Научная статья на тему 'Исследование особенностей краудфандинга как инструмента финансирования проектов в сфере культуры'

Исследование особенностей краудфандинга как инструмента финансирования проектов в сфере культуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1658
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАУДФАНДИНГ / CROWDFUNDING / СТРУКТУРА КРАУДФИНАНСОВ / THE STRUCTURE OF CROWDFUNDING / МОДЕЛЬ ПРЕДЗАКАЗОВ / PRE-ORDERS MODEL / КРАУДФАНДИНГОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ / CROWDFUNDING PLATFORMS / КРАУДИНВЕСТИНГ / КРАУДЛЕНДИНГ / CREDINVEST / KREUZLINGEN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Благова Зоя Ивановна, Саван Васим

В статье рассматривается краудфандинг как инструмент, обеспечивающий привлечение финансирования в различные проекты зарубежной и отечественной экономики. Анализируются основные формы краудфандинга, структура краудфинансов и основные краудфандинговые платформы, работающие в России и интересные для проектов в сфере культуры. Обоснована возможность использования краудфандинга как полноценной альтернативы традиционным формам финансирования проектов в сфере культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE CHARACTERISTICS OF CROWDFUNDING AS A TOOL FOR FINANCING PROJECTS IN THE SPHERE OF CULTURE

The article discusses crowdfunding as a tool for attracting funding to various projects of foreign and domestic economy. It analyzes the main forms of crowd funding, structure and basic crowdfunding platforms operating in Russia and interesting projects in the field of culture. It explains the possibility of using crowdfunding as a complete alternative to traditional forms of financing projects in the sphere of culture.

Текст научной работы на тему «Исследование особенностей краудфандинга как инструмента финансирования проектов в сфере культуры»

исследование особенностей краудфандинга как инструмента финансирования проектов в сфере культуры

STUDY OF THE CHARACTERISTICS OF CROWDFUNDING AS A TOOL FOR FINANCING PROJECTS IN THE SPHERE OF CULTURE

УДК 330.33

БЛАГоВА Зоя Ивановна

профессор кафедры управления экономическими и социальными процессами Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, доктор экономических наук, профессор, ena_gukit@mail.ru

BLAGOVA, Zoya Ivanovna

Professor of the Producing Business and Management in Social and Cultural Sphere Department, the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Doctor of Economics, Professor, ena_gukit@ mail.ru

САВАН Васим

магистрант Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, w.sawan@ ymail.com

SAVAN, Vasim

Master's student of the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, w.sawan@ymail.com

Аннотация.

В статье рассматривается краудфандинг как инструмент, обеспечивающий привлечение финансирования в различные проекты зарубежной и отечественной экономики. Анализируются основные формы краудфандинга, структура краудфинансов и основные краудфандинговые платформы, работающие в России и интересные для проектов в сфере культуры. Обоснована возможность использования краудфандинга как полноценной альтернативы традиционным формам финансирования проектов в сфере культуры.

Ключевые слова: краудфандинг, структура краудфинансов, модель предза-казов, краудфандинговые платформы, краудинвестинг, краудлендинг.

Abstract.

The article discusses crowdfunding as a tool for attracting funding to various projects of foreign and domestic economy. It analyzes the main forms of crowd

funding, structure and basic crowdfunding platforms operating in Russia and interesting projects in the field of culture. It explains the possibility of using crowdfunding as a complete alternative to traditional forms of financing projects in the sphere of culture.

Key words: crowdfunding, the structure of crowdfunding, pre-orders model, crowdfunding platforms, credinvest, Kreuzlingen.

В современной практике инвестирования все большее внимание стало уделяться финансированию краудфандинговых проектов. Краудфандинг как производная от английских слов dowd - «толпа» и funding - «финансирование» буквально означает «народное финансирование». Это коллективное сотрудничество людей (доноров), которые добровольно объединяют деньги или другие ресурсы вместе, как правило, через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций (реципиентов). Сбор средств может служить для различных целей: помощь пострадавшим от стихийных бедствий, поддержка политических кампаний, финансирование стартап-компаний и малого предпринимательства, создание свободного программного обеспечения, получение прибыли от совместных инвестиций, поддержка со стороны болельщиков футбольных клубов и многое другое.

