исследования
Социо
логия №1 2018
Новые вызовы в формировании системы социальной защиты населения
Келлер П.А.
В статье анализируется новые вызовы в формировании системы социальной защиты населения. Она совместно с другими социальными институтами, утверждает в обществе социальную справедливость, формирует социальную сплоченность, стимулирует экономический динамизм и творчество. Одним из вызовов является новое содержание социальной услуги. Социальные услуги включают действия, чтобы объединить людей с долгосрочными проблемами здоровья или неспособности к самостоятельному проживанию. Социальные услуги предназначены для оказания помощи людям, которые не могут самостоятельно преодолеть личные проблемы или кризисы (такие как отсутствие средств к существованию, безработица, семейное неблагополучие). Они включают действия, позволяющие заинтересованным людям полностью повторно интегрироваться в общество (восстановление, обучение языкам для иммигрантов) и, в частности вступить на рынок труда (профессиональное обучение и реинтеграция). Они также являются дополнением и поддержкой роли семей в заботе о самых молодых и самых старых членах общества в частности. Услуги также включают предоставление социального жилья для граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Ключевые слова: социальное обслуживание, социальная услуга, система социального обслуживания, опыт организации надомного социального обслуживания.
Keller P.A.
New challenges in shaping the system of social protection The article analyzes the new challenges in the formation of the system of social protection of the population. It together with other social institutions, establishes social justice in society, forms social cohesion, stimulates economic dynamism and creativity. One of the challenges is the new content of the social service. Social services include actions to unite people with long-term health problems or inability to live independently. Social services are designed to assist people who may not be able to overcome personal problems or crises (such as lack of livelihood, unemployment, family instability). These include actions that enable interested persons to fully reintegrate into society (recovery, language training for immigrants) and, in particular, to enter the labor market (vocational training and reintegration). They also complement and support the role of families in caring for the youngest and oldest members of society in particular. Services also include the provision of social housing for citizens who find themselves in difficult situations. Key words: social service provision, social service, system of social services, the experience of organization of home based social services.
Система социальной защиты населения в современном обществе занимает важное место в решении политических и социально-экономических задач. На 1 января 2017 года в отрасли работали 1277 стационарных организаций социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых), в том числе 523 (в 2016 г. - 514) психоневрологического профиля, в которых социальные услуги получали 253382 человека (в 2016 г. - 250743 человека), в том числе в психоневрологических интернатах 157291 человек (в 2016 г. - 151862 человек). В Москве услуга надомного социального обслуживания получают свыше 128300 человек, в стационарных организациях социального обслуживания обслуживание получают около 16600 человек.
Общее число негосударственных организаций, предоставляющих услуги в сфере социального обслуживания граждан возросло с 95 единиц в 2013 году до 666 единиц на 1 января 2017 года.1 Негосударственными организациями предоставляются социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-правовые, социально-трудовые услуги, срочные социальные услуги, а также услуги в целях повышения коммуникативного потенциала. Всего по данным регионов указанными организациями оказано более 28,5 млн. социальных услуг.2
Главной целью социальной защиты населения является развитие способностей и расширение возможностей человека, т.е. содействие развитию его потенциала.
Именно такая система социальной защиты населения становится важной составной частью социальной политики многих стран, в том числе и Российской Федерации.
Долгие годы социальная защита в нашей стране играла роль остаточной функции политики, направленной на поддержание минимального уровня беднейших слоев населения.
Несмотря на кризисы и вызовы времени функции социальной защиты населения меняются. И она сегодня, совместно с другими социальными институтами, утверждает в обществе социальную справедливость, формирует социальную сплоченность, стимулирует экономический динамизм и творчество.
