Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТИВИЗМ И КОЛЛАБОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ'

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТИВИЗМ И КОЛЛАБОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТИВИЗМ / КОЛЛАБОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОВМЕСТНАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ В МАЛЫХ ГРУППАХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рафикова А.С.

Статья посвящена рассмотрению коллаборативного обучения как социально-конструктивистского подхода к обучению. Конструктивистская учебная среда представляет собой место, где обучающиеся взаимодействуют друг с другом, помогая друг другу, используют различные инструменты и информационные ресурсы, которые позволяют преследовать цели обучения и заниматься деятельностью по решению проблем. Описана роль языка в конструировании знаний в условиях коллаборативного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL CONSTRUCTIVISM AND COLLABORATIVE LEARNING

The article is devoted to the consideration of collaborative learning as a social-constructivist approach to learning. A constructivist learning environment is a place where learners interact with each other and help each other, using various tools and information resources that allow them to pursue learning goals and engage in problem solving. The role of language in the development of knowledge in collaborative learning is described.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТИВИЗМ И КОЛЛАБОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ»

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТИВИЗМ И КОЛЛАБОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ А.С. Рафикова, канд. псих. наук, ст. науч. сотр.

Государственный академический университет гуманитарных наук (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-5-1-165-168

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению коллаборативного обучения как социально-конструктивистского подхода к обучению. Конструктивистская учебная среда представляет собой место, где обучающиеся взаимодействуют друг с другом, помогая друг другу, используют различные инструменты и информационные ресурсы, которые позволяют преследовать цели обучения и заниматься деятельностью по решению проблем. Описана роль языка в конструировании знаний в условиях коллаборативного обучения.

Ключевые слова: социальный конструктивизм, коллаборативное обучение, совместная интеллектуальная деятельность, образование, обучение в малых группах.

«Коллаборативное обучение» - обобщающее понятие для множества образовательных подходов, в основе которых лежит совместная интеллектуальная деятельность обучающихся или обучающихся и преподавателей [1]. Учебный процесс происходит в группах более 2 человек, с целью понимания материала, поиска решений и создания образовательного продукта. Согласно исследованиям, обучение в малых группах повышает эффективность обучения [2, 3], способствует развитию творческих способностей [4], позитивно воспринимается студентами [5], совершенствует коммуникативное поведение [6].

Как оппозиция к натренированному результату в высокоструктурированной учебной ситуации, коллаборативное обучение создает ситуации «естественности учения». Участники формируют свою собственную учебную ситуацию и интегрируют знания и компетенции, что создает эффект совместности [7].

Теоретической основой коллаборатив-ного обучения являются конструктивизм, теория социального научения и педагогика социальной справедливости [8]. Согласно теории социального конструктивизма Л.С. Выготского, процесс обучения, по своей сути, носит социальный характер, и отделить процесс обучения от его социального контекста невозможно [9]. Социально-конструктивистский подход к про-

цессу обучения предполагает создание обучающимися новых знаний на основе изначально имеющихся у них знаний [10]. На основе идей социального конструктивизма Л.С. Выготского возможно выделить два направления размышлений. Во-первых, знание не просто воспринимается и присваивается человеком - оно конструируется им. Во-вторых, знание конструируется в социальном взаимодействии обучающихся между собой и с педагогом [11].

Согласно теории социального конструктивизма, высшие психические функции имеют социальный генезис: «все высшие психические функции появляются на свет дважды: вначале как функции интерпсихические (внешнепсихические), развернутые в отношениях между взрослым (носителем культурного опыта) и ребенком (осваивающим культурный опыт). На втором этапе они проявляются как функции интрапсихические, то есть собственно психические (внутренние). Таким образом, все высшие психические функции вначале существуют как развернутые формы взаимодействия взрослого и ребенка, а затем, сворачиваясь, превращаются в индивидуальные психические функции» [12]. Выготский утверждал, что «психологическая природа человека представляет собой совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и ее структуры» [12].

