Научная статья на тему 'Социальный капитал личности и его влияние на качество жизни молодежи'

Социальный капитал личности и его влияние на качество жизни молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3905
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сушко В.А.

В статье рассматривается влияние социального капитала на качество жизни современной молодежи и отдельные его составляющие, Автор указывает на проблему, связанную с социальным капиталом личности, выделяет уровни, а именно микроуровень (взаимодействие индивидов), мезоуровень (взаимодействие с организациями) и макроуровень (взаимодействие с органами государственного управления и т. п.), в результате которых формируется социальный капитал. В ходе анализа автор раскрывает теоретико-методологические подходы зарубежных и российских ученых к понятию социальный капитал, его составляющие. Методические решения проиллюстрированы примерами эмпирических исследований с использованием тода анкетного опроса. В ходе исследования было установлено, что социальный капитал личности влияет на качество жизни молодого человека, в определенной степени определяя круг его интересов и ценностей, а также предоставляя реальные возможности для реализации интересов личности и удовлетворения ее потребностей. Полученные результаты анализа могут быть полезны для дальнейшего изучения качества жизни молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сушко В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальный капитал личности и его влияние на качество жизни молодежи»

Социальный капитал личности и его влияние на качество жизни молодежи

Сушко В.А.

В статье рассматривается влияние социального капитала на качество жизни современной молодежи и отдельные его составляющие, Автор указывает на проблему, связанную с социальным капиталом личности, выделяет уровни, а именно микроуровень (взаимодействие индивидов), мезоуровень (взаимодействие с организациями) и макроуровень (взаимодействие с органами государственного управления и т. п.), в результате которых формируется социальный капитал. В ходе анализа автор раскрывает теоретико-методологические подходы зарубежных и российских ученых к понятию социальный капитал, его составляющие. Методические решения проиллюстрированы примерами эмпирических исследований с использованием метода анкетного опроса. В ходе исследования было установлено, что социальный капитал личности влияет на качество жизни молодого человека, в определенной степени определяя круг его интересов и ценностей, а также предоставляя реальные возможности для реализации интересов личности и удовлетворения ее потребностей. Полученные результаты анализа могут быть полезны для дальнейшего изучения качества жизни молодежи.

Ключевые слова: методология социологического исследования, социальный капитал, качество жизни, социальная активность.

Sushko V.A

The social capital of personality and its impact on the quality of life of youth

The paper examines the impact of social capital on quality of life of today's youth and its individual components. Author points out the problem, related to the social capital of the individual, allocates levels, namely the micro-level (interaction of individuals), the meso level (interaction with organizations) and the macro level (interaction with authorities public administration and so on. p.), which resulted in forming social capital. During the analysis, the author reveals theoretical and methodological approaches of foreign and Russian scientists to the notion of social capital and its components. Methodical solutions are illustrated by examples of empirical studies using the method of questionnaire. In the study, the author focuses on the micro level of the formation of social capital and its influence, highlighting components of social capital such as a social activity and material security of the person. The study found that social capital affects the quality of the individual young person's life, to some extent, determine the range of his interests and values and provide real opportunities for the realization of the individual's interests and meet its needs. The obtained results of the analysis may be useful for further study of the quality of life of young people.

Key words: methodology of sociological research, social capital, quality of life, social activity.

Молодежь представляет собой особую социальную группу населения, которая является крайне уязвимой перед лицом социальных изменений. В этот период молодые люди переживают наиболее важные социально-демографические события своей жизни, им приходится учиться принимать самостоятельные решения и нести ответственность за свое благополучие. В связи с этим качество жизни молодежи в наибольшей степени подвержено колебаниям и серьезным изменениям по сравнению с качеством жизни других социальных групп. Молодые люди только входят во взрослую жизнь, еще не имея своего собственного достаточно большого экономического капитала, что становится для них большой проблемой.

По данным исследования молодежи России, проведенного Левада-Центром в 2011 году, в наибольшей степени жизнь молодежи осложняют материальные трудности (71%) (нехватка денег и высокие цены), а также вопросы трудоустройства (54%) и жилищный вопрос (42%) [4. & 42-53]. При этом многие из них склонны полагать, что лишь деньги и другие материальные блага способны изменить их социальное положение и повысить качество их жизни, и зачастую забывают, что гораздо более ценным в этот период жизни для них является их социальный капитал, который при эффективном использовании можно конвертировать в экономический. Кроме того, качество жизни личности зависит не только от материальных условий жизни, но и от духовной составляющей, от «ощущаемого качества жизни» или удовлетворенности индивида своей жизнью, которой можно достичь благодаря использованию социального капитала личности, а именно ее социальных связей, особенностей характера, образования и т. д. Исследование социального капитала личности и специфики его влияния на качество жизни современной российской молодежи сегодня становится особенно важным в связи с

тем, что сейчас во взрослую жизнь вступает то поколение молодых людей, чье детство прошло в нестабильное десятилетие после распада Советского Союза, чьи родители учили своих детей прежним образцам социального поведения, которые на данный момент во многом утратили свою актуальность и требуют значительных преобразований. Современному молодому человеку в российском обществе недостаточно просто следовать моделям поведения своих родителей, поскольку государство больше не дает никаких социальных гарантий трудоустройства и самореализации, таким образом, индивиду необходимо обучиться совершенно новым механизмам адаптации к социальным реалиям, чтобы обеспечить себе безбедное существование и достаточно высокое качество жизни. С этой задачей молодым людям может помочь справиться навык управления собственным социальным капиталом, позволяющим повысить свою социальную мобильность и наиболее эффективно приспособиться к общественной жизни. Он способствует повышению эффективности экономической деятельности личности [5. С. 175]; формированию государства, служащего интересам своих граждан [12. С. 530]; передачи из поколения в поколение культурных и общечеловеческих ценностей, которые формируют мировоззрение личности [1. С. 453]; решению различных социально-психологических проблем в отношениях между людьми, обладающими тем или иным социальным капиталом [13. С. 253]. Все вышеперечисленное во многом определяет состояние качества жизни.

