theory perspective of the historical school, which deals with the missing elements of the study: the influence of ethnic and religious factors on the economy.
Keywords: institutionalism, historical school, ethno-religious factor, economics, economic theory.
References
1. Blaug, M. Economic thought in retrospect: lane. from English. / M. Blaug. - M. : Business LTD, 1994. - 665 p.
2. Veblen, T. Theory of the Leisure Class: lane. from English. / T. Veblen. - M. : Nauka, 1984 - 217 p.
3. Sombart, W. Bourgeois. Jews and economic life: lane. with it. / Werner Sombart. - Moscow: Iris Press, 2004. - 624 p.
4. Irkhin, Yu Institutionalism and neoinstitutionalism: trends and analysis capabilities / V. Irkhin // Socially-humanitarian knowledge. - 2012. - № 1. - S. 58-77.
5. The sheet F. The National System of Political Economy: Per. with it. / Liszt. - M.: Europe, 2005. - 382 p.
6. North, D. Functioning of the economy over time [electronic resource]: Per. from English. / D. North // Notes of the Fatherland. - 2004. - № 6. - Access: http://www.strana-oz.ru/2004/6/funkcionirovanie-ekonomiki-vo-vremeni
7. Seligman, B. Basic flow of modern economic thought: lane. from English. / B. Seligman. - Moscow: Nauka, 1964. - 600 p.
8. Timofeev, R. P. Institutionalism and public enterprise / R. P. Timofeeva // Russian Entrepreneurship. - 2008. - № 7. - pp 115-117.
9. Ulrich, P. criticism of economism: lane. with it. / P. Ulrich. - M.: University Book, 2004. - 120 p.
10. Shapkin VV Methodological bases institutionalism / VV Shapkin // Problems of modern economy. - 2011. -№ 2. - S. 85-89.
11. Shpakova, R. P. Max Weber and Werner Sombart of Western European capitalism / R. P. Shpakova // Sociological researches. - 1992. - № 12. - S. 126-131.
12. Bostaph S. The Methodological Debate Between Carl Menger and the German Historicists. Atlantic Economic Journal. September 1978. Vol. VI. P. 3 - 16.
13. Commons J.R. Economics of Collective Actions. New York, 1950. 436 p.
© Е. А. Орлянский, 2015
Автор статьи - Евгений Анатольевич Орлянский, кандидат экономических наук, доцент, Омский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
Лариса Николаевна Гончаренко, кандидат экономических наук, доцент, Омский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова.
Оксана Викторовна Шумакова, доктор экономических наук, профессор, Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина.
УДК 316.1;338.1
О. Ю. Патласов,
Омская гуманитарная академия, Омский региональный институт
КРАУДФАНДИНГ: ВИДЫ, МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. ПЕРСПЕКТИВЫ НАРОДНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В РОССИИ
Рассмотрено видовое разнообразие краудфандинга. Проведен сравнительный анализ действующих платформ. Описаны зарубежные площадки краудфандинга. Вскрыты механизмы доходности платформ. Проанализированы условия успешности краудинвестинга. Представлен прогноз расширения народного финансирования в РФ.
Ключевые слова: софинансирование, краудфандинг, краутинвестинг, краудсорсинг, платформы, интернет-площадки, стартапы, социальные проекты.
Краудсорсинг и краудфандинг: понятие, механизм функционирования
Большинство талантливых людей не испытывают сложностей с недостатком интересных идей, но многие из них сталкиваются с проблемой нехватки денег. Получить поддержку от крупных компаний и спонсоров не так просто, и часто это ограничивает авторов в свободе творчества, поэтому сегодня на первый план выходит краудфандинг.
Краудфандинг (от англ. Crowdfunding) - это механизм коллективного финансирования проектов, при котором деньги на создание нового продукта поступают от его конечных потребителей. Это шанс вплотную изучить аудиторию, узнать ее потребности и оценить жизнеспособность своей идеи. В отличие от стандартных рыночных механизмов народное финансирование позволяет создать на сто процентов окупаемый проект, не затрачивая дополнительные средства на рекламу, маркетинговые исследования, анализ рынка и гадание на кофейной гуще. Так как слово «crowdfunding» в России еще недостаточно прижилось, мы использовали «акционирование» для раздела софинансирования творческих проектов. Иными словами - задействование сил добровольцев для оказания помощи и общего поиска решения какой-то проблемы. Прежде всего, дадим определение краудсорсинга для выявления отличий от краудфандинга.
Краудсорсинг (от англ. Crowd - «толпа» и sourcing - «сбор, использование ресурсов») - передача некоторых производственных функций неопределенному кругу лиц, решение общественно значимых задач силами добровольцев, часто координирующих при этом свою деятельность с помощью информационных технологий.
