Научная статья на тему 'Краудфандинг - новый способ финансирования'

Краудфандинг - новый способ финансирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1844
413
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАУДФАНДИНГ / CROWDFUNDING / НАРОДНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / NATIONAL FUNDING / КЛАССИФИКАЦИЯ / CLASSIFICATION / ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ / COMPENSATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрченко А. А., Кузнецова В. А.

Рассматривается сущность, преимущества и цели краудфандинга. Показана его роль в финансировании разнообразных проектов. Дана классификация краудфандинга, описаны способы вознаграждения участников народного финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CROWDFUNDING - A NEW WAY OF FINANCING

The article deals with the essence, advantages and objects of Crowdfunding. Shows its role in the financing of various projects. The classification of Crowdfunding, describes how to reward members of the national funding.

Текст научной работы на тему «Краудфандинг - новый способ финансирования»

УДК 336.4

КРАУДФАНДИНГ - НОВЫЙ СПОСОБ ФИНАНСИРОВАНИЯ

А. А. Юрченко Научный руководитель - В. А. Кузнецова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: [email protected]

Рассматривается сущность, преимущества и цели краудфандинга. Показана его роль в финансировании разнообразных проектов. Дана классификация краудфандинга, описаны способы вознаграждения участников народного финансирования.

Ключевые слова: краудфандинг, народное финансирование, классификация, вознаграждение.

CROWDFUNDING - A NEW WAY OF FINANCING

A. A. Yurchenko Scientific Supervisor - V. A. Kuznetsova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

The article deals with the essence, advantages and objects of Crowdfunding. Shows its role in the fmancing of various projects. The classification of Crowdfunding, describes how to reward members of the national funding.

Keywords: crowdfunding, national funding, classification, compensation.

Последнее время загадочное иностранное слово «краудфандинг» все чаще встречается в Интернете. Уже многие знают, что оно происходит от слов crowd - «толпа» и funding - «финансирование», то есть crowdfunding - это коллективное финансирование благотворительных и коммерческих проектов. Однако немногие знают, как и когда появилось народное финансирование, а также, кому и зачем вообще подобная форма финансирования может быть нужна. Более того, некоторые еще и не подозревают, что уже участвовали в краудфандинговых проектах.

И, несмотря на то, что само слово «краудфандинг» кажется русскоговорящему человеку чем-то новым, американским и непонятным, само коллективное финансирование существует много веков, а сейчас лишь обрело «второе дыхание» и новое название благодаря всемирной паутине.

Краудфандинг заключается в привлечении финансовых ресурсов от большого количества людей с целью реализации продукта или услуги, помощи нуждающимся, проведения мероприятий, поддержки как физических, так и юридических лиц и т. д. Считается, что термин «краудфандинг» появился одновременно со своим старшим братом «краудсорсингом» в 2006 году, и его автором является Джефф Хауи (Jeff Howe), однако само явление народного финансирования значительно древнее. К примеру, строительство статуи свободы в Нью-Йорке, средства на которую собирали всем народом [4].

При всей своей древней истории краудфандинг является относительно новым методом финансирования проектов при помощи Интернета. После удачных воплощений в области некоммерческих культурных и социальных проектов краудфандинг набирает свою силу и в сфере финансирования стартапов (проектов, идей бизнеса, рассчитанных на быструю реализацию) и локальных бизнесов.

Важнейшими инструментами для обмена информацией о краудфандинговых проектах являются социальные сети (специализированные сайты Facebook, ВКонтакте, Twitter), которые способствуют преобразованию социального капитала в капитал финансовый и уменьшению роли посредников. Ведь теперь можно получить финансирование без участия банков, венчурных капиталистов или

Секция «Финансово-кредитные отношения на предприятиях аэрокосмической отрасли»

биржи. Процесс стал намного проще, прозрачнее и демократичнее. Надо сказать, что традиционные посредники относятся к Краудфандингу с некоторой осторожностью, потому что видят в нем потенциальную угрозу. Однако и для них Краудфандинг в своем роде полезный инструмент. Ведь с его помощью они могут отслеживать инновационные идеи и использовать «мудрость толпы» для оценки потенциального успеха того или иного проекта с целью создания его клона или инвестирования в него традиционными способами [2].

Темпы роста рынка Краудфандинга поистине впечатляют. За 2012 год было собрано 2,7 млрд долл., что на 81 % превысило показатели 2011 года. За 2013 год - показатели выросли почти в 2 раза, до уровня 5,1 млрд долл. 2014 год принес индустрии 10 млрд долл., и по прогнозам на 2015 год этот объем увеличится вдвое [1].

Краудфандинг можно классифицировать по признакам:

- по цели проекта (социальный, политический, коммерческий, креативный проект);

- по виду вознаграждения для спонсоров.