Краудфандинг подразделяют на следующие разновидности [1]:

по цели проекта (бизнес-проект, креативный, политический, социальный);

по виду вознаграждения для спонсоров (без вознаграждения (пожертвование), нефинансовое вознаграждение, финансовое вознаграждение - краудинвестинг).

Под пожертвованиями понимаются добровольные акты передачи финансовых средств населения нуждающимся, сделанные на безвозмездной основе. Эта модель чаще всего применяется в социальных, политических и медицинских проектах (сбор средств на помощь в лечении заболевания или на деятельность благотворительной организации). В качестве обратного действия может выступать человеческое «спасибо», упоминание донора на сайте и т. д. Примерами таких сайтов

являются: в Германии Ьйр://'^№'№.Ье1:1егр1асе. о^Ме, в Австрии -http://respekt.net, в России -Русини и dobro.mai1.ru. До 2012 г. это направление было доминирующим в рамках всего краудфандинга.

Модель нефинансового вознаграждения («модель Кикстартера») на сегодняшний день самая распространенная модель краудфандин-га по количеству платформ. Она зарекомендовала себя как эффективный инструмент сбора средств на различные проекты, начиная от креативных проектов до сложных технологических проектов. Ее особенность - получение спонсоров в ответ на поддержку нефинансового вознаграждения. Может выражаться в виде записанного альбома автора проекта, приглашения на концерт, упоминания в титрах, первом образце произведенного продукта, автографа.

Для сферы культуры в качестве модели нефинансового вознаграждения может быть интересна ее разновидность - модель предза-казов, когда вознаграждением может быть сам финансируемый продукт (книга или фильм, музыкальный альбом или программное обеспечение, новый гаджет). Авторы таких проектов гарантируют доставить продукт сразу после его производства. Таким образом, спонсоры в этой модели краудфандинга становятся первыми обладателями результата коллективного финансирования. Такой подход является предзаказом интеллектуального продукта, но отлично соотносится с принципами краудфан-динга в целом.

При этом для спонсоров краудфандинговые платформы, помогающие финансировать технологические продукты, выступают в качестве обычного интернет-магазина, но с отсрочкой доставки продукта.

На сегодняшний день самой успешной платформой, работающей по принципу нефинансового вознаграждения (модели пред-заказов), считается площадка Kickstarter (Кикстартер), которая за 2012 г. собрала 320 млн долл. США. Платформа Kickstarter была создана в 2009 г. Самым большим ее успехом в 2012 г. стал проект The Pebble smart watch (посвященный разработчикам наручных часов с дисплеем на основе электронных чернил, синхронизирующихся посредством Bluetooth с устройствами под управлением операционных систем Android и iOS). Уже за первые 28 часов проект смог привлечь более 1 млн долл. США, а в итоге собрал более 10 млн долл.

Сегодня технология доставки огромному числу людей информации об интересной идее и сбора средства на ее реализацию распространилась на весь мир. По состоянию на 3 марта 2014 г. сумма средств, собранных на реализацию проектов через Kickstarter, уже превысила 1 млрд долл., поступивших от 5 708 578 человек из 224 стран. Согласно опубликованной Kickstarter статистике, доминируют покупатели из США (663 млн долл.), Великобритании (54 млн) и Канады (45 млн). Далее в порядке убывания от 31,8 млн до 6,7 млн долл. - это сборы из Австралии, Германии, Франции, Швеции, Японии, Нидерландов и Сингапура. «Вклад» покупателей из России -3,35 млн долл. [2]. И хотя количество неудачных проектов (74 047) превышает количество удачных (57 128), статистика свидетельствует, что 86% собранных денег пошли на реальное финансирование проектов. По состоянию на 13 ноября 2014 г. площадка собрала 1 398 527 482 долл. США, реализовав 73 620 проектов. Новый рекорд установил проект Coolest Cooler 30 августа 2014 г., собрав 13 285 226 долл. США [3]. Даже если в адрес основателей вебсайта Kickstarter поступает критика из-за определенного субъективизма при анализе ряда проектов, пропуска плагиата, ошибок в выявлении перспективности проектов, но идет работа по жалобам, а полученные деньги возвращаются инвесторам. В третьем квартале 2014 г. на указанной платформе средние сборы за день составили 1 509 974 долл. США, осуществлено 6124 проекта [4].

