Научная статья на тему 'Конструктивный подход в обучении "как учить и чему учиться?"'

Конструктивный подход в обучении "как учить и чему учиться?" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2553
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУКТИВИСТСКАЯ ТЕОРИЯ / ОБУЧЕНИЕ / УЧАЩИЕСЯ / РАЗВИТИЕ / РЕФЛЕКСИЯ / ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / КРИТЕРИЙ / МОТИВАЦИЯ / ПЕДАГОГ / ПРОЦЕСС ПРЕПОДАВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбачёва Анна Анатольевна

Статья раскрывает причины, по которым современному педагогу необходимо постоянно совершенствоваться и повышать уровень своей компетентности. В статью включены современные идеи, касающиеся вопроса о том, что следует менять в своей практике для улучшения атмосферы в классе, создания коллаборативной среды, повышения мотивации и качества обучения. В первой части обуславливается актуальность конструктивистского подхода, посредством сравнения его с традиционным. Перечислены источники литературы, которые могут оказаться полезными в изучении данной темы. Во второй части описываются основные идеи конструктивизма. В рамках данного подхода учителю необходимо больше внимания уделять процессу обучения, а не его результату. Перед ним ставятся новые задачи, решение которых потребует концентрации внимания и времени. Конструктивное обучение базируется на преемственности. Необходимо научить детей тому, как учиться. Важно развивать у учеников критическое мышление, проводить рефлексию, осуществлять обратную связь, уделять внимание диалогу в классе, развивать навыки информационных технологий, применять методы дифференциации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбачёва Анна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constructive Approach in Teaching "How to Teach and What to Learn?"

The article reveals the reasons why modern teacher should constantly improve and raise the level of their competence. We include modern ideas relevant to the question of what should be changed in their practice to improve the atmosphere in the class, create a collaborative environment, increasing motivation and the quality of education. The first part is due to the relevance of the constructivist approach, by comparing it with the traditional. It lists the sources of literature that may be useful in the study of this topic. The second part describes the basic ideas of constructivism. Under this approach, the teacher needs to pay more attention to the learning process, not its result. He faces new tasks that will require concentration and time. Constructive learning is based on continuity. You need to teach children how to learn. It is important to develop in students critical thinking and reflection, to provide feedback, to pay attention to the dialogue in class, to develop information technology skills to apply the techniques of differentiation.

Текст научной работы на тему «Конструктивный подход в обучении "как учить и чему учиться?"»

УДК 37.01

А.А. Горбачёва

Конструктивный подход в обучении «Как учить и чему учиться?»

Назарбаев интеллектуальная школа химико-биологического направления, г. Петропавловск, Казахстан

Аннотация. Статья раскрывает причины, по которым современному педагогу необходимо постоянно совершенствоваться и повышать уровень своей компетентности. В статью включены современные идеи, касающиеся вопроса о том, что следует менять в своей практике для улучшения атмосферы в классе, создания коллаборативной среды, повышения мотивации и качества обучения. В первой части обуславливается актуальность конструктивистского подхода, посредством сравнения его с традиционным. Перечислены источники литературы, которые могут оказаться полезными в изучении данной темы. Во второй части описываются основные идеи конструктивизма. В рамках данного подхода учителю необходимо больше внимания уделять процессу обучения, а не его результату. Перед ним ставятся новые задачи, решение которых потребует концентрации внимания и времени. Конструктивное обучение базируется на преемственности. Необходимо научить детей тому, как учиться. Важно развивать у учеников критическое мышление, проводить рефлексию, осуществлять обратную связь, уделять внимание диалогу в классе, развивать навыки информационных технологий, применять методы дифференциации.

Ключевые слова: конструктивистская теория, обучение, учащиеся, развитие, рефлексия, формативное оценивание, критическое мышление, критерий, мотивация, педагог, процесс преподавания.

A.A. Gorbacheva

Constructive Approach in Teaching «How to Teach and What to Learn?»

