Социальные услуги: сущность и принципы
Малофеев Иван Вячеславович,
д.соц.н., профессор кафедры Теории и технологии социальной работы, ГАУ города Москвы "Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы", [email protected]
Келлер Павел Анатольевич,
аспирант Института дополнительного профессионального образования ДТСЗН г. Москвы, [email protected]
В статье исследуются парадигмальные подходы к развитию социальных услуг классиков социологии, сущностное содержание понятия социальной услуги. Обобщены структурные компоненты системы социальных услуг, принципы, основания для классификации услуг. Также в работе показаны ограничения применения действующих классификаций социальных услуг, в том числе нормативно определенных действующими в России классификаторами видов хозяйственной деятельности. Авторами предложена модель классификации системы социальных услуг с позиции целостности и системности их совокупности как отдельного социального института.
Ключевые слова: социальные услуги, структурные компоненты системы социальных услуг.
З
с
А
е
сч
01
В настоящее время завершена институциона-лизация системы социального обслуживания, сформированы ее все основные составляющие. Этот социальный институт, целью которого является удовлетворение наиболее значимых потребностей общественного развития является системой, компонентами которой являются социальные услуги. Фундаментальные работы в данной области, в том числе посвященные определению сущности категории социальной услуги, содержания, структуры занимаются ученые и специалисты различных отраслей научных знаний: социологи, политологи, философы, экономисты, медики, культурологи и т.д.
Классикам социологической науки принадлежит ведущее место в разработке теоретической базы социальных услуг. К первой группе исследований можно отнести теории, определяющие институциональные формы исследуемой системы, функцией которой является реализация в обществе социальных услуг в качестве нормативно определенных механизмов взаимодействия независимо от действий отдельного индивида. Среди концепций в рамках данной постановки вопроса ведущее место занимает структурно-функциональный подход, сформированный трудами таких ученых, как Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Роберт Мертон, Нейл Джозеф Смелзер, Ян Щепаньский и другие зарубежные социологи).
Теории субьективной направленности следует отнести ко второй группе социологических концепций институционализации. Они рассматривают социальные институты в качестве характеристик внутреннего общественного устройства. В данных концепциях центром проблемы институционализа-ции определено социальное действие личности и ее социальная идентификация.
В теоретических подходах Макса Вебера, Джорджа Герберта Мида, Герберта Блумера, Питера Людвига Бергера, Ирвинга Гофмана, Томаса Лукмана, Альфреда Щюца и других основу образует субъективный смысл, который вкладывают индивиды в социальное действие. В трудах Макса Вебера подробно изучаются типы социального действия.
Талкотт Парсонс рассматривал действие с точки зрения системного подхода. Если отнести данный подход к социальным услугам, то они являются ключевым элементом системы социального обслуживания. При этом основным согласно данного подхода является реализация субьект-обьектные отношения в определенных ситуациях. Согласно определению Т. Парсонса, воздействия, организованные посредством взаимоотношений индивидов, формируют
«социальную систему» действия.1 Кроме того, показано, что предметом науки социологии является сущность институционализации эталонов ценностной ориентации в социальной системе, при этом условия этой институционализации и изменений в мотивационных процессах, образцах, условиях использования их и отклонения от какой-либо совокупности указанных эталонов. Причем исследователь подчеркивает, что с позиции экономики эти процессы не могут быть объяснены только с позиции теории рационального поведения экономических агентов.2
В рамках общих положений структурно-функциональной теории Талкотт Парсонс концентрирует внимание не на само действие во всей его комплексности и неделимости, а на ориентации на конкретную ситуацию действий объектов. Поиски в поле детерминации человеческого действия синтеза субъективного и объективного выражаются, по мнению ученого, в совокупности понятий. Но, при этом исследователь отмечает, что «объективный момент, воплощенный в ситуации, выходит далеко за пределы действия как такового, к макропроцессам и структурным свойствам социальной системы».3 Опираясь на данные теоретические подходы можно и нужно рассматривать социальную услугу в контексте макропроцессов, структурных и функциональных свойств системы социальной защиты населения, как социального института, социальной сферы и общества в целом.
