Научная статья на тему 'СТРУКТУРНЫЕ ДИСБАЛАНСЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА'

СТРУКТУРНЫЕ ДИСБАЛАНСЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ars Administrandi
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЫНОК ТРУДА / ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ / MANAGEMENT OF HIGHER EDUCATION / REGIONAL HIGHER EDUCATION SYSTEMS / LABOR MARKET / REGIONAL ECONOMY / EMPLOYMENT OF GRADUATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фирсова А. А.

Введение: в статье анализируются вопросы эффективности высшего образования и обсуждаются современные проблемы и дисбалансы его развития. Цель: определение соответствия между направлениями подготовки студентов вузов и структурой экономики и потребностями в специалистах на рынке труда, оценка сбалансированности региональных систем высшего образования. Методы: методы сравнительного, статистического, графического и картографического анализа данных Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), Росстата, мониторинга организаций высшего образования и мониторинга трудоустройства выпускников Минобрнауки России за 2016-2019 годы. Результаты: структура выпуска специалистов в региональных системах высшего образования вследствие воздействия многих факторов зачастую обусловлена не структурой экономики, а спросом населения в сфере образования, предпочтениями и представлениями абитуриентов. Это приводит к дисбалансам на региональных рынках труда и неэффективности расходования государственных и частных средств на высшее образование. Выводы: разработка согласованных управленческих решений в сфере подготовки высококвалифицированных кадров для ее конгруэнтного сбалансированного развития и достижения баланса экономических интересов всех акторов должна быть ориентирована на создание эффективных форсайт-инструментов прогнозирования перспективных направлений развития системы высшего образования и учет потребностей и конкурентных преимуществ региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фирсова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL IMBALANCES OF REGIONAL HIGHER EDUCATION SYSTEMS AND THE LABOR MARKET

Introduction: the article analyzes the higher education efficiency and discusses problems and imbalances in its development. Objectives: to determine the relevance of the areas of training offered by the higher education institutions to the economy structure and the needs for specialists in the labor market, to assess the balance of regional higher education systems. Methods: methods of comparative, statistical, graphical and cartographic analysis of the data available from Unified Interdepartmental Information and Statistical System (EMISS), Federal State Statistic Service, Monitoring of higher education organizations and Monitoring of graduates employment of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation for the period of 2016-2018. Results: the structure of specialists graduation in regional higher education systems, due to the influence of many factors, is often determined not by the needs of regional economies, but by the demand of the population in the field of education as well as the preferences and ideas of the applicants. This leads to an imbalance on the labour markets and inefficiency in spending public and private funds on higher education. Conclusions: the development of coordinated management decisions in the personnel training system aimed at its congruent balanced development and achieving a balance of economic interests of all actors should be focused on creating effective foresight tools for forecasting the promising directions for the education system development and taking into account the needs and competitive advantages of the region.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНЫЕ ДИСБАЛАНСЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА»

УДК 378

DOI: 10.17072/2218-9173-2020-4-639-655

структурные дисбалансы региональные систем высшего образования и рынка труда

А. А. ФИРСОВА

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия

Для цитирования:

Фирсова А. А. Структурные дисбалансы региональных систем высшего образования и рынка труда // Ars Administrandi (Искусство управления). 2020. Т. 12, № 4. С. 639-655. DOI: 10.17072/2218-9173-2020-4-639-655.

Введение: в статье анализируются вопросы эффективности высшего образования и обсуждаются современные проблемы и дисбалансы его развития.

Цель: определение соответствия между направлениями подготовки студентов вузов и структурой экономики и потребностями в специалистах на рынке труда, оценка сбалансированности региональных систем высшего образования.

Методы: методы сравнительного, статистического, графического и картографического анализа данных Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), Росстата, мониторинга организаций высшего образования и мониторинга трудоустройства выпускников Минобрнауки России за 2016-2019 годы.

Результаты: структура выпуска специалистов в региональных системах высшего образования вследствие воздействия многих факторов зачастую обусловлена не структурой экономики, а спросом населения в сфере образования, предпочтениями и представлениями абитуриентов. Это приводит к дисбалансам на региональных рынках труда и неэффективности расходования государственных и частных средств на высшее образование.

Выводы: разработка согласованных управленческих решений в сфере подготовки высококвалифицированных кадров для ее конгруэнтного сбалансированного развития и достижения баланса экономических интересов всех акторов должна быть ориентирована на создание эффективных форсайт-инструментов прогнозирования перспективных направлений развития системы высшего образования и учет потребностей и конкурентных преимуществ региона.

Ключевые слова: управление высшим образованием; региональные системы высшего образования; рынок труда; трудоустройство выпускников

ВВЕДЕНИЕ

Эффективность высшего образования и востребованность компетенций выпускников образовательных организаций на рынке труда - актуальная и широко обсуждаемая проблема во всех странах. Качество производимого системой высшего образования интеллектуального капитала является одной из основных детерминант развития новых эффективных отраслей экономики, которые формируются выпускниками вузов, а следовательно, конкурентоспособности и долгосрочного экономического роста территорий (Попов и Глухов, 2020, с. 76). Структурные макросдвиги, наблюдаемые в мировой экономике, воздействуя на архитектуру высшего образования, меняют его конфигурацию

© Фирсова А. А., 2020

639

и траекторию развития, приводят к системной трансформации его образовательной и институциональной матриц (Лукьянчикова и Ямщикова, 2016, с. 44).

