УДК 130.2
Е.А. Кормочи
К ВОПРОСУ О ДЕТЕРМИНАНТАХ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА
Статья посвящена выявлению и анализу факторов, детерминирующих состояние, трансформации и перспективы существования современной цивилизации. К таким факторам автор относит процесс глобализации, глобализацион-ное давление, глобальные проблемы современности, кризис идентичности, экспансию массового сознания
Ключевые слова: глобализация, глобализационное давление, социальный иммунитет, глобальные проблемы современности, менталитет Просвещения, кризис идентичности, массовое сознание, массовый человек
Ye.A. Kormochi ON GLOBAL CRISIS DETERMINANTS
The article is devoted to the revelation and description of the factors determining the state, transformations, and perspectives of modern civilization existence. Among such factors, the author labels globalization, globalization pressure, global problems of contemporaneity, crisis of identity, expansion of mass consciousness.
Keywords: globalization, globalization pressure, social immunity, global problems of contemporaneity, Enlightenment mentality, crisis of identity, mass consciousness, mass human being
Осмысление глобальных вызовов, с которыми сталкивается цивилизация, исследование проблем ее современного состояния, трансформационных процессов и перспектив существования человечества, находящегося в наши дни в состоянии кризиса, — актуальная задача социально-гуманитарных наук. Как справедливо отмечает доктор-философских наук В.С. Степин: «В периоды кризисов, когда старые системы ценностей перестают быть актуальными и требуются новые, особую роль играет философия. Именно философская рефлексия над основаниями и универсалиями культуры может привести к формированию новых ценностей, идей и смыслов, которые так необходимы сейчас» [12, с. 209].
Существующий в наши дни глобальный кризис обусловлен, на наш взгляд, рядом взаимосвязанных, взаимопорождающих объективных факторов или иными словами детерминант: процесс глобализации, глобализационное давление, глобальные проблемы современности, кризис идентичности, экспансия массового сознания [4; 5].
Данные факторы-детерминанты приводят к трансформациям всего, что связано с природой, духовной сферой и телесностью человека, экономикой, политикой, культурой, образованием и пр.
Глобализация
Глобализация — сложный процесс взаимопроникновения, слияния, взаимовлияния экономических, политических, социокультурных сфер разных стран в результате их тесного взаимодейст-
вия и взаимозависимости. Данный процесс приводит к унификации всех сфер жизнедеятельности человека в масштабе всей планеты, всего человечества.
Глобализационные процессы обусловлены целым рядом факторов, среди которых наиболее важными являются экономические, технологические, информационные [1].
Экономические факторы обусловлены деятельностью транснациональных промышленных корпораций и широким распространением международного разделения труда. Основная доля высокотехнологичной продукции производится именно в рамках транснациональных промышленных корпораций, владеющих значительной частью производственных фондов и создающих более половины всего мирового валового продукта.
Технологические факторы связаны с лавинообразным развитием новых технологий. Высокая эффективность этих технологий позволяет производить высококачественную продукцию, а также сокращать затраты ресурсов, энергии и времени, что делает их всё важной частью мирового рынка товаров и услуг, а их распространение в мире становится одной из главных тенденций развития современного человечества.
Информационные факторы связаны с созданием и распространением глобальных теле- и радиосетей, телефонной и факсимильной связи, компьютерных информационно-телекоммуникационных сетей и т. п. Информатизация превратилась в глобальный социотехнологический процесс.
Влияние глобализации на общества сопровождается двумя противоположными процессами — интеграцией и дифференциацией. Результат интеграции — всеохватывающий научно-технический прогресс, расширение международных связей в экономике, политике, экологии; обмен знаниями, ценностями, общие системы образования, производства и пр. В свою очередь, дифференциация приводит к обособлению национальных культур, культивированию самобытности, акцентированию проблем культурной идентичности, которая во многом определяет целостность личности, общества, цивилизации.
