2,75
2014/2015 41,45 16,25 10,76 10,87 4,33 13,51 2,83
2015/2016 39,32 15,88 11,77 13,21 3,96 12,85 3,01
2016/2017 38,58 15,18 11,97 14,35 3,79 13,14 2,99
Источник: Расчет выполнен на основе данных источника: Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Статистический сборник. Выпуск 15 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Центр социологических исследований, 2018. - 184 с.
Также не утешительным показателем, в том числе в плане культурного обмена, является страновая характеристика обучающихся иностранных граждан в Уральском федеральном округе в 2016/2017 учебном году, см. рисунок 1.
^ 36
Российский внешнеэкономический вестник
8 - 2018
Рисунок 1
Численность иностранных граждан из различных стран, обучавшихся в вузах УрФО в 2016/2017учебном году, чел.
Источник: Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Статистический сборник. Выпуск 15 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Центр социологических исследований, 2018. - 184 с.
Данные свидетельствуют о большой вероятности укрепления мусульманской религии в христианском обществе, что повышает риски возникновения национальных конфликтов на религиозной основе.
Для оценки экспортной ориентированности предпринимательских систем вузов Уральского федерального округа были проанализированы суммы контрактов, которые государственные университеты заключили с иностранными гражданами, см. таблицу 3.
8 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
37 ^
Таблица 3
Экспорт образовательных услуг государственных вузов УрФО за 2016/2017учебный год
Тюменская область Свердловская область Челябинская область
Число иностранных граждан, обучавшихся по различным программам / формам подготовки, человек в государственных вузах на очной форме, чел. 1075 2553 2611
Очные контракты, чел. 390 1205 1458
Сумма, руб. 49 916 918 136 879 623 108 656 600
Число иностранных граждан, обучавшихся по различным программам / формам подготовки, человек в государственных вузах на заочной форме, чел. 2995 1192 2340
Заочные контракты, чел. 2927 1081 2030
Сумма, руб. 167 024 631 60 663 267 74 579 565
Итого число иностранных граждан, обучавшихся по различным программам / формам подготовки, человек в государственных вузах, чел. 4070 3745 4951
Итого контрактов, чел. 3377 2286 3488
Итого сумма, руб. 216 941 549 197 542 890 183 236 165
Источник: Расчет выполнен на основе данных источника: Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 7 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Центр социологических исследований, 2017. — 496 с.
Данные, представленные в таблице 3, позволяют сказать, что в 2016/2017 учебный году вузам Свердловской и Челябинской области приносят большую доходность очные контракты (136,88 млн руб. и 108,66 млн руб. соответственно), в то время как университеты Тюменской области в большей степени ориентированы на оказание платных услуг иностранным гражданам заочной формы обучения (167,02 млн руб.). Это позволяет вузам Тюменской области заработать 216, 94 млн руб., что составляет 36,3% от общего дохода экспортной деятельности государственных вузов УрФО. На втором месте по данному виду доходности стоит Свердловская область, которая обеспечивает 33%, на третьем - Челябинская область, вузы которой получают 30,7% дохода от общего регионального показателя.
По Тюменской области большую доходность от экспорта образовательных услуг приносит Тюменский государственный университет (124,7 млн руб.) за счет заочной контрактной формы обучения иностранных граждан, см. таблицу 4.
^ 38
Российский внешнеэкономический вестник
8 - 2018
Таблица 4
Экспорт образовательных услуг государственных вузов Тюменской области
в 2016/2017учебном году
№ Предпринимательская экосистема вуза Общее число обучавшихся иностранных граждан, чел. Очные контракты, чел. Заочные контрак, чел. Сумма, руб.
1 Тюменский государственный университет 2330 86 1972 124 706 816
2 Тюменский государственный нефтегазовый университет 1435 265 808 83 595 443
3 Государственный аграрный университет Северного Зауралья 192 14 125 4 919 270
4 Югорский государственный университет (Ханты-Мансийский АО-Югра) 100 21 19 3 211 595
5 Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий 13 4 3 508 425
Итого 4070 390 2927 216 941 549
Источник: Расчет выполнен на основе данных источника: Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 7 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Центр социологических исследований, 2017. — 496 с.
По Свердловской области большую доходность от экспорта образовательных услуг имеет Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (89,5 млн руб.) за счет очной контрактной формы обучения иностранных граждан, см. таблицу 5. Это объясняется тем фактом, что инженерно-технические специальности всегда были больше востребованы (в 90-х года прошлого столетия 53% из общего числа обучаемых иностранных граждан в государственных российских вузах учились именно на этих специальностях). Такая приоритетность выбора сохраняется и по настоящее время. В то же время стоит отметить, что УрФУ существенно уступает по показателю доходности Тюменскому государственному университету.