К середине XX века в профессиональном сообществе социологов сформировался запрос на выработку такой социальной теории, которая смогла бы преодолеть противоречия и поляризационное восприятие дихотомий объективного и субъективного, структуры и индивида. И эта научное положение была развита Энтони Гидденсом - в 1986 году он выступил с докладом «Девять тезисов о будущем социологии». Социальная реальность «до» Энтони Гидденса определялась в фундаментальных работах как единая система. В качестве же основного критерия его развития мыслились факторы институциональных изменений и эволюции структур в структуры с другими свойствами. По сути ученый выступил против основ наиболее распространенной в то эволюционной теории постиндустриального общества и предложил «дискретную» интерпретацию современной социальной динамики, в которой современные институты, формирующие социальную жизнь общества, определяются как уникальные, существенно отличающиеся от институтов, сложившихся в традиционных обществах.
Э. Гидденс указывает, что социальные системы представляют собой совокупность опыта, организованного как зависимость субъекта воздействия и определенной социальной группы.4 При этом ука-
занное взаимодействие происходит в определённом пространственно-временном континууме, поэтому социальные системы интерпретируются как структурные поля, в которых агенты находятся на определенных институциональной средой позициях, определяемых характером взаимоотношений между собой. При этом сама категория системы связана с понятиями определяющих ее правил и ресурсов — структурных составляющих социальных систем.5
В трудах многих представителей социологической науки - теоретиков классической социологии, структурно-функциональный анализ определяется, как принцип системного подхода к исследованию социальных структуры и динамики социальных процессов, определенной на принципах комплексности как несводимости элементов к целому, в которой каждый из элемент структуры имеет функциональное значение, а его роль определяется системой взаимосвязей.
Ученые, сторонники структурно-функционального анализа, отмечают, что в результате его применения в исследовании должны быть получены следующие результаты: 1) получена сложносоподчиненная и подробная типология взаимосвязей частей и элементов друг с другом и с целым; 2) описаны возможные и допустимые (в смысле сохранения стабильности системы) состояния социальной системы (системы систем) в целом; 3) установлен определенный набор функций, которые реализуются посредством системы действий, 4) полученные результаты должны быть типологизованы и операционализированы для уровня исследований переменных в конкретных исследованиях. С точки зрения методологии основной круг проблем структурно-функционального анализа был оформлен в вектор изучения отношений между классом структур и классом функций. Данная методология конкретизировалась, в свою очередь, в проблемы функциональной необходимости и функциональных альтернатив действия.6
Исследуя парадигмальные подходы классиков социологии применительно к развитию социальных услуг, можно констатировать, что был выработан фундамент концептуальных подходов к данной проблеме, определено ее корневое, сущностное содержание.
Социальные услуги в самой общей формулировке это «часть структуры социальной сферы, имеющая признаки социального института, осуществляющаяся взаимодействие между юридическими лицами и потребителями услуг по удовлетворению их потребностей на основе права и установленных норм в законодательстве Российской Федерации».7
Как структурные компоненты (или подсистемы) системы социальных услуг можно выделить:8
1 Parsons T. The social system. N.Y., 1964, p. 552.
2 Parsons T. Там же
3 Ковалева М.С. Теория действия Толкотта Парсонса / История теоретической социологии. Стабилизационное сознание и социологическая теория в век кризиса, М., 2010, с.155.
4 Малофеев И.В. Социальные услуги в системе социального
обслуживания населения. - М.: Издательско-торговая корпора-
ция «Дашков и К», 2012 - 176 с. ISBN 978-5-394-01677-5
5 Там же.
6 См. Новейший философский словарь изд. испр., Минск, Книжный дом - 2003, с.997.