В результате усиления экономической, финансовой и политической взаимосвязи государств и народов происходят изменения в структуре разделения труда (женщины работают столь же интенсивно, что и мужчины), что приводит к изменениям в семье, кризису разграничения мужского и женского. «Происходит феминизация мужчин и омужествление женщин. Это проявляется в разрушении прежних ограничений в трудовой деятельности <...> Характер труда уравнивает их психологию и физиологию» [8, с. 286].
Несмотря на то, что у глобализации есть как ярые сторонники, так и непримиримые противники, к началу XXI века стали очевидны противоречия глобализации, ее конструктивные атрибуты («плюсы») и деструктивные атрибуты («минусы»), тесно связанные между собой.
Конструктивные атрибуты глобализации:
• укрепляется мировой рынок с сопутствующими этому процессу углублением специализации и международного разделения труда;
• выравниваются потребности;
• расширяется влияние демократических взглядов;
• открывается широкий доступ к информации;
• возрастает интернационализация инновационных процессов и обостряется конкуренция технологий;
• закрепляются новые формы коммуникации;
• улучшаются социальные показатели во многих регионах мира;
• выходит на более высокий уровень взаимопонимание между различными культурами;
• растёт свобода человека от определённой среды;
• открываются огромные возможности выбора жизненных стратегий;
• увеличивается экономическая, финансовая и политическая взаимосвязь государств и народов;
• повышается мобильность границ, что особенно ярко проявляется в усилении темпов развития международного туризма и миграционных процессов;
• формирование социального иммунитета как реакция на глобализационное давление и потерю идентичности и пр.
Деструктивные атрибуты глобализации:
• мировая экономика становится более страте-гическинестабильной, переменчивой, несбалансированной, взаимозависимой и уязвимой;
• усиливает влияние внешних факторов на развитие различных стран;
• увеличивается разрыв в экономическом и социальном развитии между Севером и Югом;
• практически полная утрата политического, социокультурного и образовательного суверенитета отдельных стран;
• возникают трудности передачи знаний и новых технологий из центра к периферии;
• возрастают миграционные потоки;
• увеличивается разница между уровнем жизни и благосостоянием богатых и бедных слоёв населения;
• транснациональные компании усиливают своё не только экономическое, но и политическое влияние на государства;
• распад сложившегося международного разделения труда, что ведет к усилению роли межкорпоративного разделения труда;
• возрастание роли международных транспортных коридоров в производственном цикле;
• усугубляются проблемы взаимодействия государства и институтов гражданского общества;
• подрыв государственности;
• разложение национального самосознания людей и народов;
• подрыв государственности;
• примат международного права национальными системами права;
• установление полного контроля над суверенными системами власти;
• усиление американское влияние в мире;
• угроза иностранного вмешательства во внутренние дела стран;
• информационная прозрачность;
• кризис индивидуальной и коллективной идентичности;
• разложение национального самосознания;
• растёт влияние массовой культуры, угрожающее культурному многообразию;
• усугубляются глобальные проблемы современности;
• меняется мировоззрение современного человека, в результате чего возникают идеологические и культурные конфликты, психологическое напряжение и мировоззренческая неудовлетворённость;
• происходит переход к новому типу общества постмодерна, замене традиционно сложившихся связей между людьми на безличные, функциональные отношения, и это неизбежно ведёт к распаду прежних социальных и духовных ценностей;
• усиливается влияние массовой культуры;
• тенденции к унификации образа жизни, стилей поведения, интересов, взглядов, вкусов и т. д.;
• активное глобализационное давление;
• информационная прозрачность.
Глобализационное давление
Глобализация является продуктом экспансии техногенной цивилизации [13, с. 13-15]. Именно система ценностей западного мира, явившаяся плодом менталитета Просвещения, легла в основу модернизации, перерастающей в наши дни в процессы глобализации. Среди этих ценностей необходимо выделить следующие:
• представление о человеке как деятельностном существе;
• понимание деятельности как процесса, направленного на преобразование объектов и их подчинение человеку;
• ценность преобразующей, креативной деятельности;
• понимание природы как неорганического мира, упорядоченного мира объектов, выступающим материалом для человеческой деятельности;
• ценность инноваций и прогресса;
• понимание времени как необратимого и направленного из прошлого в будущее;
• приоритетная ценность науки;
• доминанта в системе человеческого знания научной рациональности;
• идеал свободной индивидуальности, автономной личности и пр;
• идея о том, что Запад возглавил и осуществил переход мира к современному обществу;
• идея о том, что западное цивилизационное устройство единственно верное и подлинное и должно быть воспринято незападным культурно-историческим типам.