Frank Kleemann дает следующую дифиницию краудсорсингу: «Краудсорсинг, имеет место, когда прибыль, ориентированная на фирму, генерируется на стороне решением определенных задач, важных для создания или продажи продукта широкой публике в форме открытого привлечения через Интернет с намерением подгвинуть людей сделать вклад в производственный процесс фирмы бесплатно или значительно меньше, чем этот вклад стоит к фирме» [1, с. 6].
Краудфандиг (от англ. Crowdfunding, CTowd - «толпа», funding - финансирование») -частный случай краудсорсинга, а точнее - сотрудничество людей, которые добровольно оказывают именно финансовую поддержку какому-либо проекту или организации.
В зарубежной научной литературе выделяется несколько форм краутсорсинга: Crowdfunding, Crowdvoting, Crowdcreation [2, с. 389].
Crowdfunding - технология привлечения через интернет неопределенной массы людей финансировать проекты посредством микроинвестирования. Платформы действуют как посредник и открывают возможность стартапам привлечь таким образом капитал [3, с. 2].
Crowdvoting - обратная связь с клиентами по различным характеристикам продукции, формирует значимое мнение. Примером служит App Store компании Apple. Пользователи, оставляя свое мнение в комментариях, создают доверительный фон и влияют на нерешительных потребителей [2, с. 389].
Crowdcreation побуждает быть творческим и креативным; димамика «толпы» создает новое содержание. Пользователи контента сами формируют повестку и содержание средств массовой информации. Хорошо известным примером этого является платформа Youtube [4, с. 4].
Краудфандинг не подразумевает получение пользователем прибылей от конечного продукта, но такой вклад и нельзя назвать безвозмездным - по крайней мере, потому что этот метод был бы крайне неэффективным. Для того, чтобы механизм коллективного финансирования работал четко и слаженно, автор проекта предлагает поддержавшим его определенное вознаграждение. Это может быть конечный продукт, например, игра, фильм, музыкальный альбом или книга, а могут быть и другие эксклюзивные товары: плакат с автографом, небольшая эпизодическая роль, благодарность на обложке диска, ужин с создателем проекта или приглашение на закрытую вечеринку по поводу завершения проекта. Отметим, что краудфандинг обычно подразумевает именно эксклюзив, поэтому не следует распродавать остатки мерчендайзинга, которые завалялись на складе - ведь пользователю, участвующему в финансировании творческих проектов, не столь интересны товары, которые он и так может приобрести без вашего участия. Чем больше типов вознаграждений, тем лучше для проекта, ведь завоевать интерес публики проще, когда есть широкий выбор.
Виды краудфандинга
Все или ничего - сумма переводится создателям проекта, только если достигнута заранее определенная денежная цель. Если цель не достигнута - деньги возвращаются беккерам.
- Оставить все собранное - все собранные средства (за исключением комиссии) отправляются создателям проектов, несмотря на то, была достигнута цель или нет. Если фаундерам не хватает средств на запуск, то они сами ответственны за возвращение средств беккерам.
- Награда - собранная сумма становится наградой для команды, готовой взяться за проект.
- Сделка со свободной ценой - беккеры сами определяют цену уже созданного продукта (аудиозаписи или книги).
- Благотворительность.
Краудфандинг в России: состояние перспективы
В большинстве оценок ученых указывается на ограниченность распростроне-ния краудфандинга в России. Действительно, у значительного числа граждан ослаблено доверие к окружающим и желание кому-то помогать. Однако Совместное финансирование в Российской Федерации присутствует, оно активно и успешно развивается. Краудфандинг в России по технологиям аналогичен западному. Существенных результатов краудфандинго-вые фирмы добились в благотворительности.
Среди «раскрученных» платформ отечественного краудфандинга выступают Planeta.ru и «С миру по нитке». В 2010 году музыканты известной группы «Би-2» для сбора средств на запись нового альбома открыли собственную интернет-площадку. За два года созданная ими Planeta.ru собрала 1,25 миллиона рублей. На следующий альбом все желающие уже пожертвовали 475 тысяч, а это половина необходимой суммы. Музыканты пообещали всем вкладчикам подарочное издание, а вложившим более 5 тысяч рублей - вечеринку, на которой исполнят песни вживую.
После успешного запуска проекта группа «Би-2» решила, что площадку можно использовать не только для своих целей, но и для помощи другим. За время своего существования Planeta.ru собрала почти 10 миллионов рублей. Благодаря этим деньгам воплотились в жизнь два десятка проектов, примерно 50 ждут своей очереди. Владельцы краудфандин-гового ресурса получают 5 % от суммы по каждому делу, столько же уходит платежной системе. Площадка ориентирована на развлекательную и творческую тематику -компьютерные игры, музыку, кино.
