_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
Научная статья
https://doi.org/10.23672/SAE.2023.11.11.028 УДК 316.7:94
© ®
Attribution
сс by
СОЦИАЛЬНЫЙ ДИСКУРС ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ ОВД РОССИИ
Аннотация. Цель: публикация посвящена вопросам социального понимания исторической памяти и некоторым ее структурным элементам. Руководствуясь правилом: «воспитатель должен быть воспитанным», автор обращает внимание на следующие два аспекта: во-первых, представляет обзор отдельных выводов зарубежной научной мысли на социальную категорию «историческая память» и ее содержание; во-вторых, апеллирует к важности интегрирования сотрудников органов внутренних дел «звена» руководящий состав в систему самообразования своей личности, в части овладения необходимыми знаниями в области понимания истории своей страны, как непременного условия эффективности всей системы морально-психологического обеспечения деятельности подчиненных им служебных коллективов. Автором сформулированы понятия «социальный дискурс» и «социальный дискурс исторической памяти», а также выявлены наиболее значимые структурные элементы понятия «историческая память». Методы: целе-полагание выбора методологической основы исследования обусловлено необходимостью диалектического подхода к постижению общего подхода к рассмотрению исторической памяти, социальный смысл которой презентован в исследованиях представителей различных научных направлений, включая социологию, философию, историю и политологию. В ходе исследования применялись общенаучные (анализ, синтез, индукция и дедукция) и специально-научные (исторический, эвристический, аксиологический) методы познания, а также метод контент-анализа. Результаты исследования: во-первых, в публикации нашли отражение теоретические воззрения отдельных представителей зарубежной научной мысли на проблему сохранения исторической памяти в контексте уважительного отношения народа к своему прошлому; во-вторых, представлена вариативная картина различных подходов к пониманию феномена «историческая память». Выводы и заключения: материалы публикации могут быть использованы в процессе самообразования руководителей служебных коллективов ОВД и для более углубленного изучения преподавательским составом и научными сотрудниками образовательных организаций системы МВД России.
Ключевые слова: социология, историческая память, общество, патриотизм, традиции, ритуалы, национальный суверенитет, воспитание, органы внутренних дел.
SOCIAL DISCOURSE OF HISTORICAL MEMORY IN CONTEXT OF FORMATION OF WORLDVIEW POSITION MANAGEMENT PERSONNEL OF THE RUSSIA ATS
Sergey Yu. Chimarov
St. Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Abstract. Purpose: the publication is devoted to issues of social understanding of historical memory and some of its structural elements. Guided by the rule: «the educator must be well-mannered», the author draws attention to the following two aspects: firstly, he provides an overview of individual conclusions of foreign scientific thought on the social category «historical memory» and its content; secondly, it appeals to the importance of integrating «level» internal affairs officers into the system of self-education of their personality, in terms of mastering the necessary knowledge in the field of understanding the history of their country, as an indispensable condition for the effectiveness of the entire system of moral and psychological support for the activities of service teams subordinate to them . The author formulated the concepts of «social discourse» and «social discourse of historical memory», and also identified the most significant structural elements of the concept of «historical memory». Methods: the purpose of choosing the methodological basis of the study is determined by the need for a dialectical approach to comprehending the general approach to the consideration of
Чимаров С.Ю.
Санкт-Петербургский университет МВД России
— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —
historical memory, the social meaning of which is presented in the research of representatives of various scientific fields, including sociology, philosophy, history and political science. During the study, general scientific (analysis, synthesis, induction and deduction) and special scientific (historical, heuristic, axiological) methods of cognition, as well as the method of content analysis, were used. Results of the study: firstly, the publication reflects the theoretical views of individual representatives of foreign scientific thought on the problem of preserving historical memory in the context of the people's respectful attitude towards their past; secondly, a variable picture of different approaches to understanding the phenomenon of «historical memory» is presented. Conclusions and conclusions: the materials of the publication can be used in the process of self-education of leaders of service teams of the Internal Affairs Ministry and for a more in-depth study by teaching staff and researchers of educational organizations of the Russian Ministry of Internal Affairs system.
Keywords: sociology, historical memory, society, patriotism, traditions, rituals, national sovereignty, education, internal affairs bodies.