Nazarbayev Iintellectual School of Chemistry and Biology, Petropavlovsk, Kazaschstan

Abstract. The article reveals the reasons why modern teacher should constantly improve and raise the level of their competence. We include modern ideas relevant to the question of what should be changed in their practice to improve the atmosphere in the class, create a collaborative environment, increasing motivation and the quality of education. The first part is due to the relevance of the constructivist approach, by comparing it with the traditional. It lists the sources of literature that may be useful in the study of this topic. The second part describes the basic ideas of constructivism. Under this approach, the teacher needs to pay more attention to the learning process, not its result. He faces new tasks that will require concentration and time. Constructive learning is based on continuity. You need to teach children how to learn. It is important to develop in students critical thinking and reflection, to provide feedback, to pay attention to the dialogue in class, to develop information technology skills to apply the techniques of differentiation.

Keywords: constructivist theory, learning, students, development, reflection, formative assessment, critical thinking, criterion, motivation, teacher, the process of teaching.

ГОРБАЧЁВА Анна Анатольевна - магистр педагогики, преподаватель Назарбаев интеллектуальной школы химико-биологического направления, г. Петропавловск, Казахстан. E-mail: Gorbachyova_a@ptr.nis.edu.kz

GORBACHEVA Anna Anatol'evna - Master of Pedagogics, lecturer, Nazarbayev Intellectual School of Chemistry and Biology, Petropavlovsk, Kazakhstan.

Введение

В области образования постоянно происходят серьезные изменения. Инновационные процессы внедряются повсеместно. Изменению подлежит все: программы, стандарты, планы, содержание. В соответствии с новыми этапами модернизации выдвигаются новые требования к качеству подготовки учащихся, ориентированные на компетенции, проявляющиеся в их способности решать нестандартные задачи, самостоятельно действовать в различных ситуациях, быть коммуникативными и разносторонне развитыми. Традиционные формы и методы обучения уже не могут удовлетворить современные потребности в образовании. Основная проблема, заключается в индивидуальном характере усвоения знаний.

Для удовлетворения потребностей учеников педагогам необходимо непрерывно обучаться. Однако в то время, когда мы учим наших учеников самостоятельности, зачастую сами не можем признать недостатки в своем преподавании и принять нужное решение. Анализируя собственную практику преподавания, многие педагоги приходят к мнению, что обычно используют неэффективные методики и односторонний характер преподавания, уделяют мало внимания самообразованию и взаимообучению учащихся, уроки становятся однообразными и это отражается на мотивации учащихся и качестве знаний.

Возникает множество новых вопросов:

- что делать, чтобы улучшить качество урока;

- как повысить мотивацию и заинтересовать детей;

- как организовать процесс обучения;

- как выявлять таланты и оптимально их использовать;

- как оценивать результаты обучения и т.д.

Педагог, если ему не безразлично качество его преподавания и результат обучения, задается подобными вопросами регулярно.

Найти нужное решение можно разными способами. Самый простой из них - это заняться самообразованием с помощью специальных изданий или интернет-ресурсов, или обратиться за помощью к более опытному коллеге. В век современных технологий учителю стало гораздо проще узнавать новое и быть в курсе изменений методик и технологий преподавания. Но самосовершенствование посредством только своих усилий, как правило, не приносит желаемого результата. Наиболее эффективным будет повышение уровня профессиональной компетентности посредством дополнительного образования.

Преимущества конструктивного преподавания

Сегодня в области повышения квалификации педагогов актуально обучение основам конструктивистской теории. Во многих учебных заведениях вводятся курсы для учителей и руководителей школ, проводятся семинары, разрабатываются учебные программы и планы, построенные по принципу конструктивизма.

После революционного переворота в системе образования в США, произошедшем в конце XIX века «конструктивистская дидактика» уверенно завоевывает ведущие учебные заведения развитых стран. Конструирование в процессе обучения определяется как «средство углубления и расширения полученных теоретических знаний и развития творческих способностей, изобретательских интересов и склонностей учащихся» [1, с. 127].

В данной области есть огромное количество источников литературы для углубленного или самостоятельного изучения. Сюда можно отнести работы Пиаже - специалиста в области когнитивной психологии, в его трудах есть множество полезной информации о методах наблюдения и проведения экспериментов. Работы А. Маслоу помогут разобраться в том, как выявить и повысить мотивацию учащихся. Так же о внутренней мотивации пишет Чиксентмихайи, который акцентирует, что обучение новому должно напрямую зависеть от уже имеющихся знаний. Огромный интерес представляют работы Л.С. Выготского о взаимообучении в процессе взаимодействия, о роли речи на уроке и т.д. О важности диалога в классе полезно изучить труды Мерсера, Александера, Литлтона и Барнса. Перечисляя знаменитых ученых, внесших неоценимый вклад в развитие конструктивизма в педагогике, нельзя не упомянуть Д. Брунера,

одного из основоположников конструктивизма, и Джона Дьюи, - изменившего представление о понимании характера развития ребенка.

