УДК 316.334.23
А.В. Ручин
СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Рассматривается социальный аспект проекта развития отечественного предпринимательства и определяются уровни понимания его сущности. На основе данных проведенного эмпирического исследования, сфокусированного на особенностях реального
взаимодействия государственных служащих и предпринимателей, оценивается эффективность механизма государственной политики развития предпринимательства.
Предпринимательство, взаимодействие «бизнес-власть»,
государственная политика, управление развитием, социальный проект.
A.V. Ruchin
SOCIAL ASPECT OF MANAGEMENT OF RUSSIAN ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT
This article considers social aspect of the project of development of Russian entrepreneurship and defines levels of understanding of its essence. Efficiency of the mechanism of a state policy of development of business is estimated on the basis of the data of empirical research focused on features of real interaction between civil servants and entrepreneurs.
Entrepreneurship, interaction «business-state authorities», a state policy, development management, the social project.
В период трансформации современной России особенно актуально поддержание благоприятного социального климата - фундамента экономического роста - как во всей стране, так и в отдельных хозяйствующих субъектах. Благоприятный климат - это прежде всего гармоничные отношения между различными социальными группами российского общества. Современная российская внутренняя политика направлена на делегирование функций основного актора социально-экономического развития отечественному бизнесу. Фактически, реализуется проект развития отечественного предпринимательства, направленный на укрепление позиций совершенно новой социальной группы. Федеральные власти оставляют за собой функции создания максимально благоприятных условий для развития предпринимательства и определяют первостепенную задачу -создание экономико-правовых условий, способствующих органическому сочетанию интересов предпринимателей и общества в целом [1, с.37]. В то же время, региональные власти становятся непосредственными исполнителями этого проекта. Цель данной работы
- определение основополагающего подхода к эффективному управлению проектом развития отечественного предпринимательства с опорой на исторически сложившееся
понимание сущности предпринимательства и существующие стереотипы восприятия предпринимательской деятельности.
В истории исследований предпринимательства существуют достаточно разнообразные определения предпринимательства. Для достижения поставленной в статье цели предлагается, учитывая различные характеристики предпринимательства, установить группы признаков, присущих данному феномену. Появившись в качестве научного термина в начале XVIII века в работах Р. Кантильона, понятие «предприниматель» было связано с действиями в условиях неопределенности, что определило риск как неотъемлемую составляющую предпринимательской деятельности [цит. по 2, с.24]. Определяя предпринимателя как капиталиста-инвестора, присваивающего прибавочную стоимость, К. Маркс исключил предпринимательские способности из состава факторов производства. В работах Маркса мы видим оценку капитализма как источника конфликта: получивший наибольшее развитие в XIX веке раскол общества на два больших класса с противоположными интересами привел к упрощению механизмов развития конфликта и, как следствие, росту противоречий между буржуазией и пролетариатом [3, с.7].
Между тем предпринимательство не тождественно понятию «капитализм», а более того - может быть противопоставлено ему. По М. Веберу, стремление к предпринимательству, «стремление к наживе», к наибольшей денежной выгоде
свойственно «all sorts and conditions of men», то есть людям всех типов и сословий всех эпох и стран мира, повсюду, где для этого существовала или существует какая-либо объективная возможность материальной выгоды. И это обстоятельство само по себе ничего общего не имеет с капитализмом. Основой капитализма является экономический рационализм, который, прежде всего, зависит от предрасположенности людей к определенным видам практически-рационального жизненного поведения [4, с.47].
В. Зомбарт базисом предпринимательской деятельности считал предпринимательский дух - дух хозяйственной жизни, который может быть глубоко различным. Кроме того, усилия, необходимые для совершения эффективных хозяйственных действий, душевные качества предпринимателей так же отличаются в отдельных случаях, как и руководящие идеи и принципы, которыми определяется хозяйственная деятельность [5, с.7].