Введение. Трансформация ранее устоявшегося миропорядка, обусловленная геополитическими изменениями первой четверти XXI в., предопределяет появление новых вызовов и угроз в отношении ценностного ряда, имеющего ключевое значение для упрочения национального суверенитета России и поддержания высокого уровня государственно-патриотического восприятия гражданами происходящих процессов в мире и обществе. Отмеченное в первую очередь относится к личности каждого государственного служащего, включая личный состав органов внутренних дел (далее - ОВД), миссия которого ориентирована на качественное решение комплекса правоохранительных задач.
В связи с изложенным, следует особо указать на роль руководящего состава ОВД в обеспечении системного и целенаправленного подхода к организации процесса воспитания сотрудников отмеченной правоохранительной институции, в том числе, в государственно-патриотическом смысле. Указанный тезис корреспондирует нормативным установлениям Приказа МВД России от 25 декабря 2020 г. № 900, обязывающего руководителя (начальника) служебного коллектива системы ОВД осуществлять общее руководство морально-психологическим обеспечением личного состава органов и подразделений, в том числе по направлению развития у подчиненных государственно-патриотического мировоззрения [1].
Из указанного следует, что, воспитывая своих подчиненных, руководящий состав обязан личным примером участвовать в процессе самообразования в исследуемой нами сфере. Указанное обстоятельство подтверждает актуальность рассмотрения новых подходов к пониманию социального дискурса исторической памяти нашего народа и важности персонального обеспечения каждым сотрудником ОВД, замещающего должность руководителя, настойчивой работы по овладению сводом знаний по отмеченному предметному полю.
Обсуждение. Метафорично воспринимая память посредством ее представления «в уголке разума» полей и обширных особняков, где хранится неиссякаемый массив образов, «принесенных туда от объектов всех мыслимых видов,
воспринимаемых органами чувств», религиозный мыслитель Августин Блаженный в книге X «Память» своего сочинения «Исповедь» обнаруживает в памяти не только то, что мы вспоминаем из ранее испытанного на себе или во что мы поверили под влиянием других, но и то, что мы можем использовать при конструировании своего будущего, включая отдельные события и наши надежды [2, р. 244-246].
Традиционное понимание дискурса в виде способа использования языка для устного или письменного общения является приемлемым, в том числе, для процесса хранения и передачи памяти о прошлом каждому последующему поколению людей. При этом под социальным дискурсом следует понимать дискурс, целеполага-ние которого ориентировано на интегрирование в общественное сознание социально значимых символов и смыслов. Что касается термина «социальный дискурс исторической памяти», то его содержание включает в себя дискурс, обращенный к собственно историческому, или коллективному, или социальному видам памяти, посредством которой группы людей или нация, в целом, на основе повествования об исторических периодах своего развития или знаковых событиях конструируют свою самобытность и идентифицируют себя с тем, кто они есть на самом деле.
Таким образом, обращаясь к событиям прошедшего времени и усматривая в них назидательный смысл для нашего времени, мы вариативным образом обозначаем памятное для нас посредством добавления к слову память других слов, обозначающих «историю», «коллектив» и «социальное». Данное явление в концептах зарубежной научной мысли маркируется в виде «политики памяти» [3].
Придерживаясь манипулятивных канонов данной политики, заинтересованные акторы социального взаимодействия, как правило, по-своему трактуют события, подлинный характер которых скрыт от современника пеленой времени. Свидетельством тому являются попытки стран «коллективного Запада» переписать историю Второй мировой войны и предать забвению роль СССР в победе над фашистской Германией, а также -умолчать о варварских атомных бомбардировках авиацией США японских городов Хиросима и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 г.
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
Таким образом, все дело в определенном толковании знаков и символов истории. Отмеченное суждение соответствует выводу французского философа М. Фуко, отметившего следующее: «Мир покрыт знаками, нуждающимися в расшифровке» [4, с. 69]. Апеллируя к выводу французского естествоиспытателя П.Л. де Мопертюи, сводимому к констатации принадлежности частицам материального мира «активности и памяти», М. Фуко заключает о жизненности и наследовании наиболее значимых качеств этих частиц в процессе последующего их взаимодействия с другими частицами указанного мира [4, с. 183— 184].
По нашему мнению, указанное, несомненно, распространяется также на духовный мир отдельного человека и сознание общества, в целом. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что имманентность взаимосвязи духа и материи, в том числе, поддержание между ними устойчивого баланса, наиболее обстоятельно исследована в учениях великих умов человечества [5].
