Научная статья на тему 'Краудфандинг в системе межсекторного партнерства'

Краудфандинг в системе межсекторного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1001
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРАУДФАНДИНГ / ПАРТНЕРСТВО / ИННОВАЦИОННЫЕ ИДЕИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ВЕНЧУРНЫЙ КАПИТАЛ / ФОНД РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-ИНИЦИАТИВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тесленко Ирина Борисовна, Вахромеев Никита Евгеньевич

Рассмотрены вопросы взаимовыгодного межсекторного партнерства, направленного на реализацию конкретных проектов, выработку новых (альтернативных) решений. Представлены новые механизмы и инструменты партнерства, способствующие ускорению развития бизнеса, такие как краудсорсинг и краудфандинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Crowdfunding in the systeme of intersectoral cooperation

The issues of mutually beneficial cross-sector partnership aimed at the implementation of specific projects, the development of new (alternative) solutions are considered. New mechanisms and tools partnership aimed at accelerating the development of the business, such as crowdsourcing and crowdfunding are presented.

Текст научной работы на тему «Краудфандинг в системе межсекторного партнерства»

УДК 334.732.2

И.Б. Тесленко Н.Е. Вахромеев

Irina Teslenko Nikita Vakhromeev

КРАУДФАНДИНГ В СИСТЕМЕ МЕЖСЕКТОРНОГО ПАРТНЕРСТВА

Аннотация. Рассмотрены вопросы взаимовыгодного межсекторного партнерства, направленного на реализацию конкретных проектов, выработку новых (альтернативных) решений. Представлены новые механизмы и инструменты партнерства, способствующие ускорению развития бизнеса, такие как краудсорсинг и краудфандинг.

Ключевые слова: краудфандинг, партнерство, инновационные идеи, инвестиционный проект, венчурный капитал, фонд развития интернет-инициатив.

CROWDFUNDING IN THE SYSTEME OF INTERSECTORAL COOPERATION

Annotation. The issues of mutually beneficial cross-sector partnership aimed at the implementation of specific projects, the development of new (alternative) solutions are considered. New mechanisms and tools partnership aimed at accelerating the development of the business, such as crowdsourcing and crowdfunding are presented.

Keywords: crowdfunding, cooperation, innovative ideas, investment project, greenfield finance, internet initiative growth fund.

Современные условия развития диктуют необходимость налаживания взаимовыгодных устойчивых отношений между секторами - государством (властью), бизнесом, некоммерческими организациями (НКО) и домохозяйствами. Проблемы развития каждого сектора требуют поиска новых путей их решения, в частности, через установление эффективного межсекторного партнерства.

Партнерство построено на определенных ожиданиях его участников. От НКО государство ждет содействия и поддержки в реализации социальной политики, рассматривает НКО как дополнительный инструмент государственного регулирования, источник дополнительных ресурсов, с помощью которого требуемые услуги можно оказывать дешевле и лучше. От бизнеса государство ждет инвестиций, поддержки развития отраслей экономики, снижения общественных затрат, гибкости и профессионализма управления, инновационной культуры. В свою очередь, НКО и бизнес ждут от государства совершенствования нормативно-правовой базы, налоговых льгот, грантов, лицензий, заказов, снижения имеющихся рисков. Решающим основанием становления взаимовыгодного межсекторного партнерства всегда является приоритетная социальная или экономическая проблема. На наш взгляд, партнерство - это не простая кооперация, а взаимодействие, нацеленное на реализацию конкретных проектов, выработку новых (альтернативных) решений, основанное на разделении ответственности и контрактных обязательств.