Одной из главных черт предпринимательства является новаторство. Так, в понимании Й. Шумпетера, «предприниматель - это человек инициативы, внедряющий в производство новые комбинации» [цит. по 6, с.31]. Именно поэтому предпринимательская деятельность является двигателем не только экономического, но и социального развития общества. Прибыль максимизируется за счет производства чего-то нового или нахождения новых способов производства уже существующего. Именно поэтому в настоящее время различают предпринимателей-антрепренеров, определяемых как владельцы-менеджеры в сфере малого бизнеса, и интрапренеров - менеджеров-новаторов в более крупных организациях, которые, согласно данному подходу, также являются предпринимателями тогда, когда принимают творческие и новаторские решения [7].
По мнению П. Друкера, феномен предпринимательской деятельности заключается в использовании в деловой практике наблюдений, полученных на основе глубокой включенности предпринимателя в социально-экономическую ситуацию. В таком понимании предприниматели образно представлены «охотниками за изменениями социальной среды», которые систематически «отыскивают их, реагируют на них и используют как источники для достижения успеха» [8, с.30]. В процессе достижения этой цели предприниматель выступает исследователем, анализируя реальные возможности потенциального клиента, а также потребность в предоставляемой услуге, ее полезность и возможную ценность с точки зрения потребителя. Исследователи определяют предпринимателя как «важную фигуру современного общества, самостоятельно, от своего имени и на свой риск, инициативно организующего и осуществляющего хозяйственную деятельность, направленную на получение прибыли и личного дохода, и способного в конкурентной борьбе эффективно использовать знания о конъюнктуре рынка, новациях в
производстве для получения конкурентных преимуществ в целях получения дополнительного дохода» [9, с.126].
В качестве основополагающего признака предпринимательской деятельности выделяется направленность на получение экономического результата. Предприниматель формирует и фиксирует процесс перехода целенаправленности в целеполагание, что предусматривает развертывание перспективы творчества и свободы для субъекта предпринимательской деятельности [10, с.45]. Помимо стремления к максимизации прибыли, предпринимательству присущи такие признаки, как инновационность, самостоятельность, указывающая на волевой источник предпринимательства, а также наличие риска - неотъемлемого компонента предпринимательской деятельности, осуществляемой в условиях неопределенности, когда неизвестен конечный результат и существует вероятность потерь вложенных инвестиций.
По нашему мнению, для достижения цели настоящей работы необходимо выделить несколько уровней понимания сущности предпринимательства. Первый уровень заключает в себе широкий смысл понимания предпринимательства: это свойство личности, характеризующее наличие активной позиции по оптимизации деятельности, направленной на достижение поставленных целей. Следующий уровень понимания сущности предпринимательства имеет своим объектом активную инвестиционную деятельность по вложению разнообразных ресурсов, включая и предпринимательские способности. В этом смысле под предпринимательством понимается бизнес-деятельность с целью максимизации прибыли. Третий уровень, узкий смысл понятия «предпринимательство», соответствует сравнительно небольшому масштабу ведения бизнеса. В настоящее время особую роль в распространении понимания предпринимательства, именно в узком смысле, играет наличие в структуре российского законодательства организационно-правовой формы «предприниматель без образования юридического лица (ПБОЮЛ)» или «индивидуальный предприниматель», как правило, соответствующей небольшим объемам хозяйственной деятельности и упрощенной форме взаимодействия с государством.
Проект развития отечественного предпринимательства с учетом логики шагов, осуществляемых федеральными органами власти, направлен на формирование слоя предпринимателей, ориентированных на соблюдение интересов общества. Кроме того, проект направлен на создание устойчивых связей между элементами общества, распределение сфер полномочий между различными звеньями управленческой деятельности. В конечном итоге, проект подразумевает развитие социальной ответственности бизнеса, заключенной в осознании необходимости использовать в рамках хозяйственной деятельности социально направленный менеджмент. Управление проектом развития предпринимательства включает создание результативной системы взаимодействия всех участников хозяйственной жизни: бизнес - власть, собственники -менеджмент, менеджмент - сотрудники, сотрудники - клиенты. Учет социального аспекта взаимодействия государства, общества и бизнеса является ведущим фактором, определяющим темпы социально-экономического развития.