В контексте социального дискурса исторической памяти, важным условием консолидации общества и общим знаменателем прочной связи между его отдельными членами выступает коллективная память. При этом эффективность проявления этой связи обусловлена практическим воплощением памяти социума, основанной на принятии его индивидуумами базовых положений национальных или профессионально значимых:
1) символов;
2) кодов;
3) мифов [6, р. 11].
Как нам представляется, указанная триада базовых положений одновременно может быть отнесена к основным структурным элементам исторической памяти, перечень которых дополняется другими элементами, в их числе:
1) образы прошлого (исторические события, люди, памятные места);
2) исторические знания;
3) традиции;
4) нравственные нормы;
5) обычаи;
6) обряды;
7) ритуалы;
8) ценности;
9) символы [7].
Современная парадигма исторической памяти предлагает задействование новых источников (механизмов) ее формирования и дальнейшего упрочения, включая:
1) средства массовой информации;
2) произведения культуры и искусства;
3) информационные материалы образовательного и научного характера;
4) новые медиа (информационные сайты в сети Интернет, блоги, социальные сети, видеохостин-ги и др.) [8, с. 118-119].
Небезынтересной нам представляется точка зрения турецкого ученого С. Кёсе, размышляющего относительно такого вида исторической памяти, как «ритуальная память», сила которой проявляется в постоянстве ритуала, основанного:
- во-первых, на повторении ранее накопленной информации об алгоритме телесных движений;
- во-вторых, на словесных напоминаниях в мысленных шаблонах.
По логике суждения указанного автора, именно ритуал, обеспечивая гармоничное сочетание аудиального, визуального и кинестетического каналов передачи информации о прошлом, обеспечивает базовый перенос традиционных верований и способов мышления, выступая при этом уже в качестве культурной памяти [9, р. 57].
Резюмируя изложенное относительно роли руководителя в задействовании комплекса воспитательных усилий, мы исходим из признания несомненной значимости следующего утверждения: «Непременным условием эффективности воспитательной работы в духе национального патриотизма выступает приверженность организаторов воспитательного дела традициям формирования патриотически настроенного российского гражданина, для которого тема Отечества и верного служения ей составляет подлинный смысл его деятельности и социального бытия» [10, с. 15].
Заключение. Проведенное исследование социального дискурса исторической памяти, в контексте формирования мировоззренческой позиции руководящих кадров ОВД России, приводит к следующим выводам:
1. Масштаб и направленность современных вызовов, генерирование которых обусловлено стремлением недружественных сил для России и процесса укрепления ее государственности, нацеленного на переформатирование истории нашей страны и искажение всего для нас значимого и ценного, предопределяют актуальность дальнейшего исследования исторических образов прошлого, запечатленных на уровне официальных репрезентаций в общественных памятниках и мемориалах, в повествовании устной истории и личных рассказов патриотически
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
настроенных ветеранов. Апеллирование к памяти прошлого и выявление в его фактах подлинно государственных смыслов неотделимо от направленности результирующего вектора на области формирования исторического сознания российского общества и индивидуального сознания каждого гражданина нашей страны.
2. Правоохранительная миссия сотрудников органов внутренних дел и фактор их принадлеж-
ности к сообществу государственных служащих России подчеркивают необходимость более углубленной и системной воспитательной работы с подчиненными всех категорий руководящего состава по линии МВД России и по направлению государственно-патриотического воспитания, а также осознанного отношения отмеченных руководителей к самообразованию на достойных примерах отечественного прошлого.
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Приказ МВД России от 25 декабря 2020 года № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». URL : ИйрэУ/сзао. мск.мвд.рф/Dlja_grazhdan/Pravovaja_pomoshh/документы/приказ-мвд-россии-от-25-декабря-2020-год (дата обращения 05.11.2023).
2. Augustine, Saint, Bishop of Hippo. The Confessions. New-York : New City Press, 1997. 426 p.
3. Historical Memory // Official site «St. Lawrence University». URL : https://www.stlawu.edu/offices/ciis/histori cal-memory (date of the application 04.11.2023).
4. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М. : «Прогресс», 1977. 407 с.