В истории многих стран, в том числе России, есть примеры достаточно успешного взаимодействия государства и бизнеса, проведения благотворительных акций бизнесом, деятельности НКО, направленных на целевые аудитории, а вот примеров долгосрочного взаимодействия всех секторов не так уж и много. Это связано с разными проблемами, стоящими перед каждым сектором, разными интересами, уровнем развития, силой влияния, возможностями, арсеналом средств, имеющихся в распоряжении каждого сектора. Однако это не означает, что возможности установления эффективного партнерства ограничены. Жизнь вынуждает изыскивать новые механизмы и инструменты такого партнерства. Одним из таких инструментов, все более набирающих силу за рубежом, является краудсорсинг и краудфандинг. Краудсорсинг и краудфандинг как термины, означающие народное финансирование (от англ. Crowd - толпа и Funding - финансирование) в целях реализации какого-либо проекта, появились одновременно в 2006 г. (автор Джефф Хауи (Jeff Howe)), хотя явление народного финансирования значительно старше.

© Тесленко И.Б., Вахромеев Н.Е., 2014

Краудфандинг - относительно новый метод финансирования проектов посредством Интернета: через сайты Facebook, Вконтакте, Twitter информация о краудфандинговых проектах доходит до пользователей, которые могут стать их спонсорами (бекерами). Сайты выступают лишь как третье лицо, помогая осветить проект, не неся ни перед кем ответственности, и распоряжаются собранными средствами. Каждый посетитель сайта может перевести любую сумму на счет создателя проекта.

Краудфандинг - своего рода инновация на рынке финансовых услуг, финансирование без участия банков, биржи, многогранное явление, учитывающее интересы физических и юридических лиц. Существует три известные на сегодняшний день разновидности краудфандинга:

- на основе финансового займа (p2p lending: www.lendingclub.com,www.prosper.com);

- деньги в обмен за вознаграждение (reward-based, www.kickstarter.com,www.ingiegogo.com);

- краудфандинг на основе пожертвований (donation-based).

В первом случае в качестве вознаграждения спонсор (инвестор) получает часть собственности, акции предприятия, дивиденды или право голосования на общих собраниях акционеров. В США на основании акта JOBS, подписанного президентом в апреле 2012 г., краудфандинговые платформы могут на легальной основе предлагать инвесторам данную форму участия. Однако комиссия по ценным бумагам и вкладам SEC (Securities and Exchange Comission) до сих пор не опубликовала директивы, разрешающие данный вид инвестирования, хотя и ввела недавно послабления, связанные с возможностью открытой рекламы проектов. В Европе акционерный краудфандинг в полной мере использует правовую свободу. Успешно специализируется на акционерном краудфандинге британский проект Seedrs. В Италии принят закон, легализирующий этот способ инвестирования стартапов. Во Франции ожидается принятие такого закона. В Нидерландах и Швеции таких специальных законов не существует, однако краудинвестинг весьма популярен. Активно он используется и в Новой Зеландии.

Во втором случае спонсор получает финансовое вознаграждение в обмен на свою поддержку. Выделяют следующие формы:

а) роялти (инвестор получает долю от доходов или прибыли финансируемого проекта), чаще всего используется в сфере финансирования музыки (SonicAngel), разработки игр (LookAtMyGame), фильмов (Slated) и т.д.;

б) народное кредитование (заемщик выигрывает в более низких тарифах и удобстве получения кредита, однако используется жесткий план-график возврата заемного капитала инвесторам; в случае социального кредитования проценты по кредиту номинальные или вообще отсутствуют; крупнейший представитель этой модели - платформа KIVA).

В третьем случае спонсоров в ответ на их поддержку ждет нефинансовое вознаграждение в виде записанного альбома, книги, гаджета, программного обеспечения, приглашения на концерт, упоминания в титрах, первого образца произведенного продукта, автографа и др. Авторы таких проектов обещают доставить продукт сразу после его производства, т.е. спонсоры становятся первыми обладателями результата коллективного финансирования. Самой успешной платформой, работающей по принципу нефинансового вознаграждения, является площадка Kickstarter (Кикстартер), которая только за 2012 г. собрала 320 млн долл. В последнем случае пожертвования являются добровольными актами, сделанными без всяких обязательств для получателя. Чаще всего эта модель применяется в социальных, политических и медицинских проектах (сбор средств на помощь в лечении заболевания или на деятельность благотворительной организации). В таком формате работают платформы www.betterplace.org/de в Германии, respekt.net в Австрии, Русини и dobro.mail.ru в России. Стоит отметить, что до 2012 г. это направление было доминирующим в рамках краудфандинга.