В современной России, как в государственном, так и частном секторе, все более утверждается мнение о необходимости социальной направленности управленческих решений при реализации властных полномочий. Складывающаяся тенденция определяет переход от либерально-рыночной экономики к социально ориентированному обществу [11, с.51]. Вместе с тем, в рамках стратегии развития российского общества вопрос социальной ориентации процессов, протекающих в частном секторе, остается актуальным. И хотя соблюдение интересов и рост благополучия всех участников выступает в качестве основополагающей цели проводимых реформ, практика социального взаимодействия в рамках предпринимательской деятельности показывает: социальные принципы ведения бизнеса не всегда воспринимаются предпринимателями как эффективные, более того,
существуют мнения о социальных программах как бремени организаций, негативно влияющих на финансовую составляющую.
Основным ожидаемым итогом проекта является формирование организационной культуры, максимально направленной на рост благосостояния граждан. Наиболее просто, с точки зрения государственного управления, инициировать создание необходимых параметров взаимодействия во взаимоотношениях «бизнес - власть». Целью взаимодействия государства и бизнеса становится «создание условий для современного цивилизованного рыночноориентированного способа ведения хозяйственной деятельности и обеспечения стабильного экономического и социального развития общества, основанного на балансе частных и общественных интересов» [12, с.25]. Для достижения этой цели государственные органы, ответственные за развитие предпринимательства, в рамках политики федерального центра разрабатывают и внедряют инструменты взаимодействия с бизнес-сообществом. Анализ реализации проекта убедительно показывает, что эффективность лоббирования интересов напрямую зависит от масштабов предпринимательской деятельности. Работники федеральных органов власти более позитивно настроены по отношению к бизнесу и менее склонны списывать на него неэффективность сотрудничества [13, с.3]. Более сложен процесс формирования взаимоотношений «бизнес - власть» во взаимодействии с малым предпринимательством, вызванный и большим количеством звеньев в системе управления. Это определяет особую важность повышения качества взаимодействия госслужащих и представителей малого бизнеса.
В рамках изучения особенностей взаимодействия госслужащих и представителей малого бизнеса в феврале - марте 2008 года нами было проведено исследование - серия полуформализованных интервью (N=14) с представителями налоговых инспекций, СЭС, правоохранительных органов, экологической службы и администраций городов Саратова и Энгельса (Саратовская обл.). С целью сопоставления данных была также организована серия интервью с предпринимателями (февраль - март 2008, N=10). Одной из задач исследования являлось изучение отношения государственных служащих к предпринимательству. Так, понятие «предприниматель» в среде государственных служащих ассоциируется, в первую очередь, с организационно-правовой формой «индивидуальный предприниматель» и, несмотря на последующие поправки о существовании предпринимателей в разных сферах, о предпринимательстве как свойстве личности, предпринимателях - представителях, как крупного, так и малого бизнеса, все же в ходе бесед мнения и высказывания респондентов смещались в сторону рассуждения о практике взаимодействия с индивидуальными предпринимателями, как правило, сферы торговли и услуг. Таким образом, мы можем наблюдать господство понимания предпринимательства в узком смысле. Вместе с тем первоначальные ассоциации в среде государственных служащих, связанные с предпринимателями и предпринимательством, достаточно близко отражают статистическую информацию [14, с.15], в которой российский бизнес по количеству зарегистрированных единиц представлен в основном индивидуальными предпринимателями, действующими в сфере торговли и услуг.
Удовлетворение потребностей общества в виде предоставляемых товаров, услуг, работ - основной вклад предпринимательства в развитие общества, по мнению государственных служащих: сегодня именно на частном секторе лежит ответственность в производстве и распределении благ. Кроме того, немаловажным вкладом предпринимательства является улучшение облика городов за счет развития материальной базы, ремонта зданий и помещений, благоустройства близлежащих территорий, пополнения бюджетов поступлениями от предпринимателей в виде налогов, сборов и платежей. Примечательно, что в ответах чиновников лишь незначительное внимание уделено одной из важнейших для развития общества функций предпринимательства -обеспечению занятости населения: самозанятости самих предпринимателей и созданию новых рабочих мест на их фирмах. Предприниматели же в своих ответах обращали внимание именно на эту составляющую их деятельности. С точки зрения государственных
служащих, преобладание в предпринимательстве торговли, на которую нельзя сделать ставку в модернизации экономики, оказывает существенное влияние на неблагоприятный имидж предпринимательства.