5. Алексеева В.И. Духовно-материальное единство мира в учениях А.В. Сухово-Кобылина, Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, П. Тейяра де Шардена // Сборник трудов научной конференции «Днепровская орбита» (Днепропетровск, октябрь 2007 г.). Днепропетровск : Издательство Днепропетровского университета, 2007. URL : https://gmik.ru/2017/09/12/duhovno-materialnoe-edinstvo-mira-v-ucheniyah-a-v-suhovo-kobyilina-n-f-fedorova-k-e-tsiolkovskogo-p-teyyara-de-shardena (дата обращения 02.11.2023).
6. Eroglu S. Geleneksel ritüel evreninden popüler kültüre zakirlik / S. Eroglu // Türk kültüre ve haci Bektas Veli. -2022. Sayi 101. P. 11-36.
7. Дмитриева М.Г. Состояние и тенденции развития исторической памяти в массовом сознании российского общества : дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04. М., 2005. 195 с.
8. Бровчук Н.М. Структурные компоненты исторической памяти: теоретические аспекты / Н.М. Бровчук // Социологический альманах. Вып. 11. Мн. : «Белоруска навука», 2020. С. 112-122.
9. Köse S. Ritüel bellek // Motif Akademi Halkbilimi Dergisi. 2021. Cilt 14. Sayi 33. P. 57-70.
10. Бородавко Л.Т. Социальный аспект патриотического воспитания российского гражданина в воззрениях Н.Н. Страхова / Л.Т. Бородавко, С.Ю. Чимаров // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 8. С. 13-15.
References:
1. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation № 900 dated December 25, 2020 «Issues of organization of moral and psychological support for the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation». URL : https://сзао.Moscowtime.MinistryofInternalAffairs.rf/Dlja_grazhdan/ Pravovaja_pomoshh/ documents/order-Ministry of Internal Affairs-of-Russia-dated-December-25-2020-year (date of the application 05.11.2023).
2. Augustine, Saint, Bishop of Hippo. The Confessions. New-York : New City Press, 1997. 426 p.
3. Historical Memory // Official site «St. Lawrence University». URL : https://www.stlawu.edu/offices/ciis/histori cal-memory (date of the application 04.11.2023).
4. Foucault M. Words and things. Archeology of Humanities. M. : «Progress», 1977. 407 p
5. Alekseeva V.I. Spiritual and material unity of the world in the teachings of A.V. Sukhovo-Kobylin, N.F. Fedo-rov, K.E. Tsiolkovsky, P. Teilhard de Chardin // Proceedings of the scientific conference «Dneprovskaya Orbit» (Dnepropetrovsk, October 2007). Dnepropetrovsk : Dnepropetrovsk University Press, 2007. URL : https:// gmik.ru/2017/09/12/duhovno-materialnoe-edinstvo-mira-v-ucheniyah-a-v-suhovo-kobyilina-n-f-fedorova-k-e-tsiolkovskogo-p-teyyara-de-shardena (date of the application 02.11.2023).
6. Eroglu S. Geleneksel ritüel evreninden popüler kültüre zakirlik // Türk kültüre ve haci Bektas Veli. 2022. Sayi 101. P. 11-36.
— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —
7. Dmitrieva M.G. The state and trends in the development of historical memory in the mass consciousness of Russian society : dis. ... cand. social Sciences: 22.00.04. M., 2005. 195 p
8. Brovchuk N.M. Structural components of historical memory: theoretical aspects // Sociological Almanac. Mn. : «Beloruska navuka», 2020. Iss. 11. P. 112-122.
9. Kose S. Rituel bellek // Motif Akademi Halkbilimi Dergisi. 2021. Cilt 14. Sayi 33. P. 57-70.
10. Borodavko L.T. The social aspect of patriotic education of a Russian citizen in the views of N.N. Strakhov / L.T. Borodavko, S.Yu. Chimarov // Humanities, socio-economic and social sciences. 2022. № 8. P. 13-15.
Информация об авторе
Чимаров Сергей Юрьевич
доктор исторических наук, профессор,
профессор кафедры управления персоналом и воспитательной работы, Санкт-Петербургский университет МВД России [email protected] https://orcid.org/0000-0002-8323-6953
Sergey Yu. Chimarov
Doctor of Historical Sciences, Professor,
Professor of the Department
of Personnel Management and Educational Work,
St. Petersburg University
of the Ministry of Internal Affairs of Russia
https://orcid.org/0000-0002-8323-6953
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