Научная статья на тему 'Глобальные вызовы современного человечества'

Глобальные вызовы современного человечества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1855
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИОННОЕ ДАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИММУНИТЕТ / ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ / КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / МАССОВЫЙ ЧЕЛОВЕК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кормочи Е.А.

Статья посвящена выявлению и анализу факторов, детермнирующих состояние и перспективы существования современной цивилизации. К таким факторам автор относит процесс глобализации; глобализационное давление, глобальные проблемы современности; кризис идентичности; экспансия массового сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Глобальные вызовы современного человечества»

ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

© Кормочи Е.А.*

Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга, г. Петропавловск-Камчатский

Статья посвящена выявлению и анализу факторов, детермнирующих состояние и перспективы существования современной цивилизации. К таким факторам автор относит процесс глобализации; глобализацион-ное давление, глобальные проблемы современности; кризис идентичности; экспансия массового сознания.

Ключевые слова глобализация, глобализационное давление, социальный иммунитет, глобальные проблемы современности, кризис идентичности, массовое сознание, массовый человек.

«В периоды кризисов, когда старые системы ценностей перестают быть актуальными и требуются новые, особую роль играет философия. Именно философская рефлексия над основаниями и универсалиями культуры может привести к формированию новых ценностей, идей и смыслов, которые так необходимы сейчас» [11, с. 209]. Эти слова доктора философских наук В.С. Сте-пина - свидетельство актуальности и важности обращения к анализу глобальных вызовов, с которыми сталкивается цивилизация; исследованию проблем современного состояния, трансформаций и перспектив существования человечества, находящегося в наши дни в состоянии кризиса.

Представляется, что этот кризис обусловлен рядом взаимосвязанных, взаимопорождающих объективных факторов или иными словами детерминант: процесс глобализации, глобализационное давление, глобальные проблемы современности, кризис идентичности, экспансия массового сознания [3, 4].

Данные факторы-детерминанты приводят к трансформациям всего, что связано с природой, духовной сферой и телесностью человека, экономикой, политикой, культурой, образованием и пр.

Глобализация

Глобализация представляет собой сложный процесс взаимопроникновения, слияния экономических, политических, социокультурных сфер разных стран в результате их тесного взаимодействия и взаимозависимости. Данный процесс приводит к унификации всех сфер жизнедеятельности человека в общепланетарном масштабе.

Глобализация обусловлена целым рядом факторов, среди которых наиболее важными являются экономические, технологические, информационные [1].

* Доцент кафедры Истории и философии, кандидат философских наук, доцент.

Экономические факторы обусловлены деятельностью транснациональных промышленных корпораций и широким распространением международного разделения труда. Основная доля высокотехнологичной продукции производится именно в рамках транснациональных промышленных корпораций, владеющих значительной частью производственных фондов и создающих более половины всего мирового валового продукта.

Технологические факторы связаны с лавинообразным развитием новых технологий. Высокая эффективность этих технологий позволяет производить высококачественную продукцию, а также сокращать затраты ресурсов, энергии и времени, что делает их всё важной частью мирового рынка товаров и услуг, а их распространение в мире становится одной из главных тенденций развития современного человечества.

Информационные факторы связаны с созданием и распространением глобальных теле- и радиосетей, телефонной и факсимильной связи, компьютерных информационно-телекоммуникационных сетей и и т.п. Информатизация превратилась в глобальный социотехнологический процесс.

Влияние глобализации на общества сопровождается двумя противоположными процессами - интеграцией и дифференциацией. Результат интеграции - всеохватывающий научно-технический прогресс, расширение международных связей в экономике, политике, экологии; обмен знаниями, ценностями, общие системы образования, производства и пр. В свою очередь, дифференциация приводит к обособлению национальных культур, культивированию самобытности, акцентированию проблем культурной идентичности, которая во многом определяет целостность личности, общества, цивилизации.

В результате усиления экономической, финансовой и политической взаимосвязи государств и народов происходят изменения в структуре разделения труда (женщины работают столь же интенсивно, что и мужчины), что приводит к изменениям в семье, кризису разграничения мужского и женского. «Происходит феминизация мужчин и омужествление женщин. Это проявляется в разрушении прежних ограничений в трудовой деятельности <.. .> Характер труда уравнивает их психологию и физиологию» [7, с. 286].