В среднем здесь запрашивают суммы порядка 500 тысяч рублей и собирают их около трех месяцев. Евгений Гришковец собрал с помощью этого сайта более 700 тысяч, чтобы создать телеверсию своего спектакля «+1». Рекордсменами признаны группы «AnimalДжаZ» и «Тараканы» - они всего за три недели собрали 570 и 440 тысяч рублей соответственно. Режиссеру Роману Либерову пожертвовали на его новый фильм пока только пятую часть запланированной суммы. Чтобы ускорить процесс, он пообещал вынести благодарность в титрах каждому, кто внесет 50 тысяч рублей.
Платформы российского краудфандинга
В настоящее время в России действует несколько краудфандинговых платформ. Каждая из них занимается определенным направлением развития. На технических и социальных проектах специализируется ресурс «С миру по нитке». Он также предлагает вкладывать средства на реставрацию памятников или помощь приюту птиц. История проекта насчитывает немногим более двух лет, однако он уже успел пережить немало как тяжелых испытаний, так и положительных знаменательных событий: это и изменения формата, и конфликты среди основателей, и всероссийская популярность. Сейчас на сайте зарегистрировано более тысячи пользователей. Максимальная собранная здесь сумма составляет 55 256 рублей. Ее сбор организовали, чтобы установить памятник Стиву Джобсу в новосибирском Академгородке. Пользуясь сервисом «Русини», можно найти инвесторов для стартапов, со-
циальных инициатив или для того, чтобы воплотить в жизнь различные творческие идеи.
Краудфандинг в России еще остается непривычным и не всегда вызывает доверие. Исходя из опыта организаторов нескольких кампаний, основанных на краудфандинге, выделяется несколько основных правил, как следует организовывать сбор средств, чтобы за минимальный период собрать максимальную сумму.
В первую очередь нужно определить целевую аудиторию и обращаться непосредственно к ней, иначе никакой отдачи не будет. Использовать крупные известные СМИ нежелательно, поскольку они обычно рассказывают о новости, но при этом ссылку на проект не дают и призывов к конкретным действиям люди не получают. Новость в известном издании о краудфандинговой идее не принесет особой пользы. Если в опубликованном материале будет ссылка и необходимый для вас формат вещания, то поступающие суммы все равно будут минимальны, поскольку в этом случае отсутствует доверие аудитории. Поэтому публиковаться желательно в тематических СМИ. Таким образом, вы получите непосредственный контакт с целевой аудиторией, сможете установить доверительные отношения и будете говорить или писать то, что хотели, и так, как хотели. Средства адресной информации в данном случае приносят больше пользы, чем СМИ. На Kickstarter Проект РОР (автономное зарядное устройство) собрал более 139 170 долл., превысив желаемую сумму почти в три раза. Также все помнят самый большой успех Kickstarter - ThePebblesmartwatch - за первые 28 часов проект смог привлечь более 1 млн долл. и в итоге собрать 10 266 846 долл. Всего на Kickstarter за прошлый год было собрано 319 786 629 долл. Очарование возможности рассказать миру о своей идее и собрать средства на ее осуществление плавно распространилось из-за Атлантики на весь земной шар.
Стоит сразу разделить разовые проекты и краудфандинговые интернет-платформы для сбора пожертвований. И если примеры вполне успешно реализованных разовых проектов, чаще всего социальных, мы можем сразу вспомнить (сбор средств на публикацию журнала «Милый друг», «РосПил», сбор средств для пострадавших в Крымске), то с интернет-платформами все обстоит иначе. Стадия развития платформы не всегда зависит от того, насколько давно она была запущена. Planeta.ru была запущена только в прошлом году, а уже успешно функционирует и привлекает средства в проекты. И в то же время есть проекты 2009-2011 гг., которые все еще находятся на стадии закрытого тестирования либо на стадии
□ Работает
□ Раняя версия
□ Мёртвый ресурс
□ Нах-ся в стадии разработки
□ Недавно запустился
□ Закрытое тестирование
Рис. 1. Распределение краудфандинговых платформ в зависимости от стадии развития
Из факторов, влияющих на успех платформы, помимо грамотного продвижения и PR, стоит назвать сферы деятельности размещаемых проектов.
разработки, например, Startapp, Первый капитал.
2
2
3
1
4
□ Любые
□ Творческие проекты
□ Социальные
□ Заказ ПО в складчину
Рис. 2. Распределение краудфандинговых платформ в зависимости от размещаемых проектов
Платформы, повторившей хотя бы часть успеха Kickstarter, нет и в помине. Какие-то проекты появляются, какие-то умирают. Мы решили проанализировать все.
