Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОТРЕБНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ ТРУДА'

РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОТРЕБНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
271
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАНИЯ / ИМПОРТ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЫНКИ ТРУДА / КАДРОВАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИММИГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аверьянов Александр Олегович, Гуртов Валерий Алексеевич, Семенов Дмитрий Николаевич, Круглов Виктор Иванович

Россия занимает четвёртое место на рынке международного образования по показателю «количество иностранных студентов». Экспорт российского образования способствует росту внешних финансовых поступлений в экономику, удовлетворяет кадровый дефицит на рынке труда и формирует положительный имидж России у стран - импортёров образования. В статье представлены данные по ключевым странам, которые импортируют российское образование. Описаны. наиболее востребованные у иностранных студентов направления подготовки и специальности как по укрупнённым группам специальностей, так и по отдельным направлениям подготовки и специальностям в разрезе уровней подготовки (бакалавриат/специалитет/магистратура). Рассмотрены источники финансирования обучения иностранных граждан в российских вузах, а также контингент иностранных студентов по каждому виду финансирования. В ходе анализа электронных порталов органов власти в сфере труда и занятости, статистических ведомств, а также профессиональных сайтов для поиска вакансий выявлена потребность национальных рынков труда ключевых стран - импортёров российского образования в тех или иных специfлистах. На основе этих данных проанализировано соответствие экспортируемого Россией образования потребностям национальных рынков труда его импортёров. Исследование выявило ежегодный рост контингента иностранных студентов, обучающихся по договорам об оказании платных образовательных услуг, что повышает объём внешних финансовых поступлений в российскую экономику. Показано, что текущий уровень развития экспорта образования в России соответствует стратегическим государственным задачам в этом направлении, а потребность в работниках на рынках труда ключевых стран-импортёров совпадает с наиболее востребованными направлениями подготовки и специальностями у иностранных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аверьянов Александр Олегович, Гуртов Валерий Алексеевич, Семенов Дмитрий Николаевич, Круглов Виктор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE EXPORT OF RUSSIAN EDUCATION: FOCUSING ON THE NEEDS OF NATIONAL LABOR MARKETS

Russia ranks fourth in the international education market in terms of the number of foreign students. The export of Russian education contributes to the growth of external financial receipts to the economy, facilitates overcoming the personnel shortage in the labor market and forms a positive image of Russia among the countries importing education. The article presents data on the key countries importing Russian education. The authors described the most popular areas of training and specialties among the foreign students, both for enlarged groups of specialties, and for certain areas of training in the context of training levels (bachelor’s / specialty / master’s). The sources of financing the education of foreign citizens in Russian universities were considered, as well as foreign student enrollment for each type of financing. In the course of the analysis of the electronic portals of the authorities in the field of labor and employment, as well as statistical agencies, and professional job search websites, the need for certain specialists in the national labor markets of the key countries-importers of Russian education was revealed. Based on these data, the relevance of the education exported by Russia to the needs of the national labor markets of its importers was analyzed. The study revealed an annual growth of foreign student enrollment under the contracts for the provision of fee-based education, which increases the volume of external financial receipts into the Russian economy. It is shown that the current level of education exports in Russia corresponds to the strategic state tasks in this direction, and the need for workers in the labor markets of the key importing countries coincides with the most demanded areas of training and specialties among foreign students.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОТРЕБНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ ТРУДА»

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ AREAS OF HIGHER EDUCATiON MODERNiZÄTiON

Высшее образование в России Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia

ISSN 0869-3617 (Print), ISSN 2072-0459 (Online) http://vovr.elpub.ru

Развитие экспорта российского образования: ориентация на потребность национальных рынков труда

Научная статья

DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-4-9-21

Аверьянов Александр Олегович - специалист Центра бюджетного мониторинга, [email protected] Гуртов Валерий Алексеевич - д-р физ.-мат. наук, проф., директор Центра бюджетного мониторинга, [email protected]

Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск, Россия Адрес: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33

Семенов Дмитрий Николаевич - врио генерального директора Центра развития образования и международной деятельности, [email protected]

Круглов Виктор Иванович - д-р тех. наук, проф., научный руководитель Центра развития образования и международной деятельности, [email protected] Центр развития образования и международной деятельности, Москва, Россия Адрес: 119021, г. Москва, Большой Чудов пер., 8, стр. 1

Аннотация. Россия занимает четвёртое место на рынке международного образования по показателю «количество иностранных студентов». Экспорт российского образования способствует росту внешних финансовых поступлений в экономику, удовлетворяет кадровый дефицит на рынке труда и формирует положительный имидж России у стран - импортёров образования.

В статье представлены данные по ключевым странам, которые импортируют российское образование. Описаны наиболее востребованные у иностранных студентов направления подготовки и специальности как по укрупнённым группам специальностей, так и по отдельным направлениям подготовки и специальностям в разрезе уровней подготовки (ба-калавриат/специалитет/магистратура). Рассмотрены источники финансирования обучения иностранных граждан в российских вузах, а также контингент иностранных студентов по каждому виду финансирования. В ходе анализа электронных порталов органов власти в сфере труда и занятости, статистических ведомств, а также профессиональных сайтов для поиска вакансий выявлена потребность национальных рынков труда ключевых стран - импортёров российского образования в тех или иных специалистах. На основе этих данных проанализировано соответствие экспортируемого Россией образования потребностям национальных рынков труда его импортёров.