Ключевые идеи конструктивизма в преподавании и учении

Конструктивистский подход имеет ряд преимуществ перед традиционным и значительно отличается от него. Имея доступ к развитым информационно-коммуникационным технологиям, отпадает необходимость давать ученикам готовый материал для изучения. Достаточно создать образовательную среду для поиска необходимой информации, проведения исследований и экспериментов. Данный вид деятельности будет гораздо эффективней.

Перед учителями ставится задача организовывать свои занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков учеников [2]. Теперь учителю необходимо полностью пересмотреть свою технологию преподавания. Данный подход предполагает активное участие в образовательном процессе не только учителя, но и самих учеников, ответственных за свое обучение. Учитель по-прежнему остается стержневой фигурой в процессе обучения, но выступает в роли наставника. Не указывает и не навязывает свои убеждения и знания, а направляет учащегося на траекторию, которая приведет его к принятию самостоятельного, верного решения.

В основные задачи учителя входит:

- правильно подобранные задания в соответствии с возрастными особенностями учеников, их интересами и потребностями;

- направлять и оказывать необходимую поддержку в процессе работы;

- создавать и поддерживать благоприятную образовательную среду.

Отправной точкой для усвоения нового материала должны быть уже имеющиеся у ученика знания. Учебный план должен быть преемственным и построен по принципу «спирали». Необходимо периодически возвращаться к уже пройденному материалу на протяжении всего обучения, углубляясь и постепенно повышая уровень сложности. Знания, полученные учениками в предыдущих классах, должны быть опорой для того, чему еще предстоит научиться.

Важно научить детей тому, как учиться. Ученики должны понимать важность обучения. Погружение в обучение должно быть осознанным. Посещение занятий и выполнение заданий не должно осуществляться из-под палки, или напоминать «машинальный процесс». Понимание учениками значимости, необходимости и полезности получаемых знаний - вот главная мотивация, являющаяся гарантом качественного образования.

Необходимо учитывать современные требования к учителю и учащемуся, однако они взаимосвязаны, равно как и отдельные подходы и стратегии. Обучение представляет собой целостный комплекс педагогических механизмов, повышающий способность обучающихся к обучению.

Поначалу сложно понять, как строить урок. Но благодаря взаимосвязи с действующей практикой и профессионально-педагогическим контекстом, постепенно приходит понимание.

Ученики полностью вовлекаются в работу, они принимают активное участие во всех аспектах учебного процесса. Для того, чтобы они смогли получать удовольствие от какого-либо результата, они должны четко понимать цели и критерии для их достижения. Для понимания целей учащимися удобно использовать при их составлении таксономию Блума [3-4]. Он структурировал иерархию образовательных целей в соответствии с мыслительными процессами человека (запоминание, понимание, применение, синтез, анализ и оценка). Строить систему целей необходимо исходя из профиля предмета, возрастных особенностей и интересов школьников. Например, для учеников младших классов следует формулировать цели, подразумевающие демонстрацию мыслительных операций более низкого уровня, нежели чем для старшеклассников. Но это не значит, что младшие школьники не должны развивать навык применения, синтеза и анализа, где необходимо уметь применять полученные знания, самостоятельно находить решения поставленных задач, рассуждать о достоинствах и недостатках полученного результата. Уже в младшем возрасте необходимо проводить эксперименты, учиться выражать свои мысли, объяснять идеи, видеть ошибки и применять свои знания

в конкретных практических ситуациях. После постановки целей необходимо переходить к конструированию учебного процесса.