Позитивный опыт краудфандинга использован также на территории СНГ, о чем свидетельствует, например, запуск сайта «С-миру-по-нитке» (s-miru-ponitke.ru). Его отличие от Kickstarter - желание основателей ресурса поддерживать как коммерческие, так и некоммерческие проекты - например, возведение памятников выдающимся личностям и покупку бытовой техники для детских домов. И хотя на нем пока нет уникальных идей и число зарегистрированных проектов невелико, но появляются разработки, на которые находятся желающие потратить деньги. Среди них есть проект аудиокарты в советском стиле (она отличается винтажным дизайном и тем, что будет собираться в России - на предприятиях Зеленоградского округа Москвы), а также проект производства недорогой стэдикамеры (разновидности видеокамер, предназначенных для съемки в движении) [5].

Специалисты подразделяют рынок крауд-финансов на краудфандинг, краудинвестинг и краудлендинг. Краудфандинг (сrowdfunding -коллективное финансирование) - сбор средств для реализации проектов без последующего участия в акционерном капитале. Краудинвестинг ^rowdinvesting - коллективное долевое инвестирование) - сбор средств для реализации бизнес-проектов, с последующим участием в акционерном капитале. Краудлендинг (Œowdlending) - кредитование физическими лицами других физических или юридических лиц через специальные интернет-площадки.

Система краудфинансов начала формироваться в России в 2011-2015 гг., так, в 2011 г. была запущена краудлендинговая платформа Вдолг.ру. Вдолг.Ру - это сервис полного цикла, включающего в себя поиск заемщиков, оценка их кредитоспособности (скоринг), организацию выдачи займа и выплат по нему, а при наступлении просрочек -профессиональный коллекторство и, при необходимости, судебное производство с получением исполнительного листа. Далее в 2012 г. запущены краудфандинговые площадки Boomstarter и Planeta.ru, Loanberry, в 2013 г. - Credberry, в 2014 г. - Fingooroo, старт краудинвестинговых площадок StartTrack, VCStart и WeShare. Сервис «Яндекс.Деньги»

объявил о запуске платформы «Вместе: для добрых дел», которая призвана упростить сбор денежных средств через Интернет на различные проекты или благотворительные нужды. Платежная система WebMoney запустила услугу «Коллективные покупки», позволяющую пользователям объединяться в группы для сбора денег с целью приобретения товаров у поставщиков по оптовым ценам или для крупных заказов в зарубежных магазинах. Новый сервис Funding от WebMoney Transfer реализует сразу четыре направления по сбору средств. Кроме классического краудфандинга, в котором пользователи жертвуют деньги на интересный проект, присутствует возможность совершать коллективные закупки и организовывать мероприятия. Кроме этого, в сервисе присутствует функция сбора средств на благотворительные проекты. Недавно, в 2015 г., открыта краудинвестинговая площадка SIMEX как биржа долевого инвестирования.

Таким образом, структура краудфинансов в России по обороту 2014 г. выглядит следующим образом, рисунок 1.

Рассмотрим, как в России система краудфи-нансов может работать с проектами в сфере культуры (таблица).

Первой такой платформой в России стал проект Kroogi, основанный еще в 2007 г. Позже, в 2008 г., киновед, кинокритик и продюсер С. В. Кудрявцев с помощью своего блога kinanet.livejournal.com собрал средства на издание книги кинорецензий «3500». Весной 2012 г. с помощью портала Planeta.ru, например, известная российская группа «Би-2» собрала 1 млн 250 тыс. рублей на выпуск альбома «Spirit», а одним из первых российских медиа модель привлечения народных денег стал использовать интернет-журнал Сиб.фм, посвященный жизни в Сибири. Спустя время соответствующим сервисом «Акционирование» на Planeta.ru воспользовался портал COLTA.RU (в результате всего за три недели было собрано более 610 тыс. рублей).

Крупнейший на сегодня в России проект по сбору средств - фильм «28 панфиловцев», премьера которого была осенью 2015 г. На реализацию данного проекта было собрано более 24 млн рублей.