Краудфандинг дает шанс молодым бизнесменам найти деньги на проект. Это своеобразный способ отслеживания инновационных идей, оценки потенциального успеха того или иного проекта в

целях инвестирования в него в дальнейшем. Не случайно новым витком развития краудфандинга стал «краудинвестинг» («crowd investing» - «народное инвестирование»). Его отличие в том, что инвесторы делают вклады (так называемый субординированный кредит), дающие им право претендовать на часть прибыли. Это возможно только в случае успеха бизнеса. В случае неудачи инвестор не получает ничего [4]. В последнее время этот вид финансирования набирает силу в сфере финансирования стартапов и небольшого бизнеса [9].

Примером может служить запуск Оливером Люнштедтом (Oliver Lünstedt) нового каршеринг-портала Carzapp.net в Берлине на основе технологии открывания двери автомобиля без ключа. По статистике, личными автомобилями в Германии владельцы пользуются лишь один час в день. Чтобы машины не простаивали, была предложена новая схема каршеринга. Небольшой компьютерный блок встраивается в автомобиль и позволяет открывать его без ключа, т.е. можно арендовать транспорт, не встречаясь с хозяином лично. Дверь открывается при помощи смартфона, а ключ зажигания находится внутри автомобиля. Уже нашлась автостраховая компания, которая видит в этой бизнес-модели больше шансов, чем рисков. На интернет-платформе Seedmatch.de автору концепции Carzapp удалось собрать 250 тыс. евро: футуристическая технология, новаторство и гениальная простота концепции привлекли сразу 363 инвестора.

В целом, по предварительным прогнозам издания Crowd funding-Monitor, в 2013 г. в Германии объем собранных при помощи краудфандинга средств должен был достичь 5-6 млн евро, а краудин-вестинговых - 13-15 млн евро [4].

Краудфандинг представляет хорошие шансы для стартапов. Через него они получают признание. Так, идея успешного инновационного проекта зародилась у создателя компании SmartThings из Миннессоты Алекса Хаукинсона (Alex Hawkinson), он предложил интересный инвестиционный проект после того, как затопление в подвале привело к выходу из строя системы электроснабжения. Проект предполагает устройство по получению информации о существенном повышении температуры и возможном отключении электричества. На платформе Кикстартер проект получил внушительное финансирование в объеме 1,2 млн долл. (целью кампании было собрать всего 250 тыс. долл., однако уже в первый день было перечислено 100 тыс. долл. при общем числе бекеров 5 600) и заинтересовал одного из гигантов рынка Samsung. Результатом сделки стала покупка компании за 200 млн долл. Благодаря Интернету и краудфандинговой платформе компания SmartThings проделала путь от полной неизвестности до мирового признания и успеха всего за два года [2].

Краудфандинг можно считать дополнительной силой венчурного финансирования. С помощью таких платформ, как Kickstarter (Кикстартер) и Indiegogo, венчурные капиталисты получили доступ к практически бесконечному потоку хороших проектов, имеющих первичное подтверждение со стороны рынка. Kickstarter - платформа, ориентированная на творческие проекты, сбор средств на личные нужды или благотворительность не разрешается. На ее счету более 46 000 успешных кампаний. Компании используют возможности Kickstarter для сбора средств на проекты по расширению бизнеса, разработку приложений или покупку нового оборудования. Успешным проектом считается тот, который имеет четкую цель, достигает ее в течение первых 30-40 дней и вовремя доставляет пользователям обещанные виды вознаграждения. Средняя цель кампании: 5 000 долл., количество проваленных кампаний - 56 %. Согласно данным Kickstarter, только 10 % проектов не получают никаких дотаций. Kickstarter получает 5 % от успешно профинансированных проектов и ничего от провалившихся.