На уроках, направленных на развитие и формулирование познавательных, межпредметных, творческих и практических навыков у учащихся, где преобладает практическая деятельность, эффективно использовать проектный метод обучения. Основным компонентом проектной деятельности учащихся является наличие социально значимой задачи (проблемы), практической, т.к. работа над проектом и будет являться решением данной проблемы. Как правило, перед всем классом ставится одна проблема, но каждая группа находит пути ее решения самостоятельно, поэтому результаты получаются абсолютно разными. Прежде чем перейти к практике, необходимо провести исследование «Что делать? Как делать? Из чего делать?». Затем после создания приступить к анализу, где необходимо обратить внимание на положительные стороны результата, выявить (если есть) отрицательные стороны и предложить варианты по улучшению проекта. В завершении проекта очень важно предоставить ученикам возможность презентовать свой проект. Презентация - хорошая мотивация для учеников. Её можно провести разными способами: индивидуальная, в виде выставки работ учеников, соревнование на звание лучшего проекта, с применением метода Джигсо (ажурная пила) и т.д. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, тем самым способствует развитию саморегуляции учеников. В проектном методе обучения эффективно применять парную или групповую работу. Это дает массу преимуществ и возможностей, таких как: взаимообучение, экономия времени, эффективность выполнения задания, сокращение затрат на материалы. Проектное обучение не только развивает коммуникативные навыки учеников, они учатся креативно мыслить и самовыражаться.

В традиционном и конструктивном преподавании и обучении важную роль занимает оценивание. Оценка всегда была главной мотивацией для учеников. Но, если в первом случае, оценивается только результат, причем, как правило в одностороннем порядке, т.е. только учителем, то во втором дело обстоит иначе. Как говорит Александер: «Оценивание в классе не является лишь техническим процессом» [5]. В конструктивном преподавании процесс обучения важнее результата. Оценивается весь процесс обучения, как ученики отвечают на вопросы, как взаимодействуют, работая с одноклассниками, насколько серьезно относятся к выполнению заданий и т.д. Для увеличения объективности оценивания в процессе могут участвовать и сами ученики. Но очень важно составить критерии оценивания. Это может сделать учитель заранее, а потом просто ознакомить с ними класс, а можно составить критерии совместно с учащимися. Критериальное оценивание коренным образом отличается от традиционного. Зная заранее по каким критериям его будут оценивать, ученик точно осознает, что от него требуется и правильно определяет последовательность своих действий.

На уроках очень важно развивать критическое мышление учащихся. Посредством наблюдения и слушания, применяя соответствующие критерии для принятия решений и приобретения доказательств, они развивают навыки наблюдения, анализа, вывода и интерпретации. Любая задача для учеников - это проблема, решение которой они должны уметь находить самостоятельно, и если в процессе возникают трудности, то исходя из накопленного жизненного опыта, ученики должны уметь находить выходы из сложившихся обстоятельств.

Для того, чтобы мышление было критическим, необходимо обращать его на самого себя. Мысленно возвращаясь к процессу деятельности, проводить его анализ. Обращая внимание не только на недостатки, но и на положительные стороны, ученики должны осознавать, в чем они проявляют способности и над чем стоит поработать. Такой вид деятельности называется рефлексией. Многие ошибочно предполагают, что рефлексию можно проводить только в конце урока. Но ведь некоторые задания заканчиваются и в середине, иногда полезно в начале занятия узнать, насколько ученики поняли пройденный материал, что они запомнили, что осталось непонятным, или что хотели бы узнать. Существует много видов проведения рефлексии, например, устно можно задать ученикам наводящие вопросы, как правило открытые, для того, чтобы предоставить ученикам возможность поразмышлять. Но учащимся не всегда удобно

публично выражать свои мысли, для этого можно попросить учеников ответить на вопросы анонимно в письменной форме. Если проявить креативность, то данный вид деятельности можно провести в игровой форме. Все зависит от времени, которым вы располагаете, места и получаемой информации. Необходимо не только проводить рефлексию, но и применять ее результаты в планировании уроков. Своевременное проведение рефлексии - мощный инструмент в подготовке материалов к уроку, которые будут интересны вашим ученикам. Зная, что ученики не усвоили на прошлых уроках и чему они хотели бы научиться, вы можете восполнить эти пробелы и улучшить уроки.