Социальная защита в настоящее время является предметом изучения и элементом научного аппарата целого ряда наук и их отраслей, в том числе философии, социологии, права, педагогики, экономической теории, экономики труда, социального менеджмента, теории управления, социальной работы и т.д. Проблемами социальной защищенности и социальной защиты населения в индустриальном обществе посвящены работы отечественных и зарубежных авторов: Н.А. Волгина, Е.Ш. Гонтмахера, Н.А. Горелова, З.П. Замараевой, С.В. Кадомцевой, Е.А. Морозовой, Б.В. Ракитского, Н.М. Рима-шевской, В.Д. Роика, Е.И. Холостовой, Л.П. Якушева, С.Ю. Яновой и др.3
На развитие института социальной защиты в настоящее время влияет множество факторов (политических, экономических, идеологических, а также факторов имманентной логики совершенствования системы). Социальная защита, как феномен социальной политики, касается всех членов общества. Этот социальный институт определяет жизнь человека на всем ее протяжении. На сегодняшний день можно с уверенностью утверждать, что социальная защита населения признается одной из обязательных функций современного развитого государства и общества. Практически никем не ставится под сомнение ее необходимость и востребованность, однако весьма горячие споры о видах, формах, способах и конкретных мероприятиях, создающих ту или иную модель национальной системы социальной защиты, указывают на определенные проблемы в данной сфере.
В центре системы социальной защиты находится получатель социальных услуг. Его портрет меняется также динамично, как и современная жизнь. Он не хочет отставать от требований социальной реальности. Ждет поддержки своей активности и самостоятельности, стимулирования развития и совершенствование личностного потенциала.
Отмечая значимость результатов функционирования системы социальной защиты насе-
ления следует подчеркнуть, что сегодня ее возможности начинают отставать от реальных задач.
Характер новых вызовов требует изменить увеличение ресурсоемкости социальной защиты. Возможности государственного финансирования уже исчерпаны. Отметим, что на федеральном уровне социальная поддержка в настоящее время оказывается более 20 млн. человек, а это колоссальные средства, выделяемые из федерального бюджета, которые далеко не всегда приносят эффективные результаты.
Единственные выплаты, различные пособия и т.д. в целом не улучшают жизнь людей. Необходим переход от политики выживания к политике социального развития. А для этого, на наш взгляд, требуется кардинальный пересмотр исходной расчетной базы нормативов и стандартов.
Ключевая проблема существующей системы социальной защиты состоит в том, что она в большей степени направлена на выполнение государственного заказа, что детерминирует сложный комплекс зависимостей.
Тщательно продуманные программы социальной защиты помогут избежать перекосов в виде социального иждивенчества, в т.ч. будут стимулировать и экономический рост.
Понимая, что социальная субъектность современного человека требует принятия им большей ответственности за достойную жизнь и благополучие, необходимо не только разрабатывать механизмы рископревентивных мер, но внедрять их в образ жизни людей, которые до сих пор возлагают обязанности обеспечения социальной защиты граждан в основном на государство.
Причем важно не только способствовать изменению сознания получателей услуг, но и специалистов системы социальной защиты. Для разработки реализации эффективных стратегий будущего важно по-новому оценить функции и роль своей системы в социальном развитии общества.
Ведущим направлением социальной защиты является социальной обслуживание.
В рекомендациях Комитета по социальной защите EC от 10.08.2010 (The Social Protection Committee «A voluntary European quality framework for social services SPC/2010/10/8» предпринята попытка сформулировать общие
исследования
10Г11Я №1 2018
Таблица 1
Сравнительная таблица определений понятия «социальное обслуживание» в нормативно-правовых актах Российской Федерации
1111/% ник» 111 и и <|. ] |> 11' 11 и 11111.1 > Ж1ШШ>1И
ФЗ №442-®3 от 28 декабря 2013 г. «00 основах социального обслуживания граждан в РФ» Деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам; социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, рагювой ПОМОЩИ, В ТОМ числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширении его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
ФЗйт 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социальноО-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
ФЗ от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «0 социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» Деятельность по удовлетворению потребностей граждан пожилого возраста и инвалидок и социальных услугах. Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52495-2005. Деятельность социальных служб, направленная па предоставление социальных услуг, осуществление социальной реабилитации и адаптации граждан, находящихся и рудной жизненной ситуации.
критерии и принципы социального обслуживания. В указанной рекомендации констатируется, что в официальных документах ЕС не раскрывается содержание понятия «социального обслуживания», однако имеются два критерия, которые позволяют дать ему следующее определение.
Социальное обслуживание - это:
- установленные на основе законодательных и добровольных схем социального обеспечения, организованные различными способами услуги, охватывающие социальные риски, связанные со здоровьем, старением, несчастными случаями, безработицей, инвалидностью;
- другие услуги, обеспечивающие человеку возможность сохранить социальную сплоченность и облегчить социальное включение в жизнь общества.