7 Малофеев И.В. Социальные услуги в системе социального обслуживания населения. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012 - 176 с. ISBN 978-5-394-01677-5
8 Воронцова М.В., Макаров В.Е. Социальная защита и социальное обслуживание населения. Учебно-методическое пособие. - Таганрог: Изд-во С.А. Ступина, 2015. - 309 с. 2015 - 308 c. ISBN 978-59906613-3-2
П m
Т
З
с
А
е
0
сч
сч
01
- объекты социальных услуг, которые определяются как отдельные индивидуумы, социальные группы, имеющие потребности, намерения и интересы в выявлении и решении имеющихся у них сущностных проблем;
- субъекты сферы социальных услуг, которые определяются как отдельные индивидуумы, специализированные социальные организации, реализующие компетентность и осуществляющие профессиональную деятельность в сфере предоставления определенного спектра социальных услуг, а также лица, осуществляющие волонтерскую деятельность, а также потребители услуг (клиенты), обладающие социальной субъектно-стью;
- институционально определенные в соответствующих нормативных документах стандарты и нормы предоставления социальных услуг, методики оценки потребности в них, технологии, методы и формы предоставления услуг;
- материально-финансовые ресурсы;
- человеческие ресурсы институтов, оказывающих социальные услуги;
- социальные связи и отношения, создающиеся в процессе субьект-объектных отношений;
- культурная среда субъектно-объектных отношений в процессе предоставления социальных услуг;
- методики и инструменты оценки результативности и уровня качества оказываемых социальных услуг.
В структуре системы социальных услуг целесообразно выделить четыре главных компонента.
В качестве ключевого выступает объектный компонент системы, включающий в себя и потребителей социальных служб, имеющих свои индивидуальные потребности, интересы, особенности и др. В изучении объективного компонента при организации услуг, по мнению авторов, необходимо сосредоточиться на применения индивидуального, адресного подхода, с учетом оценки потребности в жизнеобеспечении клиента.
Вторым компонентом системы является субъектный. Он включает в себя «производителей» социальных услуг: сотрудников социальных служб, волонтеров, работающих в некоммерческих организациях осуществляющих предоставление социальных услуг, обладающих профессиональными знаниями, умениями и навыками в этой области. При этом необходимо учитывать такой фактор, как качество системы подготовки специалистов, их личностные и профессиональные качества, особенности мотивации ведения данного вида деятельности, наличие ценностных установок гуманизма и т.д.
Третий компонент структуры - средовой. Он представляет собой конкретный социум, в котором проходит процесс развития социальных услуг. Необходимо соизмерять и учитывать уровень адаптации социума к предоставляемым услугам, его отношение и доверие к социальным службам. Также важно создание достаточно высокого уровня доступности выбора их широкого спектра соци-
альных услуг, влияние их предоставления на социальное благополучие общества, а также такой фактор, как уровень востребованности социальных услуг в данном социуме.
В качестве четвертого компонента системы выступает содержательный компонент. Он включает в себя следующее: нормативно определенные стандарты и нормативы, принципы, формы, методы и технологии предоставления услуг, методики оценки их эффективности и результативности в качестве инструментов реализации социальной политики государства. По мнению авторов, к нимо относятся следующие: социальная помощь, социальная диагностика, терапия (в широком смысле), коррекция, профилактика, социальный надзор, аудит социальной детельности, мониторинг социальной среды и т.д.9
По мнению авторов, при применении такого подхода, структура системы социальных услуг определяется как совокупность взаимосвязей, определяемых характером отношений, в которые вступают между собой лица и социальные группы нуждающиеся в социальных услугах и хозяйствующие субъекты, государственные органы и индивидуумы, их предоставляющие.10
Категория услуги может быть основана на различных базисах. Так, например, ряде случаем можно говорить о характере таких системных ограничениях потребителя социальных услуг как разрушение семейных отношений, потеря работы, смерть близкого человека, потеря трудоспособности и инвалидность, с другой - об особенностях клиента, которые могут представлять собой как отдельного индивида, так и группу с наличием потребности в одном виде услуг или страдающие от последствий одного непредвиденного события.
Другой базис возникает, когда с одной стороны, когда рассматривается проблемы сферы деятельности, в процессе которой возникают системные ограничения взаимодействия с различными субъектами социальной и экономической сферы (например, здравоохранения, образования, финансовых институтов, транспорта); с другой - о статусе этих организаций (государственные, частные, благотворительные).