Одним из крупнейших проектов был и остается Boomstarter - российский аналог Kickstarter, действующий по такому же принципу. Недавно отпраздновав свой день рождения, проект поделился статистикой о проделанной работе. Самой главной цифрой, естественно, является количество привлеченных инвестиций - 23 456 232 рубля. Это, конечно, во много раз меньше, чем у американских платформ, но все же довольно неплохо для сравнительно молодого проекта в условиях нашего рынка и пользователей, которые еще не привыкли делиться деньгами.
Так же активно работают и площадки для творческих проектов. Planeta.ru и Kroogi (один из старейших подобных проектов в Рунете, открытый в 2008 году) продолжают привлекать музыкантов, художников и фотографов. На Planeta.ru, к примеру, фанаты группы «Король и Шут» собрали около миллиона рублей на фильм-концерт о группе - притом, что запустился проект 4 сентября и его целью было собрать половину от уже набранной суммы - 510 тыс. Энтузиазм фанатов не утихает и на миллионом рубеже - люди активно ищут страницу фильма в соцсетях и пишут благодарные комментарий проекту. Кому-то из акционеров этот сбор даже помог поверить в краудфандинг. «Долго не могла понять вообще смысла всех проектов, акций и т. п. Пока не запустился этот проект "Короля и Шута". Бесконечно рада, что смогла принять в нем участие, спасибо группе за эту возможность!», -пишет одна из акционеров.
Кстати, согласно все той же статистике Kickstarter за 2012 год, больше всего денег люди вкладывают именно в творческие проекты - музыка, кино/клипы, книги и игры. Самое большое количество зарегистрированных проектов посвящено музыкальной теме, но больше всего средств привлекают именно игры - видимо, за них люди готовы платить побольше, чем за песни и альбомы.
Однако не у всех краудфандинг-сервисов все так безоблачно. Творческая площадка Naparapet в прошлом году значилась как ранняя версия, но дальше не продвинулась и на сегодняшний день считается мертвым проектом, хотя полюбоваться на их сайт еще можно. Русини, CrowdPress и Гдемоиденьги, объединенные Фондом Открытых проектов, пока не показывают впечатляющих результатов. На сайте Русини в графе «Уже собрано» значится всего 23 800 рублей, а CrowdPress и Гдемоиденьги как находились, так и находятся в стадии разработки, но о каких-либо сдвигах ничего не известно, так что, скорее всего, это уже мертвые ресурсы. Такая же участь «невыхода» из стадии разработки постигла несколько проектов, например, TaptoStart. Особую устойчивость показывают социальные проекты -
хорошие и добрые дела продолжают делать Тугеза, Мой учитель, Помоги.о^ и Электронный благотворительный ящик.
Сравнительная характеристика краудфандинговых площадок
Название Дата создания Стадия развития Какие проекты финансирует
Kroogi 2008 Работает Творческие проекты
Электронный благотворительный ящик 2009 Работает Социальные
81айарр 2009 Мертвый ресурс Любые
ThankYou.ru 2010 Работает Творческие проекты
Мой учитель 2010 Работает Социальные
С миру по нитке 2010 Работает Любые
№рагаре! 2011 Мертвый ресурс Творческие проекты
Startwithme 2011 Мертвый ресурс (сайт так и не открылся) Любые
Тугеза 2011 Работает Социальные
Тте-й^й: 2011 Мертвый ресурс Любые
Спонсор Здесь 2011 Мертвый ресурс Любые
Первый капитал 2011 Мертвый ресурс Творческие проекты
TaptoStart 2011 Мертвый ресурс Любые
¡ТКоеЮЩ 2012 Мертвый ресурс (твиттер не обновлялся с 1.08.12) Сервис заказа программного обеспечения в складчину
Planeta.ru 2012 Работает Творческие проекты (но планируется раздел для стартапов)
Русини 2012 Работает Социальные
Boomstarter.ru 2012 Работает Любые
CrowdPress 2012 Мертвый ресурс Творческие проекты
Гдемоиденьги.рф 2012 Мертвый ресурс Любые
ClickStart 2012 Мертвый ресурс Любые
Западные интернет-площадки краудфандинга
Краудфандингом могут заниматься частные лица или организации, используя различные средства коммуникации. Ниже мы рассмотрим интернет-площадки, предоставляющие создателям проектов собственные услуги для эффективной рекламы, привлечения аудитории и сбора денег. Существует достаточно много интернет-площадок, где заказчик (физическое лицо или организация) может выставить на обсуждение свой проект, описав его и конечную цель, указать сумму, необходимую для реализации проекта, и срок, в течение которого он собирается эти деньги собрать. Сайт выступает лишь как третье лицо, ответственности ни перед кем не несет, лишь помогая осветить проект, и распоряжается собранными средствами. Каждый посетитель сайта (иногда для этого требуется регистрация) может перевести любую сумму на счет создателя проекта. Собрать таким образом можно разные суммы, в зависимости от посещаемости интернет-площадки и привлекательности самого проекта. Сбор средств осуществляется на добровольной основе, иногда без гарантии вознаграждения: кто-то может получить специальные бонусы или призы за спонсирование, а кому-то достанется лишь скромная благодарность или какой-то символический подарок.
