DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_154
СОЦИАЛЬНЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: РЕГУЛИРОВАНИЕ, ПРЕДПОСЫЛКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ SOCIAL FUND OF THE RUSSIAN FEDERATION: REGULATION, PREREQUISITES AND PROSPECTS
ТРЕТЬЯКОВА Наталья Александровна,
студент Дальневосточного федерального университета. 690922, Россия, г. Владивосток, ул. Суханова, 8. E-mail: nata.vdk2211@gmail.com;
ЛЕВЧЕНКО Мария Игоревна,
студент Дальневосточного федерального университета. 690922, Россия, г. Владивосток, ул. Суханова, 8. E-mail: Levchenko.mi@students.dvfu.ru;
ПОНОМАРЕВ Олег Владимирович,
старший преподаватель Дальневосточного федерального университета. 690922, Россия, г. Владивосток, ул. Суханова, 8. E-mail: Ponomarev.ov@dvfu.ru;
Tretyakova Natalya Alexandrovna,
Student Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia. 690922, Russia, Vladivostok, Sukhanova str., 8. E-mail: nata.vdk2211@gmail.com;
Levchenko Maria Igorevna,
Student Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia. 690922, Russia, Vladivostok, Sukhanova str., 8. E-mail: Levchenko.mi@students.dvfu.ru;
Ponomarev Oleg Vladimirovich,
Senior Lecturer Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia. 690922, Russia, Vladivostok, Sukhanova str., 8. E-mail: Ponomarev.ov@dvfu.ru
Краткая аннотация: Фонд пенсионного страхования был Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР», Фонд социального страхования также функционирует более двадцати лет. Цель исследования - определить, почему в условиях цифровой экономики и информатизации было необходимо объединить два указанных учреждения, и проанализировать, как это решение изменит систему государственного регулирования в области обязательного социального страхования в перспективе как единого комплекса.
Abstract: The Pension Insurance Fund was founded on December 22, 1990 by the Resolution of the Supreme Council of the RSFSR No. 442-1 "On the organization of the Pension Fund of the RSFSR", the Social Insurance Fund has also been functioning for more than twenty years. The purpose of the study is to determine why, in the conditions of the digital economy and informatization, it was urgently necessary to unite these two institutions, and to analyze how this decision will change the system of state regulation in the field of compulsory social insurance in the future as a single complex.
Ключевые слова: доходы, расходы, социальные выплаты и пособия, социальные риски, страховые взносы, Социальный Фонд Российской федерации.
Keywords: income, expenses, social benefits and allowances, social risks, insurance premiums, social fund of the Russian Federation.
Для цитирования: Третьякова Н.А., Левченко М.И., Пономарев О.В. Социальный фонд Российской Федерации: регулирование, предпосылки и перспективы //Право и государство: теория и практика. 2023. № 5(221). С. 154-156. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_ 154.
For citation: Tretyakova N.A., Levchenko M.I., Ponomarev O. V. Social Fund of the Russian Federation: regulation, prerequisites and prospects //Law and state: theory and practice. 2023. No. 5(221). pp. 154-156. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_154.
Статья поступила в редакцию: 18.04.2023
14 июля 2022 года Владимир Путин подписал закон о создании единого Фонда пенсионного и социального страхования. Социальный фонд Российской Федерации будет создан путем преобразования Пенсионного фонда и присоединения к нему Фонда социального страхования.
Устанавливается, что Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы являются правопреемниками соответственно реорганизуемых Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонды) и их территориальных органов и начинает осуществлять свою деятельность с 1 января 2023 года.