Это услуги:
Во-первых, предназначены для оказания помощи людям, которые не могут самостоятельно преодолеть личные проблемы или кризисы (такие как отсутствие средств к существованию, безработица, семейное неблагополучие).
Во-вторых, они включают действия, позволяющие заинтересованным людям полностью повторно интегрироваться в общество (восстановление, обучение языкам для иммигрантов) и, в частности вступить на рынок труда (профессиональное обучение и реинтеграция).
В третьих, они также являются дополнением и поддержкой роли семей в заботе о самых молодых и самых старых членах общества в частности.
В четвертых, включают действия, чтобы объединить людей с долгосрочными проблемами здоровья или неспособности к самостоятельному проживанию.
В пятых, услуги также включают социальное жилье, для граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (табл. 1).
Определение социального обслуживания в виде деятельности социальных служб, направленных на предоставление социальных услуг, осуществление социальной реабилитации и адаптации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации содержится в разделе 2.2 «Виды социальных услуг» национального стан-
дарта РФ ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения».
В отличие от Закона от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ и Закона от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ, которые признаны утратившими силу, национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения» продолжает действовать, несмотря на его очевидные несоответствия с 422-ФЗ По мнению Ростехнадзора принятые в разные годы национальные стандарты будут продолжают действовать впредь до внесения изменений в них изменений в установленном порядке.
Понятие социальной услуги в отечественной и зарубежной практике является ключевым вопросом, поскольку от правовой формулировки зависит все остальное - возможность или невозможность конкретного человека обратиться за социальной помощью и объемы финансовых ресурсов, которые государство должно выделить на этот вид социальной защиты.
Таким образом определение понятия социальной услуги является важным рычагом управления со стороны государства для включения или исключения больших когорт населения в систему социального обслуживания. Например, в практике работы органов социальной защиты можно обнаружить много инструментов оценки нуждаемости в социальных услугах. Первоначально все страны применяли общие критерии влияющие на ухудшение физического состояния человека. Однако, с растущей долей пожилых людей с различными ограничениями жизнедеятельности, такие критерии начали пересматриваться в сторону их более строгого отбора.
Говоря о концептуальных подходах к развитию социального обслуживания важно обозначить его системные функции:
- функция изменности;
- функция коррекции работы механизмов самоорганизации и саморегуляции в обществе;
- функция стимулятора развития общества.
Тем самым, используя данные функции система социального обслуживания являясь главным поставщиком социальных услуг, в новых условиях общественного развития может обес-
печить не только доступность и качество услуг в соответствии с потребностями населения, но и значительно повысить качество жизни людей.
Таким образом социальное обслуживание приобретает новое методологическое звучание, как принципиально важного процесса в секторе социальной сферы.
Литература
1. Замараева, З.П. Социальная защита: учебное пособие / З.П. Замараева; Перм. гос. ун-т. -Пермь, 2009. - 244 с.
2. Каминсикй П.Л. Социальная политика государства: критерии и показатели эффективности / АНО «Совет по вопросам управления и развития». - М.: ООО «Деловые и юридические услуги «ЛексПарксис», 2014.- 1786 с.
3. Малофеев И.В. Развитие социальных услуг в современном обществе: теория вопроса: монография / И.В. Малофеев.- М.: ИПК ДСЗН, 2010.- 208 с.
4. Чагин Современные подходы к организации предоставления социальных услуг. Целевые потребительские субсидии (социальные ваучеры) и заказ на социальное обслуживание. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2006.16 с.
5. Холостова Е.И., Малофеев И.В. Система социального обслуживания населения: исторический экскурс и современный взгляд: Монография / Е.И. Холостова, И.В. Малофеев. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. - 368 с.
6. Доклад об итогах работы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в 2017 году и задачах на 2018 год. М., 2018, С.46-47.
Ссылки:
1 Доклад об итогах работы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в 2017 году и задачах на 2018 год. М., 2018, С.46
2 Там же. С.47
3 Холостова Е.И., Малофеев И.В. Система социального обслуживания населения: исторический экскурс и современный взгляд: Монография / Е.И. Холостова, И.В. Малофеев. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. - 368 с.