Рассматривая в качестве системного основания для классификации типов клиентов социальных услуг учитывая его социальные проблемы, можно говорить о следующих службах:
а) организации социальной помощи населению, включая выявление объектов предоставления социальных услуг - семей, групп социального риска (многодетных, неполных, студенческих, имеющих ребенка-инвалида, имеющих родителя или родителей с инвалидностью, проживающих в неблагоприятных жилищных условиях и не имеющих возможности их улучшить, лиц, склонных к асоциальному поведению и низкой социальной ответствен-
9 Малофеев И.В. Услуги в системе социального обслуживания населения в условиях модернизации социальной сферы / Дисс... д.с.н. - М., РГСУ, 2012 -
10 Там же
ности, одиноких и не имеющих заботы, престарелых и нуждающихся в дополнительной помощи) и оказание им содействия в получении полного спектра помощи, в том числе материальных ресурсов, медицинских и юридических услуг, психолого-педагогической помощи, социально-бытовой и иной необходимой помощи; выявление у населения различного возраста социальных, личных и ситуативных трудностей; помощь в их преодолении путем оказания услуг, направленных на поддержку, защиту, реабилитацию; привлечение в необходимых случаях с этой целью специалистов, напрямую не относящихся к социальной сфере — юристов, психологов, педагогов и др.;
б) служба, предоставляющая услуги социальной реабилитации, целью которой является социальная помощь лицам, ситуативно попавшим в трудную жизненную ситуацию в следствии несчастных случаев, а также ресоциализации лиц освобожденных из мест лишения свободы, освободившихся из закрытых учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений;
в) службы, объектом деятельности которой является оказание различных видов помощи семье: семейные консультации психологов с целью сохранения брака и улучшения взаимопонимания детей и родителей, службы знакомств с целью создания семьи и помощи в преодолении одиночества и социальной изоляции, различные виды семейного образования и воспитания, сексологические кабинеты, юридические консультации, финансовые советы и др.
Базисом для построения классификации может также выступить профессиональная сфера деятельности:
а) служба, целью которой является предоставление бытовых услуг и помощь в их получении, ключевыми задачами которой, прежде всего, является расширение перечня услуг предоставляемых престарелым, одиноким лицам, инвалидам; содействие обеспечением данной категории людей; развитие специализированным жильем, формирование институциональных условий совершенствования системы обеспечения инвалидов; протезно-ортопедической помощью и специальными изделиями для компенсации дефекта, замещения потерянных конечностей, устройствами для облегчения ведения быта;
б) служба социальной профилактики девиант-ного поведения, целью которой является работа по предупреждению поступков, связанных с пониженной социальной ответственностью - преступности различных видов, алкоголизма, наркомании, суицида, бродяжничества, правонарушений и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних; содействие формированию и функционированию в учебных заведениях системы формирования устойчивой социализации, профилактики всех видов девиантного поведения и социальной дезаптации.
По мнению авторов, система социальных услуг строится на принципах:
- адресности, т.е. на предоставлении персона-лифицированной помощи конкретному лицу в сроки, позволяющие как можно менее эффективно снизить социальные проблемы нуждающихся в них лиц;
- доступности социальной помощи, предполагающей обеспечение возможности беспрепятственного и своевременного бесплатного и частично платного получения социальных услуг, которые включены соответствующими нормативными актами как в федеральный, так и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг;
- добровольности получения социальных услуг - добровольного обращения как самого нуждающегося так и его опекуна, попечителя, другого законного представителя, федерального органа государственной власти, регионального или муниципального органа власти, некоммерческой организации или общественного объединения;
- гуманности, предполагающей право граждан, получать качественную помощь вне зависимости от социального статуса, пола, возраста, наличия судимости, инвалидности, инфекционных заболеваний);
- приоритетности предоставления полного спектра социальной помощи оказавшихся в трудной жизненной ситуации несовершеннолетних;
- конфиденциальности предоставления социальной помощи, предусматривающей, что сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, а также специализированным привлеченным специалистам, оказывающих, например юридические или информационные услуги составляют профессиональную тайну.