В контексте социального конструктивизма коллаборативное обучение формирует сообщество для совместного создания знаний, предоставляет людям возможность учиться у более компетентных членов группы и способствует разработке концепции, дает возможность увидеть ситуацию с точки зрения другого человека и обеспечивает благоприятные условия для максимальной вовлеченности в обучение. При этом, роль преподавателя с «распространителя знаний» меняется на «координатора учебного процесса» [13].

Согласно теории Л.С. Выгосткого, пространство задач, которые обучающиеся могут выполнить только под руководством наставника (учителя) или в сотрудничестве с другими более компетентными членами группы, имеющими более широкие знания и набор навыков, является зоной ближайшего развития. «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие ещё, но находящиеся в процессе созревания, которые созреют завтра, которые сейчас находятся ещё в зачаточном состоянии; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития, то есть тем, что только созревает» [14].

Участники группы имеет разные уровни способностей и, следовательно, будут иметь разную зону ближайшего развития в контексте проекта. Это позволяет участникам процесса обучения помогать другим участникам, обладающим компетенциями, которые отличаются от их собственных, и, таким образом, обеспечивают поддержку, необходимую для совместной работы группы для достижения одной цели. Подобный способ взаимодействия, при котором обучающийся решает задачу при поддержке более опытного человека, называется скаффолдинг. Скаффолдинг представляет собой «временную и гибкую систему, которую можно быстро и легко собрать и разобрать после выполнения учеб-

ной задачи, при этом зона ближайшего развития учащегося расширяется» [15].

Один из важнейших принципов теории социального конструктивизма заключается в том, что знания конструируются в процессе сотрудничества на основе системы представлений о мире, зафиксированной в культуре и языке. Социальный конструктивизм подчеркивает важность диалога, посредством которого происходит обмен идеями, их оценка и развитие. По мнению Выготского, язык играет ключевую роль в развитии мышления, «когнитивные и коммуникативные функции языка являются основой для новых и высших форм активности детей [или обучающихся] [16]. В данном контексте социальный дискурс играет важную роль в развитии когнитивных функций и построении новых знаний. Такие формы дискурса, как прогрессивный дискурс и исследовательское обсуждение позволяют максимизировать эффективность обучения в малых группах [17]. Со-цио-эмоциональный дискурс создает атмосферу взаимного доверия, позволяет проводить углубленные и конструктивные обсуждения содержания задания [18].

Заключение. Коллаборативное обучение представляет собой совокупность большего количества совместных действий: постановка цели, планирование действий, тестирование гипотез, оценивание результатов. В основе коллаборатив-ного обучения лежит понимание обучения как социально-конструктивистского процесса, который позволяет узнать различные точки зрения на решение определенной проблемы, развить толерантное отношение к разнообразию мнений. Подобное взаимодействие является эффективным способом развития и расширения обучения. Важную роль в конструировании знаний играет язык (речь), посредством коммуникации происходит обмен ранее полученными знаниями, в результате чего индивидуальные знания каждого члена груп-

пы расширяются и обогащаются. Библиографический список

1. Smith B., MacGregor J. What is Collaborative Learning? // Collaborative Learning: A Sourcebook for Higher Education / A. Goodsell, M. Maher, V. Tinto, B. Smith, J. MacGregor (Eds.). - Pennsylvania State University: National Center on Postsecondary Teaching, Learning, and Assessment Publishing, 1992. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://www.evergreen.edu/sites/default/files/facultydevelopment/docs/WhatisCollaborativeLear ning.pdf (Дата обращения 29.05.2022)

2. Воронин А.Н., Горюнова Н.Б. Влияние межличностных отношений на эффективность совместной интеллектуальной деятельности студентов // Психология обучения. -2014. - №8. - С. 60-71.

