Научная статья на тему 'Использование краудфандинговых платформ в России и за рубежом'

Использование краудфандинговых платформ в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13447
1036
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАУДСОРСИНГ / КРАУДФАНДИНГ / КРАУДЛЕНДИНГ / КРАУДИНВЕСТИНГ / КРАУДФАНДИНГОВАЯ ПЛАТФОРМА / НАРОДНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / МИКРОФИНАНСИРОВАНИЕ / CROWDSOURCING / CROWDFUNDING / CROWDLENDING / CROWDINVESTING / CROWDFUNDING PLATFORM / NATIONAL FUNDING / MICROFINANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Ирина Владимирована, Безвесельная Анна Сергеевна

Рассмотрены этапы развития краудфандинга, исследованы особенности краудлендинга и краудинвестинга, их отличия от краудфандинга, как инструмента с нефинансовым вознаграждением. Дано описание лидирующих крауд-площадок в мире, а также категорий популярных проектов. Отражена специфика отечественных площадок в сравнении с зарубежными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF CROWDFUNDING PLATFORMS IN RUSSIA AND ABROAD

This article describes the development stages of crowdfunding, the peculiarities of crowdlending and crowdinvesting, their differences from crowdfunding, as a tool with non-financial rewards. The paper provides the description of crowdleading platforms in the world, as well as the categories of popular projects. It reflects peculiarities of national platforms in comparison with other countries.

Текст научной работы на тему «Использование краудфандинговых платформ в России и за рубежом»



УДК 336.63

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАУДФАНДИНГОВЫХ ПЛАТФОРМ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

И. В. Попова, А. С. Безвесельная

Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

irinapopova62@mail.ru AnnettLove @yandex. ru

Рассмотрены этапы развития краудфандинга, исследованы особенности краудлендинга и краудинвестинга, их отличия от краудфандинга, как инструмента с нефинансовым вознаграждением. Дано описание лидирующих крауд-площадок в мире, а также категорий популярных проектов. Отражена специфика отечественных площадок в сравнении с зарубежными.

Ключевые слова: краудсорсинг,

краудфандинг, краудлендинг, краудинвестинг, краудфандинговая платформа, народное финансирование, микрофинансирование.

UDC 336.63

THE USE OF CROWDFUNDING PLATFORMS IN RUSSIA AND ABROAD

I. V. Popova, A.S. Bezveselnaya

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation

irinapopova62@mail.ru AnnettLove@yandex.ru

This article describes the development stages of crowdfunding, the peculiarities of crowdlending and crowdinvesting, their differences from crowdfunding, as a tool with non-financial rewards. The paper provides the description of crowd- leading platforms in the world, as well as the categories of popular projects. It reflects peculiarities of national platforms in comparison with other countries.

Keywords: crowdsourcing, crowdfunding, crowdlending, crowdinvesting, crowdfunding platform, national funding, microfinance.

Введение. В настоящее время в СМИ, социальных сетях и других источниках информации часто упоминается такой способ реализации проектов, как краудсорсинг, а также множество направлений использования совместных человеческих усилий посредством данного способа, в частности — народное финансирование, формы которого рассмотрены в данной статье. Для лучшего понимания причин нарастающей популярности крауд-финансов в мире необходимо рассмотреть их основополагающую концепцию — краудсорсинг.

Впервые термин «краудсоринг» ввел редактор и журналист Джефф Хау в 2006 году. Краудсорсинг (от англ. crowd — толпа, source — происхождение) — это мобилизация ресурсов людей посредством информационных технологий с целью решения задач, стоящих перед бизнесом, государством и обществом в целом. В настоящее время существуют различные способы применения краудсорсинга, которые различаются как по тематике и виду получаемого результата, так и по категории привлекаемых людей. В связи со множеством точек приложения, в частности, благодаря интернет-технологиям, его классификацию в общем виде можно произвести по сфере жизни и типу решаемых задач [1].