В России в настоящее время действует несколько классификаторов, описывающих сложившуюся структуру в сфере услуг. Органы государственной статистики в соответствии положениями Общероссийского классификатора технико-экономической и социальной информации разделяют услуги на два класса в зависимости от субъ-ектно-объектных отношений:
- услуги населению, определенные в Общероссийском классификаторе услуг населению, (ОКУН),
- дифференцированные по видам деятельности услуги и определенные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, введенном соответствующим нормативным актом с 01.01.2003 г.11
Следует отметить, что Общероссийский классификатор услуг населения является составной
П m
Т
11 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности Russian Classification of Economic Activities ОК 029П2001 (КДЕС Ред. 1) УТВЕРЖДЕН Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454пст Дата введения 2003П01П01 (в ред. Изменений 2/2011, утв. Приказом Ро-стехрегулирования от 17.06.2011 N 134пст) Электронный документ. Режим доступа -https://www.nbconsulting.ru/documents/OKVED.pdf
частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ). Таким образом, в качестве объектов нормативно определенной классификации являются услуги населению, оказываемые хозяйствующими субъектами и отдельными индивидуальными гражданами, использующими различные подходы, инструменты, технологии и методы их предоставления. Этот классификатор включает в себя 13 составных группировок на высшем уровне обобщения и более 1500 наименований конкретных услуг, непосредственно входящих в данные уровни классификации с различной степенью полноты и охвата, среди которых можно выделить следующие: «бытовые услуги», «услуги связи»,
«жилищно-коммунальные услуги», «услуги учреждений культуры», «туристические и экскурсионные услуги», «услуги физической культуры и спорта», «медицинские услуги», «услуги правового характера», «услуги банков»
«услуги в системе образования» «услуги торговли и общественного питания, услуги рынков»
«прочие услуги населению».12 Тем не менее, указанная классификация не является комплексной. По мнению авторов, она не учитывает такие инновационные виды социальных услуг, характерные для социально-экономической системы, например, аудиторские, информационно-телекоммуникационные, а также социальные услуги и услуги учреждений социального обслуживания населения. Кроме того, данная классификация недостаточно взаимоувязана с принятой в международной практике классификацией услуг.
Так, например, совокупность статистических показателей в ESSPROS представляет собой схему услуг в рамках системы социальной защиты населения.13 В рамках этой системы различаются восемь основных направлений, которые прямо или косвенно могут быть связаны с соответствующими услугами:
- по поддержке здоровья;
- по поддержке инвалидности;
- по обеспечению старости;
- в области социальной поддержки семьи, детей, материнства;
- по поддержке безработных;
- по помощи в иных ситуациях, возникающих в отношения необходимости получения услуг здравоохранения, образования, трудоустройства, обеспечения материальных потребностей.14
Вышеперечисленные типы и виды классифика-
со ций в сфере социальных услуг демонстрируют тот
<
ф -
|ч 12 Там же
^ 13 Кашина О.Н., Королева Д.Ю. Социальные риски: понятие,
^ классификация, проблемы измерения (на примере западноев-
ад ропейских стран) // Известия Санкт-Петербургского университе-
01 та Экономики и финансов. - 2003. - № 1. - С.117-119.
* 14 Там же
факт, что есть существенные различия в перечне действий, которые в настоящее время относятся к классу услуг. Тем не менее, следует отметить, что наличие разнообразных методов классификации обусловлено объективными причинами, среди которых следует выделить такие классификационные признаки, как: большое разнообразие и неоднородность услуг; значительное расширение сферы услуг и возникновение новых видов услуг; дифференцированная целевая аудитория потребителей сферы услуг. По параметру реализации услуг: исполнение одних из них в большей степени зависит от особенностей средств и технологий их предоставления, другие определяются уровнем компетентности субьектов, их реализующих и т.д. Помимо этого, различаются подходы к классификации услуг в отдельных странах, и этот фактор в современных условиях, несмотря на процессы глобализации становится структурным ограничением на пути развития социальных услуг.
По признаку наличия или отсутствия инноваций - услуги можно классифицировать как традиционные и инноационные. К первым относятся в большей степени те, которые сложились и годами не изменяются ни по форме, ни по содержанию. В то время, как инновационные услуги нацелены на внедрение в практику работы социального обслуживания новые виды услуг, более качественные, более эффективные, более адресные и дифференцированные.
Следующую классификационную категорию услуг представляют собой социальные услуги, ти-пологизованные по признаку метода их предоставления. В практике услуг таких услуг применяются в широком диапазоне. К ним относятся как услуги материального характера а натуральной и денежной форме, психологическая помощь в форме психотерапии и психокоррекции, услуги области образования и воспитания, медицинские услуги в виде физиотерапии, санитарно-курортного обслуживания, восстановительной терапии и реабилитации, коммуникативные услуги (информационные, социально-досуговые), комплексные - которые сочетают в себе различные в различной комбинации ранее предложенные методы.