Уровень сбора средств на рынке краудфан-динга России непрерывно растет. В 2013 г. двум самым крупным из платформ - Boomstarter. ru и Planeta.ru в совокупности удалось собрать около 78 млн рублей. В числе предшествующих

Рисунок 1

Структура краудфинансов в России в 2014 г. [6]

Основные краудфандинговые платформы, работающие в России и интересные для проектов в сфере культуры

Название Дата создания Стадия развития Финансируемые проекты

Kroogi 2008 Творческие

Электронный благотворительный ящик 2009 Работают Социальные

ThankYou.ru Творческие

Мой учитель 2010 Работают Социальные

С миру по нитке Любые

Naparapet Ранняя версия Творческие

Start with me Любые

Тугеза 2011 Работает Социальные

Первый капитал Закрытое тестирование Творческие

Tap to Start Любые

ITRockOut Ранняя версия Сервис заказа программного обеспечения

RuStarter Ранняя версия Любые

Planeta.ru 2012 Работает Творческие (планируется раздел для стартапов)

Русини Недавно запустились Социальные

Boomstarter.ru Любые

CrowdPres В стадии разработки Творческие

Гдемоиденьги.рф Любые

Simex.bz 2015 Недавно запустилась Любые

проектов-рекордов на сегодняшний день следует назвать результат в 5 млн 850,8 тыс. рублей на реализацию телеспектакля В. Мирзоева и В. Шендеровича «Петрушка». Таким образом, народное финансирование набирает популярность и в России. В рамках Агентства стратегических инициатив (АСИ) в 2013 г. в стране начал свою деятельность Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), причем на его портале уже в первом квартале 2014 г. была сформирована краудинве-стинговая платформа [7].

В мае 2015 г. стартовала краудинвестинговая платформа Б1МЕХ, ярко заявившая о себе на Международном форуме стартапов в Сколко-

во, предлагающая широкий ряд привилегий своим участникам.

Структура заявок на краудфандинговых площадках по отраслям представлена на рисунке 2.

Проекты по поданным заявкам в сфере культуры (искусство, кино, фильмы и видео, музыка, литература) в сумме составили 38% от общего числа заявок, что немало. Структура проектов по объему собранных средств представлена на рисунке 3. Анализ проектов по количеству собранных средств показал, что доминируют проекты, связанные с кино (30%) и музыкой (27%), искусством (13%).

Технологии Искусство

Кино, фильмы и видео

Общество

Музыка

Литература

Прочие

Рисунок 2

Структура заявок на краудфандинговых площадках, сентябрь 2014 [6]

Кино, фильмы и видео

Музыка

Общество

Искусство

Технологии

Дизайн

Прочие

Рисунок 3

Структура проектов по собранным средствам на краудфандинговых площадках, сентябрь 2014 [6]

Особенность системы финансирования краудфандинга еще и в том, что отдельные инвесторы не готовы к 100%-му финансированию проектов. Согласно опросу, проведенному платформой WESHARE, чаще всего инвесторы готовы проинвестировать в проект до 50 (33%) или до 100 (24%) тыс. долл. США. При этом 23% опрошенных не рассматривают возможность инвестировать более 3 тыс. долл. (рисунок 4) [6].

Несмотря на эту особенность, краудфан-динг становится полноценной альтернативой традиционным формам финансирования проектов, как социальных и музыкальных, так финансовых и технологических. Об этом свидетельствует как структура заявок (см. рисунок 2), типы проектов (см. рисунок 3), объемы привлекаемых средств для реализации проектов (см. рисунок 4), так и общий рост мирового рынка краудфандинга.

Рисунок 4

Объемы средств, которые инвесторы готовы вложить в проект WESHARE [6]

Основные преимущества для использования краудфандинга в сфере культуры состоят в следующем:

• инвестор ясно осознает объект и цель вложений;

• у объекта инвестиций, как правило, есть собственное человеческое лицо, вызывающее эмоциональную реакцию;

• инвестор считает, что он в состоянии оценить реализуемость поставленной цели и потребительскую ценность продукта (услуги), на которую собирают фонды;

• инвестора привлекает отсутствие посредника (банка), что позволяет получить более высокую рентабельность вложений, заемщик, со своей стороны, по той же причине рассчитывает на снижение стоимости привлекаемых средств;

