Весгннк «Op.;iey»-kst
А.А.Кирющенко,
учитель начальных классов, КГУ «Мамлютская санаторная
средняя школа-антернат» Мамлютка, Казахстан
He?ii?i свздер: мугалш, вза-ра эрекеттестт, жайлы орта, ) жымОык эрекет.
Ключевые слова: учитель, взаимодействие, комфортная среда, коллективная деятельность.
Keywords: a teacher, an interaction, a comfortable environment, a collective activity.
СОЗДАНИЕ БЕЗОПАСНОЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА УРОКЕ
Ацдатпа
Макаланын мазмуны жеке педагогикальщ рефлексия непзшде курылган. М^гал1м - жеткшшек ^рпакты тэрби-елеуип, бшм берер бастытулга. Сабакта езара кар ым- ка-тынас тэсшдер1 аркылы Kayinci3, денсаульщ сактау орта-сын камтамасыз етедг
Аннотация
Содержание статьи составлено на основе рефлексии собственной педагогической практики, где учитель является стержневой фигурой, обеспечивающей успешность обучения, воспитания и формирования подрастающего поколения, создавая безопасную здоровьесберегающую среду через приемы взаимодействия на уроке.
Annotation
Teacher as a basic fiqure for the successful traininq and education for the younqer generation, creatinq a safe environment trouqh health savinq methods of interaction at the lesson. The content of the article is made on the basic of self-reflection teachinq practice, where the teacher is as basic.
Образовательная среда является частью социальной среды ребенка. Кроме этого она составляет основу жизнеспособности любого сообщества и потому важность изучения, моделирования и проектирования среды, где происходит воспитание и формирование личности, где все ее участники могут чувствовать защищенность и удовлетворенность основных потребностей, выходит на первое место. Сегодня важно создать комфортные 2 условия воспитания подрастающего поколения, кото- ~ рое в ближайшем будущем составит основу общества.
« Ученик, который учится без желания,- это птица без < крыльев». Очень короткая фраза, но с глубоким смыс- Й лом именно для педагога. Ведь действительно стрем- 2 ление детей познавать новое оказывает положительное ^ влияние на учебно-познавательный процесс. Учитель 5 должен понимать, что достичь высот в своем нелегком ^ труде в одиночку не удастся, а ведь все потому, что об- ^ учение это процесс двусторонний, эффективность ко- " торого зависит не только от учителя, но и от активной з познавательной деятельности учащихся. И тогда воз- О никает вопрос, как выстроить мост взаимодействия со н своими учениками.
ш
Вестник «врлеу»-к81
«Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения сегодня является учитель» [1,с. 110]. Важность данных слов заставляет задуматься, ведь действительно возможно дело в нас самих, так как анализ необходимо проводить от самих истоков. Прежде всего, учитель должен обратить внимание на свой стиль преподавания, отчетливо видеть свою роль в процессе обучения и понимать ее значимость. В учебном процессе следует придерживаться доброжелательных взаимоотношений, включающих в себя доверие друг к другу, внимание и уважение, психологическую поддержку, заботу о безопасности каждого члена коллектива, которые являются наиболее важными условиями образовательной среды, создающими и обеспечивающими психологическую безопасность.
В традиционном уроке, чтобы заинтересовать ребенка в его учебной деятельности, мало использовать множество приемов, важно создать образовательную среду, которая будет способствовать эффективному процессу обучения. Возможно, многие из нас не достаточно учитывают особенности своих учеников, не всегда обращают внимание на внешние факторы, пытаясь научить детей, а ведь только в наших возможностях посмотреть на них другими глазами, увидеть только лучшее и самое ценное. Ведь именно действия и поступки учителя являем ются результатом определенного воздей-х
■х ствия на внутренний мир своих учеников, на аз формирование их, как успешных личностей. Я Пажарес утверждает, что при выборе сти-щ ля преподавания убеждения учителя имеют ^ большее влияние чем его знания, поскольку £ убеждения в процессе обучения влияют на — всё, что он делает в классе [1,с.111]. Если § мы сможем изменить свои взгляды как учи-ш теля, то мы сможем изменить и своих учеников, их отношение к учебе, к жизни, к окру-^ жающему их миру.
В процессе обучения очень важно моп тивировать учащихся, так как мотивация управляет нашими действиями, которые влекут за собой определенные результаты.
Педагог должен учитывать не только внутреннее состояние ребенка и его желания, а способствовать созданию образовательной среды, что зависит только от него. «Ответственность за свое обучение осознается и принимается учеником отчасти из-за среды, которую создает учитель на занятиях» [1,с.112]. Качественное преподавание, предоставляющее собой связь между множеством элементов в лице учителя, становится возможным при создании определенных условий, от которых он сам в равной степени зависим. Потенциально опасными в процессе развития школьника являются: переход из дошкольного детства в школьную жизнь, начало обучения в основной школе и переход из основной в старшую школу. Опасность состоит в том, что при неблагополучных условиях этап адаптации к новой ситуации обучения идет болезненно и может затянуться. И одна из первых задач учителя это умение создать для ребенка комфортную обстановку в образовательном процессе.