3. Воронин А.Н., Рафикова А.С. Изменение эффективности обучения и межличностных отношений между студентами при переходе к дистанционному обучению во время пандемии Covid-19 // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. - 2022. - № 1. - C. 100115. DOI: 10 .18384/2310-7235-2022-1-100-115

4. Gunawan G., Harjono A., Sahidu H., Nisrina N. Improving students' creativity using cooperative learning with virtual media on static fluida concept // Journal of Physics: Conference Series. - 2018. - 1006(1):012016. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1742-6596/1006/1/012016 (Дата обращения: 28.05.2022)

5. Проненко Е.А., Беликова М.Е., Агасиян А.А. Аспекты применения технологии совместного обучения в образовательном процессе вуза // Педагогическая деятельность как творческий процесс: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Махачкала, 26 октября 2021 г. / Отв. ред. Лечиева М.И., Али-ханова Р.А. - Чеченский государственный педагогический университет, АЛЕФ, 2021. -С. 389-400.

6. Guzman J.F., Paya E. Direct Instruction vs Cooperative Learning in Physical Education: Effects on Student Learning, Behaviors, and Subjective Experience // Sustainability. - 2020. -Vol. 12. - № 12. DOI: 10.3390/su12124893

7. Тарханова И.Ю. Интерактивные стратегии организации образовательного процесса в вузе: учебное пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. - 67 с.

8. Udvari-Solner A. Collaborative Learning // Encyclopedia of the Sciences of Learning. -2012. - P. 631-634. doi:10.1007/978-1 -4419-1428-6_817

9. Vygotsky L.S. Mind in society: The development of higher psychological process. Cambridge, MA: Harvard University Press. 1978. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ouleft.org/wp-content/uploads/Vygotsky-Mind-in-Society.pdf (дата обращения: 30.05.2022)

10. Mbati L. Online Social Media Applications for Constructivism and Observational Learning // The International Review of Research in Open and Distributed Learning. - 2013. -Vol. 14. - № 5. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://doi.org/10.19173/irrodl.v14i5.1579

11. Пискунова Е.В. Социальный конструктивизм и современный процесс обучения // Письма в Эмиссия. Оффлайн. - 2018. - №2. - С. 2592.

12. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Психология развития человека. - М.: 2005. - 199 с.

13. Millis B.J. Enhancing learning and more! - through cooperative learning. - 2002. - Manhattan, KS: The IDEA Center. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eric.ed.gov/?id=ED471897 (дата обращения: 31.05.2022)

14. Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Умственное развитие детей в процессе обучения. - М.; Л., 1935.

15. Morgan D., Skaggs P. Collaboration in the zone of proximal development // Proceedings of International Conference of Engineering and Product Design Education. Aalborg, Denmark, 2016. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.designsociety.org/download-publication/3 9141/COLLABORATION+IN+THE+ZONE+OF+PROXIMAL+DEVELOPMEN T (дата обращения: 31.05.2022)

16. Vygotsky L.S. Mind in society: The development of higher psychological process. Cambridge, MA: Harvard University Press. 1978. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://ouleft.org/wp-content/uploads/Vygotsky-Mind-in-Society.pdf (дата обращения: 30.05.2022)

17. Рафикова А.С. Виды дискурса, повышающие эффективность кооперативного обучения // Гуманитарный научный вестник. - 2021. - №10. - С. 81-85. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://doi.org/10.5281/zenodo.5596043

18. Рафикова А.С. Роль социо-эмоционального дискурса в коллаборативном онлайн-обучении // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. -2021. - Т. 10. - № 5А. - С. 136-141. БОТ: 10.34670MR.2021.50.99.017

SOCIAL CONSTRUCTIVISM AND COLLABORATIVE LEARNING

A.S. Rafikova, Candidate of Psychological Sciences, Senior Researcher State Academic University for the Humanities (Russia, Moscow)

Abstract. The article is devoted to the consideration of collaborative learning as a social-constructivist approach to learning. A constructivist learning environment is a place where learners interact with each other and help each other, using various tools and information resources that allow them to pursue learning goals and engage in problem solving. The role of language in the development of knowledge in collaborative learning is described.

Keywords: social constructivism, collaborative learning, joint intellectual activities, education, small group learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.