Актуальность и необходимость исследования проблем эффективности и сбалансированности системы высшего образования, исходя из возможностей обеспечения потребностей региональной экономики в высококвалифицированных кадрах, обусловлена повышением значимости этого уровня образования в социально-экономическом развитии территорий (Stanisic et al., 2019).

В современных трендах постиндустриализации и роста знаниеемкой экономики в дополнение к основным функциям университета - образовательной и научной - добавилась функция служения сообществу (service to the community), в связи с чем модели его взаимодействия с регионом значительно меняются (Ашутова и Желнина, 2019; Коган и др., 2019; Мингалева, 2019; Певная и Шуклина, 2018; Gabdulchakov, 2016; Thiel, 2017). Классические работы зарубежных авторов (Clark, 1983; Etzkowitz and Leydesdorff, 1995; Arbo and Benneworth, 2007; Goddard and Chatterton, 2000; Benneworth and Sanderson, 2009; Альтбах, 2018) рассматривают региональный университет как один из основных драйверов развития экономики. В отечественной литературе представлены многочисленные исследования, изучающие синергетические эффекты и тестирующие гипотезы о взаимном влиянии различных показателей системы высшего образования на экономический потенциал территории (Челнокова и Сумарокова, 2014; Романов, 2019; Rodionov and Velichenkova, 2020). Однако высокая дискуссионность темы поиска индикаторов для оценки эффективности системы высшего образования оставляет множество неисследованных областей и обусловливает постоянный интерес к вопросам сбалансированности этой системы и рынка труда в региональном контексте.

Порядка половины работодателей в мире не удовлетворены качеством выпускников вузов. По данным исследований из 140 стран только 51 % руководителей компаний отмечают, что испытывают «по крайней мере умеренное удовлетворение» результатами работы университетов по обеспечению потребностей конкурентной экономики1.

По оценкам экспертов Института Гайдара и РАНХиГС, в 2018 году по специальности или функционально приближающимся к ней профессиям работали 56,8 % россиян2. Несколько иную статистику предоставляет Росстат. По данным ведомства, работа трудоустроенных выпускников 2016-2018 годов соответствует специальности, полученной в образовательной организации высшего образования, в 69 % случаев3.

1 The global competitiveness report 2019 / Ed. by K. Schwab [Электронный ресурс] // World economic forum. 2019. 8 окт. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_TheGlobalCompetitiveness Report2019.pdf (дата обращения: 19.09.2020).

2 Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития / Под ред. В. С. Гуревича, С. М. Дробышевского, А. В. Колесникова и др. М.: Ин-т экон. политики им. Е. Т. Гайдара, РАНХиГС, 2019. № 13. С. 15 [Электронный ресурс]. URL: http://www.iep.ru/files/text/crisis_monitoring/2019_13-96_August.pdf (дата обращения: 25.09.2020).

3 Три факта о трудоустройстве выпускников 2016 - 2018 годов [Электронный ресурс] // Росстат. 2020. 5 июня. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/70843/document/88401 (дата обращения: 23.09.2020).

Говоря о качестве своего образования, 11 % респондентов оценивают его как «высокое», а 34 % - «выше среднего». Таким образом, более 40 % населения вполне конкурентны на рынке труда. Однако более 50 % имеют образование среднего и низкого качества, что «вынуждает их обладателей выбирать на рынке труда такие специальности, которые не требуют особых компетенций»4.

Многие исследователи также обращают внимание на отсутствие сформированных региональных систем высшего образования в России и характеризуют их как «пеструю мозаику из различных образовательных организаций, далеко не представляющих собой целостной системы, адекватной по составу и содержанию компетенций сложившемуся и перспективному региональному рынку труда» (Зайцева и Глушакова, 2018, с. 21). Полностью соглашаясь с данным тезисом, отметим, что принципы бюджетного федерализма, подходы к государственному управлению и финансированию организаций высшего образования, а также отражение данных об их деятельности в статистическом учете дают возможность их анализа в региональном разрезе.

Цель настоящей статьи - определение соответствия между направлениями подготовки студентов вузов и структурой экономики и потребностями в специалистах на рынке труда, оценка сбалансированности региональных систем высшего образования как совокупности образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории субъектов Российской Федерации.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методология исследования основывается на анализе статистических и нормативных показателей функционирования организаций высшего образования Российской Федерации за 2016-2019 годы. С целью определения конгруэнтности подготовки специалистов под потребности региональных рынков труда проведен анализ и сопоставление плановых контрольных цифр приема по укрупненным группам направлений подготовки высшего образования и фактического распределения контингента студентов.

Информационная база исследования включает материалы Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), Росстата, результаты мониторинга организаций высшего образования и мониторинга трудоустройства выпускников, размещенные на сайте Главного информационно-вычислительного центра Минобрнауки России, нормативную базу по формированию потребностей, объема и контрольных цифр приема в вузы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Эффективность системы высшего образования недостаточно рассматривать только через призму ее внутренней деятельности (Lehmann et al., 2017; Rodionov and Velichenkova, 2020). В силу воздействия экзогенных факторов на работу вуза и его ответного активного влияния на региональную эконо-

4 Мониторинг экономической ситуации в России... С. 15.

мику (в понимании современной концепции Университета 3.0) эффективность системы высшего образования может быть определена вкладом университета в экономическое развитие территории. При таком подходе в качестве релевантных индикаторов могут выступать обеспеченность экономики региона квалифицированными кадрами, конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда и показатели их трудоустройства.

