Научная статья на тему 'Социальный иммунитет как возможность сохранения идентичности в условиях глобализационного давления'

Социальный иммунитет как возможность сохранения идентичности в условиях глобализационного давления Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
75
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИОННОЕ ДАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИММУНИТЕТ / КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / МАССОВЫЙ ЧЕЛОВЕК

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кормочи Е.А.

Статья посвящена анализу одного из негативных последствий глобализации феномена глобализационного давления, его объективных и субъективных детерминант и следствий. Высказывается предположение о том, что лобализационное давление, отсутствие социального иммунитета и формирования массового человека приводит к кризису индивидуальной и коллективной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальный иммунитет как возможность сохранения идентичности в условиях глобализационного давления»

СОЦИАЛЬНЫЙ ИММУНИТЕТ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ СОХРАНЕНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ

© Кормочи Е.А.*

Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга, г. Петропавловск-Камчатский

Статья посвящена анализу одного из негативных последствий глобализации - феномена глобализационного давления, его объективных и субъективных детерминант и следствий. Высказывается предположение о том, что лобализационное давление, отсутствие социального иммунитета и формирования массового человека приводит к кризису индивидуальной и коллективной идентичности.

Ключевые слова глобализация, глобализационное давление, социальный иммунитет, кризис идентичности, массовое сознание, массовый человек.

Исследование последствий и перспектив глобализации и детерминированных ею глобальных проблем современности, кризиса идентичности, доминанта массового сознания и пр. - актуальная задачи философии [4, 5, 6]. У процесса глобализации, который активно развивается в наши дни, есть как ярые сторонники, так и непримиримые противники. К началу 21 века стали очевидными противоречия глобализации, одним из которых является глобализационное давление. В основе глобализации лежит система ценностей западной цивилизации которая опосредованно, а чаще непосредственно, навязывается незападному миру Глобализационное давление понимается как «следствие субъект-объектных отношений в условиях глобализации, в основе которых лежит навязывание потребительского вестернистского принципа развития всему остальному миру» [7, с. 11].

Можно выделить объективные и субъективные факторы, детерминирующие глобализационное давление [7]. К объективным факторам следует отнести все более активизирующийся процесс глобализации, балансирование человечества между стремлением к объединению самостоятельному развитию государств, холизм современного исторического процесса, связанный с экспансией западных ценностей и стереотипов на весь остальной мир; общность рыночных отношений, технических и технологических достижений; глобализация социально-экономической и культурной сфер; развитие глобальных коммуникационных сетей; единство и борьба процессов интеграции и дифференциации; расширяющиеся международные контакты различного рода; связанная с появлением новых мировых субъектов поли-

* Доцент кафедры Истории и философии, кандидат философских наук, доцент.

тики трансформация международных политических отношений в мировые политические отношения; тенденции появлении целостной мировой науки; сочетание вестернизации с ориентализацией и пр.

К субъективным факторам можно отнести следующие: политика по нивелированию социокультурной идентичности отдельных социумов в пользу вестернизации, глобализм как навязываемая миру социальная модель политического и экономического доминирования западной цивилизации под эгидой США, выход политической деятельности за пределы территории отдельных государств, т.е. становление общепланетарной политики; исчерпание «конструктивного потенциала в идеологии глобализации в его крайнем вестернистски-потребительском виде» [7, с. 59]; идеи теоретиков западного образа жизни; создаваемая глобализацией угроза национальным системам образования и воспитания в формате Болонского процесса; стремление Запада в лице США к завоеванию власти над остальным миром; тенденции к установлению нового мирового порядка и единого мирового правительства; распространение и давление массовой культуры; дискредитация демократических принципов; фальсификация исторического прошлого, переписывание истории и пр.

Интерпретация роли и последствий глобализационного давления различно и зависит от позиции в интерпретации глобализации. Однако очевидно, что его оправдание - часть вестернистской идеологии, навязывающей незападному миру ценности Запада.

