40 ЗНСО ИЮНЬ №6 (231)
ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЙОДДЕФИЦИТНЫХ СОСТОЯНИЙ
Р.Я. Хамитова, А.Н. Трифонова
PROBLEMS OF PROPHYLAXIS IODINE DEFICIENCY
R. Ya. Khamitova, A.N. Trifonova ГОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет», ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в Нурлатском районе и г. Нурлат
Проведено анкетирование сельского населения Республики Татарстан по проблеме йоддефицита по специально разработанной анкете. До 30 % лиц из числа опрошенных затруднились ответить на вопросы и до 19 % по отдельным пунктам ответили неверно. Проведение целенаправленной массовой профилактики йоддефицитных заболеваний, проводимой в республике в последнее десятилетие, следует усилить активизацией информационной деятельности в средствах массовой информации.
Ключевые слова: йодцефицитные заболевания, информированность населения о йоддефиците.
A survey of the rural population of the Republic of Tatarstan on the issue of iodine deficiency on a specially designed questionnaire. Up to 30 % of those of the respondents failed to answer questions and to 19 % on selected items answered incorrectly. Undertake targeted mass prophylaxis of iodine deficiency disorders conducted in the country in the last decade, should strengthen the activation of information in the media.
Keywords: yodtsefitsitnye disease, awareness of iodine deficiency.
Во всем мире вызывает озабоченность рост болезней эндокринной системы, расстройств питания, нарушения обмена веществ и иммунитета (БЭС). На одних территориях выше темп роста сахарным диабетом, на других — различные заболевания обмена веществ. Различия касаются возрастной группы (рост только среди детского или трудоспособного населения), нозологии, показателей (первичная заболеваемость или распространенность) и других параметров.
В Республике Татарстан (РТ) с 1996 по 2009 гг. распространенность БЭС среди 0—14 летних увеличилась в 2,1 раза (с 22,8 до 48,5 случаев на 1 000 среднегодового населения), среди лиц 18 лет и старше — в 2,2 раза (с 25,0 до 55,2 случаев). Первичная заболеваемость детского населения в анализируемые годы варьировала в области 10,2— 15,8 случаев на 1 000 населения, тогда как среди взрослого населения повысилась в 2,1 раза (с 3,6 до 7,3 случаев). Все эти годы 23,5—28,0 % среди БЭС составляли йоддефицитные заболевания (ЙДЗ).
Дефицит йода в окружающей среде и обусловленные им нарушения в состоянии здоровья являются серьезной медико-социальной проблемой в масштабах всего мира в связи с высокой распро-
страненностью, широким спектром клинических проявлений и последствий, хотя с 1970-х гг. в нашей стране профилактика йоддефицита перестала входить в приоритетные задачи обществен-ногоздоровья. Вместе с тем, в России риск развития ЙДЗ имеют около 98 млн. человек, т. к. более чем на 60 % территории России, включая РТ, имеется дефицит йода из-за особенностей геохимического состава почвы.
В условиях йоддефицита развивается комплекс патологических состояний — эндемический зоб, кретинизм, снижение интеллекта и основного обмена (до 60 % от исходного уровня при обычной диете, что выражается, в т. ч. увеличением массы тела) и т. д. На фоне хронической йодной недостаточности наряду со снижением интеллектуальных функций проявляются эмоциональные и поведенческие отклонения, нарушается формирование личности. Установлено, что проявления эгоцентризма и агрессии увеличивается пропорционально росту степени тяжести йоддефицита [1]. В то же время многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при достаточном поступлении йода в организм, возможно полностью предотвратить перечисленные нарушения.
июнь (231)
41
В РФ не существует федеральных законов или нормативных актов, указывающих на обязатель-рГ ность проведения массовой профилактики ЙДЗ среди населения. В связи с этим принципиаль-= ное значение приобретает информированность ЕЕ населения и его осознанное поведение. Анкетный метод изучения ситуации считается самым доступным и целесообразным, дающим достаточный материал для определения направления текущей санитарно-просветительской деятельности при организации профилактической работы.
В апреле 2011 г. был проведен опрос 103 родителей, чьи дети посещают подготовительную и младшую группы МБДОУ «Родничок» и учатся в третьем и четвертом классах МБОУ «Нурлатская средняя общеобразовательная школа № 2», по специально разработанной анкете, включающей 14 вопросов. Подавляющее большинство опрошенных были женщинами (95,1 %) в возрасте 25—40 лет (69,9 %) с высшим (55,3 %) или средним специальным (28,2 %) образованием, остальные — со средним образованием. Практически половина, несмотря на хороший уровень профессионального образования, или не знали об энде-мичности по йоду территории республики и своего района, или затруднились с ответом (см. табл.). Каждый третий анкетированный на вопрос «Есть ли в Вашем окружении лица, чьи болезни связаны с недостаточностью йода в продуктах питания?», ответил утвердительно, хотя многие затруднились с ответом.
О продуктах, обогащенных йодом, знают практически все опрошенные, но покупают их единицы. По-видимому, йодированную соль во внимание не принимали.
Вместе с тем объемы выпускаемой продукции, обогащенной йодом, на протяжении десяти лет в РТ увеличиваются. В 2006 г в республике существовало 24 предприятия в 12 районах, которые производили 140 т хлеба, обогащенного йодом, и 8 тыс. молока и молочных продуктов, обогащенных йодказеином. В 2010 г. 23 производителя в 19 районах выработали 2 812 т обогащенного йодом хлеба и 14 молокоперерабатывающих предприятия произвели около 7 тыс. молочных продуктов, обогащенных йодированным белком. Кроме того, было произведено более 1 652 000 млн л питьевой воды, обогащенной йодом [4].