Трудоустройство выпускников по специальности как результат деятельности вузов и их взаимодействия с рынком труда основывается на «трех китах»: 1) правильном выборе абитуриентом будущей профессии как «дела в жизни»; 2) прилежании и мотивации студента к учебе; 3) качестве преподавания и квалификации профессорско-преподавательского состава, качестве образовательных программ, образовательных ресурсов и научного оборудования. Однако представляется, что не менее важны ситуация на рынке труда, а также общеинституциональные условия, определяющие тренды экономического развития и востребованность тех или иных специалистов:

- наличие в регионе крупных и значимых работодателей - промышленных или сельскохозяйственных предприятий, финансово-кредитных и государственных учреждений, предъявляющих высокий спрос на образовательные программы и выпускников;

- наличие в регионе межвузовской конкуренции по качеству, целям, сегментам, вариациям стратегий и направлений развития организаций высшего образования;

- степень сбалансированности системы высшего образования и разрешение основных противоречий между потребностями регионального рынка труда в определенных специалистах и выпускниками вузов.

Одним из значимых параметров сбалансированности региональных систем высшего образования является определение соответствия направлений подготовки студентов вузов структуре региональной экономики. В российских регионах такой сбалансированности не наблюдается (Фирсова, 2018). Распределение контингента обучающихся характеризуется структурными и отраслевыми дисбалансами. Например, в регионах с благоприятными условиями для ведения сельского хозяйства сельскохозяйственные направления подготовки выбирают от 2,9 % абитуриентов в Астраханской области5 до 4,8 % в Краснодарском крае6 при доле сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства в валовом региональном продукте (ВРП) в 2017 году 6,5 % и 10,4 % соответственно7. Таким образом, в России, как и в других странах догоняющего развития (Латова и Латов, 2014, с. 134), диагностируется «пере-

5 Архангельская область. Характеристика системы высшего образования - 2019 [Электронный ресурс] // Информ. -аналит. материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образоват. орг. высшего образования. URL: http://indicators.miccedu.ru/ monitoring/2019/_vpo/material.php?type=2&id=10101 (дата обращения 30.09.2020).

6 Краснодарский край. Характеристика системы высшего образования - 2019 [Электронный ресурс] // Информ.-аналит. материалы... URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/2019/_vpo/ material.php?type=2&id=10701 (дата обращения 30.09.2020).

7 Отраслевая структура валовой добавленной стоимости [Электронный ресурс] // Регионы России. Социал.-эконом. показатели - 2019 г. URL: https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b19_14p/Main. htm (дата обращения 30.09.2020).

Щ Распределение контрольных цифр приема студентов в 2020 (план выпуска), % Распределение контрольных цифр приема студентов в 2018 (план выпуска), % Щ Распределение контрольных цифр приема студентов в 2016 (план выпуска), %

Рис. 1. Контрольные цифры приема по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки в 2016-2020 годах, % / Fig. 1. Target admission by enlarged groups of specialties and areas of training, 2016-2020, %

Источник: рисунки 1 и 3 составлены автором на основе приказов Минобр-науки России8.

выпуск» специалистов-гуманитариев и «недовыпуск» кадров по техническим и естественнонаучным направлениям, наблюдается «дисфункциональность взаимодействия» рынка труда и рынка образовательных услуг (Галич, 2005).

8 Об утверждении общих объемов контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2016/17 учебный год [Электронный ресурс]: Приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации от 26.03.2015 № 284. URL: https://base.garant.ru/70936280/ (дата обращения: 10.09.2020); Об утверждении общих объемов контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2018/19 учебный год [Электронный ресурс]: Приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации от 31.01.2017 № 92. URL: https://base.garant. ru/71602380/ (дата обращения: 10.09.2020); Об утверждении общих объемов контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2020/21 учебный год [Электронный ресурс]: Приказ М-ва науки и высшего образования Рос. Федерации от 14.03.2019 № 137. URL: https://base.garant.ru/72196754/ (дата обращения: 10.09.2020).

Искусство и культура Гуманитарные науки Сельскохозяйственные науки Здравоохранение и медицинские науки Математические и естественные науки

Образование и педагогические науки

Инженерное дело, технологии и технические науки

Науки об обществе

Щ Распределение контингента студентов в 2018 (фактический выпуск), %

Распределение контингента студентов в 2017 (фактический выпуск), %

Щ Распределениеконтингента студентов в 2016 (фактический выпуск), %

Рис. 2. Распределение контингента студентов по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки в 2016-2018 годах, % / Fig. 2. Distribution of students by enlarged groups of specialties and areas of training, 2016-2018, %

Источник: составлено автором по данным мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования за 20172019 годы9.

Важным регулятором развития системы высшего образования являются контрольные цифры приема в вузы (далее - КЦП). В последние пять лет используется такой вариант установления КЦП, как открытый публичный конкурс по распределению мест для обучения студентов за счет ассигнований федерального бюджета. На основе данного механизма, призванного обеспечить конкуренцию среди вузов и отбор лучших из них, в 2015-2019 годах распределялось около 40 % бюджетных мест на программы высшего образо-

9 Мониторинг 2017. Образовательные организации высшего образования [Электронный ресурс] // Информ.-аналит. материалы. URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/2017/index. php?m=vpo (дата обращения 30.09.2020); Мониторинг 2018. Характеристика системы высшего образования в РФ [Электронный ресурс] // Информ.-аналит. материалы. URL: http://indicators. miccedu.ru/monitoring/2018/index.php?m=vpo (дата обращения 30.09.2020); Мониторинг 2019. Характеристика системы высшего образования в РФ [Электронный ресурс] // Информ.-аналит. материалы. URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/2019/index.php?m=vpo (дата обращения 30.09.2020).