Следовательно, предлагаемая авторами модель классификации системы социальных услуг комплексно, системно формируют подпространство социального единого социального института, реализующего эти функции.
В практическом плане показательно рассмотрение системы социальных услуг на примере Москвы. В столице основным инструментом реализации государственной политики в области социальной защиты населения является Государственная программа города Москвы «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2018 годы». Основные цели программы ориентированы на создание условий для повышения уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной защите, развитие адресных форм социальной
поддержки населения, на развитие современных социальных услуг.
В настоящее время в системе социальной защиты населения города Москвы предоставляют услуги по социальному обслуживанию населения: 37 центров социального обслуживания, в которых более 128 тыс. человек москвичей получают социальные услуги на дому; 10 пансионатов для ветеранов войны и труда, 18 психоневрологических интернатов, Геронто-психиатрический центр милосердия, Социально-реабилитационный центр ветеранов войн и Вооруженных Сил, Пансионат «Никольский парк», «Пансионат для инвалидов по зрению», 4 социальных жилых дома, в которых ежегодно получают услуги социального обслуживания более 16 тысяч человек; 1838 человек получают социальные услуги на дому в патронажных отделениях при организациях стационарного социального обслуживания.
Кроме того, Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы реализует мероприятия, направленные на активное долголетие пожилых москвичей, в рамках исполнения Плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения города Москвы» и Плана мероприятий по реализации Комплекса мер «Лучшая половина жизни», в соответствии с которым профильными органами исполнительной власти города Москвы людям старшего поколения оказывается медицинская, социальная, культурная, оздоровительная помощь и поддержка.
По данным общегородского Регистра лиц с ограничениями жизнедеятельности в настоящее время в городе Москве проживает около 1,1 млн. инвалидов, в том числе, детей-инвалидов около 38, 5 тыс. чел. (3,4%).
Услуги по социальной реабилитации предоставляются инвалидам, проживающим в городе Москве, в нестационарной и стационарной форме, а также с выездом на дом или на специально созданных площадках Мобильными группами. Для оказания своевременной, квалифицированной помощи в системе социальной защиты населения города Москвы функционируют 8 центров социальной реабилитации инвалидов, 8 реабилитаци-онно-образовательных учреждений, 93 реабилитационных отделения при территориальных центрах социального обслуживания и социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, из них - 36 отделений для детей-инвалидов.
В 2017 году услуги комплексной реабилитации в подведомственных организациях оказывают 25 Мобильных служб реабилитации. По состоянию на 20 июня 2017 г. в городе Москве реабилитационными учреждениями и отделениями инвалидам мобильными бригадами было проведено 907 курсов реабилитации. Кроме того, 104 инвалида в возрасте до 40 лет получили аналогичные услуги в АО «Реабилитационный центр для инвалидов «Преодоление».
В 2012-2013 гг. Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы от Департамента семейной и молодежной политики города Москвы и Департамента образования города Москвы были переданы 40 организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организации для детей-сирот): 20 детских домов; 9 школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 11 домов ребенка. При этом, в ведении Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы уже находились 7 детских домов-интернатов для умственно отсталых детей.
В рамках реализации в г. Москве модели профилактики социального сиротства и развития семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, все детские дома, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома ребенка реорганизованы в 29 Центров содействия семейному воспитанию (далее - Центр). По состоянию на 1 июля 2017 г. в Центрах находятся 2 855 воспитанников (2016 г. - 2 917, 2015 г. - 3 463, 2014 г. - 3 975, 2013 г. - 3 818). В целях совершенствования деятельности организаций для детей-сирот в ряде Центров содействия семейному воспитанию работали инновационные опытно-экспериментальные площадки.
Развивается система предоставления социальных услуг негосударственным сектором. Так, в г. Москве также функционируют 7 негосударственных организаций для детей-сирот. В указанных организациях проживают 93 ребенка, оставшихся без попечения родителей (2016 г. - 90, 2015 г. -113, 2014 г. - 135, 2013 г. - 146).
Осуществляется разработка и внедрение новых технологий предоставления социальных услуг гражданам, проживающим в сельской местности. В целях повышения качества и доступности предоставления социальных услуг в отдаленных поселениях организованна работа 12 Клиентских служб - структурных подразделений центров социального обслуживания, созданных на территориях Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы.