Не менее важно уделять внимание диалогу в классе. Приходится отходить от традиционности, когда говорит только учитель. Не стоит бояться, что диалогическая беседа займет слишком много времени на уроке и на практическую деятельность не хватит времени. Данную проблему поможет решить правильное распределение времени. Диалог при правильном его применении может даже сэкономить время. В диалоге ученики и учителя - это равные партнеры. Они вместе приобретают новые знания. Мерсер различает три типа беседы [2], используя их на своих уроках, убеждаешься, не просто в важности, а в необходимости применения диалога на уроках. Продолжая изучать идеи Мерсера - метод постановки вопросов, его можно использовать практически на каждом уроке, применяя вопросы низкого и высокого порядка. Использовать вопросы можно для определения уровня знаний учащихся, а также для предоставления ученикам возможности размышлять, развивать и расширять свое мышление. Эффективный опрос чаще применяют в начале урока, чтобы выяснить, как учащиеся усвоили прошлую тему. В середине, чтобы на основе имеющихся знаний происходило взаимообучение, и в конце для рефлексии и оценивания. И это только «вершина айсберга», ведь постановку вопросов можно применять очень часто, она помогает во многих аспектах учебного процесса.

Необходимо давать ученикам обратную связь, причем как группам, так и отдельно каждому ученику, этот процесс проводится не только в конце каждого урока, но и во время урока, например, после выполнения задания или разминки. Разговаривая со своими учениками, вы будете узнавать друг друга каждый раз.

Современное поколение учеников, шагая в ногу со временем, легко использует современные «гаджеты». Почему бы не использовать их с пользой для обучения. Не думаю, что найдется хоть один преподаватель, который со мной не согласится. Обычные школьные доски с мелом значительно уступают интерактивным, хоть в них и есть свои плюсы. ИКТ являются значимым инструментом, помогающим учителям в преподавании, позволяя им облегчить объяснение и обеспечить понимание учащимися научных понятий [6]. Использование ИКТ дает массу полезных возможностей для обучения детей и самообучения, они делают урок гораздо интереснее и увлекательнее. Например, гораздо проще и быстрее объяснить предстоящее задание при помощи демонстрации видеоролика или примеров выполнения задания. Используя компьютеры, подключенные к интернету, ученики проводят самостоятельное исследование, составляют презентации, учатся работать в программах. На интерактивной доске они показывают свои презентации, учитель демонстрирует слайды и видео. Иногда на уроках целесообразно использовать телефоны, например, в качестве диктофона для записи интервью или камеры для доказательной базы.

В каждом классе, всегда есть талантливые и одаренные ученики. Эти ученики всегда ответственно подходят к выполнению задания, им интересно, они быстрее всех справляются с работой, иногда задание для них слишком лёгкое и им становится скучно. И наоборот, встречаются ученики, не питающие интереса к вашему предмету, их сложно заинтересовать. Нельзя забывать и про отстающих детей, которым сложно понять задания и принцип их выполнения. К таким детям необходимо применять особенный подход - дифференциацию. Чтобы решить эту проблему, можно составить для них отдельные или дополнительные задания. Правильно распределить их в группы, где одни смогут проявить себя, а другие - научиться у одноклассников. Подготовка уроков с учетом дифференциации - непростая задача, требующая от учителя не мало времени и навыков. Но результат всегда оправдывает потраченные силы.

Создание коллаборативной среды - важный этап в планировании и проведении урока. Термин коллаборация не встречается в педагогических словарях, википедия предлагает следующую трактовку: Коллаборация, или Сотрудничество - совместная деятельность (процесс), в какой-либо сфере, двух и более человек или организаций для достижения общих целей, при которой происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия (консенсуса) [7]. Обучение и преподавание будет эффективным в том случае, если учитель «знает» своих учеников. Под «знанием» подразумеваются личные качества учеников, их предпочтения и интересы. Повлиять на процесс обучения может любой фактор. Например, время проведения занятия. Рано утром, когда учащиеся энергичны и работоспособны, или вечером после занятий физической культуры, где ученики утомлены и медлительны. В разных случаях следует подойти к организации учебного процесса по-разному. Отличаться могут уровень сложности заданий, количество времени на выполнение задания, количество учащихся в группах. Для снятия напряжения и чтобы настроить учащихся на урок, полезно проводить разминки. В игровой форме можно познакомить учеников, сплотить коллектив, иногда разминка даже может быть вызовом на тему урока. Например, в классах, имеющих проблемы, связанные с взаимоотношением -я применяю разминки для сплочения коллектива, как правило, это игры, где учащиеся делятся на команды и соревнуются между собой в интерактивной игре. Ученикам, у которых занятие проводится в конце дня, - я стараюсь дать более легкие задания, а перед ними провожу короткую двигательную разминку, чтобы взбодрить класс, можно включить видеоклип и под музыку потанцевать вместе с учениками. Когда у учителя и учеников дружеские отношения, это помогает сохранять коллаборативную среду. Благоприятная атмосфера в классе - залог эффективного урока.