Система ценностей западной цивилизации в результате глобализационных процессов опосредованно, а чаще непосредственно, навязывается незападному миру, то есть имеет место глобализа-ционное давление, которое понимается как «следствие субъект-объектных отношений в условиях глобализации, в основе которых лежит навязывание потребительского вестернистского принципа развития всему остальному миру» [6, с. 11].
Можно выделить объективные и субъективные факторы, детерминирующие глобализационное давление.
Объективные факторы:
• активизирующаяся глобализация;
• балансирование человечества между стремлением к объединению самостоятельному развитию государств;
• холизм современного исторического процесса, связанный с экспансией западных ценностей и стереотипов на весь остальной мир;
• общность рыночных отношений, технических и технологических достижений;
• глобализация социально-экономической и культурной сфер;
• развитие глобальных коммуникационных сетей;
• единство и борьба процессов интеграции и дифференциации;
• расширяющиеся международные контакты различного рода;
• связанная с появлением новых мировых субъектов политики трансформация международных политических отношений в мировые политические отношения;
• тенденции появлении целостной мировой науки;
• сочетание вестернизации с ориентализацией и пр.
Субъективные факторы:
• политика по нивелированию социокультурной идентичности отдельных социумов в пользу вестернизации;
• глобализм как навязываемая миру социальная модель политического и экономического доминирования западной цивилизации под эгидой США;
• выход политической деятельности за пределы территории отдельных государств, т. е. становление общепланетарной политики;
• исчерпание «конструктивного потенциала в идеологии глобализации в его крайнем вес-тернистски-потребительском виде» [6, с. 59];
• идеи теоретиков западного образа жизни;
• создаваемая глобализацией угроза национальным системам образования и воспитания в формате Болонского процесса;
• стремление Запада в лице США к завоеванию власти над остальным миром;
• тенденции к установлению нового мирового порядка и единого мирового правительства;
• давление массовой культуры;
• дискредитация демократических принципов;
• фальсификация исторического прошлого, переписывание истории и пр.
Отношение к глобализационному давлению различно и зависит, естественно, от позиции в интерпретации глобализации. Однако очевидно, что его оправдание — часть вестернистской идеологии, навязывающей незападному миру ценности Запада.
Способность эффективно противостоять гло-бализационному давлению — жизненно необходимое в современных условиях качество конкретных обществ. Эта способность — социальный иммунитет — может способствовать нейтрализации ряда субъективных факторов. Социальный иммунитет должен создать защитный пояс, который позволит сохранение идентичности, уникальности культуры, собственной истории, политического и экономического суверенитета. Пример функционирования социального иммунитета демонстрирует китайское общество, которое, успешно вписываясь в глобализующийся мир, тем не менее, противостоит глобализационному давлению. Путь, на котором оказалась Россия, удачно выражен цитатой: «В глобальном мире перед Россией возникла дилемма: либо найти способ преодоления безответственной потребительской морали, либо окончательно опуститься в пучину геополитического хаоса и соскальзывания в «третий мир» [14, с. 22].
Глобальные проблемы современности
Понятие «глобальные проблемы современности», получившее распространение в социально-гуманитарном знании во второй половине XX века, свидетельствует об осознании нарастающего кризиса современнойцивилизации и выражает
опасение за будущее всего человечества, поскольку от решения этих проблем зависит дальнейший социальный прогресс, дальнейшее выживание человека на Земле.
Выделяется примерно до десяти острейших глобальных проблем, которые взаимообусловлены и взаимосвязаны и могут быть разделены на три группы:
1) связанные с отношением общество-общество (предотвращение термоядерной войны, устранение экономической отсталости отдельных стран, ликвидация голода, нищеты и неграмотности);
2) возникшие в результате взаимодействия общества и природы (экологическая проблема, продовольственная, исчерпание ресурсов и пр.);
3) обусловленные отношением человек — общества (демографическая, проблема здоровья людей, проблема предотвращения отрицательных последствий научно-технического прогресса и пр.).