Исследование выявило ежегодный рост контингента иностранных студентов, обучающихся по договорам об оказании платных образовательных услуг, что повышает

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License. © Аверьянов А.О., Гуртов В.А., Семенов Д.Н., Круглов В.И., 2021.

И]

объём внешних финансовых поступлений в российскую экономику. Показано, что текущий уровень развития экспорта образования в России соответствует стратегическим государственным задачам в этом направлении, а потребность в работниках на рынках труда ключевых стран-импортёров совпадает с наиболее востребованными направлениями подготовки и специальностями у иностранных студентов.

Ключевые слова: экспорт образования, импорт образования, иностранные студенты, национальные рынки труда, кадровая потребность экономики, профессиональная иммиграция Для цитирования.: Аверьянов А.О, Гуртов В.А, Семенов Д.Н, Круглов В.И. Развитие экспорта российского образования: ориентация на потребность национальных рынков труда // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 4. С. 9-21. DOI: 10.31992/0869-36172021-30-4-9-21

Development of the Export of Russian Education: Focusing on the Needs of National Labor Markets

Original article

DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-4-9-21

Aleksandr O. Aver'yanov - Specialist at the Center for Budget Monitoring, [email protected] Vaieriy A. Gurtov - Dr. Sci. (Phys.-Math.), Prof., Director of the Center for Budget Monitoring, [email protected]

Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Russia

Address: 33, Lenin prosp., Petrozavodsk, 185910, Russian Federation

Dmitriy N. Semenov - General Director of the Center for Education Development and International Activities, [email protected]

Viktor I. Kruglov - Dr. Sci. (Engineering), Scientific Director of the Center for Education Development and International Activities, [email protected]

Center for the Development ofEducation and International Activities, Moscow, Russia Address: 8, bldg. 1, Bol'shoy Chudov pereulok, Moscow, 119021, Russian Federation

Abstract. Russia ranks fourth in the international education market in terms of the number of foreign students. The export of Russian education contributes to the growth of external financial receipts to the economy, facilitates overcoming the personnel shortage in the labor market and forms a positive image of Russia among the countries importing education.

The article presents data on the key countries importing Russian education. The authors described the most popular areas of training and specialties among the foreign students, both for enlarged groups of specialties, and for certain areas of training in the context of training levels (bachelor's / specialty / master's). The sources of financing the education of foreign citizens in Russian universities were considered, as well as foreign student enrollment for each type of financing. In the course of the analysis of the electronic portals of the authorities in the field of labor and employment, as well as statistical agencies, and professional job search websites, the need for certain specialists in the national labor markets of the key countries-importers of Russian education was revealed. Based on these data, the relevance of the education exported by Russia to the needs of the national labor markets of its importers was analyzed.

The study revealed an annual growth of foreign student enrollment under the contracts for the provision of fee-based education, which increases the volume of external financial receipts into the Russian

economy. It is shown that the current level of education exports in Russia corresponds to the strategic state tasks in this direction, and the need for workers in the labor markets of the key importing countries coincides with the most demanded areas of training and specialties among foreign students.

Keywords: export of education, import of education, foreign students, national labor markets, staffing needs of the economy, professional immigration

Cite as: Aver'yanov, A.O., Gurtov, V.A., Semenov, D.N., Kruglov, V.I. (2021). Development of the Export of Russian Education: Focusing on the Needs of National Labor Markets. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 30, no. 4, pp. 9-21, doi: 10.31992/0869-36172021-30-4-9-21 (In Russ., abstract in Eng.).

Введение

В современном мире экспорт образования - это не только источник дополнительных доходов для государства, но и инструмент по привлечению талантов и созданию положительного имиджа страны на международной арене. В послании Федеральному Собранию Президентом России в 2018 г. была поставлена задача увеличить экспорт российского образования: «До 100 млрд. долларов должен вырасти ежегодный экспорт услуг, включая образование, медицину, туризм и транспорт»1. Количественные ориентиры по привлечению на учёбу в Россию иностранных студентов определены в Федеральном проекте «Экспорт образования»: к «2024 году необходимо увеличить не менее чем в два раза количество иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях»2.

При этом экспорт образования решает для России три задачи: способствует росту внешних финансовых поступлений в экономику; уменьшает дефицит кадров на россий-

1 Послание Президента Российской Федерации от 01.03.2018 г. (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства) // Официальный сетевой ресурс Президента России. URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/42902/page/5 (дата обращения: 07.03.2021).

2 Федеральный проект «Экспорт образования»

// Информационный Портал «Будущее Рос-

сии. Национальные проекты». URL: https:// IUturerussia.gov.ru/eksport-obrazovania (дата обращения: 07.03.2021).

ском рынке труда; формирует положительный имидж и «мягкую силу» в странах - импортёрах российского образования.

По данным Организации экономического сотрудничества на 2017 г., на рынке междду-народного образования по показателю количества иностранных студентов в общем числе студентов лидерами по экспорту образования являются семь стран: США, Великобритания, Австралия, Россия, Германия, Франция и Канада3. Среди этих стран лидируют США, где иностранные студенты занимают почти четверть от общего числа обучающихся по разным уровням высшего образования. Россия находится на 4-м месте в международном рейтинге среди стран-экспортёров образования. Также стоит отметить, что четыре из семи ключевых экспортёров образования являются англоязычными (США, Великобритания, Австралия и Канада).