Педагог не должен бояться пробовать применять на уроках новые методики, разнообразие нравится ученикам. Если возникнут трудности, они сами с удовольствием подскажут правильное решение.

Обычно педагоги концентрируют все внимание на собственном преподавании, но важно понимать, что, развивая у учеников умение обучаться, значительным образом облегчается весь процесс обучения, когда ученики могут учиться друг у друга, самостоятельно оценивать свое учение, проводить рефлексию. Становится очевидно, что наши ученики куда более способны и самостоятельны, чем мы считали ранее. Для того, чтобы удержать внимание учеников, нам, как учителям, необходимо организовывать учебный процесс достаточно сложным и разнообразным. Ученики должны иметь самомотивацию [8].

Заключение

Познав основы конструктивистской теории в обучении, преподаватель легко научится создавать на уроке коллаборативную среду, применять разноуровневые дифференциальные задания, узнает множество разных методик для развития интереса к уроку, научится применять формативное оценивание, привлекая учащихся к самооцениванию и взаимооцениванию, грамотно организует групповую работу, будет развивать критическое мышление учащихся.

Ученики с развитым конструктивным мышлением более самостоятельны, уверены в себе, коммуникабельны и ответственны.

Лучший пример детям для подражания - это личный пример, поэтому учитель никогда не должен останавливаться на достигнутом. Только учась сам, он может научить других.

Литература

1. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003

2. Руководство для учителя. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 г.

3. Блум Б.С. Таксономия образовательных целей: классификация образовательных целей: Справочник I, когнитивная область. - Нью-Йорк: Лонгмен, 1994.

4. Таксономия Блума [Электронный ресурс] Режим доступа: https://newtonew.com/lifehack/ 1акзопотуа-Ыита

5. Александер Р., Харриет Джонс, Жерар Тоаль. Культура и педагогика] Издательство Уайли 2001

6. Шульман Л.С. (2007) Хорошее преподавание. Введение вопроса в будущее детей, 17 (1), 6-7.

7. Материал из Википедии - свободной энциклопедии https://ru.wikipedia.org/wiki/Коллаборация

8. Михай Чиксентмихайи. Поток: психология оптимального переживания «Смысл». [Электронный ресурс] Режим доступа https://nwk.su/assets/files/B00KS/Чиксентмихайи0/o20М.0/o20Поток.pdf

References

1. Pedagogicheskij jenciklopedicheskij slovar' / Gl. red. B.M. Bim-Bad; redkol.: M.M. Bezrukih, V.A. Bolotov, L.S. Glebova i dr. - M.: Bol'shaja Rossijskaja jenciklopedija, 2003

2. Rukovodstvo dlja uchitelja. AOO «Nazarbaev Intellektual'nye shkoly», 2012 g.

3. Blum B.S. Taksonomija obrazovatel'nyh celej: klassifikacija obrazovatel'nyh celej: Spravoch-nik I, kognitivnaja oblast'. - N'ju-Jork: Longmen, 1994.

4. Taksonomija Bluma [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://newtonew.com/lifehack/taksonomija-bluma

5. Aleksander R., Harriet Dzhons, Zherar Toal'. Kul'tura i pedagogika] Izdatel'stvo Uajli 2001

6. Shul'man L.S. (2007) Horoshee prepodavanie. Vvedenie voprosa v budushhee detej, 17 (1), 6-7.

7. Material iz Vikipedii - svobodnoj jenciklopedii https://ru.wikipedia.org/wiki/Kollaboracija

8. Mihaj Chiksentmihaji. Potok: psihologija optimal'nogo perezhivanija «Smysl». [Jelektronnyj re-surs] Rezhim dostupa https://nwk.su/assets/files/B00KS/Chiksentmihaji%20M.%20Potok.pdf

^SMSr^Sr

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.