Клиентские службы обеспечивают в пределах своей компетенции выполнение функций, связанных с реализацией единой государственной политики в области социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, граждан пожилого возраста, инвалидов, в том числе детей-инвалидов и лиц с ограничениями жизнедеятельности, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, семей с детьми, а также иных нетрудоспособных и малообеспеченных групп населения, нуждающихся в социальной поддержке, проживающих на обслуживаемой территории:
- осуществляют прием населения по вопросам социальной защиты, оказывают консультационные услуги, в том числе по вопросам о мерах социальной поддержки, установленных действующим за-
П т
Т
конодательством для отдельных категорий граждан, информируют о деятельности учреждений социального обслуживания;
- принимают заявление и документы на оказание услуг социального обслуживания и адресной социальной помощи на получение технических средств реабилитации;
- проводят обследование материально-бытовых условий граждан, нуждающихся в социальной поддержке;
- производят постоянный мониторинг граждан пожилого возраста и инвалидов, относящихся к категории «группы риска»;
- оказывают помощь гражданам в подаче заявлений на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде через сайт государственных и муниципальных услуг города Москвы.
Литература
1. Антонова Н.Л. Потребности семьи в социальных услугах // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2006. №2 (57). С.177-180
2. Басников О.В. Современные проблемы функционирования и развития сферы социальных услуг // Вестник ЧГУ. 2010. №4. С.302-307
3. Дюркгейм Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение. - М.: Канон, 1995. - 352 с.
4. Ерусланова Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: Учебное пособие / Р.И. Ерусланова. - 4-е изд.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. - 164 с.
5. Кашина О.Н., Королева Д.Ю. Социальные риски: понятие, классификация, проблемы измерения (на примере западноевропейских стран) // Известия Санкт-Петербургского университета Экономики и финансов. - 2003. - № 1. - С.117-119.
6. Ковалева М.С. Теория действия Толкотта Парсонса/ История теоретической социологии. Стабилизационное сознание и социологическая теория в век кризиса, М., 2010, с.155.
7. Малофеев И.В. Развитие социальных услуг в современном обществе: теория вопроса. Монография.- М.: ИПК ДСЗН, 2010.
8. Малофеев И.В. Развитие системы социальных услуг для населения: опыт и проблемы // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. 2012. №4. С.169-172
9. Маяцкая И. Н. Эффективность и качество предоставляемых услуг в учреждениях социального обслуживания населения // Бизнес в законе. 2012. №2. С.231-234
10. Новейший философский словарь изд.испр., со Минск, Книжный дом - 2003, с.997.
< 11. Parsons T. The social system. N.Y., 1964, p. jC 552.
i- 12. Стандартизация и сертификация в сфере
§ услуг. / Под ред. А. Ракова. - М., 2002. - 208 с.
N
13.Топчий Л.В. Социальное обслуживание населения: ценности, теория, практика: Учебное пособие. - М.: Изд. РГСУ, 2011. - 320 с.
14. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности Russian Classification of Economic Activities ОК 029П2001 (КДЕС Ред. 1) УТВЕРЖДЕН Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454Пст Дата введения 2003П01П01 (в ред. Изменений 2/2011, утв. Приказом Ростехре-гулирования от 17.06.2011 N 134Пст) Электронный документ. Режим доступа -https://www.nbconsulting.ru/documents/OKVED.pdf
15.Адыгезалова Г.Э. Правообразующий интерес в социолого-правовой теории Р. Паунда // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 3-1. С. 23-25.
16.Джамалудинова М.Ю. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность. Москва, 2015.
17. Джамалудинова М.Ю. Теоретические аспекты и проблемы государственного управления региональным воспроизводством в условиях трансинформационной экономики // Вопросы экономики и права. 2011. № 31. С. 90-93
18. Куксин И.Н. Ответственность: социальное и юридическое содержание // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2015.№ 3 (19). С. 52-62.
19. Социально-экономическое развитие: проблемы и решения: монография в 2-х книгах / Блюм М.А., Валишвили М.А., Глянцева Е.И., Калякина И.М., Кошечкина Е.А., Кулыняк И.Я., Малышев Д.Н., Марченко Е.В., Рыбина З.В., Сушко А.И., Сушко В.А., Хазанова Д.Л., Чеснокова Ю.В. / под редакцией Н. С. Клунко. Ставрополь, 2014. Том Книга 2
Social services: essence and principles Malofeev I.V., Keller P.A.