По мнению государственных служащих, успех в бизнесе определяется хорошим знанием законодательства, широкой финансовой базой и наличием семейного опыта ведения бизнеса. В качестве менее значимых факторов успешности называлось следующее: время и место начала предпринимательской деятельности («оказался в нужное время в нужном месте»), правильно выбранная ниша, хорошие взаимоотношения с властью, наличие «связей». Успехи в бизнесе, по мнению чиновников, и высокие доходы стоят преодоления трудностей современной бюрократической системы, которая не настолько сложна, чтобы вызвать значительные трудности. Необходимость взаимодействовать с государством возникает довольно редко по сравнению с текущей хозяйственной деятельностью предпринимателя, а правовая нагрузка на предпринимателей не столь высока. К тому же зачастую трудности возникают из-за неправомерности действий самих предпринимателей. Слабая осведомленность предпринимателей, а еще больше их работников в сфере законодательства приводит к снижению авторитетности конкретных предпринимателей в глазах чиновников. Сами же предприниматели, не принижая значения законодательства, отмечают, что в силу особенностей российских нормативных актов - трудночитаемости и быстрого изменения - зачастую текущие дела не оставляют времени на их освоение, а нанимать дополнительных специалистов не всегда позволяют небольшие бюджеты их фирм. Кроме того, по мнению предпринимателей, некоторые законодательные акты не служат интересам ни общества, ни предпринимателей и направлены лишь на ужесточение контроля, который используется для обогащения проверяющих лиц. В итоге многие нормы теряют свою легитимность у предпринимателей.
Существует ряд негативных черт, приписываемых предпринимателям, которые, по мнению чиновников, не свойственны менталитету работников государственной сферы. Так, в качестве наиболее устойчивого образа предпринимателя сложился образ нетерпеливого человека, которому надо помочь сделать все сразу и при этом быстро. Чиновники, рисуя этот образ, признают правоту действий предпринимателей (благополучие которых напрямую зависит от их предприимчивости), но в то же время находят такое поведение чуждым устоям государственной службы, где в настоящее время отсутствует действенная система поощрения активности госслужащих. Другой негативной характеристикой предпринимателей является образ эгоистичного человека, готового шагать «по головам» ради поставленной цели. Очевидно, именно такие представления мешают чиновникам идти в ряде случаев на компромиссы в решении проблем предпринимателей. В результате возникает искусственное усложнение простых ситуаций. Помимо этого у чиновников психологически формируется защитная реакция, основанная на предыдущих негативных практиках общения, из-за которой уже трудно даже вежливо встречать клиента, следуя поставленным государством целям. Отмечается негативный факт - при взаимодействии с начинающими предпринимателями в случаях, когда предприниматель кажется госслужащему бесперспективным, наблюдается тенденция снижения и без того слабой мотивации чиновника к помощи такому предпринимателю. Бытует мнение, что в таком случае помощь предпринимателю не только не полезна, но даже опасна, а сложности только помогут охладить пыл человека, еще не готового к условиям рынка, и, возможно, оградят его от потерь.
У государственных служащих наблюдаются более пессимистические прогнозы развития предпринимательства, нежели в среде самих предпринимателей. Почти однозначное мнение чиновников о том, что количество предпринимателей не увеличится, основывается на предположении поглощения малого бизнеса крупными фирмами-монополистами, а также предпринимателями из других, более развитых (в экономическом плане) регионов. Более того, среди чиновников есть группа, которая считает, что мелкого
предпринимателя мы вообще можем не увидеть. В среде предпринимателей угрозы со стороны крупного бизнеса воспринимаются в большей степени как движущий фактор: конкуренция заставляет постоянно совершенствоваться, что является неотъемлемой особенностью предпринимательства. Но в условиях, когда в рыночные отношения вмешивается государство, ресурсы малых предпринимателей уступают в борьбе по преодолению административных барьеров. Однако, по мнению чиновников, жесткий контроль бизнеса оправдан, так как выражает заботу о потребителях, об обществе и направлен в первую очередь на повышение качества производимых товаров, работ и услуг, защиту общества от недобросовестных предпринимателей. Поэтому проверки -неотъемлемая часть системы государственного управления предпринимательством, а для снятия существующего напряжения необходимо грамотное объяснение значимости проверок, адекватности законодательства и необходимости его соблюдения.