Важной характеристикой экспорта образования являются не только его качество и доступность, но и его соответствие запросам национальных рынков труда в странах-импортёрах образовательных услуг.

Тема экспорта российского образования достаточно проработана в российской научной среде. Количественные характеристики подготовки кадров из числа граждан зарубежных стран в российских вузах рассмотрены в работах А.Л. Арефьева [1; 2], В.И. Круглова и В.Ф. Пугач [3], в том чис-

3 OECD (2019), Education at a Glance 2019: OECD Indicators, OECD Publishing, Paris, URL: https:// doi.org/10.1787/f8d7880d-en (дата обращения: 07.03.2021).

ле в специализированном статистическом сборнике «Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации»4. Особенности экспорта российского образования для инновационных сегментов мирового рынка, его правовые и организационные аспекты представлены в публикациях А.Н. Спартака и А.Е. Лихачева [4], Г.Ф. Ткача и В.М. Филиппова [5]; в работе И.В. Аржановой с соавторами [6] экспорт образования рассматривается как инструмент «мягкой силы». Технологии привлечения иностранных студентов в российские вузы, в том числе с использованием сетевых ресурсов, описываются в работах [7; 8]. Проблемы экспорта образования с учётом тенденций интернационализации и глобализации представлены в статьях В.М. Филиппова [9] и Е.В. Клюшникова [10]. Часть работ посвящена экспорту образования в страны ближнего зарубежья - члены СНГ и ЕврАзЭС [11-13]. В статье С.С. Донецкой и М. Ли анализируются процессы, связанные с выездом китайских студентов на учёбу за рубеж [14]. Экспорт российского образования, в том числе и при подготовке кадров высшей научной квалификации из числа граждан иностранных государств в российских вузах, рассмотрен в статье С.И. Пахомова с соавторами [15].

В то же время экспорт российского образования с позиций соответствия запросам национальных рынков труда в странах - импортёрах образовательных услуг исследован недостаточно. В данной статье представлены результаты исследования, позволяющие восполнить этот пробел.

Иностранные граждане в российских вузах: откуда, за счёт чего и чему учатся

Всего в российских вузах в 2019 г. контингент обучающихся иностранных студен-

4 Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Статистический сборник. Выпуск 15 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М. : Центр социологических исследований, 2018. 184 с.

тов составил 297,5 тыс. граждан из 168 иностранных государств, в том числе 30,7 тыс. граждан (10,1%) обучались в соответствии с международными договорами РФ, с федеральными законами или установленной Правительством РФ квотой.

Для формирования перечня ключевых стран - импортёров российского образования были проанализированы данные по количеству иностранных студентов, которые поступили в российские вузы с 2016 по 2019 гг. по образовательным программам бакалавриата, магистратуры и специалитета. Информация для анализа сформирована на основе формы статистической отчётности ВПО-15, учитывались все иностранные студенты, поступившие на учёбу в российские вузы по очной и заочной формам обучения, включая обучение за счёт бюджетных средств и по договорам об оказании платных образовательных услуг.

Агрегирование данных за четыре года позволило более объективно определить ключевые страны, которые импортируют российское образование. На рисунке 1 эти показатели визуализированы.

Среди всех стран по этому показателю лидирует Республика Казахстан, общий приём студентов из республики за 2016-2019 гг. составил 93392 чел., и них 66538 поступали на программы бакалавриата, 17438 - на программы магистратуры, 9416 - на программы специалитета. На втором месте - Республика Узбекистан, объём поступающих составил 39070 чел. (28344/3367/7359). На третьем месте по объёму поступивших в российские вузы иностранных студентов - Туркменистан - 38996 чел. (32692/2380/3924).

Далее представлены данные, характеризующие приём иностранных студентов по странам в порядке убывания: Китай - 29003 чел. (18258/10745/0); Таджи-

5 Форма федерального статистического наблюдения №ВПО-1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам высшего образования».

Рис. 1. Распределение объёмов приёма иностранных студентов по странам -импортёрам российского образования суммарно с 2016 по 2019 гг., всего, включая все формы обучения и все источники финансирования (в разрезе уровней подготовки) Fig. 1. Distribution of admission volumes of foreign students by countries importing Russian education in total from 2016 to 2019, total, including all forms of education and all sources of funding (in the context

of training levels)

кистан - 26122 чел. (17343/3697/5082) Украина- 19727 чел. (12773/5091/1863) Белоруссия- 12089 чел. (9834/1523/732); Индия - 11401 чел. (0/0/11401); Киргизия -9811 чел. (7139/1825/847); Азербайджан -8089 чел. (6804/999/286); Молдова - 4087 чел. (4087/0/0); Иран - 2673 чел. (0/0/2673); Египет - 2502 чел. (0/0/2502); Марокко - 2076 чел. (0/0/2076); Сирия - 939 чел. (0/939/0); Ирак - 733 чел. (0/342/391); Вьетнам - 265 чел. (0/265/0).

В представленном перечне явно прослеживается Т0П-10 стран с наибольшим объёмом поступающих на учёбу в российские вузы. Основными странами - импортёрами российского образования являются восемь стран, входящих в СНГ, и две страны из Юго-Восточной Азии. Перечень 10 ключевых стран, импортирующих российское образование с 2016 по 2019 гг., включает Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Китай, Таджикистан, Украину, Белоруссию, Индию, Киргизию и Азербайджан. На эти стра-

ны приходится 79% от всех иностранных студентов, поступающих в российские вузы.