Indiegogo практикует более мягкую политику. Платформа позволяет собирать средства на любые цели. В отличие от Kickstarter, Indiegogo не курирует кампании и не накладывает ограничений на авторов проектов. Indiegogo позволяет запустить кампанию с фиксированными или гибкими условиями. Средняя цель кампании - 3 700 долл., количество проваленных кампаний - 80 %. В среднем

успешные кампании на Indiegogo длятся около 47 дней. Сайт получает 4 % от успешных кампаний, что делает платформу более экономной альтернативой Kickstarter.

Успех кампании на Indiegogo сложно предсказать, но многие пользователи выбирают именно эту платформу из-за возможности выбрать фиксированные или гибкие условия кампании. Главное отличие сайта Indiegogo - возможность получить собранные средства, даже если не достигнута указанная в проекте сумма [7].

Мэтью Уитлер (Matthew Witheiler) проанализировал 443 технологогических проекта, собравших более 100 тыс. долл. на Кикстартере и Indiegogo. Используя полученные сведения, аналитики из CBInsights изучили, насколько успешно данные компании привлекли впоследствии венчурный капитал.

В 2013 г. привлечение венчурного капитала в компаниях, получивших финансирование с помощью краудфандинга, стало мейнстримом. Было проведено 23 сделки общей стоимостью в 200 млн долл. (см. рис. 1).

Рис. 1. Количество и суммы венчурных сделок выпускников Kickstarter и Indiegogo

В 2014 г. активность инвесторов дает все основания предполагать, что показатели 2013 г. будут превзойдены - за первые 7 месяцев уже заключено 19 сделок. В марте 2014 г. Facebook объявил о покупке компании за 2 млрд долл., установив рекорд для краудфандинговых проектов.

Как Kickstarter (Кикстартер), так и Indiegogo являются компаниями с венчурным капиталом. Среди проанализированных 443 технологических проектов, собравших более 100 тыс. долл., бесспорно доминирует Кикстартер: через него профинансированы 82 % проектов из попавших в отчет. Но в целом для инвестора не так важно, откуда пришел проект, главное, что он собрал значительную сумму денег и соответственно получил одобрение рынка. Из 10 компаний, сумевших после крауд-фандинговой кампании привлечь наиболее значительный венчурный капитал, 7 представляют Кик-стартер, а 3 соответственно Indiegogo (см. рис. 2).

Топ 10 технологических проектов, получивших венчурный капитал

formlabsW

£ SmartThings

pebble ouvn Olifx

.PELOTON

.Iflop.

SCANADU

¡0

¡"CB'MSIGHTS

conoaj

Инвесторы

Norwest Venture Partners, Founders Fund, Horizons Ventures, Khosla Ventures, O'Reilly AlphaTech Ventures

Pltango Venture Capital, DFJ Growth Fund, Innovation Endeavors, LaurtctlCaprtaJ, Kapor Capital

Highland Capital Partners, Greylock Partners, First Round Capital, Lerer Hippeau Ventures

CRV

Kleiner Perkins Caufield & Byers, Mayfield Fund, Shasta Ventures, NVIDIA

Sequoia Capital

Tiger Global Management

Visa, Synchrony Financial Beta Fund

Relay Ventures, VegasTech Fund, AME Cloud Ventures

Khosla Ventures, Two Sigma Ventures, Brooklyn Bridge Ventures

Платформа

Indiegogo

Kickstarter

Kickstarter

Kickstarter

Kickstarter

Kickstarter

Kickstarter

Kickstarter

Indiegogo

Indiegogo www, cbinaghts.com

Рис. 2. Топ 10 технологических проектов, получивших венчурный капитал

Успех стартапов, прошедших через краудфандинг, позволяет выявить объективную последовательность финансирования бизнеса: сначала краудфандинг для получения доступа к ресурсам в момент становления, а затем финансирование венчурными игроками. Краудфандинг интересен особенно для тех, кому подходит модель предзаказов. Данная схема подходит для технологических компаний, поскольку позволяет проверить наличие спроса на продукт, выпустить партию по предзаказу, сделать необходимые доработки и быть готовым к следующему этапу финансирования. Эта некая обязательная программа для ряда стартапов [5].

