Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЙ КРАУДФАНДИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ НАРОДНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ'

СОЦИАЛЬНЫЙ КРАУДФАНДИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ НАРОДНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
61
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ КРАУДФАНДИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ НАРОДНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ»

Экравда окулык мэши фреймде (курылымда, констукшщда) орналасады. Фрейыдер орнына суреттер. аныктаыалар tíííml тусщщрмелер кодданута болады.

Электронды окульщгагы тараулар баспа кггаптарына Караганда кыска болуы керек, ол ушш тарауларды Sip с^рацтьщ жауабын камтитындай дискрета узшдшерге белген Д¥рыс, эдетте ондай узшдшер еи-уш абзацтан тирады.

Окушы багдарды 6inyi уцлн эрЕир зпекгронды бетте колошшуп немесе тадырып атауын колдэну жен

2 сурет. Электронды окульщтын, жалпы к¥рылымынын, сипаттамасы

^олданылFан здебиеттер:

1. Зимина, О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика. - М.: Изд-во МЭИ, 2008. -267 с.

2. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров. - М.: Изд. Московского психолого-социального института, 2008. - 352 с.

3. Аленичева Е.В., Монастырев В.П. Электронный учебник (проблемы создания и оценки качества )// Высшее образования в России. - - 2011. - №1

Зерчанинова Т.Е., к. с.н. доцент, заведующий кафедрой Тарбеева И. С. магистрант

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Уральский институт управления - филиал

Россия, г. Екатеринбург СОЦИАЛЬНЫЙ КРАУДФАНДИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ НАРОДНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ Краудфандинг отличается от старых способов сбора денег одним: он гораздо дешевле и проще в исполнении, потому что находится в интернете. Благодаря электронным объявлениям и электронным деньгам, краудфандер и спонсор общаются напрямую, при этом, не вставая со стула. В своей простоте он и заключает наибольшую привлекательность. Благодаря своим качествам Краудфандинг становится доступным всем людям в их повседневной жизни. Краудфандинг (народное финансирование, от англ. dowdfundrng, ^owd — «толпа», funding — «финансирование») — это коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций [1]. Краудфандинг является частью краудсорсинга,

Фрейм дердщ Ьфеушде мщдегп турде гаталтын мазм^ны болуы тис, бул ытап беггерш аударман-ак кажетт! тараута нем ее е узщщге жылдам эту жэне кайту мумкщщпн береда.

предполагая использование только финансовых ресурсов толпы.

Существуют разные классификации, но наиболее интересной и отличающей краудфандинг от каких-либо других способов коллективного (народного) финансирования является классификация по наличию вознаграждения для спонсора (народа). Выделяют три вида: краудфандинг без вознаграждения; краудфандинг с нефинансовым вознаграждением; краудфандинг с финансовым вознаграждением [2].Главной особенностью краудфандинга с нефинансовым вознаграждениемявляется получение спонсором в ответ на свою поддержку нефинансового вознаграждения в виде, например, записанного альбома, приглашения на концерт, упоминания в титрах или первом образце произведенного продукта, автографа и всего того, на что хватит воображения автору проекта.

Идея коллективного финансирования родилась в Великобритании, когда в 1997 году британская рок-группа Marillion решила привлечь своих фанатов к финансированию нового альбома и турне по США. Они провели интернет-кампанию и собрали 60 тысяч фунтов. Этот факт можно смело считать успешным стартом для развития краудфандинга в мире. Масштаб краудфандингу придали уже в США. За 10 лет краудфандинг прошел путь от сбора денег на малобюджетные независимые фильмы о глобальном потеплении и альбомы небольших рок-групп до крупных и дорогих идей: Ведущим агрегатором таких проектов в СШАявляется сайт Kickstarter, где за время существования на проекты от самодельных открыток до оскароносных документальных фильмов собрано 2,1 млрд. долларов [3].

Пионерами краудфандинга в России тоже стали музыканты. Группа «Би-2» через интернет собрала средства на выпуск пластинки Spirit, а в результате разовая акция переросла в интернет-проект Planeta.ru, дающий любому человеку возможность собрать средства для реализации своей идеи. Общее количество денег, собранных на Planeta.ruG 2012 года до ноября 2015 года, составило 305 217 554 руб.Planeta.ru стала русским аналогом сайта Kickstarter и одной из первых интернет-площадок для краудфандинга в Рунете. В рамках площадки финансируются любые творческие, социальные и общественно-полезные проекты. Перед публикацией предложенная идея изучается модератором, а для его запуска подписывается отдельное соглашение с личным куратором. Говоря о социальных проектах на краудфандинговых площадках, мы имеем в виду социальный краудфандинг. Социальный краудфандинг - это метод группового финансирования социальных инициатив (благотворительных проектов, социальных предприятий, проектов некоммерческих организаций), когда основными донорами становится большое число лиц, делающих, частные пожертвования. Разумеется, в основном социальные проекты предполагают отсутствие финансового вознаграждения, но все же для привлечения широкого круга неравнодушной общественности используется нефинансовые вознаграждения при поддержке «друзей-спонсоров». Примером успешного