По сфере жизни:

- бизнес-решение задач, стоящих перед ним;

- социальный — решение любого спектра задач, связанных с общественной деятельностью, взаимоотношениями между людьми, благотворительностью;

- политический (государственный) — проекты, обсуждения различных законов и иных государственных инициатив.

По типу решаемых задач:

Молодой исследователь Дона №!1eVJ №6(9)2017

- создание продукта (контента);

- голосование;

- поиск решения — от сложных научных задач до поиска оптимального тура с покупкой авиабилетов и экскурсий;

- поиск людей;

- сбор информации;

- тестирование программного обеспечения;

- сбор средств.

Краудсорсинг, как идеология, в России приобрел успех. Так, существует проект для улучшения состояния дорог — «РосЯма», реализуются социальные проекты, нацеленные на людей с ограниченными возможностями — «Барьеров нет», «Метро для всех», также создана «Карта Краудсорсинга» [2].

В разрезе рассмотрения краудсорсинга как инструмента для финансирования следует выделить три направления, о которых в дальнейшем пойдет речь:

-краудфандинг — сбор средств для реализации проектов без последующего участия в акционерном капитале;

- краудлендинг — кредитование физическими лицами других физических или юридических лиц через специальные интернет-площадки;

-краудинвестинг — сбор средств для реализации проектов с последующим участием в акционерном капитале [3].

Развитие краудфандинга за рубежом и в России. Краудфандинг (от англ. Crowd — толпа, Funding — финансирование) — способ народного финансирования с целью реализации продукта или услуги, помощи нуждающимся, проведения мероприятий, поддержки как физических, так и юридических лиц, получивший распространение благодаря интернет-технологиям [4].

Изначально с его помощью реализовывались некоммерческие культурные и социальные проекты, первым из которых был сбор средств на организацию гастрольного тура рок-группы Marillion в 1997 году [5].

После успешных нефинансовых крауд-проектов краудфандинг проник в сферу финансирования стартапов и локальных бизнесов, чему способствовали социальные медиа, позволяющие обмениваться информацией о новых проектах [6]. Краудфандинг классифицируется по цели проекта (бизнес проект, креативный, политический, социальный) и по виду вознаграждения для спонсоров (пожертвование, нефинансовое вознаграждение, финансовое вознаграждение) [4].

Среди международных краудфандинговых платформ самой популярной площадкой является Kickstarter, запущенная в 2009 году. Проекты платформы отслеживают американские корпорации, госструктуры и венчурные фонды, выбирая наиболее выгодные для финансирования. Сбор средств осуществляется по модели «Все или ничего», предполагающая возможность забрать только полностью собранную сумму. Десять самых успешных проектов на платформе за 2015 год привлекли 71,5 млн. долл. Преимущественно это были игры и технологические изобретения [7].

Вторая по популярности платформа «Indiegogo», запущенная в 2008 году, с более гибкой моделью финансирования, предполагает получение денег даже при недостигнутой финансовой цели. Здесь не существует ограничений по типу проектов. Однако 70% лидирующих проектов за 2015 год составляет категория «Технологии» [8].

За 8 лет с момента запуска Kickstarter краудфандинг активно развивался, и, по данным 2016 года, 75% американцев осведомлены о краудфандинге и спонсировали как минимум один проект.

На данном рынке появляются тематические площадки: «Energyfunders» — площадка, рассчитанная на коллективное финансирование в сфере энергетики и добычи сырья, Trevolta — для сбора денег на путешествия и многие другие. Краудфандинг на западном рынке охватывает практически все аспекты деятельности человека увеличивая темпы роста. С 2014 по 2015 г. он вырос на 167% и сумма привлечённых средств составила 16,2 млрд долл. Максимальный рост был отмечен в Азии — на 320%, а количество краудфандинговых платформ на 2017 год составляет более 1300 [9].

Стоит отметить преимущества краудфандинга, обусловившие его успех:

- Демократизация процесса поддержки искусства и культуры и создание добавочного дохода для индустрии развлечений.