В 2013 г., по оценкам аналитиков, платформы собрали более 5 млрд долл., в то время как за 2012 г. было собрано 2,7 млрд долл., превысив на 81 % показатели 2011 г. [9]. В 2014 г. самые захватывающие достижения в этой индустрии связаны с бизнес-краудфандингом. Кикстартер поставил себе невероятную цель - помочь творческим людям получить поддержку для их идей. Бизнес стал активно применять краудфандинг на базе нефинансового вознаграждения, чтобы протестировать свои идеи и привлечь первых клиентов.

Многие бизнесмены осознали, что для исполнения своих обещаний по вознаграждению и обеспечения растущего спроса на свой продукт необходимо ставить более масштабные цели финансирования. Тогда они обратились к краудинвестингу, чтобы найти инвесторов и нарастить производство. Лидерами являются, в том числе, и те фирмы, что были указаны на рисунке 2. Они стали из-

вестны благодаря бизнес-проектам, оцененным венчурными инветорами. Это проекты: Часы Pebble E-Paper (10 266 845 долл. за 37 дней, были произведены и поставлены вкладчикам спустя 10 месяцев после окончания кампании); Ouya (игровая консоль с открытым кодом, собрала более 8,5 млн долл. за 29 дней и была доставлена вкладчикам в течение 10 месяцев с момента запуска кампании); Pono Music (плеер Pono собрал более 6 млн долл. всего за 30 дней, высококачественный плеер будет доставлен вкладчикам кампании осенью 2014 г.); Bitvore (устройство помогает мониторить и анализировать большие непрерывные потоки данных, с которыми сталкивается множество компаний, проект собрал 4 500 000 долл. для дальнейшего развития продукта); Dash (первые в мире беспроводные «умные» наушники-вкладыши, которые совмещают функции музыкального плеера и фитнес-трекера, проект собрал 3 390 551 долл. за 50 дней, первые экземпляры будут доставлены вкладчикам осенью 2014 г.); Formlabs 3D Printer (массовое производство доступных 3D-принтеров, проект собрал 2 945 885 долл., вкладчики получили свои экземпляры принтеров весной 2013 г.); Oculus Rift (Oculus VR - гарнитура, помещающая геймеров в виртуальную реальность их любимых игр, проект собрал 2 437 429 долл. за 30 дней, позже был приобретен Facebook за 2 млрд долл.); 3Doodler (ручка-3D-принтер, которая позволяет каждому рисовать в 3D, проект собрал 2 344 134 долл. за 34 дня, вкладчики получили вознаграждение в течение года после окончания кампании); Canary Smart Home Security (система безопасности Canary Smart Home летом 2013 г. собрала более 1,9 млн долл. за 34 дня); Scanadu Scout (устройство отслеживает жизненно важные параметры организма, включая температуру, частоту дыхания, ЭКГ и степень эмоционального стресса, отправляя отчет через смартфон, проект собрал 1 664 574 долл. менее чем за 60 дней, устройство будет отправлено вкладчикам в течение 2014 г.) [6].

Краудфандинг доступен всем желающим. Статистика показывает, что женщины гораздо успешнее в финансировании проектов с помощью краудфандинга.

Среди проектов Kickstarter технологические проекты, возглавляемые женщинами, составляют не более 10 % от общего числа кампаний. Однако успеха добиваются примерно 2/3 женщин, в то время как мужчины достигают цели финансирования лишь в 30 % случаев. Специалисты объясняют это тем, что «женские» проекты получают значительную поддержку других женщин с активной жизненной позицией, которые не только продвигают свои проекты, но и поддерживают «соратниц» по бизнесу. Проанализировав 14 000 проектов, размещенных на платформе Kickstarter с апреля 2009 г. по март 2012 г., Алисия Робб показала, что женщины составляют около 44 % от общего числа беке-ров. Не менее 40 % проектов, запущенных женщинами, были профинансированы именно женской аудиторией. По мнению Алисии, женщины ставят перед собой более скромные цели, что также влияет на успешность проекта, но даже запрашивая аналогичные суммы, женщины чаще получают желаемое.