В пояснительной записке к указанном узаконому закону особое место занимают именно предпосылки преобразования указанных фондов. Так, в обосновании отмечается, что за прошедшее время изменились требования законодательства к форме учреждений, расширился функционал осуществляемых фондами функций (помимо функций страховщиков по конкретным видам обязательного социального страхования, фонды выполняют отдельные возложенные на них государственные функции), ведется работа по поэтапному переходу к предоставлению государственных услуг в рамках "Социального казначейства" и все это требует определения статуса и урегулирования их деятельности. То есть слияние Фондов Пенсионного и Социального страхования было предопределено, в первую очередь, изменением экономической реальности в России: появляются новые условия и порядок возникновения и перераспределения денежных ресурсов., По прогнозам специалистов, цифровизация может обеспечить 30 % роста ВВП РФ к 2030 году. Именно она постепенно становится ключевым фактором развития и роста экономических показателей. В связи с этим, пожалуй, главное назначение указанного преобразования — синхронизировать правовое положение института обязательного государственного страхования с новыми условиями и трансформирующимися общественными отношениями по распределению денежных ресурсов.
Текущее правовое регулирование Социального фонда Российской Федерации
Деятельность Социального фонда Российской Федерации (далее - Фонд) регулируется Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 236-Ф3 "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" (далее - 236-Ф3) Также были внесены изменения в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения". Изменения также были отражены в Бюджетном кодексе Российской Федерации, в том числе было приостановлено действие пункта 1 статьи 145 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие полномочия ПФР и ФСС в установленной сфере деятельности, применяются в отношении Фонда в части, не противоречащей 236-Ф3.
В соответствии со ст. 2 236-Ф3 функции и полномочия учредителя Фонда от имени Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, а координацию деятельности Фонда осуществляет федеральный орган исполнительной власти, производящий функции по выработке и реализации государственной политики и норма-
Публично-правовые (государственно-правовые) науки
тивно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения и социального страхования то есть, на момент исследования, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Также впервые устанавливаются единые принципы регулирования отношений, возникающих в рамках обязательного государственного страхования:
1) соблюдение государственных гарантий по обеспечению прав граждан в области пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования, социального обеспечения, в соответствии с которым при проведении обязательного социального страхования не могут умаляться права страхователей при уплате обязательных и дополнительных страховых взносов, получения страховых выплат, пенсий, социальных пособий и проч.
2) автономность систем обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, означающий независимость бюджета Фонда от бюджетов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, единство, целостность и взаимосвязь элементов системы Фонда и вместе с тем самостоятельность двух направлений Фонда - Пенсионного страхования и Обязательного социального страхования.
3) обеспечение финансовой устойчивости (стабильности) и сбалансированности бюджета Фонда;
4) участие социальных партнеров в деятельности органов управления Фонда, учет интересов работников, работодателей и государства по основным направлениям деятельности Фонда, декларирующий гласность и прозрачность предоставления государственных услуг и функционирования для страхователей.
5) обеспечение доступности предоставляемых услуг и повышение их качества, провозглашающий новые направления трансформации Фонда - цифровиза-цию и информатизацию, а также устанавливающий основную цель развития - предоставление услуг для граждан и организаций в рамках парадигмы постепенного улучшения потребительского опыта.
Положительные перспективы изменений в регулировании института
а) Сбалансированность бюджетных систем.
Нами был проведен сравнительный анализ федеральных законов, определяющих бюджет Пенсионного Фонда РФ, Фонда социального страхования на 2022г. и федеральный закон о бюджете уже преобразованного Фонда.
В соответствии с Федеральным законом основными источниками доходов бюджета Фонда на период 2023-2025 годов являются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также межбюджетные трансферты из федерального бюджета.
доходы расходы объем дефицита/профицита
ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2022 год на плановый период 2023 и 2024 годов" 1) 10 032 456 725,7 тыс.рублей, 2)10 154 848 745,7 тыс. рублей, 3)объем дефицита бюджета Фонда в сумме 122 392 020,0 тыс. рублей,
ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" 1) 988 156 541,2 тыс. рублей, 2)944 117 931,9 тыс. рублей, 3)объем профицита бюджета Фонда в сумме 44 038 609,3 тыс. рублей,
ФЗ "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" 1)13 711 223 371,4 тыс рублей 2)13 541 342 671,3 тыс. рублей 3)Бюджет Фонда на 2023 год сформирован с профицитом в сумме169 880 700,1 тыс. рублей
Очевидно, что объединение бюджетов делает функционирование Фонда сбалансированным: профицитность (с 2018 г.) Фонда социального страхования несколько компенсирует предсказуемую дефицитность Фонда Пенсионного страхования, однако, в свою очередь, последний значительно масштабирует результаты деятельности Фонда социального страхования. Так, считается, что в перспективе Фонд социального страхования по инерции от импульса Пенсионного фонда будет планомерно укрупняться расширяя круг услуг и компетенций.
