УДК 339.138:616.441 (571.620)
O.A. Сенькевич, И.В. Цыганова, З.В. Сиротина, Ю.Г. Ковальский, И.В. Шумилова
СОЦИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ЙОДНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ
Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск
Невзирая на очевидную необходимость и простоту способов коррекции йодной недостаточности, существуют трудности в реализации программы ликвидации йоддефицита. Нежелание следовать советам медиков, отсутствие грамотной информации затрудняют формирование правильного мнения населения по значимости медицинских и социальных последствий йоддефицитных состояний.
По определению ВОЗ (2001), йоддефицитными состояниями (заболеваниями) называются все патологические состояния, развивающиеся в популяции вследствие недостаточности йода, которые могут быть предотвращены при нормализации его потребления.
Хабаровский край относится к регионам с легким или умеренным природным дефицитом йода, усугубляющимся неблагоприятной экологической обстановкой [4].
Йоддефицитные состояния, как никакие другие, легче предупредить, чем лечить, а адекватная йодная профилактика предупреждает развитие заболеваний, связанных с недостатком йода в окружающей среде [3,5]. Если отсутствует йодная профилактика, то ликвидировать йоддефицитные состояния невозможно. В большинстве развитых стран йодная профилактика реализуется путем йодирования основных продуктов питания, прежде всего соли и хлеба. Успешно применявшаяся ранее отечественная система противозоб-ных мероприятий была утрачена в середине 80-х гг., хотя известно, что прекращение йодной профилактики в очагах зобной эндемии неизбежно приводит к рецидиву заболеваемости [2]. Поэтому факт установления йоддефицита с целью его восполнения должен повлечь за собой систему мероприятий на популяци-онном уровне. Согласно современным представлениям, это включает в себя систему централизованного йодирования массовых продуктов питания. Предложения по индивидуальному применению лекарственных йодсодержащих препаратов, поливитаминов, препаратов водорослей, содержащих физиологические концентрации йода, необходимые для восполнения потребности в нем, представляются трудновыполнимыми для основной массы населения. Ввиду отсутствия необходимого законодательства по всеобщему йодированию соли проведение программы йодной профилактики на популяционном уровне крайне затруднительно и в настоящее время не представляется возможным. Поскольку проблема требует все же безотлагательного решения, крайне важно проведение альтернативных методов йодной профилактики у лиц,
Резюме
При отсутствии йодной профилактики невозможно ликвидировать йоддефицитные состояния. В работу по профилактике йоддефицитных состояний необходимо включать социальный маркетинг. Его роль состоит в оценке роли информации, формирующей правильное мнение по этим вопросам. По специально разработанной программе проведено анкетирование 100 жителей г. Хабаровска, показавшее низкую информированность в вопросах профилактики йоддефицитных состояний. Социальный маркетинг еще раз подтвердил важность информации для выработки у населения положительного отношения к мероприятиям по профилактике йоддефицита.
О.А. Senkevich, I.V. Tsyganova, Z.V. Sirotina, YU.G. Kovaliskiy, I.V. Shumilova
SOCIAL MARKETING AS AN INSTRUMENT OF IODINE DEFICIENCY PREVENTION
Far Eastern state medical university, Khabarovsk Summary
In the absence of iodine prevention program it is impossible to liquidate the deficit of iodine. To work out iodine deficit prevention program it is necessary to include social marketing in it. Its main function is estimation the role of information, forming public opinion on this problem Questioning based on a specially designed program of 100 people living in Khabarovsk has demonstrated low level of knowledge that people have as far as iodine deficiency prevention is concerned. Social marketing has once again confirmed importance of information for forming positive reaction to iodine deficiency prevention programs in population.
не имеющих проявлений йоддефицита, с целью предотвращения его возникновения. В настоящее время акцент переносится на индивидуальную профилактику йоддефицита с формированием мотивированного желания предупреждения йоддефицита [1,2].