По данным платформы Indiegogo, женщины на 61 % успешнее мужчин в целом по кампаниям, а в таких областях, как развитие малого бизнеса и технологии, цели достигает 41 % кампаний, запущенных женщинами.

По данным The Wall Street Journal, процент успешных проектов на Kickstarter, предложенных мужчинами и собравшими как минимум 5 тыс. долл. в области технологий, составил за период с января 2010 г. по июль 2012 г. 30 %, женщинами - 65 %; в сфере кинематографии (фильмы) - соответственно 43 и 45 %; моды - 32 и 41 %, игр - 32 и 40 %; публикаций детских книг - 28 и 30 %, а в целом 32 и 37 % соответственно. Сходная ситуация складывается и на краудинвестинговых платформах. Женщины запустили около 2/3 кампаний, успешно достигших цели финансирования на CircleUp (70 % против 58 % у мужчин). Кроме того, эти проекты имеют более высокие показатели по просмотрам и привлекают большее количество инвесторов, даже не имея преимуществ по объемам выручки, рентабельности или другим показателям качества проекта [1].

Краудфандинг в России еще только набирает обороты и далеко не так популярен, как на Западе. Самыми заметными игроками рынка на данный момент являются краудфандинговые площадки Boomstarter и Planeta, вышедшие в середине 2012 г., собравшие к данному моменту уже более 30 млн руб. каждая. Обе площадки работают по модели предоставления спонсору «нефинансового вознаграждения» и копируют западные проекты Kickstarter и Indiegogo соответственно. Несмотря на полное сходство с американскими оригиналами, российские площадки постепенно обретают свое собственное лицо. Например, Boomstarter не так давно ввел раздел с мероприятиями и продажей на них билетов. Теперь любой желающий может создать событие (например, приезд в Россию известного киноактера) и собрать на это деньги.

Planeta.ru снимает 5 % с итогового сбора, а выплачивает создателю средства только при условии, если указанная им сумма собрана. Иначе средства возвращаются в личные кошельки пользователей. Средний взнос здесь составляет около 1 тыс. руб.

«С миру по нитке» - еще одна русская платформа краудфандинга. Главное ее отличие - проверка подлинности проекта и отслеживание поступающих средств. Если во время сбора средств выяснится, что создатель проекта намерен использовать средства совершенно в иных целях, его проект закрывается (как и возможность в будущем открывать новые проекты), а средства возвращаются пользователям. Платформа открыта для реализации любых проектов в сфере бизнеса, творчества или образования. Для оплаты взноса используется сторонняя платежная система, куда пользователь попадает, как только решит перевести деньги и поддержать проект. Проект взимает за каждый взнос около 3,9 %, а с итоговой суммы сбора проекта лишь 0,01 %. Важно, что создатель проекта получает нужную сумму только при условии, что проект сумел ее набрать. В противном случае средства возвращаются спонсорам [7]. Социальный краудфандинг тоже набирает обороты с появлением такого игрока, как dobro.mail.ru.

Пионером рынка краудинвестинга в России стала платформа SmartMarket.net. Сервис не ориентирован на мелких инвесторов (минимальная сумма вложения составляет 30 тыс. руб.) и на старте позволяет претендовать только на часть прибыли компании. Об участии в структуре владения самой компании речь не идет, поэтому сервис скорее можно отнести к модели Роялти, чем акционерного краудфандинга. Через несколько месяцев после своего старта платформа была заморожена на неопределенное время.

Следующим заметным игроком на рынке краудинвестинга была платформа JumpStartupper, которая предлагает инвесторам покупку долей в стартапах. На данный момент сервис работает в закрытом режиме и готовится к анонсу первых результатов своей деятельности.

С весны 2013 г. наблюдается бурный рост интереса к краудфандингу со стороны интернет-пользователей России. Популяризацией данного способа привлечения финансирования занимается портал Crowdsourcing.ru и компания «КраудКонсалтинг». Для России и некоторых других стран интерес к краудфандингу объясняется во многом оттоком инвестиций.