вания (Нуриева и Киселев, 2019, с. 49). Минобрнауки России корректирует и ежегодно устанавливает КЦП в зависимости от складывающихся тенденций на рынке труда и спроса на рабочую силу. Соотношение плановых КЦП по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки в 20162020 годах (как план выпуска) и распределение контингента студентов вузов в 2016-2018 годах (как характеристика фактического их выпуска) представлены на рисунках 1 и 2.

Анализ данных показывает, что органы управления высшим образованием проводят политику по перераспределению КЦП между некоторыми укрупненными группами специальностей и направлений подготовки (увеличение КЦП по математическим и естественным наукам, здравоохранению и медицинским наукам с одновременным уменьшением КЦП по инженерному делу, технологиям и техническим наукам, наукам об обществе). В результате это привело к позитивной динамике и балансированию спроса и предложения по ряду укрупненных групп.

Чтобы обеспечить дальнейшие сбалансированные пропорции системы высшего образования и рынка труда, необходимо, например, снизить подготовку высококвалифицированных кадров в области наук об обществе с 34,7 % в 2016 году до 12,1 % в 2020 году, в области инженерного дела, технологий и технических наук, наоборот, увеличить с 27,1 % до 35,7 %, так же как и в области сельскохозяйственных наук - с 5 % до 7,8 %. Кроме того, должна вырасти численность выпускников по математическим и естественным наукам более чем в 3 раза - с 5,7 % до 17,9 % (рис. 3).

Науки об обществе

Искусство и культура

Гуманитарные науки

Сел ьскохозя йствен н ые науки

Инженерное дело,

технологии и ехнические науки

Образование и педагогические науки

Математические и естественные науки

Здравоохранение и медицинские науки — Распределениеконтингента студентов в 2016 (фактический выпуск), % Распределение контингента студентов в 2018 (фактический выпуск), %

• • • • • Распределение контрольных цифр приема студентов в 2016 (план выпуска), %

• • • • Распределение контрольных цифр приема студентов в 2020 (план выпуска), %

Рис. 3. Направления реструктуризации распределения контингента студентов вузов и контрольных цифр приема по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки в 2016-2020 годах, % / Fig. 3. Distribution of the contingent of higher education students and admission targets by enlarged groups of specialties and areas

of training, 2016-2020, %

ОБСУЖДЕНИЕ

Несмотря на политику Минобрнауки России по реструктуризации распределения КЦП и тот факт, что «вероятность работать в соответствии с полученным образованием выше для специальностей в сфере медицинских, компьютерных и юридических наук» (Колосова и др., 2020, с. 113), спрос на гуманитарно-социальные направления подготовки и специальности со стороны абитуриентов остается стабильным на протяжении последних двадцати лет. В ситуацию на рынке труда активно вмешивается фактор доступности этого образования и возможности его получения на коммерческой основе. КЦП по такой укрупненной группе специальностей и направлений подготовки, как науки об обществе, ограничиваются на уровне 12,1 %, а спрос составляет более 30 %. Кроме того, следует отметить, что причинами низкой популярности инженерного дела, технических, математических и естественных наук являются, безусловно, качество школьной подготовки абитуриентов и сложность обучения в вузе. И здесь в ближайшие годы необходимо проводить целенаправленную политику по повышению мотивации выпускников школ с высокими баллами поступать на бюджетные места по этим специальностям и направлениям подготовки, создавать модели распределения бюджетных мест на основе анализа предпочтений абитуриентов и тенденций их изменения и разрабатывать механизмы гибкого реагирования на вызовы рынка труда.

Остра проблема так называемой «квалификационной ямы» - несоответствия навыков,избыточности или недостаточности компетенций уработника для выполнения им трудовых обязанностей, вследствие чего предложение на рынке труда не отвечает спросу на уровне организации, отрасли или региона. В странах ОЭСР она касается до 40 % занятых, приводит к потерям производительности труда и невозможности реализации трудового потенциала миллионов людей10. На сегодняшний день число работников в России, попадающих в «квалификационную яму», по оценкам Boston Consulting Group (BCG), составляет около 34 млн человек11, а к 2025 году налог на производительность, то есть недополученный из-за «квалификационной ямы» валовый продукт, оценивают на уровне 1,8 % ВВП страны12. Поэтому необходимы меры для сокращения разрыва в квалификациях и выравнивания спроса и предложения на рынке труда, в связи с чем возрастает роль прогнозирования потребностей рынка труда и усиления «регионо-ориентированной» подготовки кадров организациями высшего образования.

Эксперты BCG дают прогнозы, что более половины трудовых ресурсов мира могут потерять работу или перейти на неполную занятость из-за пандемии, вызванной коронавирусом COVID-1913. Последствия пандемии на российском рынке труда также диктуют необходимость его активной балансировки для недопущения массовой безработицы, для чего нужен пересмотр стратегий переобучения кадров и формирования профессиональных навыков.

10 BCG: каждый шестой в мире может потерять работу из-за COVID-19 [Электронный ресурс] // РИА Новости. 2020. 29 мая. URL: https://ria.ru/20200529/1572147926.html (дата обращения: 11.09.2020).