На сегодняшний день основной проблемой, связанной с таким явлением, как социальный капитал личности, является то, что большинство представителей современной молодежи зачастую не понимают и даже не догадываются, какую роль он может играть в их жизни. В связи с этим они не используют или неэффективно используют его для самореализации и повышения качества своей жизни, которое очень неустойчиво и весьма подвержено социальным изменениям. В случае отсутствия попыток изучить особенности влияния социального капитала личности на качество жизни, высока вероятность повышения количества неудовлетворенных своей жизнью индивидов, склонных считать, что только деньги и другие материальные ценности можно использовать для обеспечения жизнен-

ного благополучия и не осознающих наличие альтернативных средств самореализации. Если же выявить степень влияния социального капитала личности на качество жизни современной молодежи, можно определить, каким образом необходимо использовать социальный капитал, чтобы повысить качество жизни.

На данный момент социальный капитал личности и качество жизни являются достаточно хорошо изученными явлениями. Тем не менее, особенностям влияния социального капитала личности на формирование качества жизни молодежи посвящено очень мало исследований, поэтому необходимо проводить подобные исследования, чтобы обогащать научное знание об изучаемой нами проблеме.

Существует немало теоретических подходов к трактовке социального капитала, и все они обладают определенным своеобразием. Если говорить о социальном капитале личности, то стоит отметить, что концепция Т. А. Нестика и И. А. Соломахи [7. С. 245] наиболее полно раскрывает сущность и содержание социального капитала как социально-психологического феномена, предстающего в первую очередь в качестве социального капитала личности. Данная концепция была изложена на VIII Апрельской Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества в 2012 году.

Т. А. Нестик и И. А. Соломаха подчеркивают, что социальный капитал - сложное и противоречивое явление, и крайне необходимо учитывать, что его можно изучать как на индивидуальном уровне, так и на групповом, организационном, а также на уровне общества в целом. Чтобы лучше понять его структуру, необходимо более подробно рассмотреть классификацию социального капитала по уровням. Для этого целесообразно обратиться к исследованию С. -Сивухи «Социальный капитал минчан», в котором рассматриваемое в статье явление формируется на трех уровнях: микроуровне (взаимодействие индивидов), мезоуровне (взаимодействие с организациями) и макроуровне (взаимодействие с органами государственного управления и т. п.).

Исходя из данной концепции, существует ряд составляющих социального капитала, которые считаются хорошо известными. Он «опирается на доверие, разделяемые нормы и цен-

ности, а также на социальные сети различного рода» [9]. Данные содержательные элементы были обозначены на научном семинаре Фонда Либеральная Миссия «Социальный капитал в России: измерение, анализ и оценка влияния» и считаются наиболее обобщенно характеризующими рассматриваемый феномен.

В рамках данной статьи мы ограничимся понятием социального капитала личности, то есть остановимся на микроуровне, чтобы подчеркнуть особенность влияния социального капитала на объективное и ощущаемое качество жизни. Преимущества данного подхода к определению феномена социального капитала заключаются в следующем:

во-первых, данная теория обладает наиболее широким и богатым понятийным аппаратом;

во-вторых, авторы предлагают достаточно полное и конкретное определение социального капитала личности;

в-третьих, в данной концепции наиболее подробно рассматривается структура социального капитала и его содержательные компоненты;

в-четвертых, теория является новой и современной, ориентированной в первую очередь на российское население.

Тем не менее, в концепции Т. А. Нестика и И. А. Соломахи, безусловно, есть и свои недостатки.

Во-первых, она еще крайне мало применялась к анализу российского общества, поскольку является довольно новой.

Во-вторых, данная теория разработана в рамках социально-психологического подхода, а, следовательно, имеет психологический уклон. Однако здесь же хотелось бы отметить, что анализ психологической составляющей необходим, так как предстоит оценить влияние социального капитала на ощущаемое качество жизни, то есть на субъективную оценку личности своего качества жизни.

В-третьих, данная концепция еще не слишком популярна в научном сообществе, поскольку существует ряд других исследователей социального капитала, чьи теории уже получили свою эмпирическую апробацию и приобрели признание в научном сообществе.

Истоки идеи социального капитала можно найти у Э. Дюркгейма, М. Вебера и А. де Токви-

ля [11. С. 33], которые занимались вопросами социальной интеграции в обществе и изучением социальных действий. Начало же исследования социального капитала было положено американским ученым Л. Дж. Ханифаном, который впервые использовал данный термин в 1916 году для описания общинных школ в сельской местности [15. С. 130], после чего издал книгу «Общинный центр» (1920 г.) с целой главой, названной «социальный капитал». В данной главе он определил, что общественный капитал относится к наблюдаемым качествам, которые очень необходимы людям в их повседневной жизни. Среди данных качеств автор выделил «добрую волю, братство, сострадание и социальное взаимодействие между отельными индивидуумами и семьями, которые составляют социальную единицу» [16. С. 2]. Очевидно, что рассматривать социальный капитал исключительно как ресурс и продукт функционирования общинного братства мы не можем, однако Л. Дж. Ханифан помогает нам понять, насколько силен социально-психологический аспект данного феномена.

В зарубежной социологии в 1960-х и 1970-х годах проблематика социального капитала частично поднималась в работах Г. Лоури и Дж. Джонсона как вопрос о роли социальных связей в качестве источника экономических ресурсов [14. С. 30]. Данная концепция уже более интересна для нас, поскольку при рассмотрении особенностей влияния социального капитала личности на качество жизни молодежи мы должны учесть немаловажную функцию социального капитала, а именно: способность замещать экономический капитал. Таким образом, индивид или группа, не обладающие определенным экономическим или физическим капиталом, но владеющие богатым социальным капиталом, в который входит вся совокупность устойчивых социальных связей, может легко решить проблему нехватки экономических или каких-либо других ресурсов.