На вопрос «Как отражается дефицит йода в продуктах питания на здоровье человека?» 6,1 % затруднились ответить, 75,9 % выбрали вариант ответа «различные заболевания», 45,8 % — «задержка умственного развития», 3 человека — «другое».
На вопрос «Какие заболевания являются следствием йоддефицита в пищевых продуктах?», большая часть респондентов отметили следующие заболевания: эндемический зоб (42,2 %), заболевания щитовидной железы (32,5 %), отставание в умственном и физическом развитии (10,8 %). По 2 человека указали на такие заболевания как бесплодие, сахарный диабет, болезни лимфо-системы, по одному — слабоумие, заболевания иммунной системы, гипотиреоз, рак щитовидной железы. Особого внимания заслуживает тот
факт, что 20,5 % выбрали вариант «затрудняюсь ответить».
Подавляющее большинство опрошенных правильно перечислило продукты питания с высоким содержанием йода: морская капуста (97,6 %), рыба (49,4 %) и фрукты (14,5 %). В единичных ответах указывали конкретные виды: хурма, фейхоа, капуста-брокколи, перец сладкий. На вопрос «Чем полезно потребление морских продуктов?» 93,3 % респондентов ответили — наличием йода, а 18,1 % — витаминами.
Основным направлением первичной сплошной профилактики ЙДЗ является использование в пищу йодированной соли. В РТ, по официальным данным, в последние года от 81 до 92 % реализуемой соли декларируется как йодированная. В то же время результаты лабораторного исследования указывают на заниженное содержание йодистого калия в некоторых отобранных в детских учреждениях и предприятиях торговли образцах соли. Если в 1995—2000-х гг. удельный вес таких проб варьировался в области от 25,1 до 31,0 %, то в последующие годы наблюдалось постепенное уменьшение и с 2006 г. доля проб, не отвечающих нормам, не превышает 7,8 %.
Большая часть опрошенных правильно считают, что йодированную соль следует добавлять в первые и вторые блюда (41 %) после приготовления пищи, 40 % — перед употреблением за столом, а 19 % выбрали вариант «в начале приготовления пищи». Следовательно, каждый пятый респондент не только не старается сохранить йод в продуктах питания, но элементарно не знает о возможности и важности этой меры.
Получать информацию о правильном питании каждый четвертый анкетируемый хотел бы из книг и журналов, 19 % — через интернет, 12 % — через телевидение и средства массовой информации, 10 % — из районной газеты, 8 % — из брошюр, выдаваемых на руки бесплатно. Лишь несколько человек предпочитают повысить свой уровень осведомленности в обозначенной области при консультации в медицинских учреждениях, еще меньшее число — через родителей, учителей.
Во многих муниципальных образованиях разработаны оздоровительные программы детей и подростков. Каждый пятый ребенок или подросток в республике охвачен групповой профилактикой лекарственными препаратами. Дошкольные организации и школьные учреждения снабжаются йодобогащенной продукцией. В результате в последние годы наблюдается тенденция снижения первичной заболеваемости и распространенности ЙДЗ в целом по республике, а в отдельных районах и статистически значимое уменьшение в отдельных возрастных группах детей. Например, в г. Нижнекамск с 2006 г. заболеваемость среди детей, посещающих дошкольные организации, в возрасте 3—7 лет упало в 2,1 раза. На протяжении последнего десятилетия инвалидизация детей РТ, обусловленная ЙДЗ, имеет тенденцию снижения: с 1,92 до 1,62 случаев на 10 тыс. населения.
Резюмируя результаты анкетирования, следует отметить, что, несмотря на высокий уровень образования и социально активный возраст
42
ЗНиСО июнь №6 (231)
респондентов, знания о проблемах йоддефицита у значительной части недостаточны, у значительной части отсутствует настороженность по риску формирования у них ЙДЗ. Положительно то, что все участники опроса готовы повысить свой уровень, выбор каналов получения информации является весьма широким. Появление новых технологий не должно означать отказ от традиционных форм и методов гигиенического воспитания и образования населения и сокращение специалистов этих подразделении, как и уменьшение финансирования данного раздела неоправданно. Массовую, групповую и индивидуальную йодную профилактику необходимо сочетать с грамотным повышением уровня информированности всех групп населения, что будет способствовать повышению их качества жизни не только за счет снижения заболеваемости, обусловленной дефицитом йода, но и за счет уменьшения распространенности среди населения пограничных состояний, улучшения психологической, эмоциональной, интеллектуальной обстановки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дрюцкая С.М., Григорьева Н.Г. Йодная недостаточность как фактор снижения психического и умственного развития ребенка //Гигиена и санитария. 2005. № 1. С. 32—35.
2. Трошина Е.А., Абдулхакова Ф.М., Секинаева А.В. и др. Влияние железодефицитной анемии на эффективность йодной профилактики у беременных женщин //Клиническая и экспериментальная ти-реоидология. 2009. Т. 5. № 3. С. 52—62.
3. Хамитова Р.Я., Степанова Н.В. Тяжелые металлы и город: некоторые аспекты контроля и оценки воздействия (на примере г. Казани). Казань, 2004. 224 с.
4. Ярмушева А.Г., Р.Г. Билалова. Йоддефицитные заболевания и их профилактика //Информационный бюллетень «Человек и окружающая среда». Казань, 2011. № 4—9. С. 35—41.
Контактная информация:
Хамитова Раиса Якубовна,
тел.: 8 (843) 236-73-01, 8 (972) 69-22-63,
e-mail: [email protected]
Contact information: Khamitova Raisa,
р^пе: 8 (843) 236-73-01, 8 (972) 69-22-63, e-mail: [email protected]