Для сопоставления источников финансирования обучения иностранных граждан был проведён анализ данных, отражающих численность иностранных студентов очной формы обучения по уровню высшего образования за последние четыре года.

Подготовка иностранных граждан в российских вузах осуществляется за счёт двух источников финансирования: бюджетных средств и договоров об оказании платных образовательных услуг (ПОУ). За период с 2016 по 2019 гг. суммарно контингент обучающихся в российских вузах по договорам об оказании платных образовательных услуг составил 59%, а 41% иностранных студентов обучались за счёт средств российских бюджетов разных уровней (федерального, регионального и местного). Из обучающихся за счёт российских бюджетных средств 26% от контингента иностранных студентов поступили и обучались на общих основани-

Таблица 1

Контингент иностранных студентов, обучающихся по очной форме в российских вузах, по видам финансирования с 2016 по 2019 гг., чел.

Table 1

Foreign students studying full-time at Russian universities by type of funding, from 2016 to 2019, person

Уровни высшего образования Год приёма Приём за счёт средств бюджетов РФ, из них: Приём на общих основаниях по договорам об оказании ПОУ

По квоте Правительства РФ На общих основаниях

Абс. %, доля от общего контингента Абс. %, доля от общего контингента Абс. %, доля от общего контингента

Бакалавриат 2016 18757 18% 34102 33% 50172 49%

2017 18842 16% 37920 33% 58268 51%

2018 17689 14% 39236 32% 66602 54%

2019 17766 13% 39677 30% 76074 57%

Магистратура 2016 5823 30% 5436 28% 8385 43%

2017 5072 24% 6572 31% 9698 45%

2018 5431 22% 8196 34% 10667 44%

2019 6010 21% 9201 32% 13279 47%

Специалитет 2016 6562 15% 5706 13% 32534 73%

2017 6547 12% 6446 12% 39790 75%

2018 6612 11% 6929 12% 45865 77%

2019 6686 10% 7161 11% 52656 79%

ях с российскими гражданами и 15% - в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами или установленной Правительством РФ квотой. Детализированные данные по уровням высшего образования представлены в таблице 1.

Как следует из данных, представленных в таблице 1, контингент студентов, обучающихся по договорам об оказании платных образовательных услуг, ежегодно возрастает, и за четыре года увеличился на 51 тыс. чел., а общий контингент иностранных студентов - на 61 тыс. чел. Рост контингента иностранных студентов способствует повышению внешних финансовых поступлений в российскую экономику, в том числе с учётом их затрат на бытовые и хозяйственные нужды.

Для выявления востребованных у иностранных граждан направлений подготовки

и специальностей (далее - НПС) были проанализированы данные, отражающие контингент иностранных студентов, обучающихся в российских вузах за счёт всех видов финансирования, по укрупнённым учебным специализациям. Полученная информация визуализирована на рисунке 2.

Наиболее востребованными у иностранных студентов являются медицинские специальности (специалитет), далее идут НПС, включающие гуманитарные и социальные науки (бакалавриат и магистратура), экономико-управленческие и педагогические специальности, физико-математические и естественные науки. Необходимо отметить, что к 2019 г. значительно возрос контингент студентов по медицинским и гуманитарным специальностям, а также по специальностям в сфере точных наук.

Отдельно рассмотрим предпочтения зарубежных студентов при выборе НПС в

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

10000 20000 30000 40000 50000

Здравоохранение Гуманитарные и социальные науки иЧ"1 юриспр.)

Экономика и управление Образование н педагогика (включая русский язык) Физико-математические и естественпие науки Архитектура и строительство Культура и искусство Юриспруденция (право, правоохр. деят. суд. эксп.)

Тяжа [у я промышленность Информатика, выч. техника и информ. безон. Энергетика, энерг. матиностр. и электротехника Геология, разведка и разработка полезных ископаемых Техника и технологии транспорта Сельское и рыбное хозяйство Промышленные технологии Электроника, радиотехника, и телекоммуникации

ь*

wm

ЯЙГ

fflT

mm

ш

ш

12016 Q 2019

Рис. 2. Контингент иностранных студентов очной формы обучения, распределённый по укрупнённым учебным специализациям, в российских вузах, всего за 2016 и 2019 гг., чел. Fig. 2. The full-time foreign students, distributed among the enlarged academic specializations in Russian universities, in total for 2016 and 2019, person

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

разрезе образовательных программам бакалавриата, магистратуры и специалитета, обучавшихся по квотам Правительства России. Объём квот для приёма иностранных граждан, поступающих в российские вузы по тем или иным НПС, соотносится с потребностью как национального, так и российского рынка труда. В мотивировочной части к постановлению Правительства России «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»6 говорится о том, что она

6 Постановление Правительства РФ от 8 октября 2013 г. N 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». URL: https://base.garant.ru/70468236/ (дата обращения: 08.03.2021).

«в том числе направлена на выполнение плана мероприятий по реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (пункт 10)»7. В указанном пункте говорится о проблемах внутренней миграции населения, а квотирование рассматривается как один из инструментов привлечения иностранной рабочей силы.