В научный оборот понятие «социальный капитал» ввел П. Бурдье в статье «Формы капитала» [2. С. 50] (1983 г.) в качестве обозначения социальных связей, способных становится ресурсом для получения выгоды [3. С. 60]. П. Бурдье внес большой вклад в становление теории социального капитала, выделив его наряду с экономическим, культурным и символическим

капиталами, а также подчеркнув их основополагающую роль в структурировании социального пространства. Согласно мнению ученого, социальный капитал выступает «продуктом общественного производства, материальных и тем самым классовых практик, средством достижения групповой солидарности» [10. С. 107]. Таким образом, в концепции П. Бурдье социальный капитал является проявлением социально-экономических условий и обстоятельств, а также конвертируется в экономический капитал.

Инновации же в концепцию социального капитала были внесены Дж. Коулманом [6. С. 122], который в своей работе «Капитал социальный и человеческий» представил подробный анализ взаимосвязи финансового, человеческого и социального капиталов. Последний в понимании Дж. Коулмана является общественным благом, так как не всегда от его функционирования выгоду получает действующий субъект, однако ученый подчеркивает, что социальный капитал создается свободным и рациональным индивидом в целях достижения своих выгод. В структуре социального капитала Дж. Коулман выделяет следующие основные элементы: доверие, возможность получения информации, а также нормы и эффективные санкции. При этом он подчеркивает, что социальная структура должна обладать рядом свойств, чтобы социальный капитал мог накапливаться и свободно функционировать. Данные свойства - замкнутость социальных систем (организаций) и апроприатив-ность. Замкнутость способствует развитию внут-ригрупповых норм, повышению интегрирован-ности и сплоченности членов группы, а также росту уровня доверия между ними. Апроприа-тивность предполагает способность структуры сложившейся организации или группы менять свою сущность при смене одних целей на другие, но с сохранением прежнего состава группы. Данная концепция крайне интересна для, поскольку далее необходимо рассмотреть особенности влияния социального капитала на качество жизни, а выше упомянутая теория для этого подходит. Тем не менее, в работе Дж. Коулмана слишком большое внимание уделяется экономической функции социального капитала, а также описывается преимущественно социальный капитал общества в целом, а не отдельной личности, что, безусловно, является значимым недостатком данной концепции.

Таким образом, в работе будет рассматриваться социальный капитал личности как совокупность ее отношений с другими людьми, облегчающих для нее создание, использование, обмен и конвертацию различного рода экономических ресурсов [8. С. 5]. Социальный капитал предстает перед нами в форме межличностных отношений, он создается благодаря принадлежности индивида к определенным неформальным и формальным группам, к кругу друзей, что позволяет ему приобрести определенную совокупность социальных связей, которые могут быть использованы для решения той или иной задачи.

Социальный капитал личности включает в себя следующие составляющие, согласно концепции Т. А. Нестика и И. А. Соломахи [8. С. 6]:

- принадлежность индивида к определенной социальной группе, которая предполагает соотнесение себя с большой или малой социальной группой, а также взаимодействие с ее членами. Принадлежность индивида к той или иной социальной группе определяется посредством механизма идентификации (индивид идентифицирует самого себя с представителями данной группы), а также благодаря соответствующему принятию группой данного индивида. Членство в группе характеризует осознание и понимание личностью того, к каким социальным группам она относится и какую роль играет в определенной социальной общности. Чем с большим количеством социальных групп индивид себя идентифицирует и взаимодействует, тем выше его качество жизни, т. к. повышается его социальная активность и улучшается психическое здоровье, эмоциональное состояние за счет ощущения своей принадлежности к группе, причастности к общей деятельности группы.

- автобиографически значимые события, определяющие индивидуальность личности и разделяемые ею со своими знакомыми. Это наиболее важные события в биографии респондента, определяющие индивидуальность личности и разделяемые ею со своими знакомыми. Исходя из того, что социальный капитал личности представляет собой определенные накопления индивида, способствующие увеличению его жизненных шансов, росту возможностей для реализации его интересов, целесообразно включать в его состав только позитивные автобиографичес-

ки значимые события, поскольку именно они способствуют увеличению социального капитала личности, который она может с успехом использовать для реализации своих интересов.

- реальные социальные связи личности с окружающими, которые раскрывают наличие у индивида тех или иных знакомств, значимых для реализации интересов данного индивида. Социальные связи при этом включают в себя дружеское окружение, знакомых, работающих в различных сферах жизнедеятельности общества и в социальных организациях. Социальные связи личности с окружающими представляют особый интерес, поскольку реальные взаимосвязи человека с окружающими его людьми могут в значительной степени влиять на социальную активность индивида и его материальную обеспеченность.

- характер личности, который включает в себя индивидуальные достоинства и индивидуальные недостатки личности. К наиболее значимым достоинствам личности можно отнести такие качества характера, как самостоятельность, упорство в достижении поставленных целей, трудолюбие. Самостоятельность мы можем рассматривать как способность человека принимать собственные решения. Упорство в достижении поставленных целей характеризуется как способность доводить начатое дело до конца. Трудолюбие представляет собой способность и желание человека выполнять значительный объем трудовой нагрузки. Положительные качества характера личности в значительной степени влияют на репутацию индивида, помогают оценить его роль и статус в рамках конкретной социальной группы, а также уважение, которым данный индивид пользуется в рассматриваемой общности.

- образование личности как составляющая социального капитала личности.

- материальные ценности (в том числе деньги, вещи, предметы и др.), которые предоставляются индивиду множеством окружающих его людей, с которыми он вступает в социальное взаимодействие.

В связи с тем, что анализ всех элементов социального капитала личности рассмотреть в рамках одной статьи сложно, мы ограничимся лишь некоторыми из них, а именно: социальными связями личности, характером личности и образованием индивида.