В последнем случае различают:

- отсутствие вознаграждения (пожертвования). Пожертвования обычно являются добровольными актами, сделанными на основе альтруизма и без всяких обязательств для получателя. Чаще всего эта модель применяется в социальных, политических и медицинских проектах (сбор средств на помощь в лечении заболевания или на деятельность благотворительной организации). В качестве обратного действия может выступать банальное «спасибо», упоминание донора на сайте и т. д. В качестве примеров таких платформ можно привести http://www.betterplace.org/de в Германии, http://respekt.net/ в Австрии, Русини и dobro.mail.ru в России. Стоит отметить, что до 2013 года это направление было доминирующим в рамках всего краудфандинга;

- нефинансовое вознаграждение. Оно может выражаться в виде записанного альбома, приглашения на концерт, упоминания в титрах, первом образце произведенного продукта, автографа и всего того, на что хватит воображения автору проекта. А вот чего делать нельзя, так это предлагать в качестве вознаграждения финансовые средства, доли в бизнесе и тому подобные денежные поощрения. Частным случаем является вознаграждение в виде предзаказа, например, книги, фильма, музыкального альбома, программного обеспечения, нового гаджета. Авторы таких проектов обещают доставить продукт сразу после его производства;

- финансовое вознаграждение (краудинвестинг), которое получает спонсор (в данном случае инвестор) в обмен на свою поддержку в виде бонусов, дивидендов, акций и др. Выделяют три формы краундинвестинга:

1. Роялти. Является логическим продолжением схемы нефинансового вознаграждения. Только кроме нефинансовых бонусов и различных поощрений спонсор (инвестор) получает долю от доходов или прибыли финансируемого проекта.

2. Народное кредитование. Заемщик выигрывает в более низких тарифах и удобстве получения кредита. Ключевой характеристикой данной формы является наличие четкого плана-графика возврата заемного капитала инвесторам.

3. Акционерный краудфандинг. Пожалуй, это самая передовая форма Краудфандинга, где в качестве вознаграждения спонсор (инвестор) получает часть собственности, акции предприятия, дивиденды или право голосования на общих собраниях акционеров.

Краудфандинг в России еще только набирает обороты и далеко не так популярен как на Западе. По сути, 2012 г. стал точкой отсчета для коммерческого Краудфандинга в России.

Самыми заметными игроками рынка на данный момент являются Краудфандинговые площадки Boomstarter и Planeta, вышедшие в середине 2013 года, стремительно набирающие популярность и собравшие к данному моменту уже более 30 млн. руб. каждая. Обе площадки работают по модели предоставления спонсору «нефинансового вознаграждения» и копируют западные проекты Kickstarter и Indiegogo соответственно. Несмотря на полное сходство с американскими оригиналами российские площадки постепенно обретают свое собственное лицо [2].

Так, например, Boomstarter не так давно ввел раздел с мероприятиями и продажей на них билетов. Теперь любой желающий может создать событие (например, приезд в Россию известного киноактера) и собрать на это деньги. А в рамках ежегодной Недели российского Интернета Генеральный директор Boomstarter презентовал еще более новый и прорывной сервис - Подарки (КраудГифтинг). Он позволит собирать средства на подарки к значимым событиям из любой точки мира.

Социальный краудфандинг также набирает обороты и с появлением таких игроков как Dobro.mail.ru начнет агрегировать все больше средств для помощи нуждающимся.

Пионером рынка краудинвестинга в России стала платформа SmartMarket.net. Сервис не ориентирован на мелких инвесторов (минимальная сумма вложения составляет 30 тыс. руб.) и на старте позволяет претендовать только на часть прибыли компании. Об участии в структуре владения самой компанией речь пока не идет, поэтому сервис скорее можно отнести к модели Роялти, чем акционерного краудфандинга [3].

Следующим заметным игроком на рынке краудинвестинга была платформа Jump Startupper, которая предлагает инвесторам покупку долей в стартапах. На данный момент сервис работает в закрытом режиме и готовится к анонсу первых результатов своей деятельности.

Примерно с марта 2013 года наблюдается взрывной рост интереса к краудфандингу со стороны интернет-пользователей России. Проводится все больше мероприятий, направленных на популяризацию данного способа привлечения финансирования [4].

Наряду с социальными и не коммерческими задачами, краудфандинг обладает потенциалом стать альтернативной формой финансирования бизнес-проектов на ранней стадии. Ключевыми преимуществами и целями краудфандинга являются:

- демократизация процесса поддержки искусства и культуры, а также генерирование дополнительного дохода для индустрии развлечений;

- поддержка инновационных решений и стартапов, что в том числе позволит традиционным посредникам находить успешных и талантливых людей;

- создание прозрачного и эффективного механизма для народного финансирования проектов.

Библиографические ссылки

1. Как реализовать проект с помощью краудфандинга? [Электронный ресурс]. URL: http://forbes.ua/ (дата обращения: 26.03.2015).

2. Краудфандинг. Мифы и реальность [Электронный ресурс]. URL: http://piterhandra.livejournal. com/ (дата обращения: 04.04.2015).

3. Краудфандинг в России [Электронный ресурс]. URL: http://rusbase.vc/ (дата обращения: 01.04.2015).

4. Краудфандинг [Электронный ресурс]. URL: http://crowdsourcing.ru/ (дата обращения: 06.05.2015).

© Юрченко А. А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.