Несмотря на то, что у глобализации есть как ярые сторонники, так и непримиримые противники, к началу XXI века стали очевидны противоречия глобализации, ее конструктивные атрибуты («плюсы») и деструктивные атрибуты («минусы»), тесно связанные между собой.

«Плюсы»:

- укрепляется мировой рынок с сопутствующими этому процессу углублением специализации и международного разделения труда;

- выравниваются потребности;

- расширяется влияние демократических взглядов;

- открывается широкий доступ к информации;

- возрастает интернационализация инновационных процессов и обостряется конкуренция технологий;

- закрепляются новые формы коммуникации;

- улучшаются социальные показатели во многих регионах мира;

- выходит на более высокий уровень взаимопонимание между различными культурами;

- растёт свобода человека от определённой среды;

- открываются огромные возможности выбора жизненных стратегий;

- увеличивается экономическая, финансовая и политическая взаимосвязь государств и народов;

- повышается мобильность границ, что особенно ярко проявляется в усилении темпов развития международного туризма и миграционных процессов;

- формирование социального иммунитета как реакция на глобализа-ционное давление и потерю идентичности и пр.

«Минусы»:

- мировая экономика становится более стратегически нестабильной, переменчивой, несбалансированной, взаимозависимой и уязвимой;

- усиливает влияние внешних факторов на развитие различных стран;

- увеличивается разрыв в экономическом и социальном развитии между Севером и Югом;

- практически полная утрата политического, социокультурного и образовательного суверенитета отдельных стран;

- возникают трудности передачи знаний и новых технологий из центра к периферии;

- возрастают миграционные потоки;

- увеличивается разница между уровнем жизни и благосостоянием богатых и бедных слоёв населения;

- транснациональные компании усиливают своё не только экономическое, но и политическое влияние на государства;

- распад сложившегося международного разделения труда, что ведет к усилению роли межкорпоративного разделения труда;

- возрастание роли международных транспортных коридоров в производственном цикле;

- усугубляются проблемы взаимодействия государства и институтов гражданского общества;

- подрыв государственности;

- разложение национального самосознания людей и народов;

- подрыв государственности;

- примат международного права национальными системами права;

- установление полного контроля над суверенными системами власти;

- усиление американское влияние в мире;

- угроза иностранного вмешательства во внутренние дела стран;

- информационная прозрачность;

- кризис индивидуальной и коллективной идентичности;

- разложение национального самосознания;

- растёт влияние массовой культуры, угрожающее культурному многообразию;

- усугубляются глобальные проблемы современности;

- меняется мировоззрение современного человека, в результате чего возникают идеологические и культурные конфликты, психологическое напряжение и мировоззренческая неудовлетворённость;

- происходит переход к новому типу общества постмодерна, замене традиционно сложившихся связей между людьми на безличные, функциональные отношения, и это неизбежно ведёт к распаду прежних социальных и духовных ценностей;

- усиливается влияние массовой культуры;

- тенденции к унификации образа жизни, стилей поведения, интересов, взглядов, вкусов и т.д.;

- активное глобализационное давление;

- информационная прозрачность.

Глобализационное давление

Глобализация является продуктом экспансии техногенной цивилизации [12, 13-15]. Именно система ценностей западного мира, явившаяся плодом менталитета Просвещения, легла в основу модернизации, перерастающей в наши дни в процессы глобализации. Среди этих ценностей необходимо выделить следующие:

- представление о человеке как деятельностном существе;

- понимание деятельности как процесса, направленного на преобразование объектов и их подчинение человеку;

- ценность преобразующей, креативной деятельности;

- понимание природы как неорганического мира, упорядоченного мира объектов, выступающим материалом для человеческой деятельности;

- ценность инноваций и прогресса;

- понимание времени как необратимого и направленного из прошлого в будущее;

- приоритетная ценность науки;

- доминанта в системе человеческого знания научной рациональности;

- идеал свободной индивидуальности, автономной личности и пр;

- идея о том, что Запад возглавил и осуществил переход мира к современному обществу;

- идея о том, что западное цивилизационное устройство единственно верное и подлинное и должно быть воспринято незападным культурно-историческим типам.