11 В «квалификационную яму» попали почти 34 миллиона россиян [Электронный ресурс] // РИА Новости. 2019. 27 авг. URL: https://ria.ru/20190827/1557933677.html (дата обращения: 11.09.2020).

12 BCG: каждый шестой в мире.

13 Там же.

В условиях развития постиндустриализации и технологического развития также активно обсуждается появление совершенно новых видов деятельности и профессий, десятков и сотен новых компетенций, которые пока не формируются вузами и не планируются органами управления российским образованием (Огурцова и др., 2019; Авдеева и др., 2019). Так, согласно прогнозу Атласа новых профессий14, экономикой будут востребованы такие IT-специалисты, как куратор информационной безопасности, кибер-исследователь, консультант по безопасности личного профиля, IT-аудитор, разработчик моделей Big Data, цифровой лингвист, IT-проповедник, архитектор информационных систем, кибертехник умных сред. Однако их подготовка в системе высшего образования в России в настоящее время не ведется.

Значительные трансформации на рынке труда вследствие процессов автоматизации и цифровизации обусловливают потребности в прогнозирования перспективных направлений подготовки кадров. Необходимо определить стратегию решения проблемы «социального бутерброда» - ситуации недостатка высококвалифицированных и неквалифицированных работников, деятельность которых дорого автоматизировать и роботизировать.

Способна ли национальная система высшего образования ответить на эти вызовы, определить и обеспечить векторы своего соответствия потребностям рынка труда и экономики развития? Хотелось бы надеяться, что преодолеть данные кадровые разрывы и дисбалансы возможно.

Дисбалансы в системе образования и на рынке труда и вопросы эффективности системы высшего образования должны обсуждаться и регулироваться всеми акторами этой системы - вузами, студентами и их родителями, работодателями и государством в лице органов управления образованием.

В настоящее время ведутся научные исследования и межведомственные работы по минимизации дисбаланса спроса и предложения на рынке труда, разработаны экспериментальные методики прогнозирования потребности в кадрах у службы занятости, а также региональные стандарты и «дорожные карты» развития профессиональных квалификаций, механизмы прогнозирования региональных потребностей в кадрах и навигации (профориентации) по востребованным профессиям, Минобрнауки России участвует в монито-рингах трудоустройства выпускников.

Бизнесу, как работодателю, следует активнее включаться в вопросы планирования потребности в высококвалифицированных кадрах. По результатам опроса аналитического центра «Эксперт ЮГ» совместно с центром прогнозирования рынка труда Донского государственного технического университета в рамках совместного проекта «Кадры для умной экономики» около половины работодателей считают, что «вопрос эффективности системы подготовки квалифицированных кадров должен решаться в плоскости отношений между работодателем и вузами». Опрошенные компании указали на следующие ключевые проблемы: различное понимание вузами и работодателями компетенций специалиста, отсутствие нацеленности образовательных организаций

14 Каталог профессий. IT-сектор [Электронный ресурс] // Атлас новых профессий. URL: https://atlasl00.ru/catalog/it-sektor/ (дата обращения: 14.09.2020).

на трудоустройство выпускника по специальности, отсутствие у них понятной системы взаимодействия с работодателями15.

Анализ основных форм взаимодействия системы высшего образования с экономикой региона показывает, что значительное распространение получили реализация практико-ориентированной модели обучения студентов, использование возможностей учебных заведений при подготовке кадров под потребности предприятий, прохождение производственных практик, корпоративная совместная образовательная программа с привлечением преподавателей вузов, корпоративные кафедры и университеты, различные программы профориентации и поощрения талантливой молодежи, экспертно-аналитические механизмы отбора студентов в соответствии с требованиями работодателей.

Новые формы взаимодействия участников образовательного процесса включают мероприятия по формированию единого образовательного пространства, организационные формы интеграции науки и образования, создание партнерских сетей и интегрированных структур (базовых кафедр, тематических лабораторий и т. д.), организацию эндаумент-фондов. Однако потенциал традиционных форм в виде производственной практики студентов на предприятиях полностью не исчерпан. Более половины работодателей считают его действенным механизмом получения обучающимися практических навыков при условии ее эффективной организации16.

В условиях кардинальных трансформаций на рынке труда, вызванных современными процессами смены технологических укладов и вызовами пандемии, необходимо дальнейшее развитие форм взаимодействия рынка труда и системы высшего образования и создание эффективных форсайт-инструментов прогнозирования перспективных направлений развития последней. Управленческие решения по совершенствованию системы подготовки высококвалифицированных кадров должны учитывать региональный контекст и согласованность экономических интересов и действий всех акторов с учетом потребностей и конкурентных преимуществ региона (Firsova et al., 2020).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в настоящем исследовании были проведены оценка сбалансированности региональных систем высшего образования и анализ соответствия специальностей и направлений подготовки студентов вузов и потребностей в высококвалифицированных кадрах на рынке труда через сопоставление КЦП и фактического распределения контингента студентов. Структура выпуска в региональных системах высшего образования вследствие воздействия многих факторов зачастую обусловлена не потребностями региональных экономик, а спросом населения в сфере образования, представлениями абитуриентов и их родителей о социальном лифте, перспективных профессиях и трендах развития будущего. В итоге это несоответствие приво-

15 Козлов В. Дефицит специалистов не по плечу даже крупному бизнесу // Эксперт. 2018. 1 нояб. URL: http://expert.ru/south/2018/10/defitsit-spetsialistov-ne-po-plechu-dazhe-krupnomu-biznesu (дата обращения: 25.09.2020).