социального краудфандинга в России может служить проект «Больше тепла!», который в конце января 2013 года запустили движение «Друзья на улице», благотворительный фонд «Предание» и Благотворительное собрание «Все вместе». Целью был сбор средств на одежду, теплое белье и средства гигиены для бездомных обитателей Москвы. Для того, чтобы обеспечить самым необходимым 555 человек требовалось собрать всего 30 тысяч рублей. Уже через день после старта проект собрал необходимую сумму. А его общие сборы более чем в два раза превысили первоначальную цель. В качестве нефинансового вознаграждения люди, оказавшие помощь, получили зимние шапки шарфы от марки Brazgovka, варежки ручной вязки и авторские зимние шапки, связанные директором фонда «Лицом к лицу».

Но, к сожалению, не все проекты так успешны и далеко не всегда приветствуются интернет-пользователями. Среди основных проблем развития социального краудфандинга в России можно выделить: неинформированность потенциальных спонсоров - авторы проектов уделяют мало времени созданию профайла своей идеи, который размещается на краудфандинговой площадке, и не занимаются дальнейшем распространением информации о своем проекте; нехватка денежных средств- недостаточное количество людей, готовых поддержать других людей и потратить свои личные средства на чужую идею; отсутствие доверия - люди не доверяют сбору средств через интернет и дальнейшему целевому использованию, формальных гарантий от автора нет, и в виду отсутствия законодательного закрепления такой формы финансирования привлечь автора к какой-либо ответственности практически невозможно; люди охотней вкладывают деньги в творческие проекты, чем в социальные-здесь большую роль играют бонусы за финансирование творческих и социальных проектов. Человеку больше хочется получить автограф любимой группы или приглашение на закрытый показ, чем смс-сообщение «спасибо» или подарок, сделанный своими руками ребятами из детского дома. Именно поэтому люди активней финансируют творческие проекты (издание книги, съемка фильмов и т.п.), чем социальные (сбор средств на лечение ребенка, на помощь бездомным животным).

Для решения проблем, во-первых, необходимо расширить круг участников информационного распространения. Учитывая все нарастающие масштабы распространения и развития волонтерства, нужно привлекать добровольцев к информационному содействию. Органам местного самоуправления необходимо обратить внимание на развитие краудфандинга и оказывать возможную помощь (размещение информации на официальных источниках, печатных изданиях, самим принимать участие в помощи реализации социальных проектов). Во-вторых, необходимые суммы для реализации проекта должны быть реальными и достижимыми. Финансовая часть должна быть поэтапной, не нужно шокировать в своем профайле людей миллионами рублей, а в описаниипроекта добавлять основные направления

кратко и без поясненийкасательно расходованиясобранных денежных средств. Финансирование нужно выстраивать поэтапно: сбор денег осуществляется на конкретные мероприятия постепенно, каждый этап подразумевает логическую и финансовую завершенность (на случай если в дальнейшем денег собрать не получится). И, в-третьих, необходимо привлекать публичных людей и представителей органов власти к участию в проекте. Например, принять участие в съемке видеоролика проекта или в акции в поддержку проекта. Это вызовет доверие со стороны общественности, которые обратят внимание на социальный проект и, возможно, профинансируют его.

Таким образом, можно рассматривать краудфандинг как эффективный инструмент коллективного, народного финансирования социальных проектов. Конечно, в России он еще на стадии развития, но это модель сбора денежных средств является перспективной и имеет широкие возможности в случае отклика со стороны народных спонсоров. В нашей стране краудфандинг живет только благодаря населению, законодательного или какого-то формального закрепления на федеральном, региональном или местном уровне он не имеет. В США, например, когда краудфандинг перешел на финансирование стартапов, Барак Обама принял соответствующий нормативный правовой акт, регулирующий отношения автора коммерческого проекта и его инвестора. В России такого пока не предвидится, но через несколько лет — это может стать и нашей реальностью.

Использованные источники:

1. Что такое краудфандинг? [Электронный ресурс] URL: http://www.crowdconsulting.ru/crowdfunding (дата обращения 6.03.2016)

2. Классификация краудфандинга. [Электронный ресурс] URL: http://crowdsourcing.ru/article/what_is_the_crowdfunding (дата обращения 24.04.2016)

3. Start a project. [Электронный ресурс] URL: https://www.kickstarter.com/learn?ref=nav (дата обращения 4.05.2016)

4. Александр Будик. Самый успешный краудфандинг: 3D-принтер собрал $28 млн. [Электронный ресурс] URL: http://www.3dnews.ru/922449 (дата обращения 23.03.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.