Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ОВД РОССИИ НА ПРИМЕРАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ОВД РОССИИ НА ПРИМЕРАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
27
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ / ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАВДА / ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ИСТОРИИ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чимаров С. Ю., Бялт В. С.

Статья посвящена отдельным аспектам патриотического воспитания личного состава российских органов внутренних дел Российской Федерации в контексте исторического просвещения. Выявляя некоторые сущностные положения духовно-нравственных основ российского общества, авторы акцентируют внимание на деструктивном характере попыток недружественных стран к фальсификации истории нашего Отечества. Согласно представленной авторской оценке, отмеченные разрушительные усилия следует нейтрализовать посредством системной и целенаправленной воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел, в духе формирования у него верности своему государству, на основе знания его истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чимаров С. Ю., Бялт В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ASPECT OF EDUCATION OF THE PERSONNEL OF THE DIA OF RUSSIA ON THE EXAMPLES OF NATIONAL HISTORY

The article is devoted to certain aspects of the patriotic education of the personnel of the Russian internal affairs bodies of the Russian Federation in the context of historical education. Revealing some of the essential provisions of the spiritual and moral foundations of Russian society, the authors focus on the destructive nature of the attempts of unfriendly countries to falsify the history of our Fatherland. According to the author's assessment, the noted destructive efforts should be neutralized through systematic and purposeful educational work with the personnel of the internal affairs bodies, in the spirit of forming loyalty to their state, based on knowledge of its history.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ОВД РОССИИ НА ПРИМЕРАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ОВД РОССИИ НА ПРИМЕРАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

С.Ю. Чимаров, д-р ист. наук, профессор В.С. Бялт, канд. юрид. наук, доцент Санкт-Петербургский университет МВД России (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-3-1-145-147

Аннотация. Статья посвящена отдельным аспектам патриотического воспитания личного состава российских органов внутренних дел Российской Федерации в контексте исторического просвещения. Выявляя некоторые сущностные положения духовно-нравственных основ российского общества, авторы акцентируют внимание на деструктивном характере попыток недружественных стран к фальсификации истории нашего Отечества. Согласно представленной авторской оценке, отмеченные разрушительные усилия следует нейтрализовать посредством системной и целенаправленной воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел, в духе формирования у него верности своему государству, на основе знания его истории.

Ключевые слова: воспитание, педагогический смысл, историческое просвещение, историческая правда, фальсификация истории, органы внутренних дел, морально-психологическое обеспечение.

Современное проявление глобального цивилизационного и ценностного кризиса, сопряженное с фактором деструктивного воздействия на традиционные духовно-нравственные ориентиры и моральные принципы российского общества, предопределяет актуальность обращения к теме воспитания личного состава органов внутренних дел Российской Федерации (далее - ОВД) в духе уважительного уважения к истории нашего Отечества.

Указанное обстоятельство подтверждается положением Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809, в части риска продвижения деструктивной идеологии по искажению исторической правды и разрушению исторической памяти российского народа [1]. Современное состояние информационного противоборства в мире и стремление ряда государств к манипулированию истерическими фактами в интересах достижения собственного информационного превосходства, создающего необходимые условия для комфортного продвижения своих национальных интересов в сознание планетарного социума, также свидетельствует о важности вопроса исторического просвещения нации и доведения до мирового

сообщества исторической правды, имеющей непосредственное отношение к России. В этой связи возникает необходимость относительно формулирования содержания термина «историческое просвещение».

Методологическим основанием к выводу указанной формулы выступают суждения отечественного историка Н.М. Карамзина (1766-1826 гг.), отметившего следующее: «Определения или дефиниции служат фаросом в путях умствования, -фаросом, который беспрестанно должен сиять пред глазами нашими, если мы не хотим с прямой черты совратиться» [2, с. 8]. С учетом изложенного, мы предлагаем под дефиницией «историческое просвещение» понимать целенаправленную работу по направлению защиты национальных интересов Российской Федерации, сопряженных с сохранением исторической памяти, противодействием попыток фальсификации фактов истории и активизацией просветительской деятельности в отношении отечественной истории и исторических событий, имеющих прямое отношение к российскому государству.

Важность обеспечения в современных условиях должного уровня исторического

просвещения российских граждан подтверждается в Указе Президента Российской Федерации от 30 июля 2021 г. № 442, которым утверждено «Положение о Межведомственной комиссии по историческому просвещению», в состав которой предусмотрено включение представителей от различных государственных структур и ведомств, включая МВД России [3].