16 Там же.

дит к нехватке или избытку квалифицированных кадров по ряду профессий и специальностей, неэффективности расходования государственных и частных средств на высшее образование и дисбалансам на региональных рынках труда, которые не покрываются межрегиональной миграцией рабочей силы. Текущее состояние многих региональных систем высшего образования характеризуется неконгруэнтностью специальностей и направлений подготовки студентов структуре и потребностям экономики.

Подходы к определению стратегии развития региональных систем высшего образования должны быть ориентированы на согласованные управленческие решения в сфере подготовки высококвалифицированных кадров для достижения баланса экономических интересов всех акторов, учета потребностей и конкурентных преимуществ региона и сокращения разрыва в квалификациях и балансировки спроса и предложения на рынке труда, а также на создание эффективных форсайт-инструментов прогнозирования перспективных направлений развития этого уровня образования. Кроме того, вузам необходимо выстроить релевантное взаимодействие с работодателями, предложить новые решения и постоянно адаптировать рабочие программы под нужды региона. Возможности для этого предусмотрены современными федеральными государственными образовательными стандартами.

Будущие исследования необходимы в части дальнейшего развития механизмов оценки потребностей экономики в кадрах и создания эффективной системы прогнозирования развития системы высшего образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БЛАГОДАРНОСТИ

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), проект № 18-010-01115 «Разработка методологии и инструментария оценки эффективности функционирования региональной системы высшего образования и моделирование ее сбалансированного развития».

Библиографический список

Авдеева И. Л., Андиева Е. Ю, Афанасьев В. Б. и др. Цифровая экономика: проблемы и последствия современных технологий. Орел: Изд-во Среднерус. ин-та управления - филиала РАНХиГС, 2019. 222 с.

Альтбах Ф. Дж. Глобальные перспективы высшего образования / Пер. с англ. под науч. ред. А. Рябова. М.: Изд. дом Высшей шк. экономики, 2018. 552 с. Б01: 10.17323/978-5-7598-1712-3.

Ашутова Т. В., Желнина З. Ю. Стратегический проект «креативный город - территория развития» как модель взаимодействия опорного университета и региона // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 3. С. 116-126. Б01: 10.31992/0869-3617-2019-28-3-116-126.

Галич А. Э. Дисфункциональность взаимодействия рынка труда и системы высшего образования в условиях трансформации России: дисс. ... канд. соц. наук. Ставрополь: Северо-Кавказ. гос. техн. ун-т, 2005. 178 с.

Зайцева О. П., Глушакова О. В. Оценка реализации политики управления региональной системой высшего образования: институциональный и финансовый аспекты // Сибирская финансовая школа. 2018. № 6. С. 20-29.

Коган Е. Я., Посталюк Н. Ю., Кутейницына Т. Г. Модели взаимодействия вузов с экономикой и социальной сферой региона // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 7. С. 9-18. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-7-9-18.

Колосова А. И., Рудаков В. Н., Рощин С. Ю. Влияние работы по профилю полученной специальности на заработную плату и удовлетворенность работой выпускников вузов // Вопросы экономики. 2020. № 11. С. 113-132. DOI: 10.32609/0042-8736-2020-11-113-132.

Латова Н. В., Латов Ю. В. Структурно-профессиональные диспропорции в современной России // Terra Economicus. 2014. Т. 12, №3. С. 131-151.

Лукьянчикова Т., Ямщикова Т. Подходы к реформированию и результаты модернизации высшего образования // Экономист. 2016. № 7. С. 38-46.

Мингалева Ж. А. Соответствие региональной сферы образования задачам формирования профессиональных компетенций и целям устойчивого развития общества (на материалах Пермского края) [Электронный ресурс] // Региональная экономика и управление: электрон. науч. журн. 2019. № 4. URL: https://eee-region.ru/article/6018/ (дата обращения: 07.09.2020).

Нуриева Л. М., Киселев С. Г. Распределение контрольных цифр приема в вузы: проблемы конкурсного отбора // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 6. C. 46-71. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-6-46-71.

Огурцова Е. В., Тугушева Р. Р., Фирсова А. А. Инновационные спилловер-эффекты информационно-коммуникационных технологий в высшем образовании // Перспективы науки и образования. 2019. № 6. P. 409-421. DOI: 10.32744/pse.2019.6.34.

Певная М. В., Шуклина Е. А. Институциональные ловушки нелинейного развития высшего образования в России // Интеграция образования. 2018. Т. 22, № 1. С. 77-90. DOI: 10.15507/1991-9468.090.022.201801.077-090.

Попов А. А., Глухов П. П. Роль университетов в конкурентоспособности городов и городских агломераций // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 11. С. 75-87. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-11-75-87.

Романов Е. В. Оценка эффективности деятельности вузов: противоречия и парадоксы. Ч. I // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 9. С. 9-48. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-9-9-48.

Фирсова А. А. Анализ сбалансированности развития региональных систем высшего образования // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2018. № 4. С. 109-118.

Челнокова О. Ю., Сумарокова Е. С. Влияние университетских малых инновационных предприятий на региональное развитие // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2014. Т. 14, № 2-2. С. 368-373.

Arbo P., Benneworth P. Understanding the regional contribution of higher education institutions: A literature review // OECD Education Working Papers. 2007. № 9. 78 p. DOI: 10.1787/161208155312.

Benneworth P., Sanderson A. The regional engagement of universities: Building capacity in a sparse innovation environment // Higher Education Management and Policy. 2009. Vol. 21, № 1. P. 1-18. DOI: 10.1787/hemp-v21-art8-en.