Роль социального маркетинга состоит в оценке роли информации, формирующей правильное мнение по этим вопросам. Основной задачей социального маркетинга является создание предпосылок, благоприятствующих систематической и правильно проводимой йодной профилактике. Кроме того, социальный маркетинг может играть существенную роль в определении наиболее эффективных профилактических средств в конкретном регионе, надежных путей ин-
формирования об этом населения и в обеспечении экономного расходование средств, выделенных на йодную профилактику [1]. Учитывая низкую эффективность йодной профилактики, несмотря на правительственные программы, очевидно, что в работу по профилактике йоддефицитных заболеваний необходимо включать социальный маркетинг. Для проведения социального маркетинга обычно пользуются анкетированием.
Цель настоящей работы — оценка роли информации, формирующей правильное общественное мнение по проблемам йоддефицита.
Материалы и методы
Для изучения информированности населения по проблемам йоддефицита по специально разработанной программе проведено анкетирование 100 жителей г. Хабаровска, характеризующегося легкой йодной недостаточностью. В опросе принимали участие родильницы родильного дома №1 (70 женщин) и медицинские работники (врачи и медицинские сестры — 30 чел.), т.е. люди, которые как никто другой настроенные на сохранение здоровья. Анонимная анкета содержит 14 вопросов, направленных на получение сведений о мнении респондентов о роли дефицита йода в формировании заболеваний, о медицинских и социальных последствиях дефицита йода, о наиболее подверженных риску группах населения, о существующих методах лечения и профилактики йоддефицитных состояний. Анкета также позволила уточнить, кого из официальных лиц (врачи, учителя, представители власти и др.) можно считать гарантом успеха такой программы и какие источники информации следует использовать для внедрения и совершенствования методов профилактики йоддефицитных состояний.
Результаты исследований
Анализ анкет (рис. 1-3) выявил, что опрошены были представители различных возрастов, социального и материального положения, поэтому исследование можно считать объективным отражением мнения большей части населения.
Обращает на себя внимание крайне недостаточная осведомленность как основного населения, так и медицинских работников о характере патологических изменений при недостатке йода в продуктах питания и воде.
Такие частые и общеизвестные расстройства, как нарушение физического развития, умственная отсталость, длительное течение хронических болезней, отмечают соответственно 5,5; 44 и 17% проанкетированных медицинских работников.
Опрос, проведенный среди городских жителей с высоким и средним социальным статусом, продемонстрировал низкую информированность в вопросах профилактики йоддефицитных состояний даже в такой группе.
Выводы
Анкетирование еще раз подтвердило важность информации для выработки у населения положительного отношения к профилактическим мероприятиям по профилактике йоддефицита и выявило недостаточную осведомленность, в том числе и медработников,
Результаты социального маркетинга в Хабаровске (% от числа опрошенных)
Ответы респондентов %
1 2
Не считают ХК йоддефицитной территорией, из них 14
- медицинские работники 2
Не владеют знаниями о последствиях недостатка йода в продуктах питания и воде, из них: 17
- медицинские работники 4
Вообще не знакомы с нарушениями здоровья, связанными с недостаточностью йода , из них: 17
- медицинские работники 2
Считают себя информированными о последствиях йодного дефицита для здоровья и знакомы с такими нарушениями, как: - отставание в физическом развитии 83
- умственная отсталость 8
- возникновение хронических заболеваний 18
(помимо патологии ЩЖ) 17
- увеличение ЩЖ 65
- операции на ЩЖ 4
Знают о наличии проблемы зоба на своем опыте или от родственников, лечившихся от последствий недостатка содержания йода в организме 33
- лечение в поликлинике 23
- в стационаре (узловой зоб, гипотиреоз). 10
Соотносят нарушения здоровья, связанные с недос -таточностью йода, с патологией взрослого населения 80
Относят к наиболее подверженным йоддефицитным заболеваниям: - детей 52
- школьников 49
- беременных женщин 57
- лиц трудоспособного возраста 11
- население старше 60 лет 12
Медицинские работники, считающие, что новорожденные и дети грудного возраста подвержены йоддефицитным заболеваниям 38
Считают, что беременные и кормящие женщины наиболее подвержены последствиям недостатка йода 89
Считают необходимым осуществление в районе специальной программы для профилактики расстройств здоровья, связанных с недостаточным поступлением йода в организм 97
Связывают успех программы с обеспечением средствами профилактики: - медикаментами 34
- обогащенными йодом продуктами 78
- медицинскими осмотрами 65
- санитарно-нросветительной работой 40
- анализом проб воды и нищи 29
Соотносят возможность успеха программы с активным участием : - врачей 79
- представителей власти 45
- учителей 13
- руководителей предприятий 6
Окончание таблицы па 89 с.