Для анализа данного явления социологическое исследование является тем инструментом, которое на теоретическом и эмпирическом уровнях помогает познать изучаемую социальную реальность.

Разработка методической концепции социологического исследования обусловлена рядом характерных особенностей, которые присущи современному уровню изучения и исследования проблемы в системе социологического научного знания, а именно фрагментарным характером теоретико-методологического осмысления феномена социального капитала как фактора формирования качества жизни современной молодежи.

Методическая концепция исследования проблемы влияния социального капитала на качество жизни современной молодежи обосновывает необходимость вычленения в комплексе исследовательских методов конкретных технических разновидностей этих методов, которые позволят обеспечить решение поставленных задач на каждом этапе проводимого социологического исследования.

В данной статье, анализируя качество жизни современной молодежи, мы рассмотрим такие ее составляющие как социальная активность и материальная обеспеченность личности.

В работе данный анализ основывается на эмпирических данных, которые были получены в результате проведения анкетного опроса. Было опрошено 500 респондентов представителей современной молодежи Москвы в возрасте от 18 до 30 лет, обучающихся в ВУЗах или уже окончивших высшие учебные заведения, являющихся гражданами России и проживающих в Москве на момент проведения опроса [17]. Процент опрошенных женщин составил 51%, мужчин - 49%. Средний возраст опрошенных молодых людей составил 22 года. Для того чтобы сравнить различие особенностей взаимодействия исследуемых нами явлений в различных возрастных группах, все респонденты были разделены на 2 группы: от 18 до 22 лет и от 23 до 30 лет. Данное деление связано с тем, что обычно молодые люди до 22 лет еще обучаются в высшем учебном заведении и зачастую зависят от социальных связей и материальной помощи со стороны своих родителей, в том время как представители молодежи в возрасте старше 23 лет, как правило, уже окончили ВУЗ и самостоятель-

но обеспечивают свою жизнь. Группа молодежи от 18 до 22 лет составила более половины опрошенных (59,9%), группа от 23 до 30 лет составила 40,1% опрошенных респондентов. Если говорить об образовании респондентов, то основную массу опрошенных составили лица, уже получившие высшее образование (56,7%), остальные 43,3% респондентов еще не окончили высшее учебное заведение, однако уже получили среднее (полное) общее образование (36,3%), средне-специальное (5,7%) или профессионально-техническое (1,3%).

В результате анализа было выделено две основные группы молодежи по материальной обеспеченности: малообеспеченные (47,8%), то есть те, кто не могут позволить себе приобрести вещи длительного пользования (включая тех, для кого покупка продуктов и одежды вызывает затруднения), а также достаточно обеспеченные (52,2%), то есть те, кто без труда приобретает вещи длительного пользования (включая тех, кто может позволить себе достаточно дорогостоящие вещи).

Согласно данному распределению молодежи с точки зрения материального достатка можно судить о том, что молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет, проживающие в городе Москва и получающие или получившие высшее образование, делятся на две категории: те, кто считают свое материальное положение вполне приемлемым для нормальной жизни, и те, кто не вполне удовлетворен своим материальным положением. Респонденты, попавшие в первую категорию, могут характеризоваться либо пребыванием на содержании у родителей, либо активной занятостью, работой, которая приносит достаточный доход. Респонденты, оказавшиеся во второй категории, предположительно, делятся на тех, кто стремится к изменению своего материального положения за счет хорошо оплачиваемой работы и тех, кто не стремится к изменению ситуации.

Для анализа социальной активности личности были выбраны такие переменные, как участие в волонтерской деятельности и участие в благотворительной деятельности. В ходе анализа полученных данных удалось выявить степень включенности индивида в общественно-полезную деятельность: волонтерскую и благотворительную. Было установлено, что современная московская молодежь, получающая или

получившая высшее образование, является социально активной: 84,4% из 100% принимали участие в добровольческой безвозмездной деятельности.

В целях решения данной проблемы, были использованы индикаторы, уточняющие и конкретизирующие виды добровольческой деятельности. В результате было установлено, что наиболее распространенными видами добровольческой деятельности (волонтерской и благотворительной) среди современной молодежи Москвы, которыми молодые люди занимались хотя бы единожды за последние несколько лет, являются:

- передача одежды, игрушек, предметов быта и другого собственного имущества в пользу бедных, детей-сирот, инвалидов, пенсионеров, бездомных и других социально уязвимых групп населения: 78,7% респондентов занимались данным видом деятельности;

- помощь в организации благотворительных концертов, выставок, ярмарок, конкурсов, фестивалей, например, «День Доброты», и других культурно-творческих мероприятий на добровольной и безвозмездной основе (72% респондентов хотя бы единожды принимали участие в данной активности);

- уборка территории от мусора и загрязнений в рамках проведения субботников и экологических маршей или самостоятельно (62,7% опрошенных занимались данным видом деятельности).

Несмотря на то, что анализ индикатора, направленного на фиксацию факта участия молодых людей в добровольческой деятельности, показал, что молодежь является социально активной, согласно анализу индикаторов, конкретизирующих виды добровольческой деятельности, современная молодежь г. Москвы демонстрирует довольно низкий уровень социальной активности: 73,2% респондентов за последние несколько лет хотя бы единожды участвовали не более чем в четырех видах благотворительной и волонтерской деятельности. В целом, было выделено 4 основные группы молодежи по социальной активности:

- неактивные (38,2%), которые за последние несколько лет участвовали не более чем в двух видах добровольческой деятельности (при этом 6,4% из них оказались абсолютно социально пассивны);

- малоактивные (35%), которые за последние несколько лет приняли участие только в 3-4 видах социальной активности;

- средней активности (18,2%), которые участвовали в 5-6 видах добровольческой деятельности;

- повышенной активности (8,6%), которые участвовали в 7 и более видах волонтерской и благотворительной деятельности за последние несколько лет.