Kickstarter - самый популярный сайт краудфандинга, первоначально созданный исключительно для жителей и резидентов США. Лучшие проекты неожиданно собирали здесь несколько миллионов долларов за пару месяцев.
У сайта высокая посещаемость, а также строгая модерация проектов перед их публикацией: существует мнение, что модераторы отбирают потенциально успешные проекты,
которые снабжены видеороликом, где заказчик рассказывает о том, какие награды ждут спонсоров. Благодаря такому отбору неуспешные проекты на Kickstarter практически невозможно встретить. Другая проблема - принцип выплаты собранных средств. Kickstarter выплачивает заказчику деньги, только если проект собрал указанную сумму. Если до поставленной денежной планки проект не дотянул, все средства возвращаются спонсорам, а заказчик остается ни с чем. Рискнуть и опубликовать свой проект могут лишь те, кто проживает в США или Великобритании и имеет банковский счет в одной из этих стран. Kickstarter забирает себе 5 % от собранной суммы, а AmazonPayments, через который пользователи перечисляют средства, примерно 3-5 % от каждого взноса. Средний взнос здесь составляет около 130 долл.
Indiegogo - это международная платформа краудфандинга, созданная еще в 2008 году. На данный момент она помогла сотне тысяч проектов получить средства на реализацию. Платформа создана для проектов из сферы музыки и кино, благотворительности, а также для поддержки желающих открыть малый бизнес.
Главное отличие этого сайта — возможность получить собранные средства, даже если не достигнута указанная в проекте сумма. При этом создатели Indiegogo выступают как третья сторона, возлагая всю ответственность за проект на его создателя. Создавать проекты может любой желающий, обладающий собственным банковским счетом, а финансировать проекты пользователи могут при помощи любой банковской карты или системы PayPal. Сайт взимает комиссию только с создателей проектов в размере 4 %, если собрана вся сумма, в противном случае - 9 %.
RocketHub тоже является международной платформой с чертами социальной сети, предоставляющей возможность при помощи краудфандинга профинансировать практически любые творческие проекты. Это относится также к научным исследованиям, разработкам игр и к запуску стартапов.
Создатель проекта оповещает пользователей о своей кампании, используя различные социальные сети. Таким образом, он создает собственную аудиторию, численность которой стоит учитывать, указывая необходимую для проекта сумму. Финансировать проект может любой желающий. Комиссия взимается лишь с создателя проекта при выводе собранных средств -если собрана вся сумма, сайт забирает себе около 8 %, если лишь часть средств, то 12 %.
Planeta.ru стала русским аналогом сайта Kickstarter и одной из первых интернет-площадок для краудфандинга в Рунете, начав работу в июне 2012 года. Основные авторы проектов - творческие персоны и коллективы: один собирает средства на выпуск нового музыкального альбома, другой - на выплату гонораров собственным авторам или создание нового гаджета. Открыто несколько благотворительных проектов, которые ежемесячно собирают несколько десятков тысяч рублей.
Чтобы профинансировать проект, необходимо зарегистрироваться на сайте и купить «акцию» проекта. «Акции» проекта - это различные призы, которые пользователи получают в награду за финансирование. Оплатить покупку пользователи могут при помощи средств на личном виртуальном кошельке, пополнить который можно различными способами (виртуальные деньги, банковская карта, счет мобильного телефона или платежные системы). Создатель проекта может собирать всю или часть суммы на реализацию. Сайт превращен в подобие социальной сети, где создатели проектов и пользователи могут общаться друг с другом, делиться информацией. Благодаря этому повышается доверие, люди узнают друг друга, а проект с каждой активностью создателя получает больший шанс собрать необходимые средства. Помимо сервиса «акционирования», здесь также можно организовывать предзаказы на билеты для различных мероприятий. Planeta.ru снимает 5 % с итогового сбора, а выплачивает создателю средства только при условии, если указанная им сумма собрана. Иначе средства возвращаются в личные кошельки пользователей. Средний взнос здесь составляет около тысячи рублей.
«С миру по нитке» - еще одна русская платформа краудфандинга. Главное его отличие - проверка подлинности проекта и отслеживание поступающих средств.