• часто инвестора привлекает не столько сам доход, сколько стремление поучаствовать в проекте, который кажется ему значимым, интересным и социально важным;

• мотивация к участию в краудфандинго-вых проектах может состоять в желании помочь людям, в частности, это касается проектов производства лекарств и товаров для инвалидов;

• очень часто инвестиции посредством краудфандинга рассматриваются как способ

приобрести новых друзей, как своего рода ролевая игра, «окно» для участия в активной социальной жизни;

• краудфандинг может оказаться привлекательным в силу того, что он заменяет чисто финансовую мотивацию, характерную для классического банковского бизнеса, эмоциональными человеческими отношениями кредитора и заемщика;

• к краудфандингу в первую очередь готовы обратиться предприниматели, испытывающие затруднения с получением банковского кредита, — как показывает опыт, для малого предпринимателя, начинающего новый проект, вероятность собрать нужные средства через краудфандинговые платформы намного выше, чем шанс получить банковский кредит;

• краудфандинговая компания может рассматриваться как реклама нового проекта или маркетинговое исследование, нацеленное на оценку потенциального спроса на потенциальный продукт.

Необходимость использовать краудфандинга в качестве «механизма, который использовал бы Интернет, как рычаг для получения недостающих средств теми, кто в этом объективно нуждается» [8, с.109]. Этот инструмент получения финансирования сочетает в себе ряд преимуществ, привлекательных для на-

селения. К ним относится сочетание инвестирования с элементами игры и межличностного сетевого взаимодействия. Помимо непосредственной цели привлечения инвестиций, кра-удфандинг может использоваться для рекламы продуктов или маркетинговых исследований. Можно рассчитывать на то, что краудфандинг со временем займет не менее 5% российского рынка розничного кредитования, а также кредитования малого и среднего бизнеса [9; 10].

Ведь «условием выживания для малого социального бизнеса станет тесное взаимодействие с целевой аудиторией, краудсорсинго-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

выми платформами, участие в коллективном финансировании социальных проектов» [10, с. 60].

В заключение следует отметить, что сегодня краудфандинг - перспективный инструмент получения инвестиционных ресурсов, обеспечивающий привлечение финансирования в проекты в сфере культуры. А формирование эффективной бизнес-модели социального предпринимательства будет способствовать повышению эффективности социальных проектов, основанных на развитии взаимоотношений.

Список литературы

1. Краудфандинг. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 28.12.2015).

2. Через Kickstarter собрано более $1 млрд. URL: http://habrahabr.ru/ post/214513/ (дата обращения: 28.12.2015).

3. История рекордсменов Kickstartera. URL: http://crowdsourcing.ru /article/istoriya_re-kordsmenov_kikstartera (дата обращения: 28.12.2015).

4. Краудфандинговая платформа Kickstarter опубликовала статистику за 3 квартал 2014 года. URL: http://crowdsourcing.ru/article /kraudfandingovaya_platforma_kick-starter_opublikovala_statistiku_za_3_kvartal_2014_goda (дата обращения: 28.12.2015).

5. Пятковский Ю. Народное финансирование IT-проектов - краудфандинг. URL: http://www.chip.ua/stati/narodnoe-finansirovanie-it-proektov-2014-kraudfanding/ (дата обращения: 28.12.2015).

6. J'son & Partners Consulting. URL: http://1.bp.blogspot.com/-9Psdw1fk2w/ (дата обращения: 28.12.2015).

7. Фонд развития интернет-инициатив. URL: http://www.iidf.ru/ investors/ (дата обращения: 28.12.2015).

8. Еникеева Л. А., Саван В. Анализ тенденции развития мирового рынка краундфандинга // Наука третьего тысячелетия: сборник статей Международной научно-практической конференции (3 ноября 2015 г., г. Самара). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 109-110.

9. Покидко В. В. Потенциал рынка краудинвестинга в России: возможности и перспективы развития // Петербургский экономический журнал. 2015. № 2. С. 25-33.

10. Сорвина Т. А. Условия и факторы формирования бизнес-модели социального предпринимательства // Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики. 2014. № 4(48). С. 55-60.

петербургский экономический журнал • № 1

2016

129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.