Наиболее востребованными направлениями подготовки по НПС бакалавриата в рамках обучения за счёт квоты Правительства РФ являются экономика, международные

7 Справка к Постановлению Правительства РФ «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». URL: http://government. ru/docs/7126/ (дата обращения: 08.03.2021).

отношения, юриспруденция и менеджмент. К 2019 г. выросло число поступающих на направление подготовки «Программная инженерия». Схожая картина наблюдается по образовательным программам магистратуры. Здесь добавляются такие востребованные направления, как филология и лингвистика, строительство и нефтегазовое дело. Среди образовательных программ специалитета лидирует лечебное дело, далее по количеству поступивших идут таможенное дело и стоматология.

Результаты анализа востребованных специальностей/направлений подготовки показывают, что среди студентов из стран - импортёров российского образования самыми популярными направлениями подготовки / специальностями в российских вузах являются лечебное дело, экономика, менеджмент, юриспруденция и международные отношения. Менее востребованы инженерно-технические специальности. Из уровней подготовки высшего образования наиболее востребованными являются программы бакалавриата - по ним обучается наибольшее количество студентов. В целом выявленные тенденции у студентов, обучавшихся по квотам Правительства России, соответствуют востребованным НПС по всем видам финансирования.

Национальные рынки труда: что востребовано

Для формирования перечня востребованных профессий на национальных рынках труда в странах - импортёрах российского образования использовались поисково-аналитические процедуры, объектом которых являлись электронные порталы органов власти в сфере труда и занятости, электронные порталы статистических ведомств, профессиональные сайты для поиска вакансий. Анализ проводился по нисходящей: если первая категория источников не отражала необходимую информацию, выбиралась вторая и т.д.

Для сравнения полноты данных различных источников использовались информа-

ционные ресурсы Российской Федерации, которые достаточно полно отражают состояние спроса и предложения на российском рынке труда и рынке образовательных услуг. Эти показатели включают: перечень востребованных профессий/должностей на российском рынке труда; вакансии от работодателей и резюме соискателей; квалификационные требования к работникам, изложенные в профессиональных стандартах. Аналогичные ресурсы присутствуют у ключевых стран - экспортёров образования: США, Великобритании, Австралии, Германии.

Рассмотрим наполнение информационных ресурсов о потребностях национальных рынков труда на примере нескольких стран из ТОП-10 импортёров российского образования.

Республика Казахстан. Ключевыми источниками информации по рынку труда Казахстана являются Государственный комитет по статистике8 и Центр развития трудовых ресурсов9. Республика является лидирующим импортёром российского образования с 2016 по 2019 гг. по всем уровням подготовки высшего образования.

Министерством труда и социальной защиты населения Казахстана принят перечень ТОП-100 востребованных сервисных и индустриальных профессий. Он разработан на основе приоритетов государственных программ и прогноза кадровой потребности до 2025 г. Центром развития трудовых ресурсов10. В него вошли 35 профессий, где требуется высшее образование и 65, где требуется техническое и профессиональное

8 Министерство национальной экономики Республики Казахстан // Комитет по статистике. URL: ^lttps://stat.gov.kz/_(дата обращения: 08.03.2021)

9 АО «Центр развития трудовых ресурсов». URL: https://iac.enbek.kz/ru/node/58 (дата обращения: 08.03.2021)

10 Публикации // Центр развития трудовых ре-

сурсов. URL: https://iac.enbek.kz/ru/node/645

(дата обращения: 08.03.2021)

образование. Среди профессий, требующих высшего образования, находятся инженеры разной специализации, архитекторы и дизайнеры, геологи и специалисты IT-отрасли. Эти профессии относятся к «техническому профилю» и совпадают с импортируемыми образовательными программами (программная инженерия, архитектура, прикладная математика и информатика, нефтегазовое дело), но не затрагивают наиболее популярные (экономика, международные отношения и юриспруденция).

Другим источником сведений о статистике по рынку труда и о востребованных профессиях в Казахстане является ИАС «ТАЛДАУ»11. Информация в системе представлена по ТОП-10 востребованным профессиям и укрупнённым группам специальностей.

Китай. Информация о востребованных профессиях представлена на сайте по поиску вакансий12 и на образовательном информационном ресурсе13. Анализ опубликованных вакансий показывает, что в Китае востребованы управленцы в разных сферах, специалисты по набору персонала и финансовые специалисты. Данные профессии коррелируют с ключевыми востребованными образовательными программами магистратуры: менеджмент, экономика, финансы и кредит.

На ресурсе информационного агентства «AT CHINA»14 представлен ТОП-10 востре-

11 Информационно-аналитическая система Комитета по статистике «ТАЛДАУ». URL: https:// taldau.stat.gov.kz/ru/Search/SearchByKeyWord (дата обращения: 08.03.2021)

12 Сайт для поиска работы «Jobrapido». URL: https://cn.jobrapido.com (дата обращения: 08.03.2021)

13 Информационное агентство «at0086». URL: http://top.at0086.com (дата обращения: 08.03.2021)

14 Публикации // Информационное агентство «at0086». URL: http://top.at0086.com/ Consulting-jobs/Top-Ten-Most-Popular-Professions-for-Your-Job-Seeking-in-China.html (дата обращения: 08.03.2021)

бованных профессий по ключевым сферам экономики: 1Т-сфера, биотехнологии, автомобилестроение, медицина, логистика, новые материалы, экологическая энергетика, менеджмент, управление, юриспруденция и маркетинг.