Institute of Additional Professional Education of Workers for Social
Services of DLSPP of Moscow In article paradigmalny approaches to development of social services of classics of sociology, the intrinsic maintenance of a concept of social service are investigated. Structural components of system of social services, the principles, the bases for classification of services are generalized. Also in work restrictions of application of the operating classifications of social services, including standardly certain are shown by the qualifiers of types of economic activity operating in Russia. Authors have offered model of classification of system of social services from a position of integrity and systemacity of their set as separate social institute. Key words: social services, structural components of the social
services system. References
1. Antonova N.L. Needs of family for social services//Messenger. Se-
ries: Social humanities. 2006. No. 2 (57). Page 177-180
2. Basnikov O.V. Modern problems of functioning and development
of the sphere of social services//ChGU Bulletin. 2010. No. 4. Page 302-307
3. Durkheim E. Sociology: her subject, method, mission. - M.: Can-
on, 1995. - 352 pages.
4. Eruslanova R.I. Technologies of social service of elderly people
and disabled people at home: Manual / R.I. Eruslanova. - 4 prod. - M.: Publishing and trade corporation "Dashkov and To", 2010. - 164 pages.
5. Kashina O.N., Queen D. Yu. Social risks: a concept, classifica-
tion, measurement problems (on the example of the Western
European countries)//News of St. Petersburg University of Economics and Finance. - 2003. - No. 1. - Page 117-119.
6. Kovalyova M.S. Theory of action of Tolkott Parsonsa/Istoriya of
theoretical sociology. Stabilization consciousness and the sociological theory in a century of crisis, M., 2010, page 155.
7. Malofeyev I.V. Development of social services in modern society:
theory of a question. Monograph. - M.: IPK DSZN, 2010.
8. Malofeyev I.V. Development of system of social services for the
population: experience and problems//Scientific notes of ZABGU. Series: Philosophy, sociology, cultural science, social work. 2012. No. 4. Page 169-172
9. Mayatskaya I. N. Efficiency and quality of the provided services
in institutions of social service of the population//Business in the law. 2012. No. 2. Page 231-234
10. The newest philosophical dictionary of prod.ispr., Minsk, Book house - 2003, page 997.
11. Parsons T. The social system. N.Y., 1964, p. 552.
12. Standardization and certification in a services sector. / Under the editorship of A. Rakov. - M, 2002. - 208 pages.
13. Topchy L.V. Social service of the population: values, theory, practice: Manual. - M.: Prod. RGSU, 2011. - 320 pages.
14. The ALL-RUSSIAN CLASSIFIER OF ECONOMIC ACTIVITIES of Russian Classification of Economic Activities OK 029П2001 (KDES of the Edition 1) is APPROVED by the Resolution of Gosstandart of the Russian Federation from 11/6/2001 N 454 st Date of Introduction 2003П01П01 (in an edition. Changes 2/2011, утв. Order Rostekhregulirovaniya from 6/17/2011 N 134 st) Electronic document. The mode of access is https://www.nbconsulting.ru/documents/OKVED.pdf
15. Adygezalova G.E. Law-building interest in the socio-legal theory of R. Pound // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice. 2012. No. 3-1. S. 23-25.
16. Jamaludinova M.Yu. State and municipal government. Introduction to the specialty. Moscow, 2015.
17. Jamaludinova M.Yu. Theoretical aspects and problems of state management of regional reproduction in a transinformation economy // Problems of Economics and Law. 2011. No. 31. S. 90-93
18. Kuksin I.N. Responsibility: social and legal content // Bulletin of Moscow City Pedagogical University. Series: Jurisprudence. 2015.No 3 (19). S. 52-62.
19. Socio-economic development: problems and solutions: a monograph in 2 books / Blum MA, Valishvili MA, Glyantseva E.I., Kalyakina I.M., Koshechkina E.A., Kulynyak I. .Ya., Malyshev D.N., Marchenko E.V., Rybina Z.V., Sushko A.I., Sushko V.A., Khazanova D.L., Chesnokova Yu.V. / Edited by N. S. Klunko. Stavropol, 2014. Volume Book 2
n m
Т