Clark B. The higher education system: Academic organization in cross-national perspective. Berkeley: University of California Press, 1983. 318 p. DOI: 10.1002/ pam.4050030317.

Etzkowitz H., Leydesdorff L. The triple helix - university - industry - government relations: A laboratory for knowledge-based economic development // EASST Review. 1995. Vol. 14, № 1. P. 14-19.

Firsova A. A., Makarova E. L., Tugusheva R. R. Institutional management elaboration through cognitive modeling of the balanced sustainable development of regional innovation systems // Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. 2020. Vol. 6, № 2, art. № 32. 25 p. DOI: 10.3390/joitmc6020032.

Gabdulchakov V. F. The target model of strategic interaction of Kazan Federal University and the region in the field of education // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, № 6. С. 1065-1072. DOI: 10.12973/ ijese.2016.376a.

Goddard J., Chatterton P. The response of higher education institutions to regional needs // European Journal of Education. 2000. Vol. 35, № 4. P. 475-496. DOI: 10.1111/1467-3435.00041.

Lehmann E. E., Meoli M., Paleari S. et al. Approaching effects of the economic crisis on university efficiency: A comparative study of Germany and Italy // Eurasian Business Review. 2017. Vol. 8, № 1. P. 37-54. DOI: 10.1007/s40821-017-0091-7.

Rodionov D., Velichenkova D. Relation between Russian universities and regional innovation development // Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. 2020. Vol. 6, № 4, art. № 118. 26 p. DOI: 10.3390/joitmc6040118.

Stanisic T, Lekovic M, Stosic L. Relationship between the quality of higher education and Balkan countries' competitiveness // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2019. Vol. 7, № 3. P. 49-59. DOI: 10.5937/IJCRSEE1903049S.

Thiel J. Creative cities and the reflexivity of the urban creative economy // European Urban and Regional Studies. 2017. Vol. 24, № 1. P. 21-34. DOI: 10.1177/0969776415595105.

Информация об авторе

Фирсова Анна Александровна - д-р экон. наук, доцент, профессор кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского», 410012, Россия, г. Саратов, ул. Астраханская, 83

ORCID: 0000-0002-8906-6326

Researcher ID: B-5512-2013

Электронный адрес: a.firsova@rambler.ru

Статья получена 18 октября 2020 года

UDC338

DOI: 10.17072/2218-9173-2020-4-639-655

structural imbalances of regional higher education systems and the labor market

Anna A. Firsova

Saratov State University, 83 Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia ORCID: 0000-0002-8906-6326 Researcher ID: B-5512-2013 E-mail: a.firsova@rambler.ru

For citation:

Firsova, A. A. (2020), "Structural imbalances of regional higher education systems and the labor market", Ars Administrandi, vol. 12, no. 4, pp. 639-655, doi: 10.17072/2218-9173-2020-4-639-655.

Introduction: the article analyzes the higher education efficiency and discusses problems and imbalances in its development.

Objectives: to determine the relevance of the areas of training offered by the higher education institutions to the economy structure and the needs for specialists in the labor market, to assess the balance of regional higher education systems.

Methods: methods of comparative, statistical, graphical and cartographic analysis of the data available from Unified Interdepartmental Information and Statistical System (EMISS), Federal State Statistic Service, Monitoring of higher education organizations and Monitoring of graduates employment of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation for the period of 2016-2018.

Results: the structure of specialists graduation in regional higher education systems, due to the influence of many factors, is often determined not by the needs of regional economies, but by the demand of the population in the field of education as well as the preferences and ideas of the applicants. This leads to an imbalance on the labour markets and inefficiency in spending public and private funds on higher education.

Conclusions: the development of coordinated management decisions in the personnel training system aimed at its congruent balanced development and achieving a balance of economic interests of all actors should be focused on creating effective foresight tools for forecasting the promising directions for the education system development and taking into account the needs and competitive advantages of the region.

Keywords: management of higher education; regional higher education systems; labor market; regional economy; employment of graduate

acknowledgements

The research was supported within the grant provided by the Russian Foundation for Basic Research (RFBR), project no. 18-010-01115 "Development of methodology and tools for assessing the effectiveness of regional higher education system and modelling its balanced development".

Reference

Avdeeva, I. L., Andieva, E. Yu., Afanasyev, V. B. et al. (2019), Tsifrovaya ekono-mika: problemy i posledstviya sovremennykh tekhnologii [Digital economy: problems and consequences of modern technologies], Publishing House of Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA, Orel, Russia.

Altbach, Ph. G. (2018), Global'nye perspektivy vysshego obrazovaniya [Global perspectives on higher education], Translated by Ryabov, A. (ed.), HSE Press, Moscow, Russia.

Ashutova, T. V. and Zhelnina, Z. (2019), "Strategic project "creative city -territory of development" as a model of interaction between flagship university and region", Higher Education in Russia, vol. 28, no. 3, pp. 116-126, doi: 10.31992/08693617-2019-28-3-116-126.

Galich, A. E. (2005), "Dysfunctional interaction between the labor market and higher education system under transformation of Russia", Ph.D. Thesis, 22.00.04

- Social structure, social institutions and processes, North Caucasus State Technical University, Stavropol, Russia.

Zaitseva, O. P. and Glushakova, O. V. (2018), "Assessment of implementation of policy of management of the regional higher education system: Institutional and financial aspects", Siberian financial school, no. 6, pp. 20-29.