В целом краудфандинговых проектов в России насчитывается более 600. Это проекты категорий: анимация - 3, благотворительность - 178, дизайн - 20, еда - 7, игры - 22, искусство - 52, кино, фильмы и видео - 67, литература - 56, мода - 4, музыка - 91, общество - 42, спорт - 1, танцы - 1, театр - 10, технологии - 67, фотография - 7, хореография - 1, другое - 6. Среди 20 текущих краудсор-синговых проектов только один проект является государственным.

С 4 августа 2014 г. российское интернет-издание Crowdsourcing.ru запустило первый в России открытый сервис статистики для краудфандинговых проектов (Краудтрек). Его иностранный аналог kicktraq.com пользуется огромной популярностью на Западе [10]. Анализ показал, что на конец августа 2014 г. на сервисе статистики нет ни одного проекта раздела «Наука». В разделе «Технология» самые успешные проекты собрали не более 70 % от необходимой суммы. Один из них - проект физи-

ческого лица «Доставка путешественниками» (Gransjoy.com). Суть проекта - передавай посылки в любую точку мира или заказывай вещи из-за границы с помощью путешественников на сервисе Gransjoy.com. Цель сборов - 200 тыс. руб. С 30 июля собрано 141 280 руб. (70 %), участвовало 253 спонсора, срок окончания - 13 сентября.

Больше всего собирается средств для проектов раздела «Благотворительность». Самым успешным в настоящее время является проект Благотворительного фонда «Дети без мам» - «Сбор средств на оплату ухода за детьми-сиротами, находящимися в больницах на лечении». Цель сборов -150 тыс. руб., собрано уже 685 615 руб. (457 %). До окончания срока (15 сентября 2014 г.) осталось две недели [12].

Выделяют два самых крупных краудфандинговых проекта в России - это кампания Навального на выборах мэра Москвы (собрано 104 млн руб.) и благотворительная платформа Помоги.орг, собравшая за 6 лет 10 млн долл. [3].

Статистика сборов отражается на сайте в виде индексов. В частности, используется индекс CFNINDEX - обобщающий индекс по сборам за день на рынке краудфандинга, охватывающий как сегмент нефинансового вознаграждения (модель Кикстартера), так и благотворительности в России. Например, 23 августа было собрано 3 932 528 руб., что ниже показателя 22 августа (6 566 074 руб.). Индекс CFNINDEX (WEEK) - обобщающий индекс за неделю, иллюстрирующий показатели сборов на рынке краудфандинга в России. Так, за неделю с 11 по 17 августа было собрано 10 661 504 руб., что на 2 965 778 руб. больше, чем за период с 4 по 10 августа. Из них 8 714 544 руб. собрано сфере нефинансового вознаграждения, 1 946 960 руб. - в сфере пожертвований (благотворительности) [11].

Дальнейший успех развития краудфандинга в России не возможен без соответствующей законодательной базы. Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) предложил прописать в российском законодательстве новые инструменты, которые позволят упростить некоторые виды инвестирования. На Западе такие возможности существуют уже давно, из-за чего некоторые игроки российского венчурного рынка предпочитают заключать сделки в иностранных юрисдикциях. ФРИИ и Исследовательский центр частного права (ИЦЧП) при Президенте РФ направили правительству предложения о мерах, которые должны способствовать упрощению деятельности венчурных инвесторов в России. Они предлагают усовершенствовать Гражданский кодекс РФ и ряд законов, в том числе законы «Об обществах с ограниченной ответственностью» и «Об акционерных обществах», «О государственной регистрации юридических лиц» и «О рынке ценных бумаг». ФРИИ предлагает ввести в российскую правовую практику инструменты, которые уже действуют за рубежом. Наибольшие трудности возникают у проектов, которые нуждаются в относительно небольших инвестициях - до 18-35 млн руб. (0,5-1 млн долл.) - на ранней стадии своего развития. Эти средства сложно получить у классических венчурных фондов, которых интересуют более крупные вложения.