- Поддержка инновационных решений и стартапов.

- Создание прозрачного и эффективного инструмента финансирования.

- Предоставление предпринимателям возможности предпродажи, исследования рынка, бесплатной рекламы.

- Получение информации о состоянии рынка и консультации от инвесторов.

- Содействие созданию совершенной конкуренции на рынке инвестиций.

- Объективные оценки экономических показателей проекта благодаря прямому контакту с потенциальными потребителями.

- Перераспределение инвестиций в наиболее перспективные проекты во время кризиса [10, 11].

Однако данный механизм имеет и недостатки:

- Мошенничество. Так как нет личного контакта между владельцем средств и идеи, то деньги могут быть использованы не по назначению, а идея украдена. Некоторые платформы ввели для снижения данного риска системы выявления мошеннических проектов.

- Несовпадение фактически нужной суммы с заявленной на старте проекта. Решением может быть использование площадками гибкой системы сбора средств, предполагающей возможность корректировки суммы.

- Затруднения при принятии решений о развитии проекта из-за географического разброса и большого количества спонсоров.

- Вероятность возникновения коллизии интересов касательно бизнеса у создателя проекта и инвесторов.

- Денежные потери спонсоров в случае неуспешного воплощения проекта [12].

Краудфандинг в России. За последние несколько лет данное явление в значительной мере

распространилось в России, но не достигает результатов европейских стран, Китая или США [9].

Причинами, по которым краудфандинг не получил широкого распространения как за рубежом, являются:

- отсутствие информирования СМИ об отечественных проектах;

- сложности для ведения коммерческой деятельности на начальном этапе;

- интернет-инфраструктура находится на стадии развития;

- плохая осведомленность участников данного рынка и низкая культура авторов;

- скептичное отношение населения ввиду опыта в 90-х с финансовыми пирамидами;

- преобразования западного краудфандинга произошли перед кризисом 2008 года, платформы предложили уже существующему рынку новые инструменты, а в России его развитие началось в 2013 году [9].

Развитие краудфандинга в России началось в 2008 году со стартом проекта «Kroogi.ru» — интернет-площадки для музыкантов, работающей по схеме «заплати сколько можешь». В 2012 произошел запуск площадок Boomstarter и Planeta.ru, а в 2014 году заработала платформа «Вместе: для добрых дел», платежная система WebMoney запустила услугу «Коллективные покупки» и сервис Funding, позволяющий организовывать мероприятия [9].

Наиболее заметными игроками отечественного рынка на 2017 год выступают Boomstarter и Planeta, составляющие 75-80% оборота рынка. Обе площадки работают по модели предоставления спонсору «нефинансового вознаграждения» и копируют соответственно западные проекты Kickstarter и Indiegogo. Boomstarter ввел раздел с мероприятиями и продажей на них билетов, создал проект совместно с Департаментом культуры города Москвы и ввел в 2016 году возможность сбора денег на проект до полного успеха без срока [13].

За период с 2012 по 2016 годы на «planeta.ru» авторы проектов собрали 432,4 млн рублей. На платформе существует онлайн-трансляция, интернет-магазин, а также осуществляется сотрудничество в категории «Благотворительность» с «МегаФоном» и с «Lipton» в категории «Социальное предпринимательство» [7].

Функционируют площадки социальной направленности, централизованные платформы для работы с общественным мнением, начинают развиваться проекты, связанные с производством продуктов питания [14].

Стоит отметить, что население страны в основном поддерживает финансовые проекты, которые готовы финансировать безвозмездно. К ним относятся фильмы, музыка, книги. Абсолютный рекордсмен на 2017 год — альбом группы «Алиса», собравший 11 333 777 руб. — 283% от заявленной суммы [2, 15].