Среди опубликованных вакансий на интернет-сайте по поиску работы «сп. jobrapido.com»15 выделяются следующие востребованные профессии: электрик, менеджер по распространению, менеджер по подбору персонала, менеджер по продукту, менеджер по затратам, инженерный менеджмент, рекрутёр, бухгалтерский учёт, кредитный менеджмент, заведующий отделом.

Перечисленные профессиональные группы и профессии, востребованные в Китае, коррелируют с наиболее востребованными образовательными программами бакалавриата и магистратуры: юриспруденция, экономика, финансы и кредит, менеджмент. Выявленные тенденции демонстрируют совпадение между профессиональной потребностью национального рынка труда Китая и импортом российского образования.

Республика Беларусь. Базовая информация по рынку труда Белоруссии представлена на официальных сайтах Министерства труда и социальной защиты Республики Бе-ларусь16, Национального статистического комитета17, Комитета по труду, занятости и социальной защите18.

Из стран, входящих в перечень Т0П-10 импортёров российского образования, на бе-

15 Поиск вакансий // Сайт для поиска работы «Jobrapido». URL: https://cn.jobrapido.com/84 Ж1№/^31(дата обращения: 08.03.2021)

16 Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. URL: http://mintrud.gov. by/ru (дата обращения: 08.03.2021)

17 Национальный статистический комитет Республики Беларусь. URL: https://www.belstat.gov. by/ (дата обращения: 08.03.2021)

18 Комитет по труду, занятости и социальной за-

щите Минского областного исполнительного

комитета. URL: http://ktzszmoik.gov.by/ (дата обращения: 08.03.2021)

лорусских интернет-ресурсах информация о кадровой потребности представлена наиболее подробно. Так, ключевые данные о потребности рынка труда отражены Министер-

19

ством труда и социальной защиты19 в разрезе Т0П-10 востребованных профессий по категориям сотрудников (город/село, рабочие/ служащие), а также через профессиональный барометр20. В целом выделенные инструменты позволяют судить о востребованных профессиях на рынке труда в Белоруссии.

Востребованные профессии в Республике Беларусь представлены в разрезе город/ село. Среди служащих в городе востребованы: врач-специалист, медицинская сестра-специалист, инженер, директор, специалист, учитель и другие. На сельских территориях востребованы: ветеринарный врач, медицинская сестра-специалист, ветеринарный фельдшер, главный ветеринарный врач, инженер, руководитель в растениеводстве, в животноводстве; растениеводстве и животноводстве. В итоге наиболее востребованными являются медицинские специалисты, в том числе квалифицированные медицинские сёстры и ветеринары, инженеры и руководители.

Комитетом по труду, занятости и социальной защите к числу самых востребованных в категории «специалисты» были отнесены: администратор баз данных, системный администратор, бухгалтер, воспитатель дошкольного образования, врач-специалист, инструктор по лечебной физкультуре, инженер (механик/программист/электроник), медицинская сестра, провизор/фармацевт и фельдшер.

Индия. Ключевая информация по рынку труда Индии представлена в трёх основных

19 Рынок труда // Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. URL: http:// mintrud.gov.by/ru/rynok (дата обращения: 01.06.2020)

20 Служба занятости Минска составила барометр возможности трудоустройства на 2019 год // Информационный портал для экономиста «Экономист.Ьу». URL: https://ekonomist.by/ news/show/35924/ (дата обращения: 08.03.2021)

источниках: Министерство статистики и выполнения программ Индии21, Частная исследовательская организация «Indiastat»22 и Национальная служба развития карьеры23. Перечень укрупнённых групп востребованных специальностей разработан Национальной службой развития карьеры Индии и включает профессиональную деятельность в областях: здравоохранение и социальная работа; образование; информация и коммуникация; финансы и страхование; энергетика.

На портале «upGrad Ь^»24 представлен Т0П-10 наиболее востребованных и высокооплачиваемых профессий, среди которых: специалист-медик/хирург, аналитик данных, специалист по машинному обучению, разработчик В1оскЛат, разработчик программного обеспечения, менеджер по продукту, консультант по управлению, инвестиционный банкир, бухгалтер, инженер в нефтегазовой промышленности.

Заключение

Анализ тенденций развития экспорта российского образования показывает, что они соответствуют приоритетам федеральной программы «Экспорт образования». Достигнутый уровень экспорта образовательных услуг не только способствует росту внешних финансовых поступлений в экономику, уменьшает дефицит кадров на российском рынке труда и формирует положительный имидж и «мягкую силу» в странах - импортёрах российского образования, но и со-

21 Government of India. Ministry of Statistics and Programme Implementation. URL: http://mospi. nic.in/ (дата обращения: 08.03.2021)

22 Indiastat: Socio-economic statistical information about India. URL: https://www.indiastat.com/ (дата обращения: 08.03.2021)

23 National Career Service. URL: https://www.ncs. gov.in/_^aTa обращения: 08.03.2021)

24 Gurmukhani, N. Top 10 Highest Paying Jobs in India 2021 - Astonishing // Upgrad Blog. 2020. January 3. URL: https://www.upgrad.com/blog/ top-10-highest-paying-jobs-in-india/ (дата обращения: 08.03.2021)

ЧИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ответствует запросам национальных рынков труда стран-импортёров, что обеспечивает потенциал дальнейшего развития экспорта российских образовательных услуг.