Важно заметить, что вследствие того, что Пенсионный Фонд и Фонд социального страхования имеют схожий предмет регулирования: оба фонда осуществляют страхование для создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека в государстве. В связи с этим законодателю необходимо рассматривать и впоследствии регламентировать процесс реализации принципа, установленного ст. 7 Конституции РФ, дедуктивно, то есть в масштабе всего механизма по развитию социального государства. Вследствие того средства, назначенные на воплощения указанного конституционного принципа в реальность, и их планирование также должны устанавливаться единым актом.
б)Оптимизация организационной деятельности
В рамках своей установленной законом деятельности указанные фонды вступали в правоотношения с физическими и юридическими лицами, которые, безусловно, в большинстве совпадали. В связи с этим фонды совершали обмен информацией через систему межведомственных запросов в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», что значительно замедляло процесс реализации полномочий (оказание государственной услуги может быть приостановлено или существенно затянуто вследствие отсутствия доступа к информации).
236-Ф3 устанавливает единую базу данных, которая представляет собой исчерпывающий список информации которая необходима для назначения мер поддержки, в результате чего существенно сокращаются сроки предоставления государственной или муниципальной услуг и упрощается процедура принятия решения.
Кроме того, преобразование приводит к сокращению количества проверок вследствие установления обновленной процедуры отчетности. Новые формы отчетов будут содержать всю ту же информацию, что и прежние формы документов, однако, таким образом, количество отчетов уменьшается вдвое вследствие унификации процедуры контроля: ранее организации формировали отдельные расчеты по каждому виду социального страхования и предоставляли отчетность как в ПФР, так и в ФСС.
Так, был введен единый тариф, который в установленной пропорции федеральное казначейство самостоятельно распределяет по видам страхования; Установлена одна общая дата представления информации о работниках, а также будет отменена ежемесячная отчетность в ПФР по форме СЗВ-М, вместо нее работодатели будут должны передавать в налоговые органы данные о заработке сотрудников.
А.П. Колесник считает, что описанное выше структурное оптимизирование деятельности Фонда в перспективе станет организационной основой для последующих изменений в пенсионном и социальном страховании.
Не можем не согласиться, что учреждение единого Фонда - важный шаг на пути к развитию финансово-правовых отношений и всей системы внебюджетных фондов, поскольку установление указанных глобальных преобразований в процедуре обязательного государственного страхования модифицирует распределение финансов в государстве в целом.
Б иблиография:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.). - Доступ из СПС «КонсультантПлюс». - Текст: электронный.
2. Федеральный закон от 05.12.2022 N 467-ФЗ "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" - Доступ из СПС «КонсультантПлюс». - Текст: электронный.
3. Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 236-Ф3 "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" - Доступ из СПС «КонсультантПлюс». -Текст: электронный.
4. Постановление Правительства РФ от 3 октября 2022 г. N 1754 "Об осуществлении Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации функций и полномочий учредителя территориальных органов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также учредителя подведомственных Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации федеральных государственных бюджетных учреждений" - Доступ из СПС «КонсультантПлюс». - Текст: электронный.
5. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" - Доступ из СПС «КонсультантПлюс». - Текст: электронный.
6. Бородин Д.Г. Государственный пенсионный фонд России и негосударственные пенсионные фонды: финансово - правовой аспект // Новый путь российской экономики: импортозамещение, инновационность, экономическая безопасность. 2017. С. 41-43.