По результатам проведенного Центробанком анализа деятельности десяти крупнейших краудфандинговых площадок за 2016 год, механизмом «народного финансирования» пользуется 10 тысяч россиян (0,007%). Так как рынок не регулируется, оценка его емкости — первый шаг в этом направлении, а непосредственно участники рынка прогнозируют его дальнейший рост. К примеру, с «Яндекс-деньги» за одиннадцать месяцев 2016 года люди перевели на благотворительность и краудфандинг около 665 млн рублей, что на 47% больше, чем за такой же период 2015 года. На planeta.ru сборы в 2016 году выросли на 45% по сравнению с 2015 г.: 20% средств пользователи перевели на социальные нужды, 19% привлекли музыкальные кампании и 17% — съемки видео и анимация. По прогнозам в конце 2017 года объем рынка краудфандинга достигнет 4 млрд руб., а с 2018 года сегмент будет показывать ежегодный рост в 15-30% [16].

Краудлендинг: зарубежный и российский опыт. В 2005 году заработал первый сайт «Kiva.org», посвященный вопросам микрофинансирования, а в 2006 первый p2p сайт по предоставлению ссуд в США — «Prosper.com», так было положено начало краудлендингу. На 2017 год в США лидером является «LendingClub», выпустивший свои акции на биржу и имеющий объем кредитного портфеля в 600 млн долл. Данный вид крауд-финансов активно развивается. Так, в 2012 году объем этого рынка составлял 2,4 млрд долларов, в 2013 — 5 млрд долларов, а в 2016 г. — 64 млрд долларов. Он является самым перспективным сегментом среди розничного кредитования [17].

В России начало краудлендингу было положено в 2011-2012 гг. с запуском площадок, первой из которых была «Вдолг.ру», в 2012 году открылась «Loanberry», в 2013 — «Credberry», а в 2014 стартовала платформа «Fingooroo». Стоит отметить, что с момента появления платформ наиболее популярными среди крауд-финансов были краудлендинговые, что обусловлено активным развитие микрокредитования под сверхвысокие проценты, снижением активности банков, ужесточением требований к заемщикам по потребительским кредитам (рис. 1) [3].

Краудлендинг

■ Краудфандинг

■ Краудинвестинг

Рис. 1. Структура рынка краудфинансов в РФ по обороту в 2014 г.

Краудинвестинг: специфика и развитие. Традиционно выделяют следующие формы краудинвестинга:

- роялти, при котором спонсор получает долю от доходов или прибыли финансируемого проекта. Данный подход активно практикуется в сфере финансирования музыки (SonicAngel), разработки игр (LookAtMyGame) и фильмов (Slated);

- акционерный краудфандинг — в качестве вознаграждения инвестор получает часть собственности, акции предприятия, дивиденды или право голосования на общих собраниях акционеров. Одна из таких платформ, существующая с 2005 года, — «EquityNet».

В последние годы заметно развитие электронных финансовых инструментов, в частности краудинвестинга. Общество и государство естественным путем двигаются в сторону безбарьерного привлечения необходимых средств коммерческими проектами. Самым известным законопроектом в этой сфере является американский Jump Our Business Startups (JOBS), узаконивший данный инструмент финансирования. Аналогично в Европе акционерный краудфандинг в полной мере использует правовую свободу. Одним из успешных примеров является британский проект «Seedrs». В целом, краудинвестинговые платформы разбросаны по всему миру и с каждым днем их становится все больше, индустрия продолжает ежегодно наращивать обороты [4].

В России краудинвестинг является самым «молодым» сегментом отрасли — первые площадки появились в 2014 году — StartTrack, VCStart и WeShare. Наиболее успешной является StartTrack.ru. По данным за 2014-2016 гг. 28 российских стартапов привлекли через платформу 507 млн рублей, на платформе зарегистрирован 1261 инвестор, в то время, как на американских — десятки тысяч зарегистрированных инвесторов. Причины таких сравнительно небольших масштабов в отсутствии заинтересованных инвесторов и регулирования на российском рынке краудинвестинга. Платформы вынуждены использовать разнообразные юридические и финансовые схемы для сбора средств [18].