Следует также отметить, что среди мужчин в возрасте от 18 до 22 лет социальная активность выше, чем среди мужчин в возрасте от 23 до 30 лет: 63,3% респондентов первой группы активно занимаются 2-4 видами добровольческой деятельности, в то время как 57,3% респондентов второй группы занимаются не более чем 2 видами волонтерской и благотворительной деятельности.

Для дополнительного анализа особенностей качества жизни современной молодежи было произведено кодирование открытого вопроса анкеты, выявляющего общее представления молодых людей об их качестве жизни. Согласно мнению респондентов, их качество жизни состоит из большого количества различных элементов. В ходе анализа было выделено 17 основных, по мнению современной молодежи, составляющих качества жизни. Наиболее ценными элементами качества жизни, по мнению опрошенных, являются материальные ценности и деньги (по большей части высокая заработная плата). Более 69% респондентов указали именно материальный достаток как одну из важнейших составляющих качества жизни современной молодежи. Около половины опрошенных указали как наиболее важные элементы качества своей жизни:

- эмоциональное и духовное развитие, внутреннюю гармонию, самосовершенствование (45,2%);

- здоровье, хорошее и качественное медицинское обслуживание, развитую систему здравоохранения (44,6%);

- значимость семьи и друзей, теплых и бесконфликтных отношений с близкими людьми (42,4%);

- жилищные условия и местоположение жилья (39,8%);

- обязанности государства по обеспечению прав, свобод и безопасности граждан, по про-

ведению социальной политики и предоставлению условий для самореализации личности (39,5%).

Полученные ответы иллюстрируют наиболее значимые для современной молодежи Москвы потребности, с которыми связаны основные проблемы молодого человека в возрасте от 18 до 30 лет. Согласно полученным данным, можно судить о том, что материальное благосостояние, здоровье и душевный комфорт являются для современной молодежи наиболее важными ценностями, определяющими качество жизни ее представителей. Кроме того, современная московская молодежь стремится к постоянному саморазвитию и самореализации и ожидает от своего государства предоставления реальных возможностей для достижения данной цели, а также обеспечения защиты интересов и социально-политической стабильности в стране.

Следует также отметить, что более 30% респондентов выделяют такие значимые для них составляющие качества жизни, как «мораль, нравственность и доверие в социальных отношениях» (33,1%); «доступность и качество образования, эффективное функционирование образовательной системы» (31,8%); «наличие работы, рабочих мест и возможности трудоустройства» (30,9%). Таким образом, стремясь к материальному достатку, современные молодые люди признают значимость успешного трудоустройства, которое может быть обеспечено при наличии хорошего образования и определенных социальных гарантий со стороны государства.

Таким образом, оценивая качество жизни современной молодежи, можно сделать вывод, что с точки зрения социальной активности, а именно участия в добровольческой и волонтерской деятельности, современные молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет в большинстве своем малоактивны, что негативно характеризует качество жизни молодых людей, поскольку отсутствие социального взаимодействия с окружающими в процессе реализации общего общественно-полезного дела, отсутствие достаточной активности и формирующегося на ее основе чувства собственной необходимости и значимости негативно влияет на развитие личности. Индивид не усваивает на практике нормы нравственности и морали, не формирует у себя

чувство долга перед страной и своими согражданами, а также чувства патриотизма, не развивает сострадание и не обогащает свой духовный мир, помогая другим людям. Все это, так или иначе, ведет к определенным внутрилично-стным и межличностным проблемам, а, следовательно, ухудшает качество жизни молодежи.

В исследовании мы пытались проанализировать социальный капитал личности, который раскрывается через социальные связи личности с окружающими.

Социальные связи личности включают в себя как ближайшее дружеское окружение индивида, так и просто знакомых, чьи связи и ресурсы могут помочь человеку в реализации его интересов и в удовлетворении его потребностей.

По данным исследования, более чем у половины опрошенных (60,2%) достаточно друзей, которые всегда готовы прийти на помощь, при этом у 14% респондентов таких друзей много, и лишь 4,5% опрошенных заявили, что у них нет таких друзей, которые готовы выручить в любой ситуации. В целом, 95,5% респондентов на вопрос о наличии друзей, которые всегда готовы оказать помощь и поддержку, ответили положительно.

Наибольшее число друзей у опрошенных нами респондентов оказалось среди людей, занимающихся культурно-творческой деятельностью (79% респондентов). Более половины опрошенных также имеют друзей среди тех, кто занимается общественной деятельностью (77,1%) и спортивной деятельность (58,9%). Меньше всего друзей у наших респондентов оказалось среди тех, кто занимается политической деятельность (всего 21,3%).

В связи с полученными данными можно судить о том, что дружеское окружение большинства опрошенных респондентов является социально активным, особенно в культурно-творческой и общественной деятельности. Следует отметить, что женщины имеют больше знакомых, которые занимаются культурно-творческой (87,5%, в отличие от мужчин - 70,1%) и общественной (80%, в отличие от мужчин - 74%) деятельностью, при этом мужчины имеют больше знакомых серди тех, кто занимается политической (27,3%, в отличие от женщин - 15,6%) и спортивной (64,9%, в отличие от женщин -53,1%) деятельностью. Кроме того, респонден-

ты в возрасте от 18 до 22 лет имеют больше знакомых, занимающихся общественной, спортивной и культурно-творческой деятельностью, нежели респонденты в возрасте от 23 до 30 лет.

В ходе анализа было также установлено, что группа респондентов, которая по своей материальной обеспеченности «едва сводит концы с концами», не имеет друзей, занимающихся какой-либо из указанных видов деятельности. Больше всего политически активных друзей (36,8%) оказалось у самой обеспеченной группы респондентов, которая «может позволить себе даже дорогостоящие вещи», у этой же группы респондентов больше всего друзей, занимающихся культурно-творческой деятельностью (84,2%) в отличие от других групп, опрошенных по материальному достатку.