В качестве инструмента повышения эффективности взаимодействия бизнеса и власти становится актуальным развитие института объединений предпринимателей: союзов и ассоциаций предпринимателей, созданных для содействия в разрешении общих проблем. В условиях развития гражданского общества России объединение предпринимателей позволит упростить процедуры решения проблем, возникающих у предпринимателей. Основным стимулом для вхождения предпринимателя в общественные организации является отождествление им себя с группой остальных предпринимателей, объединенных с целью противодействия общему источнику препятствий, усложняющих ведение предпринимательской деятельности, дискриминирующих права предпринимателей, а также для оптимизации решения иных вопросов хозяйственной деятельности. Предполагается, что такой инструмент позволит стимулировать развитие институтов гражданского общества, добиваться интересов предпринимателей, совершенствовать программы государственной поддержки малого бизнеса. В Саратовской области существует около двух десятков таких организаций. Их основными функциями являются следующие: защита прав и интересов предпринимателей, представление интересов различных групп предпринимателей, консультации по вопросам предпринимательской деятельности, организация участия в выставках и ярмарках, маркетинговые исследования. Вместе с тем, несмотря на некоторые успехи деятельности данных организаций, можно констатировать факт, что этот механизм до настоящего момента не реализовал свой потенциал.
Исследование показало в целом сравнительно нейтральную оценку малого предпринимательства государственными служащими. По нашему мнению, такая позиция наиболее удобна для исполнения обязанностей в рамках конкретных должностных полномочий, но не обеспечивает полноценную передачу интересов, как бизнеса, так и государства. Тенденция отдаления государственных служащих от предпринимателей, вызванная во многом реализацией административной реформы, приводит к необходимости траты большего времени для установления контактов с властью и усложнению решения вопросов, которые невозможно реализовать без диалога бизнеса и власти. Нейтральное отношение государственных служащих к бизнесу и отсутствие действенной системы вознаграждения препятствуют ускорению темпов развития отечественного предпринимательства.
Данные проведенного исследования подтверждают: продвижению социального проекта предпринимательства, многократно декларируемого верхними эшелонами власти, препятствуют латентные силы, скрытые в двойственной природе управленческого аппарата и недостаточном развитии гражданского общества. В этой связи государственный менеджмент в рамках политики развития предпринимательства должен сместить акценты с декларативных установок, необходимых на предварительном этапе, на последовательную и системную реализацию изложенных задач и отслеживание конкретных результатов. Организационное управление социальным проектом предпринимательства подразумевает использование оптимального набора методов
социального управления, системы практических шагов на различных уровнях власти, критериев их оценки, и в целом рассматривается нами как социальная технология.
Обозначенные уровни понимания сущности предпринимательской деятельности определяют этапы формирования предпринимателя в рамках проекта развития отечественного предпринимательства. Важным условием этого процесса выступает высокая степень взаимопонимания и конструктивного взаимодействия власти и бизнеса,
базирующегося на сотрудничестве государства и гражданского общества. Основой
управления социальным проектом предпринимательства является использование социальных технологий для оптимизации процессов, протекающих в рамках хозяйственной деятельности. Поэтому в качестве основополагающего принципа организационного управления проектом предпринимательства необходимо определить стимулирование осознания необходимости принятия социальных правил игры в рамках
предпринимательской деятельности как максимально эффективных. Как показывает практика, социальная направленность действий гармонично встраивается в прагматичные интересы каждого члена взаимодействия в рамках предпринимательской деятельности.