Каковы причины глобальных проблем современности? Наиболее часто в качестве одной из главных причин указывается научно-техническая революция (НТР), начавшаяся в середине XX века и приведшая к изменениям условий, характера и содержания труда, структуры производительных сил, отраслевой и профессиональной структуры общества, темпов роста производительности труда, культуры, быта, психологии людей, взаимоотношений общества и природы др.
Думается, однако, что НТР в данной связи выступает как «верхушка айсберга», глубинную же причину надо искать во временах гораздо более отдаленных от середины XX века — в Древней Греции, а точнее в зарождении специфического для цивилизации Запада принципа взаимодействия общества и природы, — принципа активного потребительского отношения человека к природе, ставшего впоследствии основой менталитета Просвещения.
Первый шаг сделал Платон, философски обосновав идею бессмертия души. Мысль об отличии человека от всей остальной природы по причине наличия бессмертной души позволила человеку встать на путь покорения природы, отношения к ней как к объекту.
Следующий шаг — христианство, манифестирующее не только мысль о сверхприродной сущности человека, но также идею непрерывного прогресса как принципа человеческой деятельности. Эпоха Возрождения продолжает эту линию идеей конструктивной силы человеческой деятельности, подобной творческой силе Бога.
Рене Декарт увеличивает «пропасть» между человеком и природой своим знаменитым учением о субстанциях — мыслящей и протяженной. Его дуализм служит прекрасным обоснованием мысли о том, что природа — это всего лишь материал для деятельности человека, объект человеческой активности.
Все выше перечисленное сформировало так называемый менталитет Просвещения, который, начиная с XVIII века, определяет развитие вес-тернианской идеологии и соответственно западной цивилизации. Присущая Просвещению вера в прогресс, разум и индивидуализм определили так или иначе все главные сферы интересов Запада: науку, технику и технологии; рыночную экономику, политическую демократию, массовые коммуникации, индустриальный капитализм и пр. Более того, главные ценности западной цивилизации: свобода, равенство, права человека, достоинство личности, уважение к частной жизни, демократические правительства и многое другое — неотделимы от менталитета Просвещения. Мы, воспитанные идеями вестернианской идеологии, считаем очевидным, что посредством инструментальной рациональности можно и нужно решать все главные проблемы мира, а прогресс, в первую очередь экономический, желателен и необходим для человечества. Таким образом, Просвещение, «как реализация стремления человека стать мерой и хозяином всех вещей по сей день составляет наиболее мощную нравственную парадигму в культуре современной эпохи» [3, с. 17].
Кризис идентичности
В глобализирующемся мире, где, как отмечено выше, экономические и политические границы размываются, наиболее важными различиями между людьми становятся уже не идеологические, политические или экономические, а культурные. Люди определяют себя, используя такие понятия, как мировоззрение, язык, обычаи и общественные институты и пр. «Они идентифицируют себя с культурными группами: племенами, этническими группами, религиозными община-ми,нациями, цивилизациями. Идентичность человека с определенной общностью реализуется, прежде всего, через интериоризацию им представлений, норм, ценностей, образцов поведения, образующих его культуру» [7, с. 45].
В результате глобализационных процессов трансформируются не только экономические и политические отношения, меняется мировоззрение
человека, в результате этого возникают идеологические и культурные конфликты, растет психологическое напряжение и мировоззренческая неудовлетворённость, приводящие к кризису идентичности, который «характеризуется субъективным ощущением «острого дискомфорта» [14, с. 162], спутанности, «диффузности» идентичности, поведенческими и характерологическими расстройствами, а также отказом от собственной роли, необходимой для участия в общественной жизни, или недостаточным ее признанием; происходит распад коллективных и личных связей, общезначимых ценностей.