Представляется, что способность эффективно противостоять глобали-зационному давлению - жизненно необходимое в современных условиях качество конкретных обществ и этносов. Эта способность - социальный иммунитет - может способствовать нейтрализации ряда субъективных факторов. Социальный иммунитет должен создать защитный пояс, который позволит сохранение идентичности, уникальности культуры, собственной истории, политического и экономического суверенитета. Пример функционирования социального иммунитета демонстрирует китайское общество, которое успешно вписываясь в глобализующийся мир, тем не менее противостоит глобализационному давлению.

Отсутствие социального иммунитета неминуемо приведет к кризису идентичности. Идентичность человека с определенной общностью реализуется, прежде всего, через интериоризацию им представлений, норм, ценностей, образцов поведения, образующих его культуру» [8, с. 45].

Кризис идентичности, «характеризуется субъективным ощущением «острого дискомфорта» [12, с. 162], спутанности, «диффузности» идентичности, поведенческими и характерологическими расстройствами, а так же отказом от собственной роли, необходимой для участия в общественной жизни, или недостаточным ее признанием; происходит распад коллективных и личных связей, общезначимых ценностей.

В обществе, подвергающемуся глобализационному давлению и не выработавшему социальный иммунитет, скорее всего произойдет замена традиционно сложившихся связей между людьми безличными, функциональными отношениями, и это неизбежноприведёт к распаду прежних социальных и духовных ценностей. «Происходит распад коллективных и личных связей, общезначимых ценностей» [1, с. 4].

Результатом кризиса идентичности становятся депрессивные состояния и апатии, зависимости различного вида: алкоголизм, наркомания, игрома-ния, «компьютерная зависимость»; беспомощность, инфантилизм, коммуникативная и эмоциональная несостоятельность; стремление убежать от реальности, проявление жестокости, властности; нигилизм, сексуальные извращения и пр.

Кризис идентичности стал общечеловеческой проблемой ряда обществ именно в эпоху глобализации. В наши дни проблем, связанных с осмыслением идентичности и ее кризиса, становится еще больше. Сегодня миллиарды людей на Земле живут с ощущением, что, несмотря на дарованное глобализацией повышение комфорта жизни, историческая почва уходит из-под их ног. Отсюда - поиск утраченных корней, обостренное внимание к своей идентичности, стремление сохранить ее вопреки мощному давлению Запада.

Потеря или отсутствие социального иммунитета являются прямо или косвенно результатами деятельности массовой культуры, формирующей массового человека - носителя массового сознания.

Как справедливо заметил Д.И Дубровский, массовый человек амбициозен, образован, самодоволен, «он стал чуть ли не главной фигурой во всех высших сферах общественной жизни» [2, с. 79]. Все те качества человека и ценности, которые не ценятся массовым человеком (доброта, скромность, умеренность, альтруизм, патриотизм, справедливость, духовное совершенствование и пр.), изживаюся из социокультурного пространства. В процессе глобализационного давления всеми возможными способами культивируется и навязывается, прежде всего, главный атрибут массового человека - жажда потребления, реализующаяся на всех уровнях: от отдельной личности до целых цивилизаций.

С конца прошлого столетия мир превращается в совершенно «новое сценическое пространство для существования человека, новое и в материальном и в социальном плане» [10, с. 317].

Если ранее мир был местом постоянной борьбы за существование, то теперь он сал весьма комфортным и воспринимается как неисчерпаемый источник удовлетворения все возрастающих материальных потребностей и желаний. «Главным действующим лицом на этой сцене стал человек, созданный массовой культурой, тот, кто одновременно не есть некто конкретный, но при этом - каждый, любой и никто, «идеальный тип», модель, позволяющая структурировать эмпирический материал и интерпретировать реально сложившуюся ситуацию» [11, с. 137].

Пожалуй, наиважнейшую роль в формировании массового человека играют средства массовой информации, которые безостановочно транслируют универсальное мнение, затрагивающего все сферы, которые могут интересовать и волновать человека. СМИ предоставляют набор идентификационных позиций, установок и точек зрения на все случаи жизни. «Никакого беспокойства, никакой ответственности. Приняв рекомендованное решение - вы будете избавлены от ошибки. Теперь ваша жизнь в более надежных руках, чем ваши собственные. Мы лучше вас знаем, что вам надо и чего вы хотите, чего ждете и на что надеетесь. Мы избавим вас от всех страхов. Ваша жизнь станет такой, какой вы хотите ее видеть - такой, как надо» [9, с. 60].