8 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
39 ^
Таблица 5
Экспорт образовательных услуг государственных вузов Свердловской области в
2016/2017 учебном году
№ Предпринимательская Общее число Очные Заочные Сумма,
экосистема вуза обучавшихся иностранных граждан, чел. контракты, чел. контракт, чел. руб.
1 Уральский федеральный
университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина 1730 604 141 89 551 962
2 Уральский государственный 510 53 430 24 518 200
аграрный университет
3 Уральский государственный горный университет 299 141 94 19 951 500
5 Уральский государственный 270 88 119 13 797 000
экономический университет
6 Уральский государственный 141 48 80 12 320 930
юридический университет
7 Уральский государственный университет путей сообщения 275 104 90 11 014 790
8 Уральский государственный педагогический университет 158 72 40 10 106 413
9 Уральский государственный 79 60 9 8 055 967
медицинский университет
10 Уральский государственный 171 6 58 3 569 300
лесотехнический университет
11 Уральская государственная
архитектурно-художе ственная 32 11 5 2 165 330
академия
12 Уральская государственная
консерватория 38 18 0 1 741 498
им. М. П. Мусоргского
13 Екатеринбургский
государственный театральный 42 0 15 750 000
институт
Итого 3745 1205 1081 197 542 890
Источник: Расчет выполнен на основе данных источника:. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 7 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Центр социологических исследований, 2017. — 496 с.
^ 40
Российский внешнеэкономический вестник
8 - 2018
Примечательным моментом является вторая позиция Уральского государственного аграрного университета в общем рейтинге вузов Свердловской области по показателю доходности экспортной деятельности, см. рисунок 2. Это в свою очередь говорит о том, что контингент, который прибывает в Свердловскую область из-за рубежа на обучение, в большинстве своем проживает в слаборазвитых странах, с преимущественным развитием сельского хозяйства (страны СНГ и Азии).
Рисунок 2
Рейтинг вузов Свердловской области по их доходности экспортной деятельности, % от общей доходности экспорта образовательных услуг государственных университетов Свердловской области
Уральский федеральный университет им. первого.. Уральский государственный аграрный университет Уральский государственный горный университет Ур ал ьск ий госуда рствен н ы й эко н о мич ескийуниверситет Уральский государственный юридический университет Ур ал ьски й госуда рствен ны й ун и ве рситет путе й... Уральский государственный педагогический университет Уральский государственный медицинский университет Ур ал ьский госуда р ствен н ы й л есотекн ич еск и й... Ур ал ьская государств ен н а в а ркитектур но-... Уральская государственная консерватории им. М.П.... Екатеринбургский государственный театральный институт
■■■■■■■■■■■■■■■■■■ 1
7
г б,;
Ш 5,6 БД
а 1
а 1д а о,9
0,4
4Д
2,4
45,5
10 15 20 25 30 35 40 45 50
Источник: Рейтинг составлен на основе источника: Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 7 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Центр социологических исследований, 2017. — 496 с.
8 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
41 ^
По Челябинской области большую доходность экспорта образовательных услуг имеет Южно-Уральский государственный университет (105,76 млн руб.) за счет очной контрактной формы обучения иностранных граждан, см. таблицу 6.
Таблица 6
Экспорт образовательных услуг государственных вузов Челябинской области в
2016/2017 учебном году
№ Предпринимательская экосистема вуза Общее число обучавшихся иностранных граждан, чел. Очные контракты, чел. Заочные контракты, чел. Сумма, руб.
Южно-Уральский
3 го сударственный университет (национальный исследовательский университет) 1920 772 568 105 756 000
1 Челябинский государственный педагогический университет 917 50 803 28 921 895
2 Челябинский государственный университет 720 175 426 27 555 840
Южно-Уральский
4 государственный аграрный университет 956 415 41 9 535 380
5 Челябинская государственная академия культуры и искусств 333 21 173 8 581 950
Уральский государственный
6 университет физической культуры 105 25 19 2 885 100
Итого 4951 1458 2030 183 236 165
Источник: Расчет выполнен на основе данных источника: Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 7 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Центр социологических исследований, 2017. — 496 с.
Примечательным моментом является вторая позиция Челябинского государственного педагогического университета в общем рейтинге экосистем вузов Свердловской области по показателю доходности экспортной деятельности, см. рисунок 3.
^ 42
Российский внешнеэкономический вестник
8 - 2018
Рисунок 3
Рейтинг вузов Челябинской области по их доходности экспортной деятельности, % от общей доходности экспорта образовательных услуг государственных университетов Челябинской области
Источник: Рейтинг составлен на основе источника: .Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 7 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Центр социологических исследований, 2017. — 496 с.