7. Гусейханова С.С. Анализ и оценка деятельности Фонда социального страхования РФ // Экономика и бизнес: теория и практика. №58. 2019. С. 121-124.
8. Кузнецова Е.В. Место и роль фонда социального страхования рф в реализации социальных функций государства // Концепции и модели устойчивого инновационного развития общества. 2020. С. 235-245.
9. Колесник А.П. ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА: ПЕРМАНЕНТНАЯ РЕФОРМА // Стратегии бизнеса. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/pensionnaya-sistema-permanentnaya-reforma (дата обращения: 19.01.2023)
10. Рабданова Е.А. Социальные выплаты фонда социального страхования Российской Федерации // Экономика и управление: проблемы, решения. №11. 2016. С. 173-177.
11. Салькина Н.С. Реформирование частных накопительных пенсионных фондов в единый накопительный пенсионный фонд: состояние, проблемы и перспективы // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2015. №25. С. 162-167.
12. Тюстина Е.А. К вопросу о предоставлении социальных услуг и государственных услуг фондом социального страхования Российской Федерации. 2018. С. 374-381.
13. Хворостова А.С. Анализ формирования и использования средств пенсионного фонда (на примере пенсионного фонда в Волгоградской области) // Экономика и социум. 2022. №96. С. 746-751.
References:
1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993 with amendments approved during the All-Russian vote on July 01, 2020). - Access from the SPS "ConsultantPlus". - Text: electronic.
2. Federal Law No. 467-FZ of 05.12.2022 "On the Budget of the Pension and Social Insurance Fund of the Russian Federation for 2023 and for the planning period of 2024 and 2025" - Access from the SPS "ConsultantPlus". - Text: electronic.
3. Federal Law No. 236-FZ of July 14, 2022 "On the Pension and Social Insurance Fund of the Russian Federation" - Access from the SPS "ConsultantPlus". - Text: electronic.
4. Resolution of the Government of the Russian Federation of October 3, 2022 N 1754 "On the implementation by the Pension and Social Insurance Fund of the Russian Federation of the functions and powers of the founder of the territorial bodies of the Pension and Social Insurance Fund of the Russian Federation, as well as the founder of the federal state budgetary institutions subordinate to the Pension and Social Insurance Fund of the Russian Federation" - Access from the SPS "ConsultantPlus". - Text: electronic.
5. Federal Law "On Non-profit Organizations" - Access from the SPS "ConsultantPlus". - Text: electronic.
6. Borodin D.G. State Pension Fund of Russia and non-state pension funds: financial and legal aspect // The new path of the Russian economy: import substitution, innovation, economic security. 2017. pp. 41-43.
7. Huseykhanova S.S. Analysis and evaluation of the activities of the Social Insurance Fund of the Russian Federation // Economics and business: theory and practice. No.58. 2019.
pp. 121-124.
8. Kuznetsova E.V. The place and role of the Social Insurance Fund of the Russian Federation in the implementation of social functions of the state // Concepts and models of sustainable innovative development of society. 2020. pp. 235-245.
9. Kolesnik A.P. PENSION SYSTEM: PERMANENT REFORM // Business strategies. 2022. No.3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pensionnaya-sistema-permanentnaya-reforma (date of application: 19.01.2023)
10. Rabdanova E.A. Social payments of the Social Insurance Fund of the Russian Federation // Economics and management: problems, solutions. No.11. 2016. pp. 173-177.
11. Salkina N.S. Reforming private accumulative pension funds into a single accumulative pension fund: state, problems and prospects // Economics and management in the XXI century: development trends. 2015. No. 25. pp. 162-167.
12. Tyustina E.A. On the issue of the provision of social services and public services by the Social Insurance Fund of the Russian Federation. 2018. pp. 374-381.
13. Hvorostova A.S. Analysis of the formation and use of pension fund funds (on the example of the pension fund in the Volgograd region) // Economics and Society. 2022. No. 96. pp.
746-751.