Система ценностей западной цивилизации в результате глобализацион-ных процессов опосредованно, а чаще непосредственно, навязывается незападному миру, то есть имеет место глобализационное давление, которое понимается как «следствие субъект-объектных отношений в условиях глобализации, в основе которых лежит навязывание потребительского вестерни-стского принципа развития всему остальному миру» [5, с. 11].

Можно выделить объективные и субъективные факторы, детерминирующие глобализационное давление.

Объективные факторы:

- активизирующаяся глобализация;

- балансирование человечества между стремлением к объединению самостоятельному развитию государств;

- холизм современного исторического процесса, связанный с экспансией западных ценностей и стереотипов на весь остальной мир;

- общность рыночных отношений, технических и технологических достижений;

- глобализация социально-экономической и культурной сфер;

- развитие глобальных коммуникационных сетей;

- единство и борьба процессов интеграции и дифференциации;

- расширяющиеся международные контакты различного рода;

- связанная с появлением новых мировых субъектов политики трансформация международных политических отношений в мировые политические отношения;

- тенденции появлении целостной мировой науки;

- сочетание вестернизации с ориентализацией и пр.

Субъективные факторы:

- политика по нивелированию социокультурной идентичности отдельных социумов в пользу вестернизации;

- глобализм как навязываемая миру социальная модель политического и экономического доминирования западной цивилизации под эгидой США;

- выход политической деятельности за пределы территории отдельных государств, т.е. становление общепланетарной политики;

- исчерпание «конструктивного потенциала в идеологии глобализации в его крайнем вестернистски-потребительском виде» [5, 59];

- идеи теоретиков западного образа жизни;

- создаваемая глобализацией угроза национальным системам образования и воспитания в формате Болонского процесса;

- стремление Запада в лице США к завоеванию власти над остальным миром;

- тенденции к установлению нового мирового порядка и единого мирового правительства;

- давление массовой культуры;

- дискредитация демократических принципов;

- фальсификация исторического прошлого, переписывание истории и пр.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отношение к глобализационному давлению различно и зависит, естественно, от позиции в интерпретации глобализации. Однако очевидно, что его оправдание - часть вестернистской идеологии, навязывающей незападному миру ценности Запада.

Способность эффективно противостоять глобализационному давлению -жизненно необходимое в современных условиях качество конкретных обществ. Эта способность - социальный иммунитет - может способствовать нейтрализации ряда субъективных факторов. Социальный иммунитет должен создать защитный пояс, который позволит сохранение идентичности, уникальности культуры, собственной истории, политического и экономического суверенитета. Пример функционирования социального иммунитета демонстрирует китайское общество, которое успешно вписываясь в глобализующийся мир, тем не менее противостоит глобализационному давлению. Путь, на котором оказалась Россия, удачно выражен цитатой: «В глобальном мире перед Россией возникла дилемма: либо найти способ преодоления безответственной потребительской морали, либо окончательно опуститься в пучину геополитического хаоса и соскальзывания в «третий мир» [13, с. 22].

Глобальные проблемы современности

Понятие «глобальные проблемы современности», получившее распространение в социально-гуманитарном знании во второй половине XX века, свидетельствует об осознании нарастающего кризиса современной цивилизации и выражает опасение за будущее всего человечества, поскольку от решения этих проблем зависит дальнейший социальный прогресс, дальнейшее выживание человека на Земле.

Выделяется примерно до десяти острейших глобальных проблем, которые взаимообусловлены и взаимосвязаны и могут быть разделены на три группы: 1) связанные с отношением общество-общество (предотвращение термоядерной войны, устранение экономической отсталости отдельных стран, ликвидация голода, нищеты и неграмотности); 2) возникшие в результате взаимодействия общества и природы (экологическая проблема, продовольственная, исчерпание ресурсов, и пр.); 3) обусловленные отношением человек - общества (демографическая, проблема здоровья людей, проблема предотвращения отрицательных последствий научно-технического прогресса. и пр.).