Окончание таблицы
1 2
Из постоянных источников получения информации но проблеме недостатка йода указывают: - телевидение 33
- газеты 13
- журналы 17
Как источник информации не используются лекции, беседы, научно-популярная литература, радио 81
Ю) старше 40 лет и 18-24 года
^ 25-29 лет и 30-40 лет
Рис. 1. Возраст опрошенных
по проблеме йоддефицита и методах его профилактики.
Важным результатом анкетирования, имеющим значение для выбора средств профилактики на первом этапе, были сведения большей части респондентов о негативном отношении к медикаментозной профилактике йоддефицитных состояний, большинство опрошенных предпочли обогащенные йодом продукты в качестве основного средства профилактики йод-дефицитных состояний.
Так как программа массовой йодной профилактики выполняется не в полной мере (йодируется только 20% всей соли), то возрастает значимость индивидуальной йодной профилактики, которая может быть осуществлена как путем приема йодсодержащих препаратов, так и приемом обогащенных йодом продуктов питания. Удалось также выяснить канал, по которому следует распространять информацию — это телевидение. А такие доступные источники информации, как лекции, беседы, научно-популярная литература, радио, не нашли пока широкого распространения.
Обобщение маркетинговых исследований позволило сформулировать необходимость решения в Хабаровском крае следующих первоочередных задач:
— профилактика йодной недостаточности должна начинаться с группового метода (применение йодированного хлеба и соли, пищевых добавок с физиологическим содержанием йода);
— проводить индивидуальную профилактику йод-
Ш домохозяйки В рабочие ЕЗ служащие j Рис. 3. Социальный статус опрошенных
ной недостаточности в "группах риска" среди подростков, молодых женщин репродуктивного возраста путем назначения медикаментозных препаратов йода в адекватных дозах в качестве преконцептуалыюй подготовки;
— ввести изучение профилактики йоддефицитных состояний среди студентов, на курсах повышения квалификации врачей и средних медицинских работников;
— проводить бесплатное обеспечение средствами йодной профилактики население "групп риска";
— активизировать медицинскую общественность.
Литература
1. Щеплягина Л .А. // Загрязнение продуктов питания, дефицит йода и здоровье населения России / Под ред. А.К. Демина. М.: 2000. С. 108-134.
2. Широкова В.И., Голоденко В.И., Демин В.Ф. и др. // Педиатрия. 2005. №6. С. 68-72.
3. Савчик С.А., Жукова Г.Ф., Хотимченко С. А. // Микроэлементозы в медицине. 2004. №5(2). С. 1-9.
4. Сиротин Б.З., Захаренко Р.В. Йоддефицитные заболевания в Хабаровском крае. Хабаровск: Из-во "Риотип", 2004.124 с.
5. Дедов И.И., Свириденко Н.Ю., Герасимов Г.А. и др. // Клиническая эндокринология. 2005. С. 3-7.
□ □□
Н среднее № среднеспециал. ез высшее
Рис. 2. Уровень образования опрошенных