Как следует из этого Указа, основными задачами работы по историческому просвещению являются:

1) обеспечение единого подхода к осуществлению исторического просвещения и образования, включая предупреждение попыток фальсификации исторических фактов;

2) аналитическая работа относительно функционирования иностранных структур и лиц, действующих в ущерб национальным интересам Российской Федерации в области истории, а также принятие необходимых мер оперативного реагирования в целях противодействия их действиям;

3) информационное обеспечение мероприятий контрпропагандистской направленности и проведение историко-культурных просветительских акций, имеющих прямое отношение к памятным датам России и историческим событиям.

Апеллируя к теме исторического просвещения и ее актуальности в процессе воспитания личности сотрудника ОВД Российской Федерации, представляется необходимым обратиться к Приказу МВД России от 25 декабря 2020 г. № 900, в котором закреплены вопросы организации морально-психологического обеспечения (далее - МПО) деятельности ОВД Российской Федерации [4]. В соответствии с п. 54 Порядка организации МПО, с личным составом ОВД должна проводиться информационно-пропагандистская работа, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на формирование у сотрудников государственно-патриотического мировоззрения, высоких гражданских, профессиональных и психологических качеств, обеспечивающих морально-психологическую готовность к выполнению служебных задач посредством доведения и разъяснения необходимой для достижения

этих целей информации. При проведении указанного вида работы основные усилия сосредотачиваются на доведении и разъяснении личному составу: во-первых, основ укрепления культурно-исторического, межконфессионального и межнационального единства народов России, защиты исторической правды в отношении фактов и событий отечественной истории и истории органов внутренних дел (п. 54.4); во-вторых, примеров совершения сотрудниками подвигов, их мужественных и решительных действий, положительного опыта служебной деятельности (п. 54.5]. Указанные положения ведомственного нормативно-правового акта корреспондируют концептуальному замечанию И. Канта (17241804 гг.) относительно миссии просвещения, которое по определению означает для человека «выход из состояния несовершеннолетия» и которое есть «неспособность пользоваться своим рассудком без руководства с чьей-либо стороны... Имей мужество пользоваться собственным умом» [5, с. 29].

Отмечая значимость уровня образованности и воспитанности личности сотрудника ОВД, мы исходим из необходимости наполнения педагогического процесса всей системы воспитательной работы в российских органах внутренних дел глубиной педагогического смысла. В данном случае мы руководствуемся тем, что под педагогическим смыслом следует понимать сущность и предназначение феномена обучения и воспитания, обладающего признаком целеполагания, направленного на достижение конкретного результата.

Подводя итог изложенному, мы считаем необходимым отметить следующее. Эффективность исторического просвещения сотрудника ОВД в значительной степени определяется уровнем его общей эрудированности и правильной, с исторической точки зрения, оценкой им фактов отечественной истории, включая историю самих ОВД, а также наличием в различных структурных образованиях МВД России системной и всеобъемлющей работы руководящего состава и специалистов воспитательных подразделений по доведению до каждого сотрудника исторической правды

на различные факты отечественной исто- сификации. рии и противодействию попыток ее фаль-

Библиографический список

1. Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // СПС КонсультантПлюс.

2. Карамзин Н.М. Мнение русского гражданина. Избранная публицистика. - М.: Изд-во Юрайт, 2018. - 277 с.

3. Указ Президента РФ от 30 июля 2021 г. № 442 «О Межведомственной комиссии по историческому просвещению» // СПС КонсультантПлюс.

4. Приказ МВД России от 25 декабря 2020 г. № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clck.ru/TnL2s (дата обращения: 05.03.2023).

5. Кант И. Ответ на вопрос: Что такое просвещение? // Кант И. Собр. соч.: В 8 т. - Т. 8. - М.: Изд-во «Чоро», 1994. - 718 с.

PEDAGOGICAL ASPECT OF EDUCATION OF THE PERSONNEL OF THE DIA OF RUSSIA ON THE EXAMPLES OF NATIONAL HISTORY

S.Yu. Chimarov, Doctor of Historical Sciences, Professor V.S. Byalt, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article is devoted to certain aspects of the patriotic education of the personnel of the Russian internal affairs bodies of the Russian Federation in the context of historical education. Revealing some of the essential provisions of the spiritual and moral foundations of Russian society, the authors focus on the destructive nature of the attempts of unfriendly countries to falsify the history of our Fatherland. According to the author's assessment, the noted destructive efforts should be neutralized through systematic and purposeful educational work with the personnel of the internal affairs bodies, in the spirit of forming loyalty to their state, based on knowledge of its history.

Keywords: education, pedagogical meaning, historical education, historical truth, falsification of history, internal affairs bodies, moral and psychological support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.