Kogan, E. Ya., Postalyuk, N. Yu. and Kuteinitsyna, T. G. (2019), "Models of university interaction with the economy and social sphere of the region", Higher Education in Russia, vol. 28, no. 7, pp. 9-18, doi: 10.31992/0869-3617-2019-28-7-9-18.

Kolosova, A. I., Rudakov, V. N. and Roshchin, S. Yu. (2020), "The impact of job

- education match on graduate salaries and job satisfaction", Voprosy Ekonomiki, no. 11, pp. 113-132, doi: 10.32609/0042-8736-2020-11-113-132.

Latova, N. V. and Latov, Yu.V. (2014), "Structural and professional disproportions in modern Russia", Terra Economicus, vol. 12, no. 3, pp. 131-151.

Lukyanchikova, T. and Yamshchikova, T. (2016), "Approaches to reform and results of modernization of higher education", Ekonomist, no. 7, pp. 38-46.

Mingaleva, Zh. A. (2019), "Relevance of the regional sphere of education to the tasks of forming professional competencies and the goals of sustainable development (based on materials from the perm territory)", Regional Economics and Management: electronic scientific journal, no. 4 [Online], available at: https://eee-region. ru/article/6018/ (Accessed September 7, 2020).

Nurieva, L. M. and Kiselev, S. G. (2019), "Distribution of university admission quotas: Problems of competitive selection process", The Education and science journal, vol. 21, no. 6, pp. 46-71, doi: 10.17853/1994-5639-2019-6-46-71.

Ogurtsova, E. V., Tugusheva, R. R. and Firsova, A. A. (2019), "Innovation spillover effects of information and communications technology in higher education", Perspectives of Science and Education, no. 6, pp. 409-421, doi: 10.32744/pse.2019.6.34.

Pevnaya, M. V. and Shuklina, E.A. (2018), "Institutional traps of Russia's higher education nonlinear development", Integration of Education, vol. 22, no. 1, pp. 77-90, doi: 10.15507/1991-9468.090.022.201801.077-090.

Popov, A. A. and Glukhov, P. P. (2020), "The role of universities in the competitiveness of cities and urban agglomerations", Higher Education in Russia, vol. 29, no. 11, pp. 75-87, doi: 10.31992/0869-3617-2020-29-11-75-87.

Romanov, E. V. (2019), "Efficiency assessment of higher education institutions: Contradictions and paradoxes. Part I", Education and Science Journal, vol. 21, no. 9, pp. 9-48, doi: 10.17853/1994-5639-2019-9-9-48.

Firsova, A. A. (2018), "Analysis of the balance of development of regional systems of higher education", Actual problems of economics and management, no. 4, pp. 109-118.

Chelnokova, O. Yu. and Sumarokova, E. S. (2014), "The influence of the university of small innovative enterprises on regional development", Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Economics. Management. Law, vol. 14, no. 2-2, pp. 368-373.

Arbo, P. and Benneworth, P. (2007), "Understanding the regional contribution of higher education institutions: A literature review", OECD Education Working Papers, no. 9, 78 p., doi: 10.1787/161208155312.

Benneworth, P. and Sanderson, A. (2009), "The regional engagement of universities: Building capacity in a sparse innovation environment", Higher Education Management and Policy, vol. 21, no. 1, pp. 1-18, doi: 10.1787/hemp-v21-art8-en.

Clark, B. (1983), The higher education system: Academic organization in cross-national perspective, University of California Press, Berkeley, CA, US, doi: 10.1002/ pam.4050030317.

Etzkowitz, H. and Leydesdorff, L. (1995), "The triple helix - university - industry - government relations: A laboratory for knowledge-based economic development", EASST Review, vol. 14, no. 1, pp. 14-19.

Firsova, A. A., Makarova, E. L. and Tugusheva, R. R. (2020), "Institutional management elaboration through cognitive modeling of the balanced sustainable development of regional innovation systems", Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity, vol. 6, no. 2, art. no. 32, 25 p., doi: 10.3390/joitmc6020032.

Gabdulchakov, V. F. (2016), "The target model of strategic interaction of Kazan Federal University and the region in the field of education", International Journal of Environmental and Science Education, vol. 11, no. 6, pp. 1065-1072, doi: 10.12973/ ijese.2016.376a.

Goddard, J. and Chatterton, P. (2002), "The response of universities to regional needs", European Journal of Education, vol. 35, no. 4, pp. 475-496, doi: 10.1111/14673435.00041.

Lehmann, E. E. Meoli, M., Paleari, S. et al. (2017), "Approaching effects of the economic crisis on university efficiency: A comparative study of Germany and Italy", Eurasian Business Review, vol. 8, no. 1, pp. 37-54, doi: 10.1007/s40821-017-0091-7.

Rodionov, D. and Velichenkova, D. (2020), "Relation between Russian universities and regional innovation development", Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity, vol. 6, no. 4, art. no. 118, 26 p., doi: 10.3390/ joitmc6040118.

Stanisic, T., Lekovic, M. and Stosic, L. (2019), "Relationship between the quality of higher education and Balkan countries' competitiveness", International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education, vol. 7, no. 3, pp. 49-59, doi: 10.5937/ijcrsee1903049s.

Thiel, J. (2017), "Creative cities and the reflexivity of the urban creative economy", European Urban and Regional Studies, vol. 24, no. 1, pp. 21-34, doi: 10.1177/0969776415595105.

Received October 18, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.