Каковы причины глобальных проблем современности? Наиболее часто в качестве одной из главных причин указывается научно-техническая революция (НТР), начавшаяся в середине XX века и приведшая к изменениям

условий, характера и содержания труда, структуры производительных сил, отраслевой и профессиональной структуры общества, темпов роста производительности труда, культуры, быта, психологии людей, взаимоотношений общества и природы др.

Думается, однако, что НТР в данной связи выступает как «верхушка айсберга», глубинную же причину надо искать во временах гораздо более отдаленных от середины XX века - в Древней Греции, а точнее, в зарождении специфического для цивилизации Запада принципе взаимодействия общества и природы - принципе активного потребительского отношения человека к природе, ставшего впоследствии основой менталитета Просвещения.

Кризис идентичности

В глобализирующемся мире, где, как отмечено выше, экономические и политические границы размываются, наиболее важными различиями между людьми становятся уже не идеологические, политические или экономические, а культурные. Люди определяют себя, используя такие понятия как мировоззрение, язык, обычаи и общественные институты и пр. «Они идентифицируют себя с культурными группами: племенами, этническими группами, религиозными общинами, нациями, цивилизациями. Идентичность человека с определенной общностью реализуется, прежде всего, через интериориза-цию им представлений, норм, ценностей, образцов поведения, образующих его культуру» [6, с. 45].

В результате глобализационных процессов трансформируются не только экономические и политические отношения, меняется мировоззрение человека, в результате этого возникают идеологические и культурные конфликты, растет психологическое напряжение и мировоззренческая неудовлетворённость, приводящие к кризису идентичности, который «характеризуется субъективным ощущением «острого дискомфорта» [13, с. 162], спутанности, «диффузности» идентичности, поведенческими и характерологическими расстройствами, а так же отказом от собственной роли, необходимой для участия в общественной жизни, или недостаточным ее признанием; происходит распад коллективных и личных связей, общезначимых ценностей.

Глобализация ведет к замене традиционно сложившихся связей между людьми на безличные, функциональные отношения, и это неизбежно ведёт к распаду прежних социальных и духовных ценностей. «Происходит распад коллективных и личных связей, общезначимых ценностей» [1, с. 4].

Многие человеческие пороки и негативные качества являются по сути дела появлениями кризиса идентичности. Это депрессивные состояния и апатии, зависимости различного вида: алкоголизм, наркомания, игромания, «компьютерная зависимость»; беспомощность, инфантилизм, коммуникативная и эмоциональная несостоятельность; стремление убежать от реальности, проявление жестокости, властности; нигилизм, сексуальные извращения и пр.

Кризис идентичности стал общечеловеческой проблемой именно в эпоху глобализации. В наши дни проблем, связанных с осмыслением идентичности и ее кризиса, становится еще больше. Сегодня миллиарды людей на Земле живут с ощущением, что, несмотря на дарованное глобализацией повышение комфорта жизни, историческая почва уходит из-под их ног. Отсюда - поиск утраченных корней, обостренное внимание к своей идентичности, стремление сохранить ее вопреки мощному давлению Запада.

Проблема массового сознания и массового человека

По большому счету и противоречия глобализации, и глобализационное давление, и глобальные проблемы современности, и нарастающий кризис идентичности являются прямо или косвенно результатами деятельности массового человека - носителя массового сознания.

Массовый человек амбициозен, образован, самодоволен, «он стал чуть ли не главной фигурой во всех высших сферах общественной жизни» [2, с. 79]. Все то, что не интересует и не ценится массовым человеком (доброта, скромность, умеренность, альтруизм, патриотизм, справедливость, духовное совершенствование и пр.), изживается из социокультурного пространства. В процессе глобализационного давления всеми возможными способами культивируется и навязывается прежде всего главный атрибут массового человека - жажда потребления, реализующаяся на всех уровнях: от отдельной личности до целых цивилизаций.

С конца прошлого столетия мир превращается в совершенно «новое сценическое пространство для существования человека, новое и в материальном и в социальном плане» [9, с. 317].