Таким образом, социальный аспект рассмотрения проекта развития
предпринимательства обнаруживает, что различные слои российского общества в целом совершенно по-разному оценивают явление предпринимательства. Фактически, в настоящее время у каждой группы свое видение проблемы развития и почти отсутствует понимание предпринимательства первого уровня. Налицо важная проблема, кроющаяся в старом подходе, - недооценка личных качеств предпринимателя как активного участника социально-экономических процессов. Причина такого подхода - в историческом прошлом нашего общества, когда активная жизненная позиция не просто критиковалась, а жестко подавлялась. Преодолеть сложившуюся ситуацию возможно лишь при всемерном и постоянном культивировании нового подхода, основанного на признании безусловно значимой роли активной жизненной позиции вообще и предпринимательской инициативы в частности. Учитывая масштабы проблемы, следует признать длительность процесса, который, без сомнения, будет связан с реорганизацией управления проектом развития предпринимательства. Такое управление должно предусматривать не только принятие новых законов, не только выработку новых инструкций для чиновников среднего и низшего звена, не только оказание содействия бизнес-сообществу (и даже его самоорганизацию), но и преобразование российского общества в целом. Только в этом случае можно надеяться на социальную гармонию, а следовательно, на благоприятный социальный климат как во всей стране, так и в отдельных хозяйствующих субъектах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Голенкова З.Т. Российский предприниматель: некоторые аспекты современной жизни / З.Т. Голенкова, Е.Д. Игитханян // Социологические исследования. 2006. № 11.
С. 29-37.
2. Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития / О.Ю. Акимов. М.: Финансы и статистика, 2003. 192 с.
3. Маркс К. Манифест Коммунистической партии / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: Политиздат, 1989. 62 с.
4. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер; пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко; коммент. А.Ф. Филиппова. М.: Прогресс, 1990. 804 с.
5. Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека / В. Зомбарт; пер. с нем.; издание подгот. Ю.Н. Давыдов,
В.В. Сапов. М.: Наука, 1994. 442 с.
6. Нуреев Р.М. Шумпетерианский предприниматель в теории и на практике / Р.М. Нуреев // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2003. Т. 1. № 4. С. 31-47.
7. Аберкромби Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер; пер. с англ. И.Г. Ясавеева; под ред. С.А. Ерофеева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Экономика, 2004. 619 с.
8. Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры: практика и принципы / П.Ф. Друкер. М.: Совместное предприятие «Бук Чембэр Интернэшнл», 1992. 349 с.
9. Ишутин Р.В. К вопросу о формировании системы мер государственного регулирования предпринимательской деятельности / Р. В. Ишутин // Предпринимательство и государство: сб. науч. тр. / М.: Рос. академия предпринимательства, 2005. 215 с.
10. Борисова Т.В. Философский анализ предпринимательской деятельности: Онтологический и социально-антропологический аспект / Т. В. Борисова; под ред.
С.Ф. Мартыновича. Самара: Изд-во Самар. гос. пед. ун-а, 2003. 320 с.
11. Нечипоренко О.В. Цена реформ (опыт сравнительного анализа России и Казахстана) / О.В. Нечипоренко // Социологические исследования. 2007. № 9. С. 45-51.
12. Косопкин А.С. Анализ взаимодействия государства и бизнеса в социальной
сфере / А.С. Косопкин // Социальная ответственность бизнеса. Корпоративная отчетность
- основной фактор взаимодействия бизнеса и общества: сб. статей, лекций и
выступлений / под общ. ред. Л.Г. Лаптева. М.: Деловой экспресс, 2004. 310 с.
13. Гражданские служащие и реформа государственного управления. Информационный бюллетень. М.: Фонд «Институт экономики города», 2007. 8 с.
14. Малое предпринимательство в России. 2008: статистический сборник / Росстат. М., 2008. 164 с.
• Ручин Алексей Владимирович ■
аспирант кафедры «Социальная антропология и социальная работа» Саратовского государственного технического университета
• Ruchin Aleksey Vladimirovich —
Post-graduate student of the Department
of «Social Anthropology and Social Work» of Saratov State Technical University
Статья поступила в редакцию 28.01.09, принята к опубликованию 11.03.09