На Западе этот этап финансирования все чаще покрывают краудфандинг и краудинвестинг. Последнее подразумевает, в том числе, объединение небольших инвестиций бизнес-ангелов. Крау-динвестинг в США с 2012 г. признается отдельным видом деятельности на рынке ценных бумаг.

ФРИИ и ИЦЧП предложили правительству ввести в законодательство такие инструменты, как конвертируемый заем, опционный договор на акции, опционные программы для работников, классы акций и категории долей в уставном капитале, возможность допэмиссии акций в пользу определенного лица на основании договора, договоры эскроу и совместного счета и др. Некоторые из этих возможностей в российском законодательстве отсутствуют, другие работают лишь частично [8]. Надеемся, что эти инициативы будут поддержаны в правительстве.

В целом, подводя итог рассмотрению феномена краудфандинга, можно сказать, что это многогранное, сложное и крайне значимое явление. Это, по сути, новый современный уровень взаимодействия потребителей и производителей в век информационных технологий, своеобразный марке-

тинговый инструмент, способ ускорения развития бизнеса, альтернатива финансированию банковским сектором для ряда стран, достаточно эффективный инструмент межсекторного партнерства. Согласно Dow Jones VentureSource, успешные технологические кампании на Kickstarter получают в среднем около 90 тыс. долл., в то время как венчурные компании могут выделить своим протеже от 600 тыс. до 3 млн долл. в первых раундах финансирования.

Тем не менее краудфандинг предоставляет предпринимателям необходимые средства, маркетинговую поддержку и начальный покупательский спрос. Около 90 % успешных выпускников Kickstarter в сфере дизайна, технологий и видеоигр благополучно продолжают работу как минимум спустя 18 месяцев после окончания кампании; примерно треть предприятий приносят годовой доход в размере около 100 тыс. долл. [1].

Библиографический список

1. Женщины достигают успеха в Краудфандинге намного чаще мужчин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://crowdsourcing.ru/article/zhenshhiny_dostigayut_uspexa_v_kraudfandinge_namnogo_chashhe_ muzhchin

2. Компания Samsung купила выпускника Кикстартера SmartThings за $200 млн [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://crowdsourcing.ru/article/fond_razvitiya_internetiniciativ_frii_predlozhil_ legalizovat_v_rossii_kraudinvesting?link=themelist

3. Носик А. Лучше Краудфандить на хороший бизнес, чем на плохой! [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://crowdsourcing.ru/article/top_10_kampanij_vsex_vremen_v_sfere_bizneskraudfandinga?link=themelist

4. О Краудфандинге и Краудинвестинге [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://crowdsourcing.ru/article/o_kraudfandinge_i_kraudinvestinge

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Технологические проекты привлекают венчурный капитал в 5 раз чаще после кампании на Кикстартере, чем на Indiegogo [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://crowdsourcing.ru/article/texnologicheskie_proekty_privlekayut_venchurnyj_kapital_v_4_raza_chashhe_pos le_kampanii_na_kikstartere?link=themelist

6. Топ 10 кампаний всех времен в сфере бизнес-Краудфандинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://crowdsourcing.ru/article/top_10_kampanij_vsex_vremen_v_sfere_bizneskraudfandinga?link=themelist

7. Усова В. Краудфандинг: каким российским и западным интернет-площадкам отдать предпочтение? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.towave.ru/pub/kraudfanding-kakim-rossiiskim-i-zapadnym-internet-ploshchadkam-otdat-predpochtenie.html

8. Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) предложил легализовать в России Краудинвестинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://crowdsourcing.ru/article/fond_razvitiya_internetiniciativ_ frii_predlozhil_legalizovat_v_rossii_kraudinvesting?link=themelist; www.venture-news.ru

9. Что такое Краудфандинг? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://crowdsourcing.ru/article/ what_is_the_crowdfunding?link=themelist

10. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://crowdsourcing.ru/article/v_rossii_zapustili_servis_ statistiki_kraudfandingovyx_proektov_kraudtrek

11. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://crowdsourcing.ru/cfnindex

12. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://crowdsourcing.ru/crowdfunding_projects/ tracking/dostavka_putieshiestviennikami_gransjoy_com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.