Иными словами, информация о каждом проекте проверяется перед публикацией на надежность и подлинность. Если уже во время сбора средств выяснится, что создатель проекта намерен использовать средства совершенно в иных целях, его проект закрывается (как и возможность в будущем открывать новые проекты), а средства возвращаются пользователям. Платформа открыта для реализации любых проектов в сфере бизнеса, творчества или образования. Для оплаты взноса используется сторонняя платежная система, куда пользователь попадает, как только решит перевести деньги и поддержать проект. Сам проект взимает за каждый взнос около 3,9 %, а с итоговой суммы сбора проекта лишь 0,01 %. Важно, что создатель проекта получает нужную сумму только при условии, что проект сумел ее набрать. В противном случае средства возвращаются спонсорам.
«Яндекс.Деньги» давно используются для краудфандинга. Но если раньше люди собирали деньги на своих сайтах, то сейчас они перемещаются в соцсети. Наше приложение поможет быстро распространить информацию о любой акции в социальной сети, а информер будет в режиме реального времени показывать, сколько денег уже удалось собрать», - прокомментировала Наталья Хайтина, заместитель генерального директора платежной системы. Стоит отметить, что в последнее время и крупные компании обращают внимание на общемировой тренд и повышенный интерес к краудфандингу, например, в Facebook появилось приложение Яндекс.Денег, с помощью которого пользователи могут организовать сбор средств на различные нужды - от научных и благотворительных проектов до поездки за город с друзьями. Приложение получило название «Собирайте деньги». Также команда сервиса Яндекс.Музыка объявила о старте возможности отправить средства популярному исполнителю. На данный момент пользователи могут отправить деньги через систему Яндекс.Деньги.
Правила Краудфандинга
Четко заявленная цель
Публичный расчет всех расходов, которые предлагается покрыть с помощью пожертвований. Тезис «Деньги лишними не бывают» тут категорически не годится, потому что жертвователи могут направить средства и на другие благотворительные нужды. В мировой практике краудфандинга успешных примеров кампании без таргета не существует.
Прозрачный ход сбора
Информацию нужно сделать общедоступной, не только для тех, кто уже сделал взнос, но и для тех, кто только собирается принять решение. Нужны гласность и прозрачность.
Перед тем, как публиковать реквизиты, их нужно тестировать. При попытке перевода денег на определенный счет система может выдать сообщение, что получатель анонимен. Это наводит жертвователя на мысль, что перевод хорошо бы сделать с протекцией.
Помощь бывает не только денежной
Среди людей, сочувствующих проекту, могут оказаться и потенциальные рекламодатели, и менеджеры рекламных агентств, способные включить проект в свои медиапланы, и владельцы посещаемых площадок, которые могли бы помочь с привлечением аудитории.
Matching. Многие западные благотворительные структуры предъявляют соискателям грантов одно и то же условие: покажите нам matchingfunds - те деньги, которые в ваш проект вкладывают другие спонсоры. Наличие у грантодателя сторонних партнеров, верящих в этот проект и готовых в него вкладываться, служит залогом его реальности и состоятельности. В случае с краудфандингом значение имеют не привлеченные партнеры, а усилия команды, предпринятые для извлечения максимального КПД из пожертвованных денег.
Механизм доходности краудфандинговых платформ
Обычно платформы берут процент от привлеченных средств. Размер комиссии колеблется в России от 5 до 15 %. Planeta.ru, например, оставляет себе 10 %. Чтобы открыть проект на Planeta.ru, нужно внести 1500 рублей, которые будут возвращены, если проект ничего
в результате не соберет. Кроме того, сервис продает музыкальные альбомы, различные аксессуары, а еще собирается открыть продажу билетов на концерты.
Площадка «Русини», кстати, вообще не берет комиссию - она создана для решения социальных проблем.
Краудинвестинг как разновидность краудфандинга
Crowdinvesting использует финансовые возможности большого количества кредиторов, чтобы подкрепить многообещающие проекты финансами. Совместное регулирование спроса и предложения капитала при краудинвестинге осуществляется через интернет-платформы. При этом предприниматели определяют потребность в капитале, которую они хотят покрывать через крау-динвестинг и предоставляют в распоряжение потенциальным инвесторам подробную информацию о бизнес-идее и о планируемой реализации [5, с. 98].
Краудинвестинг - это инвестирование в проект, совершаемое большим количеством людей - микроинвесторов. Это вовсе не означает, что в проекте участвуют только микроинвесторы. Схемы бывают разные. Например, 51 % акций принадлежит фундерам, 2 % - бизнес-ангелу или венчурному фонду, а оставшаяся доля продается микроинвесторам, готовым вложить по несколько тысяч рублей. Микроинвесторы могут получить акции компании или долю активов стартапа. Возможно кредитование - фаундер должен будет вернуть занятые у краудинвесторов деньги с процентами. У краудинвестинга есть то же преимущество, что и у краудфандинга - массовая оценка перспективности и нужности проекта. А главный фактор привлекательности - возможность поиграть с удачей, попытаться угадать, какой стар-тап «взлетит». Мировая экономика тем временем наполняется реальными деньгами из копилок. Суммы могут быть совсем небольшими - суть не в привлечении «условно бесплатного» стартового капитала, а в том, чтобы привлечь в рынок инвестирования и стартап-деятельность больше участников.