Глобализация ведет к замене традиционно сложившихся связей между людьми на безличные, функциональные отношения, и это неизбежно ведёт к распаду прежних социальных и духовных ценностей. «Происходит распад коллективных и личных связей, общезначимых ценностей»
[1, с. 4].
Многие человеческие пороки и негативные качества являются по сути дела появлениями кризиса идентичности. Это депрессивные состояния и апатии, зависимости различного вида (алкоголизм, наркомания, игромания, «компьютерная зависимость»), беспомощность, инфантилизм, коммуникативная и эмоциональная несостоятельность, стремление убежать от реальности, проявление жестокости, властности, нигилизм, сексуальные извращения и пр.
Кризис идентичности стал общечеловеческой проблемой именно в эпоху глобализации. В наши дни проблем, связанных с осмыслением идентичности и ее кризиса, становится еще больше. Сегодня миллиарды людей на Земле живут с ощущением, что, несмотря на дарованное глобализацией повышение комфорта жизни, историческая почва уходит из-под их ног. Отсюда — поиск утраченных корней, обостренное внимание к своей идентичности, стремление сохранить ее вопреки мощному давлению Запада.
Проблема массового сознания и массового человека
По большому счету и противоречия глобализации, и глобализационное давление, и глобальные проблемы современности, и нарастающий кризис идентичности являются прямо или косвенно результатами деятельности массового человека — носителя массового сознания.
Массовый человек амбициозен, образован, самодоволен, «он стал чуть ли не главной фигу-
рой во всех высших сферах общественной жизни» [2, с. 79]. Все то, что не интересует и не ценится массовым человеком (доброта, скромность, умеренность, альтруизм, патриотизм, справедливость, духовное совершенствование и пр.), изживается из социокультурного пространства. В процессе глобализационного давления всеми возможными способами культивируется и навязывается, прежде всего, главный атрибут массового человека — жажда потребления, реализующаяся на всех уровнях: от отдельной личности до целых цивилизаций.
С конца прошлого столетия мир превращается в совершенно «новое сценическое пространство для существования человека, новое и в материальном и в социальном плане» [10, с. 317].
Если ранее мир был местом постоянной борьбы за существование, то теперь он сал весьма комфортным и воспринимается как неисчерпаемый источник удовлетворения все возрастающих материальных потребностей и желаний. «Главным действующим лицом на этой сцене стал человек, созданный массовой культурой, тот, кто одновременно не есть некто конкретный, но при этом — каждый, любой и никто, «идеальный тип», модель, позволяющая структурировать эмпирический материал и интерпретировать реально сложившуюся ситуацию» [11, с. 137].
Огромную роль в формировании массового человека играют средства массовой информации. СМИ безостановочно транслируют универсальное мнение, затрагивающего все сферы, которые могут волновать человека, предоставляют набор идентификационных позиций, установок и точек зрения на все случаи жизни. «Никакого беспо-
койства, никакой ответственности. Приняв рекомендованное решение — вы будете избавлены от ошибки. Теперь ваша жизнь в более надежных руках, чем ваши собственные. Мы лучше вас знаем, что вам надо и чего вы хотите, чего ждете и на что надеетесь. Мы избавим вас от всех страхов. Ваша жизнь станет такой, какой вы хотите ее видеть — такой, как надо» [9, с. 60].
Субъект теряет потребность в автономном мышлении и довольствуется реактивным, не осознавая и даже приветствуя эту потерю, как передачу ответственности за себя. Рефлексия перестает быть нужной, поскольку все необходимое для сохранения ощущения себя личностью предоставляется извне в готовом виде и не требует усилий. Так возникает предсказуемый, послушный и управляемый массовый человек.
Резюме
Рассмотренные нами факторы: глобализация, глобализационное давление, глобальные проблемы современности, кризис идентичности, феномен массового человека и массового сознания — находятся в отношениях взаимопорождения и взаимовлияния. Это обусловливает целесообразность их рассмотрения в связи друг и другом. Такой комплексный подход позволит наметить сценарии будущего, а будущее человечества напрямую зависит от того, «удастся ли создать такой мощный социальный субъект, который бы смог-выдвинуть новую идеологию и сконцентрировать в себе духовные силы, достаточные для то-го,чтобы переломить гибельную траекторию земной цивилизации» [2, с. 83].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бороноева Н.А. Человек в мире глобальных изменений. — Красноярск: Литера-принт, 2009. — 224 с.