Субъект теряет потребность в автономном мышлении и довольствуется реактивным, не осознавая и даже приветствуя эту потерю, как передачу ответственности за себя. Рефлексия перестает быть нужной, поскольку все необходимое для сохранения ощущения себя личностью предоставляется извне в готовом виде и не требует усилий. Так возникает предсказуемый, послушный и управляемый массовый человек.

Посредством международных проектов (Болонский процесс и т.п.) гло-бализационное давление создает реальную угрозу существованию национальных систем образования и воспитания. Как и все прочие проявления глобализации Болонский процесс предполагают унификацию, а по сути дела, замену существующих многообразных национальных систем образования и воспитания одной, американской, где многоуровневый, сложный процесс становления, развития и образования личности давно подменен оказанием образовательной услуги. Иначе говоря, «Болонский процесс престает в своем истинном и довольно неприглядном виде транснациональной корпорации, стремящейся контролировать рынок «товаров» духовного производства» [3, с. 242].

Путь, на котором оказалась Россия, удачно выражен цитатой: «В глобальном мире перед Россией возникла дилемма: либо найти способ преодоления безответственной потребительской морали, либо окончательно опуститься в пучину геополитического хаоса и соскальзывания в «третий мир» [14, 22].

Список литературы:

1. Бороноева Н.А. Человек в мире глобальных изменений: монография. -Красноярск: Литера-принт, 2009.

2. Дубровский Д.И. Современное массовое сознание и будущее земной цивилизации // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. -2013. - № 1 (37). - С. 78-83.

3. Кирвель Ч.С., Стрельченко В.И. Глобализация образования и социальные стратегии современности // Диалог поколений и культур в контексте глобализации: Материалы Междунар. Конф. «Конфликт поколений в контексте информационной глобализации». - СПб.: Изд-во политех. ун-та, 2007.

4. Кормочи Е.А. Атрибуты глобального мира // Казанская наука. - 2014. -№ 2. - С. 121-123.

5. Кормочи Е.А. К вопросу об атрибутах глобального мира // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2014. - Т. 2. -№ 2 (41). - С. 9-17.

6. Кормочи Е.А. Человечество сегодня: факторы глобального кризиса // Глобальное будущее 2045. Антропологический кризис, конвергентные технологии, трансгуманистические проекты: научное издание: матер. Первой Всерос. науч. конф., г. Белгород, 11-12 апреля 2013 г. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация»; Минск: Белорусский Дом печати, 2014. - С. 84-95.

7. Кравцов Д.И. Феномен глобализационного давления: социально-философский анализ: дис. ... канд. филос. наук. - Красноярск, 2014.

8. Мазуренко И.В. Национально-культурная идентичность в условиях глобализации: социально-философский анализ: дис. ... канд. филос. наук, спец. 09.00.11. - М., 2009.

9. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. -М.: Центр психологии и психотерапии, 1998.

10. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс / Эстетика. Философия культуры. - М., 1991.

11. Предовская М.М. Модификация и трансформация культурной идентичности: дис. ... канд. филос. наук: по спец. 09.00.13. - СПб., 2009.

12. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996.

13. Яценко М.П., Малинин А.В. Проблема совершенства в концепциях русского космизма // Научное мнение: научный журнал. - СПб., 2012. - № 12.

ПРОБЛЕМА УЙГУРСКОГО СЕПАРАТИЗМА В РАМКАХ СТРОИТЕЛЬСТВА «ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЯСА ШЕЛКОВОГО ПУТИ»

© Селиванов Д.Е.*

Национальный исследовательский Томский политехнический университет,

г. Томск

Синьцзян Уйгурский автономный район КНР занимает '/6 территории страны, и является регионом стратегического значения, геополитическая важность которого неоценима для Пекина. На сегодняшний день бытует мнение, что важность Синьцзяна для Китая, в первую очередь продиктована наличием полезных ископаемых, таких как нефть,

* Студент кафедры Истории и регионоведения Института социально-гуманитарных технологий (специальность: «Регионоведение»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.