К социальным связям личности также относятся знакомые (свои или общесемейные), которые занимают руководящие должности в той или иной организации. Было установлено, что 67,5% респондентов имеют знакомства с лицами, занимающими руководящие должности в сфере торговли (17,5% из них имеют много таких знакомых); 67,2% опрошенных имеют связи с лицами, являющимися руководителями в крупной компании, фирме, на предприятии или в иной организации (из них 8,6% имеют много таких знакомых); у 48,1% респондентов есть знакомые, занимающие руководящие должности в банковской сфере (у 8,6% из них много таких знакомых).

Было также установлено, что среди наиболее обеспеченных респондентов по материальному достатку больше всего знакомых, работающих в банковской сфере (68,4%), а также в крупной компании, фирме, на предприятии (84,2%). Знакомых, работающих в сфере торговли, в различных группах по материальному достатку оказалось примерно одинаковое количество (около 60%). При этом у группы респондентов, которая «едва сводит концы с концами» не оказалось знакомых, работающих в банковской сфере.

Таким образом, знакомых-руководителей у современной московской молодежи достаточно много. Вполне вероятно, данная тенденция обусловлена самими условиями проживания в таком мегаполисе, как город Москва, в котором сосредоточено большое количество крупных

фирм, предприятий, компаний и других организаций, имеющих своих руководителей.

К социальным связям личности, помимо друзей и знакомых-руководителей, также относятся знакомые (свои или общесемейные), которые работают в органах государственной власти. Согласно полученным эмпирическим данным, московская молодежь имеет относительно небольшое количество знакомых среди государственных служащих. У 31,2% респондентов есть знакомые, работающие в Правительстве Москвы. При этом 8% опрошенных затруднились дать точный ответ на данный вопрос. У 28% респондентов есть связи в районных Управах Москвы (затруднились ответить при этом 12,1% человек). У 26,8% опрошенных есть знакомые, работающие в Префектурах административных округов Москвы (затруднились ответить - 12,7%). У 25,8% респондентов есть социальные связи в Московской Городской Думе (при этом 6,7% человек затруднились ответить).

В ходе анализа данных удалось установить, что в Правительстве Москвы знакомых больше оказалось у респондентов, которые по статусу занятости относятся к работающим лицам (38,2%), в то время как только у 19,5% неработающей молодежи есть социальные связи в Правительстве Москвы.

Таким образом, анализируя социальные связи личности, было установлено, что современная молодежь обладает достаточно большим социальным капиталом, который включает в себя:

- значительное число друзей молодежи, активно занимающихся культурно-творческой (79%), общественной (77,1%), и в меньшей степени спортивной деятельностью (58,9%);

- значительное количество знакомых (своих или семейных), занимающих руководящие должности в сфере торговли (67,5%), в крупных компаниях, фирмах, на предприятиях (67,2%), в меньшей степени - в банковской сфере (48,1%);

- незначительное число знакомых (своих или семейных), работающих в региональных и местных органах государственной власти, главным образом, в Правительстве Москвы (31,2%).

Для того чтобы описать характер влияния социального капитала личности на качество жизни современной молодежи Москвы, были проанализированы взаимосвязи между соци-

альными связями респондентов и их социальной активностью и материальной обеспеченностью.

В целях выявления закономерности обращения молодых людей за помощью к своим друзьям или знакомым был составлен перечень основных проблем, которые могли возникать у респондентов. Более чем у половины опрошенных возникали проблемы, связанные с необходимостью улучшить жилищные условия (59,9%), а также с трудоустройством и продвижением по карьерной лестнице (55,6%). Немного менее половины респондентов указали в качестве своих проблем: беспокойство и заботы, связанные с необходимостью дорогостоящего лечения, с решением проблем со здоровьем (41,1%), а также проблемы, связанные с поступлением в ВУЗ и получением образования (40,4%). Только 15,3% опрошенных указали «нарушение закона» в качестве одной из своих проблем.

Кроме того, следует отметить, что среди тех респондентов, у которых возникали проблемы с поступлением в ВУЗ и получением образования, оказалось больше мужчин (70,1%), чем женщин (только 29,9%). При рассмотрении значимости связи между уровнем материальной обеспеченности молодежи и проблемами, которые возникают у молодых людей, было установлено, что в группе малообеспеченных, которая составляет 47,8% респондентов, больше тех, у кого возникали проблемы, связанные с трудоустройством и продвижением по карьерной лестнице (70% при 30% тех, у кого таких проблем не было). При этом в группе достаточно обеспеченных (составляет 52,2%) оказалось гораздо меньше тех респондентов, у которых когда-либо возникали проблемы, связанные с карьерой (всего 42,7% при 57,3% тех, у кого таких проблем не было).

В целях решения вышеперечисленных проблем менее половины респондентов (47% из 100%) обращались к своим друзьям и знакомым за помощью. При этом 4% опрошенных обращались за помощью часто, 17% - иногда, а 26% - редко.

В ходе анализа было установлено, что респонденты, главным образом, обращались за помощью в связи с проблемами, связанными с «поступлением в ВУЗ и получением образования» и с «необходимостью дорогостоящего лечения заболевания, с решением проблем со здо-

ровьем». Среди молодых людей, у которых возникали проблемы с образованием, 70,1% обращались за помощью к своим друзьям и знакомым. В то же время среди молодых людей, у которых возникали проблемы со здоровьем, 93% обращались за помощью к друзьям и знакомым.

Следует отметить, что среди мужчин, у которых возникали проблемы с образованием и поступлением в ВУЗ значительное число (90,7%) тех, кто обращался к друзьям и знакомым за помощью, то время как среди женщин подобной взаимосвязи не было установлено.