В Т0П-10 стран - импортёров российского образования входят Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Китай, Таджикистан, Украина, Белоруссия, Индия, Киргизия и Азербайджан, на долю которых приходится 80% от контингента иностранных студентов, обучающихся в российских вузах. Потребность в работниках на рынках труда этих стран совпадает с наиболее востребованными направлениями подготовки и специальностями у иностранных студентов.

Все эти страны имеют инструментарий для сбора, анализа и публикации статистических данных по тематике рынков труда. Полнее всего этот функционал реализован в Республике Беларусь. В то же время только у части стран Т0П-10 представлены актуальные перечни востребованных профессий. Ни у одной из этих стран не реализован такой важный инструмент, как справочник профессиональных перспектив / востребованных профессий и компетенций (например, «Occupational outlook handbook» - США, «Атлас новых профессий 3.0» - Россия, «Job Outlook» - Австралия), что может ставить барьеры в выстраивании карьерных трендов у иностранных абитуриентов.

Литература

1. Арефьев А.Л. Тенденции экспорта российского образования. М. : Центр социального прогнозирования и маркетинга. 2010. 240 с.

2. Арефьев А.А. Тенденции экспорта российского образования в 2005-2015 гг. // Вестник российской академии наук. 2016. Т. 86. № 10. С. 902-908. DOI: https://doi.org/10.7868/ S0869587316100030

3. КругловВ.И, ПугачВ.Ф. О востребованности российских программ высшего образования иностранными студентами // Современные проблемы и перспективы интернационализации интеллектуальных ресурсов России: вызовы, стратегии, модели, интересы национального, регионального и отраслевого развития /

Под ред. А.Р. Грошева, С.О. Крамарова, В.И. Круглова, Н.В. Пелихова. М. : РИОР, 2019. С. 35-38. DOI: https://doi.org/10.29039/02021-0

4. Спартак А.Н, Лихачев А.Е. Экспортный потенциал России в инновационных сегментах мирового рынка // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. № 10. С. 3-22. URL: http://www.rfej.ru/rw/id/ffl02e8e7c/Sflle/3-22. pdf(дата обращения: 08.03.2021).

5. Организационно-правовые и практические механизмы обеспечения академической мобильности и расширения экспорта образовательных услуг / Г.Ф. Ткач, В.М. Филиппов. М. : Российский университет дружбы народов, 2014. 285 с.

6. Аржанова И.В, Дыдзинская Д.В, Мусина Е.А., Селезнев П.С. Обучение иностранных граждан в опорных вузах Российской Федерации в интересах использования «мягкой силы» // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 8-9. С. 9-20. DOI: https://doi. org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-9-20

7. Краснова Г.А., Гриншкун В.В, Пыхтина Н.А. Сетевые медиа-ресурсы как инструмент рекрутинга иностранных студентов в российские вузы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2017. Т. 14. № 2. С. 171-179. DOI: 10.22363/2312-8631-2017-142-171-179

8. Привлечение иностранных студентов в российские университеты. Практическое руководство / Е.В. Вашурина, О.А. Вершинина, Ч.Ф. Газиева, Я.Ш. Евдокимова, А.А. Крылов, С.А. Мухамедиева, О.В. Павлова, Ф.А. Хайда-ров. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2016. 234 с.

9. Филиппов В.М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2015. № 3. С. 203-211. URL: http://journals.rudn.ru/ international-relations/article/view/10725 (дата обращения: 08.03.2021).

10. Клюшникова Е.В., Скаковская Л.Н. Проблемы экспорта российского образования // Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология. 2018. № 2. С. 92-101. URL: https://core. ac.uk/download/pdf/162003873.pdf (дата обращения: 08.03.2021).

11. Юн С.М. Образование как сфера сотрудничества в рамках Евразийского экономического

союза: проблемы и перспективы // Вестник Томского гос. ун-та. История. 2017. № 50. С. 89-92. DOI: 10.17223/19988613/50/13

12. Немчинова Т.С, Музалев А.А. Экспорт образования как инструмент интеграции стран-участников Евразийского экономического союза // Евразийский юридический журнал. 2016. № 1 (92). С. 52-57.

13. Иванов С.Г., Черноус Т.Ф. Формирование общего образовательного пространства Российской Федерации, Кыргызской Республики и Республики Казахстан // Человек и образование. 2013. № 2 (35). С. 18-25.

14. Донецкая С.С., Ли М. Китайские студенты за рубежом: динамика численности и цели

выезда // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 6. С. 153-168. DOI: https://doi. о^10.31992/0869-3617-2020-6-153-168 15. Пахомов С.И, Гуртов В.А, Стасевич А.В, Щеголева Л.В. Подготовка и аттестация кадров высшей научной квалификации из числа граждан иностранных государств // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 5. С. 43-53. DOI: https://doi. org/l0.15826/umpa.2018.05.048

Статья поступила в редакцию 25.12.20 После доработки 13.01.21 Принята к публикации 09.03.21

References

1. Arefiev, A.L. (2010). Tendentsii eksporta rossiiskogo obrazovaniya [Trends in Export of Russian Education]. Moscow : Center for Social Forecast and Marketing, 240 p. (In Russ.).