2. Дубровский Д.И. Современное массовое сознание и будущее земной цивилизации // Социальные и гума-
нитарные науки на Дальнем Востоке. — 2013. — № 1 (37). — С. 78-83.
3. Ду Ваймин. Глобальное сообщество как реальность: изучение духовных ресурсов социального развития
// Китайская философия и современная цивилизация. Сборник статей. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997. — 192 с.
4. Кормочи Е.А. Атрибуты глобального мира // Казанская наука. — 2014. — № 2. — С. 121-123.
5. Кормочи Е.А. К вопросу об атрибутах глобального мира // European Social Science Journal (Европейский
журнал социальных наук). — 2014. — № 2 (41). — Т. 2. — С. 9-17.
6. Кравцов Д.И. Феномен глобализационного давления: социально-философский анализ: дис. ... канд. фи-
лос наук. — Красноярск, 2014. — 167 с.
7. Мазуренко И.В. Национально-культурная идентичность в условиях глобализации: социально-
философский анализ: дис. ... канд. филос. наук: спец. 09.00.11. — М., 2009. — 176 с.
8. Марков Б.В. Люди и знаки: антропология межличностной коммуникации. — СПб.: Наука, 2011. — 667
с.
9. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. — М.: Центр психологии и психоте-
рапии, 1998. — 480 с.
10. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. — М., 1991. — С. 309-349.
11. ПредовскаяМ.М. Модификация и трансформация культурной идентичности: дис. ... канд. филос. наук: спец. 09.00.13. — СПб., 2009. — 188 с.
12. Степин В.С. Цивилизация и культура. — СПб.: СПбГУП, 2011. — 408 с.
13. Степин В.С. Перелом в цивилизационном развитии. Точки роста новых ценностей // Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция / Под ред. проф. Д.И. Дубровского. — М. : ООО «Издательство МБА», 2013. — С. 10-25.
14. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Прогресс, 1996. — 344 с.
15. ЯценкоМ.П., Малинин А.В. Проблема совершенства в концепциях русского космизма // Научное мнение: научный журнал. — СПб. — 2012. — № 12. — С. 21-26.
ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИННОВАЦИЙ
В работе рассматриваются историко-философские аспекты возникновения инноваций как всеобщей категории, исследуется эволюция философской мысли, основные направления развития теории инноваций.
Ключевые слова: философия, волны Кондратьева, инновации, циклы, познание.
The article reviews historic and philosophic aspects of the rise of innovations as a universal category, investigates the evo-lution of philosophic conceptions, and the main directions of innovation theory development. The work comprises the de-scription of this kind of researches problematics.
Keywords: philosophy, Kondratyev's waves, innovations, cycles, cognition
УДК 001.895
Д.В. Макаров
D.V. Makarov
HISTORIC AND PHILOSOPHIC ASPECTS OF INNOVATIONS UPRISE
Понятие «инновация» относится к разряду всеобщих категорий — исключительно широких и структурно сложных, имеющих множество подходов к раскрытию его содержания.
выявил экономические закономерности и показатели динамики рыночной конъюнктуры, справедливо предполагая ведущую роль инноваций в вышеозначенных процессах [7, 8].
Фундаментальные основы понимания сущности инноваций (за исключением исторических вкраплений средневековья) были заложены в конце XIX и начале XX вв. (1892-1938 гг.) представителей российской экономической мысли Н.Д. Кондратьевым.
Несколько позднее Н.Д. Кондратьев добавил в этот список и ряд других факторов, предполагая, что динамика инноваций может исследоваться в контексте распределения последних по времени, иногда группировки и структуризации спонтанным образом.
В своем исследовании «Теория длинных волн экономической конъюнктуры» исследователь
Догматические позиции Н.Д. Кондратьева нашли свое продолжение в трудах основополож-