Среди тех, к кому респонденты наиболее часто обращались за помощью, в ходе кодирования открытого вопроса «К кому из ваших друзей или знакомых вы обращались за помощью?», были выделены следующие группы лиц:

- студенты, учащиеся в институтах (23,2%);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- врачи, медицинские работники (19,5%);

- знакомые, работающие в сфере торговли (19,2%);

- представители специальных служб (ФСБ, МВД, ГАИ) (10,1%);

- знакомые-юристы (8,3%);

- знакомые среди государственных служащих (6%);

- знакомые, работающие в суде (5,9%);

- семья (5,3%);

- знакомые, работающие в банковской сфере (5%);

- знакомые, работающие в отделе кадров

(3,2%);

- знакомые-риэлторы и знакомые, работающие в страховых компаниях (по 3%).

Следует отметить, что 8,9% респондентов указали, что привыкли решать проблемы самостоятельно, не обращаясь за помощью ни к кому.

Среди опрошенных 87,6% респондентов утверждают, что друзья и знакомые помогали им в решении их проблем.

Стоит отметить, что среди тех, кто обращался за помощью к друзьям и знакомым, высок процент тех, кому они помогали (98%), в отличие от тех, кто не обращался за помощью к своим друзьям и знакомым (среди них помощь оказывали только 78,2% респондентам). Кроме того, с ростом частоты обращения за помощью увеличивается число тех респондентов, которые на вопрос об оказании им помощи со стороны друзей и знакомых с уверенностью отве-

чали «конечно, да».

В ходе анализа была установлена важная взаимосвязь между помощью со стороны друзей и знакомых и участием респондентов в добровольной, безвозмездной, общественно-полезной деятельности. Среди тех, кто ответил на вопрос о помощи со стороны друзей «конечно, да», оказалось 100% тех, кто принимал участие в той или иной добровольной, безвозмездной, общественной полезной деятельности. Среди тех, кому друзья и знакомые помогали только частично, оказалось 91,8% тех респондентов, которые принимали участие в добровольческой активности. При этом среди тех, кому друзья не помогали в решении проблем, высок процент тех (74,4%), кто не принимал участие ни в каких видах добровольной безвозмездной деятельности.

Статистическая значимость взаимосвязи между оказанием помощи со стороны друзей и знакомых и участием в добровольной безвозмездной деятельности подтверждается также в группах респондентов по полу и по возрасту. Наиболее значимой данная связь оказалась для мужчин. Из них все те, кому друзья и знакомые оказывали помощь в решении проблем, принимали участие в добровольческой деятельности (100%). При этом 80% из тех мужчин, кому не помогали друзья и знакомы, не принимали участия в данной деятельности. У женщин ситуация выглядит немного иначе, хотя и незначительно. Из тех женщин, кому друзья и знакомые помогали, 98,5% принимали участие в добровольной безвозмездной общественно полезной деятельности, однако из тех, женщин, которым друзья и знакомые не помогали, только 68,4% не принимали участие в добровольческой деятельности, а 31,6% - принимали. Таким образом, участие женщин в добровольной и безвозмездной деятельности в меньшей степени определяется помощью со стороны друзей и знакомых, нежели у мужчин.

В обеих возрастных группах от 18 до 22 и от 23 до 30 было установлено примерно одинаковое распределение ответов. Среди тех, кому друзья и знакомые оказывали помощь, оказалось около 90% тех, кто принимал участие в добровольческой деятельности; среди тех, кому помощь не оказывали, оказалось около 70% тех, кто не принимал участие в подобной деятельности.

Тем не менее, следует учитывать, что распределение ответов респондентов на вопрос о принятии участия в добровольной безвозмездной общественно-полезной деятельности демонстрирует лишь самоопределение молодежи своей социальной активности, но не раскрывает степени реального участия респондентов в добровольческой деятельности. Как было установлено, 84,4% респондентов заявили, что принимали участие в безвозмездной добровольной общественно-полезной деятельности за последние несколько лет.

Таким образом, для проверки влияния социальных связей молодежи на ее социальную активность, следует подробнее проанализировать взаимосвязь между наличием у респондентов друзей (занимающихся общественной, политической, культурно-творческой, спортивной деятельностью), знакомых-руководителей (в крупной организации, в сфере торговли, в банковской сфере), знакомых государственных служащих (в Правительстве Москвы, в Московской Городской Думе, в Префектурах и Управах Москвы) и участием респондентов в том или ином виде волонтерской или благотворительной деятельности.

Во-первых, отметим, что статистически значимых взаимосвязей между наличием у молодежи знакомых, занимающих руководящие должности в крупных организациях, в сфере торговли, в банковской сфере, и участием респондентов в каком-либо виде добровольческой (волонтерской или благотворительной) деятельности не было обнаружено.

Во-вторых, также отметим, что не было выявлено статистически значимых взаимосвязей между наличием у респондентов знакомых, работающих в региональных или местных органах государственной власти (в Правительстве Москвы, в Московской Городской Думе, в Префектурах и Управах Москвы) и участием респондентов в каком-либо виде добровольческой (волонтерской или благотворительной) деятельности. Данный результат во многом объясняется тем, что представители молодежи обладают относительно небольшим количеством связей с государственными служащими региональных и местных органов власти.

В-третьих, между наличием у опрошенных друзей, занимающихся политической или спортивной деятельностью, и участием респон-

дентов в каком-либо виде добровольческой (волонтерской или благотворительной) деятельности также не было установлено статистически значимых взаимосвязей.

Тем не менее, статистически значимые взаимосвязи были выявлены между наличием у респондентов друзей, которые занимаются общественной деятельностью, а также которые занимаются культурно-творческой деятельностью, и реальной социальной активностью опрошенной молодежи в целом, а также отдельными видами добровольческой (волонтерской и благотворительной) деятельности.