Эта позиция в рейтинге объясняется востребованностью естественно-научных и социально-гуманитарных специальностей, в том числе педагогики. Так, в статистике зафиксировано, что, начиная с 90-х годов прошлого столетия, 18% из общего числа обучаемых иностранных граждан в государственных российских вузах учились именно на этих специальностях.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
□ экспортная ориентированность образовательных услуг вузов УрФО очень низкая, об этом свидетельствует низкий процент обучающихся иностранных граждан в уральских университетах в общем числе всех иностранных граждан, пользующихся образовательными услугами;
□ в региональном разрезе в каждой территории присутствует вуз, являющийся абсолютным лидером по доходности от экспортной деятельности. Так, в Тюменской области - это Тюменский государственный университет (124,7 млн руб. за 2016/2017 учебный год); в Свердловской области - это Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (89,5 млн руб.); в Челябинской области - это Южно-Уральский государственный университет (105,76 млн руб.). Однако показатель этой доходности низок по сравнению с другими российскими вузами-лидерами других регионов. Кроме того, региональным лидером
8 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
43 ^
здесь выступает Тюменский государственный университет; на втором месте стоит Южно-Уральский государственный университет и лишь на третьем месте Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина. Все это свидетельствует о том, что уральский федеральный регион использует не весь потенциал привлечения иностранных граждан на образовательные программы, что обусловливает усиление контроля за его деятельностью;
□ из анализа доходности экспорта образовательных услуг уральских вузов сложно выделить приоритетную форму обучения, которую выбирают иностранные граждане.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВУЗОВ В УРАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ
В качестве приоритетных рекомендаций по развитию экспорта образовательных вузов в уральском регионе мы предлагаем усилить экспансию создания международных сетевых образовательных программ и повысить эффективность управления существующими сетевыми интеграциями вузов. В данном контексте следует отметить, что в рамках БРИКС уже создан Сетевой университет, в который с российской стороны, наряду с вузами Москвы и Санкт-Петербурга, вошли вузы и других регионов: Томский политехнический университет, Томский государственный университет, Уральский федеральный университет.3 Такой сетевой университет призван (ст. 3 Меморандум о взаимопонимании о его создании от 18.11.2015 г.): предоставлять возможности высококачественного непрерывного образования; обеспечивать обучение профессионалов высокой квалификации; содействовать обмену технологиями ведения образовательной и научной деятельности, обмену студентами и кадрами. При этом вузы - члены Сетевого университета осуществляют подготовку, по крайней мере, по одному из его шести приоритетных направлений: энергетика, компьютерные науки и информационная безопасность, исследования стран БРИКС, экология и изменения климата, водные ресурсы и нейтрализация загрязнений, экономика.4 УрФУ участвует почти во всех (кроме предпоследнего). Такие сетевые вузовские объединения должны затрагивать все регионы.
Также мы предлагаем повысить научность образовательных программ и обеспечить соответствие цена-качество требованиям международного рынка образовательных услуг. Такая идея подкреплена высказыванием ректора МГУ академика В.А. Садовничего, который к числу несомненных достоинств российской высшей школы относит «научность образования, его фундаментальность, его энциклопе-дичность»5. Однако мы хотим уточнить, что эта научность должна давать практический результат, проявляемый в инновационных решениях, патентах на изобретение, реализации инновационных технологий, разработанных в вузах. Сейчас это не совсем так. Например, анализ оценочных значений, взятых из отчета «Предметный рейтинг научной продуктивности вузов - 2018» исследовательского под-
^ 44
Российский внешнеэкономический вестник
8 - 2018
разделения медиахолдинга «ЭКСПЕРТ» с учетом индикаторов науки за 2018 год, предоставленных Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики», и Государственным фондом фондов и институтом развития венчурного рынка Российской Федерации, позволяет выявить следующие проблемы вузов уральского региона6, 7:
□ в Тюменской области качество инновационных решений вузов существенно выше качества научных результатов, при этом научная деятельность развита существенно хуже инновационной, что обусловливает вопросы происхождения вузовских инновационных решений и сложности выявления научного ядра вузовского новаторства;
□ в Свердловской области интерес научного сообщества к публикациям вузов существенно выше, чем интерес к их инновационным идеям в обществе; наблюдается тенденция низкого качества инновационных решений при высоком качестве научных исследований;
□ активность научной деятельности не вызывает рост качества новаторский идей;
□ в Челябинской области присутствует высокая востребованность публикаций вузов при одновременно низкой востребованности инновационных решений и очень слабой активности инновационной деятельности университетов; низкое качество научной деятельности вызывает низкую инновационную активность, при этом научная активность не вызывает рост новаторских решений; активность научной функциональности экосистемы не стимулирует востребованность инновационных идей вузов в обществе; результативность научной деятельности вузов существенно выше инновационной, что ставит вопрос в принципе о ее развитии, если она в дальнейшем не дает роста новаторских идей.