Перспективы развития краудфандинга. Исходя из существующих тенденций, можно выделить следующие возможности использования краудфандинга:

- в 2016 году социальная сеть «Facebook» добавила функцию сбора средств для подтвержденных некоммерческих организаций (НКО), а в 2017 объявила, что запустит внутреннюю платформу для краудфандинга. В России «ВКонтакте» открыла доступ к денежным переводам, где получателем выступают группы, страницы мероприятий и публичные страницы. В дальнейшем ожидается массовая популяризация данного тренда;

Молодой исследователь Дона №!1eVJ №6(9)2017

- развитие краудфандинга в глобальный общественно-созидательный инструмент из-за его практичности;

- появление супер-платформ посредством развития лидеров рынка в географически разные направления и сбора множества инструментов и категорий проектов;

- становление нишевых и локальных конкурентов. С развитием гигантов будет появляться все больше узконаправленных сервисов. Уже сейчас есть яркие примеры: AppStore (приложения), barnraiser (сельское-хозяйство), Medstartr (медицина), Experiment (наука);

- развитие сервисов сбора предзаказов внутри интернет-магазинов от «Alibaba» до магазина с едой (food крауд-платформы);

- переход платформ из крауд-сервиса в тип постояннодействующих магазинов, даже после окончания крауд-кампании;

- избавления от лишних посредников между творчеством/деятельностью и читателями/зрителями/фанатами/меценатами посредством подписки;

- переход передачи и сбора средств в сторону мобильности;

- замена потребительского кредитования посредством краудлендинга, от бытовой техники до строительства многоэтажного квартирного дома;

- создание государственных и общественных проектов и фонды нового типа [19, 20].

Заключение. Развитие краудсорсинга, как инструмента финансирования, обусловлено его

преимуществами для малого предпринимательства, позволяющими, в частности, снизить издержки для бизнеса. Выделяют такие его основные формы, как краудфандинг, краудлендинг и краудивенстинг, каждой из которых принадлежит определенная ниша на финансовом рынке. В целом, наблюдается тенденция распространения данных направлений в мире. Однако в России оно проходит медленнее ввиду различных обстоятельств — отсутствие законодательного регулирования данной отрасли государством, низкая информированность населения о спектрах его использования. Это, в свою очередь, указывает на необходимость применения мер их поддержки и пропаганды, что способствует в дальнейшем прогрессу отечественного рынка кредитования и финансирования, и, как следствие, увеличению доли малого предпринимательства, снижению уровня коррупции посредством использования фондов нового типа и улучшению экономического благополучия населения.

Библиографический список.

1. Что такое краудсорсинг? [электронный ресурс] / Портал крауд-сервисов. — Режим доступа : http://crowdsourcing.ru/article/what_is_the_crowdsourcing (дата обращения: 11.05.2017).

2. Три причины, почему краудинвестинг не работает в России [электронный ресурс] / Медиа-ресурс Firrma. — Режим доступа: http://firrma.ru/data/s_opinion/2417/ (дата обращения: 11.05.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Рынок краудфинансов в РФ: Краудфандинг, Краудинвестинг, Краудлендинг [электронный ресурс] / JSON.TV. — Режим доступа : http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/rynok-kraudfinansov-v-rf-kraudfanding-kraudinvesting-kraudlending-20150121044017 (дата обращения: 11.05.2017).

4. Что такое Краудфандинг? [электронный ресурс] / Портал крауд-сервисов. — Режим доступа : http://crowdsourcing.ru/article/what_is_the_crowdfunding (дата обращения: 11.05.2017).

5. Санин, М. К. История развития краудфандинга. Классификация видов. Анализ перспектив развития и преимуществ // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент» — 2015. — № 4. — С. 57-63.

Молодой исследователь Дона №!1eVJ №6(9)2017

6. Баширов, Э. Р. Краудфандинг как эффективный способ финансирования проектов [электронный ресурс] // NovaInfo.Ru. — 2016. — №48. — С. 214-219. — Режим доступа : http://novainfo.ru/article/7080 (дата обращения : 11.05.2017).