Подходя к итогу нашего анализа качества жизни молодежи, ее социальной активности и характера их взаимосвязи, следует сделать важное дополнение. В связи с тем, что в статье также изучалось влияние социальных связей молодежи на ее материальную обеспеченность, необходимо отметить, что статистически значимых взаимосвязей между наличием у респондентов друзей или знакомых, занимающихся тем или иным видом деятельности, и материальным достатком респондентов установлено не было.

В ходе исследования было установлено, что социальные связи личности влияют на качество жизни молодого человека, в определенной степени определяя круг его интересов и ценностей, а также предоставляя реальные возможности для реализации интересов личности и удовлетворения ее потребностей. Была выявлена взаимосвязь между наличием у респондентов друзей, занимающихся общественной деятельностью, и участием данных респондентов в уборке территории от мусора и загрязнений, а также в деятельности по передаче имущества в пользу нуждающихся в помощи групп населения. Была также выявлена взаимосвязь между наличием у молодежи друзей, занимающихся культурно-творческой деятельностью, и участием этой молодежи в организации благотворительных концертов, выставок, ярмарок и других культурно-творческих безвозмездных мероприятий. Статистически значимой взаимосвязи между наличием определенных социальных связей у личности и ее материальным достатком выявлено не было. Тем не менее, удалось установить, что среди тех респондентов, которые обращались к друзьям и знакомым за помощью, высок процент тех, кто получал необходимую помощь, пусть даже частично. При

этом важно, что среди тех, кому друзья и знакомые оказывали помощь, оказалось большинство молодых людей, которые принимали участие в добровольческой безвозмездной общественно-полезной деятельности. Стоит также отметить, что зачастую молодежь обращается к друзьям и знакомым за помощью в решении проблем со здоровьем или проблем, связанных с поступлением в ВУЗ и получением образования; а среди тех, к кому склонны обращаться молодые люди за помощью, были названы студенты, врачи и медицинские работники, а также знакомые-юристы.

Полученные результаты могут быть полезны для дальнейшего изучения качества жизни молодежи с акцентом на такие важные, как было установлено, составляющие качества жизни, как здоровье и качество образования.

На основе проведенного социологического исследования можно выделить ряд рекомендаций, направленной на повышение качества жизни современной молодежи:

- необходимо разработать систему поощрений (грамот, наград, призов) для стимулирования участия молодежи в добровольческой деятельности (волонтерской и благотворительной);

- необходимо проводить в ВУЗах и других учебных заведениях профессионального образования, а также по месту работы просветительские беседы, направленные на пропаганду участия молодежи в волонтерской и благотворительной деятельности (в благоустройстве окружающей среды, в оказании помощи нуждающимся и т.д.);

- целесообразно разработать для молодежи систему грантов, ориентированных на реализацию того или иного вида добровольческой деятельности, благотворительного мероприятия;

- следует также осуществлять обучение молодежи управлению ее социальными связями для реализации собственных интересов даже при условии отсутствия экономического капитала (данное обучение необходимо внедрить непосредственно в процесс получения образования);

- необходимо также обеспечивать молодежь достаточным объемом рабочих мест для удовлетворения ее потребности в занятости и управлении своим материальным достатком.

Литература

1. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.— С. 453.

2. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология (электронный журнал). -2002. Т.3. - №5. - С.60-74.

3. Бурдье П. Социология политики: пер. с фр. / сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко. М., 1993. - C. 50-72.

4. Гудков Л. Д., Дубин Б. В., Зоркая Н. А. Молодежь России. - М.: Московская школа политических исследований, 2011. - С. 42-53.

5. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. - М.: ГУ-ВШЭ, 2000. - С. 175.

6. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. - 2001. - №3. - С. 122-139.

7. Нестик Т. А., Соломаха И. А. Персональный социальный капитал, доверие и социально-психологические характеристики личности // Доверие и недоверие в условиях развития гражданского общества / Отв. ред. А. Б. Купрейчен-ко, И. В. Мерсиянова. - М.: Изд-во НИУ ВШЭ, 2013. - С. 245-263.

8. Нестик Т. А., Соломаха И. А. Социальный капитал личности как социально-психологический феномен: доклад в рамках VIII Апрельской Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. - М: ИП РАН, Москва, 2012. - С. 5-16.

9. Полищук Л. И. Социальный капитал в России: измерение, анализ, оценка влияния: доклад заведующего лабораторией прикладного анализа институтов и социального капитала, кандидата экономических наук Полищук Леонида. Научный семинар Фонда Либеральная Миссия [Электронный ресурс] // Фонд Либеральная Миссия [Офиц. сайт]. URL: http:// www.liberal.ru/articles/5265 (дата обращения: 20.07.2016).

10. Сивуха С. Социальный капитал минчан / / Минчане в начале XXI века: социальный портрет / В. А. Бобков и др. - Минск: МНИИСЭПП, 2006. - С. 107-124.

11. Стрельникова Л. В. Социальный капитал: типология зарубежных подходов // Общественные науки и современность. 2004. №2. -С. 33-41.

12. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию: Пер. с англ. / Ф. Фукуяма. - М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. - С. 530-590.

13. Ценности культуры и развитие общества / Под ред. Н. М. Лебедевой и А. Н. Татарко. М., 2007. - С. 253-275.

14. Jacobs J. The Life and Death of Great American Cities. New York Random House, 1961. См. также: Portes, A Social Capital Its Origins and Applications in Modern sociology // Annual Review of Sociology, 1998. Vol. 24. - P. 30-35.

15. Hanifan L. J. (1916). «The Rural School Community Center». Annals of the American Academy of Political and Social Science (67). - P. 130-138.

16. Hanifan L. J. The Community Center. Boston: Silver, Burdett & Company. 1920. - P. 2-10.

17. Исследование «Социальный капитал как фактор формирования качества жизни молодежи» проводилось студентами отделения социологии Французского университетского колледжа при МГУ имени М.В. Ломоносва в 2015 году под руководством автора, выборка составила 500 человек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.