Поэтому синтез гармоничного развития научной деятельности и инновационной активности вузов, безусловно, вызовет интерес не только у российского молодежного общества, но и у зарубежного, повысит привлекательность российского образования для иностранных граждан и обеспечит рост доходности экспорта образовательных услуг.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» // Сайт Правительства РФ: http://government.ru/news/28013/ (обращение: 26.6.2018).
2 Проект Стратегии развития международных и внешнеэкономических связей Свердловской области на период до 2035 г. // Веб-сайт Министерства международных и внешнеэкономических связей Свердловской области. URL: http://mvs.midural.ru/strategiya-razvitiya-mezhdunarodnykh-i-vneshneekon (обращение: 26.6.2018).
3 BRICS Network university [Electronic resource]. URL: (referring: 26.6.2018).
8 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
45 Q
4 BRICS Network university [Electronic resource]. URL: https://nu-brics.ru /
5 Садовничий В.А. Университет. Настоящее. Будущее. Выступление на международной конференции университетов стран СНГ «Университеты и общество». - М., 2000. С.7.
6 Индикаторы науки: 2018 : статистический сборник / Н. В. Городникова, Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2018. - 320 с. - 350 экз. - ISBN 978-5-7598-1741-3 (в обл.).
7 Развитие инновационных экосистем вузов и научных центров/ Рождественский И.В., Рождественский О.И., Таршин А.Ю.. - М.: РБК, 2015. - 30 с.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» // Сайт Правительства РФ: http://government.ru/news/28013/ (обращение: 26.6.2018).
Проект Стратегии развития международных и внешнеэкономических связей Свердловской области на период до 2035 г. // Веб-сайт Министерства международных и внешнеэкономических связей Свердловской области. URL: http://mvs.midural.ru/strategiya-razvitiya-mezhdunarodnykh-i-vneshneekon (обращение: 26.6.2018).
Индикаторы науки: 2018: статистический сборник / Н. В. Городникова, Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2018. - 320 с. - 350 экз. - ISBN 978-5-7598-1741-3 (в обл.).
Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Статистический сборник. Выпуск 15 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Центр социологических исследований, 2018. - 184 с.
Развитие инновационных экосистем вузов и научных центров/ Рождественский И.В., Рождественский О.И., Таршин А.Ю.. - М.: РБК, 2015. - 30 с.
Садовничий В.А. Университет. Настоящее. Будущее. Выступление на международной конференции университетов стран СНГ «Университеты и общество». - М., 2000. С.7.
Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 7 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Центр социологических исследований, 2017. — 496 с.
BRICS Network university [Electronic resource]. URL: https://nu-brics.ru /
BIBLIOGRAFIYA:
Pasport prioritetnogo proekta «Razvitie ehksportnogo potenciala rossijskoj sistemy obrazovaniya» // Sajt Pravitel'stva RF: http://government.ru/news/28013/ (obrashchenie: 26.6.2018).
Proekt Strategii razvitiya mezhdunarodnyh i vneshneehkonomicheskih svyazej Sverdlovskoj oblasti na period do 2035 g. // Veb-sajt Ministerstva mezhdunarodnyh i vneshneehkonomicheskih svyazej Sverdlovskoj oblasti. URL: http://mvs.midural.ru/strategiya-razvitiya-mezhdunarodnykh-i-vneshneekon (obrashchenie: 26.6.2018).
^ 46
Российский внешнеэкономический вестник
8 - 2018
Indikatory паиЫ: 2018: statisticheskij sbornik / N. V. Gorodnikova, L. М. Gohberg, К. А. Ditkovskij i dr.; Nac. issled. un-t «\ysshaya shkola ehkonomiki». - М.: №и VSHEH, 2018. -320 s. - 350 ehkz. - ISBN 978-5-7598-1741-3 (V оЬ1.).
Obuchenie inostrannyh grazhdan V vysshih uchebnyh zavedeniyah Rossijskoj Federacii: Statisticheskij sbornik. \fypusk 15 / Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii. -М.: Centr sociologicheskih issledovanij, 2018. - 184 str.
Razvitie innovacionnyh ehkosistem vuzov i nauchnyh centrov/ Rozhdestvenskij IV.. Rozhdestvenskij О.1., Tarshin А.т. - М.: RBK, 2015. - 30 s.
Sadovnichij УА. Universitet. Nastoyashchee. Budushchee. \^Шр1ете па mezhdunarodnoj konferencii universitetov straп SNG «Universitety i obshchestvo». - М., 2000. S.7.
EHksport rossijskih obrazovatel'nyh Statisticheskij sbomik. \fypusk 7 / Ministerstvo
obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii. — М.: Centr sociologicheskih issledovanij, 2017. — 496 s.
8 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник