Научная статья на тему 'К вопросу о перспективах глобального мира'

К вопросу о перспективах глобального мира Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
85
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кормочи Е. А.

В статье исследуются факторы, приведшие современное человечество к кризису. Выделены такие факторы, как процесс глобализации, гло­бальные проблемы современности, кризис идентичности, массовое со­знание. Делается вывод, что для выхода из кризиса и выживания человечества необходимо преобразование массового сознания и создание новой этики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о перспективах глобального мира»

К ВОПРОСУ О ПЕРСПЕКТИВАХ ГЛОБАЛЬНОГО МИРА

© Кормочи Е.А.*

Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга, г. Петропавловск-Камчатский

В статье исследуются факторы, приведшие современное человечество к кризису. Выделены такие факторы, как процесс глобализации, глобальные проблемы современности, кризис идентичности, массовое сознание. Делается вывод, что для выхода из кризиса и выживания человечества необходимо преобразование массового сознания и создание новой этики.

В наши дни человечество переживает глубочайший кризис, который обусловлен объективными явлениями планетарного масштаба. И не существует такой тихой гавани, в которой можно было бы укрыться от этого кризиса. По этой причине размышления о перспективах человечества и цивилизации стали занимать умы очень многих современных представителей научного и философского сообщества. И прогнозы, надо честно признаться, в большинстве случаев пессимистичны.

Необходимо выделить ряд факторов, которые в своей совокупности образуют «гибельный вектор земной цивилизации» [2] и создают основания для столь мрачных прогнозов.

Во-первых, человечество охвачено все более активизирующимся процессом глобализации.

Во-вторых, в середине XX века человечество столкнулось с глобальными проблемами современности, от решения которых зависит будущее человека на Земле.

В-третьих, в наши дни все чаще говорят о кризисе идентичности, с которым, так или иначе, сталкиваются отдельные личности, этносы, государства, цивилизации. Хёсле В. писал по поводу кризиса идентичности: «Сделать кризис явным, признаться себе в дальнейшей невозможности идентифицировать себя со своей самостью, - важный шаг к преодолению кризиса идентичности» [5, с. 113].

К XXI веку человечество в результате глобализации стало единым целым. Процесс глобализации протекает крайне противоречиво, однако невозможно отрицать, что глобализация несет с собой унификацию многих сторон общественной жизни для всего населения планеты. Так, сейчас и в Западном мире, и в Китае, и в странах Ближнего Востока, и даже в Африке люди носят одну и ту же одежду, смотрят одни и те же фильмы, слушают одну

* Доцент кафедры Философии и культурологии, кандидат философских наук, доцент.

и ту же музыку, пользуются одной и той же бытовой техникой, ездят на автомобилях одних и тех же фирм. Миллиарды людей на Земле живут с ощущением, что, несмотря на повышение комфорта жизни, историческая почва уходит из-под их ног. Отсюда - поиск утраченных корней, обостренное внимание к своей идентичности, стремление сохранить ее вопреки мощному давлению Запада.

Влияние глобализации на человеческое сообщество сопровождается двумя на первый взгляд противоположными процессами - интеграцией и дифференциацией. Результатом интеграции является всеохватывающий научно-технический прогресс, расширение международных контактов в политике, экономике, экологии; мода, обмен знаниями, ценностями, общие системы образования, производства и пр. Дифференциация же приводит к обособлению национальных культур, культивированиию самобытности, акцентированию проблем культурной идентичности, которая во многом определяет целостность личности, общества, цивилизации.

К началу XXI века стало очевидным основное противоречие глобализации. С одной стороны, увеличивается экономическая, финансовая и политическая взаимосвязь государств и народов; с другой стороны, это не способствует выравниванию уровня социального и экономического развития государств и народов [1, с. 807].

В глобализирующемся мире наиболее важными различиями между людьми являются уже не идеологические, политические или экономические, а культурные. Люди определяют себя, используя такие понятия как мировоззрение, язык, обычаи и общественные институты и пр. «Они идентифицируют себя с культурными группами: племенами, этническими группами, религиозными общинами, нациями, цивилизациями. Идентичность человека с определенной общностью реализуемся, прежде всего, через интериориза-цию им представлений, норм, ценностей, образцов поведения, образующих его культуру» [3, с. 45].

И здесь мы сталкиваемся с четвертым фактором, формирующим гибельный вектор цивилизации. Это, как справедливо отметил Д.И. Дубровский, проблема массового человека, массового сознания [2, с. 78]. По большому счету, и противоречия глобализации, и глобальные проблемы современности, и нарастающий кризис идентичности являются прямо или косвенно результатами деятельности массового сознания массового человека.

Феномен массового сознания и массового человека с различных точек зрения и различных оснований исследовался западными и отечественными философами, начиная с середины XIX века.

Массовое сознание имеет устойчивую самоорганизацию. Массовый человек амбициозен, образован, самодоволен, «он стал чуть ли не главной фигурой во всех высших сферах общественной жизни» [2, с. 79]. Орудиями и олицетворениями массового человека являются пресса, телевидение, Ин-

248

НАУКА И СОВРЕМЕННОСТЬ - 2013

тернет. Трудно не согласиться с Д.И. Дубровским, отмечающим: «Доминантой ценностно-смысловой структуры массового сознания (и массовой культуры) является неуемная потребительская интенция, ненасыщаемая жажда потребления - вещей, удовольствий, власти, комфорта. Их всеобщий эквивалент - деньги, они же - мерило социальной значимости человека, его ранга, «авторитета»» [2, с. 80]. Все то, что не интересует и не ценится массовым человеком (доброта, скромность, умеренность, альтруизм, патриотизм, справедливость, духовное совершенствование и пр.), изживается из социокультурного пространства. Культивируется всеми возможными способами и навязывается всем нам жажда потребления, реализующаяся на всех уровнях: от отдельной личности до целых цивилизаций.

Приблизительно с конца 60-х годов 20 века получило распространение понятие «глобальные проблемы современности». В этом понятии четко, емко и кратко выражается опасение за будущее всего человечества, поскольку от решения этих проблем зависит дальнейший социальный прогресс, дальнейшее выживание человека на Земле.

Ни для кого не секрет, что глобальные проблемы современности есть порождение западной цивилизации, которая базируется на принципе активного потребительского отношения человека к природе. Со времен античности человек объявил себя господином природы, уподобившись тем самым глупому существу, которое сидит на ветке и её же пытается пилить. При этом предается своему занятию со все возрастающим энтузиазмом, используя всю мощь своего интеллекта, все более совершенную технику. Ведя природную среду к деградации, мы бездумно и необратимо снижаем пригодность для жизни сферы своего обитания. Очевидно, что до тех пор, пока человечество сознательно не изменит эту позицию, бессмысленно искать пути решения глобальных проблем как таковых.

Как справедливо отмечал А. Печчеи: «Проблема в итоге сводится к человеческим качествам и путям их усовершенствования. Ибо лишь через развитие человеческих качеств и человеческих способностей можно добиться изменения всей ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать весь ее огромный потенциал для благих целей» [4, с. 14]. Однако в наши дни реализация намеченной А. Печчеи цели представляется весьма призрачной, поскольку это не в интересах массового человека. На уровне отдельного человека, государства, человечества в целом с энтузиазмом реализуются потребительские интенции, объявленные высшей ценностью.

Да, в последние десятилетия у нас появилось всё более усиливающееся с каждым днём ощущение и понимание мрачных перспектив человечества. Хотя, в то же время существует перспектива некой глобальной эволюции, в результате которой произойдет преобразование массового сознания, возникнет радикально иная этика, благодаря которой царящие ныне принципы своекорыстия и безмерного потребления будут заменены новыми, с помо-

щью которых сформируется личная ответственность каждого за природу, человека и человечество.

Список литературы:

1. Гранин Ю.Д. Проекты грядущего миропорядка: между «национальным» и «космополиическим» // Вестник Российской Академии наук. - 2012. -Т. 82, № 9. - С. 807-813.

2. Дубровский Д.И. Современное массовое сознание и будущее земной цивилизации // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. -2013. - № 1 (37). - С. 78-83.

3. Мазуренко И.В. Национально-культурная идентичность в условиях глобализации: социально-философский анализ: дисс. ... канд. филос. наук. -М., 2009.

4. Печчеи А. Человеческие качества. - М., 1980.

5. Хёсле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии. - 1994. - № 10. - С. 112-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.