Краудинвестинг - это игра. Не все стартапы будут успешными: прорывными станут единицы. Остальные инвестиции либо провалятся, либо принесут небольшую прибыль. Так что раудинвестирование подойдет только тем, кто четко осознает:
- Всю рискованность микроинвестиций, психологически готовы потерять вложения.
- Что краудинвестинг - это долгосрочная история.
- Что фактически они обеспечивают стартапу раунд посевных инвестиций.
- Это не «ставка всей жизни», нужно отдавать действительно свободную сумму.
- Во многом это имиджевая история.
- Due Diligence может вообще не проводиться, перспективность проекта оценивается приблизительно.
Анализ успешных краудфандинговых проектов
Он проводится с помощью коллективного финансирования. Такой способ осуществления различных проектов известен уже давно. Но благодаря интернету эта сфера получила новый импульс для развития. Первая интернет-компания по сбору средств для британской рок-группы была проведена еще в 1997 году. Собрано было 60 тысяч долларов. Этот успех вдохновил многих, и с 2000 года в интернете начали появляться специальные сайты для поиска спонсоров. На этих сайтах соискатели могут оставлять заявки с описанием своих проектов и собирать для них средства. Спонсорами могут стать все желающие. Сайтам, размещающим у себя проекты соискателей, достается небольшой процент от собранных денег. Сотрудничество людей, которые объединяют свои усилия для совместной поддержки других людей или организаций, называется краудфандинг. В дословном переводе это означает «финансирование толпой». Сбор средств может проводиться для самых разных целей: для инновационных и творческих проектов, для благотворительности, на финансирование политических партий, на создание и поддержку своего бизнеса, на разработку свободного ПО, совместные инвестиции в коммерческие проекты и многое другое. Барак Обама тоже собирал средства на свою предвыборную компанию методом краудфандинга. В итоге набралось
750 млн долл. При этом общее количество его спонсоров составило более 4 млн, а 80 % взносов не превышали сумму в 200 долл. Еще один интересный пример: компания по сбору средств для социальной сети Diaspora. Им удалось собрать 200 тысяч долларов. Известны примеры успешных компаний по сбору средств, которые собрали по несколько миллионов долларов на создание фильмов и компьютерных игр.
Некоторые проекты собрали внушительные суммы на создание различных электронных товаров. Есть и другие достаточно популярные сайты краудфандинга, например, Indiegogo. Там могут размещать свои проекты граждане из любых стран. Проекты размещаются самые разнообразные - вплоть до безумных. Многие ищут средства на личные нужды - на лечение себя или своих знакомых. Одной больной девушке помогли собрать деньги на экстракорпоральное оплодотворение. Коллектив слепых путешественников собрал средства для поездки на Южный полюс. Также на этом сайте часто размещают заявки на лечение больных животных. Нередко и они получают поддержку от спонсоров. Большой популярностью пользуются и другие площадки краудфандинга. Например, Crowdrise - специализируется на благотворительных сборах, а специализация у 33needs - социальные предпринимательские проекты. Количество сайтов для кра-удфандинга постоянно растет - уже сейчас их несколько десятков.
Площадки для поиска спонсоров создаются и в России. Несмотря на то, что средний доход жителя России существенно ниже западных стран, суммы на проекты собираются довольно часто. Уже сейчас многие авторы успешно собирают на российских площадках вполне приличные суммы - от 30 до 300 тысяч рублей. Максимальные суммы получают проекты в сферах музыки, кино и компьютерные игры. Но нередко и в других категориях появляются очень интересные и успешные проекты, такие как книги и театральные проекты. На Западе очень много технологических новинок собирают деньги именно с помощью краудфандинговых площадок. Эксперты прогнозируют в ближайшие годы рост направления краудфандинга во всем мире, в том числе и в России. Обычно площадка берет комиссию 5 % от собранной суммы только в том случае, если спонсоры пожертвуют необходимую сумму.
Таким образом, краудфандинг имеет перспективы развития в посткризисный период, формирования сетевой экономики и век информационных технологий.
Библиографический список
1. Kleemann, F., Voß, G., & Rieder, K. (2008): Un(der)paid Innovators: the commercial Utilization of Consumer work through Crowdsourcing. Vol. 4, No. 1, July 2008. (S. T.
(STI-Studies), Hrsg.) Chemnitz, Deutschland: Science Technology & Innovation Studies (STI-Studies). [Abgerufen am November 2013]
2. Leimeister, J. M. (2012): Crowdsourcing, Crowdfunding, Crowdvoting, Crowdcreation. 388 - bis 392. St.Gallen, CH: Zeitschrift für Controlling und Management.