2. Arefiev, A.L. (2016). Trends in the Exportation of Russian Education between 2005 and 2015. Vestnik Rossiiskoy Akademii nauk = Herald of the Russian Academy of Sciences. Vol. 86, no. 10, pp. 902-908, doi: https://doi.org/10.7868/S0869587316100030 (In Russ.).

3. Kruglov, V.I., Pugach, V.F. (2019). [Demand for Russian Higher Education Programs by Foreign Students]. In: Groshev, A.R., Kramarov, S.O., Kruglov, V.I., Pelikhov, N.V. (Eds). Sovremennye problemy i perspektivy internatsionalizatsii intellektual'nykh resursov Rossii: vyzovy, strate-gii, modeli, interesy natsional'nogo, regional'nogo i otraslevogo razvitiya [Modern Problems and Prospects for the Internationalization of Russia's Intellectual Resources: Challenges, Strategies, Models, Interests of National, Regional and Sectoral Development]. Moscow : RIOR Publishing Center, pp. 35-38. DOI: https://doi.org/10.29039/02021-0 (In Russ.).

4. Spartak, A.N., Likhachev, A.E. (2017). Russia's Export Potential on the World Market for Innovations. Rossiiskiy vneshneekonomicheskiy vestnik = Russian Foreign Economic Journal. No. 10, pp. 3-22. Available at: http://www.rfej.ru/rvv/id/f002e8e7c/$file/3-22.pdf (accessed 08.03.2021). (In Russ., abstract in Eng.).

5. Tkach, G.F., Filippov, V.M. (2014). Organizatsionno-pravovye i prakticheskie mekhanizmy obespecheniya akademicheskoy mobil'nosti i rasshireniya eksporta obrazovatel'nykh uslug [Organizational, Legal and Practical Mechanisms for Ensuring Academic Mobility and Expanding the Export of Educational Services]. Moscow : RUDN University Publ., 285 p. (In Russ.).

6. Arzhanova, I.V., Dydzinskaya, D.V., Musina, E.A., Seleznev, P.S. (2019). Foreign Students' Study in the «Flagship Universities» of the Russian Federation within the Context of «Soft Power» Implementation. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 28, No. 8-9, pp. 9-20, doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-9-20 (In Russ., abstract in Eng.).

7. Krasnova, G.A., Grinshkun, V.V., Pykhtina, N.A. (2017). Network Media Resources as the Instrument of Recruiting of Foreign Students in the Russian Higher Education Institutions. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya «Informatizatsiya obrazovaniya» = RUDN Journal of Informatization in Education. Vol. 14, no. 2, pp. 171-179, doi: 10.22363/2312-86312017-14-2-171-179 (In Russ., abstract in Eng.).

8. Vashurina, E.V., Vershinina, O.A., Gazieva, Ch.F., Evdokimova, Ya.Sh., Krylov, A.A., Mukhame-dieva, S.A., Pavlova, O.V., Khaidarov, F.A. (2016). Privlechenie inostrannykh studentov v

rossijskie universitety. Prakticheskoe rukovodstvo [Attracting Foreign Students to Russian Universities. A Practical Guide] Ekaterinburg: UrFU Publ., 234 p. (In Russ.).

9. Filippov, V.M. (2015). Internationalization of Higher Education: Major Trends, Challenges and Prospects. Vestnik RUDN. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya = Vestnik RUDN. International Relations. No. 3, pp. 203-211. Available at: http://journals.rudn.ru/international-rela-tions/article/view/10725 (accessed 08.03.2021). (In Russ., abstract in Eng.).

10. Klyushnikova, E.V., Skakovskaya, L.N. (2018). Problems of Russian Education's Export. Vestnik TvGU. Seriya: Pedagogika i psikhologiya = Herald of Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology. No. 2, pp. 92-101. Available at: https://core.ac.uk/download/pdf/162003873. pdf (accessed 08.03.2021). (In Russ., abstract in Eng.).

11. Yun, S.M. (2017). Educational Cooperation in the Eurasian Economic Union: Problems and Prospects. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta = Tomsk State University Journal of History. No. 50, pp. 89-92, doi: 10.17223/19988613/50/13 (In Russ., abstract in Eng.).

12. Nemchinova, T.S., Muzalev, А.А. (2016). Export Education as а Tool for Integration of Countries of Eurasian Economic Union. Evraziiskiy yuridicheskiy zhurnal = Eurasian Law Journal. No. 1 (92), pp. 52-57. (In Russ., abstract in Eng.).

13. Ivanov, S.G., Chernous, T.F. (2013). Development of General Educational Space of the Russian Federation, the Kyrgyz Republic and the Republic of Kazakhstan. Chelovek i obrazovanie = Man and Education. No. 2 (35), pp. 18-25. (In Russ., abstract in Eng.).

14. Donetskaya, S.S, Li, M. (2020). Chinese Students Abroad: Dynamics of the Number and Aims of Educational Travel. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 29, no. 6, pp. 153-168, doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-6-153-168 (In Russ., abstract in Eng.).

15. Pakhomov, S.I., Gurtov, V^., Stasevich, А/V., Shchegoleva, L.V. (2018). Postgraduate Training and Academic Degree Certification for Foreigners. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz = University Management: Practice and Analysis. Vol. 22, no. 5, pp. 43-53, doi: https:// doi.org/10.15826/umpa.2018.05.048 (In Russ., abstract in Eng.).

The paper was submitted 25.12.20 Received after reworking 13.01.21 Accepted for publication 09.03.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.