7. Краудфандинговые платформы в России и мире [электронный ресурс] / РИА Новости. — Режим доступа: https://ria.ru/disabled_know/20160822/1474985105.html (дата обращения: 14.05.2017).

8. Краудфандинг 2015: вперед, к новым рекордам! / Портал крауд-сервисов. — Режим доступа : http://crowdsourcing.ru/article/kraudfanding_2015_vpered_k_novym _rekordam (дата обращения: 11.05.2017).

9. Кузьменко, В. А. Рынок краудфандинга в России: его анализ, история и перспективы [электронный ресурс] / Вернадский. Банк знаний и база первоисточников: архив и депозитарий учебных работ и научных исследований с проверкой на уровень заимствований. — Режим доступа:

http://vernsky.ru/pubs/6558/Rynok_kraudfandinga_v_Rossii_ego_analiz_istoriya_i_perspektivy?view_m ode=text (дата обращения: 11.05.2017).

10. Рогова, А. В. Краудсорсинг как инструмент социально-экономического развития региона [электронный ресурс] / Электронный научный журнал Современные проблемы науки и образования. — 2013. — №5. — Режим доступа : https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10531 (дата обращения: 11.05.2017).

11. Гусева, Д. Е. Краудфандинг: сущность, преимущества и риски [электронный ресурс] / Д. Е. Гусева, Н. Малыхин // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. — 2014. — №9. — Режим доступа : http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/ru/—ep14-09/1278-a (дата обращения : 12.05.2017).

12. Овчинникова, А. Ю. Краудфандинг как популярный способ финансирования [электронный ресурс] / Международный научно-исследовательский журнал. — 2017. — Т. 1, № 02(56). — С. 37-40. — Режим доступа : http://research-journal.org/wp-content/uploads/2017/02/02-3-56.pdf#page=37 (дата обращения: 12.05.2017).

13. Юрченко, А. А. Краудфандинг — новый способ финансирования [электронный ресурс] / Научная электронная библиотека «Киберленинка». — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/kraudfanding-novyy-sposob-finansirovaniya. (дата обращения : 12.05.2017).

14. «Фуд»-краудфандинг: тенденции и перспективы [электронный ресурс] / Блог Boomstarter. — Режим доступа : https://boomstarter.ru/blog/222 (дата обращения : 12.05.2017).

15. Группа «Алиса» Новый альбом [электронный ресурс] / Рlaneta.ru. — Режим доступа : https://planeta.ru/campaigns/kinchev (дата обращения: 12.05.2017).

16. 2 млрд рублей составил объем российского рынка краудфандинга в 2016 году [электронный ресурс] / Inc. Russia. — Режим доступа: http://www.incrussia.ru/news/2-mlrd-rubley-sostavil-obem-rossiyskogo-rynka-kraudfandinga-v-2016-godu/ (дата обращения : 12.05.2017).

17. История создания и эволюция развития краудфандинга [электронный ресурс] / Алена Попова. — Режим доступа: http://alenapopova.ru/crowdfunding/istoriya-sozdaniya-i-evolyuciya-razvitiya-kraudfandinga.html (дата обращения : 12.05.2017).

18. «Народное инвестирование» : итоги трех лет в США и в России [электронный ресурс] / Forbes. — Режим доступа : http://www.forbes.ru/finansy/investitsii/333881-narodnoe-investirovanie-vzroslenie-rynka-kraudfandinga (дата обращения : 12.05.2017).

19. Facebook позволит запускать в соцсети сбор средств на личные цели [электронный ресурс] / Rusbase. — Режим доступа : https://rb.ru/news/fb-crowdfundking/ (дата обращения : 12.05.2017).

20. В будущее краудфандинга на 7 минут [электронный ресурс] / A Medium Corporation [US]. — Режим доступа : https://medium.com/crowdfunding-in-russia/B бдущее краудфандинга на 7 минут -67597444912 (дата обращения : 12.05.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.