3. Giudici, G., Nava, R., Lamastra, C. R., & Verecondo, C. (2012): Crowdfunding: the new frontier for financing Entrepreneurship? 13. Mailand, Italien: Department of Management, Production and Logistics - Politecnico de Milano.
4. Kortleben H, Vollmar B, 2012, "Crowdinvesting: Eine Alternative in der Gründungsfinanzierung?" PFH Forschungspapiere/Research Papers Göttingen, Deutschland: Private University of Applied Sciences (PFH). No. 2012/06. S. 4
5. Piller, F., & Hilgers, D. (2013): Praxis Handbuch Technologie Transfer, Innovative Methoden zum Transfer wissenschaftlicher Ergebnisse in die industrielle Anwendung (1. Auflage Ausg.). Düsseldorf: Symposium Publishing GmbH.
O. Yu. Patlasov,
Omsk Academy of the Humanities, Omsk regional Institute
CROWDFUNDING: TYPES, MECHANISMS. PROSPECTS FOR NATIONAL
FINANCING IN RUSSIA
A specific variety of croudfonding is considered. The comparative analysis of operating platforms is carried out. Foreign platforms of croudfonding are described. Mechanisms of platforms' profitability are
revealed. Success conditions of craudinvesting are analysed. The forecast of a national financing expansion in the Russian Federation is presented.
Keywords: co-financing, croudfunding, craudinvesting, croudsoursing, platforms, Internet platforms, startups, social projects.
References
1. Kleemann, F., Voß, G., & Rieder, K. (2008): Un(der)paid Innovators: the commercial Utilization of Consumer work through Crowdsourcing. Vol. 4, No. 1, July 2008. (S. T. (STI-Studies), Hrsg.) Chemnitz, Deutschland: Science Technology & Innovation Studies (STI-Studies). [Abgerufen am November 2013]
2. Leimeister, J. M. (2012): Crowdsourcing, Crowdfunding, Crowdvoting, Crowdcreation. 388 - bis 392. St.Gallen, CH: Zeitschrift für Controlling und Management.
3. Giudici, G., Nava, R., Lamastra, C. R., & Verecondo, C. (2012): Crowdfunding: the new frontier for financing Entrepreneurship? 13. Mailand, Italien: Department of Management, Production and Logistics - Politecnico de Milano.
4. Kortleben H, Vollmar B, 2012, "Crowdinvesting: Eine Alternative in der Gründungsfinanzierung?" PFH Forschungspapiere/Research Papers Göttingen, Deutschland: Private University of Applied Sciences (PFH). No. 2012/06. S. 4
5. Piller, F., & Hilgers, D. (2013): Praxis Handbuch Technologie Transfer, Innovative Methoden zum Transfer wissenschaftlicher Ergebnisse in die industrielle Anwendung (1. Auflage Ausg.). Düsseldorf: Symposium Publishing GmbH.
© О. Ю. Патласов, 2015
Автор статьи - Олег Юрьевич Патласов, доктор экономических наук, профессор, проректор, Омская гуманитарная академия, Омский региональный институт, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
Николай Евгеньевич Алексеев, кандидат экономических наук, доцент, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия.
Оксана Владимировна Сергиенко, кандидат экономических наук, доцент, Омский институт (филиал) Российского экономического университета им. Плеханова.
УДК 339.138
Е. С. Серебренникова, Общество с ограниченной ответственностью «Сибколбасы»
АНАЛИЗ РЕКЛАМЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МОТИВОВ
В настоящее время современную рекламу можно отнести к разделу психологии, ввиду того что воздействие на аудиторию осуществляется именно благодаря внушению на бессознательную часть головного мозга потребителя. Актуальность статьи не вызывает сомнения, поскольку воздействие рекламы на потребителя происходит вследствие использования различных мотивов в ней, которые имеют порой завуалированный смысл и побуждают к действию, благодаря возникшим эмоциям от просмотра рекламы.
Ключевые слова: реклама, психология, рациональные мотивы, эмоциональные мотивы, поведение потребителя.
Под мотивом в психологии понимается то, что может побудить к действию. Рассматривая современные приемы в рекламе, которые используют рекламопроизводители для активизации покупателей - наличие скидок, акций «два по цене одного» и т. п., можно сделать вывод о том, что они уже являются довольно слабым механизмом для побуждения к определенным действиям. Под качественной рекламой на современном рынке стала пониматься такая реклама, которая носит в себе глубокий смысл. Реклама воспринимается каждым потребителем по-разному, все зависит от его индивидуальных особенностей, но несмотря на это результат одинаков - побуждение к действию.