Создание коллаборативной среды позволит максимально адаптироваться ученику в учебном процессе, а так же повысит мотивацию учащихся на уроке, будет способствовать взаимодействию ученик-ученик, учитель-ученик. Для того чтобы взаимодействие между одноклассниками завязывалось успешно, необходимо создать психологическую атмосферу сотрудничества. Большую помощь в создании данной атмосферы оказывают тренинги, разминки и физминутки, которые позволяют наладить дружескую обстановку в классе, снять напряжение, усталость. Так как важно чтобы ребята на уроке были активными. Кроме этого ученики будут чувствовать себя частью учебного сообщества в том случае, когда проблемы разрешаются и понимание развивается через коллективные и когнитивные действия.
Наблюдая за деятельностью своих детей в ходе проведения уроков, мы часто сталкиваемся с тем, что не все готовы сотрудничать друг с другом, ученики не умеют слушать и слышать друг друга. Важным моментом остается научить участников образовательного процесса взаимодействию
Весгннк «Ор.1еу»-к81
друг с другом, чувствовать себя значимыми и нужными в коллективе одноклассников.
Эффективное воздействие в педагогической практике оказывает использование работы в парах, в группах, которая оказывает положительное влияние, как на учеников, так и на их результаты в обучении. В своей практической деятельности мне удалось пронаблюдать: если в группу входят ученики разных уровней мотивации, то в группе чувствуется взаимоподдержка, взаимопомощь со стороны высокомотивированных учащихся, если же ученики работают совместно в паре, в этом случае возникают споры, они рассуждают и доказывают каждый свою точку зрения. В данном случае я убеждаюсь, насколько важен диалог при взаимообучении. Очевидно, что при исследовательской беседе, дети учатся размышлять, доказывать, аргументировать, и приходить к единому общему мнению, ведь это способствует развитию метакогнитивных навыков. Но нельзя забывать, что подобный вид деятельности на уроке требует особого внимания со стороны учителя. Педагогу необходимо видеть атмосферу взаимодействия в каждой группе и направлять в нужное русло.
Очень часто в моих мыслях возникал вопрос, который я задавала сама себе: «Как я оцениваю своих учеников? Как это влияет на процесс обучения, а главное на развитие познавательных интересов и способностей моих учеников?» Понимая важность процесса оценивания, в своей практике я активно использую формативное и суммативное оценивание. Формативное оценивание помогает развитию и формированию личности ученика, глубокому пониманию материала. Формативное оценивание способствует установлению обратной связи с учеником, контролю своего действия. В самоконтроле каждый ученик сам определяет все виды результатов деятельности, для этого ведет «дневник обратной связи». Опираясь на идеи суммативного оценивания, я научилась разрабатывать критерии для оценивания, которые помогают не только сосредоточить внимание учащихся на том или ином аспекте в процессе урока, отследить динамику
своего развития, а еще объективно оценить результат деятельности ученика. На мой взгляд, если данный процесс привести в систему в деятельности учителя, тогда думаю, трудностей в процессе обучения будет возникать меньше, как у педагога, так и у детей.
Как учитель начальных классов я должна позиционировать себя как «талантливый наблюдатель». На мой взгляд, очень важно разглядеть в каждом ребенке талант и одаренность и содействовать в его развитии именно с начальной ступени обучения. А для этого необходимо продумывать свои действия, задания и подходы при планировании последующих уроков. Таким образом, удастся включить в учебную деятельность всех учащихся, учитывая их индивидуальные особенности. Данный подход будет мотивировать учеников, помогать им раскрывать свои способности.
У детей появится эмоционально-положительное отношение к обучению как к увлекательному процессу, способу самопознания. Ученики смогут грамотнее владеть речью, научатся выявлять главное из большого количества информации, анализируя и приводя аргументы. Кроме этого я вижу себя учителем, который выведет своих учеников на новый уровень. Мои ученики смогут саморегулировать себя, развивая метакогнитив-ные навыки. Для меня очень важно увидеть своих учеников участниками и победителями олимпиад различногоуровня. Откроются новые звездочки, которые будут развиваться с; и расти. Ученики научаться тому, как учить- Е:
ся. т
О го
ЛИТЕРАТУРА &
1. Руководство для учителя. Третий ба- ^ зовый уровень. Третье издание «Назарбаев ^ Интеллектуальные школы» / [Текст] - 2012. § - 196с.
2. Лактионова И.А.Refran.ru/BaeBa щ Е.Б [Электронный ресурс]/1шр://геАГап.ги/ — referat_qasatypolotrotraty.html
3. Афоризмы, цитаты, высказывания, ^ изречения, пословицы 2007 - 2013[Элек- ^ тронный ресурс] ЬйрУ/шшш.-мзёотз. ги/179 6.html.