Если ранее мир был местом постоянной борьбы за существование, то теперь он сал весьма комфортным и воспринимается как неисчерпаемый источник удовлетворения все возрастающих материальных потребностей и желаний. «Главным действующим лицом на этой сцене стал человек, созданный массовой культурой, тот, кто одновременно не есть некто конкретный, но при этом - каждый, любой и никто, «идеальный тип», модель, позволяющая структурировать эмпирический материал и интерпретировать реально сложившуюся ситуацию» [10, с. 137].

Огромную роль в формировании массового человека играют средства массовой информации. СМИ безостановочно транслируют универсальное мнение, затрагивающего все сферы, которые могут волновать человека, предоставляют набор идентификационных позиций, установок и точек зрения на все случаи жизни. «Никакого беспокойства, никакой ответственности. Приняв рекомендованное решение - вы будете избавлены от ошибки. Теперь ваша жизнь в более надежных руках, чем ваши собственные. Мы лучше вас знаем, что вам надо и чего вы хотите, чего ждете и на что надеетесь. Мы избавим вас от всех страхов. Ваша жизнь станет такой, какой вы хотите ее видеть - такой, как надо» [8, с. 60].

Субъект теряет потребность в автономном мышлении и довольствуется реактивным, не осознавая и даже приветствуя эту потерю, как передачу ответственности за себя. Рефлексия перестает быть нужной, поскольку все необходимое для сохранения ощущения себя личностью предоставляется извне в готовом виде и не требует усилий. Так возникает предсказуемый, послушный и управляемый массовый человек.

Резюме

Рассмотренные нами факторы: глобализация, глобализационное давление, глобальные проблемы современности, кризис идентичности, феномен массового человека и массового сознания - находятся в отношениях взаимопорождения и взаимовлияния. Это обусловливает целесообразность их рассмотрения в связи друг и другом. Такой комплексный подход позволит наметить сценарии будущего, а будущее человечества напрямую зависит от того, «удастся ли создать такой мощный социальный субъект, который бы смог выдвинуть новую идеологию и сконцентрировать в себе духовные силы, достаточные для того, чтобы переломить гибельную траекторию земной цивилизации» [2, с. 83].

Список литературы:

1. Бороноева Н.А. Человек в мире глобальных изменений : монография / Н.А. Бороноева. - Красноярск: Литера-принт, 2009. - 224 с.

2. Дубровский Д.И. Современное массовое сознание и будущее земной цивилизации // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. -2013. - № 1 (37). - С. 78-83.

3. Кормочи Е.А. Атрибуты глобального мира / Е.А. Кормочи // Казанская наука. - 2014. - № 2. - С. 121-123.

4. Кормочи Е.А. К вопросу об атрибутах глобального мира // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2014. -№ 2 (41), Т. 2. - С. 9-17.

5. Кравцов Д.И. Феномен глобализационного давления: социально-философский анализ: дисс.....канд. филос наук. - Красноярск, 2014. - 167 с.

6. Мазуренко И.В. Национально-культурная идентичность в условиях глобализации: социально-философский анализ: дисс. ... канд. филос. наук: по спец. 09.00.11. - М., 2009. - 176 с.

7. Марков Б.В. Люди и знаки: антропология межличностной коммуникации. - СПб.: Наука, 2011. - 667 с.

8. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. -М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. - 480 с.

9. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. - М., 1991. - С. 309-349.

10. Предовская М. М. Модификация и трансформация культурной идентичности: дисс. ... канд. филос. наук: по спец. 09.00.13. - СПб., 2009. - 188 с.

11. Степин В.С. Цивилизация и культура. - СПб.: СПбГУП, 2011. - 408 с.

12. Степин В. С. Перелом в цивилизационном развитии. Точки роста новых ценностей // Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция / Под ред. проф. Д.И. Дубровского. - М.: ООО «Издательство МБА», 2013. - С. 10-25.

13. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996. -344 с.

14. Яценко М. П., Малинин А. В. Проблема совершенства в концепциях русского космизма // Научное мнение: научный журнал. - СПб., 2012. - № 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.